Как наглядно представить информацию информатика
Учитель информатики
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 10. Наглядные формы представления информации
Информатика. 5 класса. Босова Л.Л. Оглавление
Ключевые слова:
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. Действительно, рисунки, схемы, чертежи и графики способны заменить нам долгие разъяснения.
Человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена наглядно — с помощью рисунков, фотографий, схем, диаграмм.
И дети, и взрослые любят иллюстрированные книги, потому что рисунки позволяют очень быстро понять, о чём идёт речь. Так, чтобы понять, о чём написано в выделенном ниже фрагменте текста, вам потребуется приблизительно полминуты; чтобы воспринять смысл рисунка, будет достаточно нескольких секунд. Проверьте.
В современных супермаркетах каждый товар имеет на упаковке штрих-код — метку, состоящую из чёрных линий. Для чтения штрих-кодов применяют специальные штрих-сканеры. С их помощью в компьютер вводят данные о стоимости покупки.
Для того чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом, используют схемы.
От текста к рисунку, от рисунка к схеме
Переход от одной формы представления информации к другой часто помогает решать трудные задачи.
Внимательно прочитайте текст — условие задачи.
Задача. По одноколейной железной дороге идут навстречу друг ДРУГУ 2 товарных поезда. В каждом из них по 8 вагонов. На станции, где они встретились, от главного пути отходит боковая ветка (тупик), которая может вместить только 4 вагона и тепловоз. Как должны действовать машинисты, чтобы составы смогли разъехаться и продолжить путь в нужных направлениях?
Решение. Чтобы вы могли лучше понять условие задачи, художник представил её содержание наглядно, в виде рисунка (рис. 27).
Рис. 27
Теперь вы хорошо представили условие задачи, и рисунок вам больше не нужен. Наоборот, на этапе решения рисунок будет вам мешать, так как он содержит много лишних, отвлекающих ваше внимание деталей. Для того чтобы, сохранив наглядность, избавиться от второстепенных деталей, перейдём к схеме. На ней тепловоз будем изображать с помощью стрелки, указывающей направление движения.
Схематически решение задачи можно изобразить так (рис. 28).
Рис. 28
Внимательно рассмотрите схему. Проговорите словами все этапы маневрирования составами.
Диаграммы
Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.
Рассмотрим следующий пример. Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. Представим эти данные на линейной диаграмме. Возьмём для изображения одного года жизни отрезок длиной 1 миллиметр. С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков, длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 миллиметрам соответственно (рис. 29).
Рис. 29
Вместо отрезков можно нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30, 25 и 60. Получим более наглядную столбчатую диаграмму (рис. 30).
Рис. 30
Рисунки животных рядом с диаграммами наверняка будут способствовать тому, чтобы полученные сведения остались в вашей памяти надолго.
Самое главное
Наглядные формы представления информации — это рисунки, схемы, диаграммы и т. д.
Иллюстрации помогают читателю очень быстро понять, о чём идёт речь, и создать в его представлении определённые образы.
Для того чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом, используют схемы.
Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.
Вопросы и задания
Дополнительную информацию для ответа на этот вопрос вы сможете найти в презентации «Наглядные формы представления информации», входящей в состав электронного приложения к учебнику.
Урок по теме: «Наглядные формы представления информации». 5-й класс
Класс: 5
Цели: подчеркнуть роль наглядных форм представления информации.
Основные понятия: форма представления информации, фотография, рисунок, рисунок-анимация, карта, схема, условные знаки, диаграмма.
Несколько уроков назад мы начали тему “Формы представления информации”. На предыдущих уроках мы рассмотрели метод координат как метод представления графической информации, текст как форму представления информации, очень удобную табличную форму представления информации. Мы знаем, что больше всего информации человек получает при помощи глаз. Всем известна пословица “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, поэтому наиболее популярной, удобной является наглядная форма представления информации. Из наглядно представленной информации практически любой человек может получить массу информации. Вы можете возразить, что прочитав текст, человек может получить также не меньше, а то и больше информации. Но любой ли человек может это сделать? Маленький ребенок, не умеющий читать не получит информации вообще, а картинку, рисунок поймет очень хорошо. Сейчас очень большое количество товаров поступает к нам из-за рубежа, в том числе и из Китая. Многие ли из нас знают китайский язык, чтобы прочитать инструкцию по применению данного изделия, ярлык, этикетку, правила ухода за изделием? В этом случае нам очень помогают различные схемы, рисунки, пиктограммы.
