Как назвать волка в сказке
Волк в русских народных сказках в большинстве случаев является негативным персонажем. Он сильный и опасный противник, но в то же время это наивный и не отличающийся особым умом герой. Часто попадает в передряги из-за своей глупости, злонамеренности, излишнему доверию Лисе и другим более смышленым персонажам. В редких повествованиях волк все же становится верным другом и защитником.
Волк в русских народных сказках
Положительная и отрицательная роль волка в сказках: ее истоки
Неоднозначное изображение персонажа связано с таким же нечетким отношением к животному в народе. В сказках он нередко становится собирательным образом, наделенным силой и глупостью одновременно. С помощью поучительных историй демонстрируется, что физическая мощь противника – это еще не главное качество для победы в схватке. Удачно дополняет этого персонажа пословица «Сила есть – ума не надо!». Но в тоже время, когда в сказке хитрая Лиса издевается над волком, мы сопереживаем ему. Его простодушие нам ближе, чем коварность рыжей плутовки.
Образ простодушного волка опровергается в некоторых сказках. Например, в рассказе об Иване-царевиче волчий герой наоборот демонстрирует мудрость, неожиданно становится на сторону добра, выполняет роль советчика и помощника. Но это скорее исключение, чем правило.
Характер волка в народных сказках
В первую очередь волк – это персонаж-злодей. Вот только в некоторых сказках он несет угрозу для других героев, а в остальных является безобидным и даже полезным.
Как можно заметить, серый волк является самым поучительным, как в положительной, так и в отрицательной ипостаси.
КАК И ПОЧЕМУ ОБРАЩАЮТСЯ К ЖИВОТНЫМ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ?
/data/files/r1566141952.docx (Работа в Word) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа»
КАК И ПОЧЕМУ ОБРАЩАЮТСЯ К ЖИВОТНЫМ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ?
Кузнецова Ксения, 9 лет
ученица 3 класса «Б»
МКОУ «Ильинская СОШ»
учитель начальной школы
Цель исследования – изучение причин, давших прозвища животным в русских сказках
найти в русских народных сказках обращения к различным животным;
выяснить причины, давшие им эти названия и имена;
провести опрос среди школьников на знание обращений к животным в русских народных сказках и причин этих названий.
Объектом исследования выступают обращения к животным – героям русских народных сказок.
Предмет – причины, давшие героям эти обращения.
Методы исследования: изучение теоретической информации о сказках, изучение сказок о животных, наблюдение, опрос.
Русские народные сказки о животных.
Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными.
Целью сказки было обучить ребенка нормам и правилам поведения, а заодно и развлечь или утешить. Правда, не все сказки писались для детей, но мы в нашем исследовании говорим о сказках для детей.
Выделяют три типа сказок: волшебные, бытовые сказки и сказки о животных. Наше исследование проводится в рамках одного типа сказок – сказки о животных. Животные в таких сказках являются главным действующим лицом, наделенным человеческими качествами. Как и люди, многие из зверей имеют в сказках не просто клички, но и даже имена и отчества.
Таким образом, имена животным в сказках рассказчики давали, потому что животные ведут себя в сказках, как люди: общаются, ходят вместе на Кристины, ругаются и мирятся. Особо уважаемым героям давали имя и отчество.
Какие прозвища и почему давали животным в сказках.
Ознакомившись с теорией, мы принялись за чтение сказок. Из всех русских народных сказок о животных, которые удалось найти в домашней и школьной библиотеке, мы выписали обращения и имена животных.
Некоторые названия остались без объяснения: мы либо не нашли информацию по данному поводу, либо источник информации был сомнительным. Полученные данные мы обобщили в таблице.
Таблица: «Обращения к животным в русских народных сказках»
Норка – нора. Углубление под землей с ходом наружу, вырытое животным и служащее ему жилищем. (2) В такой норке и живет мышь.
из-за угла хмыстень
Издаваемое самцами в период размножения пение в народе назвали «кваканьем».
Лягушка передвигается прыжками. За это получила прозвище Попрыгушка.
Глаза у зайцев посажены широко по бокам головы. В процессе питания он может видеть, что твориться вокруг.
Но он плохо видит то, что творится у него под носом. Чтобы разглядеть, к примеру, морковку, которую поднесли к носу зайца, ему нужно повернуть голову и как бы скосить глаз. Человеку кажется в этот момент, что заяц слегка косой. К тому же заяц, убегая от погони, натыкается на кусты, деревья, даже стоящего охотника! Со стороны кажется, что мчащийся зверёк плохо видит, «окосел» (6).
