Как на руси добывали огонь
Чем зажигали огонь в старину в России?
Чем зажигали огонь в старину в России?
Еще до изобретения спичек, да и долгое время после того, как первые спички появились в России, русские люди придумали тоже что-то вроде спичек: длинные тонкие щепки – лучины. Чтобы лучина лучше горела, конец ее смазывали смолой или серой. Потом в России, уже в конце XVIII века, появились своеобразные зажигалки – аллюметы, которые представляли собой закрытые металлические или стеклянные лампады. В них постоянно поддерживался огонек, а чтобы его достать, через специальные отверстия туда просовывались тонкие лучинки-серянки. В богатых домах такие зажигалки-аллюметы делались в форме вазочек с художественной отделкой.
Но были и другие зажигалки – горящие лампады. Бывало, правда, что лампады гасли, тогда за огнем надо было идти к соседям, но был и другой способ разжечь его. Русские люди всегда держали в доме огниво, а самые изобретательные придумывали оригинальные устройства для поддержания огня. Об одном из них рассказывается в «Энциклопедии русской опытной городской и сельской хозяйки, ключницы, экономки, поварихи, кухарки, содержащая в себе руководство городского и сельского хозяйства, извлеченное из 40, 50 и 60-летних опытов русских хозяек. Сочиненное Борисом Волжиным в Петербурге». Длинное название этой замечательной книги мы привели не случайно, там собрано много полезных советов, которые могут пригодиться и в нашей сегодняшней жизни. Взять хотя бы вот этот способ поддержания огня, когда, например, на даче нет света и мало спичек. А делали это так. Кусок платиновой проволоки в виде спицы оборачивали винтом около светильни из бумаги. Эту светильню опускали в баночку со спиртом и зажигали. Как только она накаливалась докрасна, светильню тушили, а конец проволоки удерживал жар до тех пор, пока в лампаде находилась хоть капля спирта. Двух ложек спирта было достаточно для поддержания такой температуры в продолжение 16 часов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Какими цифрами пользовались на Руси в старину?
Какими цифрами пользовались на Руси в старину? До XVI века на Руси цифрами служили буквы: каждое из целых чисел от 1 до 9, а также десятки и сотни обозначались буквами славянского алфавита с надписанным над ними знаком титло – горизонтальной волнистой чертой с утолщением на
Какое значение придавали вербе на Руси в старину?
Какое значение придавали вербе на Руси в старину? Еще в дохристианских славянских верованиях верба пользовалась особенным почитанием, потому что она оживает весной раньше других деревьев. В ней видели олицетворение великих и таинственных животворящих сил природы и
Какие сороки носили на голове русские женщины в старину?
Какие сороки носили на голове русские женщины в старину? Сорокой на Руси называли не только подвижную птицу, склонную воровать все блестящее, но также часть старинного головного убора замужних женщин. Сорока представляла собой чехол из холста, кумача или другой ткани,
2. ОГОНЬ
2. ОГОНЬ Люди рано открыли полезные свойства огня — его способность освещать и согревать, изменять к лучшему растительную и животную пищу. «Дикий огонь», который вспыхивал во время лесных пожаров или извержений вулканов, был страшен и опасен для человека, но, принеся
Почему в старину Москву называли белокаменной?
Почему в старину Москву называли белокаменной? Это поэтичное название столицы России пришло к нам из глубины веков, и теперь уже никто точно не скажет, кто первый назвал Москву белокаменной. Известно, что великие князья и бояре любили строить свои дома и церкви из белого
Почему в старину переписывали книги?
Почему в старину переписывали книги? Сейчас книги печатают в типографиях, но было время, когда этого делать еще не умели. Тогда книги писали от руки. На Руси этим сложным делом занимались монахи. Ведь грамотных людей в то время было немного, а нужда в книгах была большой.
Как жили в старину русские женщины?
Как жили в старину русские женщины? До татаро-монгольского ига русская женщина пользовалась некоторой свободой. Но потом отношение к ней резко изменилось. Господство захватчиков задержало культурное развитие, наложило отпечаток грубости на жизнь русских людей. Когда
Чем питались в старину русские люди?
Чем питались в старину русские люди? Издревле и в течение многих столетий простые русские люди употребляли в пищу практически одно и то же. Их меню состояло прежде всего из ржаного, реже пшеничного, хлеба, каши, овсяного киселя и различных овощей. Обильна и доступна для
Огонь
Огонь В народных представлениях огонь воспринимался как стихия, наделенная двойственной символикой. С одной стороны, с огнем связывались свет и тепло, важные для жизни человека, подобно тому как для роста и жизни растений были необходимы свет и тепло солнца. И в связи с
Антонов есть огонь, но нет того закону, / Чтобы огонь всегда принадлежал Антону
Антонов есть огонь, но нет того закону, / Чтобы огонь всегда принадлежал Антону Из басни «Помещик и трава» Козьмы Пруткова.Иносказательно: далеко не все, что хочется, можно
Какими цифрами пользовались на Руси в старину?
Какими цифрами пользовались на Руси в старину? До XVI века на Руси цифрами служили буквы: каждое из целых чисел от 1 до 9, а также десятки и сотни обозначались буквами славянского алфавита с надписанным над ними знаком титло – горизонтальной волнистой чертой с утолщением на
Какое значение придавали вербе на Руси в старину?
