Как на руси называли итальянцев
Фрязин
Фря́зин, фряг (искажённое «франк»), множественное число фряги, фрягове — старорусское название выходцев из Южной Европы романского происхождения, обычно итальянцев (другие выходцы из Западной Европы назывались «немцами»).
Содержание
Этимология
Склонение по множественному числу в данном слове может происходить по типу сын, сыновья, или в польском языке более точно пан, панове (польск. pan, panowie ). Данная форма склонения зафиксирована в ПВЛ:
Фряги в истории Руси
Около XVII века в России начинают появлятся и приобретают популярность иконы фряжского письма, написанные не по классическим, византийским канонам, а в традициях, близких к академической живописи позднего Возрождения.
Эстампы русского лубка, близкие к реальному изображению, назывались фряжскими листами, для отличия их от традиционного русского лубка.
Многие известные итальянцы, в основном архитекторы, работавшие в России в XV и XVI веках, носили прозвище «Фрязин»:
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Фрязин» в других словарях:
ФРЯЗИН — Без досконального знания старинного русского быта и языка очень трудно догадаться, что фамилия эта, так же как и Фрязинов, означает жителя не подмосковного городка, а Итальянской Генуи. Фрязин – так в старину называли сначала генуэзцев,… … Русские фамилии
фрязин — итальянец Словарь русских синонимов. фрязин сущ., кол во синонимов: 6 • иностранец (23) • … Словарь синонимов
ФРЯЗИН — Марк, итальянский зодчий 15 в. В 1487 91 участвовал в строительстве стен, башен и палат (в т. ч. Грановитой палаты, совместно с П. А. Солари) Московского Кремля. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
ФРЯЗИН — Иван Фрязин, боярин, св. 1481. Гр. и дог. I, 271. Яков Фрязин, московский пушечный мастер. 1498. Доп. V, 296. Петр Фрязин, св. 1539. А. И. I, 202. Фрязин Яковль, крестьянин, св. 1541. А. Ф. I, 82 … Биографический словарь
Фрязин — (Иван) заезжий итальянец; служил Ивану III в качестве монетного мастера, исполнял и разные другие поручения: ездил послом, вел переговоры, строил города. Наиболее важную услугу он оказал Ивану III в сватовстве его за Софию Палеолог. Ф. ездил для… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Фрязин — итальянский архитектор, работал в Москве в начале XVI в. В 1505 08, основываясь на опыте северо итальянского крепостного строительства, возвёл столпообразную 8 гранную 3 ярусную церковь колокольню Иоанна Лествичника, известную как «Иван… … Москва (энциклопедия)
Фрязин — (ошибочно Руффо) Марк, итальянский архитектор 15 в. По летописным данным, в 1487 91 работал в Москве. Участник строительства кирпичных стен и башен Кремля Московского (См. Кремль Московский) (1485 95), построил там же Грановитую палату… … Большая советская энциклопедия
Фрязин М. — ФРЯ́ЗИН Марк, итал. зодчий 15 в. В 148791 участвовал в стр ве стен, башен и палат (в т.ч. Грановитой палаты, совм. с П.А. Солари) Моск. Кремля … Биографический словарь
ИТАЛЬЯНЦЫ (ФРЯГИ)
Среди иноземцев, живших в Москве, находим также итальянцев, или фрязинов. Они появлялись на севере при посредстве донского пути, проходившего на юг чаще всего через Москву, конечный пункт длинной морской и речной дороги из Константинополя в Русь.
Торговые люди и ремесленники из итальянцев порой оседали в Москве и оставались в ней на постоянное жительство. Выше говорилось уже о сурожанах Саларевых, прозвище которых позволяет думать об их итальянском происхождении.
Близость, возникшая между русскими и итальянцами, вызвала ревнивые взоры церковных властей, запрещавших русским родниться с «латынами» (католиками), брататься и кумиться под угрозой церковных репрессий. Во второй половине XV в., когда приток итальянцев еще более усилился, мы находим в Москве постоянную итальянскую колонию, с тем отличием от прежнего времени, что среди приезжих фрязинов начинают теперь преобладать венецианцы. Московское великое княжество, как известно, привлекало внимание Венеции, надеявшейся сколотить на Востоке союз государств для борьбы с Турцией. Вот почему венецианские послы в Персию, известные Барбаро и Контарини, возвращались через русские земли и виделись в Москве с Иваном III.
Одно краткое известие заставляет думать, что итальянская колония в Москве имела свою католическую церковь. В 1492 г. в Москве произошло событие, которое произвело столь большое впечатление на русских, что летописец отметил его даже точной датой (17 мая): «Иван Спаситель Фрязин, каплан постриженый Аугустинова закона белых чернцев, закона своего отрекся и чернечество оставил, женился, понял за себя Алексеевскую жену Серинова, и князь великий его пожаловал селом». Ренегатство католического священника рассматривалось в Москве как торжество православия. Отсюда непосредственное участие великого князя и пожалование села новообращенному. Но каким образом католический монах-августинец оказался в Москве и что он там делал? Как видим, он был капланом, т. е. капелланом, или настоятелем церкви. Это обстоятельство должно было вызвать еще большее ликование в московских церковных кругах, рассматривавших католическое духовенство как своего векового врага.
