Как назвать село по другому
Воронежский исторический форум
История, Архитектура, Краеведение
Отличия в сельских населенных пунктах
Отличия в сельских населенных пунктах
Сообщение Sergey » 24 фев 2017, 11:31
Деревня, село, сельское поселение, поселок, поселок городского типа, хутор, станица, кишлак, аул
1. ДЕРЕВНЯ
Дере́вня — населённый пункт с несколькими десятками или сотнями домов индивидуальной застройки, преобладающее занятие жителей (обычно это крестьяне) — сельское хозяйство, промыслы. Большими обычно считаются деревни с 30-ю и более дворами.Основным отличием деревни от села в канонической топонимике является отсутствие церкви в деревнях, однако это не является правилом. Например, деревня Логдуз в Вологодской области имеет деревянную церковь.
2. СЕЛО
Село́ — один из видов сельских населённых пунктов в России и Казахстане, к которым также относятся деревни, посёлки, станицы, хутора, аулы, кордоны, железнодорожные станции, полустанки, разъезды и другие. В среднем село вмещает в себя около 1000—2000 жителей.
Как и деревня, располагается такой населённый пункт, как правило, довольно далеко от города. Село до революции 1917 четко отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь — село таким образом являлось центром сельского прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. Оно часто было аналогом центральной усадьбы в советских колхозах. Именно в селе чаще всего размещались предприятия по промышленной переработке продуктов крестьянского труда: мельницы, лесопилки, крупорушки, известковые ямы и пр. Сельские жители часто заводили заимки, где трудились бо́льшую часть лета на удалённых от основного поселения пашнях и покосах.
В советский период и в настоящее время официальных отличий села от деревни не существует. В БСЭ указано, что село является центром сельского совета, но это далеко не всегда так.
В современный период не существует статистического учета числа сел в России. Учитываются все сельские населенные пункты, которых по последней переписи населения 2002 г. насчитывается 152290.
Орджоникидзевская (Ингушетия) — самый крупный сельский населённый пункт России и один из крупнейших в мире. Население станицы составляет 65,1 тыс. человек (2002), что соответствует городу средних размеров.
3. СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
Се́льское поселе́ние — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение входит в состав муниципального района.
Сельское поселение — один из типов муниципальных образований в России, предусмотренных муниципальной реформой.
В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый).
Сельское поселение имеет административный центр — населённый пункт, который определён с учётом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган данного сельского поселения.
Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Исключение составляют территории с низкой плотностью населения, а также отдалённые и труднодоступные местности.
Численность сельских поселений может варьировать от нескольких десятков человек до 15—20 тысяч жителей. Пример: Большеколпанское сельское поселение в Гатчинском муниципальном районе Ленинградской области.
Отличия в сельских населенных пунктах
Сообщение Sergey » 24 фев 2017, 11:32
4. ПОСЕЛОК
Посёлок — один из видов населённых пунктов. В отличие от других населённых пунктов, посёлок может быть сельского или городского типа. Соответственно, в статистических подсчётах население посёлков сельского типа включается в сельское население, а посёлков городского типа в городское население.
5. ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА
По численности населения занимает промежуточное положение между городом и сельскими населёнными пунктами. До административно-территориальной реформы 1923—1929 годов такие населённые пункты назывались посадами.
6. ХУТОР
Ху́тор — населённый пункт крайне маленького размера; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством.
Включает в себя обычно не больше десятка строений. Часто бывает семейным (например хутор Тарусин, Анапский район, Краснодарский край). Иногда хутором называют отдельно стоящую группу жилых строений, административно относящихся к более крупному населенному пункту.
По мере расширения превращается в деревню, село и т.д, но в названии населённого пункта может оставаться слово «хутор».