Какое значение придавали вербе на Руси в старину? Еще в дохристианских славянских верованиях верба пользовалась особенным почитанием, потому что она оживает весной раньше других деревьев. В ней видели олицетворение великих и таинственных животворящих сил природы и
Какие сороки носили на голове русские женщины в старину?
Какие сороки носили на голове русские женщины в старину? Сорокой на Руси называли не только подвижную птицу, склонную воровать все блестящее, но также часть старинного головного убора замужних женщин. Сорока представляла собой чехол из холста, кумача или другой ткани,
Огонь (Le Feu)
Огонь (Le Feu) Роман (1916) «Война объявлена!» Первая мировая.«Наша рота в резерве». «Наш возраст? мы все разного возраста. Наш полк — резервный; его последовательно пополняли подкрепления — то кадровые части, то ополченцы». «Откуда
История огнива + Видео, как высечь искру средневековым огнивом
Видео от наших друзей-реконструкторов
Огонь — это не только опасная стихия, но и, без преувеличения, Жизнь с самых древних времен. Вкусная еда, освещение и тепло, защита от диких животных. Все это давало пламя. Поэтому человечество постоянно искало средство, чтобы его раздобыть. А раздобыв, хранило, как зеницу ока.
Утратив огонь, нужно было снова ждать лесного пожара или удара молнии в дерево. Либо часами тереть кусок палки о сухую дощечку — это и было первым инструментов добывания огня. Любопытно, что уже во времена первых цивилизаций человечество все еще хранило память о таких приспособлениях.
Так в могиле Тутанхамона, о котором мы уже подробно писали, нашли интересный инструмент для добывания огня. Он был найден вместе с набором фигурок из слоновой кости для игры сенет. И представлял собой приспособление для получения огня путем трения лука о пластинку из твердой древесины с лунками.
Разумеется, фараон не утруждался самостоятельной добычей огня. Да и очаг в то время был в любой хижине. Но то, что такую вещь сочли достойной, чтобы сопровождать фараона в загробной жизни, говорит о многом.
Такой способ извлечения огня требовал терпения, выдержки, физической подготовки и зачастую нескольких часов. Поэтому люди окончательно вздохнули спокойно только с открытием инструмента, который позволял добыть пламя достаточно быстро. И это произошло с открытием огнива. Его конструкция оказалась настолько универсальной, что практически не изменялась до самого позднего времени.
Наиболее широкое распространение оно получило в 17 веке и было фактически похоронено в веке 19-м, когда появились спички. Хотя в некоторых районах Европы огниво можно было встретить даже в начале 20 века. А В.Песков, который описывал уединенную жизнь старообрядцев Лыковых, упоминает, что они добывали огонь только при помощи огнива.
Огниво состоит из трех составляющих:
Кресало (от древнеславянского слова “кресать” — “тесать камень” или “высекать огонь”) — металл или сплав, который легко разогревается от удара.
Кремень — не зря стойкого человека сравнивают с кремнем. Этот очень крепкий камень не боится металла и гораздо крепче его. Кроме кремня, в этой роли может выступать еще и кварц.
Трут — кусочек обожженной льняной или, как это ни странно, вареный с золой и высушенный гриб трутовик. Трутом может быть кора, сухая трава, стружки, вата или вощеная бумага.
Как высекается огонь
Кресалом нужно ударить о кремень. При этом от кресала откалываются мельчайшие стружки, которые воспламеняются от контакта с воздухом. Искры должны лететь на трут. При попадании горящей частицы трут начинает тлеть. После этого на него нужно дуть, разжигая огонь. Хотя трут хорошего качества воспламеняется сам. Дальше пламя можно перенести в очаг или костер.
Как видим, процесс не самый простой и требует сноровки. Но набив руку, можно добывать огонь всего за пару минут. Драгоценный инструмент носили у пояса в мешочке, часто с заранее заготовленным трутом. И вместе с вещами, которые всегда должны были быть под рукой — с ножом, ключами, деньгами и т. д.
Кстати такой мирный инструмент использовался и для войны. Вернее не само огниво, а принцип его действия. С 16 до 19 века для воспламенения пороха в огнестрельном оружии использовалось трение кремня и кресала с помощью пружины.
История быта и искусств
804 поста 5K подписчиков
Правила сообщества
— упоминания политики в актуальном контексте
— «клубничка» вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
— спорная информация без указания авторитетных источников
Вы просматриваете что снимаете? Кашель. Ну попей воды да дальше снимай. А видео познавательное весьма.
блядь, ну всё испортил звуком в одном канале, хотя видос норм, лови плюс
Вообще безпалевный такой монтаж, за кадром поджог, и такой типа от исры. Ахах
Средневековые лайфхаки: как выжить во время военного похода.
Добрый день, уважаемые читатели!
1 апреля на моем основном канале вышел шуточный пост в «ельцинском стиле». Ну в смысле, я устал, я мухожук, прекращаю околоисторическое блогерство и перебираюсь на тик-ток, чтобы там снимать видосики с нелепыми лайфхаками и идиотскими танцами под какую-нибудь лабуду-Лободу.
