Как называется часовня в красноярске
Часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, Красноярск
Часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы — самая высокая точка города Красноярска, символ города и одна из главных его достопримечательностей.
Часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы представляет собой восьмигранную кирпичную башню в древнерусском стиле, высота — 15 м, диаметр — 7 м, длина каждой грани — 2,4 м. Расположена на Караульной горе, на месте древнего языческого капища татар-качинцев.
Сначала здесь была сооружена деревянная сторожевая вышка, в которой располагался казачий дозор для предупреждения внезапного нападения «немирных» соседей: енисейских кыргызов, северных монголов и черных калмыков-джунгаров. В начале XVIII в. на месте сторожевой вышки был воздвигнут деревянный крест с высеченными на нем памятными датами основания города и всех осад, которые выпали на долю Красноярского острога с 1628 по 1705 г. По преданию, в тот день, когда ставили крест, горожане выловили в Каче икону Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Эту святую считали покровительницей скота и полей, ей молились о благополучии в доме, о хозяйственных нуждах, о женихах. Когда на месте креста появилась часовня, ей дали имя Параскевы Пятницы. По другой версии, часовню назвали в честь девушки-казачки, которая собирала ягоды на склоне Караульной горы и, увидев приближающиеся к городу кочевые племена, подняла шум, за что и погибла мученической смертью. Девушку эту звали Параскева. Дважды в год, в девятую пятницу после Святой Пасхи и в сентябре, совершался крестный ход и молебен к часовне в память о чудесном спасении Красноярска от гибели и для принесения Господу молебного пения о ниспослании благовременных дождей и об изобилии плодов земных.
Вершина Караульной горы с крестом приобрела значение символической коллективной могилы защитников Красноярска. В 80-х гг. XVIII в. красноярцы просили Тобольскую консисторию обновить крест, обнести его особой оградой и не запрещать молебны около него. Несмотря на отрицательную позицию тобольского митрополита, горожане, вероятно, на средства боярского сына Толщина, обновили крест и поставили над ним крышу на четырех столбах.
В 1804 г. на средства купца И. Л. Новикова обветшавший крест заменили на железный, а боковыми стенами поставили «иконы большого размера с изображением святителей». В 1825 г. иконы «за обветшанием часовни» перенесли в собор на Стрелке. В таком виде часовня изображена на акварели «Вид Красноярска» ссыльного француза Алибера, выполненной в 1842 г.
На месте обветшавшей деревянной часовни в 1865 г. выстроили каменную (архитекторы Я. И. Алфеев и Я. М. Набалов). Финансировал строительство купец И. П. Кузнецов. Часовня Параскевы Пятницы была приписана первому каменному собору Красноярска — Воскресенскому, поставленному в XVIII в. на месте основания города.
С холма, на котором стоит часовня, виден весь город и его окрестности, поэтому часовня стала излюбленным местом паломничества жителей и гостей города. Именно отсюда велось наблюдение полного солнечного затмения 7 августа 1887 г. Красноярск был признан лучшим пунктом для проведения исследований и наблюдений за этим космическим явлением, так как продолжительность фазы затмения здесь была почти 4 минуты (в Европе всего 2—2,5 минуты). К Караульной горе от красноярской почтово-телеграфной конторы был проведен телеграф. С его помощью ученые могли связаться со всеми наблюдательными станциями России. Перед затмением Солнца по городу прошли слухи, что произойдет землетрясение, весь город разрушится и уцелеет только самое высокое место в городе, там, где сидят «астроловы». С утра все горожане были на холме и наблюдали редкое астрономическое явление. Среди наблюдающих был художник В. И. Суриков, этюды которого, выполненные во время затмения, не сохранились. В составе астрофизической экспедиции, прибывшей из Петербурга, был молодой ученый, будущий изобретатель радио А. Попов. В память об этом событии на фасаде часовни установлена гранитная мемориальная доска.
