Как на яхте пересекать границу
Границы, нужна ли виза на яхте
Расчленим этот клубок, казалось бы, сложных вопросов, на отдельные, простые.
1. Порядок входа в страну.
Общие принципы. Экипаж яхты должен соблюсти правила визового режима страны входа. Если это страна, визу в которую надо получить заранее – так и следует сделать. Визы не оформляют лишь те команды, которые работают профессионально на судах, прописаны на эти суда или приписаны к пароходству, судовой компании и имеют, вместо общегражданского паспорта так называемый «паспорт моряка».
Кроме того, яхта, впрочем, как и любое другое судно, заявляющее о своей просьбе зайти в какую – либо страну, должна выполнить определенные действия, подтверждающие её просьбу и лояльность к законам этой страны.
Во-первых, яхта должна поднять флаги под правой краспицей:
Во-вторых, выполнить предписанные правила входа в воды этой страны. Эти правила описаны в лоциях, извещениях ИМО, кодексах самих стран. В любом случае, яхта должна следовать в порт, который декларирован страной в качестве открытого для входа. То есть такой порт, который может принимать решение об открытии границы для судов и их экипажей. Разумеется, прежде чем отправиться в ту или иную страну надо их знать. Также надо знать и некоторые специальные правила входа в страны.
Несколько примеров таких правил:
Ошвартовавшись в порту, можно начать процедуру «открытия границы». Прежде всего, следует отметить, что процедуру можно поручить выполнить агенту, которого без труда можно найти в любом порту. Однако ответственность за результат его действий все же будет лежать на вас. Разумеется, услуги агента платные.
В некоторых странах есть некоторые отличия этой процедуры, и она может быть не такой как описано ниже. Однако в целом во всех странах путь либо похож, либо близок:
После положительного решения полиции судно можно считать вошедшим в страну на срок, оговоренный визами или «транзит логом».
2. Порядок прохода транзитом через воды страны
Общие принципы. Экипаж яхты должен соблюсти правила провоза грузов через воды через воды страны транзита. Декларируя лояльность к этим законам, яхта должна вывесить под правой краспицей государственный флаг страны транзита и под ним – флаг “T” («тангоу»).
Флаг “T” «читается» следующим образом: «У меня нет грузов, запрещенных к провозу в ваших водах, прошу дать мне транзитный проход через ваши воды».
Вы можете следовать в водах этой страны, если нет особых правил, связанных с походом в данной акватории. Разумеется, вы должны понимать, что береговая охрана может и имеет право досмотреть яхту, как и любое судно, следующее в её водах на предмет соответствия заявленной декларации.
3. Правила плавания внутри страны, предоставившей свободную практику.
Яхта и его экипаж действуют на основании законов страны, в которую его впустили. В большинстве стран порядок очень простой – в каждом порту следует предоставить начальнику порта “Crew List” (Судовую роль), то есть список членов команды. Начальник порта предписывает и все дальнейшие ваши действия. К нему вы отправляетесь и с Crew List и со всеми имеющимися документами на судно и паспортами членов команды.
Таким образом, если экипаж меняется, то есть появились новые или списались старые члены команды, то Начальник порта будет в курсе.
4. Выход из страны, предоставившей свободную практику.
Для того, что бы выйти из страны, необходимо похожие процедуры, что и при вылете из аэропорта. Различие заключается в том, что вместе с вами на выезд оформляется яхта, как судно.
Вам придется явиться:
Полезное видео:
Олег Смирнов записал видео на тему пересечения границ на яхте.
Порядок плавания во внутренних водных путях Крыма
В этом видео коротко поделимся опытом плавания в приграничных зонах на примере Крымского полуострова (внутренние водные пути).
Порядок плавания на яхте в приграничных зонах РФ на примере Крыма
Это небольшое видео о том, как организован порядок плавания в приграничных зонах Российской Федерации, как яхтсмены должны вести себя в этих водах и какие инструкции и предписания выполнять.
Как уйти в «загранку» на яхте? Или легкий способ пересечения границы
На чём отправиться в это безумие?
Мир яхт более разнообразен, чем ты предполагал. Помимо, моторных крейсеров и парусных фрегатов за миллионы долларов, есть небольшие трейлерные швертботы и разборные парусные катамараны, на которых вполне реально совершить небольшое путешествие, пересечь Балтийское или даже Черное море.
Купил. Что дальше?
Прям вот за границу на яхте?
