Как на руси звали волка

Как на руси звали волка. . Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-. картинка Как на руси звали волка. картинка

Славянский портал

Волколаки- славянские оборотни.

Как на руси звали волка. ecc4a72bbeead6c2518a6622002. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-ecc4a72bbeead6c2518a6622002. картинка Как на руси звали волка. картинка ecc4a72bbeead6c2518a6622002

В основном культ волка был распространен среди воинов. И именно воины по поверьям чаще других превращались в Волкодлаков. Здесь нет ничего удивительного, учитывая то, что волк всегда символизировал собой смертоносного, бесшумного и идеального охотника. Поэтому волхвы пытались разработать методики, которые максимально бы отождествляли дух воина с сущностью волка.
Даже Геродот описывал в своих писаниях ежегодное превращение невров (предположительно жившие на нынешней Белоруссии славянское племя) на несколько дней в волков, как само собой разумеющееся явление. Это говорит о большом распространении практики оборотничества в славянском мире.
Еще в пример можно привести славянский эпос, характеризующий оборотня-героя как существо божественного уровня. При рождении русского героя-волка Волги Всеславовича:

Как на руси звали волка. Werewolfs by Sumerky. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-Werewolfs by Sumerky. картинка Как на руси звали волка. картинка Werewolfs by Sumerky

Но культ волка у древних славян был не единственный. Каждому воину или ученику волхва подбирали отдельно животного, в зависимости от личностных характеристик. Например: одновременно существовал и культ Медведя. Воина, который мог превращаться в него называли Бералаком ( «Бер»— древнеславянское название медведя). Волк слабее медведя, но медведь не так уж поворотлив. А вот волхвы больше предпочитали оборачиваться в птиц. Для них важно было не сила и выносливость, а хитрость, скорость и скрытое передвижение. Кошколаками называли ведунов, умеющих превращаться в кошек, а воролаками (позднее – варгом или варком) тех, кто оборачивался в воронов.

Как на руси звали волка. 1229889184 werewo3. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-1229889184 werewo3. картинка Как на руси звали волка. картинка 1229889184 werewo3

По старинным поверьям в оборотней обращались не только мужчины. Известно не мало сказаний когда женщины ведуньи обращались в лисиц, в рысь или в птиц, и даже в волка или медведя. Хотя образы медведя и волка все же в основном остаются больше мужским культом.
Также существа низшей мифологии не чурались оборотничества, например, наш родной леший часто оборачивался белым волком (по другому в белого царика) или превращался в волчьего пастыря.

Древность образа волка также подтверждает летопись от 1282 г., которая повествует
о волколаке, который «гонит облака и изъедает луну» (у славян долго хранили веру
в волхвов-облакогонителей, которые обращались в волков, затем возвышались на небо и разгоняли тучи или призывали дождь). Остатки этой веры сохранились в пословице
«Серый волк на небе звезды ловит.»
А вот древний русский заговор:

«На море, на океане, на острове Буяне,
на полой поляне светит месяц на осинов
пень,
в зелен лес,
в широкий дол.
Около пня ходит волк мохнатый,
на зубах у него
весь скот рогатый,
а в лес волк не заходит,
а в дол волк не забродит.
Месяц, месяц
— золотые рожки!
Расплавь пули,
притупи ножи,
измочаль дубины,
напусти страх на
зверя человека и гада,
чтобы они серого волка не брали,
теплой шкуры с него не
драли.
Слово мое крепко,
крепче сна и силы богатырской.»

Еще один источник «Повести» рассказывает о Всеславе Полоцком, как о могучем и таинственном оборотне (2 половина 11 века.),

«. князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал. Херсоню великому волком путь перерыскивал. ».

Как на руси звали волка. 2202 original. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-2202 original. картинка Как на руси звали волка. картинка 2202 original

Другим славянским волколаком, героем сербского и белорусского эпосов, является Змей
Огненный Волк. Этот образ также берет корни из общеславянского мифа о герое-волке.
Рождается он от Огненного Змея, в человеческом облике появляется на свет, «рубашка»
или «волчья шерсть» является приметой его чудесного происхождения. Может обернуться
волком или другими животными, и даже птицей; совершает подвиги, используя свои
способности превращаться (или превращать дружину) в различных животных.
Но, к сожалению, дошедшие до нас повести это всего лишь скудный отголосок богатого прошлого наших славянских предков.