В 30-е гг. ХХ в. в Красноярске, как и по всей стране, уничтожались храмы и церковные святыни, прекращались службы. Были разрушены Воскресенский, Богородице-Рождественский соборы, Всехсвятская церковь. Часовня устояла, хотя молебны возле нее были запрещены. В 1930-е гг. с купола снесли крест, и долгое время часовня находилась в запустении. Восстановление православного символа Красноярья началось благодаря Николаю Васильевичу Попову (игумену Иннокентию), который добился возвращения ее церкви во время недолгой «церковной оттепели» середины 1940-х гг.
Часовня Параскевы Пятницы (Красноярск)
Часо́вня Параске́вы Пя́тницы — православная часовня, один из символов города Красноярска. Располагается на вершине Караульной горы, на месте древнего языческого капища татар-качинцев. Местные племена называли гору Кум-тэгей (тюрк. «песчаная вершина/сопка»).
Содержание
История [ править ]
Первой постройкой, возведённой русскими поселенцами на месте нынешней часовни, была деревянная сторожевая вышка, на которой несли караул казаки, предупреждавшие жителей Красноярска о приближении врага. В 1805 году на этом месте купец И. Л. Новиков воздвиг деревянную часовню в память о своём счастливом спасении из водоворота на речном пороге. По другой версии, часовня была построена красноярцами в честь избавления предков от врагов.
В 1852—1855 годах на месте обветшавшей деревянной часовни архитекторами Я. Алфеевым и Я. Набаловым на средства красноярского золотопромышленника Петра Кузнецова была построена новая каменная часовня, сохранившаяся до настоящего времени.
Часовня Параскевы Пятницы — караульная башня. Возводилась как часовня Богородице-Рождественского кафедрального собора, архитектура которого (проект Константин Тона) предопределила и формы часовни – строилась в те же годы.
Восьмигранный объём прорезан тремя дверными и четырьмя оконными проёмами с полуциркульным завершением, на восточной грани окно ложное. Рёбра восьмерика подчеркнуты пилястрами, переход к высокому шатру оформлен кокошниками. Грани шатра перебиты карнизом и слуховыми окнами с четырёх сторон. В каждой грани стены под окнами, над карнизом и под ним – лежачие филёнки. Обрамление окон завершено килевидными наличниками, повторяющими очертание кокошников. Декор обобщённый, крупных членений, рассчитан на восприятие с дальних расстояний, стилизован под древнерусские формы. Металлический шатёр увенчан небольшой луковичной позолоченной главкой. Над главкой – православный крест.
Здание на высоком цоколе, к кованым дверям подводят высокие крыльца. В окнах – обновленные по старому узору кованые решётки. Помещение часовни сообщается с шатровой частью, имеется лаз. Фундамент бутовый, стены кирпичные, оштукатуренные, окрашены в один тон. Высота до креста около 22 метров, между противостоящими гранями стен – 7 метров, высота стен — 7 метров, длина каждой из граней — 2,4 метра.
Место, на котором стоит часовня, является одной из лучших видовых точек Красноярска: с площадки на вершине Караульной горы открывается панорама центральной части города. На этом месте часто работал над своими этюдами русский живописец В. И. Суриков. В августе 1887 года с площадки рядом с часовней наблюдал солнечное затмение русский учёный, изобретатель радио А. С. Попов (в память об этом событии на восточном фасаде часовни установлена мемориальная доска).
XX век [ править ]
В 1943 году во время грозы сгорел шатёр, часовня была отремонтирована; в 1973—1975 годах часовню отреставрировали по проекту архитектора Александра Бруснянина, однако вплоть до начала 1990-х годов она находилась в заброшенном состоянии. С 1980 года часовня Параскевы Пятницы имеет статус памятника архитектуры местного значения и включена в список рекомендованных на федеральную охрану.
После передачи часовни на баланс Русской Православной Церкви в 1996 году, в нарушение всех охранных актов, ею был серьёзно изменён внутренний и внешний вид часовни: стены расписаны фресками, проведено отопление, маковка заменена на значительно бо́льшую.
