Как называется буддийский храм в россии
Буддийские храмы. Список 10 самых красивых в России и мире
Сегодня invme подготовил подборку самых впечатляющих духовных мест буддистов в России и в мире. Вы сможете понять, как выглядят буддийские храмы снаружи и внутри. Читайте, смотрите и вдохновляйтесь.
5 красивейших храмов буддизма в России
Этот молодой храм буддизма открыли в 2005 году. Он стал одним из крупнейших в Европе. В семиуровневом здании расположены резиденции главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо.
Сякюсн-сюме в Калмыкии
Читинский дацан «Дамба Брайбунлинг»
Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг»
Этот буддийский монастырь основали в начале XIX века и уже тогда он обосновался собственными медицинской, философской и астрологической школами. Сейчас в дацане действует один храм, где живут около 20 лам и действует Агинская Буддийская Академия.
Вокруг буддийского храма возвели множество культовых сооружений: ступа «Юндум Шодон», дуган Зула, «Восемь священных ступ» и статуя Майдари.
Буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»
Необязательно уезжать на российский Восток, чтобы увидеть один из красивейших буддийских храмов. Он находится в Санкт-Петербурге и стоит уже больше века. Храм выстроили из колотого гранита, а витражи в нем разрисовывал Николай Рерих.
Помимо духовной ценности, он насыщен и эстетической: чего только стоят восточный колорит и буддийский барабан, который приносит счастье.
5 красивейших буддийских храмов в мире
Пагода Шведагон в Мьянме
После этого храм стал главной святыней Непала. Он окружен монастырями различных буддийских школ и течений, и все монахи приходят к этому месту. Боднатх даже стал кинозвездой, засветившись в «Маленьком Будде» Бернардо Бертолуччи.
Пха Это Луанг во Вьетнаме
Огромная ступа, состоящая из миллионов каменных блоков, выглядит монументально еще издалека. В отличие от большинства других буддийских храмов, он не сияет золотом, но это не помешало ему стать крупнейшим в мире.
Буддийские монастыри в России. Часть I — Санкт-Петербург и Бурятия
Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз вы узнаете интересные факты про буддийские монастыри в России.
По некоторым подсчётам, в настоящее время количество буддийских храмов здесь оценивается следующим образом:
В этот список не входят крупные города России, где они тоже есть. Русских, исповедующих буддизм, около 500 тысяч. А этнических буддистов почти в два раза больше – 900 тысяч.
Почти все они приверженцы северной тибетской ветви учения – Махаяны и одной из её школ Гэлуг.
Путь буддийского учения в России
Как известно, буддизм принесли на российские просторы в XVII-XVIII столетиях народы монгольского происхождения: калмыки и буряты. Позже, в начале XX века, к ним присоединились и тувинцы.
Самыми первыми храмами – сумэ – у бурят были кочевые юрты, которые перемещались вслед за своей паствой с места на место.
В конце XVIII века в Бурятии возникают первые деревянные храмы – дацаны Цонгольский (Хилгантуйский) и Гусиноозерский.
А в Забайкалье выходца из Тибета Лувсана Шираба в 1752 году назначили управлять 33-мя ламами Хоринского района. Он был главой всех хоринских дацанов.
В нижнем течении Волги и Дона ойраты, которых русские стали называть калмыками, что значит «отколовшиеся» или «отпавшие», основали Калмыцкое ханство, где официальной религией значился буддизм.
Но в конце XVIII столетия оно было уничтожено, а тринадцать тысяч калмыцких семей расселены по берегам Урала, Терека и Кумы. У калмыков тоже были передвижные храмы – хурулы: несколько кибиток, объединённых для этих целей.
Но и стационарные монастыри у них имелись. К концу XVIII века их было порядка четырнадцати.
Хошеутовский хурул
У всех трёх вышеназванных народов – тувинцев, калмыков и бурятов – кроме буддийских верований процветал и шаманизм. Монгольские и ойратские правители, нойоны, даже собрали съезд в 1640 году в попытках его искоренить. Принятыми на съезде законами шаманизм официально запретили.
