Как назвать взаимоотношения между организациями

Организационные отношения: виды, структура, описание

Под организационными отношениями в системе менеджмента следует понимать своеобразную форму разделения полномочий. Они призваны полноценным образом обеспечить исполнение как общих, так и конкретных управленческих задач. Эти отношения должны сохранять в целостности вертикальные и горизонтальные связи, а также разделение функций, связанных с управлением. Рассмотрим их классификацию и другие немаловажные аспекты темы.

Координационные отношения в менеджменте

Как назвать взаимоотношения между организациями. green tea min. Как назвать взаимоотношения между организациями фото. Как назвать взаимоотношения между организациями-green tea min. картинка Как назвать взаимоотношения между организациями. картинка green tea min

Как назвать взаимоотношения между организациями. 17008d91d6baac2c29a855b24f26d6dd. Как назвать взаимоотношения между организациями фото. Как назвать взаимоотношения между организациями-17008d91d6baac2c29a855b24f26d6dd. картинка Как назвать взаимоотношения между организациями. картинка 17008d91d6baac2c29a855b24f26d6dd

Как назвать взаимоотношения между организациями. no image min. Как назвать взаимоотношения между организациями фото. Как назвать взаимоотношения между организациями-no image min. картинка Как назвать взаимоотношения между организациями. картинка no image min Вам будет интересно: Кирилло-Мефодиевское общество: история создания, участники и задачи братства

Вертикальное распределение выявляется посредством количества уровней менеджмента и их директивных отношений, подчиненности. Если говорить о горизонтальном разделении, то оно определяется с помощью отраслевых признаков и может быть ориентированным на вспомогательные процессы производства в сфере промышленности, пространственные факторы производственного предприятия или изготавливаемые изделия.

Как назвать взаимоотношения между организациями. d67c8314cc85863d441a1640da4160d2. Как назвать взаимоотношения между организациями фото. Как назвать взаимоотношения между организациями-d67c8314cc85863d441a1640da4160d2. картинка Как назвать взаимоотношения между организациями. картинка d67c8314cc85863d441a1640da4160d2 Вам будет интересно: Щепетильно — это многозначное наречие

В названных случаях организационно-правовые отношения в управленческой системе регулируются через распределение конкретных задач и функций между всеми структурными подразделениями предприятия. Помимо этого, организационная структура компании во многом определяет компетентность в плане решения некоторых задач и взаимодействия отдельных составляющих. Именно так формируется иерархическая структура фирмы.

Понятие и определение

Организационные отношения — не что иное, как взаимодействие или противодействие, возникающее между составляющими организации при создании (внутри или вне ее), а также при функционировании, разрушении или реорганизации. Координационные отношения бывают трех уровней:

Организационно-правовые отношения включают в себя взаимодействия, воздействия и противодействия при формировании, работе, реорганизации, а также прекращении деятельности организации. На сегодняшний день актуальной является определенная классификация координационных отношений. Целесообразно рассмотреть ее в отдельной главе.

Формы организационных отношений

Как назвать взаимоотношения между организациями. aea1d46e745d6e07ceea12a76d50416d. Как назвать взаимоотношения между организациями фото. Как назвать взаимоотношения между организациями-aea1d46e745d6e07ceea12a76d50416d. картинка Как назвать взаимоотношения между организациями. картинка aea1d46e745d6e07ceea12a76d50416d Вам будет интересно: Приглашаем на капустник: что такое капустник

Как назвать взаимоотношения между организациями. 5a65a01ab53640d8abc616b89d9fbf95. Как назвать взаимоотношения между организациями фото. Как назвать взаимоотношения между организациями-5a65a01ab53640d8abc616b89d9fbf95. картинка Как назвать взаимоотношения между организациями. картинка 5a65a01ab53640d8abc616b89d9fbf95

На сегодняшний день принято выделять процессорные и структурные координационные отношения. К последним целесообразно отнести следующие составляющие:

Организационно-экономические отношения процессорного плана включают такие элементы:

Стоит заметить, что отношения, возникающие между организациями, можно описать как разные формы кооперации, соответственно, между независимыми структурами. Когда фирмы кооперируются и до определенной степени подстраиваются друг под друга в плане своих видов деятельности и ресурсов, они становятся взаимосвязанными друг с другом.

Отношения между организациями

Как назвать взаимоотношения между организациями. e51ddc224524ade9281b0fa9791a619d. Как назвать взаимоотношения между организациями фото. Как назвать взаимоотношения между организациями-e51ddc224524ade9281b0fa9791a619d. картинка Как назвать взаимоотношения между организациями. картинка e51ddc224524ade9281b0fa9791a619d

В общем смысле развитие связей между организациями можно приравнять к росту их осведомленности касательно деятельности партнеров, а также к пониманию того, как именно компании взаимодействуют с каждым из контрагентов. Необходимо отметить, что отношения, возникающие между организациями, нельзя охарактеризовать как однородные. Они включают разные формы кооперации, среди которых стоит отметить стратегические альянсы, совместные предприятия, исследовательские консорциумы, а также вхождение в цепочку поставок, стратегическое партнерство и другие. В организационных отношениях такого плана есть две ключевые тенденции: развитие существующего взаимодействия по купле-продаже до более тесного, долгосрочного, и налаживание отношений с новыми поставщиками посредством аутсорсинга тех видов деятельности, которые ранее осуществлялись в компании.