XXI век [ править ]
В 2012 году был проведён косметический ремонт, в ходе которого заменили маковку часовни, а также облагородили прилегающую территорию: деревянный крест заменили на гранитный, выложили брусчатку и перестроили лестницу к пушке на Караульной горе.
В 2014 году были проведены значительные реставрационные работы — расчищен и восстановлен штукатурный слой, в соответствии с историческим обликом заменена кровля (цвет изменили с красного на зелёный), размеры маковки приведены в первоначальный вид.
Житие святой вмц. Параскевы Пятницы [ править ]
Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева).
Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников.
У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась особой любовью. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее за покровительницу полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой, с лучезарным венцом на голове.
Полное житие вы можете прочитать здесь.
Интересные факты [ править ]
Изображение [ править ]
Изображение часовни Параскевы Пятницы размещено на лицевой стороне российской банкноты достоинством десять рублей образца 1997 года. На широком купонном поле этой же банкноты присутствует водяной знак в виде силуэта данной часовни.
Древнее захоронение [ править ]
Летом 1927 года сотрудники музея Приенисейского края и археолог С. А. Теплоухов обнаружили на Караульной горе богатое захоронение XIII—XIV вв. Территория современного Красноярска входила в Езерский улус енисейских кыргызов. Гора Кум-Тэгей, вероятно, была священным местом. Богатство предметов, обнаруженных в могильнике может свидетельствовать о том, что на горе были захоронены члены знатного княжеского рода, которые, вероятно, и правили этой территорией.
Часовня Параскевы Пятницы
У каждого города есть свой символ, место куда в первую очередь везут гостей города. Например во Владимире – это собор Покрова на Нерли, во Владивостоке – маяк Эгершельд или вантовый мост через пролив Босфор на остров Русский, в Иркутске – фигура Бабра с герба города (бабр — сибирский зверь) …
В Красноярске таким символом стала часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, которая расположена на самой высокой точке города.
Стоит упомянуть, что на купюре образца 1997 г. достоинством в 10 рублей изображена часовня Параскевы Пятницы.
Часовня расположена на вершине Караульной горы, на месте древнего языческого капища татар-качинцев. Ещё раньше, как уверяют историки, здесь были палеолитические объекты вроде кромлехов или дольменов. На местном наречии эту возвышенность называли Кум-Тигей (тюрк. – «песчаная вершина, сопка»), а с приходом русских она получила название – Караульная гора.
Место, где располагается часовня, считается одной из лучших обзорных площадок города. Она имела стратегическое значение во все времена истории этого места. Вот и история часовни началась с постройки деревянной сторожевой вышки, на которой располагался казачий дозор для предупреждения внезапного нападения «немирных» соседей: енисейских кыргызов, северных монголов и чёрных калмыков-джунгаров.
Во второй половине XVII века Красноярский острог подвергался набегам и не раз неприятель был близок к тому что бы захватить укрепление, но защитники удержали оборону.
В самом начале 1700-х годов на берегах Енисея устанавливается мирная жизнь.
В начале XVIII в. на месте сторожевой вышки был воздвигнут деревянный крест с высеченными на нём памятными датами основания города и всех осад, которые выпали на долю Красноярского острога с 1628 по 1705 г.
По преданию, в тот день, когда ставили крест, горожане выловили в Каче икону Святой Великомученицы Параскевы Пятницы.
Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители её особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева).
Святая Параскева (Пятница, или Петка, особо почиталась на Руси, с её памятью было связано множество благочестивых обычаев и обрядов. Она считалась покровительницей полей и скота, целительницей людских душевных и телесных недугов, а также хранительницей семейного благополучия.
Есть версия, что часовню назвали в честь девушки Параскевы, которая собирала ягоды на склоне Караульной горы и увидела приближающийся к городу большой отряд кочевников. Она подняла шум, но погибла мученической смертью.
