Как назвать человека который плачет
По мнению психологов, люди, которые много плачут, имеют уникальные черты характера
Когда в последний раз Вы плакали? Месяц назад? Неделю назад? Может быть, Вы вытираете слезы в тот момент, как читаете это. Это нормально — чувствовать себя уязвимым после того, как вы прослезились, нет причин, чтобы чувствовать вину.
На самом деле, слезы – это не только полезно, они являются признаком силы и устойчивости.
Вот четыре причины, почему это так:
Вы знаете, как избавиться от стресса
Исследование, проведенное Американской психологической ассоциацией, показали, что большинство людей чувствуют облегчение после плача.
Плач является одним из лучших способов отфильтровать мысли и события, которые заставляют нас беспокоиться. Скрывая свои эмоции, сдерживая слезы, Вы может привести организм к долгосрочному психологическому ущербу, который мы обсудим позже.
Когда мы плачем, мы выпускаем отрицательное напряжение, которое накапливается в нашей повседневной жизни, что позволяет нам чувствовать себя перезаряженными. Эмоциональные слезы содержат гормоны, которые ускользают из нашего тела, и могут улучшить наше настроение после плача.
Профессор Роджер Бейкер сказал, что плач является превращением бедствия в нечто осязаемое, а сам процесс уменьшает чувство стресса.
Заставляют не заботиться о том, что думают другие
Чувство уязвимости и беспомощности, когда мы плачем, как правило, является результатом того, что другие люди вокруг нас могут подумать. Ваш голос дрожит; Вы чувствуете ком в горле, и кровь приливает к лицу.
Исследование 1964 года показало, что люди реагируют менее негативно и более милосердно к людям, которые плачут.
Хотя исследование также показало, что большинство людей чувствуют себя некомфортно, когда плачут в присутствии других людей, Вы размещаете свои чувства над социальными ожиданиями окружающих. Это подвиг для многих из нас.
Вы не боитесь ваших чувств
Люди плачут по разным причинам: гормональный дисбаланс, гнев, потеря, одиночество, стресс, и низкий уровень сахара в крови лишь одна из многих причин, по которым мы плачем. Иногда это что-то, что кажется тривиальным: печальный фильм или ностальгическая песня, и часто мы даже не знаем причину, почему мы плакали.
Важной частью этого является то, что Вы признаете свои эмоции и можете противостоять им. Накапливая негативные чувства, Вы можете рисковать тем, что это приведет Вас к темному пути; алкоголизм, депрессия, тревожное расстройство, злоупотребление наркотиками или любой род нездорового компульсивного поведения.
Чувство вины, страха наказания или осуждения, и неуверенности в себе во всех формах — некоторые из препятствий, которые заставляют людей душить слезы.
Слезы делают Вас лучшим другом
Если Вы находитесь в ситуации, когда Вы с другом получили неприятные новости, которые вас расстраивают, сделав первый шаг, Вы позволите другим людям чувствовать себя комфортно и выражать свои эмоции.
Плач также поможет узнать о том, кто ваши настоящие друзья. Те, кто избегают Вас, когда Вы чувствуете себя наиболее уязвимыми, вероятно, не заслуживают того, чтобы быть в списке близких друзей.
Cлезы и психические заболевания
Если Вы обнаружите, что Вы плачете или у Вас есть желание плакать практически постоянно, то Вы должны рассмотреть вариант встречи с консультантом или терапевтом. Хронический плач может быть признаком депрессии и тревоги, которые могут возникнуть из-за множества обстоятельств.
Эти заболевания влияют на миллионы людей по всему земному шару, и может привести к самоповреждению или даже самоубийству, если проблемы со здоровьем не будут решены.
ВЫВОД
Плач является одним из самых полезных механизмов, которые мы используем, чтобы справиться с нашими эмоциями. Это поднимает наше настроение в долгосрочной перспективе, снимает стресс, укрепляет характер и укрепляет отношения. Так, в следующий раз, когда Вы плохо себя чувствуете, то не подавляйте чувства и эмоции. Пусть эти слезы помогут Вам расти социально, умственно и духовно.
Плакать над фильмами здорово!
Признайтесь, вы можете расплакаться при просмотре фильма? Если да — не смущайтесь. Не нужно стыдиться своих эмоций и скрывать их от окружающих.
