Как можно узнать прописку человека
Предоставление адресно-справочной информации
В какие сроки предоставляется государственная услуга по предоставлению адресно-справочной информации?
Срок предоставления государственной услуги составляет:
Как получить информацию о месте регистрации гражданина?
Для получения информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации необходимо лично подать письменное заявление в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на районном уровне или воспользоваться Единым порталом предоставления государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru о предоставлении адресно-справочной информации, которое должно содержать следующие обязательные реквизиты:
— фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, паспортные данные, дату заявления, личную подпись (электронную), почтовый адрес заявителя и контактный телефон (при наличии),
— полные (фамилия, имя, отчество (при наличии) в именительном падеже, дата и место рождения) либо неполные данные субъекта персональных данных в случаях, когда указать полные данные не представляется возможным (в случае получения адресно-справочной информации в отношении иного лица).
— согласие заявителя на предоставление его персональных данных запрашиваемому лицу (в случае получения адресно-справочной информации в отношении иного лица).
После получения такого заявления (обращения), запрашиваемому лицу направляется сообщение для принятия им самостоятельного решения о предоставлении свои персональных данных, в том числе о месте жительства (регистрации).
Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги.
Адресно-справочная информация предоставляется без взимания платы.
Выписка из домовой книги через Госуслуги
При совершении операций с недвижимостью и при получении некоторых видов государственных услуг требуется выписка из домовой книги. По факту это справка о прописанных в жилье гражданах. Самый удобный вариант заказать ее — подать заявление на выдачу на портале Госуслуги.
На практике с этим документом не все так просто. Дело в том, что его упразднили с 2018 года, соответственно, требовать выписку никто не может, так как это уже архивный документ. Так что, если вы хотите получить выписку из домовой книги через Госуслуги, у вас могут возникнуть сложности. Подробности — на Бробанк.ру.
Что такое домовая книга
Это реальная книга, в которой указаны все прописанные и выписанные граждане. Если это частный дом, книга заводится на него. Если это многоквартирный дом, то она представляет собой талмуд, где записаны сведения обо всех жильцах.
В итоге, например, человеку нужно получить документ о прописанных в квартире гражданах для какой-то сделки или по просьбе госоргана. Он идет в паспортный стол, там специалист находит книгу по искомому дому, открывает страницу с нужной квартирой и переписывает информацию о прописанных в справку. Документ заверяется подписью и печатью паспортиста.
Согласитесь, что такая форма получения информации о прописанных — вчерашний век. В наше время современных технологий и цифровизации ведение домовых книг в реальном виде стало чем-то историческим. В итоге их упразднили как документ.
Сейчас сведения о зарегистрированных в квартирах и домах гражданах перенесены в электронную базу МВД.
Теме не менее, как архивный этот документ сохранен. Порой он требуется для судебных процессов, для подтверждения степени родства и тому подобное. В этом случае нужно обращаться лично в МФЦ.
Важность получения сведений о прописанных
После того как выписки из домовой книги упразднили как докумен, многие пришли в замешательство. Особенно представители банков и агентств недвижимости. Выписки, заказываемые на Госуслугах или в МФЦ, служили важным документом, который указывал на зарегистрированных в помещении жильцов.
Можно было заказать два варианта:
В итоге выписка из домовой книги играла важную роль в юридической оценке сделки. На ее основании можно было отследить возможные риски. В итоге исключались ситуации, когда человек купил квартиру, а через пару месяцев появлялся ранее выписанный временно жилец, который оформлял обратную прописку.
Если вы намерены получить выписку из домовой книги на Госуслугах, это невозможно, так как документа не существует. Для получения архивной записи обращайтесь к местной организации.
Как получить выписку, если нужна именно она
Если вам для решения какого-то вопроса нужна именно архивная выписка из домовой книги, то онлайн через Госуслуги ее не получить. Но на государственном портале есть информация о способе выдачи документа:
Найти описание услуги на портале можно через форму поиска. Как видно, кнопки “Получить услугу” на сайте нет, соответственно, через Госуслуги выписка из домовой книги не выдается.
Но портал указывает на то, кто оказывает услугу по месту проживания гражданина. В данном случае — администрация района. А получить документ можно, обратившись к администрации лично, по Почте, по электронной почте. Или же можно просто подать заявление на выдачу архивной справки в МФЦ.