Но в реальной жизни он продолжал благополучно существовать, иногда сливаясь в необыкновенный симбиоз с махаянскими культовыми службами.
На рубеже XIX-XX веков в Бурятии по инициативе царского правительства был проведен ряд реформ, в результате чего бурятское буддийское сообщество раскололось на их сторонников и противников.
Многие ламы покидали дацаны и начинали жить в улусах. Их называли «степные ламы».
В это же время к российским землям присоединяются тувинцы. На территории их проживания было 22 хурэ (так у тувинцев называются храмы). Верующих обслуживали 4000 лам. При этом обряды проводили и 2000 шаманов.
Ламы и шаманы у тувинцев вполне мирно уживались. Например, шаманка могла быть женой ламы. Или и лама, и шаман могли быть в одном лице.
Царская власть хотела упрочить связь с религиозными правительствами Тибета и Монголии. В рамках укрепления политических позиций на востоке страны в Петербурге закладывают буддийский храм.
Дацан Гунзэчойнэй
Гунзэчойнэй – это первый дацан, который был построен в европейской части России, в городе Санкт-Петербург. Николай II принял решение о его возведении на встрече с посланником Далай-ламы XIII – выдающимся бурятским ламой Агваном Доржиевым, который позже руководил строительством храма и его деятельностью.
Строительство этого культового сооружения происходило в период с 1910 по 1915 год, в котором храм был освящён. Средства на его постройку поступили из нескольких источников:
В годы революции и гражданской войны храм разграбили, и он не работал. В 1924 годы его внутренний интерьер был восстановлен, и теперь уже Ленинградский дацан функционировал ещё одиннадцать лет.
Затем буддийские монахи подверглись репрессиям, и храм прекратил свою деятельность. Тремя годами позже его имущество было передано в местный Музей истории религии и атеизма, а само здание национализировали.
И только в 1989 году верующие буддисты дождались возобновления его работы. С этого времени храм называют Дацан Гунзэчойнэй – так, как его назвали при освящении.
В 1992 году в дацане установили статую Большого Будды, которую изготовили монгольские мастера. Она выполнена из папье-маше и сверху покрыта сусальным золотом. Голову Учителя окружает нефритовый нимб с изображениями представителей животного мира и существ из мифологии.
Этот буддийский храм – одно из тех культовых сооружений, при которых можно жить ламам. Его ламы получили образование в буддийском институте при Иволгинском дацане в Бурятии, о котором и пойдёт речь дальше в нашем рассказе.
Иволгинский дацан
Название этого монастырского комплекса по-тибетски звучит так: «Гандан Даши Чойнхорлин». Это означает: «Монастырь, находящийся там, где совершает обороты Колесо Учения, которое приносит Счастье и содержит много Радости».
Находится он чуть более чем в трёх десятках километров от Улан-Удэ, в селе Верхняя Иволга, в Бурятии.
Говоря об его открытии, следует заметить, что с конца 20-х годов буддизм в России переживал очень непростой период. Само его существование было под угрозой.
На учение совершались идеологические нападки, дацаны захватывали и громили, лам ссылали в лагеря, многие из них спасались бегством. В этот период в Бурятии в трети дацанов некому было работать.
Около 22-х храмов, находящихся вдоль границы, закрыли, обвиняя лам в шпионаже на Японию и навешивая на них ярлыки «врагов народа». В Калмыкии же и Туве все священные сооружения были сожжены.
Но бурятские буддисты-патриоты смогли доказать свою преданность Родине во время Великой Отечественной войны. Ими был пополнен Фонд обороны на более чем 350000 рублей.
Сталин сменил гнев на милость и разрешил возобновить деятельность буддийской общины в 1945 году. Её верховным органом становится ЦДУБ – Центральное Духовное управление буддистов СССР (которое в 1997 году сменило название на «Буддийская традиционная сангха России»), главой – Пандито хамбо-лама, а резиденцией – Хамбин сумэ (так назывался раньше Иволгинский дацан).
