Как на руси появился хлеб
История русского хлеба
«Хлеб – всему голова»
Историк Иван Болтин писал, что «русские вообще едят хлеба больше, чем мяса». Русский человек не может жить без черного хлеба. Ярким подтверждением этого стало событие 1736 г., произошедшее во время русско-турецкой войны. 54-тысячное русское войско вступило на вражескую территорию Крымского ханства. Но по пути были утеряны целые обозы с ржаной мукой, специально для питания взятые в России, а теперь застрявшие где-то в украинских степях. Тогда для воинов стали печь пресный хлеб из местной пшеничной муки. Такая небольшая смена питания привела к резкому росту болезней в русской армии. Адъютант командующего одним из войск Христофора Манштейна писал: «Наипаче приводило воинов в слабость то, что они привыкли есть кислый ржаной хлеб, а тут должны были питаться пресным пшеничным». Замена кислого хлеба на пресный привела не только к возрастанию болезней, но и падению воинского духа.
Хлеб для русского человека важен настолько, что его выращиванию и выпеканию люди отдавали очень много сил, а при невозможности питаться им пускались на любые крайности. В блокадном Ленинграде во время жестокого голода несмотря ни на что выпекали хлеб. Из-за острой нехватки продуктов в его состав входили: жмых, отруби, сода и даже целлюлоза. Форму для его выпечки смазывали солярным маслом, другого просто не было. По словам блокадников, такой хлеб можно было есть «только запивая водой и с молитвой». Не даром русская пословица говорит: «Покуда есть хлеб да вода, все не беда».
Любовь к хлебу в России вызвана не только его необходимостью и традиционностью, но и тем, что для его выращивания отдавалось много сил. Современный историк Л. Милов отмечает, что землепашенные работы, в том числе связанные и с выращиванием хлеба, повлияли даже на историю России. Так русский крестьянин имел крайне мало времени для земледелия – всего около 130 дней в год. При этом надо еще учесть климатические условия, которые не позволяли обрабатывать землю ежедневно. К тому же крестьяне исполняли и свои барщинные повинности, как, впрочем, и во многих других странах. Но вот французский фермер, например, имел в своем распоряжении десять месяцев для ухода за землей. Отсюда – и образ жизни, и разные характеры русского и западноевропейского и других народов. Известно, что лето зиму кормит, поэтому русскому крестьянину приходится работать в поте лица, чтобы посеять и собрать урожай летом, а во время протяжной и холодной зимы просто пораньше ложиться спасть – что сделаешь при тлеющей лучинке, слабо освещающей твою избу долгим зимним вечером? Отсюда, по замечанию философа Н. Лосского, следует и черта русского характера – бросание в крайности: летом много работаешь, а зимой много отдыхаешь.
Хлеб – всему голова. Даже в молитве «Отче наш» мы каждый раз просим о «хлебе насущном», т. е., по слову отцов церкви, о жизни и самом необходимом, а также о Хлебе – как Теле Господне, вот до какой степени возведено значение хлеба в христианстве! Неудивительно, что в России издавна проявляли заботу о хлебе, не могли жить без него, ведь хлеб был самой жизнью!
«Калач приестся, а хлеб никогда»
На Руси хлеб пекли издавна. Так сохранился даже рецепт от первых монахов Киево-Печерской лавры, по которому муку просеивали дважды, перемешивали тесто много раз. Поражают размеры выпекания: емкости для выпечки достигали аж 130 л. объема, а требуемая масса муки для выпечки в таких формах достигала 70 кг! Тесто замешивали в специальной деревянной кадке, которая называлась «дежа» (с украинского и белорусского языков переводится как «квашня»).
Хлеб делали на закваске, при этом самые разные виды и составы заквасок напрямую влияли на качество хлеба, а его технология приготовления, а также умение замешивать и выпекать его в огромных количествах (тем более в давние времена) требовало большого умения и знаний, которые передавались от отца к сыну. Так стали возникать целые династии хлебопеков.