Поддержание тесных связей с Италией и наличие итальянской колонии в Москве было явлением большого значения, оказавшим немаловажное влияние на русскую культуру. Появление Аристотеля Фиоравенти и других итальянских мастеров в Москве вовсе не носило характера внезапного поворота в сторону западноевропейской культуры, как это обычно рисуется в наших исторических работах. Культурные итальянские навыки притекали на Русь задолго до Ивана III, причем они шли в основном через Москву, а не через какой-либо иной город Северной Руси. В этом отношении географическое положение Москвы, главным образом ее связь с Окой и Доном, сыграло для нее положительную роль, сделав великокняжескую столицу рассадником культурных навыков, притекавших на север из Средиземноморья.
Приток в Москву итальянцев еще более усиливается с конца XV в. Это были мастера стенные, палатные, пушечные и серебряные. Из рассказа Контарини, бывшего в Москве в 1486 г., видно, что итальянцы поддерживали между собой тесные связи. Контарини называет двух итальянцев, с которыми он встретился в Москве: которского уроженца Трифона, делавшего для великого князя серебряные сосуды, и Аристотеля Болонского (Фиоравенти).
Потомки итальянцев, осевших в Москве и принявших православие, вступали в число дворян или городских людей. В XVII в. в Москве жили, например, подьячий Андрей Фрязин, Иван Фрязов, немчин Максим Фрязов, Матвей Иванов Фрязов. Среди убитых под Казанью детей боярских находим Ивана Павлова, сына Аристотелева. Не был ли этот боярский сын Аристотелев внуком знаменитого архитектора? Впрочем, летопись знает только одного сына Фиоравенти – Андрея.
Итак, у нас есть основания думать, что итальянцы-фрязины не только появлялись и оседали в Москве на постоянное жительство, но имели здесь и свою колонию. Однако местожительство итальянцев, как и других «латинян» (католиков), не поддается приурочиванию. Более твердая и упорная крестьянская память сохранила под Москвой несколько деревень с названиями Фрязево, Фрязино и т. д., но в городе древние названия менялись быстрее и прихотливее. К тому же, если предполагать, что католики уже в XIV-XVI вв. имели в Москве свою церковь с капелланом, то их поселение должно было находиться за городской чертой, в особой слободе. Позднейшая Немецкая слобода (Кокуй) находилась в XIV-XV вв. слишком далеко от города, но И. М. Снегирев указывает старое Немецкое кладбище в районе церкви Николы на Болвановке, у Таганских ворот. Может быть, здесь и надо искать первоначальную фряжскую колонию.
Читайте также
а) Итальянцы
а) Итальянцы Первым в этом ряду стоит кардинал Цезарь Бароний (ум. 1607) с его «Церковными анналами» (Annales Ecclesiastici, Rom. 1588 sqq.) в 12 т. ин–фолио, отдавший этой работе тридцать лет неустанного труда. Он успел довести историю лишь до 1198 г., но его работу продолжили Рейнальди (до 1565 г.),
Итальянцы и ганзейцы
Итальянцы и ганзейцы В XIII веке в купеческом мире господствуют два народа: на юге, в Средиземноморье, — итальянцы, а на севере, на Британских островах, во Фландрии и до Балтийского моря, — немцы. Активность итальянцев в византийском мире и на границах мусульманского мира
«Итальянцы сдали Сталинград»
«Итальянцы сдали Сталинград» Некоторое время итальянцы отсиживались в окопах вдоль берегов Дона, не предпринимая активных действий. 14 октября 1942 г. 8-я армия получила приказ Гитлера на зимнюю кампанию, чьим главным требованием было создание неприступной обороны
5. Итальянцы во Франции
5. Итальянцы во Франции Около этих великих мастеров французского высокого ренессанса явились теперь итальянцы школы Фонтенбло со своими самостоятельными творческими стремлениями. Геймюллер особенно отстаивал и доказывал, что гениально манерный декоратор Франческо
Цель — итальянцы!
Цель — итальянцы! В ноябре 1942 года южнее итальянского сектора на Дону происходили серьезные события. Советские войска неожиданными и мощными ударами прорвали оборону противника северо-западнее и южнее Сталинграда и окружили немецкую армию, прорвавшуюся к берегам
Итальянцы
Итальянцы С интересом наблюдает Валерик, как ловко работает Фриц: с приросшим старым раствором кирпич вертится будто бы сам в руках немца, а кирочка знает сама, с какой силой и куда ударить:— Ну, ты насобачился, Фриц!— Арбайтен, арбайтен!— Ты на войне тоже делал все
Русские, шведы, поляки, ирландцы, итальянцы и прочая «неотесанная» компания
Русские, шведы, поляки, ирландцы, итальянцы и прочая «неотесанная» компания Большинство сегодняшних россиян обвинение в варварстве отвергнет, без сомнения, с возмущением, но стоит заметить, что еще в 1854 году известный русский философ и публицист Александр Герцен этот
Новое в блогах
Полет кирпичной ласточки, или Невероятные приключения итальянцев на службе у великих князей на Руси
Первым на Красную площадь вступил «баран». Так называлось окованное железом бревно, подвешенное к пирамиде из трех брусьев. «Барана» раскачивали и лупили им по старым стенам, как при штурме крепости. Никогда еще в Москве так не сносили здания.