Отношения, возникающие между организациями, можно рассматривать с двух позиций. Первая предполагает двустороннее взаимодействие между сотрудничающими фирмами, в большинстве случаев нацеленными на одну и ту же потребительскую группу. Вторая позиция подразумевает наличие своеобразных сетей, в которых взаимодействие между одними структурами невозможно анализировать изолированно от их отношений с иными компаниями, которые входят в единую сеть.

Необходимо знать, что взаимозависимость организаций обычно приводит к эффекту сети. В соответствии с ним изменения в отношениях, возникающих между фирмой и, к примеру, одним из ее поставщиков, могут существенно повлиять на отношения с другими поставщиками и клиентами. Стоит учитывать и ситуацию, когда любое взаимодействие компании с иными участниками сети оказывается под воздействием событий, которые происходят в этой сети. Подобное взаимопроникновение структур предъявляет принципиально новые требования к формированию и дальнейшему ведению системы управленческого учета.

Отношения внутри организации

Организационно-экономические отношения, возникающие внутри структуры, опосредуют внутриаппаратную работу по внутренней организации деятельности всех органов управленческой системы, причем во всех областях государственного функционирования. Именно поэтому их зачастую называют внутриаппаратными отношениями административно-правового плана (в отличие от внешнеуправленческого взаимодействия).

Внутриаппаратная внутриорганизационная работа считается обязательной составляющей в реализации любой разновидности деятельности государства, будь то собственно исполнительно-распорядительная управленческая работа или судебная, законодательная, прокурорская и так далее. Она является вспомогательной по отношению к ключевой деятельности соответствующей структуры (осуществление исполнительной власти в плане внешнеуправленческой работы органа, прокурорский надзор, правосудие, законодательство и прочее), однако без нее реализация основной была бы невозможной.

Составляющие организационной структуры

Как назвать взаимоотношения между организациями. 870e6031658f2c1d534c71eabac507e4. Как назвать взаимоотношения между организациями фото. Как назвать взаимоотношения между организациями-870e6031658f2c1d534c71eabac507e4. картинка Как назвать взаимоотношения между организациями. картинка 870e6031658f2c1d534c71eabac507e4

Система организационных отношений в компании предполагает наличие соответствующей структуры. Среди ее элементов важно учесть следующие:

Стоит заметить, что формирование организационной структуры компании основывается на функциях менеджмента. Оно определяется посредством принципов вторичности управленческого органа и первичности функции. Основным отличием здесь выступает пирамидальный характер, иными словами, наличие нескольких уровней управления.

Организационный процесс и организационные отношения

Как выяснилось, составляющими структуры практически любой компании выступают отдельные сотрудники. Это могут быть также подразделения или иные звенья управления. Организационные отношения в организации поддерживаются, прежде всего, благодаря коммуникациям (связям), которые принято подразделять на вертикальные и горизонтальные. Первые определяются характером согласования. Как правило, они являются одноуровневыми. Основное предназначение таких связей способствует максимально эффективному взаимодействию между подразделениями компании в процессе решения проблем, возникающих между ними.

Вертикальные коммуникации (по-другому их называют субординационными, иерархическими связями) — это не что иное, как взаимодействие руководства и подчинения. Стоит заметить, что необходимость в них появляется при иерархичности управления (иными словами, наличии нескольких управленческих уровней). Данные коммуникации служат каналами, посредством которых осуществляется передача отчетной и распорядительной информации.

Связи в управленческой структуре могут иметь функциональный и линейный характер. Последние представляют собой организационные отношения, в которых директор реализует прямое руководство над подчиненными. Функциональная разновидность коммуникаций связана с подчинением в пределах осуществления определенной управленческой функции. Она носит рекомендательный, совещательный характер.

Отношения должны быть эффективными!

Как назвать взаимоотношения между организациями. 9ace3385f3cb0b1301b00bc14b9e02f9. Как назвать взаимоотношения между организациями фото. Как назвать взаимоотношения между организациями-9ace3385f3cb0b1301b00bc14b9e02f9. картинка Как назвать взаимоотношения между организациями. картинка 9ace3385f3cb0b1301b00bc14b9e02f9

Для надлежащего управления организационными отношениями важно соблюдать определенные принципы формирования организационной структуры компании, а также критерии эффективности:

Оптимизация структуры управления

Как назвать взаимоотношения между организациями. 25908713c52306c45ebb9f7ff56e84ef. Как назвать взаимоотношения между организациями фото. Как назвать взаимоотношения между организациями-25908713c52306c45ebb9f7ff56e84ef. картинка Как назвать взаимоотношения между организациями. картинка 25908713c52306c45ebb9f7ff56e84ef Вам будет интересно: Пьедестал — это что такое: толкование

Базовой задачей грамотного построения структуры организационных отношений внутри компании служит оптимизация управленческих отделов. Вне зависимости от того, реформируется существующая или проектируется новая организация, нужно полноценным образом обеспечить ее структурное соответствие установленным требованиям эффективного управления.

Важно отметить также учет внутренних и внешних факторов окружения компании, которые определяются ситуационным характером и классифицируются на следующие группировки:

В процессе создания проекта организационно-управленческие отношения играют немаловажную роль. Процесс проектирования представляет функциональным образом связанные между собой стадии создания проекта. Сюда целесообразно отнести предпроектную деятельность, рабочее проектирование и техническое проектирование. Каждый из представленных этапов предполагает наличие конкретного описания действий.

