Как называется алтайский народный инструмент
Варган
Чукотские и якутские маги, шаманы, часто держат во рту небольшой предмет, издающий загадочные звуки. Это варган – предмет, который многие считают символом этнической культуры.
Что такое варган
Варган – это губной язычковый инструмент. Его основа – язычок, закрепленный на каркасе, чаще всего металлическом. Принцип работы такой: исполнитель помещает варган на зубы, зажимая предназначенные для этого места, и ударяет по язычку пальцами. Он должен двигаться в промежутке между сжатых зубов. Полость рта становится резонатором, поэтому, если менять очертания губ во время игры, можно создать особое звучание.
Научиться играть варганную музыку довольно просто. Главное в этом деле – больше экспериментировать.
История возникновения
Историки считают, что первые варганы появились около 3-х тысяч лет до нашей эры. В то время люди еще не умели добывать и ковать металл, поэтому инструменты делали из кости или дерева.
Вопреки частому заблуждению, варганом в древние времена пользовались не только жители северных районов Сибири. Похожие предметы находят по всему миру: в Индии, Венгрии, Австрии, Китае, Вьетнаме. В каждой стране его называют по-разному. Принцип действия все тот же, но инструменты разных народов выглядят неодинаково.
Предназначение варгана вне зависимости от страны, где его используют – ритуальное. Считалось, что с помощью монотонных звуков и горлового пения можно войти в транс и соединиться с миром божеств. Люди просили шаманов о здоровье и благополучии, а те обращались к потусторонним силам через ритуалы, где использовали варганную музыку.
Сегодня уже известно, почему волшебники племени входили в особое гармоничное состояние: регулярная игра на инструменте нормализует кровообращение и улучшает общее состояние здоровья. Эффект достигается благодаря ритмичным успокаивающим звукам.
Шаманизм сохранился у некоторых народов до нынешнего времени. Варган сегодня можно увидеть не только на ритуалах, но и на концертах этнической музыки.
Как звучит варган
Музыка в понимании человека – это обычно не совсем то, что исполняют на варгане. Его звук глубокий, монотонный, дребезжащий – музыканты называют его бурдонным, то есть непрерывно тянущимся. Если правильно установить варганную раму во рту, то получится услышать полный диапазон и уникальный тембр.
Существуют различные техники игры: языковые, гортанные, губные. Используя данные природой человеческие возможности, исполнители придумывают новые интересные стили.
Производители изначально создают определенный диапазон звучания, поэтому одни варганы издают низкие звуки, а другие – высокие.
Алтайский комус
Виды варганов
Устройства, работающие по принципу варгана, есть в разных культурах – не только азиатских, но и европейских. Каждая разновидность имеет свое название, а некоторые особенно отличаются по форме и дизайну.
Комус (Алтай)
Небольшой прибор с дугообразной основой в форме овала. В легендах говорится, что женщины успокаивали детей медитативной музыкой с его помощью. Алтайский комус – самый известный вид варгана в России. Мастера Поткин и Темарцев изготавливают их для всех желающих научиться игре на шаманском инструменте. Некоторые покупают их как сувениры из Алтайского края.
Хомус (Якутия)
Якутский варган считают самым древним из всех. Когда-то его изготавливали из дерева, а сегодня почти все эти инструменты металлические. Мастера создают разнообразные дизайны рамы вручную.
Между хомусом и варганом есть небольшая разница. Отличаются они тем, что у варгана бывает только один язычок, а в приборе из Якутии их может быть до четырех.
Считается, что идея создать такой инструмент возникла, когда ветер подул через трещину в дереве, поврежденном молнией. Играя на хомусе, можно изобразить шелест ветра и другие звуки природы.
Якутский хомус
Генггонг (Бали)
Балийский музыкальный инструмент изготавливают из природных материалов. Рама генггонга обычно сделана из дерева, а язычок – из листа сахарной пальмы. По форме он разительно отличается от привычного комуса: в нем нет изгибов, он похож на трубку.