ДАР ЭМПАТИИ
Те, кто плачет над фильмами, наделены способностью, которая развита далеко не у всех. Она зовется эмпатией. Это умение войти в состояние другого человека, распознать и понять его чувства и настроения. Представить себя на его месте, увидеть ситуацию его глазами.
Некоторые рождаются и живут без малейших признаков эмпатии. Они не знают, как это — по-настоящему сопереживать другим, ведь это особый дар. Сострадать и сочувствовать нелегко, и за этими словами стоит нечто большее. В сущности, быть эмпатичным — значит быть достаточно стойким, чтобы не только выдержать чужую боль, но и ощущать ее так же остро, как другой.
Наша способность испытывать эмпатию говорит о том, что мы чувствуем то же, что и другие, и нам хватает сил и для себя, и для них. Не стесняйтесь искренне сопереживать чужому горю, даже если перед вами всего лишь вымышленный герой экрана.
ВЫ НЕ ОДНИ!
Согласно исследованиям, около 92% людей хотя бы раз плакали над кинокартинами. Это вселяет надежду. Разве не замечательно знать, что «Бэмби», «Храброе сердце» или «Дневник памяти» вызвали слезы у стольких зрителей?
Сценаристы и режиссеры в самом деле стремятся разбудить наши чувства и очень часто достигают своей цели. И если кино трогает до глубины души, мы, в общем-то, ни при чем. Когда мы смотрим остросюжетные волнующие фильмы, организм выделяет окситоцин — гормон, признанный мощнейшим нейромедиатором. Что с нами происходит, когда мы испытываем на себе его действие?
«Окситоцин делает нас более чуткими к социальным сигналам, которые раздаются вокруг. В большинстве случаев именно эти сигналы заставляют нас помогать другим, особенно если мы замечаем, что кто-то попал в беду. Смотрите фильмы, смейтесь и плачьте. Это не только полезно для мозга, но и вдохновляет нас меняться к лучшему и делать больше добра», — говорит Пол Дж. Зак, нейроэкономист Высшей школы Клермонта.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ И СИНДРОМ СТЕНДАЛЯ
Мы можем наплакаться вволю, пока идет кино, но все же понимаем, что это всего лишь актерская игра, и после сеанса быстро приходим в себя. В этой способности есть еще кое-что важное: люди, которые плачут над фильмами, — не только сильные, но и достаточно мудрые, чтобы отличать вымысел от реальности.
Порой случается всплакнуть, когда герой оказывается в том же месте, где бывали мы. Это слезы воспоминаний. Есть и другие слезы, вызванные всеобъемлющим благоговением перед художественным гением киноленты. Этот феномен называется синдромом Стендаля и подразумевает, что произведения искусства могут с необычайной силой действовать на наше эмоциональное и физическое состояние.
О ПОЛЬЗЕ СЛЕЗ
Слезы — это прекрасное проявление мощи и широты человеческих эмоций. Мы плачем и от сильной боли, и от сильной радости. Неудивительно, что многие из нас тянутся за носовым платком не только во время трагических сцен, но и в моменты счастья и торжества.
Едва ли мы узнали бы, какое облегчение приносят слезы, если бы нам ни разу не приходилось сдерживать эмоции и скрывать чувства. Поплакать не так уж плохо, хотя бы время от времени. Это полезно, чтобы снизить стресс, и даже повысить настроение.
А вот не позволять себе «раскисать» как раз вредно: уровень стресса растет, что рано или поздно отразится на физическом здоровье. Кроме того, без слез мы ослепли бы в буквальном смысле: они помогают сохранить зрение. Слезы — это жизненно необходимый увлажнитель для век и глазных яблок, который обеспечивает остроту и ясность взгляда, в прямом и переносном смысле.
Так вот: если когда-нибудь вам снова попадется фильм, от которого защиплет в носу, — не сдерживайтесь, плачьте на здоровье!
Что нужно знать о людях, которые плачут над фильмами
«С тех пор, как я себя помню, я плакал над определенными сценами некоторых фильмов», — пишет контрибьютор Elite Daily Джон Хелтиуонгер.
Когда на экране мощные, острые или эмоциональные моменты, я не могу сдерживаться — ни дома, ни в кинотеатре.
