Как на аккорды написать мелодию
Как сочинить мелодию и подобрать к ней аккорды
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы узнаем как сочинить мелодию, а также посмотрим как подобрать к ней аккорды.
Мы уже подбирали фразы к готовым гармониям. Например, играли что-то на гармонию минорного блюза. Сегодня же мы будем всё делать наоборот.
Для того чтобы сочинить мелодию мы можем поступить следующим образом. Выбрать какой-нибудь лад и найти в нём фразы, такие, которые хорошо звучат друг с другом и образуют нечто целостное.
Не забывайте, что надо находить звучание, которое вам самим приятно.
Давайте сыграем следующее. Возьмём эолийский лад от ноты Ре, к примеру.
рис. 1
Давайте послушаем как это у нас звучит.
Как слышите из четырёх фраз у нас образовалось что-то целостное, законченное, небольшая мелодия. Её мы можем развивать и дальше.
К этой мелодии мы можем добавить и аккорды. Давайте для каждой фразы найдем свой аккорд.
Для этого нужно определить аккордовые ступени, которые присутствуют во фразе. Например, первая фраза состоит полностью из арпеджио (читайте о нем здесь: http://gorstorehov.com/page/arpejio) D-7.
Соответственно и аккорд первый будет D-7 (или Dm7). Это у нас тоника.
А в третьей фразе акценты у нас стоят на нотах аккорда G7 (это фа, соль), а также присутствуют почти все ноты из этого аккорда (фа, соль, ре), остальные можно рассматривать как проходящие.
А можно как надстройки к этому аккорду (ля 9-ая ступень, ми как 13-ая). Тогда все ноты фразы войдут в звуковой состав этого созвучия.
Само же созвучие G7 может получится в тональности Ре минор из мелодического минора. Это мелодическая получается субдоминанта.
Подпишем теперь аккорды над нашей мелодией.
рис. 1
Создаем музыку (LITE-версия). Часть 2
. А сегодня – об аккордах, что это такое и как их совмещать с мелодией.
Звучит грустно. Это – минорный аккорд, аккорд «ЛЯ-минор».
Если построить по такому принципу аккорды от всех остальных нот до-мажорной гаммы, то мы получим такой список:
* Рэ-минор
* Ми-минор
* Фа-мажор
* Соль-мажор
Я не упомянул ноту СИ, поскольку от нее ни мажорный, ни минорный аккорд не получается. Так что, пожалуй, эту тему пройдем мимо.
Подбираем аккорды
Если в музыкальной композиции использовать один аккорд – будет скучно. Гораздо веселее, когда аккордов несколько, например, три:
Вы заметили, что между аккордами существует такое же тяготение, как между нотами в гамме? Если бы выше не прозвучал заключительный аккорд, до-мажор, у вас возникло бы ощущение незавершенности – желание, чтобы он все-таки прозвучал:
На этом принципе тяготения построена вся музыка.
Но постоянно использовать только одни эти аккорды для мажора и минора – неинтересно. Поэтому есть такая полезная штука, как кварто-квинтовый круг :
На нем нарисованы какие-то непонятные буквы – это названия нот:
* C – до
* D – рэ
* E – ми
* F – фа
* G – соль
* A – ля
Сейчас для нас все, что не входит в красное выделение, ненужно, поэтому убираем лишнее:
Совмещаем аккорды с мелодией
Самый простой вариант – на каждый аккорд играть одну и ту же мелодию :
Теперь давайте внесем разнообразие – каждый раз будем немного менять мелодию :
Или можно заморочиться:
Это – кусок из одного моего трека, который у меня лежит в качестве дэмо-записи. Тут на каждый аккорд играется своя мелодия (правда, с неизменным ритмическим рисунком), подчеркивая особенности того лада, которому соответствует звучащий аккорд.
Далее всё повторяется по второму кругу.
Эпилог
Итак, теперь мы умеем сочинять мелодии и придумывать под них аккорды. На этом я закрываю тему о нотах, гаммах, аккордах и всего прочего – в следующих статьях расскажу кое-что об аранжировке.
Всем пока!