В 16 в. на Руси стали строить общественные пекарни, в которых пекли хлеб для множества людей, а хлебопеки стали подразделяться на булочников, пряничников, калачников и на другие виды этого мастерства. Хлебопекарное дело росло, и уже к середине 17 в. в Москве насчитывалось более двух тысяч ремесленников, каждый девятый из них занимался производством хлеба. При этом, по замечанию Н. Костомарова, на Руси долгое время хлеб пекли именно из ржаной муки, а из пшеничной делали разные угощения – калачи, крендели, пряники и др. Но при всем разнообразии хлебных вкусов и ароматов именно черный хлеб оставался для русского человека незаменимым, при этом многим иностранцам он казался невкусным и непривычным. Так среди записок патриарха антиохского Макария, гостившего в России в 17 в. есть запись, характеризующая как отношение русских к черному хлебу, так и отношение самого высокопоставленного гостя: «… первое, что кладут на стол за трапезой царя, есть этот (черный) хлеб. Так же большинство подарков своим вельможам состоит из этого хлеба: они говорят, что это их хлеб издревле и что прежде они не знали пшеницы; мы видели, как возчики и другие простолюдины завтракали им, словно это была превосходная халва. Мы совершенно не в состоянии были его есть, ибо, по причине большой величины хлебов, внутри он не пропечен и бывает кисел, как уксус, да и запах имеет такой же. Но московиты привыкли к нему: по их словам, он придает силу и питательнее белого хлеба». Хлеба, по замечанию гостя, были таких больших размеров, что к царскому столу один хлебный каравай несли на руках несколько человек.
В 17 в., а точнее – в 1626 г., даже выходит специальный указ «О хлебном и калачном весе», согласно которому специальные хлебные приставы следили за ценами на хлеб и за его качеством. Такой надзор скорее говорит об особом отношении к хлебу, чем о недоверии к хлебопекам. Ведь настоящих хлебопеков на Руси уважали, к ним всегда обращались по имени и отчеству и никогда не давали прозвищ.
Настоящий расцвет пекарского искусства в России произошел в 1812 г. После войны с Наполеоном Москва стала быстро строиться, в столицу потянулось множество народа. Из близлежащих окрестностей прибыло сюда и много хлебопеков, желавших сколотить себе состояние и прославиться в возрождающемся городе. Среди таких людей оказалась и семья Филипповых, чья династия достигла в хлебопечении такого совершенства, что слово «филипповский» стало означать хлеб с самыми прекрасными и эталонными качествами. Родоначальником династии знаменитых хлебопеков стал Максим Филиппов. В 1806 г. он был только разносчиком калачей на рынке, но на этом деле смог накопить денег и выправил себе разрешительный документ на пекарню, правда в 1812 г. этот документ у него пропал. Несмотря на это он вновь стал откладывать деньги и в итоге открыл свою хлебную лавку.
М. Филиппов первым изготовил московские калачи, рецепт которых распространился по России. Главным секретом рецепта было то, что тесто после замеса ставилось на холод, из-за чего у калачей появлялся особый вкус. К концу жизни он владел уже тремя пекарнями, выпускал калачи, булки и баранки.
Иван Филиппов прославился не только своими пекарскими находками, но и благотворительностью: он рассылал свежий и вкусный хлеб бесплатно заключенным в Бутырскую тюрьму, в детские дома, в дом бедных вдов и сирот. А сама филипповская булочная была долгие годы яркой достопримечательностью всей Москвы.
Однако несмотря на все разнообразие хлебной продукции в России по-прежнему любят именно черный хлеб, без которого нельзя и за стол сесть. У нас черный хлеб любят, уважают, почитают. Есть у русских даже такая пословица: «Калач приестся, а хлеб никогда».
Как на руси появился хлеб
Сегодня поговорим о том, почему история хлеба неразрывно связана с историей становления и развития народов, государств и всей цивилизации в целом.
Наступили времена жатвы – самое радостное, хоть и тяжёлое время для любого труженика земли. Но радость от богатства, золотом льющегося в мешки, амбары и сусели с полей, превышала тяжесть труда крестьянина, поэтому выходили в поля всей семьёй в праздничных красных рубахах, подпоясанные широкими узорчатыми поясами, с весёлыми песнями.
Хлеб, для наших предков, не просто голова стола или основная еда, как пишут некоторые этнографы, – это дар Богов людям, то, что даёт возможность проанализировать, как ты трудишься духовно, меняется твоё сознание. Ведь на двух полосах рядом на одинаковой почве, при одинаковом севе и удобрении, но у разных хозяев по развитию вырастет очень разный урожай.
В подтверждении этому – наличие северных регионов, где еще в 18-19 веке ставили рекорды по выращиванию ржи и пшеницы, несмотря на короткое лето, бедные почвы и т.п. Но вернёмся к хлебу.