Дело было весной 1475 года. Тогда по территории Кремля, за исключением великокняжеского двора, любой мог ходить свободно. Зевак вокруг стройки хватало.
Ай да хитер заморский мастер! А что ты будешь делать с нижней частью стен? Ведь до нее «баран», ходящий по дуге, не достанет. Придется твоим работничкам соленым потом умыться. Но не тут-то было: в расщелины в остатках фундамента вбили деревянные колья и подожгли их. От жара трещины расширились, и остывшие руины легко поддались кувалде.
— Еже* три годы делали, во едину неделю и меньше развали! — восхищались зрители.
Летом настал черед новых диковин. Под фундамент начали копать необыкновенно глубокий ров: сажени две, не меньше (то есть четыре с половиной метра). А потом в него еще и вбили дубовые сваи. Экие чудные обычаи у этих фрязей **!
Седобородый зодчий догадывался, о чем шепчутся в толпе, опоясавшей стройку. Под прицелами этих глаз он чувствовал себя словно на суде. И одной Мадонне ведомо, чем может закончиться суд в этой дикой северной стране. А дороги на родину ему в ближайшие годы не было…
ВСЕ «ФРЯЗИ» В ГОСТИ БУДУТ К НАМ
Итальянский мастер появился в Москве благодаря стечению обстоятельств. Удачных для Руси и неудачных для него.
В 1462 году на престол вступил великий князь Иван III. Ему удалось объединить значительную часть русских земель вокруг Москвы и окончательно освободить страну от власти ордынских ханов. Московская Русь воспринималась как продолжательница традиций Византии, уже павшей к тому времени под ударами турок.
— Правителю новой, сильной державы нужна была резиденция-крепость, которая символизировала бы его могущество, — говорит Андрей Баталов, заместитель директора Музеев Московского Кремля. — Обветшавший белокаменный Кремль, построенный в XIV веке, на эту роль не годился.
В 1471 году зодчие Кривцов и Мышкин начали возводить Успенский собор. Через три года недостроенный храм внезапно рухнул. То ли известь, скреплявшая каменные блоки, оказалась недостаточно «клеевита», то ли за века татарского владычества были утрачены традиции церковного строительства. Искать новых мастеров решили за пределами Руси.
В 1472 году Иван III женился на византийской царевне Софье Палеолог. Ее детство прошло в Риме. Нет сомнений, что великая княгиня повлияла на решение мужа пригласить зодчих из «фряжских» земель.
А выбор этих зодчих был большой. Мастерам на родине заказов не хватало, правила цеха (ремесленной корпорации) сковывали творческую свободу и ограничивали гонорары. Со второй половины XV века начался исход архитекторов в соседние страны, а затем и в Восточную Европу.
Любопытно, что в католических странах итальянцам доверяли строить в основном гражданские здания. Возводить большие храмы было привилегией местных мастеров. А в православной Руси католикам (еретикам!) доверили создать огромный кафедральный собор.
— Дело в том, что архитектура как искусство, лишенное прямой изобразительности, свободна от богословских ограничений, — объясняет Андрей Баталов. — Регламентация касается лишь расположения основных сакральных точек: алтаря, жертвенника, дьяконника.
ПРИВЛЕЧЬ МАСТЕРА ПОМОГЛИ… ФАЛЬШИВЫЕ ДЕНЬГИ
Посол Семен Толбузин вернулся из Италии в Москву в конце марта 1475 года и привез 60-летнего Аристотеля Фиораванти. Тот прославился еще в молодости: впервые в истории передвинул здание (колокольню в Болонье). Фиораванти выпрямил колокольню в городе Ченто, отреставрировал древний мост в Павии, проложил Пармский канал, строил укрепленные замки в Милане… Он явно мог не бояться безработицы. Но Семен Толбузин прибыл в Италию в удобный момент. В 1473 году Фиораванти обвинили в сбыте фальшивых денег. Зодчему удалось оправдаться, но на родине он стал чувствовать себя неуютно.
Фиораванти сделал выводы как из огрехов своих предшественников, так и из собственных трагических ошибок. В 1455 году он выпрямил башню при церкви СанМикеле Арканджело в Венеции, а она из-за слабости почвы обрушилась, задавив нескольких человек. Поэтому в Москве Фиораванти сперва тщательно изучил грунт. А пока рыли глубокий котлован под фундамент, устроил за Андрониковым монастырем завод по производству красного кирпича — длинного и прочного. На Руси до этого кирпич был плохого качества и использовался мало. Фиораванти повелел укладывать кирпичи между внутренними и наружными белокаменными стенами: на эту кладку и приходилась основная нагрузка.
— Фиораванти заставлял делать известь как можно гуще, чтобы она быстро и намертво схватывалась, — рассказывает доктор искусствоведения Дмитрий Швидковский, ректор Московского архитектурного института. — Он широко стал применять железные связи внутри кладки, впервые на Руси использовал сложную систему блоков и лебедок.