Учимся определять аккорды в песнях и сочинять собственные мелодии
Умение играть на музыкальном инструменте, а в частности на гитаре, дает возможность гитаристу реализовать свой творческий потенциал. Освоив базовые навыки и научившись исполнять чужие мелодии музыканты часто приходят к тому, что им хочется самим научиться писать музыку или подбирать услышанные мелодии. Именно в своих мелодиях музыкант может в полной мере передать своё мироощущение и эмоциональный посыл слушателям.
Для новичков в данной сфере первым шагом является определение основной ноты аккорда. Это обычно самая низкая нота, поэтому вы должны быть в состоянии услышать, идентифицировать и сравнить её с другими нотами.
Чтобы найти аккорды на гитаре сначала вы должны установить, какой тональности эта песня.
Для установки правильной тональности необходимо научиться внимательно слушать и определять, какой был первый аккорд.
Как можно подобрать аккорды
Один из основных методов подбора аккордов – использование слуха. Слух – важный инструмент для создания музыкальной композиции на гитаре. Именно поэтому на обучающих уроках игры на гитаре стоит уделить внимание развитию музыкального слуха.
К этому списку также можно добавить подбор по тональности, различные программы и приложения.
Каждый из способов наделен своими преимуществами и недостатками, и выбирать наиболее эффективный способ нужно, исходя из конкретных условий: уровня музыкального слуха исполнителя, качества композиции, наличия дополнительного оборудования или доступа к онлайн-ресурсам.
Для новичка, который хочет исполнить песню на гитаре, подойдет метод с онлайн распознаванием или же с помощью приложения на смартфоне, поскольку у начинающих гитаристов музыкальный слух может не быть развит на таком уровне, чтобы определить тональность, в которой играется песня. Новичкам с хорошим музыкальным слухом также подойдет способ подбора на слух, но это довольно тяжело и отнимает много времени. Стоит помнить, что онлайн методы также могут быть неэффективными, потому как программы могут показывать не точную информацию. Рассмотрим особенности некоторых способов подбора аккордов.
На слух
Распространенный метод – подбор на слух. Прослушивая песню, ну или же ее фрагменты, необходимо сосредоточиться на ее звучании. Одновременно с этим вы играете на гитаре, стараясь достигнуть звучания в унисон.
По началу, вам может потребоваться много времени, поскольку необходимо будет перебирать известные вам сочетания, но с опытом ваши навыки улучшатся и вам будет достаточно от 2 до 4 попыток, чтобы подобрать правильный аккорд. Процесс, который вам предстоит сделать, называется – нахождение тоники.
Далее нужно будет определить интервал между первым и вторым аккордами. Одни из распространенных интервалов: терция, кварта и квинта. Вам следует начать именно с них.
По тональности
Определение тональности, в которой играет мелодия – гораздо более эффективный и удобный способ. Существует два простых способа определить тональность:
По аккордам:
В тех случаях, когда песня начинается с септаккорда или другой вариации, для определения ее тональности требуется убрать от аккорда лишние символы. Также, для правильного построения аккордов в тональности, надо знать, какие в ней ступени и как они расположены. Ступени — это ноты, входящие в тональность, выстроенные по определенному принципу. Они обозначаются римскими цифрами и их всего семь.
По гамме:
Зная основы музыкальной теории, которые начинающий музыкант может получить на курсе уроков по сольфеджио, и умея определять мажорные и минорные гаммы, исполнитель может начать исполнять последовательно гаммы в разных тональностях, найдя ту, которая будет звучать наиболее гармонично и не будет вызывать диссонанса в сочетании с выбранной композицией.
Онлайн
Простой и проверенный метод, но работающий исключительно с чисто акустическими композициями, поскольку программы путаются в аранжировках, пропускают ноты и из-за этого аккорды определяются некорректно.
С помощью приложения на смартфоне
Еще один легкий способ, но он также помимо плюсов в удобстве использования имеет минусы. Приложение также может не считывать ноты и вызывать сбои, если качество записи желает лучшего или в композиции использовано большое количество инструментов и наложена обработка. Тем не менее, данный способ может дать хорошую базу для тех, кто только начинает свой путь в мире сочинения музыки на гитаре.
Программы на компьютере
Данный способ работает по той же схеме, что и два предыдущих и является более эффективным. Но различные программы также предполагают минусы в своей работе – есть запись будет плохого качества, программа покажет неправильный результат.