По данным портала Госуслуги услуга оказывается гражданам бесплатно, и в случае личного обращения заявитель сразу получает документ. Если запрос подается по почте — в течение 3 рабочих дней после обращения.
Как получить справку о прописанных в квартире гражданах
По привычке справки такого типа многие продолжают называть выписками из домовой книги, хотя по факту это совершенно другой документ. Сейчас это справки определенной, установленной законом формы.
Вообще, о способах получения документа можно узнать у того, кто его требует. Например, если вам говорит это риелтор или представитель банка, где вы планируете взять ипотеку, он же и даст инструкцию по тому, куда обращаться.
К сожалению, после упразднения выписок из домовых книг в виде простой справки с перечнем прописанных жильцов на рынке недвижимости образовалась некоторая яма незнания. Вроде как это важный документ, который много где нужен. Но порой даже юристы и риелторы точно не знают, где взять аналог старой справки.
Вообще, сейчас все доведено до автоматизма. И если, например, информация о прописанных жильцах требуется для какого-то государственного органа или компании ЖКХ, суда, то они могут своими силами направить запрос в базу межведомственного оборота и получить сведения.
Если выписку из домовой книги или справку о прописанных просит какой-то госорган, рекомендуем обратиться к его руководителю с вопросом, на каком основании. Орган сам должен запросить сведения.
Самостоятельно получить информацию в виде соответствующего документа, можно:
В обоих случаях сведения предоставляются только собственнику на основании соответствующего документа и паспорта. Третьи лица доступ к информации не имеют, так как она является конфиденциальной.
Справка с перечнем прописанных стандартно выдается сразу на месте. Орган делает запрос в общую базу, тут же получает информацию и формирует необходимый документ, заверяет его печатями и подписью уполномоченного лица. Услуга предоставляется гражданам бесплатно.
Есть ли информация о зарегистрированных в выписке из ЕГРН
Граждане, которые сталкиваются с тем, что не могут заказать выписку из домовой книги через Госуслуги, часто ищут альтернативные дистанционные варианты. И часто они обращают внимание на вписку из ЕГРН, которая с недавнего времени заменила свидетельства на собственность.
Есть стандартная и расширенная выписка. В стандартной указываются основные характеристики объекта, наличие или отсутствие обременений, перечень собственников. В целом, такой выписки достаточно для подтверждения права собственности.
В расширенной версии можно увидеть историю смены собственников, что крайне важно при совершении сделок с недвижимостью, с определением юридической чистоты объекта. И выписку из ЕГРН как раз-таки и можно заказать на Госуслугах в отличие от выписки из домовой книги или соответствующей справки.
Только вот в выписке из ЕГРН содержатся сведения только о собственниках. А, как известно, они и прописанные граждане — это совершенно разные понятия. Так что, информации о зарегистрированных жильцах документ не даст. Вам нужно обращаться в МФЦ или свой паспортный стол.
Постоянная регистрация: главное о прописке по месту жительства
По закону все россияне должны быть зарегистрированы по месту жительства или пребывания. Чем регистрация отличается от прописки, для чего она нужна, в каких помещениях можно регистрироваться и что будет, если человек нигде не зарегистрирован, рассказываем в материале «РБК-Недвижимости».
Содержание
Что такое прописка
«Прописка» — это советский термин, впервые появившийся в 1925 году в постановлении Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях». В то время активно вводились гражданские паспорта, и с помощью прописки государство контролировало миграцию граждан (и могло влиять на нее). Чтобы прописаться в том или ином населенном пункте, человеку требовалось разрешение властей.
На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе. Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки. Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.
Сегодня юридического термина «прописка» не существует, это пережиток советских времен. Сейчас, говоря о прописке, в имеется в виду регистрация. Она бывает временная и постоянная.
Отличие постоянной регистрации от временной
Временная регистрация — это регистрация по месту пребывания, то есть по адресу, по которому он собирается жить какое-то время. Этим местом может быть не только квартира или дом, но и больница, санаторий, отель или хостел. Оформляется временная прописка, если человек находится не по месту своего проживания более 90 дней. Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок — от 90 суток до пяти лет.
Зачем нужна постоянная регистрация
Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет. Именно для этого в первую очередь существует регистрация — постоянная и временная.
Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.
Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.
Без штампа в паспорте, скорее всего, не получится проголосовать на выборах или заключать договоры. Мало кто решится заключать договор с лицом без определенного места жительства или пребывания, поскольку повышаются риски исполнения обязательств перед второй стороной, например банком. Без регистрации сложнее зарегистрировать ИП или юридическое лицо.
