Как на гипсе сделать надпись
Штампы для декорирования глины, современные варианты
У каждого мастера, который имеет определенный опыт работы с керамикой, в арсенале найдется коллекция штампов. Это достаточно несложное приспособление, используемое при декорировании готовых поверхностей на этапе, когда глина еще обладает пластичностью. Существует несколько предпосылок для применения штампов:
Так или иначе, основное назначение штампа нам интуитивно понятно и, казалось бы, не стоит поднимать вопрос на данную тему. Однако есть несколько удивительных фактов, несколько секретов при работе со штампами. Если вы собираетесь приобщиться к прекрасному, начав заниматься лепкой из глины, то элементарные знания о назначении штампов, видах штампов, работе с ними вам будут весьма полезны.
История применения штампов в керамике
Вы, наверняка, не знали, что штампы в керамике начали использовать примерно в то же время, как стало развиваться гончарное искусство. Таким образом, это далеко не новое изобретение, поэтому сегодня о штампах известно все. Использование штампов в керамике тесно связано с традициями и культурой отдельных областей, где зародилось гончарное ремесло. По религиозным убеждениям посуда без украшений и орнамента не могла использоваться по прямому назначению.
Техника росписи, как и материал для штампов в каждой культуре был особенным. Лепка из цветной глины и штампование были развиты еще в Древнем Египте, Вавилоне и некоторых других восточных странах. Постепенно из Азии в Европу перешли традиции, после чего европейские мастера начали украшать свои поделки, придавая им орнамент и фактуру, используя для этого несложные приспособления, то есть, штампы.
Зубчатые штампы
Самым популярным считался зубчатый штамп. Он изготавливался в виде гребенки и отличался наличием зубчатого рабочего края. Обычно первые штампы делали из костей животных. Вдоль края кости пропиливались специальные желобки, в результате чего получался штамп. Такой вид штампа получил популярность в Восточной и Западной Европе, Сибири и в Средней Азии. Пик популярности приходится на эпоху неолита, то есть на то время, когда преимущественным способом добычи пищи являлась охота. Челюсти животных использовались для изготовления штампов.
Возможно, это имело некий магический смысл. Штампование посуды сулило сытую жизнь и богатый стол.
Зубчатые штампы пользовались спросом древних ремесленников по той причине, что они позволяют создавать различные варианты орнаментов и фактуры. Можно было производить непосредственный оттиск, когда штамп просто прикладывался к пластичной глине, оставляя узор краями зубцов. К тому же, таким штампом можно было пользоваться, как гребнем, рисуя на глине параллельные бороздки. Наиболее распространенным считался узор, полученный при вертикальном прочесывании стенки сосуда. Он представлял собой зигзаг из параллельных линий.
Но в неолитической культуре встречаются и другие способы оттиска. Речь идет о так называемом тиснении, когда поверхность покрывается мелкими ямками, оставленными зубцами. Множество таких ямок создает картину, словно сосуд покрыт мелкоячеистой сеткой.
Гребенчатые
Гребенчатые штампы тоже можно отнести к первым штампам, при помощи которых создавались искусственные орнаменты. До сих пор гребенчатый орнамент практикуется, как один из способов украшения керамических изделий. Примечательно то, что роль таких штампов могут играть натуральные природные материалы, например, раковины моллюсков. Их створки имеют зубчатый край, поэтому идеально подходит для работы с глиной. При помощи раковины на сырой глиняной поверхности рисовались различные геометрические фигуры.
Ленты с параллельными насечками смотрятся достаточно красиво, даже если рисунок не отличается правильностью геометрии. Принято считать, что гребенчатый штамп является усовершенствованной версией зубчатого штампа, поэтому штампы из раковин постепенно вытеснили штампы, сделанные из костей.
При декорировании глины наносились прямые или косые оттиски, рисовались фигуры в виде ромбов и прямоугольников. Были популярны и зигзагообразные линии. Нередко между параллельными бороздками в ряд размещались ямки.