Практические советы по подбору аккордов
Многие задаются вопросами «Как подобрать песню на гитаре?», “Как подобрать бой к песне на гитаре?”. Процесс кажется трудным, непонятным и длительным, но добиться результата можно и за короткий период времени. Большинство людей, которые научились хорошо играть на музыкальном инструменте, действительно обладают необходимым чувством ритма и имеют хорошо развитый музыкальный слух. Эти способности они получили во время обучения в студии игры на гитаре и с опытом в процессе игры. И именно они помогут в дальнейшем легко и без проблем подобрать аккорды, бой или мелодию понравившейся песни. Для того, чтобы ускорить процесс примите во внимание следующие рекомендации:
С чего начинать самостоятельное написание музыки
Многие эксперты и профессиональные музыканты сходятся во мнении, что невозможно сочинять музыку без базовых знаний в сольфеджио. Начав изучать теорию музыки, вы совсем по-другому будете слушать музыкальные произведения, начнете понимать гармонию и логику построения мелодии и аккордов. Только, получив необходимый базис, можно начинать говорить об составлении и записи собственных мелодий.
Но песня — это не только музыка, а еще и текст. Существуют также и правила, которые помогают грамотно создать вербальную составляющую произведения. Так, например, слушая любимую песню, обратите внимание, что она состоит минимум из одного или нескольких куплетов и повторяющегося припева.
Также важно подумать о гармонии и совместимости текста и мелодии. Важно, чтобы они не входили в диссонанс друг с другом. Если вы выберета для создания музыки минорную тональность, то жизнерадостный или шуточный текст не подойдет. Важно также, чтобы стихи по ритму совпали с написанной мелодией. Все эти тонкости и нюансы по началу кажутся сложными и непонятными, но стоит только начать, создать первое произведение, поймать волну и со временем вы уже уверенно будете ложить стихи на музыку и играть авторские песни.
Способы написания песни
Как же сочинить песню под гитару, которая будет вызывать восторг у окружающих?
Существует несколько подходов в создании песен. Написание композиции можно начинать с составления текста, который потом можно наложить на мелодию, можно сначала создать мелодию, на которую потом написать или подобрать текст или сосредоточится на гармонии.
При первом способе, прежде чем сочинить мелодию, нужно придумать хотя бы небольшую часть текста. Определиться, о чем будет ваша песня? Продумать тему, сформировать из слов фразу и пропеть ее поверх выбранной последовательности аккордов. Не стоит останавливаться, продолжайте придумывать мелодии, пока не найдете ту, которая соответствует аккордам и не создаст последовательность, которая вам понравится. После этого важно сосредоточиться на поиске идеальной гармонии, чтобы все аккорды между собой были созвучны.
В случае, если сначала у вас в голове возникла мелодия, важно успеть ее записать и подобрать аккорды, которые станут основой композиции. Когда музыкальная база подготовлена, переходите к написанию текста. Определитесь, о чем будет ваша песня, какой посыл вы хотите передать слушателям. Напишите первый куплет и попробуйте соединить его с мелодией. Пробуйте и экспериментируйте, пока не найдете идеальное сочетание. После куплета переходите к припеву. Он должен быть похож на куплет, попробуйте поэкспериментировать с ритмом и поиграть словами. Найдите сочетание, которое будет хорошо запоминаться.
Наиболее популярные сочетания аккордов
Одна из самых популярных последовательностей, особенно на западе, поскольку именно эта последовательность часто ложилась в основу известных хитов в мире музыки.
Примеры песни: The Beatles — Let it be, Aerosmith — Cryin.
Еще одна популярная последовательность, начинающаяся всегда минорного аккорда.
Примеры песен: The Cranberries – Zombie, One Republic – Apologize.
Последовательность аккордов, ставшая основной для рок-музыки.
Примеры песен: Led Zeppelin — Rock and roll.
Советы и рекомендации >Как написать песню? Аккорды, необходимые для начала
Если говорить о написании новых песен, существует три точки зрения по этому поводу. Три совершенно разнящихся мнения на этот счет. Приверженцы первой точки зрения считают, что писать песни гитаристы либо могут, либо нет и с этим уже ничего не поделаешь.
Вторая точка зрения обусловлена квазимистическим понятием, что все песни уже придуманы ранее, и в настоящее время уже нельзя ничего нового придумать, а можно только лишь изменить старые песни, переделать.