14 мая 1476 года Успенский собор был официально заложен. Освятили его 12 августа 1479 года. Современников поразили размеры храма, геометрическая четкость, обилие света внутри.
— Необычное широкое мерное пространство было первым выражением в Москве художественной концепции Ренессанса, — говорит Дмитрий Швидковский.
КНЯЖЕСКИЙ ПЛЕННИК
После освящения собора Фиораванти прожил в Москве еще как минимум шесть лет. Он разрабатывал генеральный план сооружения новых стен и башен Кремля, помогал наладить литье пушек и чеканку монеты. Его роскошный дом стоял на Боровицком холме, рядом с великокняжескими палатами. Но при всем этом он оставался невольником: покинуть Русь иноземный мастер не имел права.
И все же Фиораванти попытался сказать Москве «ариведерчи». Софийская летопись сообщает, что его напугала судьба земляка, придворного лекаря Антонио. В 1483 году за врачебную ошибку доктор был обвинен в отравлении, подвергнут пыткам и «зарезан под мостом, аки овца». Видимо, Фиораванти подумал, что расправа над итальянцем перерастет в массовые преследования по национальному признаку. Он решил бежать из Москвы, но его поймали, отняли все нажитое имущество и бросили в острог. Но вскоре великому князю пришлось сменить гнев на милость: Иван III отправился в поход на Тверь, ему было не обойтись без опытного инженера-артиллериста.
К 1485 году относится последнее упоминание Фиораванти в летописях. Вероятнее всего, архитектор нашел последний приют в русской земле.
ОСКАЛ ПОЛИТИКИ
Фиораванти проторил дорогу в Москву для других «фряжских» зодчих. О них известно куда меньше, чем о нем, — только имена и названия достижений.
Антон Фрязин заложил в 1485 году Тайницкую башню.
По проектам Марко Руффо, работавшего между 1485 и 1495 годами, построены Беклемишевская, Спасская и Никольская башни.
Пьетро Антонио Солари, известный как Петр Фрязин (1445–1493), построил Боровицкую, Константино-Еленинскую, Спасскую, Никольскую и Сенатскую башни, Грановитую палату.
— Ее внутренняя структура чисто русская: большой квадратный зал с массивным столбом в центре, на который опираются четыре тяжелых крестовых свода, — рассказывает Дмитрий Швидковский. — А вот богато украшенные фасады — в стиле итальянского Возрождения.
Ренессансные формы выступали в этот момент как декоративные одежды.
Под руководством Пьетро Солари возвели кремлевскую стену. Известно, что украшающие ее зубцы «ласточкин хвост» — характерная примета итальянских замков. Но ведь в этой стране есть замки и с простыми квадратными зубцами. Отчего же Кремль огородили хвостами «ласточки»?
— В то время в Италии шла жестокая вражда между гибеллинами (сторонниками папы римского) и гвельфами (приверженцами императора Священной Римской империи, ядром которой была Германия), — объясняет краевед Александр Усольцев, редактор проекта «Прогулки по Москве». — Первые строили замки с «ласточкиным хвостом», а вторые — с квадратными зубцами. Итальянцы, приехавшие в Москву, видимо, решили, что русский князь уж точно не за «западников» и папу, и построили крепость с узнаваемым элементом гибеллинов.
В 1494 году из Милана приехал Алоизио ди Карекано, получивший прозвище Алевиз Фрязин Старый. Он возвел Конюшенную, Колымажную, Граненую и Троицкую башни. Иван III обласкал его и даже подарил восемь одежд с собственного плеча.
Следующего архитектора, прибывшего примерно спустя десять лет (точное время неизвестно), назвали Алевизом Новым. Он построил Архангельский собор, а также 11 церквей в разных концах Москвы. Погиб при взрыве на пороховом заводе («Алевизовом дворе») на берегу Неглинки. Еще один мастер, Марко Бон Фрязин, строил в 1505– 1508 годах колокольню Ивана Великого.
НАДПИСЬ НА КАРНИЗЕ
Последним итальянским архитектором при великокняжеском дворе стал Петрок Малый (Пьетро Аннибале). Известно, что он появился в Москве в 1522 году, принял православие, женился. Самой значительной работой фряжского зодчего стали крепостные стены и башни Китай-города.
В 1970-е годы появилось предположение, что церковь Вознесения Господня в Коломенском — тоже творение Петрока Малого. Она увенчана шатром с пологим сводом, а это типично для итальянского Ренессанса.
— На одном из карнизов обнаружена надпись «1533», выполненная арабскими цифрами, — добавляет Андрей Баталов. — Ее мог вырезать итальянский мастер, который вел летоисчисление по пизанскому календарю. Других «фрязей», равных по мастерству Петроку, в Москве в то время не было.
В 1538 году Петрока поймали, когда он пытался бежать из России на родину, его дальнейшая судьба неизвестна.
— Дата бегства Петрока считается концом «московского Ренессанса», — говорит Дмитрий Швидковский. — В 1533 году умер князь Василий III. Его жена Елена Глинская стала регентом при малолетнем наследнике Иване. За власть соперничали боярские роды, было не до государственного заказа на архитектуру.