Чтобы извлечь звук, к язычку привязывают нитку и дергают за нее. Звучание меняется в зависимости от того, какую гласную произносит играющий.
Кубыз (Башкортостан, Татарстан)
Принцип работы кубыза никак не отличается от игры на похожих приборах, но его используют для других целей. Музыканты исполняют задорные песни, под которые когда-то танцевал башкирский народ. Кубызисты выступают соло и в ансамблях с другими исполнителями.
Существует два вида этого инструмента:
Татарский кубыз почти не отличается от башкирского. Он бывает дугообразным и пластинчатым.
Татарский кубыз
Аман хуур (Монголия)
Монгольский варган похож на другие подвиды из Азии, но у него есть особенности. Главная из них – замкнутая с обеих сторон рама. Язычок у аман хууров мягкий. Прибор делают из стали или меди.
Дрымба (Украина, Беларусь)
Дугообразный варган из Беларуси с жестким язычком. Его рама бывает овальной или треугольной. Славяне играли на дрымбе с давних времен – первые находки относят к XII веку. Ее яркие звуки медленно затихают, создавая эхо.
В Украине дрымбы были больше всего распространены на Гуцульщине, то есть на юго-востоке Украинских Карпат и в Закарпатской области. На них играли женщины и девушки, а иногда и пастухи.
Самые известные дрымбы – работы Сергея Хацкевича.
Гуцульская дрымба
Дан Мой (Вьетнам)
Название означает «губной струнный инструмент». Так на нем и играют – зажимая основание не зубами, а губами. Это древнейший вид варгана, он распространен в 25-и странах мира. Дан мои всегда хранят в вышитых нитками или бисером чехлах-тубусах.
Сам инструмент пластинчатый, с заострением с одной стороны. Бывают и дугообразные вьетнамские варганы, но они менее популярны. Материалы для изготовления дан моев – латунь или бамбук.
Стандартный инструмент из Вьетнама звучит высоко, с дребезжанием. Иногда встречается и басовый дан мой.
Доромб (Венгрия)
Этот любимый венграми инструмент имеет дугообразную основу и множество вариантов исполнения. Знаменитый мастер по варганам Золтан Силади изготавливает доромбы различного диапазона. У прибора широкая рама и нет петли на язычке. Обычно она нужна для удобства, но здесь изогнутый край не приносит исполнителю дискомфорта. У доромба довольно податливая мягкая рама, поэтому его нельзя с силой сжимать зубами или пальцами.
Венгерский доромб
Ангкуть (Камбоджа)
Этот варган придумали жители племени пнонгов, он не является национальным камбоджийским инструментом. Все его элементы сделаны из бамбука. Он длинный и плоский, немного похож на градусник.
Во время игры на ангкуте музыканты бьют по язычку в направлении «от себя», зажав инструмент между губ.
Мурчунга (Непал)
У непальского варгана необычная форма. Рама у него обычно стандартная, дугообразная, а мягкий язычок удлинен в обратную сторону. Во время игры музыкант может держаться за удлинение. Мурчунги издают мелодичные высокие звуки.
Непальская мурчунга
Зубанка (Россия)
Второе название для варгана у славянских народов России. Археологи находят их по всей западной части страны. Летописцы тоже упоминали о зубанках. Они писали, что с их помощью исполняли военную музыку. По мнению известного писателя Одоевского, многие русские крестьяне умели играть на зубанках.
Мир варганов многогранен и необычен. Играя на них, совершенствуя свои навыки, музыканты сохраняют традиции предков. Каждый может выбрать подходящую модель инструмента и вернуться к истокам.
Как называется алтайский народный инструмент
Варган (Хомус, Кубыз)
Историю варгана и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Варган относится к разновидности самозвучащих язычковых музыкальных инструментов. Он обладает приятным для слуха необычайно бархатным, но в то же время «металлическим звучанием», который успокаивает и настраивает на размышление. Неимоверно красивые звуки и обертоны, да иногда ещё в сочетании с горловым пением – это просто невообразимое волшебство, которое действует завораживающе и уводит от жизненных реалий.
