Как музыка связана с наукой
Презентация к уроку музыки на тему «Связь музыки с другими науками»
Описание разработки
С какими науками связана музыка.
Связь с физикой – звук.
Звук – физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных и человека.
В музыке звуки делят на 2 основных типа.
Связь с психологией – воздействие разной музыки на человека.
Слушая ту или иную музыку человек испытывает разные эмоции. Например: слушая классику обычно успокаиваешься, расслабляешься, а слушая тяжёлый рок увеличивается раздражимость, напряжённость.
Содержимое разработки
Связь музыки с другими науками
С какими науками связана музыка
Связь с физикой – звук
В музыке звуки делят на 2 основных типа
Связь с психологией – воздействие разной музыки на человека
Связь с биологией – разные процессы, проходящие в теле
Связь с математикой – точность
Пример мажорных и минорных трезвучий
Связь с историей – существование музыки
Связь с литературой – влияние на человека
Связь с изобразительным искусством – искусство
Откуда берутся странные научные открытия, или как музыка может стать терапией и повышать иммунитет
А может ли человек не только использовать издаваемые или слушаемые звуки общения, но и воздействовать ими на свою физиологию, регулировать выработку гормонов, деятельность иммунной системы? Положительный ответ на этот вопрос подсказывают сразу две Игнобелевские премии по медицине за 1997-й и 2013-й. Первую из них получили Карл Чарнетски и Фрэнсис Бреннан-младший из пенсильванского Университета Уилкса, а также их коллега Джеймс Харрисон, работавший в знаменитой компании Muzak. Эта компания известна тем, что с 1930-х годов доставляла музыку на виниловых пластинках и по проводному радио для фонового проигрывания, например, на предприятиях для повышения производительности труда, в супермаркетах для увеличения продаж. Сейчас слово «muzak» стало нарицательным и обозначает фоновую музыку для коммерческих целей. Лауреаты же установили, что прослушивание «музака» в лифтах повышает уровень иммуноглобулина, то есть предотвращает простуду. Вторая премия досталась японско-китайскому коллективу из нескольких токийских клиник во главе с Масанори Ниими с кафедры хирургии Университета Тейко. Они добились успеха в изучении положительного влияния прослушивания оперы на здоровье пациентов после пересадки сердца; изюминкой работы стало не использование оперной музыки, а то, что пациентами были мыши.
Полвека тому назад мир был молод, задорен и исследователи, особенно склонные добывать и использовать новые знания, совершали многие безрассудства, которые сейчас вызвали бы в лучшем случае скептическую улыбку, а то и остракизм со стороны коллег. Например, не успела высохнуть типографская краска на страницах журнала со статьей об эффекте Моцарта, согласно которому интеллектуальный коэффициент детей, слушающих музыку этого композитора, значимо увеличивается, как во многих школах стали на уроках включать произведения великого композитора. Да что там школы, классическая музыка зазвучала в коровниках и, по слухам, благотворно повлияла на прирост надоев у коров. Только появились данные о том, что у воды есть структура и она может, меняясь под действием звуков, оказывать воздействие на живые существа, как звуки симфоний стали разливаться над полями, поднимая урожайность зерновых на добрые 10–15%. Тогда же появилась и мысль, что улыбка — это не следствие хорошего настроения, наоборот, хорошее настроение можно индуцировать посредством улыбки. То есть начинаешь улыбаться, и вскоре ипохондрия уходит, а мир начинает выглядеть в розовом цвете. Да, много подобных чудес можно найти в старых подшивках научных, научно- популярных и околонаучных изданий.
Но вот наступил новый век, и постаревший мир, остепенившись, стал поверять эти ранние фантазии научной методологией. В результате многие легкомысленно открытые феномены испарились — например, тот самый эффект Моцарта. И в то же время точные измерения показали, что доля истины в тех фантазиях была: какое-то влияние на физиологические процессы и здоровье могут оказывать такие эфемерные стимулы, как правильно построенная последовательность звуков, а то и вовсе какие-то положительные эмоции.
А для объяснения того факта, что «музак», по сути, вызывает иммунный ответ, предложено целых четыре варианта. Первый — такая музыка приводит к общему расслаблению организма, то есть снятию стресса с соответствующим улучшением иммунитета. Второй — она вызывает положительные эмоции. Третий — музыка оказывает системное воздействие, изменяя работу большого числа органов, регулирующих физиологию, например сказывается на работе различных мозговых структур (и это зафиксировано с помощью томографии). Такое воздействие и проявляется, в частности, в изменении уровня иммуноглобулина. И, наконец, музыка влияет на активность кортикальных нейронов, что, в свою очередь, может влиять на иммунную реакцию. Как видно, простым объяснением, связанным с эмоциями, обойтись никак нельзя.
Сложности добавляет и вторая работа, отмеченная Игнобелевским комитетом, в которой будущие лауреаты после операций по пересадке сердца мышам давали им прослушивать различные музыкальные произведения — от оперы и современного рока до звуков разных частот. Эффект оказался ярко выраженным: если большинство мышей умирали в течение нескольких дней после операции, то именно те, что слушали в течение недели после операции по нескольку часов в день записи оперной музыки или произведений Моцарта, жили чрезвычайно долго — от 20 до 80 дней и более! И опять-таки, в положительном воздействии музыки оказалась задействована иммунная система: изменялось содержание в крови различных, имеющих к ней отношение веществ и их соотношений, например интерлейкинов и гамма-интерферона.