Но, как говаривал Остап Бендер: «Уголовный кодекс мы должны чтить!» Поэтому предлагаю Вашему вниманию более безобидные лайфхаки, рассчитанные. Видимо, на будущих попаданцев, поскольку целевая аудитория советов и рекомендаций уже несколько веков покоится в срой земле (разве что где-то притаились рептилоиды, чудом уцелевшие после Куликовской битвы).
Ахтунг, товарищи! Данная статья несет познавательно-юмористический характер, ТС ни в коем случае не призывает Вас к совершению описанных ниже действий, которые в реальной жизни могут быть незаконными и опасными для жизни и здоровья!
В походе придется. Идти!
В средневековом войске с хромающими и ноющими вояками никто не церемонится, так что, если не хотите беспомощно лежать в канаве и наблюдать проходящую мимо колонну соратников, прибегайте к любым средствам, чтобы заполучить пару башмаков.
В частности, если один из Ваших товарищей всем своим видом выдает перспективу пополнить список небоевых потерь из-за холеры, тифа или еще какой дряни, не премините воспользоваться этим для Вас счастливым случаем и используйте заранее кодовую фразу: «Чур сапоги мои!»
Вы бредете по пустыне или степи уже неделю, источников воды не видно, до городов проклятых сарацинов еще далеко, а запасы воды на исходе? Тогда Вам поможет наш следующий лайфхак от эксперта по военно-полевому выживанию, доктору викингских наук, норвежского конунга (короля то бишь) Харальда Сурового. «Чтобы найти воду в непривычном климате, используйте это копеечное средство».
. Тогда Харальд конунг поставил свой корабль около какого-то небольшого незаселенного острова. Они стали искать воду, но не нашли нигде и сказали об этом конунгу. Он велел поискать, не найдется ли на острове какая-нибудь змея, и когда нашли ее, принесли конунгу. Он приказал отнести ее к огню, прогреть и истомить ее, так чтобы она испытывала сильнейшую жажду.
Потом к хвосту ее привязали нить и выпустили змею. Она быстро поползла, а нить сматывалась с клубка. Люди шли за змеей до того места, где она скрылась в земле. Конунг велел там рыть и искать воду. Так и было сделано, и нашли там воду, и ее было вполне достаточно.
Снорри Стурлусон, «Сага о Харальде Суровом»
Конечно, какой-нибудь граф или барон будет ехать верхом, а не топтать грешную землю, есть жареное мясо, запивая изысканными винами. Однако, если Вам не повезло родиться в самом низу социальной лестницы, рассчитывать придется только на воду (не всегда чистую и свежую) и лепешки из зерен, порядком попорченных грызунами и плесенью. Так ведь не долго и ноги протянуть, а значит, придется добывать себе пропитание во время похода.
Тут позволю себе процитировать классика:
Главное, в целях мародерства объединиться в отряд со своими товарищами, поскольку одиночный фуражир рискует отхватить люлей от недоброжелательно настроенных крестьян. Или кузнеца, который голыми руками подковы гнет. а уж с мародером и грабителем церемониться не станет.
Однако как быть, если Вы, например, идёте на Иерусалим через пустынные земли, день за днем ведете осаду города или сами оказались в стане осаждённых? Тут-то с продовольствие возникнут проблемы.
Злейший враг придет на помощь.
И речь сейчас не о половцах и печенегах, а о терзавших человечество грызунах!
Истребление этих гнусных созданий позволит избежать эпидемий, а с другой стороны, может обеспечит каким-никаким, но мясом.
Если вдруг природа не наделила Вас кошачьей ловкостью, охоту на крыс можно проводить с помощью ловушек. вроде этой.
Также лайфхак годится для добычи зайчатины и прочей живности.
Главное, как следует прожаривать мясо, чтобы бактерии заключенные в нем болезнетворные миазмы не заразили Вас и Ваших многочисленных соратников. Если же Вы все же заболели.
Святая вода и молитва в помощь!
Как сказанул один довольно остроумный блогер на Ютубе:
Если же религиозный пыл не спасает от подкосившей Вас хвори, то остается только покинуть войско и уйти как можно дальше, дабы склеить ласты подальше от своих бывших соратников. Миазмы, как мы уже говорили, штука коварная.
С помощью этих незатейливых рекомендаций Вы сможете выжить (но это неточно) во время военного похода хоть на Иерусалим! Понравились наши лайфхаки? Тогда не забудьте подписаться, ведь в следующем выпуске мы поговорим о том, как правильно лечить боевые ранения, как выжить во время осады и штурма города и как подняться вверх по социальной лестнице, используя щит и топор.
Правда ли, что мультимиллионер Альфред Вандербильт, чудом не попав на «Титаник», позже погиб на «Лузитании»?
Согласно распространённой информации, один из самых богатых людей своего времени чудом сумел избежать смерти на «Титанике», чтобы чуть позже погибнуть при крушении «Лузитании». Мы проверили, так ли это.