Где можно оформить регистрацию
Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях). Нельзя оформить постоянную прописку в апартаментах, поскольку они относятся к нежилым помещениям. В апартаментах можно оформить только временную регистрацию. Это одна из причин постоянных дискуссий вокруг статуса апартаментов.
Ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.
А вот временная регистрация возможна не только в квартирах и домах, но и гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).
Постоянная регистрация на даче
С 1 января 2019 года стало возможным зарегистрироваться на даче. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2017 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности. В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей. В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.
Перевод дачи в жилой дом, помимо прописки, дает и ряд других преимуществ будущему владельцу. Во-первых, собственник сможет получить имущественный налоговый вычет, что возможно только при приобретении жилой недвижимости. Во-вторых, он сможет оформить местный тариф на электричество, который намного ниже (примерно на 30%), чем в городе. В-третьих, жилой статус дома может обеспечить ему более высокую цену при продаже.
Можно ли жить без постоянной прописки
По закону, если место жительства меняется, в течение семи дней нужно прописаться по новому адресу. Но ситуации, когда у человека нет постоянной прописки, возможны. Например, если он продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.
Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.
Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.
Постоянная регистрация: риски для собственника
Регистрация других лиц в квартире может таить риски для собственника. Регистрация наделяет прописанных в квартире правом проживания и пользования жильем, но они не могут продать квартиру. При этом собственник не может самостоятельно выписать этих лиц из квартиры по своей инициативе, если они не захотят сделать это добровольно, отметил член Ассоциации юристов России (АЮР) Артем Коростелев.
«Принудительное снятие с регистрационного учета осуществляется исключительно в судебном порядке. Поэтому лучше при регистрации устанавливать срок, так проблем будет однозначно меньше. В ином случае в суде потребуется доказывать, что лицо утратило интерес в пользовании», — посоветовал юрист.
Также риск возникает тогда, когда необходимо продать или подарить недвижимость, а новый собственник не захочет делить свои квадратные метры с теми, кто сегодня в ней зарегистрирован, добавил основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.
При этом основной схемой, связанной с постоянной регистрацией по месту жительства, является массовая прописка граждан или фиктивная регистрация, продолжил член АЮР. Обычно собственники прописывают за вознаграждение на свой жилплощади людей, которым требуется формальная регистрация в определенном городе. «Прописывая большое количество людей в одну или две комнаты, один собственник чинит таким образом препятствия другому, заставляя его отказаться от своей доли или делая жизнь в квартире затруднительной», — добавил Вадим Ткаченко.
Законодательством предусмотрена ответственность за такие действия. За фиктивную прописку собственник может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.15.2 КоАП РФ или к уголовной согласно ст. 322.2 УК РФ.
Как прописаться в квартире
Подать документы для регистрации по месту жительства можно несколькими способами:
· в центре госуслуг «Мои документы» того района, где находится жилье;
· в управляющей компании вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.
Список документов:
· заявление, подписанное вами или собственником помещения;
· документ о праве собственности на жилье: по желанию, но лучше его предоставить;
· документ, который подтверждает основание для вселения, если нет права собственности: договор найма, решение суда;
· согласие совершеннолетних пользователей помещения, наймодателя, других собственников;
· акт о назначении опекуна или попечителя, если они есть.
Документ, который подтверждает снятие с регистрации по прежнему месту жительства, не нужен. Регистрацию по предыдущему адресу снимают автоматически при оформлении новой.
Как сняться с постоянной регистрации
Данная процедура необходима, когда человек переезжает на новое место жительства, покупает квартиру или уезжает из России. Сняться с регистрационного учета можно, обратившись с заявлением лично или подав документы в ближайший МФЦ. Причем сняться с учета можно не только по месту прописки, но и в любом регионе России. Государство оказывает данную услугу бесплатно, назначая штрафы только в тех случаях, когда была просрочена регистрация на старом месте жительства (по временной регистрации).
Если человек не знает нового адреса или не может его указать, в заявлении отмечается «адрес нового места жительства неизвестен». Если уже известно новое место жительства, то одновременно с заявлением на регистрацию по новому адресу заполняется и заявление на снятие с регистрации по старому. Подать заявление можно и за границей. Нужно заверить его у нотариуса и удостоверить подписью в дипломатическом представительстве.
При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно. Достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение.
