В чем заключается активный характер психического отражения
В чем заключается активный характер психического отражения
1.Фундаментальным свойством психики является ее активный характер. Психическое порождается в деятельности, с другой стороны, деятельность сама управляется психическим отражением. Психическое отражение носит опережающий характер: образ действия, выполняя регулирующую функцию, опережает само действие. Действительно, ведь прежде чем что-то сделать, человек делает это в уме, он строит образ будущего действия.
2. Основным способом существования психического, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, является его существование в качестве процесса. Психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром, непрекращающегося воздействия внешнего мира на индивида и его ответных действий. Однако психическое существует не только как процесс, но к как результат, продукт этого процесса, Результатом психического процесса является психический образ, который фиксируется в слове, то есть означивается. Образы и понятия являются средствами познания мира, в них фиксируются знания о мире. Но они отражают не только знание о предметах и явлениях, но и отношение к ним субъекта, в них отражается и их значение для человека, для его жизни и деятельности. Поэтому, образ и понятие всегда эмоциональна окрашены. Всякий акт отражения — это введение в действие и новых детерминант поведения, появление новых мотивов. Предметы и явления, отражаясь в образах, и понятиях, побуждают человека к непрерывному взаимодействию с миром.
Можно утверждать, что целостный акт отражения объекта субъектом есть единство таких противоположных сторон, как процессуальность и результативность, знание и отношение, интеллектуальный компонент (образы и значения) и эмоционально-мотивационный.
3. Психическое отражение, обладает такой характеристикой, как пристрастность, оно всегда субъективно, то есть опосредовано опытом субъекта, его мотивами, знаниями, эмоциями и пр. Все это составляет внутренние условия, которые характеризуют активность субъекта, спонтанейность его психической деятельности. Опосредованность внешних воздействий внутренними условиями в процессе психического отражения получила название принципа детерминизма, сформулированного С.Л.Рубинштейном: внешние причины действуют через внутренние условия. Этот важнейший момент был упущен бнхевнорнстами, в их формуле стимул-реакция как раз и отсутствует центральное звено, то есть сознание человека, которое и определяет характер реакций человека на внешние воздействия.
Психическое отражение как процесс. Формы и уровни психического отражения, их характеристика
1. Понятие психическое отражение
2. Характеристики отражения
3. Уровни психического отражения
Неотъемлемым свойством живого организма является раздражимость — отражение воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Будучи допсихической формой отражения, она выступает в качестве регулятора приспособительного поведения.
Дальнейший этап в развитии отражения связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства – чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики.
Формирование органов чувств и взаимная координация их действий привели к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств – способности к восприятию окружающей действительности в определенной целостности, в форме субъективного образа этой действительности.
Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы отражения в виде сознания и самосознания. Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть социальный по своей природе творческий процесс. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческую активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия.
2. Характеристики отражения . Особенности процесса Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями: – Активность. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно связано с поиском и выбором адекватных условиям способов действий, это активный процесс.
— Субъективность. Другой особенностью психического отражения является его субъективность: оно опосредовано прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.
— Динамичность. Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям. Неповторимость Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию.
Важнейшей функцией психики является регуляция поведения и деятельности, благодаря чему человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом.
3. Уровни психического отражения. Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Б. Ф. Ломов выделял уровни психического отражения:
2. Уровень представлений. Образ может возникнуть без непосредственного влияния объекта на органы чувств субъекта, т.е это воображение, память, образное мышление. За счет многократного появления объекта в зоне восприятия субъекта, некоторые наиболее важные особенности первого запоминаются, отсеиваются от второстепенных, отчего возникает образ, независимый от непосредственного наличия раздражителя. Основная функция этого уровня психического отражения: планирование, контроль и коррекция действий во внутреннем плане, составления эталонов.
3. Вербально логическое мышление или речемыслительный уровень. Операции этого уровня еще менее связаны с событийным рядом актуального времени. Индивид оперирует логическими понятиями и приемами, сложившимися в ходе культурно-исторического развития человечества. Абстрагируясь от собственного непосредственного опыта, от воображения и памяти о событиях, имевших место в его жизни, он ориентируется и строит деятельность, опираясь на опыт человечества в целом. Тех понятий, определений и умозаключений, что были произведены не им. Это предоставляет возможность планировать и регулировать события различной направленности и временной удаленности, вплоть до планирования жизненного пути личности. Несмотря на значительную разницу между третьим и первым, начальным уровнем: процессы чувственной и рациональной регуляции деятельности непрестанно перетекают из одного в другой, формируя психическое отражение в многообразии его уровней и образов.
Дополнительные материалы
Классификация уровней и форм психического отражения, предложенная А. Н. Леонтьевым и К. Э. Фабри
Психическое отражение
Психическое отражение – это субъективное представление о мире. Все, что попадает в сознание человека при помощи органов чувств, подвергается специфической обработке на основе имеющегося опыта.
Есть объективная реальность, которая существует вне зависимости от сознания человека. А есть психическое отражение, которое зависит от особенностей органов чувств, эмоций, интересов и уровня мышления индивида. Психика интерпретирует объективную реальность, основываясь на этих фильтрах. Таким образом, психическое отражение представляет собой «субъективный образ объективного мира».
Когда человек переосмысливает свою действительность, он образовывает мировоззрение, исходя из:
Каждый человек имеет собственный субъективный опыт, он прочно оседает в психике и влияет на настоящее. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии психики человека. В то время как будущее направлено на реализацию задач, целей, намерений – все это отображается в его фантазиях, мечтах и снах. Можно сказать, что человек находится в этих трех состояниях одновременно, независимо от того, о чем думает в данный момент.
Психическое отражение имеет ряд особенностей и характеристик:
Отсюда вытекает основная функция психического отражения: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности человека в целях выживания.
Уровни психического отражения
Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Советский психолог Борис Ломов выделял три уровня психического отражения:
Несмотря на то, что зачастую три уровня функционируют как бы по себе, на самом деле они плавно и незаметно перетекают друг в друга, формируя психическое отражение человека.
Формы психического отражения
Элементарными формами отражения являются: механическое, физическое и химическое. Основной формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмам.
При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:
Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности.
Является ли наше психическое отражение незыблемым или же мы можем на него повлиять? Можем, но при условии того, что развиваем саморегуляцию, с помощью которой способны менять восприятие и даже ощущения.
Саморегуляция
Саморегуляция – это способность человека несмотря на обстоятельства, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне.
Человек, который не умеет управлять своим психическим состоянием, последовательно проходит через следующие этапы:
Если человек обладает развитой силой воли, он может изменить эту модель поведения. В таком случае модель будет выглядеть следующим образом:
Если же говорить о конкретных практических методиках, то выделяют следующие:
Как видим, человек может принять решение о том, как ему относиться к той или иной ситуации. Однако, учитывая, что воля – ресурс исчерпываемый, необходимо получать энергию при помощи сна, отдыха, физических упражнений, правильного питания, а также конкретных методик.
Психика и отражение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «психическое отражение»
Психическое отражение – это субъективное представление о мире.
Всё то, что попадает в сознание человека, обязательно подвергается специфической обработке при помощи органов чувств.
Рисунок 1. Психика и отражение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Существующая объективная реальность не зависит от сознания человека. А психическое отражение зависит от особенностей органов чувств, интересов, эмоций, уровня мышления человека. Объективная реальность интерпретируется психикой, а это значит, что психическое отражение представляет собой «субъективный образ объективного мира».
Переосмысливая действительность, человек образовывает мировоззрение, исходя из прошедших событий, актуальной реальности настоящего, а также действий и событий, которые должны произойти. Собственный субъективный опыт, прочно оседающий в психике и оказывающий влияние на настоящее, есть у каждого человека. Информацию о внутреннем состоянии психики несет настоящее, а будущее направлено на реализацию задач и целей и отображается в мечтах, снах, фантазиях.
Таким образом, можно сказать, что человек независимо от того, что он думает в данный момент, одновременно будет находиться в этих трех состояниях.
Для психического отражения характерен ряд особенностей:
Готовые работы на аналогичную тему
К базовому уровню относится сенсорно-перцептивный – на данном уровне строятся психические образы, возникающие в процессе развития в первую очередь и не теряющие своей актуальности впоследствии.
Информация, поступающая к человеку при помощи органов чувств, выстраивается в определенную стратегию поведения – стимул вызывает реакцию, то, что в реальном времени произошло, оказывает влияние на поведение человека.
Что касается уровня представлений, то для возникновения образа человеку не обязательно находиться здесь и сейчас – для этого существует воображение, память, образное мышление.
Если какой-либо объект несколько раз был в поле зрения человека, то его представление может быть вызвано. Запоминаются в этом случае главные особенности объекта, а второстепенные отбрасываются. На этом уровне контроль и коррекция действий во внутреннем плане будут главными функциями.
Речемыслительный уровень и вербально-логическое мышление с настоящим временем связаны ещё меньше, более того, этот уровень можно назвать безвременным. Это означает, что человек может использовать логические приемы и понятия, которые сложились в его сознании и сознании человечества за всю предыдущую историю.
Не осознавая своих ощущений, человек может полностью концентрироваться, опираясь на опыт человечества. Все три уровня плавно переходят друг в друга, формируя психическое отражение человека.
Формы психического отражения
Механическое, химическое и физическое отражение являются элементарными его формами, а к основной форме отражения относится биологическое отражение, специфика которого состоит в том, что оно характерно только для живых организмов.
Биологическая форма отражения при переходе к психической сопровождается следующими стадиями:
Для интеллектуальной стадии характерна сложная деятельность и сложные формы отражения действительности.
С развитием саморегуляции, суть которой заключается в способности человека сохранять на определенном уровне внутреннюю стабильность, человек может менять восприятие, и даже свои ощущения.
При развитой силе воли человек в состоянии изменить модель поведения, которая может выглядеть следующим образом:
Особенности психического отражения
Психическое сознание – это результат отражательной деятельности мозга человека, субъективное отражение объективного мира.
К особенностям этого отражения относятся активность, субъективность, объективность, кумулятивность, перманентность.
Активность является такой особенностью психического отражения, которая представляет собой постоянно развивающийся процесс. Этот процесс и создает, и преодолевает свои противоречия. В ходе активного психического отражения внешние действия преломляются через внутренние особенности того, кто отражает и является субъективным отражением объективного мира.
Следующей особенностью психического отражения является его субъективность – любое внешнее воздействие будет преломляться через те особенности психики, которые сложились ранее и то психическое состояние, которое сложилось у человека в данный момент. Это значит, что одно и то же воздействие разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время будет отражаться по-разному.
Примеров подобного явления множество, например, дети, по-разному усваивают один и тот же учебный материал, слушая объяснение учителя. Такое преломление внешних воздействий через внутренние особенности человека связано с целым рядом обстоятельств – возрастом, уровнем знаний, степенью активности, сформировавшимся мировоззрением, поэтому отражение субъективно.
Третья особенность связана с тем, что содержанием психики является образ объективных предметов, явлений, которые существуют независимо от человека. Объективность правильного отражения реального мира не отрицается субъективностью психического отражения.
Опережающий характер психического отражения – ещё одна важная его особенность. Опережающий характер – это результат накопления и закрепления опыта, благодаря которому складывается модель будущей реакции.
Особенностью психического отражения является и кумулятивность, при которой последнее впечатление накладывается на предыдущее. В результате отражательная способность психики изменяется.
Перманентность является ещё одной особенностью психики – это говорит о том, психика длится во времени, а не является одномоментным актом.
Особенности психического отражения
ОТРАЖЕНИЕ характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них.
1). Отражение не является застывшим понятием, оно обогащается в ходе своего развития;
2). В понятии заключена идея существования различных форм и уровней отражения. Возможность выявить качественно разные уровни отражения в неживой (физическое отражение), живой (биологическое) природе и у человека.
Большой вклад сделал И.П. Павлов своим учением о ВНД, но психическая деятельность не сводится к деятельности субстрата (ЦНС); физиология – реализующий фактор психической деятельности.
Проблема чувственного образа. Чувственный образ – субъективное отражение мира. Модель чувственного образа не есть модель мира, ввиду множества разнообразных субъективных восприятий оного; у каждого наличествуют собственные чувственные и мысленные образы реальности.
Развитие психики стоит в прямой зависимости от способности организма отражать те или иные части/условия/факторы среды. Возникновение чувствительности связано с их усложнением (см. Вопрос № 23. Эволюция и психика). Появление раздражимости к воздействиям, выполняющим сигнальную функцию. Так возникает способность отражать внешние воздействия в их объективных связях. Это и есть психическое отражение.
Более конкретное определение психического отражения см. Вопрос № 21(«Формы отражения»).
Развитие форм психического отражения происходит в прямой зависимости от развития деятельности животных. Стадии развития психики:
Стадии. | Особенности среды. | Содержание отражения. | Форма отражения. | Форма поведения. |
1. Элементарная, сенсорная. | Предметная среда. | Свойства среды. | Ощущения. | Инстинкт. |
2. Перцептивная. | Отношения предметов. | Различение предметов в форме образа. | Образы. | Навык. |
3. Интеллекта. | Отношение предметов. | Предметные ситуации, функциональные понятия. | Интеллект. |
Обобщим и дополним всё вышесказанное. Специфика психического отражения.
I. Оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность; правильность отражения подтверждается практикой.
II. Психическое отражение имеет активный характер, оно связано с поиском и отбором адекватных условиям среды способов действий.
III. В процессе деятельности психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.
IV. Субъективность психического отражения: каждый психический акт является результатом действия объективного через субъективное отражение, через человеческую индивидуальность и налагает отпечаток своеобразия на его психическую жизнь.
V. Носит опережающий характер: обеспечивает предвосхищение в деятельности и поведении человека.
«Проблема бессознательного в психологии
В рамках философии проблема бессознательного разрабатывалась в двух основных направлениях:
как проблема «космических начал» и основ жизненного процесса в целом;
как проблема соотношения разума и страстей, рассудка и чувств, осознанных желаний и неясных влечений отдельного человека.
Первое направление представлено творчеством таких философов, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон.
В рамках второго направления выделяют две группы мыслителей:
Одна группа авторов, признавая в психике человека наличие иррациональных побуждений и «смутно осознаваемых» впечатлений, считала, что эти последние могут быть всегда подчинены сознательному контролю, и, таким образом, более или менее ясно осознаваться. Эти авторы давали «негативное» определение бессознательного: бессознательное существует только как пока или не совсем осознаваемое. «Негативное» определение бессознательного получает распространение с того момента, когда сознание на время становится синонимом психики вообще. Можно упомянуть Гербарта в первой половине XIX века разделившего представления по степени ясности на три группы, в зависимости от нахождения в области «ясного сознания» (позже Вундт назвал ее «полем внимания»), сознания или бессознательного, причем между областями находятся границы – пороги. Фехнер во второй половине XIX века говорит о бессознательных ощущениях и предлагает ряд методов количественного измерения порогов ощущений, то есть границы, согласно Фехнеру, разделяющей ощущения на сознательные и бессознательные.
Вторая группа авторов выступала за «позитивное» определение бессознательного, то есть понимала бессознательное не как «отсутствие сознания», а как свой мир, имеющий определенные законы функционирования и развития. Гельмгольц, говоря о бессознательных умозаключениях, говорит о бессознательном не как о «смутно» осознанном, но как об особом механизме, который может быть никогда не осознан, но тем не менее оказывает существенное влияние на протекание психических процессов в сознании, помогая ориентироваться в мире. Однако ориентация на «позитивное» истолкование бессознательного как особого мира стала особенно явно проявляться в медицинской и главным образом в психиатрической практике.
Таким образом, к моменту создания психоаналитического учения, представления о бессознательном были широко распространены как среди философов, так и медиков. Однако, естественно, дело не в новизне и оригинальности самой идеи, а в том, каким образом новое понятие, комплекс теоретических положений, способствуют возникновению нетрадиционного учения, оказавшего заметное влияние на смену парадигм мышления, изменения взглядов, характерных для западной культуры.
Фрейд заложил основы новой «философии человека», нового видения и исследования человека, которые коренным образом изменили психологическую науку. В его творчестве пересеклись философская и медицинская линии разработки проблемы бессознательного. Фрейд был тем, кто превратил исследование бессознательного в центральный момент изучения человеческой личности и открыл подходы к нему. Это оказало огромное воздействие на другие отрасли человекознания: на становление таких философских направлений, как философская антропология, экзистенциализм, на литературу и искусство, медицину и педагогику.
Поначалу Фрейд выделял в психической жизни сознание, предсознательное и бессознательное. Однако, впоследствии его перестала удовлетворять эта схема, потому что обнаружилась многокачественность бессознательного. В частности, не только самое низменное, но и самое «высокое» в душевной жизни тоже оказалось бессознательным по механизму своего влияния на остальные содержания психической жизни. Фрейд предложил новое деление «психической личности»: он выделил в ней три инстанции – Я, Оно и Сверх-Я. Оно – самая глубинная подструктура личности, содержание которой бессознательно. Содержит в себе безудержные сексуальные и агрессивные влечения. Подчиняется принципу удовольствия и конфликтует с Я и Сверх-Я – высшей бессознательной инстанцией в структуре личности, выполняющей функцию внутреннего цензора, совести. Сверх-Я представляет собой складывающуюся под влиянием воспитания систему моральных и культурных норм, принятых в данном обществе и усвоенных личностью.
Сознательная умственная жизнь представляет собой лишь довольно незначительную часть бессознательной душевной жизни. Наши сознательные действия исходят из созданного в особенности влиянием наследственности бессознательного субстрата. За мотивами наших поступков, в которых мы признаемся, несомненно, существуют тайные причины, в которых мы не признаемся, а за ними есть еще более тайные, которых мы даже и не знаем. Большинство наших повседневных поступков есть лишь воздействие скрытых, незамечаемых нами мотивов.
В массе, по мнению Лебона, на которого ссылается Фрейд, стираются индивидуальные достижения отдельных людей и тем самым исчезает их своеобразие. Можно сказать, что сносится, обессиливается психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей, и приводится в действие бессознательный фундамент, у всех одинаковый.
Главные отличительные признаки находящегося в массе индивида таковы: исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей.
Таким образом, масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное.
Выделяют также такой класс явлений, как неосознаваемые побудители сознательных действий (проблемы мотивационной детерминации поведения личности). К этому классу проявлений бессознательного относятся неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности – побуждения и нереализованные предрасположенности к действиям, детерминируемые тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность и в свете которого различные поступки и события приобретают различный личностный смысл.
О существовании этого класса явлений стало известно благодаря исследованиям отсроченного постгипнотического внушения. Особенности этого феномена: человек совершает действие, внушенное ему в гипнозе, не догадываясь об истинных его причинах. Эти причины абсолютно действенны, т.е. человек выполняет задание, хотя сам не знает, зачем он это делает. Человек стремится подыскать мотивировку своему действию. Иногда путем длительных расспросов можно привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия
Подобные явления, описывавшиеся как «отщепленные» от сознания личности побуждения, раздвоение сознания и т.п., были обозначены термином «подсознательное» (П.Жане).
— предсознание (там находятся латентные знания, которые при необходимости могут быть актуализированы),
— бессознательное (нереализованные влечения, вытесненные из сознания из-за конфликта с социальными требованиями или не допускаемые в сознание).
Существенной чертой динамических проявлений бессознательного является тот факт, что осознание личностью причинной зависимости между нереализованными влечениями и связанными с ними травматическими переживаниями в прошлом, не приводит к исчезновению переживаний, обусловленных этими влечениями (например, страхов), т.к. информация воспринимается безлично. Эффекты бессознательного в поведении устраняются только в том случае, если вызвавшие их события переживаются личностью совместно с другим человеком (например, психоаналитиком) или с другими людьми (групповая психотерапия), а не просто узнаются ею.
Явления этого класса невозможно изменить при помощи односторонних вербальных воздействий, так как для изменения смысловых образований необходимо опосредующее влияние деятельности субъекта, то есть в данном случае ее изменения. Таким образом, деятельность общения затрагивает смыслообразующие мотивы и служит основой для эмоциональной идентификации с Другим, может изменить личностные смыслы пациента. В групповых методах психотерапии, также как и в индивидуальных, реконструируется деятельность субъекта, и групповая работа приводит в итоге к изменению личностных смыслов.
Основные свойства и метаформы сознания в психологии.
Одним из первых критериев выступает сознавание, то есть сознание и отождествление психики. Психология сознания представляет собой науку о основных элементах и свойствах сознания, а также законах и связях между ними, которым они непосредственно подчиняются. В качестве основного метода выступает интроспекция (это метод психологического исследования, за счет которого осуществляется наблюдение психических собственных процессов, в ходе которых не применяются никакие эталоны и инструменты. С его помощью складывается представление об организации и структуре).
Сознание в психологии выступает в качестве суммы нескольких образований элементов, объединенных в единое целое по конкретным законам. Рассмотрим, что же такое сознание, его свойства и основные процессы. Сознание — это структура, состоящая из четко организованных элементов. В качестве основных свойств можно выделить:
ограниченность — конкретное число обычных впечатлений. Объем сознания состоит из объема внимания, состоящего из 5-9 элементов, и самого объема сознания, состоящего из 16-40 элементов;
неоднородность — сочетает в себе две области:
область смутного сознания;
область ясного сознания;
и точку фиксации, располагающуюся в центре ясного сознания, наиболее яркого его проявления. Как правило, это периферия и поле внимания;
ритмичность — каждый элемент сознания в отдельности склонен образовываться в отдельные группы элементов, сходные между собой. Это может управляться вниманием или происходить непроизвольным образом. Данные группировки увеличивают объем сознания и внимания.
Рассмотрим процессы сознания в психологии:
перцепция — процесс сознания, характеризуемый вхождением в поле сознания;
апперцепция (находится во взаимосвязи исключительно с областью ясного видения) — сознание сосредоточено на конкретном содержании, входящем в область ясного сознания.
Элементы сознания позволяют определить основные законы нашей душевной жизни. В качестве основных элементов сознания выступают:
объективные (поступившие от конкретного объекта извне) — это простые ощущения, впечателния и представления. Основными их свойствами являются: интенсивность и качество, а также протяженность в пространстве и времени;
субъективные (связанные непосредственно с внутренними переживаниями испытуемого) — это эмоции и чувства. Они имеют следующие параметры: возбуждение-успокоение, удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка. Эти элементы составляют наиболее сложные чувства, позволяющие обеспечивать необходимую взаимосвязь между конкретными элементами, а также осуществлять синтез самих элементов сознания.
Проблемы сознания в психологии. Анализ проблем.
Сознание в психологии и его изучение имеет ряд значительных трудностей, основные из которых возникают при непосредственном его изучении. Психология сознания выделяет следующие трудности и проблемы:
психологические явления возникают у человека только тогда, когда он начинает их осознавать. Именно этот факт рассматривается в качестве «бескачественного» условия существования самой психики, либо может отождествляться с конкретной психической функцией;
в отличие от прочих психических функций, сознание не локализовано в пространстве и времени. Это приводит к определенным трудностям, связанным с его изучением в конкретных психологических направлениях.
На протяжении достаточно длительного времени «сознание» не имело точного определения, а означало отличие психических сознательных процессов от бессознательных, т. е. Так называемая окраска, сопровождающая большинство психических процессов. И лишь спустя длительное время основное представление об организации сознания было изменено и дополнено. Были добавлены также такие элементы, как знак и предмет, составляющие структуру сознания. Таким образом, сознание в психологии приобрело наивысший уровень саморегуляции и психического отражения, которые были присущи человеку. Оно формируется при общении и опосредствуется речью. Сознание ориентировано непосредственно на внутренний мир каждого субъекта и преобразование действительности.
ОТВЕТ 3 Понятие личности и ее структуры в зарубежной и отечественной психологии. Проблема биологического и социального в психологии. Роль среды и наследственности в развитии психики.