И все же следы итальянцев прочитываются и в более поздних зданиях. Например, в соборе Василия Блаженного, построенном в 1555–1561 годах. Легенда называет его создателями псковских зодчих Барму и Постника. Но композиция (девять отдельных церквей на одном основании, соединенных галереями) кажется очень итальянской. На вопрос, кто же мог построить храм — неизвестный «фрязин», не попавший в летописи, или отечественные зодчие, усвоившие заморскую манеру, — Андрей Баталов отвечает уклончиво:
— Это был мастер, в полной мере знакомый с трактатами, традициями и тенденциями итальянского Ренессанса.
По словам Андрея Леонидовича, сейчас готовится к изданию книга, посвященная собору Василия Блаженного. Сообщать подробности он пока не хочет. Наверняка из нее мы узнаем еще много интересного о том, что сделали итальянцы для русской столицы, и о том, что они могли для этого сделать.
** Фрязи, фряги (единственное число — фрязин) — устаревшее название выходцев с территории современной Италии.
ВОСПОМИНАНИЯ
«Край чрезвычайно богат всякими хлебными злаками Нет… никаких плодов, бывают лишь огурцы, лесные орехи, дикие яблоки.
В конце октября река, протекающая через весь город, вся замерзает; на ней строят лавки для разных товаров, и там происходят все базары чистое удовольствие смотреть на это огромное количество ободранных от шкур коров, которых поставили на ноги на льду реки. Таким образом, люди могут есть мясо более чем три месяца подряд
Русские очень красивы, как мужчины, так и женщины, но вообще это народ грубый. У них есть свой папа, как глава церкви их толка, нашего же они не признают и считают, что мы вовсе погибшие люди.
У них нет никаких вин, но они употребляют напиток из меда, который они приготовляют с листьями хмеля. Этот напиток вовсе не плох, особенно если он старый».
Амброджо Контарини (1429–1499), знатный венецианец, пребывал в Москве в 1476–1477 годах.
КСТАТИ
Названия подмосковного города Фрязино и поселков Фрязево и Фряново образованы от устаревшего названия итальянцев. Это бывшие деревни, дарованные «фрязинам», отличившимся на русской службе.
ОБ АВТОРЕ
Мария Раевская — кандидат филологических наук, член Союза журналистов. Любит портить глаза в библиотеках и дышать пылью в архивах.
Итальянцы
Итальянцы (итал. italiani ) — народ романской языковой группы, основное население Италии. Общая численность — 75—80 млн (2008). В Италии проживает 60 млн итальянцев. Итальянские меньшинства проживают в США (8,5—15 млн см. италоамериканцы), Аргентине (1,35 млн), во Франции (1,1 млн), Хорватии (19 тыс.), Монако (16 %), Сан-Марино (19 %), Словении (0,1 %), Бельгии (0,5 %), Германии (500 тыс.) Большая часть населения Италии — католики, хотя в последнее время растёт число атеистов. В истории католицизм играл очень большую роль для итальянцев, поскольку здесь находился и находится Папский Престол. В центре Рима расположено мини-государство — Ватикан, центр католической церкви. Язык — итальянский. Точную численность итальянцев и лиц итальянского происхождения подсчитать трудно.
Содержание
Происхождение
Первоначально Италия была населена племенами италиков, наиболее крупным из них были латины, населявшие область вокруг Рима, Лациум, оски, умбры, пицены, и др. На севере Италии в долине реки По проживали племена галлов, в Южной Италии поселилось большое количество греков, а так же иллирийцы. В древности италики были создателями огромной Римской империи. Кроме того, центр Италии был населен этрусками, которые оказали значительное влияние на формирование культуры Италии. Впоследствии все эти народности во времена Империи смешались и были ассимилированы римлянами, единым языком их стал латинский и религия христианство.
Во времена Римской империи в Италию ввозилось большое количество рабов со всего Средиземноморья, многие потомки которых в дальнейшем интегрировались в римское общество и сыграли большую роль в этногенезе итальянцев (особенно центральных районов страны, не испытывавшей в отличие от юга и севера масштабной экспансии других народов).
В V—VI веках сформировавшаяся итало-романская народность находится под постоянным влиянием германских этнических элементов. Ещё римские императоры нередко поселяли германцев на пустующих в Италии землях. 493-555 на территории Италии поселились остготы и создали своё королевство, однако из за своей малочисленности, и того что были большей частью истреблены во время византийско-остготских войн, готы особо не оказали влияния на этногенез итальянцев.
В 568 в северную Италию переселились лангобарды и основали на территории нынешней Ломбардии своё королевство, которое просуществовало до 774 г и было завоёвано другими германцами — франками. Лангобарды в начале истребляли местное романское население, особенно знать. Постепенно однако лангобарды усвоили римские обычаи, язык и культуру приняли католицизм и ассимилировались местным населением влившись в этнос итальянцев. В дальнейшем север Италии несколько столетий входил в состав Священной Римской империи, и только в XIII веке германское влияние на полуострове начало сокращаться.
Юг страны в течение раннего Средневековья оставался сначала под византийским, затем под арабским влиянием, что предопределило значительные культурные отличия южных итальянцев от северных.
В центральной Италии не селилось ни один другой народ в связи с возникновением Папского государства и успешной его защитой Папами как от германцев, так и от арабов.