В прежние времена дважды в год, в девятую пятницу после Святой Пасхи и в сентябре, совершался крестный ход и молебен к часовне в память о чудесном спасении Красноярска от гибели и для принесения Господу молебного пения о ниспослании благовременных дождей и об изобилии плодов земных.
В 80-х гг. XVIII в. жители Красноярска обратились в Тобольскую консисторию с просьбой обновить крест, обнести его особой оградой и не запрещать молебны около него, но получили отрицательный ответ. Несмотря на это, горожане, на средства боярского сына Толщина, обновили крест и поставили над ним крышу на четырёх столбах.
В 1804 г. купец И.Л. Новиков на месте обветшавшего креста поставил новый железный, вокруг которого, как бы боковыми стенами, поставили «иконы большого размера с изображением святителей». В 1825 г. иконы «за обветшанием часовни» перенесли в собор на Стрелке. В таком виде часовня изображена на акварели «Вид Красноярска» ссыльного француза Алибера, выполненной в 1842 году.
Интересные факты
С холма, на котором стоит часовня, виден весь город и его окрестности, поэтому часовня стала излюбленным местом посещений жителями и гостями города.
К Караульной горе от красноярской почтово-телеграфной конторы был проведён телеграф. С его помощью ученые могли связаться со всеми наблюдательными станциями России. Перед затмением Солнца по городу прошли слухи, что произойдёт землетрясение, весь город разрушится и уцелеет только самое высокое место в городе, где сидят «астроловы». 19 августа 1887 года рано утром почти все горожане пришли на холм и смогли наблюдать редкое астрономическое явление. Ученые и временная обсерватория были отделены от зрителей цепью солдат 3-й роты местного батальона.
В составе астрофизической экспедиции, прибывшей из Петербурга, был молодой ученый, будущий изобретатель радио А. Попов. В память об этом событии на фасаде часовни установлена гранитная мемориальная доска.
Среди наблюдающих был художник В.И. Суриков, этюды которого, выполненные во время затмения, к сожалению, не сохранились.
Здесь же на Караульной горе пониже часовни стоит сигнальная пушка, появившаяся в 2001 году. Она стреляет один раз в сутки холостым выстрелом, сообщая о наступлении полудня. Такая идея была выдвинута казаками в память защитников города-казаков, которые вели здесь оборонительные действия после постройки острога.
В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников:
Как называется часовня в красноярске
Часовня Параскевы Пятницы в Красноярске.
История часовни Красноярска начинается с первой постройки, возведенной русскими переселенцами на этой сопке, на месте современной часовни. В те времена здесь была сооружена деревянная сторожевая вышка. Она служила для дежуривших на ней казаков дозорным пунктом: с вершины горы отлично было видно приближающихся к границам города неприятелей.
Во второй половине XVII века Красноярск подвергался набегам со стороны джунгар, кыргызов, тубинцев. Город не раз оказывался на волосок от гибели, но выстоял. В самом начале 1700-х годов, наконец, стало ясно, что на берегах Енисея устанавливается мирная жизнь.
В память о погибших в сражениях местные жители стали два раза в год, в мае и сентябре, устраивать крестные ходы и служить молебен на вершине Караульной горы. На этом месте установили крест. Позднее над ним поставили крышу на четырех столбах. Это можно считать первым в истории города мемориальным памятником.
Согласно одной из версий, в 1805г. купец И. Л. Новиков на этом самом месте построил деревянную часовню в память о своём счастливом спасении на бурном речном пороге. Иная версия говорит о том, что деревянную часовню воздвигли красноярцы в честь освобождения предков от врагов.
В 1852-1855 гг. по проекту архитекторов Я. Алфеева и Я. Набалова на месте старой часовни была построена новая каменная, сохранившаяся и сейчас. Строительство осуществлялось на средства известного красноярского золотопромышленника Петра Кузнецова.
Нынешняя часовня Параскевы Пятницы на Караульной горе представляет собой небольшую восьмигранную кирпичную постройку в древнерусском стиле. В ней имеются три окна, прикрытых коваными решетками, и один ложный оконный проём. Обрамление проёмов повторяет форму кокошников, которыми оформлен переход от стен к шатру часовни.
