Как на руси называли гончаров
Гончарное ремесло
Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле. Оно зародилось еще в эпоху неолита, что подтверждают многочисленные находки археологических раскопок: вылепленные вручную глиняные изделия, примитивная посуда для приготовления пищи на огне, сосуды для воды и зерна. Сохранившиеся до сих пор, эти прочные изделия очень ярко рассказывают, как развивалось это древнее ремесло, которое со временем превратилось в искусство.
Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать и из которого можно вылепить все. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры. Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.
История гончарного ремесла
История гончарного ремесла у каждого народа своя. Так в Китае оно зародилось еще за 2 тысячи лет до нашей эры и находилось на высоком уровне, о чем свидетельствует изобретение фарфора.
В Древней Греции оно стало настоящим искусством, что подтверждают знаменитые на весь мир чудесные греческие вазы, амфоры и другие изделия. Эти произведения из глины, на которые наносился рисунок, который покрывался затем черным лаком, считались признаком роскоши и богатства. А некоторые африканские племена в начале XX века еще изготавливали вручную глиняную посуду, набивали ее соломой и просто сушили на солнце.
Гончарное ремесло на Руси
Гончарное ремесло на Руси зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную. Позже, с появлением гончарного круга, ремесло превратилось в промысел и глиняную посуду стали использовать повсеместно.
В это время появилось множество гончарных мастерских, имеющих свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. Гончарство в те времена было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Однако на смену глине со временем пришел металл и глиняную посуду заменила оловянная, серебряная, а позже пластмассовая. И могло так случиться, что древнее ремесло исчезло бы навсегда…
Но история, как известно, развивается по спирали, и в наш век нанотехнологий люди стали вновь испытывать интерес к гончарству, как к искусству. Изделия современных гончаров по-прежнему вызывают восторг и восхищение, а спрос на ручную керамику постоянно растет. Раскупают все: копилки, статуэтки, кувшины, тарелки. «Глиняных дел» мастера дают мастер-классы. И можно надеяться, что гончарное искусство, которое столь популярно в настоящее время, не забудется и не исчезнет с лица земли.
Обучение гончарному ремеслу
Обучение гончарному ремеслу в Москве Вы можете пройти в нашей мастерской «Гончарное дело». У нас проводятся разовые мастер-классы для желающих попробовать себя в роли гончарных дел мастера. А при желании продолжить обучение и постигнуть все азы столь увлекательного дела Вы сможете записаться на более длительные курсы.
История и уроки русского гончарного ремесла
Из истории глины
Само гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. Недаром сам факт появление этого ремесла ставят в один ряд с такими великими достижениями как использование огня. Практически каждый народ в древности считал, что гончарному ремеслу научили предков могущественные боги.
Да и самого человека Бог слепил из глины и вдохнул жизнь. Поэтому, из глины делали фигурки богов, богинь, священных животных. С древних времен глине приписывали целебные и косметические свойства.
Особая магия гончарного дела заключается еще и в том, что в производстве керамики участвуют все четыре стихии, четыре элемента. Глина – это земля и дар земли, вода, необходимая при лепке, воздух сушит изделие, а огонь делает глину прочной и долговечной. Как известно, изделия из керамики отличаются своим долголетием.
Именно, благодаря сохранившимся предметам, мы знаем быт наших предков, живших много лет тому назад. Кстати, еще древние греки считали гончарное дело искусством. Античные мастера делали из глины не только красивую посуду, но и различные фигурки, статуэтки, которыми украшали дом. Но история глины началась гораздо раньше.
Например, считается, что первый керамический сосуд, который был изготовлен из обожженной глины, появился примерно 10 тысяч лет тому назад.
С тех пор человек постоянно экспериментировал с глиной: смешивал разные сорта глины, включал в состав основного материала органические и неорганические добавки и наоборот, освоил способ очистки гончарной глины от примесей.
На Руси веками мастера совершенствовали гончарное дело. Это было одно из важнейших ремесел. Ведь из глины делали буквально все от кухонной утвари до игрушек для детей.