Да, разрази меня гром. Сушите весла, поднимайте паруса, идем в отпуск. Мерно тарахтит моторчик автомобиля, на трейлере сзади катится прицеп с лодкой. А сами вы (именно Вы, потому что капитанам лучше не «тыкать») широко улыбаетесь и держите курс к побережью.
Некоторым покажется заманчивой идея пересечь границу на машине с трейлером, чтобы походить по дальним морям. Но при таком варианте, вам нужно оставить на границе 30% от стоимости яхты в качестве залога, что вернетесь. Так что пересекайте границу на яхтах, путешествуйте по побережью и не занимайтесь ерундой.
Опрос про яхту
Какую яхту вы хотели бы купить в ближайшее время?
Заход яхты в иностранные государства
Выход в море на яхте – будь то спортивная регата или прогулочный круиз, часто подразумевает пересечение морских границ различных государств и вхождение в иностранные порты. В связи с этим, у многих яхтсменов, которые впервые отправляются в «загранку», возникает вопрос: какие документы необходимо для этого иметь, а также какие морские таможенные требования следует соблюдать.
Необходимая документация
Очень часто приходится слышать о недоразумениях с неопытными яхтсменами, взявшими яхту в чарт в одной стране и отправившимися на ней полюбоваться побережьем сопредельных государств. Наивное предположение, что границы существуют только на суше, может сыграть нехорошую шутку со всем экипажем судна. Итогом такого заблуждения может стать:
Это могут быть только самые лёгкие последствия пусть и не преднамеренного, но уголовного преступления, поэтому следует помнить, что во многих государствах незаконное пересечение границы подпадает под действие Уголовного кодекса. Итак, какие же формальности следует соблюсти, чтобы избежать неприятностей с местным законодательством?
По большей части — регламенты пересечения морской и сухопутной границы мало чем отличаются друг от друга. Сбор необходимой документации следует начать ещё на этапе подготовки к выходу в море. Для этого следует навести справки о необходимом пакете документов в посольствах или консульствах тех стран, которые вы собираетесь посетить. В странах, имеющих с Россией безвизовый режим: Абхазия, Израиль, Аргентина, Украина (пока ещё?), Черногория, Сейшелы, Юж. Корея и т.д., вам понадобятся:
Для посещения стран, не имеющих с нами безвизового режима, нужно будет заблаговременно оформить визу в их посольстве или консульстве. Для стран Шенгенской зоны — сойдёт одна виза единого образца, для других стран придётся получать визы в индивидуальном порядке. Особый случай, если на яхте находятся несовершеннолетние дети. Таможенные законодательства различных государств могут потребовать их особого документального оформления. То же самое касается и перевозимых на яхте животных, вплоть до полного запрета ввоза тех или иных их видов. Следует заранее навести справки на этот счет в дипломатическом представительстве государства.
Для пересечения российской границы и выхода в открытое море, следует пройти таможенное оформление через пункты пропуска. В Ленинградской области и Санкт-Петербурге это Морской вокзал, таможенные пункты в Выборге, Высоцке, Усть-Луге, форте Константин.
Судовые документы
Основным документом на судно за границей служит судовой билет – документ, подтверждающий право собственности на судно. Желательно, чтобы он был продублирован на английском языке, сойдёт официально заверенный перевод. В противном случае, могут возникнуть заминки с поиском квалифицированного переводчика, который сможет растолковать местным таможенным чиновникам смысл документа.
Если владелец судна находится на борту, то дальнейших вопросов по судовому билету уже не будет. В случае, если судно взято в чарт, нужно будет предъявить арендный договор. Когда владельцем судна является другое юридическое или физическое лицо, передавшее вам права управления яхтой, следует иметь соответствующий приказ, официальное распоряжение, подкреплённое штампом организации, либо доверенность от частного владельца. Данные документы также лучше перевести на английский язык и нотариально заверить.
Шкиперская лицензия – документ, подтверждающий право капитана судна на управление яхтой, а также делегирующий ему ряд полномочий в общении с береговыми надзорными службами. Лицензия должна быть международного образца, например, International Bareboat Skipper или International Crew. Судовая роль (Crew-List) – список всех членов команды, которые пересекают морскую государственную границу. В некоторых случаях, хотя далеко не всегда, чиновники карантинной службы порта могут потребовать предъявить дератизационное свидетельство. Это документ, подтверждающий факт обработки судна службой СЭС против насекомых и грызунов. По свидетельству бывалых яхтсменов, такой документ обязателен при прибытии в Японию, на Кубу, во Вьетнам.
Вход в иностранный порт
При пересечении морских рубежей иностранного государства — следует соблюдать международные нормативы и местные правила. Прежде всего, пересекая границу, яхта должна поднять, кроме флага регистрации, ещё два флага под правой краспицей.
Гостевой флаг
Согласно Морской конвенции, ширина морских границ составляет 12 миль от побережья. Следует учитывать, что далеко не все страны признают установленный норматив: свыше 20 стран в одностороннем порядке установили собственные размеры территориальных вод. Например, Аргентина, Перу, Коста-Рика, Панама, Сальвадор, Чили – в 200 миль, Гвинея – в 130 миль и т.д. Данный флаг как бы говорит пограничным и таможенным службам, что вы заходите в их воды с мирными намерениями и готовы выполнять все предписания местного законодательства. Поднимается гостевой флаг под краспицу до упора.
И это не только дань уважения экипажа стране, в которую пребывает судно: в некоторых государствах вход судна в территориальную зону без поднятого гостевого флага может стать поводом для его задержания, тщательного досмотра и наложения штрафа. Если в официальных законах страны не прописано обязательное вывешивание гостевого флага, прибытие без него определённо будет расценено местными морскими чиновниками, как хамство в их адрес. Со всеми вытекающими из этого последствиями – скрупулёзной проверки документации на предмет какого-либо несоответствия, пристрастного досмотра судна и т.п. Поэтому лучше заранее побеспокоится о приобретении флагов тех стран, которые находятся по вашему маршруту.
Флаг «Q»
Ниже гостевого вывешивается флаг жёлтого цвета, он обозначается, как «Квебек» (“Q”). Согласно МСС, «Квебек» сигнализирует о том, что судно следует в порт для таможенного оформления, а также, что среди членов экипажа не имеется больных. Этот флаг даёт понять пограничным службам, что вы обязуетесь исполнять местные таможенные и санитарные правила. Относительно размеров всех трёх флагов, нужно заметить, что флаг регистрации должен быть самым большим, гостевой флаг примерно на 1/3 меньше. Флаг «Квебек» может иметь одинаковый размер с гостевым, либо чуть меньше, но не превышать его.
Регламент входа
Каждая страна имеет свои правила входа в порты. Для этого используются специально выделенные для этого Port-of-Entry – «Порты входа». Эти порты отмечаются в лоциях и в извещениях ИМО. В таких портах находятся службы, необходимые для законодательного оформления прибывания – таможня, СЭС, погранслужба, управление порта (капитанерия). Вход осуществляется в ближайший Port-of-Entry, поэтому нужно заранее изучить маршрут и произвести его предварительную прокладку. Следует предостеречь от попытки зайти не в ближайший, а в другой, более удобный для вас порт входа. Это может повлечь жёсткие санкции со стороны местных морских ведомств, вплоть до крупных штрафов и предписания покинуть территориальные воды.
К примеру, в Средиземноморских странах Европы подобная хитрость может обойтись в 500 и более евро. После входа в порт, судно должно пришвартоваться к специальному таможенному пирсу: попытка отдать швартовы на другом причале опять-таки чревато крупным штрафом. Следует также иметь в виду, что в большинстве стран, после оформления всей разрешительной документации и возвращении шкипера на яхту, судно не должно находиться у причальной стенки таможенного пирса более 10 минут – иначе опять штраф!
Оформление в порту
До полного оформления документов экипаж не имеет права спускаться с яхты: каждый человек, сошедший на причал, автоматически будет считаться нарушителем границы со всеми вытекающими последствиями. Спуститься на берег имеет право только капитан, взяв с собой все необходимые документы для прохождения контроля. Ниже дан перечень береговых служб, которых придётся посетить для улаживания всех бюрократических процедур.
Пересечения границы на судне
В мире яхтинга другим государством считается то, чей флаг является отличным от того флага, где была зарегистрирована яхта. Отправляясь в плавание и планируя переход через границы, вы должны понимать, что без специальных документов и тем более разрешений со стороны властей, безнаказанно выполнить подобный трюк не получится. У тех яхтсменов, которые отправляются в свой первый большой переход, закономерно возникает мысль – а что нужно с собой взять из документов и какие правила и законы следует соблюдать?
Важные бумаги
Первое с чего надо начать – это документы. Нередки случаи, когда новички по незнанию берут судно и отправляются на нем бороздить просторы, не задумываясь о том, что они пересекли границу и никого об этом не предупредили, мало этого и разрешения не получили. Последствия не очень приятные:
Незаконное проникновение на территорию другого государства является уголовно наказуемым, пусть даже это было непреднамеренным действием. Какие же существуют правила пересечения границы на яхте?