Популярные организационные структуры

Как назвать взаимоотношения между организациями. a90dd4e694364756a2014b9d8d9a9f31. Как назвать взаимоотношения между организациями фото. Как назвать взаимоотношения между организациями-a90dd4e694364756a2014b9d8d9a9f31. картинка Как назвать взаимоотношения между организациями. картинка a90dd4e694364756a2014b9d8d9a9f31

На сегодняшний день существует целый ряд организационно-правовых форм отношений. Среди них важно отметить следующие управленческие структуры:

Заключение

Как назвать взаимоотношения между организациями. 14362e67d65c5d5e00dca69db7383faf. Как назвать взаимоотношения между организациями фото. Как назвать взаимоотношения между организациями-14362e67d65c5d5e00dca69db7383faf. картинка Как назвать взаимоотношения между организациями. картинка 14362e67d65c5d5e00dca69db7383faf

Итак, мы рассмотрели виды, структуру и характеристику организационных отношений. В заключение следует отметить: помимо представленных выше форм координационных отношений, существует дивизионная, матричная, а также проектная. На практике они используются несколько реже.

Источник

Кто такие взаимозависимые лица и почему их не любит налоговая

Как назвать взаимоотношения между организациями. b6e32cab39624f49a34fbb81f40c63cb s. Как назвать взаимоотношения между организациями фото. Как назвать взаимоотношения между организациями-b6e32cab39624f49a34fbb81f40c63cb s. картинка Как назвать взаимоотношения между организациями. картинка b6e32cab39624f49a34fbb81f40c63cb s

Объясняем, кто такие взаимозависимые лица, по каким признакам они определяются, почему взаимозависимость важно учитывать при выборе контрагентов, зачем налоговая отслеживает такие отношения между налогоплательщиками и что за это грозит.

Кто такие взаимозависимые лица

В категорию взаимозависимых попадают физические или юридические лица, отношения между которыми определяют результаты их сделок. Взаимозависимость может возникать в разных «комбинациях»: между физлицами, между юрлицами или между теми и другими. И она считается негативным критерием, если в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды. Отношения, характеризуемые как взаимозависимые, могут указывать на то, что налогоплательщик был осведомлен о нарушениях контрагента, но не счел нужным как-то отреагировать и предпринять меры.

Вот почему на такую важную деталь, как взаимозависимость между контрагентами, налоговая при проверках обращает внимание не меньше, чем на анализ денежных и товарных потоков. Инспекторы могут доказать, что налогоплательщик знал о том, что контрагент не платит налоги, так как является взаимозависимым с ним, и, следовательно, признать необоснованную налоговую выгоду.

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определенным критериям), и о них надо сообщать в ФНС до 20 мая каждого календарного года.

Критерии взаимозависимости определены в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 105 НК РФ):

Лица могут сами признавать себя взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.1 НК РФ) или их может признать фактически взаимозависимыми суд, например, если руководителей разных компаний связывают дружеские отношения и они устанавливают нерыночные условия в совместных сделках (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

При этом само по себе участие субъектов РФ или муниципальных образований в организациях не является признаком взаимозависимости (п. 5 ст. 105.1 НК РФ), так же как и влияние более крупных компаний на условия сделки (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Участие физлица и юрлица в компании определяется по общему вкладу его самого и всех его взаимозависимых лиц. Под итоговой долей понимается сумма долей прямого и косвенного участия. Последнее определяется расчетным путем (пп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

Перед проведением расчетов нужно вычислить прямую долю в отношении каждого из звеньев каждой последовательности участия. Если последовательностей участия несколько, косвенные доли суммируются.

Как получить одобрение сделки

Один и тот же генеральный директор может управлять неограниченным количеством юридических лиц и заключать неограниченное количество сделок. Налоговые риски несут только нерыночные цены и другие финансовые условия в сделках.

Если гендиректор не единоличный орган управления, он должен сообщить участникам общества информацию о юрлицах, в которых занимает руководящую должность, и сделка должна быть одобрена общим собранием участников, не заинтересованных в сделке.

Если цена сделки не превышает 2% от стоимости имущества компании, сделку может одобрить совет директоров (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Сами по себе сделки между взаимозависимыми сторонами не являются незаконными, но при условии если в них соблюдены те же условия, что и в сделках между не связанными друг с другом физическими или юридическими лицами (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

К условиям относится не только цена сделки, но и правила передачи товара, отсрочка или рассрочка платежа, правила страхования. Если в результате нерыночных условий одна из сторон несет лишние расходы и недополучает доходы, эти сделки могут привлечь внимание налоговой, потому что такие доходы должны учитываться для условий налогообложения.

Что такое контролируемые сделки

Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами. Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога. К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым (ст. 105.14 НК РФ). Контролируются сделки, которые требуют учета доходов и расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы на прибыль.

Уведомление о контролируемых сделках за предыдущий год нужно сдавать до 20 мая по форме уведомления, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Если этого не сделать, то будет выставлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Виды операций между взаимозависимыми лицами, о которых надо сообщать в инспекцию, перечислены в ст. 105.14 НК РФ. К ним относят заключение договора между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Например, если одна компания продала другой компании, использующей упрощенку, недвижимость без НДС стоимостью более 60 млн руб., она обязана подать уведомление в налоговую о контролируемых сделках до 20 мая.

Общую сумму доходов нужно считать, суммируя все сделки с контрагентом за год: покупки, продажи, оказание услуг (Письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239).

Считаются контролируемыми (при условии, что суммарный годовой оборот обоих контрагентов по сделкам превышает 60 млн руб.) сделки, в которых один из участников:

Не считаются контролируемыми:

Приравниваются к контролируемым:

Что грозит за взаимозависимые отношения?

Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС, так как взаимозависимость при заключении сделок считается вероятностью воздействия на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость важна при взыскании у налогоплательщика недоимки по счетам зависимого лица, если подтвердится, что ему передалась доля выручки или активов налогоплательщика с недоимкой, в том числе через цепочку лиц.