Часовня Параскевы Пятницы (в состоянии до переделки 1996 года) изображена на лицевой стороне 10-рублевой купюры образца 1997 года. На этой же банкноте имеется водяной знак в виде силуэта красноярской часовни.
Интересные факты
Символ города на Караульной горе
Вот уже много лет памятник федерального значения – часовня Параскевы Пятницы – является символом краевого центра. Наверное, нет ни одного красноярца, который бы не знал о ее существовании. Но вот вопрос об истории появления часовни способен многих поставить в тупик. И даже в официальных источниках встречается немало противоречивых сведений.
В честь чудесного спасения
Если бы мы с вами вдруг оказались в августе 1628 года в Красноярске – к моменту завершения строительства острога, то увидели бы на месте современного центра неправильный четырехугольник с пятью башнями. А на самой высокой точке сопки Кум-Тигей (нынешняя гора Караульная, в переводе с тюркского языка называвшаяся «Горою тетивы тугого лука») вместо часовни – бревенчатую вышку с колоколом. Здесь несли караул казаки, предупреждавшие местных жителей о приближении врага. Позже, в начале XVIII века, на месте сторожевой вышки был воздвигнут деревянный крест с высеченными на нем памятными датами основания города и всех осад, которые выпали на долю острога с 1628 по 1705 год.
Есть сведения, что самая первая часовня, деревянная, появилась после чудесного спасения купца Ивана Евстратьевича Новикова. В 1804 году он доставлял соль в город, но лодка, попав в водоворот, перевернулась. Спасся он чудом: уже в воде молился и дал обет построить маленькую церковь, если выживет.
В 1806 году Новиков пишет сибирскому митрополиту Антонию о «возобновлении древняго благочестивого обыкновения за речькою Качею на месте достойном и незабвенном памяти, при начале бывшей на нем стражи… соорудить святый крест с подобающим изображением распятого на нем с надлежащим ограждением и крышею…»
Что в итоге получилось, мы можем увидеть на акварели французского художника Алибера, датируемой 1842 годом. Там изображено простое строение в виде навеса с крышей.
Солнечное затмение
Существующее сейчас здание часовни построено в 1852–1855 годах на средства купца-золотопромышленника Петра Кузнецова по проекту архитекторов Якова Алфеева и Якова Набалова.
Изначально здание строилось как часовня Богородице-Рождественского кафедрального собора – того самого, что стоял долгое время на месте современного здания правительства Красноярского края. Это и повлияло на архитектуру и форму памятника. Долгие годы дважды – в девятую пятницу после Пасхи и в сентябре – совершались крестный ход и молебен. Руководитель отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Геннадий Малашин считает, что освящение часовни в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы как раз связано с народной традицией крестных ходов в девятую пятницу. Существуют еще две версии, скорее, даже легенды. Первая – это то, что якобы в тот день, когда ставили крест, горожане выловили в Каче икону этой святой. По другой версии, часовню назвали в честь девушки-казачки Параскевы, которая собирала ягоды на склоне Караульной горы, увидела захватчиков и подняла шум.
В 1887 году состоялось солнечное затмение – благодаря ему мы имеем представление о том, как выглядел памятник в то время. Ученый Александр Попов, прибывший специально ради этого события в Красноярск, сделал фотографию.
Другое изображение часовни, по которому мы можем судить о том, какой она была в конце 80-х годов XIX века, – этюд нашего художника Василия Сурикова. (Подробнее – см. ниже.)
В 1908 году власти Красноярска приняли решение о ремонте здания часовни. Согласно смете, составленной городским архитектором Дриженко, планировалось частично сменить металлическую кровлю шатра и его поверхность выкрасить в зеленый цвет краской медянкой.
В течение следующих ста лет вид часовни не раз менялся: в 30-е годы XX века с нее сняли крест, в 1943 году здание горело, когда в него ударила молния.