В преданиях также есть упоминания о том, что оборотничество иногда выступало и как наказание. Старейшины насильно обращали в оборотней (или в других животных) тех, кто провинился перед родом. В зависимости от тяжкости преступления, виновного наказывали от нескольких дней и вплоть до пожизненного.

Как на руси звали волка. i0K5AHjB73Q. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-i0K5AHjB73Q. картинка Как на руси звали волка. картинка i0K5AHjB73Q

В XX веке вера у русских крестьян в оборотничество угасает, но рассказы и былины об оборотнях — медведях и волках и по сей день являются популярны в некоторых местах России.

Источник

Славянский Языческий Портал

Как на руси звали волка. reklama. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-reklama. картинка Как на руси звали волка. картинка reklama

Как на руси звали волка. knopka. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-knopka. картинка Как на руси звали волка. картинка knopka

Волк в славянской языческой мифологии

Как на руси звали волка. compa. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-compa. картинка Как на руси звали волка. картинка compa

Как на руси звали волка. volk. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-volk. картинка Как на руси звали волка. картинка volk

Волк (Собака) — Зверь Дажьбогов

Волк — хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищный зверь, давний сосед славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по повадкам — сбивается в стаи, плотояден и быстр.

Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк — тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор. Волк по сей день внушает страх и уважение. Хотя и не смел он, в одиночку на охоту не выходит, предпочитает слабую или больную дичь. Но без нужды не убивает, в сытое лето практически не опасен.

Невры Геродота, которые обитали где-то в районе современной Белоруссии, несколько дней в году превращались в волков, и это не удивляло даже древних греков, мало знакомых, с которые знакомы с перевоплощением в иной облик. Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя — «серый», «лютый». Слово «волк» вслух не произносилось. Во многих сказках волк — это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату — коня или скот. В этой волчьей особенности слышны отзвуки древней справедливости, «взявши — отдай сполна», ныне мы его знаем, как закон сохранения энергии.

Таким образом, волк — существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой — хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня — наполовину человека, наполовину зверя.

Время волка — середина зимы. Цвета — серый, белый, черный

Источник

Волколаки – как славяне определяли оборотней?

Народное воображение породило множество жутких существ, что стали частыми героями предания и легенд. Один из таких – волколак. Именно так называли тех, кто мог менять свой облик. Существовало множество поверий о том, что по ночам колдуны могут превращаться в разных животных и птиц.

Чаще всего объектом перевоплощения служил волк – опасный и умный хищник, в которого и обращался ведьмак. Эти истории кажутся чистой воды вымыслом, однако даже в исторических источниках сохранились упоминания о волколаках – да ещё и весьма знатного происхождения. Кто же такие эти существа? Что рассказывали о них? Как можно было защититься от волколака или определить, что вполне обычный человек является им?

Кто это?

Волколаком (волкодлаком) славяне называли человека-оборотня, что мог принимать облик зверя. Считалось, что люди, имеющие способности к перевоплощению, часто принимают облик кошек, собак, птиц, лесных животных.

Долгое время волк считался священным животным древних славян. Во времена тотемизма люди поклонялись этому зверю как прародителю, а потому наиболее часто в историях о волколаках фигурирует именно этот серый хищник.

Однако, несмотря на сходство волколака с обычными колдунами, способными менять внешний облик, существовали значительные различия. В отличие от могущественных ведьмаков, волколак был более зверем, нежели человеком. Однако он не терял ума, навыков и знаний даже в волчьем обличье.

Как на руси звали волка. Alla Holodilina hudozhnik. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-Alla Holodilina hudozhnik. картинка Как на руси звали волка. картинка Alla Holodilina hudozhnikВолколак / © Алла Холодилина

Волколак и оборотень – одно и то же?

Может появиться впечатление, что славянский волкодлак – аналог европейского оборотня, но это не так. В преданиях народов Европы оборотни фигурируют как однозначно негативные персонажи, кровожадные убийцы и мстители. Однако с волколаками не всё так просто.

Сохранилось немало источников, где даже известные личности истории Руси, князья, называются волколаками – причём в положительном контексте. Князь Олег, который получил прозвище “Вещий”, также мог принимать облик волка. Но самым известным среди русских правителей стал Всеслав Полоцкий, которого часто называют князем-оборотнем.