Взаимозависимость — это эффективный «инструмент» для налоговой, позволяющий выяснить, уменьшена ли облагаемая база по налогам, например, если налогоплательщик утаил то, что купил недвижимость у взаимозависимого лица или если льгота по налогу на имущество было применена неправомерно.

Если налогоплательщик искусственно пытается сделать сделку неконтролируемой или манипулирует ценами в сделках, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду, ФНС может признать лица фактически взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), а сделку между ними контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), но для этого ей нужно доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды (Письма Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316, от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).

Если стоимость сделки между взаимозависимыми лицами была ниже рыночной, налоговая может начислить дополнительные налоги (гл. 14.2 НК РФ).

ФНС проверяет, правильно ли уплачены налоги (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) и, если они были занижены, корректирует налогооблагаемые базы. Все доначисления должны быть симметричными (ст. 105.18 НК РФ), то есть цена по сделке корректируется сразу у обоих сторон и у одной стороны налог может вырасти, а у другой — уменьшиться.

При неполной уплате или неуплате налога из-за нерыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

При неправомерном непредставлении уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках начисляется штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Налоговая может доначислить НДФЛ по предпринимательской деятельности, налог на добычу полезных ископаемых и НДС, если другая сторона сделки не должна платить НДС. Налоги могут быть доначислены только продавцу.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если докажет, что цены в сделке были рыночными или что он заключил соглашение о ценообразовании.

Какие налоги проверяют

При налоговом контроле проверяют (п. 2 ст. 105.3 НК РФ) полноту начисления и уплаты:

Чтобы проверить добросовестность заключенных сделок, ФНС использует метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли (ст. 105 НК РФ).

При проверках налоговая может запросить следующие документы:

ФНС вправе проверять контролируемые сделки за три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях допустимо продление.

Сделки, в которых цены автоматически признаются рыночными, нельзя контролировать (ст. 105.3 НК РФ). Этому соответствуют случаи, когда цены определены:

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Отношения компании с другими компаниями

И абсолютно неслучайно юристы корпораций
в Соединенных Штатах нередко называются стрелками по найму.
Э. Тоффлер. «Метаморфозы власти»

БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА

С точки зрения правовой работы самой важной частью отношений компании с другими компаниями являются договорные отношения. В отличие от многих других видов правовой работы, значимость работы над договорами признается большинством руководителей.
Договор устанавливает правила взаимоотношений между компанией и ее поставщиками, потребителями и партнерами. Общие положения о договорах, понятие и условия договора, их заключение, изменение и расторжение предусмотрены правилами первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

В соответствии с главой 9 Гражданского кодекса, договор – это двух- или многосторонняя сделка. Сделка – действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Напомним несколько важных положений, касающихся договоров.

Важное оценочное положение. Многие практикующие юристы любят повторять: когда две стороны сделки все делают хорошо, договор им не нужен. Но когда происходит что-то неправильное, нарушаются условия сделки, тогда договор необходим. Значит, в договоре должно быть учтено все, что касается неблагоприятных последствий и санкций в отношении нарушителя условий договора.

Полезно знать статью 157 ГК, которая называется «Сделки, совершенные под условием». В соответствии с этой статьей, “1. Сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.

2. Сделка считается совершенной под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.

3. Если наступлению условия недобросовестно воспрепятствовала сторона, которой наступление условия невыгодно, то условие признается наступившим.

Если наступлению условия недобросовестно содействовала сторона, которой наступление условия выгодно, то условие признается ненаступившим”.

Как видим, многие проблемы, связанные с исполнением договоров, можно решить через использование отменительных и отлагательных условий.

Несколько слов о заключении договора. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора; условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вид; а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Обычно существенными условиями признаются предмет сделки, ее цена и срок, но это зависит от конкретной сделки.Договор заключается после направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия этого предложения) другой стороной.

И, наконец, в большинстве случаев договор должен быть простым и понятным. Если компетентный руководитель не понимает нескольких условий договора, значит, договор написан плохо.

ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Договор как документ. Большое место практическим деталям договорно-правовой работы уделено в учебно-практическом пособии «Правовое обслуживание бизнеса (корпоративный юрист)» К. К. Лебедева. Автор отдельно рассматривает ситуацию написания договоров, которые вообще не предусмотрены законами и иными нормативно-правовыми актами (ст. 421 ГК РФ), то есть, скорее всего, не имеют аналогов и прототипов. В подобном случае, считает он, юристу необходимо «использовать метод пространственно-временного воображения, который можно было бы назвать методом договорного моделирования: он должен представить себе весь «сценарий», т.е. то, как будут развиваться отношения между сторонами договора, как будет исполняться возникшее из договора обязательство, какие нарушения условий договора потенциально возможны и какие последствия могут наступить» [1].

При наличии в сделке нескольких заинтересованных сторон, Лебедев рекомендует рисовать письменные схемы договорных связей. Для больших и сложных сделок с участием многих компаний, например, инвестиций в строительство, он рекомендует подписание многосторонних договоров с выделением самостоятельных этапов прохождения сделки.