Но самое интересное, что существенно изменилась популяция клеток-убийц — Т-лимфоцитов типа CD4+ и CD25+. Это установили следующим образом. Прооперированным мышам, которые никакую музыку не слушали, ввели в кровь различные популяции лимфоцитов из крови оперированных мышей, слушавших оперу. Такие мыши также жили очень долго, некоторые — более 100 дней. Из этих данных следует, что музыка очень серьезно повлияла на всю работу иммунной системы. Трудно все это объяснить положительными эмоциями, тем более что неочевидна способность мышей испытывать какие-то эмоции, особенно от прослушивания совершенно непривычных для их слуха комбинаций звуков.
Подобные интереснейшие феномены неизбежно приводят к запутанному вопросу об использовании музыки для лечения. Судя по всему, это направление человеческой деятельности не раз испытывало взлеты и подъемы, достаточно вспомнить многократно осмеянные попытки бороться с эпидемиями оспы и чумы посредством колокольного звона. Вообще-то, из исследований игнобелевских лауреатов следует, что дело это не столь уж безнадежное, ведь звуки колокола вполне могут служить иммуностимуляторами, только, видимо, для борьбы с такими страшными инфекциями «колокольной» стимуляции было недостаточно.
Историки, например доктор Нил Сари из Стамбульского университета, указывают, что и в Древней Элладе, и в Персии, а по- том и в Османской империи использовали специально написан- ную целебную музыку, причем не только для лечения психических расстройств (что логично в рамках гипотезы о главной роли эмоций), но и инфекционных заболеваний. Так, в османских трактатах упоминается, что для лечения простуды нужно применять мугам хоссейни, а для лечения менингита — мугамы ирак и зенгуле. (Мугамы — это лады и мелодии традиционной восточной музыки; например, зенгуле в переводе с фарси означает «колокольчик», в таком мугаме используют трелеподобное чередование двух звуков.) Причем музыку надо исполнять и слушать в определенное время суток. У исследователей этого вопроса возникает ощущение, что подобные рекомендации были вполне прагматичными, то есть основывались на какой-то клинической практике. Однако уже в XVII веке проигрывание музыки в больницах было сочтено несообразным, поскольку это удел развратников и вообще мешает покою других пациентов.
В первой половине XX века попытки использовать музыку для лечения предпринимались неоднократно. Например, Дмитрий Оскарович Отт специально для проведения медико-музыкальных опытов установил в актовом зале санкт-петербургского Императорского клинического повивального института оргáн «для изучения влияния различных сочетаний звуковых волн на отправления человеческого организма» (музыка из актового зала передавалась в палаты, ее можно было слушать по телефону). К сожалению, подробных сведений о результатах этих медико- музыкальных опытов разыскать не удалось, а жаль, ведь акустические волны, порождаемые оргáном, обладают немалой силой и вполне способны создавать ощутимые вибрации в человеческом теле, в чем может убедиться каждый, посетив концерт органной музыки. Вибрации же эти неизбежно должны синхронизироваться с собственными колебаниями объектов различных уровней построения тела — от органов до биомолекул — и как-то влиять на их поведение. Хотя такая гипотеза физиологического действия музыки была предложена давно, в 1980-х годах, в XXI веке возобладала точка зрения, что все дело в создаваемых музыкой положительных эмоциях. Эти эмоции и улучшают качество жизни пациентов, отчего музыкальную терапию целесообразно применять при психических расстройствах и тяжелых болезнях. По сути, эта точка зрения отрицает результаты, полученные игнобелевскими лауреатами, которые явно указывают именно на физиологическое, а не эмоциональное действие музыки.
Однако есть, есть выход из этого замкнутого круга, его дает, например, интереснейшая гипотеза Фукуи — Тоёсимы. Суть ее состоит в следующем: «Генерация упорядоченных звуков самыми разными животными — от насекомых и амфибий до птиц и приматов — ассоциирована с процессом размножения. Этими звуками особи стимулируют противоположный пол к сложным биохимическим перестройкам, в основе которых лежит изменение уровня половых гормонов. Музыка — это высшее проявление звуковой упорядоченности. Организм человека, его подсознание воспринимают музыку как сигнал об участии в размножении. А размножение — самый ответственный этап в жизни живого существа. Поэтому в ответ на музыкальный сигнал гормональная система настраивает организм на оптимальную, наиболее эффективную работу».
Из этого следует важная жизненная рекомендация. Пора перестать бурчать на молодежь, которая сейчас почти сплошь ходит с наушником в ухе, из которого несется странная и подчас неприятная для нашего слуха музыка. Возможно, они так лечатся от стресса и настраиваются на эффективную работу.
ИндустрияКак музыка и наука влияют друг на друга
Разговор с музыкантом Джоном Босвеллом, который сочиняет электронную музыку с элементами научных лекций
Symphony of Science — mashup-проект американца Джона Босвелла. В своей «Научной симфонии» Босвелл монтирует электронную музыку собственного сочинения с фрагментами лекций и документальных фильмов о вопросах современной науки. По большей части — астрономии.
Look At Me разобрался в том, зачем Босвелл использует фрагменты научных исследований в качестве смысловой нагрузки своих произведений, и поговорил с ним об этапах работы, о технике, которую он использует, и о том, как музыка может изменить мир.