При обсуждении сегодняшней темы нам большим помощником не в первый раз будет компьютер. Сопровождать материал будет специально подготовленная презентация (см. Приложение).
Итак, рассмотрим некоторые наглядные формы представления информации.
3. Картинки-анимации также несут много информации. Выберите по рисунку и расскажите, какую информацию вы получили из него.
4. Географическая карта. Вы видите на слайде карту Оренбургской области. Из уроков природоведения вы знаете, что с помощью карты можно также получить большое количество информации о данной местности. На следующий год вы начнете изучать новый предмет – географию и на уроках будете использовать именно эту наглядную форму представления информации.
5. Условные знаки очень часто встречаются в нашей жизни. Поясните, пожалуйста, где вы их могли встретить или использовать.
6. Из схем мы также можем получить большое количество информации. Они помогают нам разобраться с новыми устройствами, а также помогают лучше понять и запомнить новый материал. Посмотрите на эти схемы, вы часто используете их на уроках русского языка. Поясните когда используются эти схемы, что они означают, приведите, пожалуйста, примеры.
7. Диаграммы помогают нам наглядно представить числовую информацию, особенно когда необходимо ее проанализировать. На слайде вы видите разные виды диаграмм, на которых представлена информация об успеваемости некоторого 5-го класса. Скажите, можно ли быстро ответить на вопрос, кого в классе больше по результатам годовых оценок – отличников, хорошистов или троечников? Какую диаграмму вы для этого использовали? А как в течение года изменялась картина успеваемости класса? В этом нам помогли столбчатая диаграмма и график.
А сейчас мы посмотрим, как же вы умеете использовать наглядную форму представления информации, чтобы донести до других людей некоторую информацию?
Сейчас я на каждую парту (дети сидят по двое) положу лист бумаги. На обратной стороне листа напечатаны фразеологизмы, причем у каждого будет свой фразеологизм. Вы, вооружившись фантазией и цветными карандашами или фломастерами, за несколько минут должны представить фразеологизм в виде рисунка. После того, как вы закончите эту работу, я покажу ваши рисунки всему классу и ребята попробуют, получив информацию из рисунка, отгадать, какой это фразеологизм и объяснить его значение.
Дети рисуют, а затем с удовольствием отгадывают и поясняют значение фразеологизмов.
Итак, мы с вами сегодня познакомились с различными наглядными формами представления информации. Перечислите их, пожалуйста. (Фотография, рисунок, карта, схема, знаки, диаграммы).
Домашнее задание: параграф 1.11, найти примеры наглядной формы представления информации и пояснить, в какой ситуации они используются.
Урок информатики по теме «Наглядные формы представления информации.»
Тема; «Наглядные формы представления информации.»
Цели: подчеркнуть роль наглядных форм представления информации.
Основные понятия: форма представления информации, фотография, рисунок, рисунок-анимация, карта, схема, условные знаки, диаграмма.
Несколько уроков назад мы начали тему “Формы представления информации”. На предыдущих уроках мы рассмотрели метод координат как метод представления графической информации, текст как форму представления информации, очень удобную табличную форму представления информации. Мы знаем, что больше всего информации человек получает при помощи глаз. Всем известна пословица “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, поэтому наиболее популярной, удобной является наглядная форма представления информации. Из наглядно представленной информации практически любой человек может получить массу информации. Вы можете возразить, что прочитав текст, человек может получить также не меньше, а то и больше информации. Но любой ли человек может это сделать? Маленький ребенок, не умеющий читать не получит информации вообще, а картинку, рисунок поймет очень хорошо. Сейчас очень большое количество товаров поступает к нам из-за рубежа, в том числе и из Китая. Многие ли из нас знают китайский язык, чтобы прочитать инструкцию по применению данного изделия, ярлык, этикетку, правила ухода за изделием? В этом случае нам очень помогают различные схемы, рисунки, пиктограммы.
При обсуждении сегодняшней темы нам большим помощником не в первый раз будет компьютер. Сопровождать материал будет специально подготовленная презентация (см. Приложение ).
Итак, рассмотрим некоторые наглядные формы представления информации.
1. Фотографии – очень популярная, реалистичная, наглядная форма представления информации. Никакое описание не сравнится с фотографией. Дома у вас наверняка есть много фотографий, с помощью которых вы получаете много информации о своих родственниках, о себе, фотографии также хранят множество наших впечатлений о путешествиях, праздниках и других значительных событиях нашей жизни. Рассмотрите, пожалуйста, представленные фотографии, расскажите, какую информацию вы получили с их помощью.
