Как называется автоподзавод в часах
Часовой словарь: автоподзавод
В новой рубрике «Часовой словарь» сертифицированный FHH эксперт Юрий Хнычкин объясняет значение важнейших часовых терминов.
Текст: Юрий Хнычкин, сертифицированный FHH часовой эксперт и редакционный директор watchalfavit.ru
В описаниях часов вам наверняка встречались пояснения «автоподзавод» или «ручной завод». Это одна из важнейших характеристик часового механизма, уточняющая каким образом его заводная пружина получает необходимую энергию. Если в часах с ручным заводом эту работу берет на себя человек, вращая заводную коронку, то в часах с автоподзаводом ее выполняет инерционный груз, колеблющийся в такт движениям запястья с часами.
Первым применить груз для завода пружины догадался в 1777 году современник Бреге, также носивший имя Абрахам-Луи – Перреле (Бреге использовал изобретение тезки в часах perpétuelle, то есть «вечных»). Однако во времена Бреге «автоматы» не получили распространения по естественной причине: карманные часы преимущественно пребывали в статичном положении и преспокойно обходились для завода ключом или заводной коронкой, изобретенной в 1844 году Жан-Адрианом Филиппом, который увековечил свое имя в названии марки Patek Philippe.
Звездный час автоподзавода наступил в XX веке, с вхождением в оборот наручных часов. На новом историческом витке решающее слово сказала марка Rolex, которая в 1931 году разработала систему Perpetual, где в качестве заводящего пружину инерционного груза используется полукруглый ротор, свободно вращающийся вокруг центральной оси. С тех пор на циферблатах часов, снабженных системой автоподзавода, появились слова Automatic или Self-winding, а Rolex продолжает использовать термин Perpetual.
Наличие автоподзавода можно определить и перевернув часы обратной стороной. Если задняя крышка имеет прозрачное окно, то первым делом вы увидите за ним ротор, закрепленный на центральном подшипнике. В некоторых случаях при вращении он производит тихий приятный звук, который нравится многим владельцам. Производители любят украшать роторы гравировкой или придавать им ажурную форму. Чтобы обеспечить повышенный крутящий момент, передающийся на пружину, ротор в часовых механизмах высокого класса выполняют из драгоценных металлов с высоким удельным весом – золота или платины.
Для особенных поклонников механики, желающих насладиться зрелищем часового механизма целиком, придуманы альтернативы массивному центральному ротору. Например, мануфактура Patek Philippe часто использует в своих автоматических калибрах золотые микророторы. Они не только не перекрывают обзор, но и способствуют уменьшению общей толщины механизма, поскольку помещаются на часовой плати́не (основе механизма) на одном уровне с другими деталями.
Другой вариант практикует марка Breguet. Периферический ротор в форме золотой дуги вращается по окружности механизма, также не мешая любоваться богато отделанным калибром.
Современные механизмы с автоподзаводом легко обеспечивают трехсуточный и более запас хода. Это не значит, что автоматические часы могут вовсе обойтись без заводной коронки: если они длительное время пробудут в покое (не на запястье), то они, конечно, остановятся. Для запуска механизма обычно достаточно просто покачать часы в руке, давая возможность ротору провернуться, но для полной уверенности мы рекомендуем несколько раз прокрутить заводную коронку по часовой стрелке, то есть от себя. Делать это можно без опаски, так как перезавести механизм не даст специальный ограничитель, но и без излишнего рвения: вы придаете пружине первоначальный импульс, а дальнейшую работу сделает ротор, когда часы займут свое место на запястье.
Если вы не доверяете своим навыкам ручного подзавода или же автоматических часов в вашей коллекции много, то имеет смысл обзавестись вотчвайндером – специальной шкатулкой-«заводилкой». Вращающиеся ячейки с электрическим приводом крутят помещенные в них часы, заставляя ротор автоподзавода вращаться. Итальянская компания Scatola del Tempo выпускает широкий ассортимент отделанных ценными породами дерева и кожей вотчвайндеров, рассчитанных на различное количество часов – от одних до девяти.
Часы с автоподзаводом: как заводить, как работают, как пользоваться
Что такое автоподзавод?