Но я не испытываю стыда по этому поводу. Ни перед семьей, ни перед друзьями, ни перед незнакомыми мне людьми.
В конце концов, кто может винить кого-то в гиперчувствительности, если вам показывают, как Муфаса из «Короля Льва» умирает?
Если вы никогда не можете выдавить из себя скупую слезу, то у меня вопрос: вы человек или робот?
Исследования показывают, что около 92 процентов всех людей хотя бы однажды плакали, когда смотрели кино. Так что я не один, кто может разрыдаться посреди кинозала.
Но хотя мы все такие умные, начитанные, образованные, многие все равно верят, что слезы — признак слабости. Особенно сильно этот стереотип распространен в отношении мужчин. Ну, вы знаете это и без меня: «Мужчины не плачут». Короче если вы не стоик, хотя бы на публике, то люди сочтут ваше поведение неприемлемым.
Но вне зависимости от контекста, никто из нас никогда не должен скрывать свои слезы. В этом нет ничего постыдного или неловкого. В конечном счете, именно такие эмоции делают нас человеком.
Гордитесь своими слезами, тем более, что ученые давно знают: это признак не слабости, а чуткости, общительности и щедрости.
Эмпатия является жизненно важной составляющей эмоционального интеллекта — а это уже характерная особенность едва ли не всех великих политических лидеров и бизнесменов.
Другими словами, если вы иногда плачете во время просмотров кинофильмов, то, скорее всего, вы — классный, эмоциональный, сильный человек, который знает, в чем разница между слабостью и состраданием.
Сочувствие делает нас лучшими, более сильными людьми.
Исследования показывают, что эмоциональное сопереживание героям литературных романов и киноэпопей в значительной степени развивает ваш навык эмпатии.
А еще это развивает мозг, помогает ему лучше оперировать абстрактными категориями. По-настоящему интересная фантастическая история позволяет вам влезть в шкуру другого персонажа и представить себе другую реальность, в которой обстановка гораздо более трудна, чем в нашей жизни.
В свою очередь, когда мы смотрим такое кино и плачем над ним, то становимся более открытыми и сострадательными в реальной жизни. И это помогает нам в коммуникациях с другими людьми.
Вот вам цитата на этот счет самого крутого кинокритика в мире Роберта Эберта:
«Мы живем в коробке пространства и времени. Фильмы — это окна, позволяющие заглянуть за пределы ментальных «стен».
Они позволяют нам заглянуть в разум других людей. Мы идентифицируем себя с персонажами на экране, и это помогает нам лучше понимать мир».
Эти выводы подтверждают и данные о биохимии мозга. Фильмы созданы для того, чтобы воздействовать на нас на эмоциональном уровне, и часто они достигают успеха.
Когда мы с детства потребляем эмоционально насыщенный контент, в мозгу высвобождается окситоцин — мощный гормон, нейротрансмиттер, который позволяет нам глубже чувствовать связь с другими людьми, выражать эмпатию, любовь, доверие, делать бескорыстные поступки.
Пол Зак, нейроэкономист из Высшей школы Клермонта, является всемирно известным экспертом по окситоцину. Он называет его «молекулой моральности».
Его аспиранты провели любопытный эксперимент. Они разделили несколько десятков респондентов на две группы. Одной показывали, как мужчина по имени Бен обсуждает со своим маленьким сыном свою последнюю стадию рака. Другая группа смотрела, как Бен и его чадо посещают зоопарк.
Нетрудно догадаться, что эмоциональная реакция первых была значительно более сильной.
Но молодые ученые пошли дальше и взяли образцы крови респондентов. Они увидели, что у первой, «раковой» группы, уровень окситоцина после просмотра ролика вырастал на 47%. И все они (находясь под воздействием этого естественного наркотика, разумеется), говорили, что теперь пересмотрят свою жизнь и станут добрее относиться к членам своей семьи.
А потом всех участников эксперимента просили поделить между собой «гонорар» за участие в нем. Оказалось, что люди из первой группы были щедрее в отношении незнакомцев и чаще отдавали деньги на благотворительность, чем участники второй группы.
Все это говорит о том, что в тот момент, когда вы плачете над эмоциональным фильмом, окситоцин действительно заставляет вас быть добрее и внимательнее к близким.