История хлеба. Изобретение
На вопрос, когда появился хлеб, никто и никогда, наверное, не сможет ответить точно и четко. Точного времени его появления нет. Но есть первое письменное упоминание – это упоминание найдено в древних записях Египта, где указано, что данный продукт находится в употреблении разных слоёв населения.
Начало употребления злаков в письменах датируется приблизительно 15 веком до нашей эры. Археологами отмечено, что, в основном, злаки перемалывались каменными жерновами. Таким образом, получали муку.
Первую муку использовали не для выпечки, а делали из нее похлебку. Мука заливалась горячей водой и получалась горячая вязкая масса, которую люди употребляли в пищу, как горячее блюдо. Есть версия, по которой такая густая похлебка случайно попала в печь – её просто-напросто пролили, готовя похлёбку.
Пока человек думал, как же её убрать и непосредственно убирал, разлитая похлебка успела запечься и превратилась в первую лепешку. Люди решили попробовать, что же это такое получилось, и результат им очень понравился. С тех пор и стали выпекать первый хлеб в виде лепешек в печи. И так люди попробовали первый хлеб. Но насколько эта версия правдивая, не знает никто, однако, как вариант, вполне имеет право на жизнь.
История хлеба в разных странах
Египет
Легенда о дрожжевом хлебе рассказывает, что в Египте также выпекали лепешки, так как ничего другого пока печь не умели. Один из рабов, который должен был выпечь хлеб, по каким-то причинам оставил замешанное тесто на солнце. Заготовка соответственно немного прокисла на жаре. Раб испугался, что его покарают, и не сказал об этом случае. Он решил печь из этого теста. Лепешки вышли румянее, мягче, пышнее. Пекаря не наказали, а наоборот – его рецепт стал основным по выпеканию лепешек вскоре для целой страны. Так родился хлеб из пшеницы и дурры, известный в Египте.
История хлеба знает примеры использования другими народами (галлы и иберийцы в I веке н.э.) в качестве дрожжей, пивную пену, добавляемую в тесто. А в некоторых странах закваской становились отруби, пропитанные вином.
Греция
В Греции хлеб был не дополнением, а непосредственно отдельным блюдом для низших слоёв населения: часто завтрак или ужин состоял только из хлеба и вина, разбавленного водой. Но строгое правило приема пищи запрещало есть без хлеба и другие блюда. Если грек принял пищу без лепешек, то это считалось тяжелым грехом. С этих времен греческий народ начал употреблять еду исключительно дополняя её хлебом, даже фрукты.
Италия
В Риме до сегодняшних дней сохранился монумент высотой 13 метров пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тысячи лет назад, основателю нескольких больших пекарен. Эти пекарни обеспечивали хлебом почти все население Рима.
Турция
Такое понятие как гарантия на выпеченный хлеб было введено в Османской империи. В данном государстве хлеб ели все. Богачи дополняли им прием пищи, а вот кто беднее, вообще только им и питались. Когда Стамбул был захвачен Мехмедом Фатихом, правителем города стал Хазым Бея. Он в свою очередь отнесся к выпечке хлеба очень серьёзно. В 1502 году султаном Баязидом была придумана и успешно внедрена в жизнь первая гарантия на хлеб. После этого начали строить лучшие в мире пекарни, где работали лучшие специалисты своего дела. Профессия пекаря, долго была престижной и уважаемой в стране.
Византия
В Византии в 10 веке в местах выпечки хлеба существовал специальный приказ, который запрещал привлекать пекарей к каким-то провинностям перед государством. В Византии обилие сортов хлеба и способов его приготовления говорит о важности данного продукта.
Существовал хлеб высшего сорта – силигнитис, который пекли только для богатых людей из высших сортов пшеницы. А также его использовали для причастия в храмах и давали больным, т. к. силигнитис способствовал пищеварению. Далее следовал хлеб сеидалитис, который выпекали из муки более низкого качества. Также имелись средние сорта хлеба, и, наконец, грубый хлеб для бедных. У солдат и монахов был свой хлеб – пексамас. Он был довольно жестким, так как его два раза пекли в печи, чтобы испарялась вся влага.
Англия
Английские власти также не обошли стороной хлеб. В стране даже звания Лордов были взаимосвязанные с культом хлеба. В переводе «лорд» значит «добытчик еды». А учитывая тот факт, что основным продуктом питания был хлеб, то именно о его добыче идет речь в звании. Если перевести слово «леди», то выясняется, что оно обозначает – «месящий хлеб». Соответственно, Лорд занимался поиском продукта, а Леди готовила и делила этот продукт. Интересно, что одной из самых древних единиц измерения в Англии и не только было ячменное зерно. Так, например, дюйм в англосаксонской системе исчисления равен трём ячменным зёрнышкам.