В «Слове о полку Игореве» так рассказывается о Всеславе:

“Ночью волком рыскал… Великому солнцу путь перебегал…”

При этом князь пользовался всеобщим уважением среди воинов. Рассказывали, что несколько раз он был пленён, однако благодаря своим способностям сумел спастись и укрыться от неприятеля.

В мифах славян появляется и Волх Всеславьевич, знаменитый герой, что также мог принимать волчий облик по своему желанию. При необходимости он превращал в волчью стаю своих соратников, что помогало воинам выслеживать врага и неожиданно атаковать его. Кстати, если вспомнить сказку об Иване-царевиче и Сером Волке, станет ясно, что говорящий и разумный зверь, вероятно, также является волколаком.

Как на руси звали волка. Slavyanskiy Volkolak. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-Slavyanskiy Volkolak. картинка Как на руси звали волка. картинка Slavyanskiy VolkolakСлавянский волколак

Черты волколака

Но как же отличить обыкновенного человека от того, кто способен превращаться в волка? Людей-волколаков описывали по-разному. Нередко такие аспекты связывались с днями зачатия или особенностями рождения. Считалось, что волколаком может стать ребёнок, зачатый в “нечистый” день.

Оборотнем могли назвать и малыша, родившегося с зубами, со сросшимися бровями или обильной растительностью на теле. Причина появления волколака могла крыться и в поведении родителей. Поговаривали, что люди, работающие в большой праздник, могут стать родителями оборотня.

Как на руси звали волка. Volkolak pavel loginov brodyaga sao.artstation.com. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-Volkolak pavel loginov brodyaga sao.artstation.com. картинка Как на руси звали волка. картинка Volkolak pavel loginov brodyaga sao.artstation.comВолколак / © Pavel Loginov / brodyaga_sao.artstation.com

Однако с возрастом волколак становится практически не отличим от обыкновенного человека. Чтобы понять, оборотень перед вами или нет, нужно посмотреть на его отражение в зеркале или воде. Если волколак в зверином облике – отражение покажет человека, и наоборот.

Но даже и без зеркала определить по зверю, волколак ли он, достаточно легко. Он отличается крайне разумным поведением, “человеческим” взглядом. Колени такого волка часто выгнуты в обратную сторону, из-за чего он может с лёгкостью встать на задние лапы. Если такому хищнику будут нанесены раны, они останутся на нём и при возвращении человеческого обличья.

Как на руси звали волка. Volkolak slavyanskiy oboroten. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-Volkolak slavyanskiy oboroten. картинка Как на руси звали волка. картинка Volkolak slavyanskiy oborotenВолколак – славянский оборотень

Встреча с волколаком

Как я уже заметила, в славянском мировосприятии волколаки не всегда были опасными существами. Но если такой человек-зверь отправлялся в лес, чтобы утолить кровожадные инстинкты, следовало защититься от его нападения. Для этой цели охотники и странники носили с собой серебряные обереги. Предания о серебряной пуле принадлежат к европейскому фольклору.

Как на руси звали волка. Volkolak. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-Volkolak. картинка Как на руси звали волка. картинка VolkolakВолколак – человекоподобный зверь

Источник

Оборотни у славян

Волкодлак, волколак, волкулак, вовкулак, в славянской мифологии человек-волк; оборотень; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей. Легенды об оборотне общи всем славянским народам. В представлениях о волколаке соединились черты фольклорного образа и заимствования из представлений о христианской демонологии.

Исключительная архаичность представлений об оборотнях явствует из того, что в других индоевропейских традициях (в частности в хеттской) превращение жениха в волка связывается с распространенной формой брака — умыканием (насильственным уводом невесты).

Древность этого образа подтверждается также летописью 1282 года, повествующей о волколаке, который «гонит облака и изъедает луну» (славяне долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые превращались в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи).

Как на руси звали волка. s99469073. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-s99469073. картинка Как на руси звали волка. картинка s99469073

По мнению Ф. Буслаева, «остаток этого предания доселе сохранился в пословице: «Серый волк на небе звезды ловит.» В отличии от мифологии народов Европы, у славян оборотень изначально был положительным персонажем, да и факт оборотничества воспринимался в принципе как нормальное явление. Необычное — да, но не в коем случае — не страшное и ужасное.

Косвенно это подтверждает и древний русский заговор, записанный Сахоровым:

«На море, на океане, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый, а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц — золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя человека и гада, чтобы они серого волка не брали, теплой шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской.»

Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить в слух, поэтому вместо «волк» говорили «лютый», а мужчин некоторых племен называли «лютичи».