В 2014 году часовню отреставрировали и восстановили историческую справедливость в отношении деталей – был заменен шатер, размеры главки привели в первоначальный вид, вернули зеленый цвет металлическому покрытию шатра.
Сейчас Караульная гора, где находится часовня, – излюбленное место отдыха многих горожан. Она стала фактически обязательным элементом туристических маршрутов.
Впрочем, еще первый губернатор Енисейской губернии Александр Степанов почти двести лет назад писал: «…Вид с сопки на Красноярск обворожителен. Одним взглядом вы объемлете видимые окрестности юга и севера, и между ними Красноярск, представляющийся одним из величайших городов. Сначала взоры ваши разольются по длинным и прямым улицам его, на которых по местам возвышается несколько церквей, но концы сих улиц погружаются в сады».
Сегодня хотелось бы, чтобы часовня продолжала сохранять свой статус не только памятника, но и своеобразной архитектурной доминанты города. А то дал ведь кто-то разрешение на строительство высокого здания напротив кожно-венерологического диспансера… Оно уже сейчас частично закрывает обзор на Караульную гору. И хорошо, если оно будет единственным.
Часовня в истории Красноярска
В книге Натальи Кончаловской «Дар бесценный» солнечное затмение описано довольно подробно:
«В этот год Красноярск готовился к необычайному событию: седьмого августа ждали полного затмения солнца, которое бывает раз в сто лет. Установлено было, что лучшая точка наблюдения во всей России – красноярская Часовенная гора, и потому все астрономы мира съезжались в Красноярск… На Часовенной горе была построена целая обсерватория: бараки для хранения приборов, четыре наблюдательные будки, пятнадцать огромных масляных фонарей с рефлекторами. Василий Иванович, как известный художник, был тоже приглашен, чтобы «зарисовать это знаменательное событие». Суриков продолжал писать. Цвета менялись так быстро, что он едва успевал следить за ними. Тьма надвигалась. Температура падала, стало холодно. А потом началось нечто страшное: ветер лег, облака повисли, солнечный диск весь закрылся черным пятном луны, и только вокруг него сияла корона лиловых и бирюзовых неровных зубцов. А между зубцами белые, как серебро, лучи солнца подхватывали синие и лиловые отблески и пучками посылали их на помертвевшую землю. Все замерло.
Подошел старый профессор-астроном:
– Какое у вас впечатление, господин Суриков, от всего этого?
В этой же книге описана судьба этюда:
«Николай Пассек, человек незаурядный, дипломат, объехавший полмира, пришел в восторг от этюда и попросил Василия Ивановича продать ему его. И Суриков охотно уступил его с веселыми шутками, ни на минуту не задумываясь… Пассек увез этюд к себе в имение под Харьков.
Никто из них и не подозревал, что через несколько лет, пережив тяжелое потрясение, Василий Иванович поедет к Пассеку, попросит снять этюд со стены и, положив на стол полученные за него деньги, разорвет его на глазах у владельца».
Специалисты предполагают, что единственным логичным объяснением этого поступка могла стать трагическая гибель жены художника – как известно, поездка на родину мужа (в тот год, когда и произошло затмение) просто «убила» ее – она подорвала и без того хрупкое здоровье и умерла.
Знаете ли вы
– Изображение красноярской часовни Параскевы Пятницы на Караульной горе нанесено на бумажную российскую купюру достоинством десять рублей.
– 9 сентября 2011 года на Караульной горе в память о казаках – основателях Красноярска была установлена сигнальная пушка – гаубица М-30 образца 1938 года. Ежедневно в 12:00 холостым выстрелом она сообщает о наступлении полудня.
– В современной истории Красноярска появилась хорошая традиция – начинать с вершины Караульной горы крестный ход с иконой Преображения Господня «За процветание и благополучие жителей города».
Материалы предоставлены краевым государственным учреждением «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края» и службой по государственной охране объектов культурного наследия.