Индия
История хлеба в этой стране связана с тропическим климатом, палящим солнцем и перенаселенностью – это факторы основной причины, по которой без хлеба в Индии питание просто немыслимо.
Индийские лепешки легко переносят жару, хорошо насыщают и их можно всегда держать под рукой. Мука для производства хлеба используется специфическая. Цельные зерна пшеницы перемалывают до состояния темно-желтого порошка. Такая мука называется «атта». Хлеб из нее получается необыкновенный – бархатистый, с желтоватым мякишем и хрустящей корочкой. Интересны и способы приготовления индийского хлеба.
Национальная печь тандур появилась в Индии более 4-х тысяч лет назад – отверстие в земле, обмазанное глиной, на дне которого тлеют древесные угли. В ней чаще всего пекут наан, приклеивая тонкие пласты теста прямо на глиняные стенки. Лепешки чапати жарят на чугунных сковородках, а вкусную выпечку пури – обжаривают во фритюре. Хлеб не заготавливают впрок, во влажном тропическом климате это неразумно.
Тибет
Самый простой плоский тибетский хлеб печется из муки, воды и щепотки соли на больших, тяжелых сковородках с маслом или без.
Национальное блюдо, которое считается тибетским хлебом, называется – Цампа. При его изготовлении используется: муку из слегка поджаренных зерен ячменя, сыр и молоко яка. Цампа – основная часть рациона тибетцев. Она также используется в ритуальных целях: щепотки цампы бросают в воздух во время многих буддийских ритуалов.
Ритуал бросания цампы появился ещё в добуддийские времена и служил для того, чтобы умиротворить духов местности и попросить их покровительства и защиты. Затем он был заимствован буддизмом, как «символ празднования и радости» и стал использоваться при рождении ребёнка. В настоящее время она особенно известна в связи с новогодними празднованиями, когда цампу бросают, распевая молитвы, призывающие удачу в новом году для себя и для других.
История хлеба. Швейцария
Самый старый в Европе хлеб, найденный в 1976 году в местечке Тванн на Бильском озере, относится к 3530 году до н.э. Первоначально здесь не существовало отдельных хлебопекарен. Хлеб выпекался в каждом хозяйстве для своей надобности.
В эпоху раннего средневековья при монастырях создавались свои мукомольни и пекарни. Так, например, пекарня Санкт-Галленского монастыря была способна выпечь до 1000 булок хлеба за один раз. Наряду с большим количеством выпеченного, впечатляет широкий ассортимент хлебных изделий – дрожжевые, пресные, с мучными добавками и различной формы.
С развитием городов и увеличением потребностей в хлебе стали создаваться пекарные цеха. Гильдии хлебопеков разработали жесткие нормы контроля за качеством хлеба на всех этапах производства и правила эксплуатации хлебопекарных печей.
Франция
В средние века во Франции хлеб пекли только в монастырях. Караваи были тяжелыми, выпекались в основном из ячменя и ржаной муки грубого помола, часто с отрубями. Это был хлеб для бедняков. Зато пшеничный хлеб считался символом достатка и подавался к столу богачей и знати. Существовала прямая зависимость между степенью свежести хлеба и социальным статусом.
Королевская семья ела хлеб свежеиспеченный, белый. Вчерашний был для знати. Хлеб двухдневной выпечки предназначался для мелкого дворянства. Хлеб трехдневный получали монахи и школяры, хлебом, испеченным четыре дня назад, питались ремесленники.
Твердая цена на хлеб была установлена еще со средних веков. Высокие налоги на зерно в сочетании с регламентируемыми ценами на хлеб зачастую заставляли пекарей продавать его ниже себестоимости. В 1505 году Генрих IV отменил все налоги на зерно. За это получил гордый титул – Король Хлеба.
История хлеба на Руси
Судя по археологическим раскопкам, историки утверждают, что хлебопечение активно стали вести три тысячи лет назад, во времена развития Триполя. Именно к этой культуре относились древние славяне.
Известно, что люди, проживающие на правобережье территории современной Украины, активно выращивали зерновые культуры. Проведенные на этой территории раскопки помогли обнаружить глиняные сосуды для хранения зерна, а также большие специальные хранилища, где держали собранный урожай.