Извлекать звуки на варгане не сложно, для этого нужно основу инструмента плотно прижать к зубам или губам, оставив между ними не большую щель, чтобы туда свободно входил язычок варгана, который при игре нужно оттягивать. Функцию резонатора выполняет ротовая полость, при изменении контура которой исполнитель добивается разнообразного тембрального окраса звучания инструмента. Настоящей технике исполнения на варгане научить невозможно, она приходит сама во время регулярных тренировок. Подлинные профессионалы в своем исполнении для извлечения звука применяют губные, языковые, глоточные и гортанные способы, задействуя при этом дыхательные пути, легкие и даже диафрагму.
Фото:
Интересные факты
Конструкция
Конструкция варгана очень проста. Принцип устройства инструмента – это неподвижная основа, а в ней свободно колеблющийся язычок. Конструкция варгана может быть как цельной, то есть язычок просто вырезается в центральной части инструмента, так и составной – язычок прикрепляется к основе. Форма инструмента бывает как дугообразной, так и в виде тонкой узкой пластины.
Разновидности
Варган, получивший очень широкое распространение по всему миру, имеет очень большое количество разновидностей. Некоторые историки – искусствоведы считают, что во многих регионах инструмент появился самостоятельно, независимо друг от друга, поэтому у каждого народа он имеет не только свое название, но и особенности, присущие варгану только данной местности. Вариантов инструментов, отличающихся по формам, материалам, которые используются при изготовлении, приёмам звукоизвлечения очень много и вот некоторые из них:
Стоит также отметить, что музыканты постоянно стараются усовершенствовать свой любимый инструмент. В результате таких модернизаций появились трехязычковые, кулисные, электронные, многоканальные и другие виды варгана.
Применение
Исполнители
История
Точное место происхождения варгана сейчас точно установить невозможно. География его распространения, а также археологических находок древнего инструмента очень обширна. Есть гипотеза, что варган в разных регионах появился независимо друг от друга, так как инструмент у каждого народа имеет набор неповторимых характеристик, присущих только ему, а также отличается материалом, формой и технологией изготовления. Изначально материалом для изготовления варгана служили дерево, кости, а в восточных странах ещё и бамбук, но такие инструменты были очень ломкие и поэтому, человек стал делать варганы из металла, как только узнал и научился обрабатывать его. Изначально первые металлические варганы немного напоминали современные пластинчатые инструменты и представляли собой узкую, тонкую пластину длиной от 10 до 15 см и шириной 1-2 см. Со временем для большей выразительности и громкости звучания форма его была изменена. Инструмент приобрел металлическую рамку в форме дуги.
Уже в древние времена варган считался священным инструментом и применялся в религиозных ритуалах, а также в целительных целях. В Европе варган стал пользоваться особой популярностью в эпоху Средневековья, например молодые люди голосом инструмента привлекали внимание хорошеньких девушек. Несколько позднее варган своим экзотическим звуком покорил и светские салоны. Музицирование на нём считалось модным занятием у представителей высших сословий.
Европейским государством, где производством варганов занимались наиболее активно, была Австрия. В XIX веке в небольшом городке Мольн изготовлением инструментов занимались около сорока семей, которые в год делали два с половиной миллиона инструментов. В том же XIX веке мастера музыкальных инструментов и исполнители постоянно экспериментировали с варганом. Так немецкий музыкальный изобретатель Иоганн Шайблер установил на поддерживающем диске десять варганов, настроенных по хроматизму, новый инструмент получил название «аура». А чуть позднее органный мастер Фридрих Бушман, положив в основу язычковую конструкцию варгана, изобрел всеми любимую губную гармошку.