Способность превращаться в волка издревле приписывалась «особо сильным» колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. «Оборотиться», «обвернуться» (превратиться) нередко буквально означало «перевернуться», то есть перекувырнуться, «переброситься через себя» или через условную границу.

«Оборачиваясь», человек как бы переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам — «предкам, родственникам и покровителям».

В повествованиях об оборотнях грань между человеком и зверем — узенькая полоска ножа, веревки, ветки, в сущности, она проходит через самого оборотня: он и человек, и животное одновременно. Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает ежегодное превращение невров (славянское племя, предположительно обитавшие на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся.

А славянский героический эпос, вообще, характеризует главного героя оборотня как существо божественного происхождения. При рождении русского героя-волка Волги Всеславовича:

А и на небе просветя светлел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молоды Вольх Всеславьевич.
Подрожала сыра земля,
Стреслося славное царство Индейское,
А и синея море сколыбалося
Для-ради рождения богатырскова,
Молода Вольха Всеславьевича.

Как на руси звали волка. s45458058. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-s45458058. картинка Как на руси звали волка. картинка s45458058

Подобные катаклизмы и природные явления сопровождали рождение стихийных славянских божеств. Многие исследователи проводят параллели (правда, весьма условные), согласно которым Вольх — это киевский князь Олег, считавшийся вещим ( другим словом для обозначения волколака было слово, образованное от глагола vedati — «знать»: укр.вiщун — «волк-оборотень», др.-чеш.vedi — «волчицы-оборотни», словен. vedomci, vedunci, vedarci — «волки-оборотни»).

Впрочем таким князем-оборотнем был и не менее прославившийся Всеслав Полоцкий (вторая половина 11 в.), который «. князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал. Херсоню великому волком путь перерыскивал. » (Слово о полку Игореве).

Как на руси звали волка. 28801611. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-28801611. картинка Как на руси звали волка. картинка 28801611

Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шерстью» — приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими животными, в том числе — птицей; совершает подвиги, используя способность превращать себя (и дружину) в животных.

Как на руси звали волка. 19887484. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-19887484. картинка Как на руси звали волка. картинка 19887484

Многие из существ низшей мифологии тоже имели склонность к оборотничеству, леший, например, очень часто превращался в белого волка (белого царика) или в волчьего пастыря.

С принятием христианства все прежние божества были низвергнуты и объявлены демонами. Не обошла эта участь и оборотней, которые из божеств-помощников и героев-богатырей стали жуткими чудовищами ночных кошмаров. Среди русских крестьян XXвека вера в оборотничество, в общем, угасает, хотя рассказы об оборотнях — волках и медведях до сих пор популярны в некоторых районах России.

ПРИМЕТЫ ОБОРОТНЯ

Основной приметой волколака, как и героя-волка, является заметная от рождения «волчья шерсть» (сербохорв. Вучка длака, словенск. Volcja dlaka) на голове (сравни тождественную древнеисландскую примету — vargshar, «волчьи волосы» оборотня).

Также узнать оборотня можно по тому, что у них коленки задних ног повернуты вперед, как у человека, а не назад, как у животного. Вынужденные волколаки людям не причиняют вреда, кроме тех, кто их «испортил». Те не должны попадаться им на глаза.

Когда оборотень подходит напиться к воде, там отражается не волк, а человеческий образ.

Отличали животных-оборотней по необычному поведению, реже — по каким-то чертам в их облике (белая полоса на шее волка, белый цвет шкуры, отсутствие хвоста).

Как на руси звали волка. s64856868. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-s64856868. картинка Как на руси звали волка. картинка s64856868

СПОСОБЫ ПРЕВРАЩЕНИЯ

Самым первым известным способом превращения было оборачивание с помощью заговоров и обрядов («премудростей»):

Втапоры поучился Волх ко премудростям:
А и первой мудрости учился
Обертываться ясным соколом,
Ко другой-то мудрости учился он Волх
Обертываться серым волком,
Ко третей-то премудрости учился Волх
Обертываться гнедым туром — золотые рога.

Простые люди могли сделаться волками, переступив через заговоренную колдуном вещь. Также для того, чтобы превратить человека в волка, колдун или ведьма набрасывают на него звериную шкуру, ленту или пояс (повязывая им).

Одевание волчьей шкуры. Один из древнейших способов превращения, практиковался еще волхвами.