Качественная работа над документами правового характера, в том числе и договорами, должна начинаться с подготовки методического стандарта, описывающего требования к данной работе. В качестве основы для подготовки качественного положения о порядке заключения договоров может быть использовано «Положение о порядке заключения предпринимательских договоров и организации учета и контроля за исполнением договорных обязательств», которое приведено в книге «Правовое регулирование деятельности коммерческих организаций внутренними документами» И. С. Шиткиной2. Данное положение имеет следующую структуру:

В большинстве крупных компаний есть свой внутренний документ (обычно положение) о договорной работе. Содержание подобных документов и их направленность могут существенно отличаться друг от друга. Авторам приходилось видеть положения, написанные исходя из приоритета следующих аспектов: налоговой работы; формирования расходов (отнесения расходов на определенные статьи затрат бюджета); документооборота (описания детальной процедуры согласования и прохождения договоров); правовой работы. Видимо, эффективный документ о договорной работе должен отражать все указанные аспекты. Отдельно в таком документе должны быть прописаны и конкретные детали участия юристов для недопущения типичной ошибки – преувеличения роли юристов в подготовке договоров.

Роль юристов в процессе подготовки договоров, конечно, важна. Но часто она преувеличивается. Дело доходит до того, что договорная работа считается компетенцией исключительно юристов. А это не так. Юристы в общем потоке договоров не являются инициаторами сделок, не определяют их экономическое содержание и большую часть существенных условий и не принимают окончательного решения о заключении договора. Юристы, скорее, переводчики, а не авторы текстов договоров.

Договор в рамках одной сделки может быть сформулирован в пользу как одной стороны, так и другой стороны. Также договор может быть составлен нейтрально, с учетом интересов обеих сторон. Роль юристов заключается в том, чтобы сделать договор понятным и определенным и защитить интересы своей компании путем либо согласования паритетных прав и обязанностей, либо установлением системы прав и обязанностей, предусмотренных договором, в свою пользу. При подготовке договоров внутри компании очень поможет типовое техническое задание для написания договора, в котором инициатор создания договора должен описать существенные условия, на основе которых юристы подготовят текст договора. При работе с договорами достаточно ярко проявляется важнейшее профессиональное качество юристов – умение формулировать.

Работа с договорами для компании делится на 2 основных вида: работа со своими договорами и работа с чужими договорами. Свои договоры требуют созидательной работы, чужие – анализа и критики.

Нельзя не упомянуть и про ситуацию с монополистами. Многие крупные монополисты используют типовые договоры. Которые часто печатаются типографским способом. Их нельзя менять, хочешь пользоваться услугами – соглашайся на такой договор; такой договор в соответствии с ГК РФ называется договором присоединения (ст. 428).

Н. Ларина в статье «Как избежать ошибок при составлении договора» выделяет следующие аспекты работы с договорами: «Искусство составления договора складывается из умения так формулировать его статьи, чтобы составитель получал перед контрагентом существенные и в то же время не замеченные контрагентом преимущества, способности при необходимости пойти на уступку в одной статье, а в другой – свести ее на нет, возможности так сформулировать условия договора, чтобы партнер был заинтересован в его исполнении» [3].

В крупнейших компаниях процедура согласования договоров становится излишне формализованной, с прохождением большого числа согласующих инстанций. Многочисленные штампы и десяток виз на последней странице договоров наверняка встречались читателю. Но большое количество подписей еще не гарантирует качества договоров. Часто в совместной работе с договорами каждый исполнитель беспокоится только о своих узкофункциональных интересах и не обращает внимания на всю картину в целом. Точно в этой согласовательной работе должны участвовать представители бухгалтерии, юристы, заинтересованное подразделение и должностное лицо, которое оценивает интересы всей компании.

Даже крупнейшие российские компании не избавлены от декабрьской договорной лихорадки. Ситуация неосвоенного бюджета требует немедленно подписать договор и потратить запланированные деньги. В такие моменты сложные процедуры согласования заменяются самыми простыми.

В настоящее время при устоявшихся договорных отношениях с контрагентами важным риском договоров для компании становится не невыполнение контрагентом своих обязательств, а предотвращение налоговых претензий. Нередки ситуации, когда при наличии всех согласований договоры являются не вполне удачными с точки зрения налоговых интересов компании. Правильным является следующий подход: предмет договора должен формулироваться только и исключительно в терминах 25 главы НК (статьи 252-255).

Напомним, что в соответствии со статьей 252 НК, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Следовательно, Акты приемки работ и услуг должны формулироваться полно и детально. К договорам должны готовиться предварительные обосновывающие затраты документы. Более подробно эти вопросы изложены в «Практической налоговой энциклопедии» [4], т. 5, Брызгалина А. В., Берника В. Р., Головкина А. Н. Например, авторы рекомендуют при подписании договоров на ремонт зданий готовить дефектные ведомости в качестве описания недостатков, устранение которых требует ремонтных работ.

Заказчики в отношении договорной работы, выполняемой юридической службой, должны быть извещены о некоторых основных терминах, определяющих объем работы, выполняемой юристами по анализу договора. В частности, с точки зрения юридического департамента весьма значимой является разница во внешнем запросе: согласовать договор или провести юридическую экспертизу. Последний вид работы, в отличие от первого, более сложный, продолжительный и должен сопровождаться выдачей подробного письменного заключения. Согласование же обычно подтверждается проставлением визы.

Комплексные сделки требуют не только участия юристов в работе над отдельными и разрозненными договорами, но и понимания всей логики сделки, в том числе, заключения ряда отдельных договоров.

Достаточно часто у крупных компаний в соответствующем документе о договорной работе есть критерий необходимости включения юристов в договорную работу. Например, юристы не проверяют и не согласовывают договоры, предмет которых оценивается менее чем в 10 000 рублей. Эта норма применяется исходя из предположения, что небольшие, стандартные договоры не должны поступать к юристам именно в силу финансовой неэффективности их работы: стоимость работы юристов по анализу таких договоров может оказаться сравнимой с финансовым эффектом документа.