Прозвище Попрыгайка произошло от слова прыгать, так как заяц передвигается скачкообразными движениями – прыжками.
Один из самых быстрых зверей в лесу.
Скорее всего, по созвучности.
«Сказка о козе лупленой»
Играет в сказках роль слабого, беззащитного животного, его легко обидеть. Поэтому к его названию добавили уменьшительно-ласкательный суффикс.
Правил когда-то Новгородским княжеством Патрикей, и был он удивительно хитрым и изворотливым, чем и прославился. С тех пор ему подобных и стали называть Патрикеевичем да Патрикеевной. Но крепче крепкого это имя пристало к лисе, потому что это действительно очень хитрый и ловкий зверь (1).
«Лисичка-сестричка и волк»
Все названия образованы с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов. Лису в сказках уважали, обращались к ней уважительно. Ее манера ходить, вкрадчиво ласково говорить, льстить так же способствовали таким ласковым обращениям.
«Мужик, медведь и лиса»
«Лисичка-сестричка и волк»
Мы нашли следующую версию. Лиса сама так себя назвала, чтобы звери были к ней более доверчивы, как к сестричке. Но гарантировать достоверности источника мы не можем.
Олисава – славянское имя. Нежное, певучее. Как раз подходит к образу лисы. К тому же созвучно.
«Мужик, медведь и лиса»
Прозвище лисица уже не такое ласковое, как лисонька, лисичка и прочие. В нем уже чувствуется, что она злопамятная, расчетливая, жестокая, корыстная (1). В некоторых из этих сказок лиса не может избежать расправы и терпит неудачу.
«Лисичка-Сестричка и волк»
Оба толкования подходят к лисе. Первое намекает на ее характер. Второе на родственные связи со всеми животными, которые, по некоторым источникам, выдумала сама лиса, чтобы было легче манипулировать лесными обитателями.
Уважение. Лиса (первый слог ли), поэтому Лизаветта. Иван – самое распространенное на Руси имя, давшее отчество не только лисе, но и другим животным в сказках.
Скорее всего, по созвучности.
Левон — мужское армянское имя.
«Волк и коза» «Зимовье зверей»
1. Крёстный отец по отношению к родителям окрещенного ребенка и к крёстной матери. 2. Обращение к пожилому мужчине (4).
«Сказка о козе луп-леной»
1. Волк-одиночка (4). Несмотря на то, что волк – стайное животное, в сказках он, как правило, один.
Медведь подобно человеку может ходить на двух ногах, но ходит косолапо, криво.
В сказках медведь – зверь высшего ранга. Он самый сильный лесной зверь (1). Отношение к нему уважительное. Имя Михаил – созвучно названию «медведь», отчество Иванович – самое распространенное на Руси. Отчество – Потапович мы объяснить не сумели.
С пренебрежением. Обычно к медведю обращаются с уважением или страхом. В этой же сказке лиса уверена в себе и может пренебрежительно назвать медведя Мишкой.
«Мужик, медведь и лиса»
Так же как у волка
Подчеркивается сила медведя. Он давит все, что попадается ему под ноги. (1)
Уважение. Котофей по первым буквам слова «кот». Иванович самое распространенное отчество у животных в сказках.
«Напуганные медведь и волки»
По звукам, издаваемым котом, когда он чем-то доволен.
коток-серенький лобок; серый кот, бестолковый лоб
По цвету шерсти. И в рифму.
По окончании исследования, мы захотели узнать, а что о сказочных прозвищах животных знают другие школьники. Опросили 35 человек в возрасте от 10 до 14 лет. По данным опроса получили диаграммы и сделали следующие выводы.
Самое распространенное прозвище лисы – Лисичка-Сестричка. Второе по популярности имя Лисы – Алиса, на самом деле даже не относится к русским народным сказкам (рис.1).
Рисунок 1. Как в русских народных сказках называют лису?
Рисунок 2. Как называют в русских народных сказках мышь?
Самое распространенное прозвище мыши – Норушка (рис.2), у лягушки – Квакушка (рис.3), у медведя – Косолапый (рис.4).
Рисунок 3. Как в сказках называют лягушку?
Рисунок 4. Как называют в сказках медведя?
Рисунок 5. Как в русских народных сказках называют зайца?