В случае если у человека есть несовершеннолетние дети, то они снимаются автоматически с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если новое место жительство неизвестно, то можно снять несовершеннолетнего с учета в общем порядке.
Как проверить человека бесплатно по базам данных
И не нарушить закон
Еще несколько лет назад все базы данных были закрытыми, но сейчас ситуация изменилась.
Все больше данных становятся доступными для всех, у кого есть интернет. Чтобы получить информацию, уже не нужны связи и секретные коды: доступ к открытым базам бесплатный.
Правда, это работает не так, как показывают в фильмах, где по одному клику компьютер выдает подробный рассказ о человеке: когда родился, где живет, что ест и одежду какого размера носит. Получить можно только ту информацию, которую человек сам о себе когда-то предоставил.
Расскажу, какими данными мы имеем право пользоваться и как они могут сберечь деньги и имущество.
Что вы можете проверить
Что такое открытые базы данных
Государство имеет право собирать информацию о физических и юридических лицах — в той мере, в какой это нужно для его функционирования. Неважно, является человек гражданином РФ или просто приехал в страну по рабочей визе — информация о нем будет фиксироваться в базах данных.
Бытует мнение, что государство не должно собирать никакой частной информации: многие считают это нарушением гражданских прав, которое ведет к тотальному контролю. На самом деле сбор многих данных необходим для нормальной работы государственных институтов и защиты прав населения. Например, сведения о регистрации автотранспорта нужны не только для начисления транспортного налога — еще они позволяют найти виновников ДТП.
Базы данных могут собирать государственные органы, коммерческие организации и частные лица.
Например, база с паспортными данными россиян и база данных ГИБДД — государственные. Посторонние не имеют к ним полного доступа.
Если же каршеринговая фирма создает базу данных своих автомобилей и клиентов сервиса — это коммерческая база. Ответственность за сохранность этих сведений несет сама компания.
Кроме того, почти у каждого человека есть своя собственная база данных — список номеров в телефоне. Это персональные данные, которыми человек распоряжается с согласия владельцев телефонных номеров. Если владелец просит никому не давать его номер — необходимо соблюдать договоренность.
В любой из этих баз информация делится на две категории.
Персональные данные. К ним относится все, что позволяет связать информацию с конкретным физическим лицом.
Например, человек купил машину, открыл банковский счет, заключил брак или у него появились дети. Государство обо всем этом знает, но просто так никому ничего рассказывать не имеет права: для этого нужно согласие гражданина либо решение уполномоченного органа.
Обычно человек сам распоряжается этими сведениями. Например, рассказывает друзьям или уведомляет работодателя: «У меня ребенок родился, хочу на него материальную помощь получить».
Работодатель, даже если знает о личной жизни работника, не имеет права ничего разглашать. Кроме тех случаев, когда передача персональных данных происходит с согласия владельца.
Есть информация, которая не относится к персональным данным либо согласие владельца на обработку которой вообще не требуется. К ней относятся:
Данные о документах человека. Эта информация не раскрывает личные сведения о человеке, а связана с выданными на его имя документами — например, с дипломом об окончании института.
Так, если вы собираетесь заключить договор займа с другим человеком, по номеру его паспорта можно проверить, не числится ли документ среди утерянных или украденных. Знать ФИО или дату рождения при этом не обязательно.
Законно ли проверять человека по открытым базам данных
Проверить по открытым базам можно любого человека. Если информация относится к общедоступной, то есть доступ к ней не органичен, для проверки достаточно иметь лишь доступ к интернету.
Чтобы получить сведения, доступ к которым по закону ограничен, потребуется основание — возбужденное уголовное дело, исполнительное производство и так далее. При этом неважно, кто ограничивает доступ. Сведения о номере мобильного телефона хранятся у оператора связи, сведения о банковских счетах — в банке, а информация о недвижимости — в федеральной базе данных Росреестра. Все эти организации — и частные, и государственные — в России подчиняются одним и тем же законам.
Объясню на примере, как все это работает:
У Василия есть деньги на счете и дача в Подмосковье. Он не хочет, чтобы родственники узнали, сколько у него денег, поэтому скрывает эти сведения. Ни банк, ни супруга Василия не имеют права их разглашать — это персональные данные.
Но, допустим, правоохранительные органы подозревают, что Василий заработал состояние не честным путем, а на торговле наркотиками. А дачу вообще получил в качестве взятки. При наличии уголовного дела и банк, и Росреестр обязаны предоставить все сведения. Но не родственникам, а провоохранительным органам.