Варган – весьма интересный музыкальный инструмент, который своим обворожительным голосом создает волшебную атмосферу, связывающую прошлое с будущем. Простота конструкции, но в то же время сложность исполнения на нем вызывает сегодня большой интерес у музыкантов и порождает открытие новых приемов и способов звукоизвлечения, что говорит о нераскрытых до конца возможностях этого древнего инструмента.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Варган
Что за инструмент варган, и как извлекать из него музыку
Одним из символов культуры Якутии, Чукотки, народов Океании и Азии является варган – музыкальный инструмент, обладающий мистическим и завораживающим звучанием. Игра на нем требует от исполнителя не только знания различных музыкальных приемов, но и умения импровизировать.
Что за музыкальный инструмент варган
Варган (со старославянского переводится как «рот») относится к простым самозвучащим язычковым инструментам. Существует более 1000 его разновидностей, распространенных в России и по всему миру.
Как возник
Первый экземпляр был найден на территории Монголии (на месте расположения древнего кочевого народа хунну). Его возраст ученые датируют III в. до н.э.
У историков имеется несколько версий о происхождении инструмента:
Общие элементы конструкции
Устройство большинства металлических варганов включает в себя неподвижную основу (раму), к/в которой прикреплен либо вырезан язычок.
Устройство включает раму, к которой прикреплен язычок.
При этом конструкция может быть:
Пластинчатые инструменты делают преимущественно из бамбука, тростника или кости, тогда как дуговой варган изготавливают только из металла.
Звучание инструмента
В зависимости от конструкции и вида различают варганы для игры в высоких, средних и низких регистрах. При правильно установленной во рту варганной раме отчетливо слышен бурдон (протяжный основной тон, на который накладывается мелодия либо звуковой шум). Тембр звучания инструмента специфически монотонный, глубокий.
Внешний вид
Классический инструмент представляет собой вытянутую пластину длиной 10–17 см (в зависимости от размера рта и кистей исполнителя) с небольшим расширением на конце. Посередине проходит металлическая или деревянная линия (язычок), оканчивающаяся на другом конце крючком для защипывания.
Инструмент состоит из пластины с линией, оканчивающейся крючком.
Виды варганов и разница между ними
Различие между многочисленными инструментами сводится к разной форме рамы, количеству язычков, виду материала, а также приемам звукоизвлечения. При этом характерная тембровая неповторимость варганов даже при всех их отличиях остается родственной.
Комус
Родиной инструмента является Алтай. Варган был усовершенствован братьями Владимиром и Павлом Боткиными.
Он устроен таким образом:
Алтайский комус – одна из самых популярных среди всех существующих разновидностей инструмента. Варган Владимира Боткина отличается мягким и нежным звуком, тогда как конструкция Павла Боткина обогащает звучание глубокими вибрациями и низкими тонами.
Алтайский комус отличается мягким и нежным звуком.
Хомус
Важнейший традиционный элемент шаманской культуры Якутии, где он получил название «муза Вселенной». Его материал — кованая сталь. Увеличенный по размеру язычок способен обеспечивать длительное звучание с 1 щипка.
К особенностям инструмента относятся:
Среди прославленных хомусов – варганы мастеров Чемчоева, Христофорова, Михайлова, Готовцева.
Генггонг
Старейший индонезийский варган, отличающийся сухим тембром, очень тихим и мягким звуком.
Его конструкция не похожа на стандартный инструмент:
Кубыз
Башкирский щипковый инструмент, который делится на Агас-Кубыз (пластинчатый варган из дерева) и Тимер-Кубыз (металлический). Имеет тихое звучание с резким затуханием. Некоторые модели позволяют играть мелодии (в пределах 1 октавы).
Кубыз — башкирский щипковый инструмент.
Предпочтительный тембровый диапазон – от среднего до очень высокого. Известные производители – Мустафин, Хитров, Гимадиев.
Аман хуур
Монгольский варган применялся не только в сакральной культуре, но и в быту.
Он имеет свои отличительные особенности:
На аман хууре удобно осваивать азы исполнительства на варгане, т.к. у него язычок легкой либо средней жесткости.
Дрымба
Принадлежит к семейству дуговых варганов, пользующихся популярностью в Западной Европе (Румынии, Молдавии, Белоруссии и на Украине).