В Эстонии хутора назывались мы́зами (от эст.mõis); известен этот термин и в юго-западной части Ленинградской области (бывшая территория Ингерманландии). Правда, в последнем случае мызами в XVII-XVIII вв. назывались не хутора, а обособленные помещичьи усадьбы с принадлежавшими им сельскохозяйственными постройками (швед.håff), служившие основой административно-территориального деления Ингерманландии. Наиболее известные мызы: Саарская мыза (позже Царская мыза, а ныне город Пушкин), Гатчинская мыза, мыза Стрелина, мыза Пелла (ныне город Отрадное), мыза Сиворицы (ныне посёлок Никольское).
В Польше и ряде стран центральной и восточной Европы использовался термин фольварк.
У донских и кубанских казаков в Российской империи хутор — поселение на территории юрта (земельной территории) станицы, не имеющее отдельного административного управления. У некоторых станиц (например ст-ца Елизаветинская) хутора по населению были больше исторически возникшего первым центрального поселения. Разросшиеся хутора нередко выделялись в отдельные станицы, то есть имели отдельный общинный юрт и приписанное казачье население. В восточных казачьих войсках аналогом хутору был станичный посёлок.
Отличия в сельских населенных пунктах
Сообщение Sergey » 24 фев 2017, 11:33
7. СТАНИЦА
Стани́ца — административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлки).
Округ каждой станицы в Российской империи составлял её станичный юрт, лица войскового сословия, живущие в юрте, станичное общество. На станичном сборе выбиралось станичное правление: станичный атаман, его помощник и казначей. Атаман распределял земли между семьями казаков.
По численности населения станицы часто превышают небольшие города. Например, в станице Орджоникидзевская (Ингушетия) проживает 65,1 тыс. человек (2002), а в станице Каневской (Краснодарский край) — 44,8 тысячи (2005). Эти станицы являются крупнейшими сельскими поселениями России.
Станицы, как населённые пунккты, в настоящее время находятся в следующих субъектах России: Адыгея,
Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Чечня, Краснодарский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Ростовская область.
8. КИШЛАК
Кишла́к (первоначально: зимовка от тур.Kış — зима) — название поселка в Средней Азии и Афганистане. Первоначально обозначал зимовку кочевников. Кишлаки окружались глухими глинобитными стенами (дувал, девал). В каждом окруженном каменным забором доме находился подземный колодец (кяриз), поэтому люди с водой достаточно редкое явление в кишлаке. Канализация в кишлаках отсутствовала. Глиняные печи (аналог тандури) топились кизяком. Кривые улочки были грязны, по ним ходили облаченные в чадру женщины, мужчины в чалмах и халатах, навьюченные ишаки. Образ кишлака дополняет дерево чинар. Помимо жилых домов важными элементами кишлака являлся базар, мечеть и кладбище. Основным населением кишлаков были дехкане (крестьяне).
9. АУЛ
Ау́л (авул, авыл, айыл, агыл, аил, аал, йал, ял) (башк. ауыл, каз. ауыл, монг. айл, тат. авыл, тюрк. авул, тув. аал, чуваш. ял) — традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа.
Слово аул имеет тюркское происхождение. Изначально аулом назывался подвижной кочевой стан, состоящий из мобильных юрт. Поскольку в каждый отдельный кочевой стан входили, как правило, представители одного рода, то слово аул также означает кочевая расширенная семья, состоящая из нескольких поколений и включающая, помимо родителей и детей также ближайших родственников.
Аул мог состоять из любого количества юрт. В каждой юрте проживала одна семья (отец+мать+дети). Маленькие аулы состояли из 2 — 3 юрт самых близких родственников, богатые аулы могли состоять из сотен юрт.
Аулы кочевников не являлись постоянной единицей, постоянно меняя своё положение, количество и состав. Они были настолько же подвижны и изменчивы, насколько и сам кочевой образ жизни. Количество юрт в ауле диктовалось внешними условиями. Оно зависело от политической обстановки, экономического состояния, ландшафта, урожая трав для скота, климата, времени года, наличия воды и пр. факторов.