(Спойлер для ЛЛ: правда, но на 50%))
Контекст. Гибель крупнейших трансатлантических лайнеров своего времени: «Титаника» (1912) и «Лузитании» (1915) — с разницей в три года вызвала шок в западном мире и до сих пор становится темой для многочисленных произведений искусства. Роль здесь сыграло не только количество жертв (в обоих случаях их больше тысячи), но и представительность некоторых из них. Сливки общества своего времени: промышленники и политики, актёры и учёные — волею судеб попали на один из злополучных рейсов. Некоторым из них, к счастью, удалось спастись. А иные и вовсе избежали испытания, в последний момент снявшись с рейса. В числе последних многие источники называют американского мультимиллионера Альфреда Гвинна Вандербильта. Если верить книге Милоша Губачека «Титаник», «промышленный и финансовый магнат и его жена отказались от поездки перед самым отплытием. Их камердинер, горничная и багаж остались на судне и через четыре дня утонули вместе с «Титаником»». О том, что Вандербильт вернул билет в последний момент, пишет и журнал Time. Согласно интернет-порталу авторитетного Смитсоновского института, Альфред Вандербильт отменил своё возвращение из Европы на «Титанике» так поздно, что первые газеты после известия о гибели судна вообще включили его в список пассажиров лайнера.
Начнём с конца. Увы, в гибели Альфреда Вандербильта на борту «Лузитании» сомневаться не приходится. Немецкая субмарина торпедировала пассажирский лайнер 7 мая 1915 года, когда он был уже в завершающей стадии своего пути из Нью-Йорка в Ливерпуль.
Вандербильт, у которого, вероятно, в силу его статуса не должно было быть проблем с размещением в спасательной шлюпке, повёл себя героически. Не умевший плавать американец за те 18 минут, что судно уходило под воду, успел помочь другим пассажирам сесть в шлюпки, а когда те заполнились, надел свой спасательный жилет на молодую женщину с маленьким ребёнком. Подвиг Вандербильта сделал его главным героем бестселлера Дэвида Батлера «Лузитания».
Сложнее дело обстоит с первым вопросом: бронировал ли Альфред Вандербильт билет на «Титаник»? По идее, самой простой зацепкой здесь могла бы быть судьба камердинера и горничной мультимиллионера. В официальном докладе Сената США, вышедшем в том же 1912 году, среди пассажиров «Титаника» можно увидеть имя некоего Эдвина Уилера, который указан как слуга мистера Вандербильта:
История пассажиров лайнера хорошо изучена. На сайте Encyclopedia Titanica собрана почти вся доступная информация о них, включая биографии. Есть там и страничка об Эдвине Уилере. Вот что на ней, в частности, сказано:
«В Нью-Йорке Уиллер устроился лакеем к известному бизнесмену и коллекционеру произведений искусства Джорджу Вашингтону Вандербильту (1862–1914), владельцу самого большого дома в США — Билтмор-Хауса в Эшвилле, Северная Каролина.
Вандербильты вместе со своим работником Уилером отправились в Европу в начале 1912 года и планировали вернуться в США первым рейсом «Титаника». 30 апреля 1912 года The New York Tribune сообщила, что мать миссис Вандербильт, миссис Дрессер, узнав об их планах, настояла на том, чтобы они отменили своё путешествие, поскольку отправляться первым же рейсом было опасно. Мистер и миссис Вандербильт выполнили пожелание миссис Дрессер и сели на «Олимпик», который вышел раньше и прибыл в Нью-Йорк 10 апреля. В тот же день Эдвин сел на «Титаник» в Саутгемптоне по билету второго класса №2159, который стоил 12 фунтов стерлингов, 17 шиллингов, 16 пенсов. Его главная цель заключалась в том, чтобы сопровождать багаж «Вандербильтов» через Атлантику.
Эдвин Уиллер погиб, когда судно ушло под воду. Если его тело и нашли, то не опознали».
В описании переубеждения старшего из Вандербильтов, очевидно, содержится ошибка, поскольку мать миссис Вандербильт, Сьюзен Дрессер, скончалась в 1883 году. Тем не менее выходит, что на «Титанике» погиб камердинер не Альфреда Гвинна Вандербильта, а Джорджа Вашингтона Вандербильта, который при ближайшем рассмотрении оказался дядей нашего героя.
Джордж Вашингтон Вандербильт и его Билтмор-Хаус.
Есть в Encyclopedia Titanica и список людей, отменивших свои билеты в последний момент. В нём мы ещё раз находим подтверждение того, что Джордж Вандербильт и его супруга снялись с рейса, а вот упоминания Альфреда там нет. Список довольно аккуратный, у некоторых пассажиров даже указан номер каюты, так что сомневаться не приходится: если бы племянник Джорджа Вандербильта забронировал билет (а это наверняка был бы первый класс), мы бы об этом знали.
Как же тогда Альфред Вандербильт попал во всю эту историю? Он действительно находился в Европе с супругой Маргарет и, вполне возможно, планировал вернуться. По крайней мере, его забеспокоившийся тесть Айзек Эмерсон вскоре после вестей из Атлантики получил от зятя телеграмму следующего содержания: «Маргарет в порядке. Не на «Титанике». Альфред». Об этом сообщила газета Baltimore Sun, которая также поделилась следующей информацией:
«Во всех списках пассажиров «Титаника», телеграфированных официальными лицами компании White Star Line, были имена мистера и миссис Вандербильт. Единственное объяснение, которое дают друзья Вандербильтов, состоит в том, что они, возможно, намеревались отправиться в плавание на «Титанике» и в последний момент передумали. Миссис Эмели Эмерсон, мать миссис Вандербильт, сказала, что на прошлой неделе получила письмо от дочери, в котором та писала, что у них с мистером Вандербильтом есть планы до 1 апреля и они не знают, что будут делать дальше».