Инструмент обладает такими свойствами, как:
Дрымба лучше всего подходит для медитативных практик и спокойной, размеренной игры. Известные мастера – Хацкевич, Ванджурак, Дерновой, Пыжов.
Дан мой
Редкий представитель варганов (Вьетнам), которые нужно прикладывать к губам, а не к зубам. Они относятся к самым миниатюрным среди всех пластинчатых губных инструментов.
Существует 3 разных типа вьетнамских дан мой:
Инструмент прост в обращении благодаря легкому язычку, чутко реагирующему на любое прикосновение. Звук варгана тихий, воздушный, с небольшим треском. В среднем регистре звучание плотное, несколько грубоватое. Высота звучания и палитра обертонов зависят от производителя.
Дан мой — редкий представитель варганов.
Также особенностью дан мой является отсутствие требовательности к технике – параметры и качество звука легко задает исполнитель.
Доромб
Инструмент дугообразной формы. Рама удобно ложится в руку, язычок плотной и туговатый.
У доромба есть много отличий от других варганов:
Коме того, доромб нельзя сильно прижимать к губам или прикусывать (портится качество звука). Он лучше всего подходит для экспрессивной манеры игры.
Доромб имеет дугообразную форму.
Новичкам не рекомендуется начинать обучение игре на варгане с этого инструмента. В то же время музыкант, освоив доромб, сможет блестяще играть на любом из существующих варганов. Признанным мастером-изготовителем является Золтан Силади.
Ангкуть
Разновидность бамбуковых варганов, изготавливаемых в Камбодже (племенем мнонгов). Рама инструмента содержит подвижные пластины, благодаря которым можно менять зазор между декой и язычком и добиваться тем самым изменения тембровой окраски.
Само звучание ангкути отличается громкостью (в сравнении с деревянными варганами) и трескучестью. Верхний регистр отчетливо выделяется при игре; в то же время низкие звуки практически не слышны.
Ангкуть отличается громкостью и трескучестью.
Мурчунга
Непальский язычковый инструмент, тембр которого очень мелодичный и приятный для слуха. Большинство варганов позволяют играть мелодии в верхнем регистре (диапазон – не больше квинты).
К особенностям мурчунги относятся:
Эта разновидность варгана может быть одинаково интересна и музыкантам-любителям, и профессионалам.
Мурчунга — непальский язычковый инструмент.
Зубанка
Считается традиционным русским варганом, однако существуют и другие названия (мансийский хомус). Зубанки обладают красивым массивным звучанием в низком регистре, который является основным, и устойчивыми обертонами. Инструмент предназначен для игры в медленном и среднем темпе – исполнить быстрые мелодии на нем крайне сложно.
Некоторые зубанки усовершенствованы современными мастерами (Глазыриным, Макасеевым, Рыбниковым), вследствие чего на них можно по желанию менять высоту звука.
Зубанка — традиционный русский варган.
Как выбирать для себя варган
Для новичков существует несколько соображений, которые помогут им облегчить выбор музыкального инструмента:
Размер
Величина корпуса варгана не всегда говорит о его звуковых особенностях. Некоторые маленькие инструменты (малые зубанки Литвинова, эстонские пармупилли) обладают высокой громкостью даже в верхнем регистре, несмотря на небольшую раму.
Размер варгана не влияет на его звуковые особенности.
Однако в большинстве случаев можно вывести зависимость между размером и особенностями звучания:
Жесткость и длина язычка
Чем жестче язычок, тем сложнее добиться ровного звучания. Профессиональные варганы имеют как минимум среднюю жесткость, т.к. она обеспечивает длительность звучания, его медленное затухание, а также позволяет использовать многочисленные технические приемы.
Длина и ширина язычка тоже влияют на качество звука. Чем длиннее металлическая пластина, тем более низкие ноты удастся извлечь.
Короткие язычки свойственны вьетнамским, индийским и камбоджийским инструментам, сделанным из дерева.