Начиная со времён Великого переселения народов, неоднократно происходило смешение народностей. Происходила, с одной стороны, «кочевнизация» и «тюркизация» народов Кавказа и Восточной Европы, с другой стороны сами кочевники быстро поглощались оседлой культурой и смешивались с местным населением.
В результате этого процесса слово аул распространилось на постоянные поселения Кавказа, где влияние тюрков было особенно сильным.
В горах Кавказа, особенно в Дагестане, аул — укреплённое поселение. Дома в аулах строятся обычно из камня на горном склоне или у отвесной стены для защиты поселения от неожиданного нападения. Дома, как правило, одно-двухэтажные, расположены уступами, чтобы противник не смог добраться до них по дороге. Обычно дома обращены фасадом на юг, чтобы в зимнее время извлекать пользу от солнечного света и иметь защиту от холодных северных ветров. Аулы находились в большей мере около пастбищ и источников воды, но иногда бывало и обратное. В XIX веке, когда Россия вела войны на Кавказе, аулы были весьма труднопреодолимыми оборонительными пунктами и могли быть захвачены, в большинстве случаев, лишь с помощью штурма.
На Северном Кавказе славянское население традиционно называет аулами все населённые пункты сельского типа с нехристианским населением. При этом по ОКАТО аулами числятся сельские населённые пункты с адыгским (черкесским), абазинским и ногайским населением в Адыгее, Краснодарском крае и Карачаево-Черкесии. В других республиках региона, а также Ставропольском крае (ногайские, туркменские) такие населённые пункты официально числятся сёлами, но в быту и публикациях зовутся аулами, что не верно.
У народов Казахстана и Средней Азии, а также Башкирии первоначально этот термин означал подвижное поселение, которое циклично перемещается с мест зимнего выпаса скота (кышлау) на летнюю кочевку (жайляу). Становление аула, как постоянного поселения связано с переходом народов (казахов, киргизов, башкир, туркменов) к оседлому образу жизни в XIX веке и начале XX века. Аул у этих народов представляет собой деревню или село с квартальной или хаотической застройкой домами из сырцового или обожжённого кирпича (реже из дерева), с загонами для скота, хлевами, амбарами, колодцами, иногда с огородами и садами. Чаще всего аулы располагаются вблизи рек или озёр, родников, либо в местах с высоким уровнем залегания грунтовых вод. Фактически аул среднеазиатского типа имеет большое сходство с деревней (или селом) славянских и финно-угорских народов. Ряд населённых пунктов с казахским населением в Омской области России (Нововаршавский район, Русско-Полянский район) числятся многочисленными аулами.
Как назвать село по другому
Смешные названия РЕАЛЬНЫХ городов, деревень, улиц, рек и т. д…
Большая Пысса ( населенный пункт в Коми-Удорском районе)
Большие Пупсы ( деревня в Тверской обл.)
ул. Минструактивная ( Смоленская обл.)
г. Манды ( Монголия)
Дешевки ( деревня в Калужской обл.)
ул. Новый русский спуск ( деревня Уборы)
Такое ( село на Сахалине)
Тухлянка ( река на Сахалине)
Баклань ( село в Брянской обл.)
Лохово ( поселок на Можайском ш.)
Факфак ( Новая Гвинея)
Большое Струйкино ( село в Новогородской обл.)
Овнище ( деревня в Тверской обл.)
Дно ( город недалеко от Пскова)
Трусово ( деревня в республике Коми)
ул. Забойна ( Калуга)
Кокаиновые горы ( река в Пермской обл.)
Косяковка ( деревня в Башкирии)
Куриловка ( село в Саратовской обл.)
Ширяево ( деревня в Самарской обл.)
Ломки ( деревня в Нижегородской обл.)
Йокосука ( город в Японии)
Большой Куяш ( деревня в Челябинской обл.)
Иннах ( поселок на Чукотке)
Крутые Хутора ( деревня в Липецкой обл.)
Крутая ( деревня в Коми)
Быки, Бычихи ( деревни в Белоруссии)
Новые Алгаши ( колхоз в Ульяновской обл.)