В 9 веке наши предки стали использовать гончарный круг. Вначале он был ручным. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Затем на этот круг располагали кусок глины, и, чтобы она не прилипала, заранее посыпали ее золой или песком. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие.
Немного позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног. Благодаря этому, производительность труда в гончарных мастерских и качество глиняных изделий очень возросли. На протяжении веком из глины делали и кухонную утварь, и предметы роскоши. В наши дни этот материал не только не потерял актуальности, но даже, кажется, приобрел вторую жизнь.
Почти 16 лет назад работа с глиной так захватила мастера, что он специально путешествовал по стране, обучался у мастеров из разных регионов России. Было чему поучиться и в Томске. В свое время у нас в городе существовал Богашевский завод художественной керамике. И хоть выпускали в основном, как тогда говорили, ширпотреб, товары массового спроса, но были настоящие мастера гончарного дела, которые создавали авторские работы. Одним из своих учителей Андрей Салтан считает Игоря Яковлевича Лебедева.
Сначала мы узнали о свойствах самого материала и его качестве. Глина может быть белого, серого, черного, голубого, зеленого, коричневого, красного и желтого цветов. Окраска глины обычно зависит от влияния органических веществ, некоторые имеют свойство выгорать при обжиге. К примеру, филимоновскую черную глину можно сделать белой, если ее обжечь.
Прежде чем начинать работу на круге необходимо почувствовать глину, помять, слепить что-то вручную. Иногда в такие моменты у мастера рождается идея о том, каким должно стать будущее изделие, глина сама подсказывает.
Глина непростой материал. Она и твердая и удивительно нежная. Стоит надавить пальцами на стенку чуть сильнее и можно испортить изделие. В конце мы украсили свои поделки незамысловатым узором с помощью деревянной палочки. Все было и просто и сложно. Вращаясь на круге, глина словно оживала, а мастер будто бы просто помогал ей приобрести форму.
Андрей рассказывает нам о назначении некоторых сосудов. Горшок, крынка…, кажется, знакомо и понятно. А вот как выглядит картофельница или морковница мы не представляли. Оказывается, это широкий глиняный бочонок с крышкой. Его отличительная черта – круглый дырочки на стенах для вентиляции.
На уроке мы делали горшок и крынку. Их можно декорировать каким-нибудь орнаментом. С помощью специальных деревянных палочек на еще не засохшей глине нарисовать животных, цветы, узор. Хотя, многие мастера утверждают, что зачастую форма сосуда получается настолько интересной, что не требует дополнительного оформления. Красива сама форма изделия, ее живая энергия. Осталось высушить и укрепить то, что мы наваяли. Это непростой, очень ответственный процесс.
Укрепление, наведение лоска проходит до первого обжига. Мы стремимся сделать наше изделие гладким, плотным. Эта операция называется лощение. Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах, дает усадку. Даже хорошая гончарная форма уменьшается не меньше чем на 10%. Обжиг укрепит наше изделие.
Но предварительно надо обработать сосуд молоком. Это древний и эффективный способ обработки. После молочения и обжига изделия приобретают водонепроницаемость и коричневый цвет. Обжиг проходит в специальных гончарных печах при температуре минимум 350 градусов. Для достижения более высокой прочности температуру увеличивают (900 градусов и выше).
Далее сосуд необходимо очистить, после обжига он сильно темнеет. Раньше это делали с помощью рогожи или песка, сейчас – наждачной бумаги.
И еще одна гончарная работа, завершающая традиционную технологию. Это вощение – обработка поверхности изделия горячим воском. В результате мы получаем яркий, красивый сосуд, удивительно приятный. Его не хочется выпускать из рук. Конечно, быстро постичь мастерство гончарного дела не получится. Но радость от этого занятия огромная и незабываемая. Чувствуешь связь времен и поколений. Ведь именно такой посудой пользовались наши предки.
Гончарное ремесло: от древности до наших дней
Гончарное ремесло зародилось ещё в древние времена. Многочисленные археологические находки подтверждают, что первые вылепленные вручную изделия из глины принадлежат эпохе неолита. Сохранившиеся до наших дней прочные глиняные фигурки и предметы быта в самых ярких красках рассказывают об истории развития древнего ремесла, которое со временем развилось настолько, что стало искусством.