Модным технологическим инструментом договорной работы является положение о типовом договоре по основной деятельности компании. Чаще всего положение состоит из самого текста типового договора и инструкции к нему. Такие документы пишутся группой разнопрофильных специалистов компании и имеют целью детально описать типовой договор с точки зрения интересов компании, подготовить понятный для всех стандарт и предусмотреть возможности модернизации типового договора специалистами разных направлений и уровней управления. Этот документ предусматривает, что определенные новации в статьи договора можно вносить и без согласований с юристами, финансистами и руководителями, а более значимые изменения необходимо согласовывать.

Технологии получения первоначального образца. Современные справочные правовые системы, такие как «Консультант» и «Гарант», содержат большое число проектов (форм) договоров. Кроме того, на некоторых Интернет-порталах [5] также можно найти формы тщательно подготовленных договоров. Использовать формы в электронном виде гораздо удобнее, чем находить их в многочисленных книгах о формах договоров. Однако такие документы можно считать не более чем полуфабрикатами, поскольку обычно они требуют существенной доработки. Кроме того, при их использовании возникает важный вопрос – какую сторону они защищают в большей степени: исполнителя или заказчика. Договоры часто пишутся без соблюдения равного баланса интересов сторон, а с перевесом в пользу одной из сторон договора. Обычно всегда можно выделить более сильную, и более слабую из сторон по договору.

Современные правовые технологии рассматривают образец договора как основу для конструирования окончательного договора. Целесообразно дальнейшее совершенствование договора вести с прибавлением стандартных блоков. Блок-преамбула с указанием наименования компании и фамилии руководителя; блок с реквизитами компании; блок условий о конфиденциальности; блок условий об освобождении от ответственности (форс-мажор); блок условий о порядке разрешения споров (претензионный порядок, третейская запись, соглашение о договорной подсудности, коллизионные оговорки); блок особых условий и т.д. У большинства юристов такая подготовительная работа по подготовке блоков-полуфабрикатов разделов договоров не доведена до конца. В каждой компании ее целесообразно довести до состояния библиотеки с несколькими десятками актуальных блоков, по 3-4 блока для каждого из основных разделов договоров, часто встречающихся в практике. Такая библиотека, своего рода юридическое «лего», будет хорошим подспорьем в работе договорного отдела юридического управления.

После доработки первоначального договора блоками наступает период окончательного уточнения формулировок договора с учетом специфики конкретной сделки.

Рассмотрим технические детали подготовки договоров, поскольку достаточно часто юристы спотыкаются и на проблемах формы договоров.

В крупных компаниях руководитель физически не в состоянии подписать все договоры компании. Для того чтобы договоры могли подписывать в рамках разделения полномочий соответствующие заместители генерального директора и подчиненные им сотрудники, они должны иметь право сами выдавать доверенности, а для этого такое право должно быть за ними формально закреплено в Уставе и в специальном приказе по компании.

Современные финансовые компании подписывают в год сотни тысяч договоров, что не позволяет использовать одну печать, так как ее физические характеристики позволяют сделать только несколько десятков тысяч оттисков. Поэтому обособленные продающие подразделения компании, используют в своей работе для проставления оттисков на договорах и сопровождающих документах штампы. Это соответствует российскому корпоративному законодательству (ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Применение штампов требует приказа по компании на изготовление, хранение и применение штампа.

Договоры между бенефициарами. В последнее время именно в сфере крупного российского бизнеса получили значительное распространение так называемые договоры между бенефициарами. Эти договоры обычно заключаются при работе над новыми бизнес-проектами между основными партнерами-инвесторами и фиксируют их основные права и обязанности, в том числе и такие специфичные, как использование личных связей и административных возможностей. Корпоративное законодательство совсем недавно зафиксировало возможность заключения таких договоров, хотя дословно подобные нормы говорят только о закреплении прав собственников. Хотя права без обязанностей в реальном мире редко могут быть реализованы. А появился механизм подобных договоров из-за того, что обычные уставы хозяйственных обществ в России не предусматривали очень важных вещей для собственников, таких как способ реагирования на срочные проблемы, закрепление обязанностей за собственниками и определение формулы выхода из бизнеса. Сейчас в подобных договорах описываются цели инвестиций, объемы вложений, распределение направлений работы между собственниками, контроль над бизнесом, этапы развития, преодоление конфликтов между собственниками, процедуры развода.

Такие договоры пишутся не один день и требуют особой четкости, так как предусматривают, в том числе, и возможности выхода партнеров из бизнеса при определенных условиях. Чаще всего они не предусматривают вероятности рассмотрения и защиты участников договора в государственном суде, хотя вполне подлежат рассмотрению медиатором при условии полной конфиденциальности.

Согласование сложных договоров является длительным процессом, такие договоры согласовываются в ходе нескольких раундов переговоров. Чтобы эти значительные траты рабочего времени дали положительный результат, на каждом этапе переговоров необходимо фиксировать достигнутые договоренности и оставшиеся разногласия. Самые спорные позиции стоит обсудить на завершающей встрече руководителей компаний.

В переговорах важно придерживаться позиции обсуждения существенных условий договора и не застревать на мелочах. Однако начинающие юристы зачастую демонстрируют свой профессионализм количеством замечаний, в том числе и не особенно важных.
Передовые юридические компании предлагают новую услугу в области заключения договоров. Они берутся за подготовку и заключение партнерских договоров при заказе этой работы сразу двумя сторонами договора одному исполнителю. Партнерский договор заключают в том случае, если финансовые и репутационные риски сторон в значительной степени совпадают, то есть необходимо по-настоящему сотрудничать. Это касается, прежде всего, совместных инвестиций.