Из растений
Использовать растения в качестве штампов для получения красивых оттисков придумали еще древние мастера. Для декора хорошо подходят колосья злаков, зерна, хвоя и плотные листья деревьев. В Японской культуре долгое время была популярной сосново-игольчатая керамика. Глиняный сосуд перед обжигом обкладывали вокруг еловыми веточками. Веточки хвои обвязывали бечевой, чтобы они не отпадали. В процессе обжига хвоя выжигалась, а на поверхности сосуда образовывалось множество углублений (следы от иголок).
Такой метод, в принципе, можно назвать тиснением, но в Японии был еще один способ тиснения – покрытие глиняной поверхности рисовыми зернами. Из зерен риса составляли даже сложные узоры. В других древних цивилизациях широко использовали соломинки, веточки деревьев или стебли тростника.
Штамп-палочка
Простейшее на первый взгляд приспособление позволяло получать удивительные узоры и целые картины. Речь идет об обыкновенной палочке, на которую наматывался шнур. Палочка должна была быть прочной, поэтому изготавливалась из твердых пород древесины или из кости. Палочка вдавливалась в глину и от витков шнура оставались следы.
Археологи называли подобный орнамент шнуровым. Гончар располагал палочку под разными углами, в результате чего он получал различные узоры. В древней культуре волнистые линии символизировали воду. С помощью штампа-палочки можно было создавать волнистые линии по периметру сосуда. Считалось, что такая линия у горловины сосуда – некое пожелание мастера, чтобы сосуд всегда был наполненным.
Сегодня волнистые линии все так же применяются при декорировании, хотя их магический смысл давно уже позабыт.
Современные штампы
Штампинг, то есть создание фактуры на глиняной поверхности путем использования штампов, не утратил своей значимости и современном гончарном деле. Появились более модернизированные приспособления, позволяющие создавать не элементы узоров, а весь узор целиком.
Одним из таких приспособлений является штамп с контррельефами. Их изготавливают из глины или древесины. Контррельеф представляет собой отображение формируемой фактуры, но в инверсном состоянии, то есть где должна быть впадина, на штампе образована выпуклость и наоборот. После изготовления контррельефа штамп обжигают в печи. Если имеется готовый образец, то изготовить штамп гораздо проще.
Для этого эталонный узор смазывается вазелином, а затем на него накладывают слой пластичной глины. Для завершения работы остается только приделать к штампу ручку и обрезать лишнюю глину.
Наиболее перспективным способом создания рельефа сегодня считается накатка. Простейшая накатка состоит из рукояти и колесика. Например, если взять колесико от часов, то получатся пунктирные линии. Если на колесико намотать нить, то можно получить тиснение, похожее на шнуровой орнамент. После того, как глина высохнет, вмятинки заполняют цветными ангобами. После обжига рисунок становится более выраженным, а сама поверхность приобретает глянец.
Не все мастера занимаются изготовлением штампов. Сегодня большое их разнообразие представлено в интернет-магазине. Некоторые штампы образуют целые текстурные листы. Они за один прием позволяют получать сложные узоры. Изготовлены покупные штампы из силикона, пластика или других полимерных материалов. Все штампы, которые встречаются в магазине, можно разделить на несколько видов.
Можно ли сделать штампы самостоятельно
У опытного мастера в наличии есть много разных штампов, но каждый раз, приступая к работе, он начинает творить уникальное произведение. Ни одна коллекция штампов не может удовлетворить потребностей художника-керамиста, поэтому приходится изготавливать самодельные штампы, печати, оттиски.
Для изготовления штампов в ход идут различные материалы. Это монеты, шестерни, цепочки, ракушки, палочки с резными торцами. С силиконом работать достаточно просто, однако силиконовые штампы керамисты не жалуют. Для того, чтобы штамп отлипал от пластичной глины, его необходимо изготавливать из материала, который впитывает влагу. Глина – лучший материал для этих целей.