Джон Босвелл
Музыкант, автор проекта
Symphony of Science
Проект Джона Босвелла стартовал 17 сентября 2009 года, когда он загрузил на YouTube своё первое видео, «дуэт» Карла Сагана и Стивена Хокинга «Прекрасный закат». Уже к концу первой недели октября счётчик демонстрировал внушительные 800 000 просмотров, а на сегодняшний день видео было загружено более 8,5 миллиона раз. За «Прекрасным закатом» появились другие: «Африканские дети», «Мир динозавров», «Гимн науки» и ещё полтора десятка вдохновляющих миксов. Материалом для видеоклипов Symphony of Science служат фрагменты научно-популярных фильмов, телепередач BBC, видеолекций и научных конференций TED Talk. Почти в каждом выпуске «Научной симфонии» нет-нет, да и мелькает Карл Саган — легендарный популяризатор науки и романтический искатель инопланетного разума.
«Научная симфония» — не первый пример успешной коллаборации науки и искусства: музыканты XX века всегда отдавали дань уважения учёным прошлого и своим современникам. И если подлинный расцвет научной мысли в музыке пришёлся на послевоенный период авангарда и первые эксперименты с электронным звуком, то бурные семидесятые сместили интерес музыкантов к упрощённому восприятию галактических просторов. Тогда возник спэйс-поп Pink Floyd, а чуть позже – умилительный техно-фьюжн Rockit Хэрби Хэнкока, — тот самый, под который танцевала брейк молодёжь из «Курьера».
Сегодня наука не просто вдохновляет артистов. Всё чаще язык музыки, понимаемый слушателем интуитивно, помогает обратить внимание на важные проблемы человечества. Так, пару месяцев назад Look At Me уже писал о Джабаре Джонсоне, победителе проекта Science Genius, который благодаря своему рэпу о кинетической энергии выиграл день с самим GZA. Другой музыкант, Дэниэл Кроуфорд, написал для виолончели произведение A Song of Our Warming Planet, опираясь на показатели среднегодовой температуры Земли. Законодатели музыкальной моды также не упускают возможность поблагодарить науку: The Knife сочиняют Tomorrow In A Year на основе «Происхождения видов» Дарвина, а MC Ride из Death Grips уже на первом микстэйпе воспевает гипотетическую частицу тахион. Учёные не остаются в долгу и чествуют музыкантов в ответ: недавним чемпионом YouTube-просмотров стал космический (во всех смыслах) трибьют астронавта Криса Хэдфилда песне Дэвида Боуи Space Oddity.
Причины популярности астрономии и астрофизики среди музыкантов объяснимы: именно в этих научных дисциплинах продолжает работать наибольшее количество любителей-одиночек. Британский астроном Патрик Мур говорил о том, что астрономия до сих пор остаётся почти единственной наукой, где важную роль играют любительские исследования (что недавно ещё раз подтвердил японский астроном-любитель Коичи Итагаки). Сегодняшний музыкант, одиноко штудирующий профессиональные аудиоредакторы на заклеенном стикерами Macbook Pro — тот же учёный-любитель. Поиск новых звуков и «свежего» саунда с помощью Reason 6, которой пользуется сам Босвелл, — занятие, подобное напряжённому вглядыванию в небесный «океан возможностей». Нет-нет, да и найдётся однажды новая звезда.
На сегодняшний день цикл «Научной симфонии», доступной уже и в формате музыкального альбома, составляет 18 композиций. Последняя из них, вышедшая 27 августа 2013 года, «Монстры космоса», пытается объяснить феномен Чёрной дыры словами учёных-астрофизиков и «приглашённого» Моргана Фримена. Ну а когда интерес Босвелла к проекту иссякнет, свои песни обретут и другие дисциплины: в одном из интервью Джон Босвелл обмолвился, что возможно, скоро слушателей ждёт «Историческая симфония».
MONSTERS OF THE COSMOS Symphony of Science
С чего началось твоё увлечение электронной музыкой?
Я заинтересовался электронной музыкой ещё в школе благодаря музыкантам вроде Aphex Twin. В то время я учился играть на клавишных и экспериментировал с программным обеспечением, делал собственные короткие треки. В дальнейшем это хобби сопровождало меня уже в колледже, а после стало моей карьерой — когда я начал постить свои работы на Youtube.
Ты занимаешься проектом уже два года. Сменил ли ты за это время железо и софт, с помощью которого пишешь музыку? Какое значение имеет навороченное программное обеспечение, которое зачастую навязывается сегодняшним музыкантам?
До недавних пор я использовал Reason, хотя совсем недавно переключился на Ableton Live. Я никогда не был помешанным на оборудовании парнем (gear junkie) — сегодняшние программы стали настолько мощными, что всё необходимое для меня сейчас ограничивается 88-клавишной MIDI-клавиатурой. Клавиатура есть — значит, я готов. Лучшее ПО — это то, которое не мешает.
Сколько времени уходит на поиск материала и создание композиции и видеоклипа с нуля? С чего начинается работа?
Около 50–100 часов уходит на создание полноценного видео для серии Symphony of Science. Каждое видео начинается с исследований материала и поиска концепции. После этого я создаю минус в том стиле, в котором хочу получить финальную версию конкретной серии «симфонии». Следующим шагом я изменяю тональности отдельных нот, растягиваю фрагменты и добавляю сэмплы, — и так до тех пор, пока песня не будет закончена. Видеомонтаж — последний этап работы. Во время видеомонтажа приходится немного изменять и саму песню, чтобы она как следует подчёркивала видеоряд.
Получал ли ты предложения о сотрудничестве с научно-популярным документальным кино после однозначного успеха Symphony of Science?
Раньше я работал с разными компаниями, делал короткие музыкальные версии их образовательных видеоклипов. Некоммерческая служба телевещания PBS — яркий пример такого сотрудничества.