Из всего этого можно сделать вывод, что путаница вызвана стечением двух обстоятельств: друзья и родственники Альфреда Вандербильта не знали о его местонахождении, а имена «мистера и миссис Вандербильт», попавшие в газеты, относились к старшей паре родственников. Так что из двух катастрофических случайностей Альфреда Вандербильта могла коснуться — и, увы, коснулась — одна.
3. Eric Sauder, Brian Hawley. A Titanic Mystery
Продолжение поста «Одиссея старика У(ил)лисса»
Автор: Дмитрий Сувеев.
Уильям Уиллис на борту «Little One» перед тем, как его должны отбуксировать из порта Монтаука в открытое море
Уильям Уиллис на борту «Little One» перед тем, как его должны отбуксировать из порта Плимута в октрытое море
С самого начала отношения Уиллиса с «Малышкой» не заладились. Он несколько раз предпринимал попытки выйти на ней в море. Испытательный рейс вдоль побережья Северной Америки пришлось прервать из-за поломки, а во время первой попытки пересечь Атлантику у старика ущемилась грыжа, после чего пришлось подать сигнал бедствия и прервать плавание.
У.Уиллис благодарит капитана польского судна «Белона» Рожняковского за спасение в Атлантическом океане
С момента отплывая яхты из Монтаука прошло уже три месяца. За это время Уиллис так и не появился у британских берегов и никак себя не обозначил. Казалось, что поводов для беспокойства нет. Одиночные плавания редко обходятся без форс-мажорных обстоятельств. Уже бывало, что старый моряк проваливал все сроки прибытия. Но в этот раз, похоже, произошло что-то серьезное.
Пропавшего Уиллиса, который не вышел на связь в расчетное время, начинают искать. Береговая охрана США объявляет его «пропавшим без вести» и рассылает судам, находящимся в северной части Атлантического океана радиограмму. 27 июля 1968 года радист советского дизель-электрохода «Янтарный», шедшего от Джорджес-банки в Калининград, получил сообщение:
Уильям Уиллис на борту шлюпа «Малышка» отправился 1 мая из гавани Монтаук (Лонг-Айленд, Нью-Йорк) в Плимут (Англия); … предполагает пробыть в пути 75 дней, со времени отплытия сообщений не поступало, просим капитанов судов усилить наблюдение.
Впоследствии, радиограмма повторялась. А 20 сентября капитан рефрижератора Юрий Маточкин прочитал уже другое сообщение, отправленное из Риги:
«Янтарный» капитану: «Лиепайский СРТ-4486 20 сентября 54°55′ сев. 19°15′ зап. поднял борт полузатонувшую яхту зпт срочно примите меры организации связи зпт встречи и доставке Союз яхты и всех необходимых документов тчк перегрузке зпт перевозке содействуйте зпт исполнение подтвердите Шинкарев»
Капитан рефрижератора «Янтарный» Юрий Семенович Маточкин. Впоследствии — губернатор Калинградской обл. в 1991-1996 гг.
Действительно, моряки советского траулера СРТ-4486, рыбачившего в двухстах сорока милях от скалы Рокол и в трехстах двенадцати милях от побережья Ирландии, с удивлением обнаружили среди своего улова «Малышку», представлявшую из себя жалкое зрелище. Мачта и руль яхты были сломаны, люк вырван, в верхней части имелась пробоина… Ни живого, ни мертвого Уильяма Уиллиса на борту не оказалось. Много повидавшие рыбаки никак не могли взять в толк, как на такой скорлупке можно было выходить в открытое море, ведь по своим размерам она была меньше спасательной шлюпки. Максимум, что можно было себе позволить на ней — так это отправиться с удочками на воскресную ловлю.
24 сентября суденышко передали на борт «Янтарного», который специально для этого изменил свой курс. К счастью, судовые бумаги «Малышки» сохранились, что позволило хоть в какой-то мере реконструировать события последней экспедиции неугомонного путешественника. Находясь в море один, он писал письма, вел вахтенный журнал, отмечал свой маршрут на карте. Последняя запись, на которой он указал свои координаты, датировалась 20 июля. Согласно ним получалось, что до момента обнаружения малышка дрейфовала около 240 миль. Письма также не содержали ценной информации, но кое-что все же удалось установить.
6 июня 1968 г. лодка попала в шторм, который сломал ей руль и мачту, да еще и оставил пробоину. С этого момента плавание превращается в дрейф. Кроме оснастки яхты, волны смыли запасы воды и провизии. Уиллис написал об этом в письме, которое надеялся передать встречному кораблю, у которого он рассчитывал пополнить запасы провианта, чтобы продолжить плавание. Сломанную мачту он запихнул в и без того тесню каюту. Вполне вероятно, что именно попытавшись ее починить, он и оказался за бортом. По прибытии в Калининград, в судовом журнале среди пустых страниц была обнаружена обрывочная запись без даты:
«Малышка» имеет пробоину сверху. выкачиваю насосом тонны. крен судна. высота. ослаблять. я трепещу при мысли. остров Уайт. когда остров Уайт. человек. следующее число. истощение может довести до сумасшествия. час завершить. ошибаться. затопить. гавань. предел. и немедленно пойти ко дну. проклятье. я имею. передайте… т. солнышко
«Уильям Уиллис и «Малышка».Акварель. Худ. Эрнест Альфред Кром, 1968 г. Нац. библиотека Австралии
— Войтов В. Патриарх поднимает перчатку // Вокруг света. — 1966. — № 12. — С. 6—8.
— Стеценко, Владимир. Долгое плавание капитана Уиллиса // Вокруг света. — 1969. — № 3. — С. 66—73
— Виллис, Вильям. На плоту через океан = The Epic Voyage of the “Seven Little Sisters”. — М. : Детская литература, 1959. — 208 с.
— Уиллис, Уильям. Возраст не помеха = An Angel on Each Shoulder. — М. : Дрофа-Плюс, 2003. — 288 с.
Автор: Дмитрий Сувеев.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Одиссея старика У(ил)лисса
Автор: Дмитрий Сувеев.
Предупреждение @Cat.Cat: это огромный длиннопост.
Как долго человек может в одиночку бороться с морской стихией? На этот вопрос можно отвечать с точки зрения часов, дней, месяцев, однако был на свете смельчак, который взглянул на этот вопрос с точки зрения возраста.
О загадочном и трагическом исчезновении в Атлантическом океане семидесятипятилетнего американского путешественника Уильяма Уиллиса впервые я услышал из песни «Вдаль по синей воде» группы «Оргия праведников». В эпичной и красивой композиции поется о растворении человека среди безбрежных морских просторов, но в ней ничего не упоминается ни о мотивах, ни о психологии, ни о жизни, мореплавателя, который раз за разом в преклонном возрасте отправлялся навстречу опасности. Зачем он это делал? Что им двигало? К счастью, Уиллис оставил после себя две книги, в которых рассказал о своих приключениях, и мы можем Вам рассказать об одиссее удивительного человека, пересекшего океан в одиночку в 60 и 70 лет.
После Второй мировой, стоя на пороге космической эры, человечество все еще хранило верность морской романтике. Газетные передовицы то и дело рассказывали о смельчаках, бросавших вызов стихии. Ими двигали разные мотивы: Тур Хейердал хотел доказать возможность заселения Полинезии из Южной Америки, Ален Бомбар – то, что возможно выжить в океане, не имея никаких припасов. А герой нашего рассказа – пятидесятишестилетний американский матрос торгового флота по имени Уильям Уиллис под впечатлением всех этих статей решил пересечь Тихий океан на плоту в одиночку просто так. Потому что может. Точнее, Уиллис решил доказать самому себе, что ему по силам сделать это.
Уильям Уиллис в возрасте 70 лет на борту плота «Возраст не помеха»
Человеком Уильям Уиллис он был весьма своеобразным. В его жизни было две больших любви – это жена и море, море и жена. Так и нельзя до конца понять, что из этого было ему дороже. Кстати, свою супругу по имени Тед, Уильям также встретил на корабле. И не знаю, как океан, а Пенелопа-Тедди точно отвечала взаимностью своему Улиссу.
Родился Уиллис в 1893 г. в Гамбурге. Город был портовый, у его причалов стояли парусники, достававшие мачтами до неба. Мальчик с раннего детства обожал ходить любоваться ими, а также сильными, большими людьми, несшими на них службу. Позже Уиллис вспоминал, как в раннем детстве то ли отвязал лодку от причала и попытался пуститься на ней в плаванье, то ли сам построил плот из досок – в разных книгах он писал об этом по-разному. Предприятие чуть не завершилось утоплением горе-моряка и тогда бы песня «Оргии праведников» получилась короче. Но обошлось. В школе парнишка учился хорошо, подавал надежды, но, когда ему исполнилось пятнадцать лет, его отец подал на развод и помогать своей семье перестал. Под предлогом, что теперь задача содержать семью легла на его плечи, Уиллис бросил школу и устроился на парусник «Генриетта» юнгой. Юнгам платили мало, можно было спокойно получать те же деньги курьером в Гамбурге, но Вилли решил иначе.
Первым, что Уильям сделал, оказавшись один на борту – это залез на самую верхушку мачты. Вот она, сбылась мечта. На «Генриетте» он не задержался и сбежал в первом же мексиканском порту. Там же ему предложили службу матросом на английском паруснике. Проскитавшись по кораблям три года, Уиллис вернулся домой. Но денег на поездку семьи в США он не накопил. К счастью, скоропостижно скончавшаяся тетка оставила наследство, и Уиллисы наконец смогли переехать в страну вечной демократии.
Так наш герой стал американцем. Попробовал себя во многих ролях: лесорубом в Калифорнии, нефтяником в Техасе и на Аляске, портовым грузчиком, сборщиком урожая, фельдшером, официантом, корреспондентом и еще много кем. В 1922 г. он даже принял участие в конкурсе на идеально сложенное тело, правда не выиграл его. С другой стороны, тяжелый физический труд преобразовал фигуру нашего героя лучше любого кросс-фита. И даже разменяв восьмой десяток, Уиллис продолжал оставаться физически крепким атлетом.