Для создания контррельефа понадобится эталонный экземпляр. Но такового обычно нет в наличии, поэтому приходится на подготовленной поверхности будущего штампа самостоятельно создавать нужный рельеф. Основными инструментами являются стеки, шило, ножи.
Интересные штампы получают мастера, используя подручные средства. С помощью обычной чеснокодавилки можно получить рельеф в виде пупырышков. Этот рельеф отлично подходит для изготовления бусинок в украшениях. Но есть еще один популярный способ для изготовления оттиска из полимерной глины.
Сначала на принтере распечатывается нужный рисунок. На рисунок накладывается нужный слой глины и раскатывается. После пяти минут ожидания бумага снимается с глиняной лепешки. На поверхности глины останется отпечаток рисунка, но в зеркальном виде. Этого как раз и добивается мастер, так как штамп впоследствии перевернет изображение, превратив его в исходное.
На следующем этапе из полимерной глины раскатываются тонкие «колбаски» в виде жгутиков. Такими жгутиками по полученному оттиску формируется изображение на глиняной лепешке. Остается только прикрепить ручку к лепешке и полученный штамп обжечь, согласно инструкции к данному типу глины. Подобным образом можно создать любые оттиски. Это целесообразно, если мастер, к примеру, получил заказ на изготовление нескольких одинаковых изделий.
Мастер-класс: Перевод изображения на полимерную глину
Познавательный мастер-класс по переводу изображения на полимерную глину. Эта техника дает большой простор для декорирования изделий из полимерной глины. Пир этом не требует каких-то специализированных материалов.
Автор: Людмила Егудина.
Необходимые материалы:
1. Для начала нужно определиться в пластике. Здесь выбор достаточно большой, но чаще всего используют Fimo, Cernit и польскую. Процесс в принципе одинаковый.
Я для себя выбрала польскую по причине ее недорогой цены, а так же хорошей жирности, что для перевода очень важно.
Следующим этапом готовим изображение, которое будем переводить. Можно использовать вырезки из журналов, книг, а можно подготовить свой рисунок самостоятельно и распечатать на принтере, что можно сделать в любой более-менее крупной фотомастерской.
Важно: если вы начинающий (хотя и не только) то лучше на листе сделать несколько повторов нужного рисунка, т.к. в случае неудачи всегда можно переделать 🙂
Теперь необходимо пластику раскатать. С польской это сделать не так просто, т.к. очень липкая (когда свежая). Есть несколько способов уменьшить липкость, но об этом в следующий раз. Я раскатываю накрыв сверху и снизу целофановой упаковкой от компакт-диска, тогда пластика липнет к пленке, хорошо раскатывается и легко от нее отделяется. (в таком случае можно работать со свежей пластикой).
2.3. Берем картинку переворачиваем «лицом» вниз на уже раскатанную пластику и прижимаем (я прижала инструментом для маникюра, а в принципе делаю это канц.ножом) для того чтобы убрать воздух. Не забудьте флипнуть изображение, иначе оно будет в зеркальном отображении (особенно это касается фотографий людей)
На этом этапе можно остановиться и оставить на некоторое время, чтобы жир пластики пропитал рисунок, тогда он лучше переведеться. Как раз в это время я вырезаю нужную форму, правда это можно сделать и в конце.
4. Обильно смачиваем водкой. Но можно и не оставлять, а сразу сильно намочить водкой, я использую для этого ватные косметические кружочки. Надо чтобы лист намок полностью и проявился рисунок. Немного прижимаем чтобы вышел оставшийся воздух если он еще есть. Здесь так же можно оставить пропитываться, чем больше намокнет бумага. тем легче ее будет снять. Я просто сверху накрываю мокрыми ватными кружочками, минут на 10 иногда меньше иногда больше, как по времени есть возможность.
5.6.7. аккуратно снимаем слой за слоем бумаги до изображения, смачивая водкой. В конце особенно аккуратно, т.к. можно случайно порвать изображение, поэтому распечатывайте сразу несколько экземпляров одного рисунка. Аккуратно круговыми движениями начинаем водить по бумаге, она начнет скатываться прямо под пальцами и сходить. Но обязательно следим чтобы не снять случайно слой с краской. Лучше пусть часть бумаги останется. ее потом легко снять после термообработки. и постоянно увлажняем пальцы, бумага должна быть всегда мокрой. Я время от времени просто сверху выжимаю немного водки, чтобы рисунок всегда был влажный.