Проведенные раскопки на Урале также свидетельствовали о хлебопечении, на что указывали найденные остатки глиняных печей, прообразы серпов для сбора урожая, специальные зернотерки, используемые древними славянами для измельчения зерна.
В Вологодской области были также найдены доказательства хлебопечения, а также окультуривания диких зерновых культур, таких как, рожь и пшеница.
Где выпекали хлеб
На Руси выпекание хлеба считалось очень важным, серьезным и почетным занятием, при этом качество изготавливаемого хлеба строго контролировалось.
Уже в средневековье история хлеба в России описывает существование специальных служб контроля качества хлеба, функции которых выполняли хлебные приставы. Они ходили по хлебным лавкам, гуляли по рынкам, где они проверяли качество хлеба. При условии существования каких-либо нарушений, приставы выписывали штраф провинившимся пекарям.
Существовали на Руси избы, где выпекали хлеб, а также настоящие «дворцы», в которых пекари выпекали много ароматного мягкого хлеба, который скупала вся округа – специальные «Хлебные дома». В них производили качественный хлеб и только по индивидуальному рецепту. Рецепт хранился в тайне, его могли передать только следующему поколению. Никогда не бывало так, чтоб хлеб из разных мест выпечки имел одинаковый вкус.
Конечно, выпекался хлеб и в любом русском доме, обычными людьми. Кроме ржаного хлеба на Руси выпекали множество изделий из пшеничной муки, начиная от монастырских просфор и кончая знаменитыми ковригами. Древнерусская коврига – это трёх- или четырёхугольный большой хлеб. Пользовались спросом и пшеничные калачи, которые выпекались к праздникам.
Кстати, именно на Руси появился черный хлеб. Данный продукт обходился дешевле, а вот по количеству питательных веществ он превосходил белый хлеб.
Thank you!
We will contact you soon.
Ржаной хлеб неоднократно присутствовал в строках Пушкина. Поэт в одном из мемуаров написал, что нет для него жизни в Париже. А причиной было то, что там нет ржаного хлеба.
Добавление трав в хлеб
Неурожай был страшным горем для русских людей. Некоторые этнографы считают, что именно из-за этого в хлеб стали добавлять некоторые ингредиенты: тесто разбавляли желудями, свеклой, крапивой, лебедой, ширицей (амарантом) и т.п. – до сотни ингредиентов. Но так пишут те, кто совершенно не знает богатство и сакральность русской культуры!
Наши предки понимали ценность каждого растения на земле (неслучайно русские травники так дорого ценились в средневековье за границей, а уж такого количества травяных мифов и сказок нет ни в одной культуре)!
Именно поэтому добавляли дополнительные составы в хлеб не по бедности, а по знанию, занимаясь профилактикой многих заболеваний, обогащая свой рацион витаминами. А также, в соответствии с наукой о страве, почитали так Богов, впитывая их силу разнообразную через пищу.
Познакомиться с наукой о страве вы можете посмотрев запись семинара «Осенняя и Зимняя Страва».
История хлеба ХХ века
Но оболванивание дрожжами искусственного происхождения, начавшееся при Николае 1, во время революции (к нам вагонами везли хлеб с Европы, причем наша страна туда поставляла зерно), после ВОВ, привело к стиранию памяти предков – и вот уже в 30-х и 50-60-х годах на Украине, на юге России если власти забирали пшеницу, то наступал голод – люди не знали, как поступать, как обратиться за помощью к природе. В тот период времени голод унес жизни миллионов крестьян, погибло очень много детей. В колхозах власти принимали решения закрывать пекарни, изымали зерна из хранилищ.
Власти знали, что крестьян можно легко истребить, нужно лишь забрать у них самое главное — хлеб. Ведь использовать ресурсы природы к тому моменту уже не умели. Только староверы и старообрядцы, кого не достали власти, умудрялись выращивать зерновые культуры и в болотистой, и горной местности, и на заимках Сибири.
Несмотря на наличие даже материалов, записей о пользе и пищевой ценности амаранта, лебеды, берёзовой и сосновой коры, первоцветов, сохранившемся зерновом фонде пшеницы урарту (самой древней и выносливой, правда не пригодной для сбора комбайном) и много другого, что могло бы помочь людям, эти знаниями не пользовались в период ВОВ ни после него.