Превращение на свадьбах. Считалось, что особо сильные колдуны могли «пустить волками» целые свадебные поезда. Для этого колдун берет столько ремней и мочал, сколько в поезде лиц, нашептывает над этими вещами заклятье, и кого потом подпояшет таким поясом, тот и становится волком. Иногда ведьма перекапывает едущему от венца поезду дорогу небольшим ровиком: едва поезд наедет на это углубление как лошади падают мертвые, а люди убегают в зверином образе и т.п.

Превращение «по слову матери». Тоже самое, что и превращение по проклятью. Волколаки превращенные по слову матери не должны не в коем случае есть сырое мясо, иначе навсегда волками останутся.

Оборотнями становятся дети, похищенные нечистой силой.

Как на руси звали волка. 54316712. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-54316712. картинка Как на руси звали волка. картинка 54316712

СПОСОБЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЛИКА

Перекинуться через волшебный предмет в обратную сторону.

Вытащить волшебный топор из пня.

Волк станет человеком по истечении времени, условленного заклинанием.

Накрыть волка человеческой одеждой.

Некоторые колдуны накладывают особые условия для возвращения человеческого облика: в быличке солдат заставляет покойницу попадью, обратившую свадебный поезд в волков, указать путь к их спасению; для этого необходимо собрать оборотней: «Дам я тебе трубочку. В эту трубочку потруби — они все к тебе придут. Оторву тебе шматок от савана. Этим их покури — они опять люди будут.» (Псковская область).

Накормить оборотня «благословленной едой», т.е. такой едой, которую благословили.

Обвязать оборотня поясом с узлами, завязывая которые пришептывали «Господи, помилуй».

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОЛДУНОВ И ОБОРОТНЕЙ

Молодоженов и свадебные поезда всегда охранял специально приглашенный колдун — вежливец и дружка, «шафер со стороны жениха», на юге называемый «волком».

Обезапасить себя от оборотня (прежде всего — от оборотня-колдуна) можно было, ударив его наотмашь, искалечив (поранив волка-оборотня, подковав ведьму-лошадь).

От оборотней защищал «змеиный топор» (топор, которым убили змею).

Если похитить одежду колдуна или предмет, через который он оборачивался, то оборотень не сможет принять человеческий облик.

Чтобы оборотень не стал после смерти упырем ему перерезали пяточные сухожилия, а глаза (или рот) зажимали монетами.

Образ, подобный волколаку, человеку-волку, оборотню, есть в верованиях многих народов (английский Беовульф, немецкий Вервольф и т.п.). Верование в волколаков относится к эпохе, когда возможно было представление человека в образе зверя и когда люди, находясь в постоянном общении со зверями, умели, по пословице, с волками выть по-волчьи: как ни странно это покажется, а летописцы это искусство действительно приписывали некоторым лицам.

Так, в Лаврентьевской летописи читаем: «. и яко бысть полунощи, и встав Боняк и отьеха от вой, и поча выти вольчски, и волк отвыся ему, и начаша волци выти мнози.»

Так или иначе, представления о том, что под шкурой волка может находиться мужчина или женщина, отразили веру в родство и единство всего живого: здесь волк — «хозяин» леса, зверей и одновременно «старший» родственник, покровитель, предок человека, «сильный» колдун, волк-волхв. Человек же, в свою очередь, — «превращенный волк», который (особенно колдун) черпает в этом родстве силы, а в критические моменты жизни может вновь стать волком.

Источник

Оборотень и оборотничество в славянской мифологии

Как на руси звали волка. oboroten. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-oboroten. картинка Как на руси звали волка. картинка oboroten

Про оборотничество мы, казалось, знаем все. Ведь образы оборотней присутствуют во всех мифологиях мира, не исключая и славянскую. У каждого — свои особенности. Каков же славянский оборотень?

Кто такой славянский оборотень? Что такое оборотничество?

Оборотень — мифологическое существо, способное временно менять свой облик, магическим путем превращаясь (оборачиваясь, перекидываясь) из человека в другое существо, растение или предмет, или наоборот. Чаще всего люди-оборотни превращались в животных.

Оборотничеством занимались люди, способные к колдовству. Причем далеко не обязательно для причинения вреда другим.

Как на руси звали волка. legendy p slavyanskih bogah. Как на руси звали волка фото. Как на руси звали волка-legendy p slavyanskih bogah. картинка Как на руси звали волка. картинка legendy p slavyanskih bogah

Читайте книги сказок о славянских Богах!