На протяжении долгого времени Италия была раздробленной феодальной страной. Многочисленные государства постоянно перекраивались на различный лад. Наиболее крупные из них — герцогство Миланское, герцогство Феррарское, королевство Обеих Сицилий, в некоторые периоды — Неаполитанское, республика Генуя, республика Венеция, Романья и др. Единым государством Италия стала только в конце XIX века. Сейчас сохраняется деление страны на исторические провинции, а сами итальянцы делятся на этнические группы: тосканцы, сицилийцы, неаполитанцы, и прочие.
Области Италии: Ломбардия, Пьемонт, Фриули-Венеция-Джулия, Венето, Лигурия, Тоскана, Умбрия, Валле-д’Аоста, Трентино-Альто-Адидже, Эмилия-Романья, Марке, Абруцци, Молизе, Лацио, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния.
Итальянский язык относится к романской языковой группе индоевропейской семьи. Имеет диалекты, заметно отличающиеся друг от друга. Крупнейшие: тосканский (на его основе создан литературный язык), неаполитанский (на нём звучат очень многие всемирно известные итальянские песни), венецианский, сицилийский, лигурийский.
Грамматика итальянского сходна с грамматикой других романских языков, ближе всего к нему стоят сардинский и испанский. Основная лексика — латинская, но есть заимствования из германских языков. Предшественником итальянского был староитальянский язык. Первые памятники на итальянском языке появляются в XIII в. Наиболее известные авторы того периода — Франциск Асизский, Брунетто Латини, Гвидо Гвиницелли. Творцом литературного итальянского считается Данте Алигьери.
Хозяйство
Италия — страна гористая, это определяет характер расселения и тип хозяйства. Это — одна из наиболее густо заселенных стран Европы (300—400 чел. на 1 км²), но большинство населения сосредоточено на равнинах, либо в промышленно развитых районах (север страны и Кампанья). Горные районы и юг страны заселены реже. Соответственно на севере население больше занято в промышленности, тогда как юг остается аграрным. Из отраслей хорошо развиты машиностроение, металлургия, химическая, текстильная, пищевая промышленности.
В сельском хозяйстве доминирует земледелие, что вообще характерно для южных стран, однако развито и скотоводство — мелкий рогатый скот — козы и овцы. Главные культуры: пшеница, кукуруза, сахарная свекла. Развиты садоводство (цитрусовые, оливки) и виноградарство. На севере страны преобладают крупные монопольные хозяйства, на юге — мелкие крестьянские. Сильна дифференциация между богатыми и бедными.
Национальный быт и традиции
Жилища итальянцев различаются. В Альпах — дом альпийского типа, двух- или трехэтажный, с каменным низом и деревянным верхом, с внешней лестницей на верхний этаж(позднее лестницы стали внутренними). В других районах преобладает дом италийского или латинского типа. Это двухэтажные каменные постройки, крыша — черепичная. На верхний этаж ведет внешняя лестница. Раньше хозяйственные постройки находились на нижнем этаже, теперь их размещают отдельно. Для небольших городов характерна кучевая планировка, где дома теснятся вокруг центральной площади. Конечно, на облике жилища сказываются социальные контрасты.
Кухня итальянцев, в отличие от костюма, не изменилась. Общее для неё — популярность макарон, риса, сыров и плодов моря. Макароны (по-итальянски — паста) имеют около 30 видов — спагетти, вермичелли, букатини, тальятелле, и др. Также много разновидностей сыра — рикотто, моцарелла, пекорино и т. д. блюда из риса могут готовиться с разными приправами, и называются ризотто. На десерт широко употребляются фрукты. Но ещё и каждая область славится каким-нибудь своим блюдом. В Лигурии — буридда, рыба, сваренная в масле с зеленью. В Ломбардии — бузекка, суп из требухи. В Умбрии — мадзафегати, сосиски из свиной печени. В Венеции — ризи э бизи, рис с горошком. В Риме — ньокки алла романа, клецки из картофеля. Неаполь — родина всемирно известной пиццы. Сейчас её продают во всем мире, есть специальные кафе — пиццерии. По производству вина Италия соперничает только с Францией. В основном, это сухие белые и красные вина, небольшая доля крепленых, десертных и игристых вин. Наиболее известно кьянти (Тоскана). В Сицилии — марсала, в Кампании — лакрима-кристи.
Итальянцы предпочитают кофе и употребляют белый хлеб. Обедают обычно дома, а те, кто работает далеко от дома, приносят на работу бутерброды. В больших городах популярны траттории, маленькие ресторанчики, где цены ниже.
Праздники
Новый год, в ночь с 31 декабря на 1 января, раньше существовал обычай выбрасывать старые вещи в окно в этот день, но из-за большого количества несчастных случаев он запрещен.
День освобождения от фашизма, 25 апреля.
День труда, 1 мая, проводятся профсоюзные митинги.
День провозглашения республики, 2 июня. В этот день проводится военный парад.
4 ноября принято возлагать венки на могилы военных.
Рождество, 25 декабря, затем следует рождественский цикл, до крещения (6 января). Главную роль играет волшебница Бефана, от имени которой делают подарки детям, но в последнее время итальянцы также заимствовали у немцев образ деда Мороза.