И, наконец, третья точка зрения, которую я поддерживаю, и, наверняка, с которой Вы тоже согласитесь, если ищете информацию, как написать песню самому. Звучит он так: написание песен — это как ремесло, со своим набором правил и методов, которым может научиться даже начинающий музыкант.
Конечно, было бы самонадеянно утверждать, что какая то из трех точек зрения верна на сто процентов, но мы будем придерживаться третьей. Мы прировняем умение писать песни к занятиям баскетболом, рисованием или стрельбой по тарелкам, всему тому, чему можно научиться.
Конечно, бросок мяча в прыжке не гарантирует Вам допуск в НБА, так же и тут: большой объем информации о написании песен не может превратить начинающего музыканта в Пола Маккартни или Пола Стенли. Идея состоит в том, что Вы гораздо быстрее приблизитесь к реализации своего таланта.
Искра в аккордах
Посмотрите на иллюстрацию ниже. Там изображены триады (аккорды, состоящие из 3-х нот) вокальной партии, составленной из самых распространенных тональностей C, D, E, G и А.
Чтобы почувствовать «искру» в аккордах, сыграйте последовательность прогрессии I-VI-II-V, которая используется в бесчисленных поп и рок-песнях.
Последовательность четырех аккордов
Если Вы настроитесь на ретро-волну или просто послушаете записи 50-х годов, Вы четко услышите последовательность аккордов I-VI-IV-V. Вам не обязательно должно быть 65 лет, чтобы услышать знакомый мотив. В большом количестве современной музыки используется эта последовательность аккордов I-VI-IV-V. Так что при написании своей собственной песни, Вы можете использовать именно эту последовательность.
Последовательность трех аккордов
IV-IV и I-IV-V прогрессии, вероятно самые используемые последовательности аккордов в поп-музыке. Я не буду сейчас приводить примеры песен, в которых используется эта последовательность аккордов, но знайте — количество песен, написанных по этой последовательности бессчетное количество, даже некоторые хиты Битлз написаны с использованием этой последовательности.
Вышеописанные последовательности аккордов можно применять к любой тональности и использовать при написании своих собственных песен.
Я могу написать песни на аккордах, но мелодию не получается написать ни в какую. Киньте пожалуйста ссылочку на урок про написание мелодии на гитаре.
Акустическая гитара >Техника аккордовых мелодий
Любому гитаристу будет очень полезно научиться делать аранжировки на гитаре. Так вы поймете, как писать запоминающиеся композиции, разовьете навык игры соло и, возможно, найдете путь к собственному уникальному стилю исполнения. Сегодня мы поговорим об одном из самых эффективных способов создания аранжировок — концептуализации аккордовых мелодий. Обычно термин «аккордовая мелодия» употребляется по отношению к джазу, но этот подход можно использовать для любой музыки. В нашем случае это будет рок. Мы разберем несколько мелодий, посмотрим, как они ведут себя на фоне смен аккордов, и обсудим разные варианты того, как их разнообразить.
Начать лучше всего с простых аккордов. Это даст возможность придумать более разнообразные партии для разных инструментов. Примерами нам послужат мелодии в рамках двух октав и трезвучия на трех струнах (5-4-3, 4-3-2 и 3-2-1), которые будут выполнять функцию гармонии.
Построение аккордовых мелодий на гитаре
Начнем с короткой мелодии на фоне простой гармонии ( Пример 1 ). Основная идея гармонизации любой мелодии заключается в том, что каждую ноту мелодии следует рассматривать как самую высокую ноту аккорда. Иными словами, мелодия показывает, от каких нот следует строить аккорды. Сначала нужно определить ступени нот мелодии относительно аккордов, на фоне которых они играются.
Затем вы выбираете аккорды, для которых та или иная мелодическая нота является самой высокой ( Пример 2 ). Первая нота такта 1 — нота Е. Это третья ступень гаммы С мажор. Следовательно, нужно найти такую форму мажорного аккорда С, где Е будет самой высокой нотой. Полезно также знать, что чаще всего гармонизовать следует более долгие ноты, а на короткие не обращать внимания, если они не находятся на местах смены аккордов. Поэтому ноту F (четвертая ступень гаммы) мы оставим в покое и сконцентрируемся на следующей ноте, играя трезвучие С с нотой G (пятая ступень) в качестве самой высокой.
Первая нота следующего такта — нота Е (седьмая ступень F). Это короткая нота, но мы гармонизуем ее, потому что она приходится на момент смены аккордов. Седьмая ступень не является частью мажорного трезвучия, поэтому нам надо будет немного схитрить. Самое очевидное решение — это взять первое обращение мажорного трезвучия F с тоникой на месте мелодической ноты (A-C-F) и понизить тонику на полтона, чтобы получить седьмую ступень (A-C-E). Нетрудно заметить, что эти ноты входят в аккорд Fmaj7, а также образуют трезвучие Am.
Далее следует пятая ступень (нота D), поэтому играем мажорное трезвучие G в третьей позиции. Итак, гармония готова. Звучит очень даже неплохо!
А теперь проделаем те же операции с другими мелодиями, подразумевающими чуть более сложные гармонии. Пример 3 — это разбор нашей следующей мелодии по ступеням.
Пример 4 демонстрирует одно из гармонических решений для этой мелодии. Давайте посмотрим, что конкретно мы сделали. На фоне первого аккорда Bb звучат третья и пятая ступени. Самый легкий вариант — выбрать трезвучие с квинтой наверху, но сперва извлечь тонику и терцию и только потом квинту, которая будет звучать на фоне тоники и терции на протяжении всего аккорда.
На фоне аккорда Сm, когда в мелодии играется вторая (или девятая) ступень, мы сохраняем ту же аппликатуру, заменяя вторую ступень пониженной третьей. Это говорит нам вот о чем: иногда, сдвигая мелодическую ноту, можно поддержать ее с помощью более низких нот предыдущего аккорда. Ту же идею мы применяем к аккорду Dm7, но в данном случае мелодической нотой является пониженная седьмая ступень. Как только вы сыграли этот аккорд, замените пониженную седьмую ступень на пятую, удерживая при этом две более низкие ноты. Это даст вам трезвучие Dm.
Перейдем к аккорду Ab со второй ступенью в качестве самой высокой ноты. Здесь мы можем взять трезвучие с тоникой наверху и заменить ее на вторую ступень. Также мы можем взять трезвучие с третьей ступенью наверху и заменить ее второй. Нельзя сказать, что какой-то один вариант лучше другого. Они совершенно разные. Мне больше нравится второй, поэтому остановимся на нем.
Фраза повторяется, но я предлагаю внести небольшое изменение на аккорде Eb. Мелодическая нота дает такту напряжение. Мы не можем изменить мелодию, но можем разнообразить гармонию. Хороший вариант — взять среднюю ноту трезвучия (третью ступень) и заменить ее на вторую.
Вот еще одна мелодия ( Пример 5 ), расписанная по ступеням. Она более медленная и написана в мажорной тональности.
В Примере 6 вы видите уже гармонизованную мелодию. Вот комментарии к ней: В такте 3 (на фоне аккорда Bb) мы дважды играем ноту А (большую септиму аккорда Bb) в размере целой ноты. Повторяющиеся мелодические ноты дают возможность добавлять звучанию гармоническую окраску, поэтому давайте немного поэкспериментируем с гармоническим движением. Смотрите: в такте 4 нота D опускается до С, что дает аккорд Bbmaj7sus2.
То же самое происходит в тактах 7 и 8. Что касается аккорда С, возьмем трезвучие с тоникой (С) наверху и заменим тонику на вторую ступень (D). Далее, в такте 8 мы поднимаем ноту Е (третью ступень) до F (четвертой ступени).
Теперь поработаем с быстрой мелодией ( Пример 7 ).
Имейте в виду, что аккордовыми мелодиями можно украшать даже и очень короткие фразы. Эта техника хорошо подходит для двухтактовых соло или для однотактовых гитарных вставок, поддерживающих соло. Но никто не запрещает применить ее и для всей композиции! Не существует какого-то одного волшебного рецепта, который бы подходил ко всему. Все это — просто инструменты, проясняющие некоторые интересные и важные идеи. Поэтому самое главное — это ваши эксперименты!
Спасибо за урок, но мне осталось не понятно, что значат: четвертая ступень гаммы, пятая ступень гаммы, седьмая ступень гаммы и т.д.
Изучите урок про ступени, и Вам все станет понятно.
Во всех примерах вы от ноты берете терции. Нигде нет как красиво заполнить пустые места в мелодии
то есть какой нибудь проигрыш простейший и коротчейший как делается.