Музыка — это универсальный общечеловеческий язык. Мы, в свою очередь, можем использовать это для того, чтобы передавать некоторые идеи и сообщения другим культурам
Почему сегодня музыка всё чаще используется как медиум для передачи затруднительной для восприятия информации (в том числе научной)? Значит ли это, что язык музыки является универсальным для всех и понимается интуитивно?
Музыка обладает способностью вызывать эмоциональный отклик, который помогает внутренне соединиться с различными концепциями, которые «в прозе» для многих могут звучать глупо и претенциозно. А благодаря репетативной структуре музыки и тому, как легко она запоминается, материал усваивается очень быстро и устойчиво. Все эти свойства делают музыку идеальным медиумом для распространения образовательных посланий — это подтверждает, например, популярность анимационной серии Schoolhouse Rock!
На скольких языках существуют субтитры для каждого видеоклипа? Ты сам занимаешься переводом, или это работа энтузиастов-поклонников?
Каждый эпизод «говорит» примерно на пятнадцати языках — исключительно благодаря стараниям самоотверженных поклонников.
Не получал ли ты претензии от правообладателей, посмотревших твои видеоклипы? Как реагировали учёные, присутствующие в музыкальных видео?
Symphony of Science никогда не провоцировала атаки правообладателей, за что я им очень благодарен. Все комментарии от учёных, присутствующих в видео, были положительными, и, насколько я знаю, каждый из них был рад своему присутствию в клипе.
Symphony of Science The Greatest Show on Earth!
Что сам предпочитаешь слушать, на каких концертах тебя можно встретить?
В каждом жанре есть свои прекрасные представители, а если говорить про открытия последнего времени, то меня поражает то, что делает Alt-J. Насчёт более старой музыки: я являюсь давним поклонником Чайковского, а также настоящим фанатом джазовых музыкантов вроде Чета Бейкера и Билла Эванса.
Каким образом музыка может изменить мир, по-твоему?
Музыка — универсальный общечеловеческий язык. Американцы могут слушать южнокорейскую поп-музыку и влюбляться в неё не меньше самих обитателей Южной Кореи (а может и больше!). Мы, в свою очередь, можем использовать это для того, чтобы передавать некоторые идеи и сообщения другим культурам.
Какие у тебя планы на будущее? Продолжишь ли ты проект Symphony of Science, реализуется ли замысел Symphony of History?
Я планирую продолжать Symphony of Science так долго, как смогу, занимаясь при этом и другими сайд-проектами — Terra Lumina, Hudson, другими поп-культурными ремиксами, перемежая всё это оригинальной электронной музыкой, над которой работаю и сейчас.
Разработка урока «Музыка и наука» (презентация с конспектом)
Как доказать детям,что музыка и наука существуют равноправно,как разные способы познания и отражения мира? И все они результат творческой деятельности человека!
Просмотр содержимого документа
«разработка урока 9кл»
Тема урока «Музыка и наука»
Учитель музыки: Фоменко е.Г.
Цель урока: понимание учащимися главной мысли, что различные виды наук и искусств существуют равноправно, как разные способы познания и отражения Мира и все они – результат творческой деятельности человека».
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид: урок открытых мыслей
Муз.материал: песня «Симфония науки.Ода мозгу»,фортепианный концерт №2 С.В.Рахманинов,концерт генетической музыки, И.С.Бах, фортепианная инструментальная музыка.
План конспекта урока:
Симфония науки –Ода мозгу-слушание (4 мин).
Обозначение темы урока, постановка вопросов (1 мин).
Поиск ответов на поставленные вопросы через обсуждение просмотренных фрагментов лекций (13 мин).
Выступление учащейся по теме: «Влияние музыки на воду: облагораживающее и разрушающее воздействие звуков»
Выполнение детьми творческого задания – написание синквейна (7мин)
Повторное озвучивание резюме, прозвучавших по ходу урока, запись домашнего задания –составить свою домашнюю музыкальную фонотеку, с учетом сегодняшних пожеланий.
Конспект этапа урока с применением презентации;
Слайд 1. Звучит песня-Ода мозгу
Обозначение темы урока
Запись темы в тетрадь
Запись содержания слайда в тетрадь
Постановка проблемных вопросов: перечисляем функции искусства. Какие знания дает искусства (вспоминаем тему прошлого урока, приводим примеры)
Активация мыслительных процессов. Формулирование кратких ответов.
Обозначение задачи предстоящего просмотра лекции: получение ответа на вопрос взаимосвязи музыки и науки.
Мы должны сегодня доказать на примерах, что различные виды наук и искусств существуют равноправно, как разные способы познания и отражения Мира, и все они – результат творческой деятельности человека
Отправляемся в далекое прошлое. Древний Рим, чтобы проследить какое место занимала музыка в жизни людей.
Формулирование ответов на поставленные вопросы.
Краткий рассказ по проекту «Симфония науки»
Генетическая загадка музыки
Еще одна из функций искусства- предвосхищение будущее.
«Без фантазии нет искусства, как нет и науки». Ф.Лист. На примере И.С.Баха
(исполнение учащейся фуги Баха на фоно),рассказ о терменвоксе (выступление учащегося)
Влияние музыки на человека. Музыка лечит душу и тело .
Активация внимания. Формулирование ответов на поставленные вопросы.
Другие интересные факты о влиянии музыки на человека Приведение примеров из жизни. Использование фотоматериала, музыкального материала
Постановка цели написания синквейна (отразить собственные впечатления о Музыке). Напоминание правил написания, создание творческой атмосферы.