Молодой Уиллис на том самом конкурсе
Работа на тяжелых и опасных специальностях не просто укрепляла мышцы Уиллиса, она стала для него потребностью и необходимой частью его мироощущения. Он получал от нее удовольствие и каждый раз пытался взвалить на свои плечи ношу потяжелее, чтобы нащупать наконец свои границы и предел возможностей. Не забывал он развиваться и духовно — много рисовал, читал и сам пробовал себя в литературе.
В общем-то, из пристрастия к тяжелому физическому труду и стремления возложить на плечи ношу потяжелее и выросла идея совершить одиночное плавание. Позже он писал в своей книге:
Это не прихоть и не простое приключение. Я не хочу доказать какую-либо научную теорию или открыть новый путь, чтобы по нему шли другие. Я хочу доказать этим путешествием, что всю свою жизнь шел по правильному пути… И теперь, пока я еще полон духовных и физических сил, мне хочется подвергнуть себя суровому испытанию, какому должен, по-моему, подвергать себя каждый человек.
В общем, с такими мыслями без пяти минут пенсионер Уиллис спешил в больницу к жене, которая поправлялась после операции. Ему не терпелось поделиться с ней той самой мыслью и получить разрешение совершить плавание. Тедди не сразу поддалась на уговоры. Ее беспокоил и возраст мужа, и опасность затеи. Ему снова пришлось выйти в морской рейс, прежде, чем она дала согласие. Начался процесс подготовки к плаванию, занявший два года. Наш герой вечерами просиживал в библиотеке, записался на курсы радиолюбителей. Много времени потребовалось, чтобы найти средства на мероприятие. Стать спонсором согласился предприниматель по имени Вернер Велком. Он безвозмездно предоставил крупную сумму с условием, что Уиллис вернется из плаванья живым.
Гораздо более сложной задачей оказалось найти подходящий материал для плота. Следуя опыту «Кон-Тики», Уиллис решил использовать для постройки бревна бальзового дерева. Того самого, из которого изготовляли знаменитые «Москито». Особенность бальзы в сочетании чуть ли не минимальной среди всей древесины удельной плотности с достаточной прочностью. Чтобы отобрать подходящие деревья для постройки, Уиллис отправился в январе 1954 г. в Эквадор. Согласно лично разработанному проекту плота, ему требовалось порядка семи бревен диаметром три фута (91 см). Но пригодные деревья никак не находились — лесорубы валили их прежде, чем они дорастали до необходимого размера. День за днем Уиллис летал над джунглями на арендованном самолете, тем временем благоприятный сезон для отплытия подходил к концу. Но тут на помощь снова пришел Вернер Велком, давший контакты гассиенды, на которой росли подходящие бальзы.
После того, как необходимые стволы были срублены и доставлены в портовый городок под названием Гуаякиль, Уиллис приступил к постройке плота собственной конструкции.
В ее основе лежало семь толстых бальзовых бревен, диаметром 3 фута и длиной 30. Он связывал их между собой попарно толстым манильским канатом толщиной 4 см. Сверху лег настил из стволов потоньше, из мангрового дерева были установлены две мачты и бушприт для плавания против ветра. Также на юте расположилась бамбуковая каюта, а на корме — руль, управляемый обычным судовым штурвалом. Поскольку Уиллис не стремился к исторической аутентичности с плотами древних мореплавателей, то он решил позволить себе такое усовершенствование. Назвать свое творение он решил «Семь сестричек» («Siete Hermanitas» — по-испански), обыграв одновременно и число крупных бревен, положенных в основание и количество звезд в Плеядах, которые служили ему навигационным ориентиром. Длина плота составила порядка 33 футов (примерно 11 метров), ширина 18-20 футов (5,5-6 м).
Пока Уиллис строил свой плот, он успел завести знакомство со многими местными плантаторами и состоятельными искателями приключений, которых располагала к себе идея смельчака переплыть в преклонном возрасте океан в одиночку. Эта безрассудная мысль привлекала к себе внимание, будоражила обыденную жизнь в банановых республиках. Она казалась благородным безумием, неисполнимым, тяжелым и опасным. Новые знакомые снабдили путешественника подарками: промышленник подарил радиостанцию, фармакологическая фирма — лекарства, писатель-юморист свои книги. Яхтсмены, хорошо знакомые с местными течениями, убедили упрямого Уиллиса выбрать начальной точкой плавания не эквадорский Гуаякиль, течения в котором в этот сезон опасны, а более южный перуанский Кальао. В Перу «Семь сестричек» доставили пароходом.
22 июня 1954 г., в возрасте 60 лет, при стечении большого числа народа и журналистов плот Уиллиса отплыл из порта военно-морской базы Кальяо. Перуанские моряки с радушием отнеслись к пожилому моряку и предоставили ему в распоряжение всю свою инфраструктуру: пирс, буксир, данные метеослужбы. Они помогли оформить все необходимые бумаги, а кроме того, преподнесли подарок — черную кошку Микки. Третьим членом экипажа стал попугай Икки, которого прислала местная «Компания минеральных вод».
Уиллис с кошкой Микки и попугаем Икки перед отплытием «Семи сестричек»
С самого начала плавания океан дал Уиллису понять, что главным в открытом море является не человек, а стихия. Первые две недели «Семь сестричек» бросал по волнам шторм. Когда погода наладилась, моряк обнаружил, что плот день за днем преследует трехметровая акула, которую он прозвал «Длинный Том». Первая же попытка порыбачить закончилась неудачей: сначала на крючок клюнула крупная акула, а затем, вываживая ее, Уиллис поранил руку и упал за борт. Пока он сумел сориентироваться в воде, плот уже преодолел расстояние порядка шести десятков метров. Казалось, глупая гибель моряку уготована в самом начале пути, но обошлось — ему удалось выбраться по привязанной к корме леске, которую он случайно удержал в руках.
16 июля «Семь сестричек» попали в крепкий шторм, а с утра Уиллис почувствовал в животе страшную боль непонятной природы. 18 числа недомогание усиливалось. Боль была настолько сильной, что путешественник не мог передвигаться по палубе, лекарства, предоставленные различными спонсорами, не помогли. Со временем он понял, что причина всему — мышечный спазм. Неприятные ощущения были настолько мучительными, что Уиллис был уже готов ударить себя ножом в область солнечного сплетения, только бы он расслабил сведенные мышцы. Спустя еще один день, моряк сдался и послал сигнал «SOS!». По собственному признанию он почувствовал себя в этот момент дезертиром. Поскольку район океана не был судоходным, рассчитывать на быстрое спасение не приходилось — судно, получившее сигнал могло подойти через несколько суток. Мысль о внезапном прекращении плавания угнетала Уиллиса сильнее, чем боль в солнечном сплетении. Через некоторое время он потерял сознание, а когда пришел в себя, то понял, что боль ослабла. После этого Уиллис передал сообщение об отмене сигнала бедствия, хотя болезнь не отпускала его еще несколько недель.
Неприятности продолжились: провизию намочило, бидоны с запасом пресной воды, несмотря на предосторожности, разъела агрессивная морская среда. Для того, чтобы хоть как-то свести концы с концами, он собрал остатки воды во всю мыслимую посуду, а когда пересчитал результат, то понял, что этого не хватит на все плавание. В качестве выхода Уиллис стал пить морскую воду, либо выжимать влагу из пойманной рыбы, но все равно пришлось ограничить себя одной чашкой жидкости в день и все это находясь под солнцем. Повреждена оказалась и провизия.
Кстати, о том чем питался Уиллис. Рацион его был весьма скудный. Он состоял из разведенной водой ложки «мачика» — ячменной муки и ложки муки «каньибуа» (это питательный высокогорный злак), а также смешанного с патокой сахара под названием «распадура». Как нетрудно догадаться, все эти продукты Уиллис подсмотрел у южноамериканских индейцев. Важнейшим требованием к провизии была компактность хранения и названные продукты ее обеспечивали, а сам Уиллис убедил себя в их высокой питательности и калорийности. Важным подспорьем для него стала также рыбалка. Во-первых, на палубу плота периодически сами собой падали летучие рыбы, неудачно выпрыгнувшие из воды. Их было столько, что кошка Микки за время плавания превратилась из ходячего скелета в бурундука. Во-вторых, можно было организовать ловлю на крючок, используя в качестве наживок все тех же летучих рыб. Чаще всего Уиллис, как ни странно, ловил дельфинов. Их мясо, а также пойманных рыбин он ел сырыми, либо слегка обжаренными на керосинке.
Не только удручающими трудностями и бедствиями было наполнено плавание. Уиллиса окружал океан, который он находил живописным, а местами и вовсе прекрасным. Например, он находился в восхищении, проплывая банку, на которой птицы фрегаты ловили пролетавших летучих рыб.
Постоянная напряженная работа зрения привела к тому, что в самом конце плавания у пожилого моряка обострилась проблема со зрением, полученная еще в детстве. Он почти ослеп на несколько дней. Не понятно до конца, была ли это действительно проблема с глазами, или же сказалось нервное перенапряжение, но, спустя некоторое время, зрение восстановилось.
12 октября 1954 г. истрепанный плот подошел к островам Британского Самоа. Уиллис дважды подавал радиограммы с просьбой выслать буксир для его спасения, но помощь не приходила. В течение нескольких дней он маневрировал между островами, ища фарватер, чтобы причалить самостоятельно. В одну из последних ночей плавания кошка все-таки задрала ненавистного попугая. Наконец, 14 октября наш герой решил побриться впервые за все путешествие. Как раз за этим занятием его и застало спасательное судно. Как оказалось, моряки сами искали Уиллиса. Корабль развернулся и стал двигаться к плоту. На его палубе находились фотографы и кинооператоры. Когда расстояние было невелико с мостика кто-то прокричал в мегафон: «Рады ли вы снова видеть людей?» — «Очень рад!» ответил Уиллис. После приветствий последовала буксировка плота в Паго-Паго. Плавание, длившееся 113 дней, за которые было пройдено 6700 миль завершилось.