Если у Василия нет проблем с законом и он сам желает выложить выписки с банковских счетов и адрес дачи в соцсетях на своей страничке — никто ему не запретит. Сведения эти касаются только его, поэтому распоряжаться ими Василий может по своему усмотрению. В таком случае с информацией может ознакомиться любой человек.
Как победить выгорание
Какую информацию можно получить из открытых баз данных
Из открытых баз данных можно получить только общедоступную информацию. Но не любая информация, которая попала в сеть, автоматически становится общедоступной.
Например, фирма разместила на собственном сайте ИНН, ОГРН, полные данные директора и реквизиты счета, чтобы клиенты могли оплачивать заказы. Такая информация считается общедоступной: к ней имеет доступ любой пользователь интернета. Если эти сведения попадут в общедоступные базы данных, это не будет нарушением.
А вот база данных с интимными фотографиями граждан, которые, например, похитили хакеры и разместили в интернете, может быть доступна только до тех пор, пока ее не заблокируют правоохранительные органы по заявлению потерпевшего. Распространять такие сведения в открытом доступе закон запрещает.
Также общедоступными считаются данные о документах человека. Например, каждый может проверить перед покупкой автомобиль или квартиру по реестру залогов. Таким образом можно убедиться, что эту собственность потом не заберет банк. А проверка паспорта позволяет избежать ситуации, когда вы даете деньги взаймы человеку с украденными документами.
Как видим, проверка по базам данных — это не операция из фильмов про разведчиков, а вполне жизненная ситуация, которая позволяет застраховаться от неприятностей.
Как проверить человека по открытым базам данных
В большинстве случаев потребуется только доступ в интернет, а также исходные данные, по которым ищется информация — например, фамилия, имя, отчество или номера документов.
На момент написания статьи в России доступны открытые базы следующих ведомств:
Расскажу подробнее, как они работают и какую информацию предоставляют.
Проверка паспорта
Чья база. Управления по вопросам миграции МВД России.
Что можно сделать. По этой базе можно проверить:
Что нужно знать для проверки. Серию и номер паспорта.
Кому и когда может помочь. Сервис пригодится тем, кто дает деньги взаймы, сдает недвижимость или другое имущество в аренду.
Проверить, легальна ли регистрация в паспорте
Чья база. Управления по вопросам миграции МВД России.
Что можно сделать. Проверить, соответствует ли номер паспорта адресу регистрации по месту пребывания или месту жительства гражданина РФ.
Что нужно знать для проверки. Номер, серию паспорта, дату его выдачи и регион, в котором зарегистрирован человек.
Кому и когда может помочь. Проверка поможет тем, кто дает в долг или сдает в аренду имущество. Искать потом человека можно по месту регистрации. Но если место регистрации вымышленное или не соответствует реальному, проще не иметь дел с таким человеком.
Проверить разрешение на работу
Чья база. Управления по вопросам миграции МВД России.
Что можно сделать. Проверить, действительно ли разрешение на работу у иностранных граждан и у лиц без гражданства. Как правило, такие разрешения требуются гражданам, которым для въезда в Россию нужна виза. Большинство мигрантов из СНГ работают по патенту — их не всегда можно проверить по этой базе данных.
Что нужно знать для проверки. Серию и номер документа.
Что можно узнать. Проверить, легально ли человек работает на территории России.
Кому и когда может помочь. Сервис в первую очередь предназначен для руководителей и кадровых работников предприятий, на которых трудятся иностранцы.
Сослаться на то, что руководство предприятия не знало о поддельном разрешении, не получится: сервис доступен для всех, он бесплатный и проверить работников никто не мешал.
Сервис может быть полезен и частным лицам, например тем, кто нанимает бригады жителей ближнего зарубежья для ремонта квартир и строительства. Гарантий это не дает, но поможет избежать потенциальных проблем с правоохранительными органами — не остаться в середине ремонта без рабочих, задатка и строительных материалов из-за того, что у бригады внезапно истек срок разрешения на работу и их депортировали на родину. А еще это поможет избежать штрафа за работу без разрешения.
Проверить приглашение на въезд в страну
Чья база. Управления по вопросам миграции МВД России.
Что нужно знать для проверки. Номер приглашения, серию и номер бланка приглашения.
Что можно узнать. Граждане России и юридические лица могут пригласить иностранца — в гости или для работы. Пригласить можно самих работников и членов их семей. Порядок приглашения утверждается специальным регламентом.
Приглашение — это основание для государства, чтобы выдать визу иностранцу или лицу без гражданства. О том, как правильно оформить приглашение, мы рассказывали в статье «Как оформить приглашение в Россию для иностранца».
Кому и когда может помочь. Рядовым гражданам обычно не требуется проверять достоверность приглашений. Но для государства и организаций такая возможность есть: приглашение может оказаться поддельным.
Проверить запрет на въезд в страну
Чья база. Управления по вопросам миграции МВД России.
Что можно сделать. Проверить, запрещало ли МВД человеку въезд на территорию РФ.
Что нужно знать для проверки. Понадобится фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, номер паспорта — заграничного или национального. Данные человека придется вводить в латинской транслитерации.
Что можно узнать. Проверка покажет, может ли иностранец или лицо без гражданства работать в РФ и нет ли ограничений на въезд.
Кому и когда может помочь. Пригодится тем, кто нанимает на работу граждан других стран, лиц без гражданства. Бывает так, что человека выдворили с запретом на повторный въезд, а он пересек границу нелегально.
Также будет полезно тем, кто знакомится с иностранцами через интернет либо планирует создать с ними семью.
Проверить исполнительные производства
Чья база. Федеральной службы судебных приставов.
Что можно сделать. Узнать о заведенных в отношении человека исполнительных производствах.
Что нужно знать для проверки. Регион регистрации, фамилию, имя, отчество и дату рождения.
Что можно узнать. Узнаем номер и дату возбуждения исполнительного производства, реквизиты исполнительного документа, размер задолженности, наименование и адрес отдела судебных приставов, данные пристава и его телефон.
Кому и когда может помочь. Полезно тем, кто дает в долг, работодателям и желающим узнать о проблемах коммерческих партнеров.
А еще таким образом можно отслеживать финансовые проблемы своих близких: например, не взыскивают ли с любимого дяди, живущего в соседнем городе, долги за коммунальные услуги, или не набрал ли сын-студент кредитов, с которыми не может рассчитаться.
Узнать ИНН
Чья база. Федеральной налоговой службы.
Что нужно знать для проверки. Понадобятся полные данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта.
Что можно узнать. Если у человека есть ИНН — база покажет его номер.
Кому и когда может помочь. Сам по себе ИНН ни о чем не скажет, но пригодится для дальнейших проверок.
Проверка налоговой задолженности
Чья база. Федеральной налоговой службы.
Что нужно знать для проверки. Понадобится ИНН.
Что можно узнать. Сервис покажет, есть ли задолженность.
Кому и когда может помочь. Полезно для тех, кто дает в долг, и для работодателей.
Логика тут простая: если у человека есть неуплаченные налоги, возможно, это не повод для того, чтобы не иметь с ним дел. Но причины возникновения задолженности все же стоит уточнить.
Если человек просто забыл заплатить — это одно. Рассчитается с государством — и никто к нему претензий иметь не будет. Но если у него долги за несколько лет и приставы не могут его найти — иметь с ним дела может оказаться рискованным.
Проверка индивидуального предпринимателя
Чья база. Федеральной налоговой службы.
Что нужно знать для проверки. Понадобится ИНН, а если он неизвестен — фамилия, имя, отчество.
Что можно узнать. Можно узнать сведения о видах деятельности ИП и когда человек зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя.
Кому и когда может помочь. Пригодится тем, кто проверяет контрагентов. Допустим, один индивидуальный предприниматель хочет купить у другого дрова. Начинает проверять, а у того единственный вид деятельности — предоставление микрозаймов. Это уже повод задуматься.
Обычным гражданам сервис тоже может быть полезен: с его помощью можно проверить, например, интернет-магазин, в котором товар заказывается впервые.
Проверить самозанятого
Чья база. Федеральной налоговой службы.
Что можно сделать. Узнать, зарегистрирован ли человек в качестве самозанятого.
Что нужно знать для проверки. Понадобится ИНН.
Что можно узнать. Можно узнать, действительно ли человек зарегистрирован как самозанятый или просто называет себя таковым.
Кому и когда может помочь. Пригодится всем, кто пользуется услугами самозанятых. Можно убедиться, что репетитор, сантехник, юрист или домработница действительно используют специальный налоговый режим, а не являются самозванцами.
Проверить, запрещено ли человеку занимать должность
Чья база. Федеральной налоговой службы.
Что можно сделать. Проверить реестр лиц, которые лишены права занимать определенные должности.
Что нужно знать для проверки. Понадобится фамилия, имя, отчество и дата рождения.
Что можно узнать. Можно узнать, есть ли решение суда о том, что человек ограничен в праве занимать определенные должности — например, в коммерческих организациях, в муниципальных, федеральных, государственных службах и в исполнительных органах. А также может ли человек предоставлять муниципальные или государственные услуги, участвовать в подготовке спортсменов и многое другое.
Кому и когда может помочь. Сервис в первую очередь предназначен для работодателей, руководителей предприятий и организаций.
Проверить наличие судебных разбирательств
Чья база. Судебного департамента.
Что можно сделать. Проверить, участвует ли человек в судебных тяжбах:
Что нужно знать для проверки. Понадобится фамилия, имя и отчество человека.
Что можно узнать. Будет видно, участвовал ли человек в судебных разбирательствах, и если да — то в какой роли. Полной гарантии такой способ не дает: во многих судебных актах личные данные удаляют. Но иногда такая проверка помогает.
Кому и когда может помочь. Когда нужно узнать, в каких судебных разбирательствах участвовал человек.
Например, бывает, что юрист рассказывает о сотнях выигранных процессов, но в судебных актах он не упоминается ни разу.
Или человек обещает инвестировать ваши деньги, а в отношении него ведется судебное разбирательство по факту мошенничества. Это повод насторожиться.
Проверка по базе ГИБДД
Чья база. ГИБДД России.
Что можно сделать. По базам данных ГИБДД можно проверить:
Что можно узнать. База покажет, есть ли у человека неуплаченные штрафы, не лишался ли он водительского удостоверения, не участвовал ли автомобиль в ДТП, которые оформлялись сотрудниками ГИБДД, не прекращена ли регистрация на автомобиль.
Кому и когда может помочь. Многие водители часто проверяют сами себя — не выписали ли им штраф. Эти сервисы полезны для тех, кто нанимает водителей на работу: так снижается вероятность взять человека, лишенного права управления.
А еще такие базы данных нужны тем, кто сдает в аренду автотранспорт, покупает и продает автомобили.
Находится ли имущество в залоге
Чья база. Нотариальной палаты.
Что можно сделать. Узнать, находится ли имущество в залоге.
Что нужно знать для проверки. Потребуются ФИО залогодателя, при проверке автомобиля — его вин-код.
Что можно узнать. Имеет ли машина или квартира обременения. Если имущество заложено — держатель долга может требовать его погашения либо конфисковать имущество.
Кому и когда может помочь. Всем, кто покупает имущество. О том, как это работает, можно почитать в наших статьях:
Узнать, жив ли человек
Чья база. Нотариальной палаты.
Что можно сделать. Узнать, жив ли человек, а если умер — есть ли в отношении него наследственное дело.
Что нужно знать для проверки. Нужны фамилия, имя, отчество, дата рождения и дата смерти — если она известна.
Что можно узнать. Никаких гарантий этот способ не дает: если наследственное дело не открывалось, сведений в реестре точно не будет. Но если открывалось — будет известно, осталось ли после его смерти наследство.
Кому и когда может помочь. Пригодится потенциальным наследниками.
О том, как это работает, мы рассказывали в статьях:
Проверить террористов и экстремистов
Чья база. Росфинмониторинга.
Что можно сделать. Проверить наличие человека или материалов в реестрах:
Что нужно знать для проверки. Фамилию, имя, отчество и дату рождения человека либо название материала — например, книги или статьи.
Что можно узнать. Считает ли государство того или иного человека террористом или экстремистом.
Кому и когда может помочь. Прямого запрета на общение и контакты с людьми, которые признаны террористами или экстремистами, в законе нет. Но даже простые бытовые контакты могут привести к определенным последствиям: как минимум — к неприятной беседе со следователем, как максимум — к блокировке банковских счетов и непредвиденным расходам на адвоката.
То же самое и с экстремистскими материалами: за их распространение, возможно, придется отвечать. Поэтому лучше убедиться заранее, с кем имеете дело, и потом уже принимать решение.