Новопозорново ( село в Кемеровской обл.)
Лысая Балда ( река в селе Заряное, Украина)
Болотная Рогавка ( деревня в Новгородской обл.)
Старые Черви ( село в Кемеровской обл.)
Верхнее Зачатье ( деревня в Чеховском районе)
Дураково ( деревня в Калужской обл.)
Заячий пузырь ( река в Кемеровской обл.)
Козявкино ( село в Кемеровской обл.)
Цаца ( Волгоградская обл.)
Засосная ( деревня в Липецкой обл.)
Звероножка ( река в Московской обл.)
Муходоево ( село в Белгородской обл.)
Да-да ( поселок в Хабаровском крае)
Вобля ( река в Рязанской обл.)
Хреновое ( село в Воронежской обл.)
Блювиничи ( деревня в Брестской обл.)
Большое Бухалово ( деревня в Вологодской обл.)
Свиновье ( деревня в Одинцовском районе)
Синие Лепяги ( поселок в Воронежской обл.)
Жабино ( деревня в Мордовии)
Кончинино ( деревня под Дмитровом)
Раздериха ( река в Дмитровском районе)
Чуваки ( деревня в Пермской обл.)
Мусорка ( дреревня в Ульяновской обл.)
Голодранкино ( деревня под Магнитогорском)
Безводовка ( деревня в Ульяновской обл.)
Красная Могила ( Донецкая обл.)
Кундрючья ( река под Волгоградом)
Хотелово ( поселок под Тверью)
Добрые Пчелы ( в Рязанской обл.)
Соода Уйу ( название магазина в Бишкеке)
Как у наших деревень появлялись названия
Каких только названий деревень не встречается на просторах Руси – от поэтичных и возвышенных, вроде Поспелово, Вознесенского или Красавино до забавных, смешных и даже казусных: Дурново и Хреново, Снова Здорово и Попки, Лысая Балда и Козявкино. Однако не спешите смеяться. Если что-то на Руси кажется вам смешным, вероятно, вы просто чего-то не знаете. Принципов, по которым в России называли села и деревни было великое множество. Например, названия могли сохраниться, как наименования административных единиц.
Великим или Большим Двором называли центры владений бояр, Городком именовали укрепленное поселение, Погостом назвали село с церковью и кладбищем. Село, начавшееся с одного-единственного двора, называлось Починок, а жители деревни Слободки или Слободы были когда-то освобождены от налогов. Населенные пункты Стан, Становая, Становище получили названия от станов, которые устраивались на дорогах – в них останавливались князья или их наместники для сбора податей.
По месту
Основной принцип, по которому русские называли свои поселения, был названием по месту, на котором стояла деревня. Ее могли назвать по реке или озеру, по какой-нибудь особой примете: Высокая Горка, Большой Камень, Залесово, Заплывино, Большой Луг, Исток. Деревня Пазухи под Великим Устюгом получила свое название от слова «пазуха», что значало «заводь, залив»; деревня Порог стояла у каменной гряды. Название деревень Прислон и Присло произошло от существительного прислонъ, что значало «гористый берег реки», то есть деревни стояли на берегу, на возвышенности. Название Медвежий Взвоз говорит не только о том, что в лесах возле села обитали медведи, но и о том, что стоит оно на круче – на «взвозе» Село Бабка под Воронежем по одной версии получило название от водившихся здесь пеликанов, которых на Руси назвали бабами-птицами, а по другой – возле села находится много баб – каменных идолов. В Жареном Бугре никто никого не жарил, слово «Жареный» пришло в название из тюрского языка, на котором «джар» значило «крутой, обрывистый берег». А село Сучкино получило название от раскорчеванной пашни, которую раньше называли суками. Деревня Истопная стояла на речке, текущей из болота, «топи»; название деревни Исады встарь означало место высадки, погрузки, пристань. Название деревни Рыжесиденье произошло от «сиденья» – участка земли, который обрабатывал поселенец.