Работа над подобными договорами в обычном режиме включает участие минимум двух команд юристов, от обеих сторон договора, а максимум – четырех, учитывая дополнительных внешних юристов. Во время длительных переговоров много времени занимает обсуждение второстепенных деталей. Это интересная работа для внешних юристов, сотрудничающих на условиях почасовой оплаты, но неэффективный и затратный путь для договаривающихся сторон. Если же эту работу по техническому заданию сторон договора будет делать одна команда юристов, это резко уменьшит денежные и временнЫе затраты каждой из сторон, причем временнЫе многократно. Кроме того, стороны договора в значительной степени будут избавлены от нервозности переговорного процесса и смогут вместе критиковать определенные недостатки одного исполнителя.

Потенциальные заказчики, услышав о такой услуге, обычно высказывают опасения в нейтральности юридической компании исполнителя, предполагая, что исполнитель может склониться к большей защите интересов одной из сторон. Однако эти опасения не обоснованы. Готовить важный договор и согласовывать его со сторонами – длительный и сложный процесс. А проверить качество такого договора можно за очень короткое время. Хорошему юристу на это вполне хватит часа времени. Приличные юристы так никогда подставляться не будут.

Одна из существенных и тонких проблем в отношениях юристов с менеджерами компании – это проблема контроля за содержанием договоров на стадии их подготовки. Состоит эта проблема в том, что часто юристов другие менеджеры компании обвиняют в ненужной и экономически неоправданной жесткости в отстаивании интересов компании в договорной работе. Для менеджеров неприятности, вытекающие из указанной позиции юристов, заключаются в 2 позициях:

В подобных случаях часто правда бывает на стороне более опытных сотрудников. Например, опытные сотрудники управления продаж, замученные взаимодействием с молодыми юристами, могут справедливо указать следующее: вы жестко выстраиваете договор, а по подобным сделкам у нас за все время существования фирмы никогда не было проблем с подрядчиками. То есть, такая работа над договором обессмыслена.

А бывает наоборот, начинающие продавцы проталкивают договор в редакции контрагента, а опытные юристы им на это говорят: у нас за последний год было уже несколько конфликтов с плохими последствиями для нас из-за нескольких неотработанных формулировок договоров.

Юристы дополнительно обосновывают свой подход следующим образом. Акционеры обычно считают, что юристы отвечают за все договоры. Одна из базовых функций юристов – защита активов, и именно работа над договорами может уберечь от многих неприятностей. Теплые отношения компании с ее контрагентами могут внезапно поменяться, а в кризис так зачастую и происходило. Разбираться с договорными претензиями и ходить в суд будут юристы.

Авторы в ситуации подобных претензий оказывались много раз. Но однажды такая ситуация привела к неожиданным последствиям. Критика менеджеров была особенно сильна, казалось, именно они правы, а юристы защищают свою профессиональную позицию скорее по привычке. Но когда были выяснены все детали, оказалось следующее: высокорисковыми были 90% договоров компании с постоянно большим числом судебных конфликтов каждый год. При этом окончательная структура сделки оформлялась юристами, а менеджеры сами договоры обычно целиком не читали. Но искренне верили, что юристы не правы?.

Что нужно делать в таких ситуациях? Первое. Жесткая позиция должна быть для важных, сложных и больших договоров. Для мелких типовых договоров жесткость не нужна. Второе. Позиция менеджеров должна быть услышана, и если они уверены (при условии их опытности и адекватности), что жесткость в договоре не нужна, значит, она не нужна. При этом позиция юристов должна быть оформлена письменно и сохраняться для последующего анализа, но не препятствовать заключению договора. А менеджер, соответственно, должен быть готов взять на себя ответственность за принятие его предложения о смягчениидоговорных условий.

Частой проблемой в выполнении обязательств (договоров) является сложность достижения одновременно финансовых показателей, качества и сроков. Обычно исполнитель договора не вполне выдерживает хотя бы один из указанных показателей.

Иногда руководители компаний и консультирующие их юристы, привыкнув к специфике своих основных договоров, не могут быстро переключиться на другие договоры. Мы считаем, что необходимо знать общую зависимость сложности договоров от вида сделок: обычно договоры на выполнение работ сложнее договоров покупки, а договоры на предоставление услуг часто сложнее, чем договоры на выполнение работ. Услуги более сложная деятельность, так как их качество труднее стандартизировать, а результаты труднее проверять.

В повседневной работе и обычных договорах в рамках основной деятельности корпоративные юристы имеют, как правило, высокую квалификацию. Сложности у них могут возникнуть при подготовке или согласовании нестандартных договоров, в которых важно выделить существенные условия, влияющие на результат сделки. В работе над непрофильными документами корпоративные юристы должны знать присущие именно таким специализированным договорам риски. Например, в строительных договорах основные проблемы связаны со сроками, качеством работ и гарантиями при просрочке обязательств. Кроме того, строительные компании иногда пытаются перепоручить заказчику специфическую работу, связанную с получением разрешительной документации и согласований, устанавливая сроки действий по договору в зависимости от выполнения таких условий.

В договорах страхования страховщик часто пытается уменьшить количество принятых на страхование рисков (иногда это приводит к вычеркиванию из списка застрахованных рисков весьма вероятных причин причинения ущерба). Страховщик пытается найти причины не платить за несвоевременно выполненные страхователем предусмотренные договором действия или не представленные документов, указанные в договоре. Тексты договоров и правил большого объема нередко печатаются мелким шрифтом. А самое неприятное для клиента вносится в заключительные пункты документа, с надеждой, что его внимание снизится. Кроме того, при подготовке страховых сделок, необходимо помнить, что отношения страховщик-страхователь определяются не только договором, но и правилами страхования. При этом текст договора имеет более высокую силу.