Италия — родина карнавала, название которого (карне вале) означает «Прощай, мясо». Этот праздник предшествует великому посту. Раньше карнавалами славились Рим и Венеция, теперь они проводятся только в крупных городах. Во время карнавала проводится парад масок, с участием персонажей народной комедии, Арлекина, Пульчинеллы, Доктора, и других. Тут же и герои сказок Андерсена, братьев Гримм, Диснея.
День всех святых, 1 ноября, праздник скорее общественный, чем религиозный.
В разных городах есть и свои местные праздники. Так, в Монтальчино проводятся стрельбы из лука. В Сиене празднуют Палио, где устраивают игры со знаменами (сбандьерата). В Дженцано проводится инфьората. Это значит «украшенная цветами», цветами украшаются улицы. Вообще в Италии любят представления и праздники, переодевания в средневековые костюмы.
Культура и искусство
Италия считается родиной многих видов искусства. Другие страны Европы подражали ей в архитектуре, живописи, заимствовали музыку. Итальянцев приглашали в Россию строить Кремль (Марк Фрязин, Фиораванти), Петербург (Трезини, Растрелли, Росси, Монигетти и др.)
Давнюю историю имеет итальянский театр. В эпоху Возрождения возникла т. н. комедия масок (комедия дель арте). Первоначально спектакли исполнялись бродячими актёрами. Постоянными персонажами были остроумные слуги. Бригелла, Арлекин, Менегино и др., жадный купец Панталоне, трус Капитан, болтун Доктор и др.
В Италии впервые появилась опера. В 1637 году появился первый публичный театр в Венеции, в XVIII веке таких театров было в стране более 150. В Венеции было несколько театров, которыми владели местные аристократы.
В XVIII в. там соперничали два знаменитых драматурга, Карло Гоцци, автор волшебных сказок, и Карло Гольдони, представитель реализма, выходец из буржуазной среды. Сегодня мировой известностью пользуются миланский театр «Ла Скала», венецианский «Фениче», неаполитанский «Сан Карло», оперные. В вокальном искусстве итальянцы всегда были на высоте.
В XIII в. в Италии появляется живопись, поначалу средневековая, примитивная. К XVI веку она достигает таких высот, что художники других стран учатся у итальянцев. Литература по искусству называет трех мастеров столпами Возрождения: Микеланджело, Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи. В XVII в. в Риме работали французы Никола Пуссен и Клод Лоррен, а в XVIII сюда хлынул целый поток туристов и художников с целью изучения римских развалин. Свое творчество полностью посвятил им француз Гюбер Робер. В XIX в. здесь также появляются и русские художники-академисты с целью обучения. Сильвестр Щедрин прожил здесь почти всю жизнь и оставил много великолепных итальянских, особенно неаполитанских пейзажей.
В архитектуре Италии заметно влияние Византии. Разновидностью византийского стиля является романский. Наиболее знаменитый памятник этого стиля — Пизанский собор, с падающей башней. Итальянские города отдали дань готике. Самый крупный готический собор — Палаццо Веккьо во Флоренции. Красив готический собор в Сиене. Итальянская готика отличается от готики северных стран. Своеобразна венецианская готика, крупнейший памятник — Палаццо Дукале («Дворец дожей»). В XIV в. в искусстве возникает новый стиль, Возрождение, или Ренессанс, чуть позже его заимствуют другие страны. Один из его основоположников — Филиппо Бруннелески. Стиль барокко также зародился в Италии. Крупнейшие его представители — Лоренцо Бернини и Франческо Борромини, были соперниками. Один из крупнейших памятников — собор Св. Петра в Ватикане.
Богата итальянская литература. Здесь также известны три основоположника, Данте, Петрарка, Боккаччо. Перечислять имена и достижения итальянской культуры можно до бесконечности, и для этого требуется отдельная книга.
Итальянцы в прошлом
Итальянцы всегда отличались подвижностью, живостью, темпераментом. У них существует язык жестов, то есть когда итальянец говорит, то говорит он не только ртом, но и руками. Интересно, как описывали итальянцев писатели прошлого, например, Стендаль. Французы считали, что разврат во Франции процветал под влиянием «дурных итальянских нравов», особенно в период правления Екатерины Медичи, Кончини, Мазарини. Римляне в 19 в. были очень религиозны. Для мирян поприще честолюбия было закрыто, карьеру делали только священники. Было сильно влияние католической церкви.
В Риме давались роскошные балы, лучше, чем у Наполеона. У князя Боргезе для этого было 37 залов. Он давал бал каждую субботу.
Римская знать была разорена. Из-за лени вести свои дела аристократия разорена управляющими. В Венеции она доведена до нищенства.
Прежде в итальянских республиках каждый мог защищаться имеющимися у него средствами. В XVI в. Карл V уничтожил эту свободу. Недовольные бежали в леса, где их ремеслом стал грабеж. Италия славилась разбоем. Но разбойника крестьяне уважали больше, чем солдата, служившего папе. Для них он был борцом за свободу, разбойники боролись с правительством, презираемым всеми. В 1826 разбойники были уничтожены.