По имени-прозвищу
Деревни на Руси называли по распространенному среди жителей имени, например, Петрово, Иваново, Юдино – последнее происходит от измененного христианского имени Иуда. Деревни называли по имени или фамилии её основателя-первопоселенца, например, деревня Елакино Велико-Устюгского района получила свое название от фамильного прозвания первопосленцев Савы и Карпа, которых назвали «Елакинскими» («Песцовые книги Русского севера»). Названия деревень Клепик, Клепиковская произошли от прозвища Клепик, Кляпа, которым на Руси звали кривых, сутулых людей. Курилово получило название от прозвища основателя деревни Курило, что значало «пьяница, кутила». Название деревни Пестово восходит к древнерусскому прозвищу Пест, что значило – глупый, упрямый человек». А деревни Сусловка, Сусоловка, Сусол были названы в честь Сусола, который получил прозвище от глагола «сусолить», то есть «пить», «сосать». Большая Рудница произошла от имени Руда, которое теперь не употребляют, Киево — от Кия, а Махново от сокращенного имени Матвей (Н.В. Анисимова «О чем говорят названия наших мест»). Загоскино взяло свое название от прозвища Загоска – кукушка, а Ратчино – от имени Ратч, Ратибор, Порховка – от имени Порх, а Шилово — от прозвища Шил.
По занятию
Это самый понятный принцип названия селения – в Кузнецово жили кузнецы, в Телятино или Телячьем – скотники, в Кожино дубили кожу, в Коромыслово гнули коромысла, а в Дощаново делали чаны под квас и пиво (досчан – чан), в Хомутово делали сбрую, в Грамматеево жили грамотные люди, деревня Хреново славилась полями хрена, на котором специализировались местные крестьяне, а в Добрых Пчелах занимались бортничеством.
По названию животных и деревьев
Деревню могли назвать по животным, которыми славились окружавшие ее заросли. К примеру, Лисья Горка, Барсуки, Комарово, Гусево, Журавлиха, Тетёрки, Кулики, Выдрино, Шатуново, Полозово. Или по породам деревьев и кустарников, которые росли рядом – Сосновка, Липцы, Дубовая, Дубье, Вересовка, Лозовицы. Село Дурниха в Московской области называется так по старому наименованию голубики, – эту ягоду звали дурнихой, и местные собирали ее летом в большом количестве. Деревня Черемша славилась черемшой, а в Черемухоно росло много черемухи. Леса у Мясного Бора в Новгородской области были богаты живностью, дичью.
По церковным праздникам
Деревни и села с такими названиями были распространены по всей России и в Сибири: Архангельское, Успенка, Постное, Воскресенка, Никольское, Богородское, Троицкое. Иногда встречаются и языческие названия, например, Староперуново и Новоперуново.
Адаптированные названия
В некоторых местах тюрские названия деревень переиначивали на русский лад, и теперь можно только догадываться, что значило это название раньше. Например, название забайкальского села Хохотуй, возможно, раньше звучало по-бурятски как Хоготуй или Хоготой, что означало березовый лес, или Хохутуй, то есть тракт, дорога. В Волгоградской области есть село Цаца, название которого, скорее всего, восходит к калмыкскому названию буддийской часовни. А деревня Балдейка в Удмуртии называется так от татарского слова «булды», что значит «успешное окончание дела» В честь событий Часть деревень имеет название в честь какого либо события, часто анекдотического свойства. Например, Блинные Кучи в Смоленской области получили название от блинов, которыми встречали жители села императрицу Екатерину II. А Снова Здорово получило свое название от двух помещиков, которые все время здоровались на одном месте. Село Трахонеево было названо так в честь византийского рода Траханеотов, представители которых присутствовали при венчании Софьи Палеолог и Ивана III. А Посолькое село в Бурятии названо так в честь послов, которых на этом месте убили кочевники.
Откуда берутся названия населенных пунктов? Кто и когда решает как назвать тот или иной город, поселок, деревню?
Частенько они происходят от всяких забавных словечек и присказок-поговорок, часто употребляемых жителями этих мест. Теме происхождения географических названий (топонимов) посвящена целая наука – топонимика…
Козельск, город в Калужской области Российской Федерации, упоминается в летописях с XII в. под названием Козлеск, Козелеск. Похожие названия поселков и городов есть и на Украине – Коцелец, Козельщина, Козлов, Козова, Козятин. Произошли они и от «строений в поле для собранного хлеба», и от полевых цветов – козельцев, но в основном – от «козлиных» прозвищ и фамилий, которые невесть почему были в прошлом весьма распространены на Руси и прилегающих к ней территориях.
Впрочем, нередко встречались и «кошачьи», «куриные», «свиные» названия. Немало было «псиных» имен: Лесное Сучкино, Псарня, Собаченки, Псова Гора, Малое Сукино, Кобелево, Собакино, Собачий остров (большая часть их отчего-то принадлежала Нижегородской области).
Имелся, правда, в Нижегородской области районный центр Пьянский Перевоз, от речки Пьяны (назвали ее так за извилистость – «шатается, как пьяная»), но в 1962 г. его «облагородили», переименовав в просто Перевоз.
Столица Таиланда Бангкок на местном наречии называется словом из 147 букв, в переводе звучащим так: «Великий город ангелов, наивысшее вместилище божественных сокровищ, великая земля, которую нельзя завоевать, великое и процветающее царство, великолепная и замечательная столица девяти драгоценных камней, где живут величайшие властители и расположен большой дворец, жилище богов, способных перевоплотиться в духов»…
Одно из индейских названий озера в американском штате Массачусетс покороче, но выговорить его весьма трудно, даже прочитав десятки раз. Переводится оно следующим образом: «Я буду ловить рыбу на этой стороне, ты будешь ловить на той стороне, а посередине никто ничего не ловит».
«Самый русский пейзаж»: 7 красивых деревень в России
В список включают поселения, которые сохранили хотя бы часть сельского уклада жизни и не превратились в музеи полностью. В таких местах проживает не больше 2000 человек. Важно, чтобы у деревни был живописный вид, она гармонировала с пейзажем и сохранила традиционную застройку.
В 2020 году в этом списке 44 деревни и пара маленьких городов. Все они разные: есть села с тысячелетними крепостями и деревеньки, которые украшает одна церковь или дацан — буддийский храм в Бурятии. Еще есть небольшие северные деревни с красивыми деревянными часовнями и удивительными мельницами, большие поселения с купеческими домами и развитым туризмом.
Я изучила список и выбрала 7 самых живописных и интересных деревень в разных регионах России.
Как путешествовать во время пандемии
Старая Ладога
Старую Ладогу в Ленинградской области называют первой столицей Руси. Село основали в 753 году. Оно расположено в 15 км от Ладожского озера, у реки Волхов. От Санкт-Петербурга до Старой Ладоги — 130 км.
Главная достопримечательность поселения — Староладожская крепость, которую заложили еще в 9 веке. По преданиям, в ней останавливался Рюрик со своей дружиной. Каменная крепость на месте первой деревянной появилась в конце 15 века. На ее территории сохранилась Георгиевская церковь с фреской 12 века.
Всего в Старой Ладоге 6 церквей, 2 монастыря, часовня, урочище и земляной город. Здесь есть улица 15 века и купеческие дома с музеями. Все они входят в Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. С крепостью и монастырями соседствуют деревенские дома и огороды жителей Старой Ладоги.
Кинерма
Кинерма — самая известная деревня Карелии, она расположена в 100 км от Петрозаводска. Ей больше 500 лет. В 16 веке ее сжигали шведы, в 17 разрушали литовцы и русские казаки. Но местные жители каждый раз восстанавливали Кинерму.
Деревня небольшая: здесь 17 домов, 7 бань, старое кладбище и 200-летняя часовня Смоленской Богоматери. Ее можно обойти за 40 минут.