Рисунок 6. Как в сказках называют волка?
Еще меньше школьники знакомы со сказочным котом. Мы видим, что даже среди высказанных вариантов много неверных: Кот ученый и кот Базилио – это герои поэмы А.С. Пушкина и авторской сказки А.Н.Толстого (рис.7).
Рисунок 7. Как в русских народных сказках называют кота?
Рисунок 8. Количество учащихся, не знающих, кого называют в сказках Поскребушкой, Попрыгушкой, Косым, Плутовкой, Левоном, Косолапым, Котофеем.
Опрошенные учащиеся в основном знают, что Попрыгушкой в сказках называют лягушку, Косым – зайца, Косолапым – Медведя. Но мало кто из опрошенных знает, что Левоном в сказке называют волка. Мы до исследования о нем тоже не слышали.
Объяснить отчество лисы Патрекеевна сумел один человек из 35, четверо дали объяснение одним словом «хитрая», а 30 человек даже не предположили никакой версии.
Можно сделать вывод: школьники не очень хорошо знают прозвища животных в русских народных сказках и не всегда понимают причины, давшие животным сказочные прозвища.
Цель, поставленная в начале исследования, достигнута: мы выяснили некоторые причины, давшие прозвища животным в русских народных сказках. Для достижения цели мы нашли в сказках обращения к животным, выявили причины, давшие эти названия, провели опрос среди школьников на знание изучаемой нами темы.
Гипотеза подтвердилась частично. Прозвища животным давали и по внешним признакам, и по повадкам, характеру героя, и ориентируясь на рифму к названию животного и другим причинам, не до конца нами выясненным.
Список источников и литературы:
Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1977
Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. – М.: «Художественная литература», 1991
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся образовательных учреждений / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
Образы зверей в славянских сказках
Волк — Зверь Дажьбогов
Волк — хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищний зверь, давний сосед
славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по повадкам — сбивается в стаи, плотояден и быстр.
Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк — тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор. Волк по сей день внушает страх и уважение. Хотя и не смел он, в одиночку на охоту не выходит, предпочитает слабую или больную дичь. Но без нужды не убивает, в сытое лето практически не опасен.
Таким образом, волк — существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой — хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня — наполовину человека, наполовину зверя.
Время волка — середина зимы. Цвета — серый, белый, черный
Пословицы и приметы:
• Волка нога кормят
• Либо с волками выть, либо съеденным быть
• Сытый волк смирнее ненасытного человека
• Таскал волк, потащат и волка
• Сколько волка не корми, все в лес тянет
• Волки появляются в селениях — голоду.
• Волк дорогу перейдет — к счастью
Мифологические животные
Медведь — Зверь Велесов
Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.
Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.
Время медведя — конец зимы. Цвета — коричневый,черный
Пословицы и приметы:
• Силен медведь, да в болоте лежит
• Не дано медведю волчьей смелости, а волку — медвежьей силы
• Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла
• Не продавай шкуры, не убив медведя
• Два медведя в одной берлоге не живут
• Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю
• Медведь в берлоге на другой бок переворачиватся, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).
Лиса — Зверь Макошев
Лиса — лисичка, лиска, рыжая, Патрикевна, кума.
Лиса — это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши — богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий цвет лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой. Но с лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы, возможно ипостаси Макоши.
Время лисы — начало и середина зимы. Цвета — красный, рыжий, коричневый
Пословицы и приметы:
• Лисичка всегда сытей волка бывает
• Лисой пройти — хитростью
• Кто в чин вошел лисой — править волком будет
• Кабы лиса не подоспела, то овца волка бы съела!
• Лиса и во сне кур считает
• Лиса дорогу перебежала, быть беде.
• Лисий лай услышать — к несчастью.
Заяц — Зверь Ярилин
Заяц — скоромча, выторопень, ушкан, кривень, косой, лопоухий, билей, беляк,зец. Вешнего зайца называют яровик, ранней зимой — настовник, осенью — листопадник, а летом — травник или летник.Степного зайца, который не меняет на зиму цвет шубы и остается весь год серым, называют русак. Беляк живет в лесах и зимой белеет, прячась от врагов.
Заяц был в чести у славян, как животное, символизирующее молодую, ярую силу, мощь нарождающейся жизни.Заяц труслив, проворен, ловок и быстр, чрезвычайно плодовит.