Загадки, пословицы и поговорки о хлебе:
История хлеба. Происхождение названий
Давайте ещё поговорим о названиях:
Какой хлеб пекли в царских пекарнях 300 лет назад? Конечно, калачи! Сохранился документ с перечнем яств, которыми одаривал Петр I в день своего рождения свою дворцовую челядь. Это были Калачи!
Калач – это не просто лакомство. Это символ любви, заботы, внимания, надежды, т.е. всего того, что несёт Солнце. Ведь именно от его древнего названия «Коло» происходит слово «калач».
Или такая поучительная история. Булочник Иван Филиппов изобрёл сайки с изюмом таким образом. Генерал-губернатору Москвы каждое утро подавали сайки И. Филиппова. И однажды попалась сайка с тараканом. Филиппов не растерялся и объяснил, что это сайка с изюмом, да и съел её на глазах у всех. Генерал-губернатор ничего не заподозрил, а после похвалил Филиппова за такие сайки.
Ну а дальше мы продолжим разговор на практических уроках по изготовлению интересных хлебных рецептов совместно с Татьяной Друк.
П.С. Будем вам очень благодарны, если вы поделитесь старыми семейными рецептами хлеба.
Как на руси появился хлеб
Настоящие Панкейки приготовить дома к завтраку гораздо проще, чем кажется! К тому же у них, в отличие от тонких блинчиков, масса достоинств: они менее жирные, чем традиционные блины и оладьи (для их жарки используют меньше масла), они очень нежные по вкусу и структуре. И, наконец, они просто красивые и удобные для экспериментов с любыми наполнителями и украшениями! Достаточно украсить верх стопки с панкейками взбитыми сливками и фруктами, полить шоколадной глазурью или сиропом, и у вас на столе к завтраку – маленький вкусный праздник!) И, чуть не забыли) Приготовить стопку панкейков для семьи занимает гораздо меньше времени и сил, чем приготовить стопку обычных блинчиков.
Делимся идеей – как приготовить дома легкий дрожжевой хлеб «как кекс»!
Очень простой рецепт приготовления шоколадной пиццы!
В последний день октября, 31 числа, кто-то будет отмечать праздник Хэллоуин… А кто-то даже не заметит этой даты.
Великолепный протеиновый завтрак с хлебом с протеином от С.Пудовъ за 4 минуты – не только для спортсменов, но и для пожилых людей, которым для здоровья необходимо употребление чистого протеина!
Несмотря на то, что их объединяет одна задача – сгущать блюда и создавать желе, они все же имеют различия.
Знаете ли Вы, что важнейшие макромолекулы, которые нужны Вашему телу для построения новых клеток, могут поступать и от хлеба с протеином?
Больше не нужно думать о том, чтобы иметь в доме разрыхлитель, соду и лимонную кислоту.
Режим работы: с 10.00 до 22.00, без выходных и перерывов
Режим работы: с 10.00 до 20.00, без выходных и перерывов
Адрес: Ростов-на-Дону, ул. Омская, 2К, 2 этаж
Режим работы: с 09.00 до 22.00, без выходных и перерывов
Адрес: Николаевское шоссе, 3
Режим работы: с 8.00 до 22.00, без выходных и перерывов
Адрес: Вы можете найти нашу продукцию в данных магазинах-партнерах
Аромат свежей выпечки создает в каждом доме атмосферу уюта и счастья.
В нашем интернет-магазине С.Пудовъ найдется все для выпечки восхитительных тортов и пышного хлеба с хрустящей корочкой, приготовления роскошных десертов и традиционных пирогов, воздушных коктейлей и горячего шоколада, печенья, кексов, маффинов и многого другого.
И чтобы ваши вафли получились хрустящими, а булочки – воздушными, добро пожаловать в наш специализированный магазин для тех, кто увлекается кондитерским искусством или просто любит печь.
Вам вовсе не обязательно учиться годами, чтобы постичь азы выпечки – нарисуйте в своем воображении самые смелые идеи и загляните к нам, мы поможем их осуществить.
Не бойтесь экспериментов – мы доставим вам все необходимые ингредиенты для реализации ваших креативных вкусных идей.
В наш ассортимент входят продукты самого высшего качества.
В магазине С.Пудовъ найдутся все ингредиенты для выпечки любых мучных изделий, от муки до шоколадного брауни.
В творческом процессе помогут специальные кондитерские компоненты и принадлежности, представленные на нашем сайте.Вдохновляйтесь нашими идеями и создавайте свои собственные шедевры!