Размер колена и кольца
Эти параметры влияют на доступную скорость игры на инструменте. Варган с большим кольцом и коленом больше подходит для медленных, протяжных мелодий с простым ритмом. На таком инструменте удобно отрабатывать технику игры и точность, поэтому его нередко рекомендуют всем, кто еще не освоил первичные навыки исполнения.
Размеры колена и кольца влияют на скорость игры.
Короткое колено позволяет играть быстрые мелодии, однако к нему нужно привыкнуть, т.к. поначалу во время игры будет сложно не задевать рукой за щеку.
Маленькое кольцо и колено делают звук инструмента выше, пронзительнее.
Материал
Материал, из которого сделан варган, влияет на ощущения при игре (в особенности – вибрации «на зубах»), тембр звучания, регистровые особенности и исполнительские возможности.
Различие между инструментами можно проиллюстрировать в виде списка:
Самый важный пункт музыкального инструмента, который каждый определяет в соответствии со своим вкусом. Во многом звучание варгана, громкость и величина диапазона зависят от артикуляционных навыков человека.
Звучание варгана зависит от артикуляционных навыков.
Высокий регистр варгана хорошо подходит для исполнения мелодий. Отчетливо слышны ноты, которые обладают певучестью и яркостью. В свою очередь низкий регистр предрасполагает к медитативным практикам и созданию нужной звуковой атмосферы или фона.
При игре в среднем регистре удобно очерчивать ритмический рисунок мелодии и задавать темп. При этом сам регистр считается универсальным (классическим) для варгана.
Тоновый диапазон
Под диапазоном понимают пограничные, крайние тона (самый высокий и самый низкий, которые может воспроизвести варган). Его величина зависит от конструкции инструмента, качества рамы и геометрии дек.
Чем шире диапазон, тем больше возможностей у исполнителя продемонстрировать свое мастерство (к таковым инструментам, помимо доромба, относятся многие алтайские комусы и немецкий маультроммель).
Как играть на варгане
Чтобы научиться извлекать хоть какие-нибудь звуки, достаточно потратить 5 минут. Необходимо плотно прижать к зубам или губам основу инструмента, оставляя между ними щель для язычка, далее – щипком резко оттянуть язычок от себя. Резонатором является вся ротовая полость.
Расположение во время игры
Брать инструмент следует так, чтобы не касаться пальцами язычка.
Варган берут так, чтобы не касаться пальцами язычка.
Существует несколько вариантов расположения пальцев:
Независимо от расположения необходимо следить за тем, чтобы язычок оставался свободным.
Базовые приемы
Перед извлечением звука варган нужно прижать (не прикусить и не зажать) к зубам, следя за тем, чтобы оставалась щель, делающая возможными колебания язычка. Губы должны быть расслаблены. После этого нужно привести в движение язычок при помощи щипка или легкого удара.
В процессе игры на варгане важно обращать внимание на расслабленность кисти, которая делает щипок. При зажатой руке сложно контролировать темп удара, ритм и силу.
Существует несколько базовых способов звукоизвлечения:
Для медленного темпа удобнее извлекать звучание большим пальцем, разгибая руку в локте в процессе щипка.
Дыхательная техника
Новичкам первое время рекомендуется дышать привычным образом, чтобы освоить начальный этап игры. Профессиональные исполнители учатся регулировать вдох и выдох во время игры. Для этого подходит нижнее диафрагмальное дыхание (открытое или закрытое горло в зависимости от того, какого звукового эффекта нужно достичь).
Звучание варгана можно удлинить при медленном вдохе (выдох влияет в меньшей степени).
Управление звуком
Менять тембр, усиливать или добавлять новые призвуки можно при помощи движений губ, вибрацией языка и посредством горлового пения. При произнесении гласных «О», «У», «А», «Э», «Ы» менять регистровую окраску и получать дополнительные обертона.
Не менее важно положение языка – при произнесении согласных тембр становится резче и отчетливее.
При удержании мышц глотки в напряжении (т.н. закрытый второй рот) звучание становится насыщенным и объемным.