Ещё один обычай, завезенный испанцами, — чичисбейство, процветал в XVI—XVIII вв. Многие женщины имели чичисбея, то есть кавалера, с которым она появляется в обществе, когда муж занят делами. Если чичисбей был богат, он продвигал мужа, иногда наоборот, богатый муж способствовал чичисбею. Наполеон уничтожил этот обычай.
Римляне, на вид сдержанные, на деле неистовы. Князь, влюбившийся в жену плотника, побоится мужа, так как тот попросту его зарежет. В любом другом городе князь мог преспокойно предаваться амурным делам, заплатив мужу.
Венеция в XVIII в. была самым театральным городом. Из старых театров осталось только два: Театро Россини и Театро Гольдони(бывш. Сан-Лука). В XVIII в. в театр ходили не только смотреть спектакль, там можно было закусить, поиграть в карты. Свет во время спектакля не гасили. Сейчас итальянцы ходят в театр не так, как в России, от начала и до конца, они приходят к моменту исполнения любимых партий, а весь спектакль смотрят только туристы.
Театры Венеции XVIII века и их владельцы: Сан-Кассиано (семья Трон), Сан-Лука (Вендрамин), Сан-Моисе (Джустиниан), Сан-Джованни э Паоло, Сан-Джованни Кризостомо (Гримани), Сант-Анджело (Кондульмер).
Итальянские имена
Наиболее распространенные мужские имена: Адриа́но, Алесса́ндро, А́льдо, Амеде́о, Амери́го, А́нджело, Андре́а, Анто́нио, Ари́стиде, Беа́то, Берна́рдо, Винче́нцо, Витто́рио, Гаэта́но, Да́рио, Джа́комо, Джамбатти́ста, Джачи́нто, Джиро́ламо, Джова́нни, Джорда́но, Джо́рджо, Джузе́ппе, Джу́лио, Ди́но, Доме́нико, Гуальтье́ро, Гуарне́ро, Гулье́льмо, И́тало, Ка́рло, Ла́дзаро, Лодови́ко, Лоре́нцо, Луи́джи, Лу́ка, Луча́но, Ма́рио, Ма́рко, Ма́ссимо, Маури́цио, Микела́нджело, Мике́ле, Никколо́, Ора́цио, Отта́вио, Па́оло, Пье́тро, Ранье́ри, Раффаэ́ле, Рена́то, Рикка́рдо, Робе́рто, Рудже́ро, Сальвато́ре, Сильва́но, Сильве́стро, Си́львио, Томма́зо, Теодо́ро, Умбе́рто, Франче́ско, Че́заре, Эдмо́ндо, Эми́лио, Энри́ко, Этто́ре, Эудже́нио.
Женские: Андже́лика, Беатри́че, Бьянка, Вирджи́ния, Витто́рия, Дже́мма, Джи́на, Джорджи́на, Джова́нна, Джуди́тта, Джу́лия, Джусти́на, Гильельми́на, Гра́ция, Кла́удия, Кристи́на, Ла́ура, Лючия, Маддале́на, Маргари́та, Мари́я, Орте́нзия, Отта́вия, Паоли́на, Ро́за, Рози́на, Сиби́лла, Сильва́на, Теодо́ра, Фло́ра, Франче́ска, Челести́на, Э́ва, Эле́на, Эми́лия, Э́мма.
Исконно романские имена: Амедео (боголюб), Беато (блаженный), Витторио (победитель), Джачинто (гиацинт), Итало (итальянец), Лучано (светлый), Маурицио (мавр, тёмный), Оттавио (восьмой), Паоло (малый), Пьетро (камень), Сальваторе (спаситель), Сильвано, Сильвестро, Сильвио (лесной), Франческо (французский), Чезаре (цезарь, царь).
Греческие: Алессандро ((защитник-муж), Никколо (победитель народа), Теодоро (боголюб), Этторе (Гектор), Эудженио (благородный), и др.
Довольно много германских имен: Америго (др. герм. Амальрих), Бернардо, Гуальтьеро, Гуарнеро, Гильельмо (это — нем. Вальтер, Вернер, Вильгельм), Карло, Риккардо (Рихард), Лодовико и Луиджи (два варианта имени Людвиг, или Луис), Энрико (Генрих) и др.
Ещё один слой имен — библейские: Джованни (Иван, Иоанн), Джузеппе (Иосиф), Микеле (Михаил), Раффаэле.
Большинство имен — общеевропейские, они есть во всех европейских языках, но имеют свое национальное звучание.
Фамилии итальянцев чаще всего оканчиваются на «и», Верди, Россини, Росси, Монигетти и т. д. Это — показатель множественного числа, то есть по-русски это звучало бы так: Петровы, Ивановы. В средние века была другая форма фамилий, в единственном числе, — Тинторетто, Тассо, Данте и т. д. Известные персонажи трагедии Шекспира, Монтекки и Капулетти, в изначальном варианте звучали как Монтеккио и Капеллетто. В средние века итальянцы употребляли отчество, например, Пьетро ди Джованни — Петр Иванович. Популярны (особенно в прошлом) «слившиеся» двойные имена — Джанбаттиста (букв. Иоанн-Креститель), Джанпаоло, Джанпьетро.