Заяц, как и глухарь, был посвящен Яриле — весеннему богу солнца и продолжения рода.Заяц хитер и этим спасает себе жизнь, противостоя грозной, но не очень разумной силе прочих животных. С ним часто соотносили весеннее безумие,наступающее в марте. Предчувствуя радость совокупления, обычно осторожный заяц теряет голову и легко попадает в лапы хищников. Несмотря на свою трусливость, заяц всегда бьется до конца, отбиваясь от врага мощными задними лапами.
За быстроту и легкость, зайца сравнивают то с лучом света, бегущим по воде, то с синими искорками на угольках костра. Индийцы считали зайца (saya) лунным животным,из-за его белой шубы, сравнивая с отблесками луны на водной глади. С приходом христианства, образ зайца, как древнего тотемического животного и объекта поклонения, был объявлен нечистым. Отсюда и примета — перебежал заяц дорогу, быть беде. ‘Пень тебе да колода, нам путь да дорога’, говорят вслед убегающему зайцу, чтобы отогнать беду.
Часто быстрых зайцев сравнивали с молниями, верным спутниками громового бога Перуна. Молнии называли еще морскими зайчиками, которые купаются в море дождя, стремительно рассекая водяные струи. Зайцы, как и другие грызуны — белки и бурундуки имеют крепкие зубы,разгрызающие самое крепкое дерево, подобно молниям. Зайцы и белки несли с собой бурю и ненастье, губительное для людей. Плывущий в бурю, никогда не упоминал имени зайца, опасаясь гнева водяного. Первая весенняя охота на зайца посвящалась верховному богу — громовику и символизировала приход нового сезона. Как Перун преследовал трусливые молнии, которые спешили укрыться от его гнева в темные тучи, так и охотники загоняли зайцев и белок, во славу громовика.
Время зайца — начало весны. Цвета — белый и серый
Пословицы и приметы:
• Без собаки зайца не поймаешь
• Коня положили, да зайца уходили
• За двумя зайцами погонишься, и одного не поймаешь
• Заяц по селу бежит — к пожару
• Заяц дорогу перебежал — к несчастью
Кабан — Зверь Перунов
С древних пор кабан символизировал воинскую доблесть, но вместе с тем — и жадность, городость, похотливость, попрание целомудрия. Отношение к их одомашненным родичам — свиньям также было противоречиво. С одной стороны, упитанная и плодовитая свинья — воплощение сытости, богатства и благополучия. В индоевропейской традиции свинья — символ роющего землю плуга, весеннего буйства природы.
Славяне подмечали таинственную древнюю связь между поведением свиней и приближеним ненастья, ураганного ветра.Золотая щетина, приписываемая борову по легенде — это поэтический образ грозовой тучи, освщенной лучами летнего солнца. Острые зубы вепря — молнии, спадающие с темного тела тучи. Этот образ роднит кабана и свинью с многими грызунами — белками, зайцами, бобрами, крысми и мышами, также посвященными Перуну.
Несмотря на питательное свиное мясо и сало, склонность этих животных к грязи, неразборчивость в еде, упрямство и жадность, доставшиеся от диких собратьев, принесли им дурную славу. Часто свиньи относились к миру смерти и тьмы. У множества народов есть предания о превращении людей за чрезмерную похотливость и стремление к наживе в диких свиней. Одержимость свиней демонами — древняя мифологическая традиция, корни которой уходят в египетские сказки. Сет обратившись в черную свинью, ослепил Гора и лишь сам Ра смог излечить его.
Пословицы и поговорки про свиней исполнены презрения и плохо прикрытого страха. У свиньи нет рогов и клыков, а кабы были… И злорадствуют люди на ними, до сих пор дрожа от древнего ужаса перед Перуновым зверем… Недаром белый цвет свиной шкуры сравнивают с холодными грязно-белыми облаками, закрывающими солнце в короткие зимние дни.
Время кабана — конец лета. Цвета — золотой, бурый.Время свиньи-начало зимы. Цвета-белый, серый
Пословицы и приметы:
• Была у свинки золотая шерстка, да в грязи завалялась, отняли.
• Где свинье на небо глядеть!
• Сердит да бессилен — свинье брат.
• Гусь свинье не товарищ.
• Не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами.
• На медведя идешь, соломки стели. На кабана идешь — гроб теши.
• Не пинай свинью — заболеешь.
• Свиньи хрюкают — к беде.
• Свинья чешется — к теплу, а визжит — к ненастью.