8.Обрезаем лишнюю пластику (если еще не обрезали) и в духовку (см инструкцию на упаковке), либо как я (у меня газовая духовка и в ней любая пластика горит) поставить на водяну баню. В случае польской пластики хватит 15 минут. после даем изделию остыть и смываем под проточной водой остатки бумаги, она очень легко сходит.
9. После остывания изделия, лишнюю бумагу можно снять водой. Обработать края. После высыхания покрыть лаком обязательно, иначе изображение не будет ярким и со временем сотрется.
Творческих успехов!
Дерзайте и все получится!
Создаем нежные гипсовые кулоны с оттисками цветов
Для работы нам понадобятся:
На клеенке раскатываем пластилин. Я использую сухие цветы, поэтому стоит перед работой их замочить в воде на пять минут. Тогда будет легче их доставать из пластилина. Выкладываем растения на пластилине. Прокатываем их в пластилин. Следим, чтобы они хорошо отразились. Вынимаем растения. А остатки достаем пинцетом. Следим, чтобы отпечатки остались чистыми.
С пластиковых колпачков делаем формы. Разводим гипс в соотношении 1 к 2. Для объема формы, которую я использую, достаточно двух чайных ложек гипса, разведенными четырьмя ложками воды. Консистенция гипса должно быть как сметана. Хорошо размешиваем и заливаем. Оставляем на 30 мин. Не стоит спешить доставать заготовку, надо, чтобы она просохла.
Отделяем форму от пластилина. И снова оставляем, чтобы подсохло возле теплого места минут на пять.
Осторожно достаем заготовку из формы. Оставляем сохнуть возле теплого места на несколько часов. Когда слиток поменяет цвет с серого на белый, станет легче, значит он высох.
Мелкой наждачной бумагой шлифуем неровные места на обратной стороне, на боках. Осторожно шлифуем на передней части, чтобы не задеть оттиск растения.
Щеточкой очищаем заготовку от гипсовой пыли после шлифовки наждачной бумагой. Сверлим отверстия тоненьким сверлом.
Розкрашиваем. И снова оставляем, чтобы высохла краска. Конечное лакирования для завершения вида и защиты. Оставляем, чтобы высохла.
Шнурок нужного размера продеваем в отверстие.
И сделать подобный штамп не сложно.
У меня есть штамп с логотипом вишенка и есть надпись «vishnya.com». Но надпись прямая и длинная, она не подходит для тарелочек с маленьким круглым дном. Смотрите сами:
Как видно, на таком маленьком дне помещается только логотип, а мне хочется, чтобы адрес сайта тоже фигурировал. Поэтому я буду делать надпись по кругу плюс маленький логотип.
Для работы потребуется:
А можно обойтись без этого, если вы не собираетесь делать рельефы. Обычный гвоздь нужной толщины прекрасно сработает.
5) Глина, шликер (разведенная до сметанообразного состояния глина). Их нет на картинке, забыла сфоткать, сорькую.
Приступаем.
Для начала надо наметить круг, чтобы видеть куда наносить рисунок. Я просто макнула в воду донышко тарелки и приставила к гипсу. После этого легче размечать карандашом будущий штамп.
К этому моменту глина, оставленная мокрой тарелочкой, легко ототрется пальцем и не будет мешать. Начинаем прорезать буквы по линиям.
Чтобы удостовериться, все ли идет как надо, периодически можно проверять рельеф кусочком глины. Буквы должны выступать минимум на 1мм, иначе оттиск не будет четким. Если где-то буквы ниже, их поправляют, делая прорези глубже.
Дорезаем рельеф до конца.
Накрываем глиняной лепешкой рельеф и хорошенько продавливаем все буквы. НЕ СНИМАЕМ.