Выполнение творческой работы – написание синквейна.
2.Генетическая загадка музыки
Лаборатория психолога Сандры Трехаб (SandraTrehab)- хотят через изучение психологии детей понять биологические корни музыки.
Тысячи людей за последние 25 лет прошли через эту эти исследования в Университете Торонто, и каждый из них получил диплом «за вклад в развитие науки и понимание развития детей». Здесь Трехаб наблюдала за родителями, поющими песни своим зачарованно слушающим детям. Здесь она изучала историю и универсализм колыбельных (они звучат примерно одинаково во всем мире). Здесь она обнаружила силу пения (оно уменьшает уровень гормона стресса у детей).
. Если способность оценивать музыку «зашита в мозгах», значит, способность к продуцированию музыки развилась под воздействием естественного отбора? Или это сродни языку и способностью решать сложные проблемы, атрибутам, которые расширяют наши шансы в естественном отборе. Музыка также может смягчать стрессовые состояния. В одном из недавних исследований нейробиолога Барри Битмана из Mind-Body Wellness Center в Мидлвиле, Пенсильвания, группа из 10 человек в течение часа била в ручные барабаны определенный ритм. После чего у участников эксперимента взяли анализы крови. У барабанщиков был обнаружен повышенный уровень иммунных клеток, названных «природные киллеры», которые обнанаруживают и уничтожают раковые клетки или клетки зараженные вирусом.
Но лучше всего демонстрирует эту силу лечебный центр Beth Abraham в Бронксе. Здесь два раза в неделю музыкотерапевт Давид Рамси принимает пациентов с инсультом, лишенных дара речи. Но они могут петь.
3.ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА.МУЗЫКА ЛЕЧИТ ДУШУ И ТЕЛО.
Положительное влияние музыки на человека (и на все живое) на самом деле факт, уже неоднократно доказанный многочисленными экспериментами ученых из различных стран.
Как музыка помогает человеку и влияет на его состояние
Для начала давайте поговорим о том, как музыка влияет на человека в плане работы и творчества.
О том, что музыка нам строить и жить помогает, свидетельствуют результаты опроса проведенного среди специалистов, а также менеджеров среднего и высшего звена LinkedIn (социальная сеть для установления деловых связей и расширения профессиональных контактов). Обратите внимание на инфографику, 71% участников заявили, что ощущают положительное воздействие музыки на их продуктивность и производительность труда. Также вы можете видеть какому направлению отдают предпочтение опрашиваемые в той или иной обстановке.(слайд№14)
Как музыка влияет на настроение человека
Что касается стилей и направлений музыки то здесь не все так просто. С одной стороны человек должен слушать ту музыку, которая ему по душе, с другой стороны исследования ученых говорят о том, что различные направления музыки способны воздействовать на физическое и эмоциональное состояние человека по разному.
Воздействие музыки на человека в зависимости от стилей и направлений
Самое всестороннее влияние на человека оказывает классическая музыка. Именно о влиянии классической музыки на человека говорится больше всего. Ученые приписывают классическим произведениям просто чудодейственный эффект.
В отличие от классической музыки медики не рекомендуют долго слушать группы, играющие в стиле рэп, хард-рок и хеви-метал. Об этом говорят исследования, проведенные недавно мельбурнскими учеными. Хард-рок часто является причиной несознательной агрессии, рэп также пробуждает отрицательные эмоции, а хеви-метал и вовсе может стать причиной психических расстройств.
Что касается других жанров: блюз, джаз и регги могут вывести вас из депрессивного состояния; музыка в стили поп кому-то может поднять настроение, а кому-то испортить; мышечное и нервное напряжение снимет мелодичный рок, а тяжелый рок наоборот введет в ступор.
Чтобы понять, какое на вас воздействие оказывает музыка того или иного жанра, следует просто понаблюдать за своими эмоциями и ощущениями.
ученые и рекомендуют людям слушать композиции своих народностей, — « Человек должен помнить о своих корнях ». Народная музыка оказывает положительное влияние на человека — она отлично успокаивает, как бы возвращая людей к их историческим корням. Этническая музыка очищает пространство от негативного воздействия и открывает энергетические центры, насыщает биополе человека энергией и нормализует жизненные потоки.
Игра на пианино и рояле гармонизирует психику, очищает щитовидную железу, приводит в норму работу мочеполовой системы. Звуки органа нормализуют энергетические потоки в позвоночнике и стимулируют мозговую активность. Духовые инструменты очищают бронхи и улучшают работу дыхательной системы, а также положительно влияют на кровообращение. В свою очередь ударные инструменты лечат печень и кровеносную систему.
Давайте более подробно остановимся на том, как музыка помогает человеку побороть то или иное заболевание.
Влияние музыки на здоровье человека
Пифагор излечивал многие как душевные, так и физические заболевания, с помощью специально составленных им композиций. Каждое утро он начинал с пения, по его словам это помогала ему возбудить активность к дневной жизни и освободить свой ум ото сна. А вечером он пел песни, дабы успокоить нервы и настроиться на отдых.
Однако Пифагор был не единственный, кто в древние времена лечил людей с помощью музыки
Например, греческий врач Эскулап, больных радикулитом лечил громкой игрой на трубе. Были и другие «лекари-музыканты» одни игрой на флейте снимали боли, другие пением усмиряли психически больных. Так что человечество издревле знакомо с врачующим действием музыки.