Первым главой российских буддистов стал Лобсан-Нима Дармаев, а с 1995 г. и до сих пор ими руководит Дамба Аюшеев.
Иволгинский храмовый комплекс состоит из:
Скульптор Даши Намдаков создал для этого монастыря скульптуру Маленький Будда.
Храм Зеленой Тары
Вышеупомянутый буддийский университет работает с 1999 года и в настоящее время имеет около 100 студентов (хувараков). Это единственный университет такого рода в России. Учебное заведение располагает четырьмя факультетами:
В список учебных предметов включены:
Все здания комплекса окружает вымощенная дорожка, по которой паломники могут вслед за солнцем неторопливо обходить территорию, останавливаясь и вращая молитвенные барабаны. Среди зданий, расположенных на территории, верующих неизменно привлекает Дворец, в котором находится главная святыня Иволгинского дацана – Хамбо-лама Итигэлов.
Хамбо-лама Итигэлов
15 июня 1927 года этот монах добровольно ушёл в нирвану. Его поместили в позе лотоса в саркофаг и захоронили. Лама завещал периодически проверять его захоронение.
Просьба была исполнена, два раза тело проверили, но оно не изменялось. В сентябре 2002 года саркофаг вскрыли и, совершив необходимые ритуалы, перевезли ламу в Иволгинский дацан. Тело его по-прежнему неизменно.
Никто не может объяснить этот феномен: ни духовенство, ни учёные. Толпы страждущих собираются здесь восемь раз в году, чтобы поклониться великому ламе. И исцеления происходят, и желания сбываются.
В 2018 году приехать и поклониться нетленному телу Хамбо-ламы Итигэлова можно 15 февраля, 26 марта, 29 апреля, 29 мая, 16 июля, 13 сентября, 31 октября, 2 декабря, 4 февраля 2019 года.
Буддисты, прикоснувшиеся к этой великой тайне, сходятся в одном: Итигэлов явился миру, чтобы доказать, что учение Будды живо, и оно действует.
Недавно ламами была найдена одна книга, написанная Итигэловым иносказательно. Большая часть написана на старомонгольском, а также использован санскрит и тибетский язык.
Два года расшифровывали ее маленькую часть. Лама ещё при жизни предсказал совершение Октябрьской революции и засилие воинствующего атеизма. Возможно, по окончании расшифровки его творения мир узнает ответы на многие волнующие человечество вопросы.
Заключение
Вот такое чудо есть в Иволгинском дацане. На этом мы прощаемся с вами, но продолжение следует.
Друзья, делитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях и обязательно заходите на наш блог еще, чтобы почитать новые интересные статьи про буддизм и восточную культуру!
Особенности буддийских храмов — знакомство с архитектурой и внутренним устройством
Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?
Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.
Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.
Правила поведения
Азиатские буддийские храмы живут в двух реальностях: они являются священным местом поклонения и туристической достопримечательностью. Во время путешествия туристы посещают, как минимум, один, а то и несколько храмов.
Путешествующие подчас допускают характерные бестактности по отношению к послушникам и их святыням: приходят с оголёнными ногами и плечами, хвастаются тату с Буддой, взбираются в обуви на пагоды и т. д.
Но тех из них, кто следует простым, легко запоминаемым правилам, приветливо встречают в святилищах. Нужно лишь проявлять уважение:
Ведь они ступают на действительно священную территорию, куда местные приходят пообщаться с божественным. Любой намёк на неуважение может причинить им глубокую обиду.
Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. Где это сделать, подскажет сложенная обувь других посетителей. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.
Плечи должны быть прикрыты, брюки – быть длинными. В некоторых храмах на входе предложат за небольшую плату саронг или другую накидку, если служитель посчитает одежду недостаточно закрытой.
В других местах проявляют бо̒льшую снисходительность. Но скромность в любом случае оценят.
Внутри никогда не следует касаться, сидеть рядом, взбираться на статую Будды или возвышение. Нужно получить разрешение фотографировать и никогда этого не делать во время поклонения.
Выходя, нужно пятиться лицом к Будде и лишь затем повернуться к нему спиной.
Крайней грубостью считается показывать пальцем на убранство помещения или людей. Указывать на что-то можно правой рукой ладонью вверх.
Сидя, не следует протягивать ноги в направлении людей или будд. Если в это время войдёт монах, нужно встать, чтобы выразить уважение, и подождать, пока он закончит простирания, и тогда только снова сесть.
Монахи – это дружелюбнейшие люди. Когда вы видите их подметающими у входа, знайте, что они больше беспокоятся, чтобы кто-то из входящих не наступил случайно на насекомое, чем о чистоте.
Они не едят после полудня. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не есть в их присутствии. Если монах сидит, нужно тоже присесть, прежде чем начать разговор, чтобы не быть его выше. Давать ему и брать у него что-то можно только правой рукой.
Для женщин правила ещё суровее. В этих краях не принято, чтобы женщина касалась или вручала что-нибудь послушнику. Даже случайное касание рясы приведёт к тому, что ему нужно будет поститься и выполнять очищающий ритуал.
Если нужно сделать пожертвование, деньги передаются мужчине. Только он может отдать их члену монашеской общины.
И напоследок несколько советов, которые покажут, что вы изучали обычаи буддистов перед визитом сюда:
Что означают названия
Буддийские храмы называются «дацан», но могут иметь в названии имя собственное в сочетании со словами «тэра», «дэра», «гаран», «дзи». Каждое из этих слов указывает либо на географическое положение, либо на имя жертвователя, на прославление определённого божества или рода.
Внешнее и внутреннее устройство
Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.
Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.
Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.
Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.
Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.
Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.
На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.
Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.
Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.
Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.
При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.
При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.
Заключение
Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.
На этом мы прощаемся с вами. Если вы узнали что-то новое для себя – поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Островки буддизма в России
В России три основных региона распространения буддизма, и лежат они весьма далеко друг от друга: Бурятия, Республика Тыва и Калмыкия.
Впрочем, есть и другие места. Портал «Моя Планета» рассказывает обо всех.
Самый северный буддийский храм в мире, дацан Гунзэчойнэй, находится в Санкт-Петербурге, хотя и располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте. Он был закончен за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений. На главном алтаре храма установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, покрытый сусальным золотом, вместе с троном он достигает пятиметровой высоты.
Посещение дацана можно совместить с походом на Елагин остров, популярное место отдыха петербуржцев: буддистская обитель располагается через дорогу от его северного выхода. Кроме религиозных практик здесь можно отведать позы — типичную бурятскую еду, вариацию на тему мантов. Ни здесь, ни в иных местах российские буддисты не сильно заботятся на практике о счастье всех живущих существ: традиционно позы начинены говядиной или бараниной. Кафе располагается в подвале, интерьер непритязательный, зато интересные цены.
Столичным же верующим пришлось ждать довольно долго: только 16 сентября 2017 года в Отрадном состоялось торжественное открытие первой буддийской ступы просветления. Она находится на территории будущего буддийского храмового комплекса «Тупден Шедублинг — Центр изучения и практики учения Будды». Ступа открыта для посещения по субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00.
Огромная Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над Элистой, весьма малоэтажным и довольно обычным городом. Храм освятили в 2005 году, его окружают более сотни белоснежных ступ и 17 пагод со статуями великих буддийских учителей. Обойдите все и почитайте об этих великих мудрецах. Главная достопримечательность хурула — самая большая в России и Европе статуя Будды (9 м).
Расписание служб обширное: молебны о благополучии калмыцкого народа проводятся каждое утро, заупокойные молебны — по пятницам. В 8-й, 15-й и 30-й день лунного месяца проводятся мацг-одр — большие молебны. В храме днем можно получить индивидуальную консультацию, здесь работает музей, центр медицины, библиотека и киноклуб.
Куда как проще увидеть одну из буддистских святынь туристам, посещающим Байкал. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа просветления.
Ее полное название — Ступа просветления, покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единственной Матери Трома Нагмо. Строили святыню летом 2005 года за счет частных пожертвований волонтеры из многих российских городов: стройматериалы везли по воде на катерах, потом вручную поднимали на вершину. Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков обширную библиотеку (ее вес составил 750 кг) оригинальных буддийских текстов: полного собрания канонических текстов Ганджура — поучений, составленных из слов самого Будды, и Данджура — комментариев индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам, были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Кроме старинных манускриптов в ступу вложены мантры и священные буддийские реликвии, в том числе частицы волос и крови Будды Шакьямуни.
Буддизм на территорию этого региона пришел еще в IX веке и закрепился к XIV веку, во времена, когда регион входил в состав Монгольской империи. После революции 1917 года все имеющиеся хуралы были закрыты, и только в 90-х годах началось постепенное возрождение буддийской общины. Храмовый комплекс «Зеленая Тара» в пригороде Кызыла уже больше десяти лет только планируется к постройке, чуть лучше обстоят дела со статуей Будды на священной горе Догээ. А главный храм республики Цеченлинг несколько лет назад пережил правовой скандал, связанный с определением права собственности. В Тыве буддизм особенно сильно смешивается с местными языческими верованиями. Пока проекты храмов не реализованы, обряды проводятся в природных священных местах, расписание можно попробовать уточнить в Объединении буддистов Тывы.
Столь удаленная республика, возможно, самое нетронутое место в России — в состав СССР она вошла самой последней, оставаясь формально независимой до 1944 года. Так что добравшиеся сюда смогут не только прикоснуться к буддизму, но и познакомиться с горной природой, древними обычаями или продолжить свое путешествие в Монголии, до границы с которой от столицы региона чуть меньше 300 км.
Важным центром распространения буддизма является Алтай. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, впрочем, не так сильно укоренившихся. Но вот энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления.
Сейчас Республика Алтай является сосредоточием трех основных мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Здесь есть храмы, мечеть, но главный дацан пока не построен. Первый камень под строительство буддийского монастыря-университета заложили в 2015 году в селе Майма под Горно-Алтайском.
Также в Горно-Алтайске открыт камерный храм общины Ак-Буркан. Заняться практиками можно в центре «Шен Линг», духовным главой которого является тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках. Официальную плату здесь не берут, все основывается на добровольном подношении учителю. Ученики обязуются не убивать, не воровать, не употреблять одурманивающих сознание веществ (табак, наркотики, алкоголь), не прелюбодействовать (не вступать в половые взаимоотношения с чужими партнерами).
Наконец, Бурятия — главный центр буддизма в России. Именно местные буддисты добились в XVIII веке у императрицы Елизаветы Петровны официального признания своей религии. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана (монастыря). Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту — множество дальних (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск) и местных рейсов. Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.
Главная буддистская обитель, она же резиденция главы российского буддизма, — Иволгинский дацан, из города до него около часа на автомобиле. В монастырском комплексе с десятком храмов и статуй для приезжих проводятся экскурсии, можно принять участие в обрядах и ритуалах. Для этого надо подготовиться: прибыть в нужное строение дацана (или какую-то точку рядом с ним) в строго обозначенное время и иметь с собой определенные продукты (молоко, водка, мясо) или вещи. В одном из храмов дацана — Благословенном дворце хамбо-ламы Итигэлова хранится тело ламы буддистов Восточной Сибири. В 1927 году он умер и обрел нетленное тело: его останки пролежали до 2002 года в специальном саркофаге и не разложились, сейчас они хранятся в дацане и почитаются как святыня.
Из бонусов приехавшим в Улан-Удэ — огромная голова Ленина со слегка азиатским разрезом глаз посреди города, близость восточного, менее популярного и более дикого берега Байкала, а также железная и автомобильная дорога до столицы Монголии Улан-Батора.