«Окситоцин делает нас более чувствительными к социальным сигналам вокруг. В моменты, когда его уровень выше обычного, вы более склонны помогать другим.
Так что смело ходите в кино, чтобы не только посмеяться, но и поплакать. Это хорошо для вашего мозга. Такие фильмы помогают вам изменить свою жизнь и жизнь своих близких в лучшую сторону».
Высокочувствительные люди часто воспринимаются как слабаки, не способные справиться с суровой реальностью окружающего мира.
Однако, выясняется, что сильные эмоции, напротив, — большой источник силы, который действительно делает людей лучше.
Почему нам всем нужно чаще плакать — и от боли, и от счастья.
Слезы — красивое проявление широкого спектра ваших эмоций. Мы плачем и в те моменты, когда страдаем, и тогда, когда не можем поверить своему счастью.
Мы не были созданы для того, чтобы пренебрегать своими эмоциями и держать свои чувства под контролем.
На самом деле, часто плакать — хорошо для вас. Слезы действительно обладают очищающим эффектом: они снижают стресс и повышают настроение.
Если вы сдерживаете слезы, то наносите большой вред себе, лишь усиливая симптомы депрессии. В конечном итоге такая привычка может разрушить ваше здоровье и заставить умереть на несколько лет раньше, чем можно было.
А еще слезы — это тоже доказано — помогают нам сохранить свое зрение. Чаще смазывайте глазные яблоки.
В общем, Виктор Гюго был прав:
«Тот, кто никогда не плакал, никогда ничего и не видел».
Деньги за рыдания: история плакальщиц — людей, нанимаемых для массовки на похоронах
Одна из самых странных профессий, существующая уже несколько тысяч лет.
Оливер Твист, герой легендарного произведения Чарльза Диккенса, в начале романа занимается профессиональным трауром — идёт за похоронным кортежем, имитируя горе по усопшему. Автор не выдумал это ремесло — люди, зарабатывавшие скорбью по умершим, существовали и в родной для него Великобритании, и в других частях света. Правда, чаще этим занимались женщины-плакальщицы, и они не плелись в молчании где-то позади кареты с гробом. От них требовались сильные эмоции, слёзы, вой, крики.
Рыдальщицы существовали с древних времён, а кое-где их услуги востребованы и в наши дни. Государство и религия борется с ними, но спрос на профессиональную скорбь веками оставался высоким. Даже сегодня плакальщицы могут заработать за одни похороны сумму, сопоставимую со средними зарплатами в их странах.
Плакальщиками называют людей, получающих деньги за то, чтобы они приходили на погребение скорбеть по усопшему. От них требуется плакать и участвовать во всех похоронных обрядах, даже если они не знали умершего лично (как чаще всего и бывает).
Плакальщиц почти всегда нанимают, чтобы:
Рыдальщиками почти всегда работают женщины, мужчины в этом ремесле до сих пор — исключение. Так повелось из древности, когда считалось, что мужчине не следует проявлять сильных эмоций, а его скорбь должна быть тихой и сдержанной. Также такая работа в древнем мире, где для девушек почти не было рабочих мест, давала им чувство гордости за то, что и они тоже могут зарабатывать деньги.
Первые плакальщицы появились в Древнем Египте, где действовало табу на публичный плач для родственников покойника. На похоронах присутствовали две рыдальщицы, символизировавшие богиню материнства и женственности Исиду и её сестру, богиню рождения и смерти Нефтиду. Они причитали, били себя в обнажённую грудь, вымазывали тела грязью, посыпали головы пеплом, пели погребальные песни, играя на барабане.
От плакальщиц требовалось, чтобы они ещё не рожали и не имели нигде волос на теле, кроме головы, где их прикрыла бы повязка или тряпка. На плечах у каждой из девушек вытатуировали слово «Исида» или «Нефтида». Рыдальщицы не обязательно были сёстрами, как изображаемые ими богини. Одна из них стояла перед гробом, а вторая — позади него.
Свои плакальщицы имелись в Древней Греции и Риме. Среди греков позвать рыдальщиц на похороны могли лишь обеспеченные семьи. Люди попроще вместо большого хора женщин нанимали одного флейтиста (авлета), исполнявшего погребальные песнопения за меньшую цену.
Если когда-то граждане и должны выслушивать подобные вопли, например в несчастливые и нечистые дни, то для этого следует выступать скорее каким-нибудь иноземным хорам, состоящим из нанятых певцов, подобно тому как на похоронах нанятые люди сопровождают покойника карийскими плачами.
«Нечистыми днями», по словарю Суда и Гесихия, называли время, когда живые приносили жертвы усопшим. Платон говорит о «карийских плачах», так как в Древней Греции плакальщиками работали карийцы — представители ныне несуществующего малоазийского народа, проживавшего на территории современной юго-западной Турции. По другой версии, сами погребальные песни исполнялись нестройно и напоминали варварское, «карийское», пение.
На древнегреческих вазах женщин часто изображали участницами траурных шествий и причитаний. Их рисовали исполняющими траурные жесты (например, рвущими волосы на голове). У могилы они продолжали причитать и взывать к мёртвым. При этом женский траур в Древней Греции называли «неконтролируемым». В седьмом веке до нашей эры греческое законодательство ограничило «чрезмерный» траур в некоторых полисах.
В Риме женщины тоже были ключевыми участниками траурных практик. Плакальщицы считались признаком того, что почивший — богатый человек. Чем более состоятельным был покойный, тем больше рыдальщиц нанимала его семья. В театральных представлениях их часто изображали бьющими себя в грудь или тянущими руки к новопреставленному.
В Риме пытались ограничивать эмоциональное горе. Цицерон писал, что греческие похоронные ограничения попали и в римское право и Законы Двенадцати Таблиц. Скорее всего, запрет плохо соблюдался, так как Люциан пародировал скорбящих женщин во втором веке нашей эры, намекая на то, что умерший не получил пользы от плакальщиц.
Рыдальщицы упомянуты и в Библии. Стих 17 главы 9 Книги пророка Иеремии гласит: «Так говорит Господь Саваоф: подумайте, и позовите плакальщиц, чтобы они пришли; пошлите за искусницами в этом деле, чтобы они пришли». Иеремия призывает рыдальщиц прийти, чтобы скорбеть о народе Иудеи.
Историк и библеист Александр Лопухин в своём толковании говорил, что пророк неслучайно зовёт самых лучших плакальщиц, ведь Иудею ждут жестокие бедствия и потеря близких. Евреи ожесточили сердца и отвергли закон Иеговы, за что и понесут наказание. Также рыдальщицы упоминаются и в других частях Библии — в Книге Судей, Книге пророка Амоса, Второй книге Паралипоменон и в апокрифическом Евангелии от Петра.
У иудеев покрытые вуалью плакальщицы несли стаканы, куда собирали проливаемые слёзы. Эти стаканы потом ставили в урну с прахом умершего. Позже этот обычай перешёл в Древнюю Грецию и Рим. Долгое время считалось, что эта традиция возродилась в викторианскую эпоху в Англии и в годы Гражданской войны в США — якобы те, кто терял любимого человека, собирали свои слёзы в специальные ёмкости и хранили их. Позже выяснилось, что на самом деле это были флаконы для духов.
Автор книги «Формирование женственности в древности» Вита Арбел пишет, что плакальщицы участвовали в хеттских похоронных и траурных ритуалах. В микенском погребальном искусстве женщин изображали с поднятыми руками, что выражало траур по новопреставленному.
Шумерские гала (жрецы богини Инанны, не идентифицировавшие себя ни мужчинами, ни женщинами) исполняли ритуальные причитания женскими голосами. Несколько арамейских причитаний, приписываемых девушкам, сохранились в раввинской литературе. Изображения скорбящих женщин есть на торцевых панелях саркофага Ахирама десятого века до нашей эры.
У некоторых коренных североамериканских народов проводилось церемониальное оплакивание покойника, но без плакальщиц. Этим занимались ближайшие родственники. Российский путешественник и адмирал барон Фердинанд Врангель в своей работе «Обитатели северо-западных берегов Америки» рассказывает, что кенайцы (танаина) собирались у ближайшего родственника усопшего, разводили костёр и плакали, сочиняя при этом экспромтом стихотворение и упоминая славные подвиги умершего.
В Средние века плакальщицы появились и в остальной Европе. Суеверные ирландцы и шотландцы верили, что после смерти души местных рыдальщиц вселялись в банши — местную разновидность фей. В 1631 году католическая церковь в Ирландии запретила это ремесло. Во Франции традиция прибегать к услугам рыдальщиц соблюдалась до 19 века. К 1960-м годам женщин, плачущих на похоронах по заказу, в этой стране практически не осталось.
До 1960-х в итальянской Сардинийской Греции существовали свои плакальщицы — chiangimuerti. Они начинали вопить в доме почившего, а после пели погребальные песни, упоминая Харона, Танатоса и других фигур древнегреческой мифологии. Раньше в Италии существовал обычай нанимать в качестве рыдальщиков детей-сирот. На севере страны от их услуг отказались ещё до начала Второй Мировой войны, а на юге — в конце 1950-х.
На Руси, особенно в сельской местности, профессия плакальщиц (или, как их чаще называли, воплениц) была востребована и, в отличие от многих других стран, уважаема. Рыдальщицы участвовали в церемонии и до, и после похорон, и потом ежегодно посещали поминальные пиры.
Традиция зародилась ещё во времена язычества. По славянским поверьям, во время погребения миры живых и мёртвых находятся максимально близко. Вопленицы «помогали» душе перейти в царство мёртвых, чтобы та не осталась с живыми и не стала навью — злым духом. Именно для этого они читали особые магические заклинания.
Плач у них тоже имел утилитарную функцию. Громкие причитания отпугивали злых демонов, чтобы те не перешли границу мира живых. Чтобы ещё сильнее напугать тёмных духов, рыдальщицы распускали волосы, взлохмачивали их.
Плакальщиц нанимали как на похороны, так на другие события — свадьбы, проводы в армию. На свадьбах невесте полагалось плакать, горюя о завершении прежней жизни, но та не всегда могла это сделать, и на помощь приходили вопленицы. От них требовалось громче плакать и вопить, они раздирали себе волосы и били себе в грудь. Рыдальщиц обучали их ремеслу с раннего детства. Они умели не только рыдать, но и знать специальные речи и песни, подбирать интонации, иметь актёрские таланты, обладать даром слова.
Пригласить плакальщиц на похороны на Руси считалось почётным. Они имели большой опыт в проведении погребения, хорошо знали все традиции и обычаи и могли дать какой-нибудь полезный совет своим «клиентам».
Православная церковь называла грехом сильный плач, вопли и раздирания волос на погребении. По христианскому учению, у Бога все живы, а потому длительное горе, тем более проявляемое напоказ, не имеет смысла и осуждалось. На исповеди священники иногда спрашивали у женщин, не убивались ли они слишком сильно по усопшему. Приемлемой была лёгкая, умеренная скорбь.
Тем не менее, вопленицы в России работали почти до Октябрьского переворота. Максим Горький в своём очерке «Вопленица» рассказывает о профессиональной плакальщице Ирине Федосовой — частой гостье похорон или свадеб. Советская власть критически относилась к рыдальщицам, а революционный поэт Демьян Бедный раскритиковал их в своём стихотворении 1915 года «Плакальщицы». Сегодня в России почти невозможно встретить воплениц на погребении, хотя в северных регионах страны (Архангельская, Вологодская области) ещё живы исполнительницы похоронных причитаний.
В Китае ещё в третьем веке нашей эры на похоронах устраивали театрализованные и музыкальные представления у усопших с высоким социальным статусом. Актёры изображали почившего и показывали зрителям сцены из его жизни. В 756 году на погребения в Китае стали нанимать профессиональных плакальщиц (по другим данным, обычай устраивать ритуальный плач во время предания тела земле появился ещё раньше, в эпоху династии Хань). В Китае рыдальщиц нанимали и в тех случаях, когда родня не любила новопреставленного и не горевала из-за его смерти.
Наше вступление в этот мир великолепно драматично, поэтому наш выход из этого мира также должен быть впечатляющим. Важная часть — это последнее прощание с умершим человеком. Нам нужно показать свои чувства, чтобы другие видели, и показать сыновнее благочестие потомства. Некоторые люди не умеют плакать. Поэтому я использую своё сердце, чтобы спеть эту песню, чтобы представить потерю молодого поколения.
Они плакали, причитали, бились о пол и исполняли кусанг — особый похоронный вопль. Китайское правительство не всегда относилось к ним благосклонно, особенно озлобившись на них во время Культурной революции 1966-1976 годов. Погребальный плач сочли суеверием, назвали «феодальным пагубным ядом» и запретили. Роскошные проводы в мир иной стали признаком незаконно заработанных денег, и от них отказались.
В ту пору в стране не зафиксировали ни одного случая профессионального траура. Услуги плакальщиц стали снова востребованы позже, в период экономических реформ Дэн Сяопина, начатых в конце 1970-х. Вновь вернулась мода тратить огромные деньги на организацию погребений (у некоторых семей на это уходит их суммарный доход за несколько лет). Похоронный бизнес стал одним из самых прибыльных дел в Китае, и профессиональные рыдальщицы стали хорошо зарабатывать, хотя уважением в обществе не пользуются.
Сейчас в Китае и на Тайване плакальщиц почти нет в больших городах, в отличии от сёл. Обычно это женщины, уволенные с предыдущей работы. Они объединяются в крупные оркестры, где работают и их мужья или братья. Эти оркестры часто выступают днём на свадьбе, а вечером того же дня — на похоронах.
Нынешние панихиды в Китае впитали в себя элементы современности, что делает их порой сюрреалистичными. Когда вопленицы завершают вступление, погребальная церемония превращается в праздник с кинокомедиями, попсой, хип-хопом и танцами живота прямо возле гроба. На похоронах плакальщицы даже танцуют стриптиз. Одно такое выступление может принести им до 1000 долларов (средняя зарплата в Китае в 2020 году эквивалентна 878 долларам). Полиция борется с этим, штрафует и арестовывает как девушек, так и организаторов мероприятия.
Нам нужен настоящий плакальщик, потому что молодые люди больше не умеют плакать.
Профессия плакальщиц существует и по сей день не только в Китае. Наиболее распространено сегодня это ремесло в Латинской Америке, где вопленицы известны с 17 века. Их услугами пользуются в современной Мексике, хотя с каждым годом спрос на них постепенно падает. Там их называют mariquitas — «божьи коровки». Обычно они зарабатывают около 600 песо (примерно 2150 рублей) на похоронах.
Семьи, неспособные заплатить плакальщицам, просто приглашают их на поминальную трапезу. Они приезжают в Сан-Хуан-Дель-Рио (штат Керетано) на День мёртвых и устраивают спектакль, плача и скорбя по какой-нибудь недавно скончавшейся знаменитости. Зрители воспринимают это как театральное или музыкальное представление.
В Бразилии, где этот обычай известен со времён португальской колонизации, известна профессиональная рыдальщица Ита Роша. Она — частый гость на похоронах. В марте 2009 года женщина работала на погребении модельера и конгрессмена Клодовиля Эрнандеса, а в 1997 году — Принцессы Дианы. Плакальщиц используют и в других странах Латинской Америки.
Северная Албания — один из немногих регионов в мире, где рыдальщиками были мужчины (но только если и сам усопший — мужчина). Около десяти человек собирались у гроба, били себя в грудь и пели Gjâma e Burrave — мужскую похоронную песнь. Ислам запрещал албанцам-мусульманам рыдать на погребении, поэтому этим занимались албанцы-католики. При коммунистическом режиме такой траур запретили, но с начала 1990-х обычай возрождается.
Профессиональный траур встречается во многих регионах Индии, особенно в западном штате Раджастхан. Рыдальщиков там называют «рудаали». Индийская традиция не позволяла женщинам из высших каст проявлять излишнюю эмоциональность на похоронах, и потому там нанимали рудаали из низших слоёв населения. Они плакали и били себя в грудь, и их скорбь длилась до 12 дней. Сегодня в Индии рудаали встречаются всё реже.
В Британии возрождение профессионального траура началось в викторианскую эпоху, и плакальщиков тогда называли funeral mates — похоронные товарищи. Ещё их называли «немыми» из-за того, что они не кричали и не вопили, а молча шли в процессии. Их нанимали богатые семьи, чтобы визуально сделать погребение близкого человека более посещаемым.
В Британии в 2012-2019 годах работала фирма Rent A Mourner. Её сотрудники участвовали в похоронах под видом дальних родственников или друзей почившего, оплакивавших его. Эти люди создавали видимость многочисленности на траурной церемонии и общались с родственниками, не выдавая того, что их наняла семья новопреставленного.
За каждые похороны плакальщикам платили по 30-120 долларов, помимо чаевых. Обряд длится по 2-3 часа, и порой сотрудники посещали по две-три траурных церемонии за день. Фирма работала с усопшими всех религий, в том числе с христианами, мусульманами, буддистами, индуистами и иудеями. Рыдальщикам приходилось учитывать все тонкости ритуала в разных религиях, чтобы их не разоблачили.
Да, это очень, очень странная работа. Да, вы притворяетесь кем-то другим, чтобы обмануть толпу там, где должно проходить торжественное, священное событие. Но время от времени вы становитесь таинственным незнакомцем, который может помочь облегчить боль, прежде чем исчезнуть в толпе.
Сотрудники фирмы прибегали к разным способам заставить себя рыдать об умершем. Зачастую они предварительно смотрели какой-нибудь грустный и депрессивный фильм о профессии почившего. Мужчины-плакальщики порой пересматривали фильм «Список Шиндлера», а женщины — «Титаник». Поначалу спрос на их услуги постоянно рос. Фирма даже отклоняла заказы, если похороны проходили слишком далеко, и туда было неудобно добираться. Однако со временем расходы стали слишком высоки, и в марте 2019 года компания закрылась.
Встретить плакальщиц сегодня можно и неподалёку от российских границ. Это ремесло живо и в Таджикистане, хотя государство ограничивает его. С сентября 2017 года на похоронах в этой стране запрещено громко вопить и использовать для этого микрофон, а также рвать волосы на голове, посыпать голову землёй, расцарапывать лицо и нанимать рыдальщиц.
В соседней Киргизии плакальщики существуют со времён тенгрианства и продолжают работать в наши дни. Есть два типа траурного плача — мужской («жоктоо») и женский («кошок»). Кошок исполняется и по радостным поводам, как-то свадьба или рождение ребёнка. За исполнение похоронного кошока профессиональные рыдальщицы зарабатывают по 2-4 тысячи сомов (1900-3800 российский рублей, при средней зарплате в Киргизии в 12 тысяч сомов).
В настоящее время это всё ещё нишевый рынок, но спрос на профессиональных плакальщиков растёт год от года, поскольку всё больше людей из восточноазиатских и ближневосточных стран переезжают в Великобританию, принося с собой свои обычаи. На данный момент это не та вещь, которую большинство людей могут рассматривать как карьеру, но если она продолжит расти в популярности, то плач по требованию скоро может стать высоко ценимым навыком.
Светские и религиозные власти всегда боролись против плакальщиц. Древнеримские Законы 12 таблиц запрещали на похоронах причитать и расцарапывать щёки. Законы шариата тоже негативно относятся к рыдальщицам. Христианские святые порицали их деятельность, говоря, что это (как и любой сильный плач на погребении) противоречит христианской вере в воскресение мёртвых.
Несмотря на это, услуги плакальщиц так же востребованы, как и две тысячи лет назад. Руководитель киргизского научно-исследовательского центра «Айгине» Гульнара Айтпаева полагает, что поминальный плач имеет мощное психотерапевтическое действие. Именно поэтому воплениц так часто заказывают и в современной Киргизии.
Писатель Саманта Тетро считает, что плакальщицы оказывают семьям, переносящим утрату, неоценимую помощь. Даже в наше время посещаемость похорон — это признак социального статуса новопреставленного. Если его родственники хотят устроить пышную церемонию, то профессиональные траурщики будут очень кстати.
По мнению преподавателя кафедры психиатрии Медцентра Университета Тулейна Мэрилин Мендосы, рыдальщиков нанимают в случаях, когда родственникам неудобно прилюдно плакать по усопшему. Но вне зависимости от того, зачем приглашаются профессиональные скорбящие, Мендоса советует переговорить с ними до начала церемонии, чтобы обсудить с ними все нюансы.
Кошок — это ритуал, который балансирует человеческую сущность и психику в момент очень сильных потрясений. То есть вы проговариваете всю свою боль, все свои горести, всю свою печаль, это всё выводите в слова. Таким образом вы освобождаетесь от внутреннего разрушительного гнёта.
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.