Ученые установили, что звуки, исходящие с различной периодичностью и в определенной тональности, способны убивать болезнетворные микробы. Когда в средние века города охватывала эпидемия чумы, что бы справиться с ней народ не переставая звонил в колокола. И это действительно помогало. Сегодня достоверно известно, что активность микробов в организме человека падает на 40%, после того как он продолжительное время слушает церковную музыку или колокольный звон.
4.Другие интересные факты о влиянии музыки на человека
Композиция легендарной ливерпульской группы « The Beatles » « Helter Skelter » — наглядный пример того, как на первый взгляд благозвучная и достаточно приятная музыка на самом деле может оказаться очень вредной. Основной ритм этой композиции (примерно 6,4 герца) расположен в опасной для людей области резонансных частот брюшной полости и грудной клетки. У тех кто ее слушает может внезапно заболеть живот или могут появиться боли в груди. Помимо этого, так как основной ритм этой мелодии близок по частоте к одному из ритмов человеческого мозга, есть реальная опасность резонансного совпадения этих частот, которое может привести к самому настоящему сумасшествию.
В 1950-х годах в США проводились исследования о мере влияния музыки на покупателей. Учеными было выяснено, что спокойные мелодии, звучащие из колонок в торговых залах, создают уютную атмосферу, побуждая и стимулируя посетителей магазинов не торопиться и как можно больше времени уделить выбору покупок. И совершенно другой эффект создает более быстрая и энергичная музыка, в основном она используется в часы пик, для того чтобы ускорить покупателей. Такой из принципов применяется в сетях быстрого питания, например в « McDonald ’ s »- где специальный менеджер, анализирует поток и количество посетителей и когда их много, в помещении начинает играть динамичная музыка, тем самым поторапливая людей. И в противоположном случае, если клиентов мало, то и музыка играет медленная и расслабляющая, чтобы посетитель как можно дольше задержался в заведении.
Скрябин//Все кажущиеся суперновыми идеи в музыкальном мире давно известны человечеству, и в числе их первооткрывателей почётное место принадлежит русскому композитору Александру Скрябину. Он ещё в 1910 году придумал соединение музыки со световыми эффектами и написал знаменитую «Поэму огня», в которой объединил хор, орган, симфонический оркестр, фортепиано и… специальную клавиатуру для световых эффектов. Поэтому любые западные изыски — всего лишь жалкое подражание уникальному русскому гению. Исполнить это оригинальное произведение в том виде, в каком задумал автор, никому не удалось, даже при развитой технике конца XX века — это загадка! Возможно, исполнителей удерживает некий мистический страх? В начале XX века в световом сопровождении Скрябину отказали «по техническим причинам».
Скрябин не увидел светомузыки, но активно работал в другом направлении, создавая симфонию, связанную со вкусами и запахами, осязательными и зрительными образами и танцами, способными превращаться в зримое воплощение музыки. Иногда его близким казалось, что он — пришелец с иной планеты, пытающийся воссоздать на Земле божественную музыку иных миров, пока недоступных пониманию человека
Музыка лечит душу и тело. Воздействие музыки на организм человека
Наш организм живо откликается на вибрационную частоту музыки, потому как тоже является своеобразным музыкальным инструментом: каждая клеточка, каждый орган, каждая система имеют свои вибрации. Если их озвучить получаются настоящие мелодии.
К примеру, ДНК «звучат» схоже с индийскими медитациями, а раковые клетки с «Траурным маршем» Шопена.
Музыкальные вибрации, достигая глубоко лежащих тканей, массируют внутренние органы и стимулируют в них кровообращение, влияют на костную структуру и организм в целом.
Психологи утверждают, что совпадение естественных биоритмов и ритмов музыкальных усиливает воздействие звуков на организм. При несовпадении, биологические ритмы человека подстраиваются под звуки музыки, что и меняет его психоэмоциональный настрой.
Все мы имеем индивидуальные вибрационные ритмы, поэтому у нас разные музыкальные вкусы. С возрастом все процессы в организме замедляются, в том числе и вибрационные, размеренные и спокойные мелодии предпочитаются быстрым и ритмичным.
На Руси издавна подмечено исцеляющее свойство колокольного звона, им лечили головные боли, суставы, снимали сглаз и порчу. Учеными современности установлено, что колокольный звон, содержит резонансное ультразвуковое излучение, убивает за считанные секунды тифозные палочки, вирусы гриппа, возбудителей желтухи. Именно поэтому все звонари отличаются завидным здоровьем и никогда не болеют простудными заболеваниями.
Доказано наукой и практикой.
Римская академия не так давно опубликовала результаты многолетних исследований воздействия музыки на организм человека: гипертония, сердечные боли, последствия стрессов, депрессию, страх, бессонницу можно вылечить с помощью музыки в 90 случаях из 100.
Михаил Лазарев, московский врач-педиатр и директор детского восстановительного центра, игрой на флейте успешно лечит бронхолегочные заболевания.
Избавился от заикания Жерар Депардье, по совету врача он ежедневно слушал музыку Моцарта.
Во многих европейских клиниках музыку применяют в самый стрессовый для пациента предоперационный период. Специальные мелодии снижают уровень гормонов стресса в крови, мобилизуют организм, а во время операции заменяют лекарственную анестезию.
Подобных примеров в наши дни накоплено неисчерпаемое множество.
Лечебные свойства музыки.
Немецкий поэт Новалис еще в XVIII веке называл любую болезнь музыкальной проблемой, которая требует музыкального лечения.
Наибольшим терапевтическим эффектом, по мнению ученых и медиков, обладает классическая музыка, которая нормализует сердечный ритм и повышает в крови уровень иммуноглобулина .