_
Гончарство в мире
Глина – распространённый материал, которым щедро одарила человечество природа. И люди издавна использовали её. Поначалу пытались вылепить из неё самые необходимые предметы (посуду для приготовления пищи, чашки, тарелки), практичные и непритязательные. Со временем, после того как был изобретён гончарный круг и открыты способы обжига, бесформенный кусок глины в руках профессиональных мастеров начал превращаться в изысканные изделия.
Каждый народ гордится своей историей развития гончарного искусства. В Китае оно было известно ещё за 2000 лет до н. э. и развилось до высочайшего уровня, о чём свидетельствует появление знаменитого китайского фарфора, который ценится во всём мире.
Из Древней Греции до наших дней дошли знаменитые амфоры, вазы, кувшины, которые имеют изящные и причудливые формы. На вазах древние греки рисовали целые истории из мифов, сценки повседневной жизни. Использовались различные техники работы с глиной. Так, на краснофигурных вазах для изображения оставляли естественную окраску глины, а фон закрашивали чёрным цветом. При создании чёрнофигурных изделий на красноватую глину наносили картинку чёрным лаком. Такие предметы считались роскошью, их можно было встретить в домах богатых греческих вельмож.
В странах Африки изделия из глины изготавливались вручную, затем сушились на солнце и обжигались с помощью горящей соломы. Сегодня простые формы и фактура, естественные цвета, анималистические, растительные и абстрактные геометрические рисунки африканской керамики пользуются большим спросом у ценителей прекрасного.
Гончарство на Руси – одно из важнейших и древнейших ремёсел. Поначалу русичи делали из этого природного материала только кувшины, сковороды, чашки. Но со временем, по мере накопления опыта работы с глиной, ремесло стало превращаться в промысел, причём производили уже не только товары бытового назначения, но и игрушки, статуэтки, предметы роскоши. Появились гончарные мастерские, художественные студии, творческие артели, использующие при работе различные способы обжига, технологии замешивания глины. В результате каждая мастерская приобретала свой фирменный стиль, благодаря которому многие из них знамениты на весь мир (Дымковская игрушка, Гжель).
Новые функции гончарного искусства
Гончарство долгое время было важным и почётным промыслом, которым могли заниматься только хорошие мастера. Оно постоянно совершенствовалось и развивалось. Но постепенно глину стали заменять металл, олово, а потом и пластик, с которыми природный материал уже не мог соперничать по своей цене и сферам применения.
Невозможно представить себе, чтобы этот вид древнего искусства мог совсем исчезнуть. Однако история развивается по спирали, и сегодня наблюдается всплеск интереса к работе с глиной. Но теперь гончарное ремесло раскрывает себя с другой стороны.
Если ранее ремесло было источником заработка, то теперь это в большинстве случаев способ релаксации, творческого самовыражения. Наряду, конечно, с существованием модных керамических мастерских, выпускающих по-настоящему ценные дизайнерские вещи.
Существует большое количество гончарных мастерских, в которых проводятся мастер-классы по созданию простых изделий из глины, не требующих особых навыков и умений. Посещают такие кружки дети и взрослые, которые хотят создавать красоту собственными руками, украшать глиняными изделиями свой дом и дарить близким людям.
О пользе работы с глиной
_
Для малышей 4-5 лет польза лепки состоит в основном в том, что она помогает развить мелкую моторику, причём занятия проходят в увлекательной форме: играючи, дети знакомятся со свойствами глины. В отличие от работы с пластилином, лепка из глины требует особой подготовки материала, что развивает у детей ответственность, логическое мышление.
Для детишек 6-7 лет глина даёт возможность активно развивать фантазию. Практические навыки взаимодействия с природным материалом быстро схватываются, в этом возрасте ребёнок может уже сам разрабатывать дизайн своей поделки, сюжет создаваемой композиции.