Чтобы выполнить работу, необходимо затратить энергию. Вот, допустим, вы, дай вам Бог здоровья, крутя ручку ворота, поднимаете из колодца ведро воды. При этом вы расходуете энергию, накопленную в вашем организме благодаря трехразовому питанию, а также дыханию и еще чему-то. А когда ту же работу делает бензиновый или дизельный «движок», он использует энергию сгорающего топлива.
Итак, вы завели часы. Они будут идти до тех пор, пока не раскрутится до «нуля» заводная пружина. Конечно, до такого состояния обычно не доводят: если полного натяжения пружины хватает, например, на двое суток, то рекомендуется взводить ее вдвое чаще, т.е. раз в сутки. Да, некоторая морока. И на помощь приходит изобретение, сделанное одним из выдающихся часовых мастеров прошлого – Авраамом-Луи Перреле, коллегой, соратником и, заодно, полным тезкой прославленного Бреге. Это изобретение – автоподзавод.
Механические часы с автоподзаводом отличаются от часов с ручным заводом тем, что не нуждаются в регулярной операции вращения заводной головки. Возможность ручного завода в них предусмотрена, но если вы постоянно, с не слишком большими перерывами, носите автоматические часы на руке, то они и подзаряжаются тоже автоматически. Подзавод происходит в результате движений вашей руки, а значит, первичным источником энергии служит опять же ваш организм.
Как работает автоподзавод в механических часах
Принцип действия автоподзавода в часах гениально прост. Часовой механизм в них дополнен системой, в которой главный элемент – так называемый ротор. Обычно он имеет форму сектора, крепится на оси по центру механизма, а центр тяжести имеет максимально смещенный к периферии. Эту периферийную часть делают как можно более тяжелой, выполняют ее из вольфрама, иногда из золота, всемерно увеличивая момент инерции. При движении руки с такими часами ротор, под воздействием инерционных сил, колеблется на своей оси. Эти колебания, через соответствующую передачу, увеличивают натяжение заводной пружины.
Вот и все, принцип работы несложен. Другое дело, что конструктивно непроста его реализация. До настоящего времени основным типом автоподзавода является представленный Авраамом-Луи Перреле в 1777 году (скоро будем отмечать 250-летие). Швейцарская часовая компания имени изобретателя, Perellet, тоже на плаву, причем, стремясь быть в авангарде всего, что связано с автоподзаводом, в некоторых моделях она применяет сразу два ротора – один сзади (его видно через прозрачную заднюю крышку), другой спереди, над циферблатом.
За упомянутые почти два с половиной века придуман ряд разновидностей системы автоподзавода: двусторонняя, у которой подзавод работает при колебаниях ротора в обе стороны (у Перреле – лишь в одну, обратный ход холостой); система Пеллатона; системы с микроротором; встречаются инерционные линейные грузы, двигающиеся по направляющим. Однако главный принцип работы автоподзавода всё тот же: двигающийся по инерции груз добавляет заводной пружине натяжения.
Заметим, что во времена Перреле наручных часов не было. А карманные приходилось брать в руку и «качать». И еще заметим, что в наше время для автоподзавода есть шкатулки с электромоторчиками: вы ставите свои часы в предназначенные для них гнезда, включаете устройство, оно вращает часы по заданной программе, обеспечивая их подзавод. Вещь, полезная, если у вас несколько часов (не можете же вы носить их все вместе) или если вы долго не надеваете часы на руку. Да и для интерьера такая шкатулка – украшение.
Точность хода
Иногда возникает вопрос: какие из механических часов ходят точнее, с автоподзаводом или без. Ну, в общем-то, разница очень невелика. Но все-таки при некоторых условиях она есть. Дело в том, что при совсем малом натяжении заводной пружины часы начинают отставать. Это и понятно: ведь в предельном случае, когда пружина ослабла до нуля, часы останавливаются совсем. То есть отстают на 24 часа за сутки… Правда, изобретены так называемые устройства постоянной силы, которые обеспечивают равномерный ход часов вплоть до полной остановки, но они применяются лишь в некоторых элитных и, соответственно, дорогих моделях.
Именно по причине замедления хода при существенном ослаблении пружины и рекомендуется заводить часы на половине заявленного запаса хода. Если измерить погрешность хода часов равного класса с ручным заводом и с автоподзаводом при диапазоне запаса хода от полного до половинного, то разницу обнаружить не удастся. А вот при остатке меньше половины она станет проявляться, и чем дальше, тем больше. И здесь у автоматических часов есть преимущество: они, при регулярном пребывании на запястье, гораздо реже теряют более половины запаса хода, ибо подзаводятся практически постоянно.
Как правильно заводить механические часы с автоподзаводом
Во-первых, можно ли заводить часы с автоподзаводом вручную? Ответ: конечно, можно! Представьте себе: вы неделю-другую подержали свои автоматические часы на тумбочке. Естественно, они остановились. Ой, как долго придется вам трясти часы в надежде завести их ротором… Да и вряд ли вообще удастся сделать это эффективно. Поэтому крутить заводную головку часов с автоподзаводом, если они стоят, можно и нужно.
Вопрос – как это делать? Ответ: ровно так же, как вы заводили бы часы без автоподзавода. Вращайте заводную головку «от себя», т.е. по часовой стрелке (если смотреть на головку со стороны ее торца). Внимательно слушайте: если уловите приглушенные щелчки – хватит, пружина заведена полностью. Как правило, для этого достаточно 15–20 оборотов.
Как пользоваться с часами с автоподзаводом
Да точно так же, как часами без автоподзавода! Главное – бережно. И полезно не забывать о ТО – техническом обслуживании. Все механические часы – сложная и нежная конструкция, периодически нуждающаяся в таких действиях, как чистка, регулировка, замена смазки. Про часы с автоподзаводом можно сказать, что они, при прочих равных, требуют подобного ухода даже в большей мере, чем часы с ручным заводом, ибо модели-автоматы сложнее – ровно на ту самую систему автоподзавода.
Спешат или отстают: что делать?
Велико искушение отрегулировать часы самостоятельно. Но категорический совет: несите в ремонт! В мастерских работают специалисты, располагающие знаниями, опытом и необходимыми инструментами, которых у вас, скорее всего, нет. О наиболее вероятной причине снижения точности хода мы уже сказали: пора на ТО! В механизме много трущихся деталей, соответственно они нуждаются в смазке. Масло со временем загустевает, да и попадание пыли, грязи не исключено. Все это приводит к притормаживанию баланса, а в сильно запущенных случаях – к полной остановке или поломке. Если у вас есть автомобиль, вы же периодически приезжаете на сервис? Вот и с часами так же. Независимо от того, попроще они или посложнее, с ручным заводом или с автоподзаводом.
Часы с автоподзаводом: устройство и рекомендации по выбору
Механические часы с автоподзаводом имеют все достоинства обычной механики – надежность, статусность и стиль, но в дополнение к этому обладают еще одним ценным качеством – удобством. Такой механизм позволяет не думать владельцу о том, заводил ли он часы вчера и нужно ли это cделать сегодня. Если часы находятся на руке определенное время, то проблема завода отпадает сама собой.
Может показаться, что данный тип механизма не подходит людям, которые надевают часы время от времени или ведут не слишком подвижный образ жизни. Однако это не совсем верно. Часы с автоподзаводом не потеряют в своей надежности и точности даже при редком использовании, если правильно их хранить. О выборе таких хронометров и их особенностях расскажем в нашей статье.
Принцип работы часов с автоподзаводом
Любая работа требует определенных усилий, другими словами, энергетических затрат. Например, когда человек копает землю лопатой, он тратит ту энергию, которая имеется в организме (образуется за счет потребляемых с пищей калорий, дыхания и т. д.). А, например, в случае двигателя можно говорить об энергии сгорающего топлива.
Часам тоже нужен источник энергии, ведь движение стрелок и функционирование прочих индикаторов также представляют собой механическую работу. Кварцевые (электронные) часы снабжаются энергией благодаря батарейке, в которой расходуется заряд. Источником энергии механических часов служит заводная пружина – мы заводим ее с помощью специальной головки и во время вращения детали передаем часть собственной энергии. Как только она полностью раскрутится, часы встанут.
Как правило, до этого дело не доходит. Обычно, если резерв пружины 48 часов, подзаводить ее рекомендуют примерно раз в день. Несколько утомительно, правда? Избавиться от ежедневного ритуала помогает автоматический подзавод – гениальное изобретение одного из величайших часовых дел мастера – Авраама-Луи Перреле (он был не только полным тезкой, но и коллегой знаменитого Бреге).
Отличие механических часов с автоподзаводом от обычных с ручным заводом состоит в отсутствии необходимости регулярно вращать заводную головку. Если часы почти все время носят на руке (снимая только, например, на время сна или ненадолго в других ситуациях), они подзаряжаются сами собой, автоматически (хотя ручной завод в них предусмотрен). Этому способствуют движения руки, то есть источник энергии в данном случае – человеческий организм.
Устройство автоподзавода в часах
Как достигается высокая точность наручных часов? Одно из непременных условий – постоянство величины импульса спирали. Оно обеспечивается стабилизацией момента на анкерном колесе – для этого и нужен механизм автоподзавода пружины.
Автоподзавод пружины дает инерционный сектор (когда происходит вращение часов, он благодаря силе тяжести оборачивается вокруг собственной оси, дополнительно сообщая энергию часовому двигателю). Инерционный сектор делают составным: верхняя его пластина изготавливается из латуни, а материалом полукольца служит тяжелый вольфрамовый сплав. Это нужно для того, чтобы обеспечить инерционному сектору способность преодолевать сопротивление заводной пружины.
Инерционный сектор может размещаться по-разному: в центре механизма (тогда он способен поворачиваться на 360 о или на какой-то заданный угол) или со смещением от центральной точки (в таком случае поворот сектора органичен амортизирующими упорами со всех сторон).
Часы с автоподзаводом, в которых инерционный сектор имеет центральное расположение, характеризуются тем, что он, будучи малогабаритным, обеспечивает создание большего статического момента (утяжеленный фрагмент сектора находится на самом дальнем расстоянии от оси вращения). Надежность механизма автоматического подзавода напрямую связана с качеством опор инерционного сектора, на которые приходятся существенные нагрузки. Действующие конструкции автоподзавода оснащаются двумя типами опор: опорами скольжения и опорами качения.
Опоры скольжения имеют большее распространение. Опоры качения активно стали применять не так давно, чтобы снизить трение и сделать узел более прочным (благодаря использованию шарикоподшипников, которые дают возможность расширения радиуса опоры по сравнению с опорой скольжения). Коэффициент трения качения на порядок меньше коэффициента трения скольжения (fк=0,001—0,01fс=0,1) – и в этом заслуга преимущественно шарикоподшипников.
Чтобы преобразовать двустороннее вращение инерционного сектора в одностороннее вращение зубчатой передачи редуктора, необходимо реверсивное устройство. Его роль может выполнять, например, переключатель муфты свободного хода.
В узел переключателя входят колеса, которые свободно вращаются на штифтах. Пара колес размещается на качающемся мостике – переключателе.
В узле муфт свободного хода – две реверсивные муфты. В составе каждой – свободно надетое на триб колесо, чашки, собачки и шайбы. У чашки, плотно сидящей на трибе, есть внутренние выступы, за счет этого происходит ее контакт с собачками (они находятся между дном чашки и колесом). Собачки беспрепятственно поворачиваются на штифтах, которые входят в отверстия колеса.
За отключение механизма автоматического подзавода отвечает узел барабанных колес. Конструкция данного отключающего устройства в разных часах может отличаться. Узел образуется двумя барабанными колесами (верхним и нижним) и расположенными между ними трехлепестковыми пластинчатыми пружинками. Концы верхней пружины отогнуты вверх, нижней – вниз. Барабанные колеса надеваются на вал барабана, а пружинки – на его квадратную часть. Внутри у барабанных колес есть пазы или храповые зубья.
В чем особенность автоподзавода пружины в наручных часах? Из-за постоянного движения руки он происходит довольно часто: пружина функционирует на малом пологом интервале своей длины почти с максимальным моментом. В результате получается высокая точность хода.
В механизме автоматического подзавода действует фрикционный пружинный двигатель. Когда достигается установленный максимальный момент, пружина начинает проскальзывать в барабане. Если снять часы после того, как они находились на руке 8–10 часов, то резерва хода хватит еще примерно на 30–36 часов. То есть благодаря механизму автоподзавода не только обеспечивается высокая точность хода, но и пропадает необходимость ручной заводки пружины.
В механизме автоматического подзавода работают 4 главных узла:
Конструкции механизма могут быть различными: с центральным и боковым расположением, с вращением грузового сектора в одну сторону и с двусторонним вращением, с ограниченным и неограниченным углом поворота сектора. Монтируется механизм автоматического подзавода на мостовой стороне часов.
Модификации автоподзавода в часах
Современные модели часов с автоподзаводом в основном оснащены сектором, который способен свободно вращаться на 360 о. Тогда как более старые версии имеют угол поворота, ограниченный специальными амортизирующими упорами.
Расположение инерционного сектора бывает в центре часового механизма или смещенным от него к краю.
Максимальный радиус сектора и локализация его в центре обеспечивают более высокий КПД. Сложные дорогостоящие модели механических часов с автоподзаводом нередко отличаются небольшим сектором со смещенной от центра осью.
Вращение сектора автоматического подзавода может происходить в разных направлениях. Некоторые часы имеют специальный реверсный механизм, посредством которого двустороннее вращение сектора преобразуется в одностороннее движение вала барабана. Существуют такие модели, которые заводятся только тогда, когда сектор вращается в одну сторону, обратный его ход – холостой. Считается, что часы, оснащенные реверсивным устройством, конструктивно более сложные, обладают и большим КПД. Но на практике бывает, что обе разновидности работают примерно с одинаковой эффективностью, так как во время переключения реверсивного механизма при смене направления вращения сектора случаются потери энергии.
В большинстве моделей часов с автоподзаводом (не у всех) предусмотрена возможность заводить их привычным способом – крутя головку. Нельзя с полной уверенностью утверждать, что от подобной функции (или ее отсутствия) зависит надежность, сложность и стоимость часов. Но то, что заводить механизм с автоматическим подзаводом надо медленно, известно наверняка. В противном случае легко сломать или повредить элементы устройства.
Как уже отмечалось, производители с помочью различных материалов стараются сделать сектор автоматического подзавода как можно более тяжелым. Часто для его изготовления применяется особый вольфрамовый сплав, более дешевый вариант – латунь. Часы премиум сегмента могут иметь сектор автоподзавода, сделанный из золота.
Данный элемент является наиболее тяжелым. Его опоры во время работы подвергаются серьезным нагрузкам. Надежность часового механизма зависит от количества таких опор. Современные системы автоподзавода часов оснащены опорами качения (с шарикоподшипниками, позволяющими повысить эффективность работы и многократно уменьшить трение). Более ранние модели часов имели опоры скольжения.
Плюсы и минусы часов с автоподзаводом
Преимущества моделей с автоматическим подзаводом:
постоянная эксплуатация делает наручные часы с автоподзаводом аксессуаром, подобным «вечному двигателю», которому не нужны никакие источники питания;
непрерывное воздействие ротора обеспечивает высокую точность механизма;
редкое использование заводной головки сводит к минимуму вероятность попадания внутрь влаги и грязи;
красивый и презентабельный внешний вид – у обладателей часов с прозрачной задней панелью есть возможность наблюдения за тем, как работает ротор;
актуальная текущая дата (если предусмотрено соответствующее окошко) не требует сложной настройки в отличие от моделей с ручным заводом, где процесс налаживания календаря довольно трудоемкий.
Недостатки моделей:
— уязвимость в плане ударов и повреждений (требуется большая осторожность в эксплуатации, поэтому лучше сразу выбирать противоударный корпус);
— дороговизна (из-за материалов с высокой стоимостью);
— на весе и габаритах корпуса сказывается тяжесть ротора (большинство моделей часов с автоподзаводом – мужские).
3 варианта, как заводить часы с автоподзаводом
Такой солидный аксессуар, как часы с автоподзаводом, рассчитан на то, что он будет постоянно использоваться, а не храниться в шкатулке с драгоценностями. Если стрелки перестанут регулярно двигаться, механизм остановится, а наладить его работу заново не так просто.
На способ и периодичность завода данных часов влияют разные факторы:
Если вы привыкли ходить, энергично размахивая руками, подзаводка часов может вам не понадобиться: инерционный ротор будет запускаться от движения рук.
Скупым на жестикуляцию пользователям и тем, кто вообще мало двигается, желательно обзавестись специальными устройствами, поддерживающими рабочее состояние часов, либо целенаправленно чаще выполнять движения рукой, на которую надет аксессуар.
Слишком активным владельцам наручных часов с автоподзаводом (спортсменам, любителям экстремальных видов отдыха и т. п.) лучше снимать их во время интенсивных движений – от излишней нагрузки механизм может выйти из строя.
Это важно! Многих волнует вопрос, возможен ли ручной завод часов с автоподзаводом. Ответ на него подскажет конструкция аксессуара: наличие заводной головки означает, что такой способ завода предусмотрен (а иногда просто необходим).
Не менее животрепещущая проблема, волнующая пользователей наручных часов с автоподзаводом – каким образом их заводить, чтобы не испортить механизм. Это в действительности несложно, если следовать приведенному алгоритму:
снимаем часы с руки, чтобы случайно не сломать головку;
проверяем, правильную ли позицию занимает заводная головка (она должна плотно сидеть или в случае водонепроницаемости аксессуара быть до упора закрученной);
по часовой стрелке прокручиваем головку, стараясь не прикладывать слишком много усилий (малейшее сопротивление – сигнал к остановке накручивания), как правило, хватает 25–35 законченных оборотов головки, чтобы осуществить полный завод.
Заводить часы с автоподзаводом необходимо строго по часовой стрелке! Если вы обнаружили, что время на циферблате отображается неверно, не спешите прокручивать стрелки назад. Это часто совершаемая ошибка, цена которой – преждевременная поломка механизма.
Нюансы выбора часов с автоподзаводом
Чему следует уделить внимание, выбирая механические часы с автоматическим подзаводом:
степени защиты от ударов, механических повреждений и попадания внутрь воды;
внешнему виду и стилевому исполнению;
бренду и производителю.
Главное, чтобы наручные часы, которые вы купите, были надежными. Этому критерию наиболее всего отвечают изделия зарубежного производства. Считается, что самыми высокими качественными характеристиками обладают устройства знаменитых швейцарских марок.
Дополнительные опции
Функционал многих моделей включает не только показ времени, но и отображение другой полезной информации (календарь, фазы луны, время в различных часовых поясах и т. п.). Но надо иметь в виду, что из-за любых добавочных опций стоимость статусного аксессуара будет более высокой. Так что в целях экономии лучше выбирать стандартные устройства.
Стилевое решение
Наручные часы (мужские и женские) с автоподзаводом должны соответствовать стилю и общему внешнему виду их обладателей. Так, например, поклонникам ярких образов подойдут крупные аксессуары, дополненные необычными элементами дизайна на корпусе.
Приверженцы классики, как правило, равнодушны к расширенному функционалу, они выбирают консервативные модели без излишеств в декоре и опциях – строгость очертаний корпуса часов подчеркивает безупречный вкус и стиль владельца.
Степень защиты от проникновения влаги
Тому, кто не готов каждый раз снимать часы перед мытьем рук, душем или плаванием в бассейне, лучше выбирать такие модели часов, корпус которых имеет водонепроницаемое исполнение.
По степени защиты такие наручные часы делятся на следующие классы:
Предохранение от давления до 3 атм. Механизму не страшны дождь, снег и брызги воды (включая струю из-под крана) – часы не нужно снимать перед мытьем рук.
Предохранение от давления до 10 атм (стандартная маркировка на корпусе: 100 м или WR 100). Аксессуар выдержит плаванье в бассейне и походы на пляж при условии, что владелец не станет в них очень глубоко нырять.
Предохранение от давления до 20 атм (маркировка на корпусе: 200 м или WR 200). Наиболее подходящий вариант для поклонников подводного плавания. Корпус оснащен резиновыми прокладками, способными обеспечить отличную герметичность, в итоге механизм работает даже при длительных погружениях в воду. Водоотталкивающие параметры таких моделей подтверждаются соответствующими сертификатами.
Прежде чем приобрести наручные часы с автоподзаводом, надо изучить маркировку водонепроницаемости.
Противоударная защита
Некоторые модели имеют систему защиты от ударов, они снабжены надежным и крепким механизмом, который способен выдержать большие нагрузки.
Обычно противоударная защита присутствует в часах с водонепроницаемостью третьей степени (до 20 атм). Подобные модели подходят экстремалам и тем, кто постоянно занимается спортивными тренировками. Если вы не из числа поклонников активного отдыха, приобретать такие часы нет резона.
Выбор шкатулки для хранения часов с автоподзаводом
Где и как хранить механические часы с автоподзаводом? Для этого есть специальные заводные шкатулки. Они бывают двух видов: полностью автоматический виндер, работающий под управлением электроники, и шкатулки с обычным механическим приводом, который идет отдельно.
В электронных шкатулках управление процессом подзаводки часов осуществляет автоматика. Используемая в устройстве электронная схема IC предусматривает завод и по часовой стрелке, и в обратном направлении. Пользователь может целиком контролировать процесс, выставляя на свое усмотрение продолжительность подзавода, направление, таймер и т. п. Встроенная в такие заводные шкатулки высокотехнологичная начинка обеспечивает качественную и надежную работу, которой остаются довольны даже самые привередливые пользователи. Подобные тайммуверы, как правило, подходят для всех известных моделей часов с автоподзаводом, мужских и женских.
В виндерах второго типа привод для автоподзавода часов не идет в комплекте, а поставляется отдельно. Как правило, электроники, управляющей приводом, в таких моделях нет. Иногда подобные шкатулки можно дополнить примитивными внешними таймерами подзавода часов и условно отнести их к разряду автоматических устройств. Но не стоит возлагать на них большие надежды: настройку, скорее всего, придется осуществлять в ручном режиме (способность сохранения данных у таких виндеров отсутствует). Но главная проблема состоит в том, что, если все время пользоваться такими сомнительными тайммуверами, можно просто испортить хорошие часы.
В часах с автоподзаводом, как и во всех механизмах, детали изнашиваются. Из-за постоянной нерегулируемой работы заводное устройство может выйти из строя без возможности восстановления. Главным фактором повышенной нагрузки на тонкий внутренний механизм является сам принцип работы подобных часов, основанный на трансформации энергии. В то же время и слишком тщательная регулировка, которая возможна при наличии специальных встроенных механизмов, способна нанести вред часам с автоподзаводом.
Дешевые шкатулки для автоматического подзавода (без электронного управления) всего лишь придают вращение заводному механизму в определенном направлении. В итоге постоянное круговое движение приводит к быстрому изнашиванию и поломке тонкой механики. Подобные устройства производители часов даже не относят собственно к виндерам, так как их применение чревато потерей репутации для настоящих автозаводных шкатулок к часам.
Поэтому лучше не подвергать опасности свои часы, соблазнившись ценой сомнительного устройства, а накопить денег для покупки автоматического тайммувера действительно высокого качества, который увеличит срок службы ваших часов с автоподзаводом.
5 рекомендаций по эксплуатации часов с автоподзаводом
Как правильно эксплуатировать часы с автоподзаводом?
Чтобы не приходилось специально подзаводить часы, их нужно носить на руке около 12 часов в сутки. При использовании аксессуара на протяжении меньшего интервала станет заметным отставание по времени, а может случиться и полная остановка – это сигналы о необходимости завода.
Самостоятельный подзавод часов желательно осуществлять, предварительно сняв их с руки, иначе можно повредить механизм.
Самостоятельно устанавливать время на ручных часах с автоподзаводом нужно очень осторожно: для запуска хода головку вращают по часовой стрелке до упора. Крутя головку в обратном направлении можно сломать хрупкий механизм, поэтому такие вращения категорически не желательны.
Повышенная влажность воздуха является фактором риска повреждения механизма во время прокручивания головки (влага может попасть внутрь корпуса), поэтому в таких условиях надо устанавливать время на циферблате с предельной осторожностью.
Согласно рекомендациям разработчиков, во время интенсивных спортивных тренировок лучше снимать часы с запястья, так как механизм автоподзавода не рассчитан на движения большой силы и амплитуды.
Основные причины остановки часов с автоподзаводом
Часы могут остановиться:
если в механизме нет завода из-за редкой эксплуатации;
когда нарушена работа маятника, приводящего в действие пружину;
если они эксплуатируются в неприемлемых условиях, например, при повышенной влажности (внутрь корпуса попадают частицы воды, вызывая коррозию деталей и их поломку).