Объясняется это тем, что ритмы классической музыки и ритмы сердца человека совпадают (в минуту 60-70 ударов), что объясняет их благотворное влияние на все основные функции организма.
Музыка не только лечит.
Однако применение музыки в лечебных целях имеет некоторые противопоказания и ограничения, о которых следует обязательно знать.
Не стоит чрезмерно увлекаться сочинениями Штрауса и Вагнера, их произведения, по мнению музыкотерапевтов, могут пробуждать низменные инстинкты, ноктюрны Шопена могут усугубить депрессию.
Современная рок-музыка может вводить в состояния стресса и подавленности. Слишком быстрая, громкая, диссонансная музыка вызывает усиленный выброс адреналина, что не всегда и не всем полезно.
Интересный опыт провели японские ученые:
кормящие мамы, слушавшие классические мелодии, были более спокойны, у них увеличивалась лактация на четверть. Мамы, которые слушали рок-композиции, нервничали, количество молока у них сокращалось вдвое.
Наряду с этим, музыка групп Enigma и Pink Floyd известна высоким оздоровительным влиянием.
Музыка только тогда приносит пользу, когда доставляет удовольствие, когда ее слушают, пропуская через свои мысли и сознание.
Следите за своими реакциями, если музыка вызывает внутренний протест (жанр, исполнение, неприятные ассоциации), то использовать ее в качестве музыкальной терапии не стоит, даже если она рекомендована врачом.
Применяя музыку в лечебных целях, не переусердствуйте! Сеанс музыкотерапии должен заканчиваться, как только вы почувствуете, что мелодия начинает вас раздражать и утомлять. Даже несколько минут способны оказать положительное воздействие.
Музыка должна звучать только для вас, настраивайтесь на соответствующий лад, останавливайте ход ваших мыслей, особенно тревожных, представляйте тот эффект, который вы желаете получить.
Музыка — вещь объективная. Мы не можем изменить саму мелодию, но у нас есть выбор — слушать то, что нам приятно, а значит, благотворно воздействует на наш организм.
Контролируйте, по-возможности, окружающую Вас музыку и будьте здоровы!
Улучшает логическое мышление и повышает математические способности.
Второй концерт Рахманинова:
– Как Вы думаете, почему именно Второй концерт Рахманинова оказывает самое сильное лечебное воздействие?
– Я не могу привести точных доказательств, но думаю, что разгадка феномена кроется в истории создания этой музыки. Из сильнейшей депрессии композитор вышел победителем. После провала его первой симфонии он был раздавлен критикой и клеветой. Очень тяжело переживал, не мог ни играть, ни писать и просто умирал. Но его вернул к жизни талантливый врач-психотерапевт Владимир Даль, он смог убедить композитора снова заняться творчеством, потому что ему суждено написать великую музыку, которая будет нужна всему человечеству. Это была битва за жизнь.
И Сергей Рахманинов действительно написал великую музыку. Он посвятил свой Второй концерт врачу Владимиру Далю. Ведь в некотором смысле они были соратниками в этой битве за жизнь. И неудивительно, что их произведение имеет целебные свойства. Второй концерт Рахманинова несет в себе колоссальнейший заряд победы!
– Вы полагаете, что Сергей Васильевич сумел выразить в музыке высокое состояние победы над смертью, торжества жизни, творческого восторга, которое он испытывал после выхода из тяжелейшей депрессии?
– Да, он закодировал это состояние в звуках. Во время исполнения концерта оно передаётся музыкантам и слушателям.
Ведь Сергей Рахманинов по своей сути благороднейшее существо – жизнелюбивейшее и добрейшее, очень высокого элитарного духа. И когда из бездны отчаяния он выходил на великую победу, фиксируя это в звуках, получилось гениальное произведение, которое служит сильнейшим духовным и физическим лекарством для его исполнителей и слушателей.
Звуком можно убивать и воскрешать из мёртвых. Что это за энергия и как она действует, надо изучать физикам и медикам. И они уже начали эти исследования. Например, генетики открыли, что в клетке есть особый механизм, регулирующий происходящие в ней процессы, реагируя на внешние звуки.
Мы, музыканты, не знаем этих законов, но пользуемся ими на практике. Возьмите и уберите из церкви песнопения, колокольный звон, акустику, которая усиливает и облагораживает звуковую среду, – и храм завянет. Перестаньте играть народную и классическую музыку – люди одичают, начнут болеть иистреблять друг друга.
Вывод из всего вышесказанного: Влияние классической музыки неоспоримо, и научно, и экспериментально, и на собственном опыте доказано.