2. Рисунок (картинка) – очень популярная и доступная форма представления информации. Вы видите на экране множество забавных картинок. Я предлагаю каждому из вас выбрать какую-то картинку и рассказать нам, какую информацию вы получили из нее.
3. Картинки-анимации также несут много информации. Выберите по рисунку и расскажите, какую информацию вы получили из него.
4. Географическая карта. Вы видите на слайде карту Оренбургской области. Из уроков природоведения вы знаете, что с помощью карты можно также получить большое количество информации о данной местности. На следующий год вы начнете изучать новый предмет – географию и на уроках будете использовать именно эту наглядную форму представления информации.
5. Условные знаки очень часто встречаются в нашей жизни. Поясните, пожалуйста, где вы их могли встретить или использовать.
6. Из схем мы также можем получить большое количество информации. Они помогают нам разобраться с новыми устройствами, а также помогают лучше понять и запомнить новый материал. Посмотрите на эти схемы, вы часто используете их на уроках русского языка. Поясните когда используются эти схемы, что они означают, приведите, пожалуйста, примеры.
7. Диаграммы помогают нам наглядно представить числовую информацию, особенно когда необходимо ее проанализировать. На слайде вы видите разные виды диаграмм, на которых представлена информация об успеваемости некоторого 5-го класса. Скажите, можно ли быстро ответить на вопрос, кого в классе больше по результатам годовых оценок – отличников, хорошистов или троечников? Какую диаграмму вы для этого использовали? А как в течение года изменялась картина успеваемости класса? В этом нам помогли столбчатая диаграмма и график.
А сейчас мы посмотрим, как же вы умеете использовать наглядную форму представления информации, чтобы донести до других людей некоторую информацию?
Сейчас я на каждую парту (дети сидят по двое) положу лист бумаги. На обратной стороне листа напечатаны фразеологизмы, причем у каждого будет свой фразеологизм. Вы, вооружившись фантазией и цветными карандашами или фломастерами, за несколько минут должны представить фразеологизм в виде рисунка. После того, как вы закончите эту работу, я покажу ваши рисунки всему классу и ребята попробуют, получив информацию из рисунка, отгадать, какой это фразеологизм и объяснить его значение.
Фразеологизмы, использованные на уроке:
Как наглядно представить информацию информатика
Виды информации. Представление информации.
По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).
Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.
Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.
По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).
Рис. 4. Виды информации по форме представления
Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.
Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.
Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом
Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.
Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.
Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).
Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.
Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.
Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.
Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.
Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.
Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.
По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.
Презентация «наглядные формы представления информации»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Наглядные формы представления информации От текста к рисунку, от рисунка к схеме Диаграммы Это интересно
Ключевые слова Рисунок Схема Диаграмма
Это наглядно! Человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена наглядно – с помощью рисунков, фотографий, схем, диаграмм. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Народная мудрость
Для чего нужны схемы Для того чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом, используют схемы.
От текста к рисунку, от рисунка к схеме Переход от одной формы представления информации к другой часто помогает решать трудные задачи. Задача: На полустанке одноколейной железной дороги остановился поезд в составе тепловоза и трёх вагонов, доставивший бригаду рабочих для строительства второго пути. Пока же на этом полустанке имеется небольшой тупик, где при необходимости может поместиться тепловоз с вагоном или два вагона. Вскоре к тому же полустанку подошёл грузовой состав (тепловоз и 7 цистерн). Как пропустить пассажирский поезд? Решение задачи
Диаграммы Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.
Пример : средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. Представим эти данные с помощью диаграмм. Линейная диаграмма Представление данных с помощью диаграмм Столбчатая диаграмма
Задание: По следующим данным постройте столбчатую диаграмму. Давайте подумаем В школе № 1 учатся 250 человек, в школе № 2 учатся 300 человек, в школе № 3 учатся 450 человек, в школе № 4 учатся 400 человек. Учащиеся Школа № 1 250 Школа № 2 300 Школа № 3 450 Школа № 4 400
Это интересно Найдите в электронном приложении к учебнику эти ресурсы и познакомьтесь с ними: Презентация «Разнообразие наглядных форм представления информации» Презентация «Поезда» Презентация «Теплоходы»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-352819
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.