• Свинья сено ест — к голоду или к худому покосу.
• Свинья скажет борову, а боров — всему городу
Кошка — Зверь Велесов
Дикие кошки и рыси — лесные хищники, наделенные острым зрением, невероятной гибкостью, живучестью и терпением. За ночной образ жизни была причислена к вредным духам и силам. С самых давних временен кошки живут рядом с человеком и лишь дикие рыси до сих пор остаются грозой северных лесов.
Известна любовь кошек к ласке, домашнему теплу, чистоте и уюту. Вместе с тем кошки — самые независимые и гордые животные среди прирученных человеком. Кошками называют людей скрытных, ласкательных и лживых.
Если кошка — ярко выраженный женский образ, животное, любящее домашний уют, то кот — вольное, бродячее существо, воплощение похотливости и скрытой мощи. Ученый кот-баюн (рассказчик) — частый гость славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты вокруг.
Кошки привязаны к дому более всего, даже больше, чем к хозяину. Бывали случаи, что кошка оставалась в старом холодном доме, когда люди переселялись в новый. Этим кошки напоминают домовых, верных своему углу до полного его разрушения.
Черных кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретится с ними — плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека.
Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира. Убивший кота — навлечет на себя семь лет бед и несчастий.
Вечное противостояние кошки и мыши отражает борьбу двух сил — земной и подземной, накапливающей и созидающей, темной и скрытой (Велес) и небесной, яростной и обновляющей грозовой мощи (Перун).
Время кошки — зима. Цвета — черный, белый
Конь — Зверь Дажьбогов
Конь(комонь, клюся, тарпан) — одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы — ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.
Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру — сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же — это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой — целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.
Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.
На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину — то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного языческого святилища. С конями связано множество пословиц и примет.Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа — все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом
Серый волк
История персонажа
Серый волк — известный персонаж в славянском фольклоре. В русских народных сказках чаще предстает глупым и излишне доверчивым. В отдельных произведениях примеряет амплуа опасного противника. Но большую популярность получил в образе верного друга и защитника.
Образ серого волка в сказках
Неоднозначность изображения этого персонажа у славян связана с тем, что у народа сложилось двусмысленное отношение к этому животному. В результате в сказках зверь стал собирательным образом, который проявляет в своем характере как силу, так и глупость.
Главная мысль включения зверя в предания связана с поучительной функцией, гласящей, что физическая сила только тогда играет роль, когда сопряжена с мудростью. Поэтому Лиса безнаказанно издевается над лесным разбойником, пользуясь простодушием и несообразительностью хвостатого. В таких сказках серый обитатель леса вызывает сопереживание.
Красная шапочка и серый волк
Другой же образ примеряет на себя зверь, помогая Ивану-царевичу. Здесь, напротив, герой становится советчиком, проявляя мудрость и смекалку. Правда, такое амплуа в славянском фольклоре встречается нечасто. И не совсем понятно, как опасному хищнику народ приписал такие качества, как глупость.
Более того, кара всегда настигает антигероя, даже если он достигает желаемого. Например, в Красной Шапочке разбойник обманул главную героиню. Съев внучку и бабушку, он опрометчиво остался на «месте преступления», благодаря чему стал добычей охотников.
Неудачи санитара леса обусловили появление присказки: «Серый волк — зубами щелк». Так же как и Зайчик-побегайчик, Мишка косолапый, такое определение к хищнику появилось потому, что он не в состоянии найти пропитание или догнать жертву, а его пасть звонко щелкает, захватывая лишь воздух.
Иван-царевич и серый волк, сказка с картинками. http://russkaja-skazka.ru/ivan-carevich-i-seryiy-volk/ — Что.
Таким образом, характеристика героя отождествляется с поговоркой: «Сила есть — ума не надо». В повествованиях он примеряет на себя роль как положительного, так и отрицательного персонажа. Но в любом случае сказки с ним несут в себе поучительную функцию.
Серый волк в мультфильмах и фильмах
Образ «лютого» жителя леса неоднократно использовался в советской мультипликации. Одним из первых мультфильмов стал «Дед Мороз и серый волк» 1937 года. Сначала серый хитрец хотел испортить Новый год. Но потом перевоспитался и даже сам принес елку на праздник.