Какие легенды рассказывали о славянских оборотнях?

На Руси оборотничество не считалось признаком зла. К тому же, оборотнями в славянской мифологии были Боги. Велес, например, мог появиться среди людей в виде медведя, а излюбленным обликом Ярило был волчий. Сказывают былину про Вольха Всеславьевича, мощного богатыря, способного превращаться в волка. Есть в нашем эпосе Змей Огненный Волк — сын Змея-Горыныча в облике человека, настоящий славянский оборотень.

Какими же бывают славянские оборотни? Подлинные северные былички

В волков и прочих животных, а то и в предметы, превращались колдуны и ведьмы:

Делались волкам колдуны. Ены бегали, как собаки. Бывало, застрелют, а в волчьей шкуре-то человек.

Вот раньше такие колдуны были, например, на сына своего рассердится и сделает его волколаком. И будет этот сын, как собака. Сделал один колдун своего сына волколаком на шесть лет. А бывает, что на три или на год. И ходил он по свету. У него на шее была красная лента, поэтому и не трогал его никто. А когда вышли эти года, он снова стал человеком.

Были и те, кто родился оборотнями. Они не могут контролировать свои способности и превращаться в зверей по желанию.

У папы на глазах человек в медведя оборотился. В воды вошел человек, а вылез медведем, в лес ушел и сказал одежды его не жгать. А они сожгали, он и остался медведем. Он пояс только не снял. Пошел в стадо, коров задрал, какие люди ему неприятность сделали. Его убили, а на нем ремень.

А дедко раз говорит: «Бабка, ноцью ногу на меня не закидывай, будет медвежья нога». Она-то как-то накинула, и правда, наутро нога медвежья.

Другой вид «оборотней поневоле» — жертвы колдовства:

Вот раньше: не хочет мать, чтоб женились, она нашла колдунью, они поехали венчаться, едут оттуль на лошадях, и вот вдруг лошади остановились, и молодые превратились в волков обои и в лес побежали.

Подобные оборотни в славянской мифологии к людям настроены доброжелательно, опасны только для тех, кто навел на них заклятье.

Чары с них можно снять через определенный срок или при особых условиях.

Колдунья заколдует — и он оборотень. Больше в медведя оборачивает, особенно парней, девчонки — в птичек. Зла-то он [оборотень] не делает, и срок у его тож свой есть. Обратно будет, когда кто его сможет полюбить в таком виде. Он весь срок таким пугалом будет бегать.

Оборотничеством могли заниматься обычные люди. Обычно превращение в животное служило какой-то определенной цели: сбежать из-под нежеланного венца, ради охоты, чтобы скрыться от врагов.

Как уже упоминалось, в славянской мифологии, Боги и Предки являлись животными и птицами. Богиня Лада — лебёдушкой, Сварог-кузнец — огненным вепрем, Купало-летнее солнышко — рыжим петухом, Предки спускаются с неба птицами.

Как распознать славянского оборотня?

Говорили, что склонных к оборотничеству можно различить внешне. На голове у них растет «волчья шерсть». Когда встречали животное, то смотрели, как у него повернуты колени — если вперед, то под шкурой скрывается человек. Также полагали, что зверь-оборотень отражается в воде в своем истинном, человеческом облике. Свидетельствует об оборотничестве и необычное поведение животного (например, очень разумное), особые приметы в облике (нет хвоста, белая полоса на шее, белый цвет шкуры или перьев).

Как можно превратиться в оборотня?

Те, кто желал сам стать зверем или заколдовать другого, читали для этого особые заговоры. Затем переворачивались через символическое препятствие. Оборотнями невольно становились, перешагнув через заклятую вещь. Оборачивались обратно в людей или по окончанию срока, или если на зверя набрасывали одежду, давали ему поесть «благословенной» еды.

Славянские способы защиты от оборотней

Если оборотень нападал, надо было ударить его наотмашь, нанести ему повреждения, которые будут непременно заметны в обычном облике (так вычисляли, кто именно является злым оборотнем). Еще можно найти предмет, с помощью которого оборотень проводил ритуал превращения и похитить его.

Оборотень — один из персонажей славянской мифологии. Сам его образ подчеркивает связь человеческого и природного начала. Наши предки верили, что они были тесно взаимосвязаны. Изучая мифы славян, мы сами становимся ближе к природе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *