Как на белорусских землях появилось животноводство
История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.
§ 3-1 Материальная культура первобытного общества на территории Беларуси
1. Присвоение и производственная экономика
Характерной особенностью хозяйственной жизни в палеолите и мезолите было потребительское, или присваивающее хозяйство. Основная задача присваивающего хозяйства — это поиск наиболее рациональных способов получения продуктов питания. Основные элементы присваивающего хозяйства можно представить с помощью схемы:
Хронологически присваивающее хозяйство являлось единственной формой хозяйствования в палеолите и мезолите. Позже оно сосуществовало с производственными формами хозяйствования и постепенно утрачивало свое значение. В мезолите дальнейшее развитие получила охота, что было вызвано усовершенствованием приспособлений для нее (ямы, силки, сети, западни, самострелы), появлением механических орудий (лук и стрелы), приручением собаки, расширением объектов охоты за счет птиц, стадных и мелких животных.
Собирательство в это время переживало расцвет. Этому способствовали природные условия — значительное потепление климата. Появление новых и усовершенствование старых форм хозяйственной деятельности позволило людям собирать больше продуктов питания и иметь более разнообразный рацион. В результате произошел переход к новой форме социальной организации людей — родовой общине.
В неолите на смену присваивающему хозяйству пришло производящее хозяйство. Его особенность в том, что человек начинает изменять природную среду под свои нужды, чтобы обеспечить себя всем необходимым для жизни. К производственным формам хозяйства относятся животноводство и земледелие.
Животноводство исторически развилось с охоты. Предпосылками развития животноводства на белорусских землях можно считать приручение животных, оседлый образ жизни людей, умение заготавливать и хранить корм для животных, влияние племен, которые ранее освоили животноводство. В ІІІ тыс. до н. э. животноводство было известно жителям Полесья и постепенно стало одним из основных занятий населения белорусских земель.
К концу неолита под влиянием племен переселенцев-земледельцев появилось примитивное земледелие. Становлению новой формы хозяйственной деятельности содействовали следующие факторы: оседлый образ жизни местного населения, новые орудия труда, благоприятные природные условия. На территории современной Беларуси земледелие существовало в двух формах: мотыжное и подсечно-огневое.
§ 2. Перемены в новом каменном веке
1. Что такое производящее хозяйство?
Производящее хозяйство — это такое хозяйство, при котором основными источниками обеспечения людей пищей являются животноводство и земледелие. Производящее хозяйство включает в себя приручение и развод животных, выращивание съедобных растений — люди сами производили то, что необходимо для жизни.
2. Как на белорусских землях появилось животноводство?
Во время охоты люди иногда забирали детёнышей зверей в своё поселение, постепено такие звери привыкали к человеку. Так, была приручена первая собака, которая стала помощником человека на охоте и в охране жилища.
3. Расскажите о зарождении и развитии земледелия на территории Беларуси.
Земледелие зародилось на юге Беларуси — на Полесье. Этому способствовал благоприятный климат и плодородная почва на этой территории. Обработка земли велась с помощью мотыг, но не везде можно было использовать это орудие труда из-за того, что почти всё пространство было занято лесами. Поэтому в лесах применялось подсечно-огневое земледелие — подсекали деревья, после высыхания их сжигали и в пепле сеяли зерно. Подняло урожайность использование деревянное рало для взрыхления почвы — так возникло пашенное земледелие. Для жатки урожая хлеба использовали серпы.
На территории Беларуси выращивали пшеницу и ячмень, а позже — рожь, просо и лён.
4. Как повлияло появление земледелия и животноводства на развитие общества?
После появления земледелия и животноводства возникло рассловение общества — начали появляться богатые и бедные люди. Некоторые племена были богаче других, из-за этого происходили столкновения между ними, войны. Также возникало представление о частной собственности.
5. Расскажите о возникновении расслоения общества и патриархального (домашнего) рабства.
После появления земледелия и животноводства начали появляться излишки продуктов, поэтому необходимость всем участвовать в добыче еды отпала, и часть жителей общины начали направлять на другие работы по поддержанию жизни в общине. Так как всем этим нужно управлять, появились старейшины и вожди, которые получили право распоряжаться имуществом общинников. Таким образом, в общинах наблюдалось расслоение общества — появление бедных и богатых жителей.
Т.к. некоторые плмена были богаче других, происходили войны между ними, захватывали пленных, которые помогали общине. А со временем рабы могли даже стать свободными — Такую форму зависимости называют патриархальным (домашним) рабством.
6. Приведите примеры первобытного искусства белорусских земель. Как оно связано с развитием производящего хозяйства?
Глиняная посуда с орнаментом из фигур, таких как круг, ромб, крест символизировала Солнце, плодородие, вечность природы, ее круговорот. Изготавливали амулеты из зубов волка, лисы, кабана или медведя, костяных пластинок, хребтов рыб, которые якобы оберегали от опасностей.
7. Согласны ли вы с тем, что появление производящего хозяйства — это величайшее событие в истории человечества? Аргументируйте свой ответ
Согласны. После появления появления производящего хозяйства человеку больше не нужно было полностью зависить от собирательного хозяйства, которое не могло обеспечить человека круглогодичной пищей. Производящее хозяйство позволило людям развивать другие сферы жизни, поскольку пищи при таком хозяйстве было достаточно, даже если добычей занимаются не все жители общины.
§ 4. Первобытные животноводы и земледельцы в бронзовом и железном веках
История Беларуси, 6 класс (Штыхов, Темушев, Ракуть, 2009)
Вспомните
1. Почему век назывался каменным?
2. Какое хозяйство называется присваивающим?
1. Проникновение индоевропейцев на территорию Беларуси.
Примерно 3—1,5 тыс. лет до н. э. многочисленные племена животноводов-кочевников расселились на большой территории, в том числе в Европе. Это были индоевропейцы. Первоначально они жили в Малой Азии недалеко от Ирана.
Индоевропейские племена также проникли на территорию Украины, Беларуси, Прибалтики и Центральной Европы. Произошло это примерно 2,5 тыс. лет до н. э. Позже индоевропейцы смешались с местным населением. Одна их группа оформилась в балтов, другая — в славян, третья — в германцев. Балты — это предки современных литовцев и латышей. Славяне — предки современных белорусов, русских, украинцев, поляков, чехов, болгар, сербов. Германцы — предки современных немцев, англичан, шведов и других народов. Так создалось то разнообразие народов Европы, которое мы наблюдаем теперь.
2. Распространение животноводства. Древние люди часто и подолгу голодали. В первую очередь от голода умирали дети и старики. Поэтому люди стремились найти себе более устойчивые источники добывания пищи. Они начали приручать животных.
Первой была приручена собака. Затем она стала надежным другом и помощником охотника. Собака предупреждала об опасности и выслеживала зверей.
Иногда охотники приносили с собой молодых зверьков, за которыми ухаживали на стоянках. Животные начали размножаться в неволе. Рожденные на стоянках телята и ягнята становились совсем домашними. Особенно быстро осваивались в неволе свиньи.
Из охоты возникло животноводство. Первыми к нему начали переходить жители Южной Беларуси. Это произошло примерно 3 тыс. лет до н. э. Теперь человек имел запасы питания. Быков и лошадей он стал использовать как рабочую (тягловую) силу
3. Первые земледельцы. Почти одновременно с животноводством появилось земледелие. Оно возникло из собирательства, и вначале им стали заниматься на Полесье. Наши предки готовили под посевы небольшие участки в поймах рек. Обработка земли осуществлялась с помощью мотыг. Такое земледелие называется мотыжным.
Совсем иным было подсечно-огневое земледелие. Подсека, или вырубка, — это участок, на котором вырубался лес. Высохшие деревья затем сжигались. В пепел сеяли зерно и бороновали поле куском суковатого дерева — бороной-суковаткой. Первые два-три года собирали хороший урожай. Через несколько лет для посева нужно было готовить новый участок.
Урожай зерновых сжинали серпами. Они представляли собой кремневые пластинки-вкладыши, которые закреплялись в деревянных или костяных оправах.
Труд земледельца стал более успешным, когда для взрыхления (распашки) почвы начали использовать деревянное рало. Возникло пашенное земледелие. Рало делали из дубового ствола с суком. Такое рало найдено в торфянике возле деревни Каплановичи Клецкого района. Рало тянул бык или лошадь. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, а позднее и рожь.
4. Переход к производящему хозяйству. Охотники, собиратели, рыболовы при присваивающем (потребительском) хозяйстве пользовались тем, что было в природе. Но земледельцы и животноводы уже сами делали то, что необходимо для жизни: выводили новые породы животных, выращивали новые сорта растений. Такое хозяйство называется производящим. Жизнь людей теперь меньше зависела от природы, а в большей степени — от их собственного труда.
Переход от охоты и собирательства к животноводству и земледелию обеспечивал население того времени продуктами питания, некоторыми видами сырья для домашних промыслов. Появление производящего хозяйства стало величайшим событием в истории человечества, значительным шагом вперед в развитии общества.
Кремень для изготовления орудий труда первобытные «шахтеры» добывали 2 тыс. лет до н. э. в примитивных шахтах, похожих на колодцы.
Это интересно. Много шахт было открыто возле поселка Красносельский, недалеко от Волковыска на Гродненщине. Глубина шахты составляла 3—5 м. Найденные в отложениях мела куски кремня помещали в кожаный мешок, который на веревке вытаскивали наверх. Из кремня изготавливали топоры и другие орудия, которые распространялись в По-нёманье и за его пределами. В одной шахте археологами обнаружено языческое захоронение «шахтера». Возле него были найдены костяная игла для сшивания кожаных мешков и глиняный сосуд.
Вопросы и задания
РАЗДЕЛ I. Белорусские земли в древние времена
РАЗДЕЛ II. Жизнь населения белорусских земель в Раннем средневековье (V—IX вв.)
РАЗДЕЛ III. Средневековые княжества на территории Беларуси в IX — середине XIII в.
Обобщение по разделу I. Раздел I. Первобытное общество на белорусских землях
1. Составьте тезисный план ответа, ментальную карту либо инфографику с использованием теоретического и фактологического материала по одному из следующих вопросов:
а) формирование населения на территории Беларуси: заселение первобытным человеком и индоевропейскими племенами:
б) влияние климата на развитие первобытного общества на территории Беларуси:
в) развитие материальной культуры на протяжении каменного, бронзового и железного веков на территории Беларуси:
2. Составьте описание первобытного строя на территории Беларуси с использованием «облака слов». Включите в него понятия, необходимые для более полной характеристики этой эпохи.
Первобытный строй делился на на три периода: каменный, бронзовый и железный века. Основными занятиями людей в каменном веке с началом мезолита были охота, собирательство и рыболовство. Зарождаются гончарное дело и ткачество. Кроманьонцы жили уже родовыми общинами, которая объединяет 50-70 кровных родственников.
В период бронзового века люди начали приручать всё больше животных, а затем перешли к их разведению — животноводству. В период неолита начался переход от присвающего к производящему хозяйству, что обусловило «неолитическую революцию».
Невозможность объяснить природные явления (молнию, гром и др.) породила у людей веру в первые религиозные представления: анимизм, фетишизм, тотемизм. Основным способом осмысления человеком окружающего мира была мифология. Таким образом зарождалась религия.
3. Распределите приведенные в «облаке слов» понятия по группам. Признаки групп определите самостоятельно. Разъясните, по каким признакам вы организовали группы. Составьте ментальную карту по одной из групп.
Ментальная карта «Общество»:
4. Объясните причинно-следственную связь между явлениями:
а) переход от присваивающего к производящему хозяйству на территории Беларуси:
При присваивающем хозяйстве человек брал всё у природы, однако численность населения постоянно росла и постепенно исчерпыввались природные ресурсы, что обсуловило переход к производящему хозяйству.
б) начало производства железа и деление общества по имущественному признаку:
С появлением железа и железных орудий производительность труда возросла ещё больше — у отдельных родов и племен накапливалось имущество, что привело к имущественному неравенству.
в) религиозные верования и развитие первобытного искусства:
Появление религиозных верований сопровождалось необходимостью в определенных ощущениях и взглядах, позволяющих создать представление о картине мира. Доступными способами отображения окружающего мира, передачи религиозных взглядов того времени было первобытное искусство: изготовление украшений, костяных статуэток, нанесение изображений на кости.
г) разъясните причинно-следственную связь на основе схемы:
Усовершенствование орудий труда способствовало росту производительности обработки земли, что привело к небывалому росту урожая. В результате начали появляться излишки продуктов, а у отдельных родов и племен накапливалось имущество. У кого-то было больше ценных изделий или орудий, у кого-то меньше — зарождалось имущественное неравенство, которое вело к войнам. Поэтому жители были вынуждены защищать нажитое добро и свои поселения, укрепляя их оборонительными сооружениями. Так возникли городища.
5. Определите причины и последствия одного из исторических явлений:
а) «неолитическая революция» на территории Беларуси:
Причины: исчерпание природных ресурсов, рост численности населения.
Последствия: выросла производительность труда, развивалось хозяйство, человек начал разводить домашних животных, выращивать продукты, появились излишки продуктов, ускорился рост численности населения, зародилось ремесло.
б) возникновение имущественного неравенства:
Причины: появление железных орудий труда и переход к производящему хозяйству обсусловил появление излишков продуктов и накопление имущества — начался переход к имущественному неравенству.
Последствия: распад родовой общины, возникновение войн.
в) возникновение религиозных верований:
Причины: интеллектуальное развитие людей, возникновение у человека необходимости в определенных ощущениях и взглядах, позволяющих создать представление о картине мира и объяснить место человека в нем.
Последствия: зарождение первобытного искусства и мифологии.
Подготовьте свой ответ в виде схемы.
Начертите схему, в которой слева будут расположены блоки с причинами явления. От блоков с причиной начертите стрелки к блоку с явлением («неолитическая революция», имущественное неравенство или религиозные верования). Затем от явления начертите стрелки к блокам с последствиями.
6. Соотнесите в таблице хронологические границы периодизации первобытного общества в истории Беларуси и всемирной истории и сделайте вывод о причинах их отличия.
Периоды | Хронологические рамки | |
всемирная история | история Беларуси | |
Каменный век | 2,5 млн лет назад — 3,5 тыс. лет до н. э. | 100 тыс. лет назад — конец III тыс. до н. э. |
Бронзовый век | 3,5 тыс. лет до н. э. — XII в. до н. э | ІІ тыс. до н. э. — VIII в. до н. э. |
Железный век | XII–IV вв. до н. э. | VII в. до н. э. — V в. н. э. |
Причины отличий периодизации всемирной истории и истории Беларуси заключаются в том, что на территорию Беларуси первые люди пришли несколько позже, чем на территорию других государств. Это также обсуловлено нашим климатом: долгое время на нашей территории находились ледники, только 14 тыс. лет назад отступил последний, однако климат всё ещё оставался холодным. Кроме того, «неолитическая революция» у нас проходила неравномерно и этот процесс считают условным.
7. Сравните родовую и соседскую общины. Результаты сравнения оформите в виде инфографики, рисунка.
Признак | Родовая община | Соседская община |
Поселение | только кровные родственники | разные роды и племена |
Хозяйство | принадлежит семье | принадлежит общине |
Брак | невозможен | возможен между представителями разных родов |
Отношения | родовые | экономические и территориальные |
В родовую общину входили только родственники, все они имели общее имущество, социальные связи основывалась на родовых отношениях, нельзя было вступать в брак с человеком из одной общины, у каждой семьи было своё хозяйство.
В соседкую общину входили разные роды и племена, община основывалась на экономических и территориальных связях, хозяйство велось общиной и принадлежало общине, а не отдельно семьями.
8. Сравните присваивающее и производящее хозяйства по самостоятельно определенным признакам. Итоги оформите в виде таблицы.
Признак | Присваивающее хозяйство | Производящее хозяйство |
---|---|---|
Хозяйственные деятельности | собирательство, охота, рыболовство | земледелие, животноводство |
Зависимость от природных ресурсов | да | нет |
Эффективность | низкая | высокая |
9. Используйте хронологическую таблицу в начале раздела для определения наиболее значительных периодов в жизни древнего человека (если необходимо, дополните хронологическую таблицу, создав новую). Объясните свой выбор.
100-35 тыс. лет назад — Первые сведения о появлении первобытного человека на территории Беларуси. Это событие положило начало Древней истории на территории Беларуси.
14 тыс. лет назад — отступление последнего ледника с территории Беларуси. Это событие положило начало формированию благоприятного климата для жизни древнего человека, начала распространяться растительность в виде лесов.
Конец V тыс. до н. э. — конец III тыс. до н. э — Эпоха неолита на территории Беларуси. Возникновение производящих форм хозяйства. Производящее хозяйство позволило древним людям стать не зависимыми от природных ресурсов и производить продукты самим, причём в значительно больших объёмах, чем при присваивающем хозяйстве.
VII в. до н. э. — V в. н. э — Начало железного века, переход к изготовлению металлических изделий. Это позволило нашим предкам значительно повысить свою производительность труда и добывать намного больше продуктов.
10. Заполните таблицу, посвященную изменениям в жизни древнего человека.
Археологический период | Хронологические рамки | Тип хозяйства | Основные занятия | Орудия труда |
---|---|---|---|---|
Каменный век | 100-35 тыс. лет назад — конец ІІІ тыс. до н. э. | в основном присваивающее, в неолите распространялось производящее | охота, собирательство, рыболовство, бортничество, изготовление керамической посуды, птицеловство, примитивное земледелие, животноводство | остроконечники, скребки, копья, лук, каменный топор, челны, сети, удочки с костяными крючками |
Бронзовый век | ІI тыс. — VIII в. до н. э. | в основном производящее, сохранялось присваивающее | ведущими были земледелие и животноводство; распространение мотыжного и подсечно-огневого земледелия, добыча кремня, ремесло | мотыга, борона-суковатка, топоры, булавы, топоры-клины |
Железный век | VII в. до н. э. — V в. н. э | производящее | ведущее было подсечно-огневое земледелие; животноводство, добыча железа, внедрение подсечно-огневого земледелия в качестве основного хозяйственного занятия, развитие ремесел | рыболовные крючки, ножницы, серпы, сверлёные топоры |
11. Заполните синхроническую таблицу важнейших событий в древней истории Беларуси и стран Европы. Страны и критерии для синхронизации определите сами. При необходимости используйте знания, полученные на уроках по всемирной истории, и дополнительные источники информации.
Событие (критерий для синхронизации) | Греция | Италия | Беларусь |
Появление первых стоянок | 500-200 тыс. лет назад | около 500 тыс. лет назад | 24-е тыс. до н. э. |
Появление предков человека разумного | более 40 тыс. лет назад | 34-28 тыс. лет назад | 40-35 тыс. лет назад |
Начало «неолитической революции» | 7-6.5 тыс. лет до н. э. | 7 тыс. лет до н. э. | конец 5 тыс. до н. э. — конец 3 тыс. до н. э. |
Какой вывод можно сделать на основании этой таблицы?
Развитие первобытного общества на территории Беларуси и Европы зависило в том числе от климата и географического положения.
12. Внимательно проанализируйте таблицу. Дайте названия трем периодам, расположенным в столбцах. Составьте описание окружающего мира и жизни: а) кроманьонца со стоянки Бердыж; б) древнего шахтера из поселка Красносельский; в) кузнеца из поселения Лабенщина.
Названия трёх периодов: каменный век, бронзовый век, железный век.
Описание окружающего мира и жизни кроманьонца со стоянки Бердыж
Бердыжская стоянка находится в 3 км к югу от деревни Бердыж на реке Сож. На этой стоянке жило около 50 человек. Жилища представляли собой сооружения овальной формы. Во время охоты кроманьонец вместе со своими соплеменниками использовали копья для охоты на мамонтов. Добыча использовалась не только для пропитания, но и для обустройства жилищ — кости мамонта очень крупные и крепкие, из них получались хорошие хижины.
13. Посмотрите фильм о жизни обитателей белорусских земель в древние времена из цикла «История Беларуси», созданного телеканалом «Беларусь 24» (ссылка: https://clck.ru/H2TP8). Определите, вся ли информация в картине достоверная. Почему вы так решили? Приведите доказательства вашей точки зрения. Найдите не менее трех ошибок.
В картине не вся информация достоверная.
В начале ролика говорится: «Изобретение земледелия и животноводства изменили жизнь на территории Беларуси настолько, что историки назвали это событие «аграрной революцией».» — Историки назвали это событие «неолитической революцией».
В середине ролика говорится: «Железную руду на территории Беларуси научились добывать примерно 3 тыс. лет назад.» — Железную руду начали добывать в период с VII в. до н. э. по V в. н. э.
Также в ролике говорится: «в VI в. общая народность славян разделилась на западных (поляков, чехов, славаков) и восточных (белорусов, русских и украинских).» — В VI в. ещё не было белорусов и украинцев, в в VI в. славяне только появились на территории Беларуси.
14. Представьте, что вы — журналист школьного исторического журнала для учеников 6 класса. При помощи ментальной карты на с. 14—15 составьте тезисный план статьи для этого журнала по истории первобытного общества на территории Беларуси. Придумайте название для статьи. Определите, какие пункты плана вы будете иллюстрировать.
Название: «От камня к железу: развитие первобытного общества»
План статьи:
1. Каменный век
2. Бронзовый век
3. Железный век
Буду иллюстрировать все пункты плана.
15. Сравните два отрывка. К какому типу текстов они относятся? Используйте свои знания по белорусскому и русскому языкам. По каким признакам вы сделали такой вывод?
Два отрывка относятся к типу текстов «описание». Для этого типа текста характерно большое количество прилагательных и причастий, т. к. описывается какой-либо предмет, явление, человек и т.д.
16. О каком событии из истории Беларуси рассказывают приведенные фрагменты текстов?
Приведенные фрагменты текстов рассказывают о переселении невров со своей родины.
17. Составьте небольшое сообщение (2000 знаков) для социальной сети Instagram на основе этих документов. Подберите иллюстрацию к своему сообщению.
Самое старое белорусское предание – это легенда о неврах, которая уходит в давние доантичные времена. Она о том, что в самые древние времена на территории нынешней Брестской и Гродненской области в лесах жили могучие воины – невры.
Они были огромной силы и непобедимы в бою. При большой опасности они могли закрутиться вокруг своей оси и превратиться в волка. Кроме того, один раз в году во время самой короткой ночи – все невры превращались в волков для посвящения юношей племени в воины. Невры никогда не нападали первыми, и использовали свои навыки только с целью защиты.
18. Проведите краеведческие исследования по одной из следующих тем:
«Археологические памятники на территории Светлогорского района»
Вёска Давыдаўка
Вёска пачынаецца ад лесу і паступова ўздымаецца на ўзгорак, за якім знаходзіцца в.Загор’е, якая як бы з’яўляецца працягам Давыдаўкі. На вышыні ўзгорка-старадаўнія магілкі, каля якіх стаяла Яўтушкавіцкая прыходская царква 1753 года пабудовы. На могілках і вакол іх да нашага часу захаваліся славянскія курганы – месцы пахаванняў нашых далёкіх продкаў – дрыгавічоў. У двух кіламетрах ад вёскі цячэ рака Іпа, якая упадае ў Прыпяць. Каля рэчкі яшчэ і зараз можна адшукать кавалкі балотнай руды і жалеза – сляды ад былой домніцы, на якой нашы продкі з балотнай руды плавілі жалеза.
«Происхождение местных гидронимов»
Деревня Давыдовка
В двух километрах от деревни Давыдовка течет река Ипа, которая впадает в Припять. Наиболее вероятно финское происхождение название, от hyppy – прыжок, прыгать.
«Происхождение местных топонимических названий».
Вёска Давыдаўка
Вёска пачынаецца ад лесу і паступова ўздымаецца на ўзгорак, за якім знаходзіцца в.Загор’е, якая як бы з’яўляецца працягам Давыдаўкі. У двух кіламетрах ад вёскі цячэ рака Іпа, якая упадае ў Прыпяць. Раней у рэчышчы вадзілася шмат рыбы-шчупакоў, язёў, плотак, карасёў, жылі выдры і нават бабры. Аб чым сведчыць назва ўрочышча Бабровіны. Каля рэчкі яшчэ і зараз можна адшукать кавалкі балотнай руды і жалеза – сляды ад былой домніцы, на якой нашы продкі з балотнай руды плавілі жалеза. Як памятка тых часоў захавалася урочышча Рудня. На гэтым месцы да 1939 года стаяў пасёлак Рудня Яўтушкавіцкая.