Шанс на исправление персонаж получил и в ремейке Витольда Бордзиловского 1978 года, где похитителя зайчат озвучил Анатолий Папанов. Это актер продолжил дружбу с лесным хищником в культовом мультсериале «Ну, погоди». Противостояние двух персонажей смотрели с удовольствием зрители всех возрастов, а вечные неудачи главного героя вызывали сочувствие.
Васнецов Юрий Алексеевич (1900-1973) «Волк и семеро козлят» 1958 #Юрий_Васнецов #1950_е_ссср #почтовые_карточки_ссср #иллюстрации_ссср
Амплуа импозантного разбойника примерил серый хвостище в кино «Мама» 1977 года, отснятым объединенными усилиями студий СССР, Франции и Румынии. Сюжет фильма напоминает сказку «Волк и семеро козлят». А дуэт артистов Михаила Боярского и Людмилы Гурченко был отмечен самыми восторженными отзывами критиков.
Лесной хищник в качестве верного друга появился на российских экранах в 2011 году. Цикл мультфильмов киностудий «Мельница» и «СТВ» о трех богатырях разбавился сериями об Иване-царевиче и Сером волке.
Зрители встретились и с другими яркими персонажами русских народных сказок: Василисой, Кощеем Бессмертным и Бабой Ягой. В этом проекте клыкастый герой, согласно традиции, вновь становится советчиком Вани, помогая тому выполнить опасное задание короля Тридевятого царства.
Помощник Ивана ходит на двух лапах так же свободно, как и на четырех, являясь при этом не только антропоморфным персонажем, но и умным и сообразительным героем. Ему же принадлежит и закадровый голос, поэтому зрители знакомятся со сказочным сюжетом через призму волчьего отношения.
Успех проекта был ожидаем. Яркие картинки, своеобразная интерпретация сказок детства, современная музыка и искрометные цитаты героев стали уже визитной карточкой киностудии «Мельница». Сиквелы выходили в прокат перед либо сразу после Нового года в 2013, 2016 и 2019 годах, собирая в кинотеатрах целые семьи.
Серый волк в культуре
Пожалуй, вершиной волшебных произведений изобразительного искусства стала картина русского художника Виктора Васнецова. На полотне изображен фрагмент из народной сказки об Иване Царевиче и Елене Прекрасной, скачущих в дремучем лесу.
Серый зверь Васнецова вызвал интерес у зрителя. Человеческий взгляд животного не воплощает ничего кровожадного или дикого. Исследователи искусства высказывают мнение, что здесь хищник предстает в образе оборотня или же, как называли его издревле славяне, волколаком. Преданность Ивану Царевичу, готовность служить верой и правдой — одна из самых ярких черт этого героя в сказке — чувствуется и в работе автора.
Васнецов Виктор Михайлович — Иван-Царевич на Сером Волке. Холст, масло. 1889. 249 х 187 см. Государственная.
Описание характера хищника в культуре русского народа нашло отражение в устном творчестве и в виде поговорок и пословиц. Самая известная из них: «Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит». В ней заключается объективная трактовка характера этого животного. Этот, несомненно, свободолюбивый персонаж, никогда не был и не будет приручен человеком.
Хищник ассоциируется с агрессией и жестокостью. В народе прижился эпитет в отношении персонажа «одинокий», которое мало соотносится с действительностью. На самом деле эти животные предпочитают охотиться среди сородичей, а чувство стаи у них развито довольно сильно.
С принятием христианства славяне стали ассоциировать многих персонажей с чертями. Волк же, как главный санитар леса, стал охотиться за ними. Есть предание, что хищник изначально был слеплен чертом, но оживил его Бог.
Любопытна трактовка сказки про семерых козлят. В ней хищник олицетворяет первопредка, который борется с семью смертными грехами. Кузнец, который подковал его голос, — это сам Бог. А спасшийся козленок — гордыня, самый труднопобедимый грех.
Иван Царевич и Серый волк-3 «Мультик» для тех кто умеет думать.
Известно, что целые народы носили на знаменах изображение животного и называли себя волками, подчеркивая свою схожесть со способностями смертельно опасного животного. Отголоски этого ощущаются и сегодня — в спортивной и военной символике. Зверь тем самым ассоциируется не только с агрессией и жестокостью, но и с храбростью, выносливостью и свободой.
Интересные факты
Цитаты
Культура — это тебе не заборы строить.
Я не просто волк. Во-первых, я доверенное лицо царя. Ну, не лицо, конечно, — морда. Доверенная морда царя.
Тьфу ты! Как же тяжело дело иметь с порядочными людьми!