Влияние музыки на воду: облагораживающее и разрушающее воздействие звуков Человек в каждое мгновение окружён миллионами звуков разных тональностей и типов. Некоторые из них помогают ему ориентироваться в пространстве, другими он наслаждается чисто в эстетическом плане, третьи – вообще не замечает. Но за тысячи лет мы научились не только создавать музыкальные шедевры, но и разрушительные звуковые воздействия. Сегодня тема «влияние музыки на воду» в определённой мере изучена, и кое-что узнать о таинственном мире энергии и веществ будет очень интересно. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ: МУЗЫКА МЕНЯЕТ ХАРАКТЕР ВОДЫ Сегодня многим известно имя японского ученого Эмото Масару, написавшего в 1999 году книгу «Послание воды». Это труд принес ему мировую славу и вдохновил множество учёных на дальнейшие исследования. В книге описывается ряд экспериментов, которые подтверждают то, что под влиянием музыки вода изменяет свою структуру – вид молекулы. Для этого ученый ставил стакан с обычной водой между двумя колонками, из которых исходили звуки определённых музыкальных произведений. После этого жидкость замораживали, что позволяло впоследствии рассмотреть под микроскопом порядок построения молекулы из атомов. Результаты поразили весь мир: влияние музыки на воду положительного содержания создаёт правильные чёткие кристаллы, каждая грань которых подчинена определённым законам. Также снежинка воды может показать и содержание самой мелодии, передать настроение композитора. Так, «Лебединое озеро» Чайковского способствовало образованию красивейшей структуры, которая напоминает лучи в виде перьев птиц. Симфония №40 Моцарта позволяет наглядно увидеть не только красоту произведения великого композитора, но и его необузданный образ жизни. После звучания «Времён года» Вивальди можно долго любоваться кристалликами воды, передающими красоту лета, осени, весны и зимы. Наравне с мелодиями, несущим красоту, любовь и благодарность, было изучено влияние на воду музыки негативного характера. Результатом таких экспериментов стали кристаллы неправильной формы, которые также показали смысл звуков и слов, направленных на жидкость. ПРИЧИНА ИЗМЕНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ВОДЫ Почему же вода изменяет свою структуру под воздействием музыки? И можно ли использовать новые знания на пользу человечеству? Атомный анализ воды помог разобраться в этих вопросах. Масару Эмото придерживается мнения, что порядок построения молекул определяется источником энергии под названием «Хадо». Этот термин означает определенную волну колебаний электронов ядра атома. Поле магнитного резонанса наблюдается там, где есть Хадо. Следовательно, такую вибрационную частоту можно описать как область магнитного резонанса, являющуюся разновидностью электромагнитной волны. Собственно, музыкальная тональность – это и есть энергия, которая воздействует на воду. Зная свойства воды, человек может менять ее структуру при помощи музыки. Так, классические, религиозные, доброжелательные мотивы формируют чёткие изящные кристаллы. Использование такой воды способно оздоровить человека, изменить его жизнь в сторону благополучия и процветания. Громкие, резкие, бессмысленные, дребезжащие, агрессивные и беспорядочные звуки пагубно влияют на всё окружающее, состоящее из жидкости.
Перечень музыкальных произведений для усиления внимания и повышения тонуса центральной нервной системы
Раздражительность – Кантата №2 Баха, «Лунная соната» Бетховена.
Озлобленность – «Итальянский концерт» Баха, симфонии Гайдна.
Беспокойство и тревога – Мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса, Шестая симфония (третья часть) Бетховена, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, «Свет Луны» Дебюсси
Гипертония – Концерт ре-минор для скрипки Баха, Ноктюрн ре-минор Шопена.
Головная боль – «Фиделио» Бетховена, Венгерская рапсодия №1 Листа, сюита «Маскарад» Хачатуряна, «Американец в Париже» Гершвина.
От шума может пропасть слух. Любители послушать громкую музыку в наушниках и завсегдатаи танцевальных клубов рискуют своим слухом не меньше, чем работники кузнечного цеха.
2. 70% неврозов возникает у людей из-за шума.
3. От шума оживленной магистрали живущие или работающие люди чаще других страдают различными заболеваниями сердечнососудистой системы, гипертонией, желудочно-кишечными расстройствами.
4. Повышение слухового давления ведет к нарушению логики мышления, душевной неуравновешенности и раздражительности.
5. В Европе более одного миллиона детей и подростков плохо слышат или полностью глухие.
6. В России 9% детей и взрослых имеют разные проблемы со слухом (при норме 3%)
Просмотр содержимого презентации
«Музыка и наука»
Учитель музыки МБОУ ОСШ № 3
Фоменко Елена Геннадьевна
Функции искусства (музыка)
Искусство выполняет функции:
Какие знания даёт искусство?
Приведите примеры прошлого урока
Немного из истории музыки…
В Древнем Риме искусствами могли заниматься только свободные граждане, и потому их так и называли «свободные искусства» . Ученые пятого-шестого веков перечислили семь искусств, изучив которые, человек мог считаться образованным и приступать к собственным философским рассуждениям о мире. Начальное образование, тривиум (от слова «три»), состояло в изучении грамматики, логики и риторики, только после них можно было приступать к более сложным наукам, входящих в «квадривум» (от слова «четыре»): арифметике, геометрии, астрономии и музыке.
Римский ученый, богослов, государственный деятель раннего Средневековья, Северин Боэций , в своем трактате о музыке даёт нам представление об этом искусстве в те времена. Собрав огромную базу знаний по теории музыки, он подразделил музыку на музыку мировую, человеческую и инструментальную. Этот труд Боэция определил отношение к музыке на протяжении Средних веков. .
Генетическая загадка музыки
Искусство предвосхищает будущее. «Без фантазии нет искусства, как нет и науки». Ф.Лист
Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.
Лев Серге́евичТерме́н 1896 — 1993 года , — русский и советский изобретатель, создатель оригинального музыкального инструмента — терменвокса (1920).
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА.МУЗЫКА ЛЕЧИТ ДУШУ И ТЕЛО.
О том, что музыка нам строить и жить помогает, свидетельствуют результаты опроса
« Человек должен помнить о своих корнях »
Другие интересные факты о влиянии музыки на человека
Влияние музыки на воду: облагораживающее и разрушающее воздействие звуков
Моцарт, Симфония №40.
Влияние музыки на воду: облагораживающее и разрушающее воздействие звуков
Влияние музыки на воду: облагораживающее и разрушающее воздействие звуков
Песня в стиле хэви-металл.