О том, как работают законы об экстремизме, мы рассказывали в статьях:
Находится ли человек в розыске
Что можно сделать. Проверяем, находится ли человек в розыске:
Что нужно знать для проверки. Понадобятся фамилия, имя, отчество и дата рождения. На сайтах Интерпола и ФБР данные придется вводить на английском.
Кому и когда может помочь. Пригодится всем — от работодателей до девушек, ищущих общения на сайтах знакомств.
Проверить документы об образовании
Чья база. Рособрнадзора — эта организация подчиняется Министерству образования РФ.
Что нужно знать для проверки. Понадобится фамилия, серия, номер и дата выдачи диплома.
Что можно узнать. Узнаем, настоящий диплом у человека или куплен в переходе.
Кому и когда может помочь. Работодатели и наниматели могут убедиться, что диплом у человека настоящий.
Проверить, запрещен ли гражданину РФ выезд за границу
Чья база. Федеральной нотариальной палаты.
Что нужно знать для проверки. Понадобится фамилия, имя, отчество, дата рождения и регион проживания.
Что можно узнать. Есть ли у человека задолженности, которые препятствуют выезду за границу.
Кому и когда может помочь. Пригодится всем: можно и себя проверить, и человека, которого планируется принять на работу или одолжить ему денег.
Проверить реестр доверенностей
Чья база. Федеральной службы судебных приставов.
Что можно сделать. Проверить, действительна ли доверенность, которую удостоверил нотариус, и отменен ли документ, если он был совершен в простой письменной форме.
Что нужно знать для проверки. Реестровый номер доверенности, дату выдачи и какой нотариус ее удостоверил.
Что можно узнать. Есть ли у человека отозванные доверенности.
Кому и когда может помочь. Пригодится при любой сделке, на которой интересы собственника представляет его доверитель. Если выяснится, что доверенности нет в реестре или она отозвана, от сделки лучше отказаться.
Проверить выписку из ЕГРН
Чья база. Росреестра.
Что можно сделать. Получить выписки из ЕГРН:
Что нужно знать для проверки. Понадобится адрес, по которому проживает человек. Еще потребуется регистрация на портале госуслуг.
Что можно узнать. Принадлежит ли человеку недвижимость. Услуга платная: от 250 до 1100 Р в зависимости от сведений, которые нужны.
Кому и когда может помочь. Пригодится при любых сделках с недвижимостью.
Проверить, является ли человек банкротом
Чья база. Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
Что нужно знать для проверки. Понадобится фамилия, имя, отчество, адрес и регион проживания человека.
Что можно узнать. Признан ли человек банкротом.
Кому и когда может помочь. Пригодится тем, кто дает в долг: крайне маловероятно, что банкрот сможет что-либо вернуть.
Стоит ли платить агентствам за проверку по базам
Все указанные выше базы данных — бесплатные. С их помощью любой может проверить, что интернет-магазин на самом деле существует, а новый друг с сайта знакомств не находится в розыске за неуплату алиментов.
Есть посредники, которые проверяют по открытым базам данных сразу большое число лиц — от нескольких человек до десятков. Обычному человеку, как правило, такая услуга не требуется. А вот кадровые агентства могут таким образом проверить, например, целый коллектив водителей — не лишены ли они прав.
Услуга стоит 150—200 Р за каждого проверяемого. Оплатить можно с карты, а затем получить отчет на электронную почту. В данном случае плата — в основном за экономию времени.
Покупатель услуги ничем не рискует: обращение к открытым базам законно, а как это делается — самостоятельно или через посредника, — не имеет значения.
Но нужно внимательно смотреть, что именно предлагает посредник. Если он говорит о проверке по закрытым базам данных, а в качестве дополнительной услуги предлагает «пробить» телефонный номер или банковский счет — вероятно, вы имеете дело с мошенником.
На примере ниже за 300 Р мошенники предлагают проверку по некой якобы государственной базе данных «Параграф»: утверждают, что в ней содержатся соцсети и телефоны людей. О том, что государство ведет подобную базу данных, я, как бывший сотрудник полиции, даже не слышал. Единственная информационная система с таким названием, насколько мне известно, существует в образовательных учреждениях: в ней можно вести электронные журналы, составлять планы уроков и так далее. Но к спецслужбам это не имеет никакого отношения.
Учебно-методическое пособие об АИСУ «Параграф»PDF, 1.9 МБ
О том, как отличить предложения мошенников от реальных сервисов проверки баз данных, мы рассказывали в статье «Проверяем сервисы, которые проверяют нас».