Оформление визы
Надо отметить, что правила пересечения границ как на суше, так и на воде практически не отличаются. Вы должны позаботиться обо всех необходимых документах задолго до отправления. Для начала, выясните в посольствах тех стран, куда планируете попасть, какие именно документы нужны. Для стран, где предусмотрен безвизовый въезд нужно подготовить:
Если вы отправляетесь в страну, где требуется виза, то позаботьтесь о ее оформлении заранее. Некоторые страны разрешают пользоваться единой Шенгенской визой, другие же требуют индивидуального подхода.
Если на судне будут дети, не достигшие совершеннолетия, то в таком случае также нужно рассматривать ситуацию в индивидуальном порядке, потому что некоторые страны требуют специального оформления ребенка. Этот вопрос касается и животных, пребывание которых планируется на яхте.
Судовые документы
Документы, подтверждающие право собственности на судно, считаются основными бумагами, которые докажут вашу причастность к яхте. Желательно, чтобы у вас была копия на английском языке, так как при срочном предъявлении могут возникнуть проблемы с поисками переводчика. Если вы не являетесь владельцем судна, а также его нет на борту, то следует взять с собой документы об аренде. Если вы не арендуете яхту, но владелец судна дал вам ее во временное пользование, то желательно иметь при себе документы, подтверждающие это. Мало этого, должна быть копия на английском, заверенная нотариально.
Лицензия шкипера – это тот документ, который разрешает управлять яхтой, а также предоставляет определенные полномочия во время переговоров с различными надзорными службами. Подобная лицензия должна быть международного образца, разрешающая заход в другое государство на судне.
Судовая роль представляет собой список, где перечислены фамилии всех присутствующих на судне.
Иногда, портовые власти могут попросить бумагу, подтверждающую проведение обработки яхты от насекомых и грызунов. Как правило, такую бумагу требуют при заходе в порты Японии, Кубы и Вьетнама.
Порядок захода в другое государство
Помимо документов существуют правила, относящиеся к внешним признакам принадлежности яхты. Обязательным является поднятие опознавательных флагов на лодке.
Гостевой флаг
Поднятие гостевого флага дает понять пограничным кораблям, что у вас мирные намерения и вы готовы сотрудничать с властями. Флаг поднимается под правой краспицей до самого верха. Это не только дань уважения, но и способ избежать пристального внимания к своему судну, потому как при отсутствии гостевого флага судно могут задержать и устроить тщательную проверку. Даже если в основных правилах нет пункта о наличии гостевого флага под краспицей, его отсутствие могут понять превратно и «обидеться», а в качестве воспитательной меры провести детальный осмотр всех документов с целью выявления какого-нибудь нарушения, которое при желании всегда можно найти. Просто позаботьтесь о наличии на борту флагов тех стран, которые планируете посетить.
Флаг «Q»
Знак обозначает «Квебек» и сигнализирует о том, что на борту нет больных. Этот флаг вывешивается ниже государственного и по размерам должен быть такой же как и гостевой или немного меньше, но не больше его. Самым большим флагом должен быть регистрационный. Флаг Q говорит о вашей готовности следовать правилам и законам этой страны.
Правила для входа
Для избежания штрафов и конфликтов с властями любой страны, в которую вы собираетесь входить, нужно соблюдать правила, установленные государством. Вход для прохождения таможенной службы и оформления необходимых документов может осуществляться только в те порты, которые занимаются подобными делами. Называются они «Port-of-Entry» и найти их достаточно просто – они отмечены в лоциях, а также в извещениях ИМО. Составляя маршрут, прокладывайте его таким образом, чтоб сразу зайти через порт Port-of-Entry. Не пытайтесь зайти через тот порт, который, на ваш взгляд более удобен, а сразу следуйте в ближайший по расположению.
Правила оформления
Нельзя спускаться с яхты прежде, чем не будут оформлены регистрационные документы. В противном случае, человек, сошедший на берег, будет считаться правонарушителем. Первым сходит капитан и со всеми документами отправляется на оформление. Ниже представлены службы, прохождение которых является обязательным:
После завершения всех дел, капитан возвращается на борт, вручает всем паспорта с разрешением спуститься на берег.
Случайно пересекли государственную границу на яхте, что делать?
Мы с друзьями вдесятером отдыхали в Турции и арендовали яхту. В плавание вышли из турецкого порта Кас и направились в сторону греческого острова Кастелоризо.
Спустя некоторое время капитан понял, что яхта находится за пределами Турции. Он развернул судно обратно, но было поздно: власти Турции остановили яхту и потребовали оплатить штраф 500 000 рублей.