Лепим ручку. Нам требуется не только вертикальный столбик, за который потом можно будет держаться. Тут еще важно учитывать толщину лепешки после продавливания. Она не должна быть слишком тонкой, иначе сломается. Поэтому ручка должна иметь основание, чтобы штамп вышел крепким. Слишком толстым основание делать не стоит. Надо учитывать, что глина должна иметь возможность полностью просохнуть.
Смазываем лепешку шликером.
Прикладываем ручку, хорошо прижимая. Внутри не должно остаться воздуха! Если требуется, можно утолщить основание дополнительным кусочком глины.
А теперь можно снимать наш штамп. Сильно тянуть за ручку не надо, если штамп не отлипает, можно чуть поднять его за краешек. Но осторожно! Центральная часть должна остаться ровной.
Штамп еще не готов, но осталось совсем немного. Теперь его надо отложить в сторону и дать подсохнуть. В идеале глина должна достигнуть состояния, когда она еще достаточно влажная, но уже не гнется и не деформируется.
Размечаем будущие очертания штампа.
Здесь видно, что глина еще не слишком застыла (да, я поторопилась чуток), поэтому в одном месте она легко процарапалась карандашом.
Обрезаем будущий штамп по намеченной линии, замываем краешек губкой.
Фигуры из гипса: техника выполнения, формы для гипса и пошаговая инструкция работы с фото
В ландшафтный дизайн с красивыми растениями отлично впишутся небольшие фигуры из гипса. Чтобы такие архитектурные шедевры органично вплетались в общую композицию какой-либо секции сада, они должны соответствовать выбранному стилю и правилам пропорциональности. Не всегда в ассортименте магазинных изделий можно найти фигурки нужных габаритов или мотивов. В этой статье вы узнаете о том, как можно изготовить оригинальные небольшие скульптуры самостоятельно.
Характеристики материала
Гипс является самым подходящим материалом, поскольку он обладает связывающими свойствами. Это осадочный сульфатный минерал, встречающийся повсеместно. По структурным характеристикам различают два вида гипса: волокнистый и зернистый. Его уже давно используют в строительстве. Одаренные скульпторы издавна занимались изготовлением фигур из этого материала. Не так давно его свойства оценили и современные мастера. Теперь фигуры из гипса стали очень популярны и заняли свое место в усадьбах и на дачных участках многих владельцев. Еще гипс является довольно практичным материалом. Если изделия армировать и покрыть еще и качественной краской, то они станут настоящей достопримечательностью вашего дома.
Приготовление рабочего состава
Рабочий раствор готовить очень просто. Главным условием является достаточное его количество. Поскольку смесь быстро переходит в твердое состояние (буквально через три минуты), то нужно готовить ее с небольшим запасом. Если при заливании в форму ее окажется много, лишнюю можно просто убрать шпателем. Когда раствора не будет хватать, могут возникнуть сложности в работе, а это отразится на внешнем виде фигурки. Для приготовления жидкого гипса нужно:
Порошок нужно высыпать аккуратно, поскольку облако пыли сильно поднимается вверх. А лучше защитить дыхательные пути, обвязав область рта и носа косынкой.
Формы
Формы для фигур из гипса проще всего приобрести в магазинах для творчества, единственным минусом такого товара является его цена. Многие находят выход из этого положения и удачно применяют силиконовые основы, предназначенные для выпечки. Можно воспользоваться любыми подручными вещами, например детскими емкостями для игры в песке или разрезать пополам резиновую игрушку. А если проявить смекалку и фантазию, то вполне возможно придумать и свои варианты, опять же, из того, что имеется в доме. Чаще всего такими предметами выступают пластиковые бутылки.
Пошаговая инструкция
Если подходить к изготовлению гипсовых скульптур профессионально, то формы нужно все-таки применять производственные. Раньше отечественные мастера отливали замысловатые гипсовые детали, используя две основы. Мягкую силиконовую вкладывали в кожух, изготовленный из твердого материала, в частности из гипса. Процесс заключался в нескольких последовательных действиях, описанных ниже.