Для взрослых работа с глиной тоже приносит пользу. Это очень сильно расслабляет, успокаивает. Увлечение запросто перерастает в серьёзное хобби. Кстати, существуют методики глинотерапии, направленные на снижение агрессивности, устранения фобий, негативных эмоций у взрослых людей. Если для малышей работа с глиной является способом открытия чего-то нового в мире, то для взрослого человека это способ обрести личностную гармонию.
Работая с живым материалом, извлечённым из недр земли, человек как бы соприкасается с природой, получая от неё заряд энергии. Когда взрослый опускает руки в глину, он абстрагируется от внешнего мира, сосредотачивается на своих внутренних ресурсах. Гончарство, по своему терапевтическому воздействию, можно сравнить с прогулкой по лесу, отдыхом на берегу моря. То, что контакт с природой спасает от усталости, эмоциональной истощённости, не нуждается в доказательствах, а глина – это природный материал.
Гончарное дело – одно из самых древнейших и интереснейших ремёсел. Но если ранее им могли заниматься только мастера, то теперь работа с глиной доступна каждому. Любой человек может создавать свои произведения, получая при этом положительный энергетический заряд.
Гончарная мастерская в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
_
Гончарную мастерскую в этнографическом парке-музее найти не составит труда: Улица Мира, Дом Ирана и Ирака. Здесь всегда кипит работа, и посетители парка обычно не проходят мимо. Ничто так не завораживает, как волшебным образом меняющаяся в руках мастера форма сосуда.
Гончары, работающие в мастерской, приехали в ЭТНОМИР из разных регионов России и разных стран мира, поэтому со знанием дела изготавливают самые разные изделия: славянские крынки для молока и горшки для каши, грузинские кувшины для вина, азиатские пиалы для чая, греческие амфоры для масла и многое другое.
Изделия наших мастеров вы увидите и в домах Улицы Мира (Греции, Грузии, стран Африки и других), и в этноотелях ЭТНОМИРа (согласитесь, в номере гостиницы «Подворье» приятно пить не из обычного стеклянного стакана, а из глиняной кружки, а в отеле «Караван-сарай» – из керамической пиалы). Их также можно приобрести в сувенирных лавках ЭТНОМИРа. А главное – каждый гость ЭТНОМИРа может сам сесть за гончарный круг и испытать удивительные чувства, создав из податливой глины свой собственный шедевр.
Гончарное дело славян
Наши предки всегда славились своими отличными ремесленниками. Одной из наиболее почетных и уважаемых древнерусских профессий, был мастер гончарного дела.
Гончарное дело на землях славян прошло длинный и довольно сложный путь своего развития. Славянские гончары с давних пор пользовались заслуженной славой отличных, очень опытных и искусных мастеров. В производимой ими глиняной посуде, готовили еду, хранили разнообразные запасы продовольствия, а так же, воду и алкогольные напитки, в том числе, очень ценимое и дорогостоящее, виноградное вино. Сначала производством глиняной посуды занимались в основном женщины. Для лучшего качества глины, в нее зачастую добавляли кусочки различных керамических изделий, мелкие речные ракушки, песок, кусочки гранита.
С появлением в землях Руси в середине 9 столетия такого новшества как гончарный круг, стало причиной обособления специальности гончара и перехода гончарного ремесла от женских видов ремесел к мужским ремеслам. Существовавший в то время ручной гончарный круг должен был крепиться к деревянной лавке с проделанной прорезью в которое всовывалась специальная ось, удерживающая гончарный круг в необходимом положении. На гончарный круг укладывался шмат глины. После этого, гончар садился на лавку и начинал крутить левой рукой свой круг, а правой рукой, придавал необходимую форму глиняной заготовки. Со временем изобрели гончарный круг вращавшийся лишь с помощью движения ног гончара, что значительно повысили качество гончарной продукции и производительность труда.
Форма глиняной посуды разнилась в зависимости от областей славянских земель в которых она была произведена. На днищах глиняных горшков обычно ставились клейма мастеров. Посуда зачастую обжигалась на огне, для придания прочности.
Гончарные изделия славянских мастеров отличались большим разнообразием. Они делали большие сосуды предназначенные для хранения в них зерна, горшки в которых готовили пищу, миски, кружки, сковородки, а так же, разные игрушки для детей. Глиняные изделия часто украшали различными рисунками и узорами.
За долгую историю славянские гончары до совершенства отточили свое искусство и получили огромный опыт, благодаря чему их продукция отличалась высоким качеством и надежностью. Гончарное дело, так же как и обработка металлов, были одними из наиболее ценных и уважаемых ремесел.
История гончарного ремесла
Гончарное производство с самого момента своего возникновения имело большое значение в жизни человека. Изначально оно служило практическим целям изготовления посуды или сосудов для хранения, но со временем гончары научились изготавливать предметы, которые проникали и в другие сферы жизни, например, искусство и мода.
Истоки гончарного ремесла
Изготовление керамической посуды было популярно ещё в глубокой древности, с тех пор как были обнаружены свойства глины. Даже в Ветхом Завете содержатся упоминания о ремесле гончара и глиняных изделиях. Первые сосуды из глины формировались руками без дополнительных приспособлений и поэтому имели примитивную неправильную форму. Однако ремесло развивалось, совершенствовались техники и появлялись специальные инструменты. Благодаря этому, позднее появились симметричные круглые и овальные изделия, очевидно сделанные на гончарном круге. Как ни странно, в исторических документах не сохранилось точной информации, когда и где появилось это приспособление. Известно только, что в Египте он был известен не менее 10 тысяч лет назад, этот вывод был сделан на основе анализа обломков керамических черепков. И там же был найден древнейший гончарный круг, возраст которого оценивается в четыре тысячи лет.
У большинства народов имеются свои традиции гончарного промысла, некоторые страны и регионы лидировали в этом ремесле и имели свои преимущества. Так, например, в Азии еще две тысячи лет назад появились первые фарфоровые изделия. А в Африканских странах даже в двадцатом веке горшки изготавливались без сложных инструментов, а сушка осуществлялась простейшим образом — на солнце.
Зарождение гончарного дела в Европе
В Европе же стимул к развитию гончарного ремесла был дан испанскими мастерами восьмого века, благодаря которым появились изделия с глазированным покрытием. Около тринадцатого века ремесло приобрело основной расцвет, произошло это в Италии, в этом регионе Европы была изобретена майолика — один из видов обожжённой керамики. Флорентийские керамические скульптуры сохранили свою ценность вплоть до наших времён и по праву считаются гордостью региона. Затем итальянское гончарное дело пришло в упадок. В средние века первенство в этом промысле взяла Франция — именно мастерами из этой страны была изобретена печь для обжига.
Гончарное дело Древней Руси
На территории Древней Руси и современной России самые древние керамические обломки сосудов, игрушки и предметы культа обнаруживались в раскопках поселений Дальнего Востока и Забайкалья — их возраст оценивается примерно в четырнадцать тысяч лет. Тот же гончарный круг на Руси появился примерно в IX веке. Его появление привело к стремительному развитию ремесла. Изделия мастерских разных территорий отличались формой, размерами, мастера уже тогда имели обыкновение ставить клеймо на свои работы. Гончарный промысел на Руси был очень важным и почетным ремеслом, до монгольского ига мастера даже использовали глазурь для покрытия готовых изделий. Однако нашествие завоевателей погубило развитие гончарства и вместе с мастерами были утеряны секреты производства керамики. Только в пятнадцатом-шестнадцатом веках русские мастера заново возродили керамический промысел, обучаясь у европейцев. Русский фарфор же был создан лишь в восемнадцатом веке. Обширное применение керамические изделия получили в убранстве церквей, ими украшены храмы Новгорода, а также церкви времен династии Романовых.
В современном мире развитой промышленности, производство гончарных изделий уже имеет несколько иное значение, не такое, как для наших далёких предков. На сегодняшний день ручное изготовление керамической посуды — это, скорее, искусство в сочетании с практичностью. Гончарное мастерство, работа с глиной и изготовление керамики всё так же востребованы. Более того, гончарный промысел не только не канул в Лету, благодаря достижениям современной науки, напротив открылись новые возможности для работы с материалами, что позволяет производить привлекательные и функциональные вещи и предметы для украшения дома и жизни современного человека.