Это законно? Как понять, что это не взятка?
Алексей, иногда сложно разобраться, где начинаются территориальные воды Турции или Греции. При этом это популярное направление для путешествий на яхтах.
Разберем, стоит ли платить штраф и как избежать нарушения границ в будущем.
Где граница между Турцией и Грецией
Правительства Турции и Греции давно спорят, где проходит граница между государствами в Эгейском море. Сейчас она расположена в 6 милях от суши обеих стран. Временами Греция заявляет об увеличении границ в одностороннем порядке до 12 миль, а Турция в ответ угрожает объявлением войны.
Часто земли обоих государств расположены друг к другу ближе, чем 12 миль. В таком случае водное пространство между территориями делится пополам.
В конвенциях ООН по морскому праву сказано, что мирный проход через территориальные воды государства не расценивается как нарушение его границ. Турция является участником конвенции 1958 года, а Греция — 1982 года. Если ваша яхта зашла в воды иностранного государства, не заходила в порты и не нарушала закон, она может спокойно вернуться.
В случае с арендованной яхтой это другой список документов — расскажу о нем дальше.
Это взятка или нет?
государственная валюта Турции — турецкая лира
К сожалению, я не могу говорить о перспективах подобного спора: исход зависит от конкретных обстоятельств дела.
Понимаю, что общение с турецкими пограничниками бывает неприятным. Иногда все вопросы решаются очень медленно, и разговор действительно напоминает вымогательство взятки. Но обычно причина в другом. Оформление документов может затягиваться из-за некомпетентности и нерасторопности пограничников. Если они вдруг все-таки намекают на взятку, я ни в коем случае не рекомендую соглашаться.
Какие документы нужны для пересечения границы
В договорах фрахтования всегда оговаривается территория плавания. По моему опыту, яхты в Турции сдают с условием, что турист не будет пересекать границу.
Обычно с условиями фрахтования прокатной компании можно предварительно ознакомиться на ее сайте. Я нашел пример на портале Turkey-yachtcharter.com.
Если капитан собирается пересечь государственную границу, он должен подготовить для этого пачку документов.
В первую очередь понадобится оформить транзит-лог (transit log) — сертификат регистрации яхты. Его выдают капитану судна, которое заходит в территориальные воды страны под иностранным флагом. Этот документ можно оформить не во всех портах на побережье Турции — лучше уточнить информацию при планировании путешествия на сайте порта.
Обычно для получения транзит-лога нужно представить:
После получения транзит-лога нужно поставить отметку таможенной службы, санитарного контроля, паспортной службы и начальника порта.
Я советую оформлять документы для пересечения границы через агента. Его контакты обычно предоставляет фрахтователь судна. Еще их можно узнать в порту. Самостоятельное оформление документов чревато потерей времени, да и процедура слишком сложная: легко запутаться и ошибиться.
Как подготовиться к аренде яхты в Турции
Если вы решили взять яхту в аренду, надо как следует подготовиться к поездке.
До поездки найдите и прочитайте лоцию, или книгу капитана. По-английски она называется Pilot Book. По большому счету, лоция — это путеводитель. В ней отмечены места с особым режимом плавания, карты портов и прибрежных вод, условия и порядок захода в порты плавания, расценки на портовые услуги и сборы. Еще в лоции можно узнать много интересного об истории, географии, культуре и обычаях страны.
Внимательно прочитайте договор и правила фрахтования. Уточните информацию о границах у арендодателя.
Если вы планируете заходить в разные порты или пересекать границу, советую готовить документы заранее и через агента. Как правило, компании, которые предоставляют в аренду яхты, сами оказывают такие услуги или имеют контакты посредников.
С собой лучше взять деньги в местной валюте. В Турции порты сами назначают цены на свои услуги, поэтому стоимость сборов может сильно различаться. Они бывают разные: визовый, причальный, портовой безопасности и так далее. Сумму сборов советую уточнять у арендодателя или в порту.
Обязательно ознакомьтесь с ограничениями. Я рекомендую уточнять, можно ли заниматься дайвингом, рыбалкой, готовить еду, перевозить на борту животных. Об этом пишут в договоре фрахтования, лоции и на сайтах для мореплавателей.
Если вы не уверены в своих навыках управления яхтой, арендовать ее лучше с местным бывалым капитаном.
Если вас задержали
Если у властей возникли вопросы и вы не понимаете, законны ли их требования и нужно ли что-то платить, не стесняйтесь звонить:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.