Как сделать фигурки из гипса?
Грибы из гипса – самые частые гости на приусадебных участках. Это объясняется тем, что они отлично вписываются в любой стиль уличного растительного дизайна. Под элементы в виде шляпок можно взять любую посуду, подходящую по размеру, а для ножек – пластиковые бутылки. В этом случае гипс нужно использовать густой. Чтобы ножка гриба была пустотелой, в основную емкость вставляется форма поменьше, а смесь заливается между ними. Пластиковые бутылки предварительно смазываются густым жидким мылом. Извлекать детали из формы нужно при помощи ножа.
Можно попробовать сделать садовые фигуры из гипса своими руками без использования формы. Если вылепить что-то несложное и красиво раскрасить, такие скульптуры будут смотреться очень мило. Например, чтобы изготовить гусеницу, нужно всего лишь сформировать несколько шариков и соединить между собой. Затем ее ярко покрасить и усадить на камешек.
Применив строительную каску в качестве формы, можно создать удивительно яркую и крупную божью коровку.
Интересные идеи
А что, если у вас уже имеется композиция с наличием грибов из гипса? В таком случае в ней недостает ежика. Такая задумка выглядит особенно естественно на фоне осеннего сада.
На большой срубленный пень можно усадить белочку. Среди зелени композиция выглядит живой и весьма удачной. На поверхность пня можно насыпать немного желудей.
Ближе к дому было неплохо оформить клумбу в виде широкой плетеной корзины из прутьев, а по центру усадить поросенка.
Еще одним интересным решением станет зайчик с корзиной в руках. Такую фигуру лучше установить на газоне или просто создать для нее зеленую лужайку.
Необходимость покраски
Несмотря на то, что гипс является материалом самодостаточным касательно цветового решения, чтобы защитить уличные скульптуры от механических повреждений и климатических факторов, их лучше покрасить. Глянцевая поверхность также выглядит более эстетично, декоративно. Садовые фигуры из гипса, оставленные неокрашенными, быстро загрязняются. Пыль въедается в поры и складки изделий, они приобретают серый оттенок и теряют свой первозданный облик. Чтобы краска хорошо впиталась, покрывать фигуры нужно непосредственно после их полного высыхания. Изделия нужно отшлифовать, а затем покрыть слоем грунта, обладающего высокими адгезивными свойствами.
Какие составы использовать для декорирования фигурок
Безусловно, для садовых фигур из гипса нужно выбирать средства для наружных работ, которые хорошо наносятся на этот материал. Подходящим грунтом будет состав TICIANA. Концентрированное средство на акриловой основе равномерно распределяется по пористой поверхности. Из красок можно остановить свой выбор на Astex AKRY-FLEKX. Она разработана на водной эмульсии и предназначена для отделки фасадов. В ее составе присутствуют вещества, защищающие поверхности от появления мхов и лишайников, что является немаловажным для уличных скульптур. Из прозрачных красок хорошей считается Landhausfarbe OSMO, выпускается специально для обработки деревянных и гипсовых основ.
Некоторые рекомендации
Для уличных фигур из гипса лучше покупать специальный порошок. В его составе уже имеются все необходимые свойства для сохранности изделий. Поскольку сам по себе гипс довольно хрупкий, то его лучше армировать проволокой или сеткой.
При использовании строительного порошка нужно обязательно добавлять клей ПВА, так он станет гораздо прочнее.
Некоторые мастера делают фигурки по частям, чтобы упростить свою работу. Затем детали поочередно скрепляют алебастром или клеем.
Чтобы освободить фигуру от формы, ее нужно смазать растительным маслом с жидким мылом. Для приготовления этой смеси берут одну часть первого компонента и две второго. Их растворяют в воде, которой должно быть в пять раз больше.
Если при создании скульптур пользоваться дополнительными компонентами для придания прочности материалу и армированными сетками, то фигурки действительно окажутся долговечными.