Сейчас это памятник народного деревянного зодчества и пример поселения Карелии 19 века. У нее круговая планировка с часовней и кладбищем в центре. В других карельских деревнях часовня и кладбище расположены за пределами поселения.
Услуги для туристов в Кинерме в группе во «Вконтакте»
Кимжа
Кимжа расположена за полярным кругом, в 350 км от Архангельска. Ее основали в начале 16 века. Здесь находится 71 исторический памятник, в том числе деревянная пятиглавая шатровая Одигитриевская церковь 1709 года постройки. Еще в Кимже сохранились традиционные поморские дома 19 века. Всем им больше ста лет, многие по-прежнему жилые. Постоянное население деревни — около 100 человек.
Самое необычное в Кимже — северные деревянные мельницы-столбовки, которые стоят на срубах из бревен. Одну из них построили в 1897 году. Мельничный механизм не работал, но в 2010 году его восстановили.
Жители Кимжи сами добились реставрации своей церкви, получили два гранта, чтобы создать в селе музеи, организовали международный фестиваль мельниц. Здесь детей в школе учат русским ремеслам, справляют большинство праздников по канонам и до сих пор колядуют на Рождество. Туристы могут приехать и поучаствовать в народных праздниках.
Изборск
Изборск упоминают в летописях с 8—9 веков. По легенде, его князем был младший брат Рюрика Трувор. Сейчас это деревня, где живет около тысячи человек. В центре стоит старинная крепость 14—16 веков. Вокруг расположены еще несколько часовен и церквей.
Здесь сохранились столетние деревянные дома, купеческие особняки, хозяйственные постройки из камня-плитняка, булыжные мостовые. В поселке очень много традиционных крестьянских и купеческих домов.
В деревне можно подняться на крепостные стены и осмотреть окрестности. В отзывах пишут, что вид оттуда очень красивый. «Наверное, это самый русский пейзаж, какой только можно себе представить», — говорят на «Трипэдвайзоре».
В Изборске снимали несколько сцен фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». В начале 20 века здесь останавливался художник Николай Рерих, он посвятил деревне несколько картин.
Великое
Великому больше 700 лет. В середине 19 века оно было крупнейшим фабричным селом Ярославской губернии. Здесь делали знаменитое ярославское льняное полотно. Местные купцы строили богатые двух- и трехэтажные каменные и деревянные дома, которые сохранились до наших дней. Сейчас центральная часть села — это ансамбль гражданского каменного зодчества 18—19 веков.
Два главных архитектурных памятника Великого — церковь Рождества Пресвятой Богородицы и храм Боголюбской иконы Божией Матери с 75-метровой колокольней 1758 года постройки. В центре поселения находится Черный пруд — искусственный водоем со статусом памятника природы. Его называют украшением села. Местные жители набирают здесь воду для полива огородов, иногда полощут белье, а зимой делают купель для крещенских купаний.
Ошевенский Погост
Живописная северная деревня расположена в 45 км от Каргополя, на речке Чурьеге. Здесь хорошо сохранился квартал традиционной северной деревянной застройки с избами 19 века и колодцами-журавлями. Выделяется церковь Богоявления Господня с восьмигранным куполом и отдельно стоящей колокольней. Ее построили в 1787 году.
Главная достопримечательность Погоста — Свято-Успенский Александро-Ошевенский мужской монастырь. Его основали в 1453 году, но сейчас он на реставрации.
Для туристов в деревне проводят мастер-классы по кадрили, прядению, лоскутному шитью, традиционной выпечке, предлагают деревенский обед из русской печи. Правда, цены придется узнавать на месте: их нигде не публикуют.
Вятское
Это первое село, признанное самым красивым в стране. Его планировка почти полностью сохранилась с 18 века. Здесь больше 50 памятников архитектуры — купеческих и крестьянских домов, трактиров, чайных, богаделен. Около 30 из них отреставрировали.