Как ранее подчеркивалось, при сложных сделках юрист должен знать не только формальные моменты, предусмотренные законодательством для этого типа договоров, но и экономические и технологические особенности данных сделок. Только в этом случае предложенные юристом решения помогут установить эффективные права и обязанности сторон сделки.

Иногда поток договоров в компании захлестывает юристов. Как образом ранжировать договоры, какие из них более важные и подлежат первейшему рассмотрению? Можно использовать простую классификацию. Выделим следующие критерии: сумма сделки, размер потенциальных проблем, внимание высшего руководства к данному договору. Минимальная оценка по каждому критерию? 1, максимальная – 3 балла. Любой договор можно оценить по шкале от 3 до 9 баллов. 9-бальные договоры нужно делать очень срочно. 3-бальные могут и подождать.

Обычно в крупных компаниях новые договоры заключаются в конце года. Но иногда все договоры нужно менять из-за новаций законодательства. Менять срочно, и большой проблемой становятся технические вопросы оформления договоров.

Так, по информации Газета «Коммерсантъ» [6], к 1 августа 2010 года все продуктовые ритейлеры должны были переписать договоры с поставщиками в соответствии с принятыми изменениями в закон “О торговле”. Теперь разрешается только вознаграждение за объем – не более 10% от стоимости поставленного товара, а раньше в договорах фигурировали всевозможные маркетинговые, логистические и бонусные выплаты, скидки “на первую поставку”, промоскидки и т. д. Автор заметки – специалист по закупкам X5 Retail Group Кристина Бусько, а в прошлом журналист пишет, что еще этой весной, будучи спецкором “Коммерсанта”, писала про новый закон и считала лукавством жалобы сетей на слишком короткий для переделывания договоров период – всего полгода! Работая теперь по другую сторону баррикад – в коммерческом департаменте Х5 Retail Group она может сказать: полгода – это вообще не срок

В середине июля на ежедневной утренней “линейке” отдела по закупкам X5 нам объявили, что перезаключено не более половины (!) договоров, и до конца месяца нужно “напрячься”. Раньше я бы подумала, что задержка связана с изобретением всяких хитрых расчетных схем и несогласием на них поставщиков. Но, все оказалось проще. Мудреных схем нет: в большинстве новых договоров X5, которые мне довелось держать в руках, предусмотрена только одна премия ритейлеру – разрешенная законом, в некоторых соглашениях нет даже ее, но все бонусы, которые наши сети получали раньше, теперь учтены в закупочной цене. Они просто стали ниже и все. Снижая их, сети учитывали даже сокращение отсрочки по оплате товара поставщику (закон устанавливает сроки оплаты 10 календарных за скоропортящиеся товары, 30 дней для продуктов со сроком хранения 30 дней, за остальные – до 45 дней), исходя из расчета среднерыночной ставки по банковским кредитам для среднего и малого бизнеса. То есть если предположить, что такой ставкой является 15% годовых, а отсрочка поставщика сократилась теперь с 30 до 14 дней, то контрагент дополнительно снизит цену примерно на 0,7%. Сейчас нигде в договоре вы не найдете пояснения, почему снижена цена. Она просто снижена, и только закупщик и поставщик знают причины.

Так что же мешает нам успеть к 1 августа? Могу рассказать о себе: некоторые договоры не могу подписать с поставщиками даже в течение нескольких недель. Мы отправляем им текст согласованного контракта в PDF-файле, заблокированном для изменений, с тем, чтобы они распечатали его, подписали и отправили нам почтой. Но кто-то пытается разблокировать файл и “незаметно” внести свои правки – это легко обнаруживается в поехавших строчках, но время тратится. Остальные по обыкновению высылают неполный пакет документов, ставят на договоре историческую дату, ручкой вписывают в распечатанный текст исправления и даже замарывают “замазкой” неудобные для себя пункты. Впрочем, руководство X5 пообещало, что временно снизит уровень требований юристов и финансистов компании к оформлению договоров. Иначе в последний летний месяц наши полки останутся полупустыми или придется нарушать закон?.

Отношения с иностранными гражданами.

Прочитайте, пожалуйста, следующее высказывание известнейшего иностранного политического деятеля середины ХХ века: «Народ любой страны имеет право и должен быть в силах посредством конституционных действий, путем свободных нефальсифицированных выборов с тайным голосованием выбрать или изменить характер или форму правления, при котором он живет; господствовать должны свобода слова и печати; суды, независимые от исполнительной власти и не подверженные влиянию какой-либо партии, должны проводить в жизнь законы, которые получили одобрение значительного большинства населения либо освящены временем или обычаями. Это основополагающие права на свободу, которые должны знать в каждом доме».

Красивая фраза. Иностранцы часто в это верят. Мы спрашивали западных коллег, а они отвечали, что искренне верят. А россияне относятся к таким заявлениям со скепсисом. Эта фраза У. Черчилля из известной фултонской речи, которая, как считается, начала холодную войну.
Поэтому отношения между российским бизнесом и иностранным не всегда просты. Мы приведем здесь пример из отношений московской и западноевропейской компаний. Они подписали достаточно объемный партнерский договор. В контексте неких трудностей с ликвидностью в 2007 г. российская компания несколько раз ненад

Авторы: Тихонов Д.Н., Заворотченко И.А.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *