Как называется человек передающий информацию

Передача информации через другое лицо

Смотреть что такое «Передача информации через другое лицо» в других словарях:

передача информации через другое лицо — Если вы передаете что то через устного посредника, то всегда имейте в виду, что информация может быть им искажена – донесена не полностью, не совсем верно в рамках вашей информации, с добавлениями от самого посредника и др., причем это может… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Инновация — (Innoatsiya) Определение инноваций, инновационная деятельность Определение инноваций, инновационная деятельность, инновационная политика Содержание Содержание Общее определение новаций Инновация и др. похожие понятия Что такое новация Основы… … Энциклопедия инвестора

Банковский чек — (Bank check) Определение банковского чека, виды чеков, содержание чека Информация об определении банковского чека, виды чеков, содержание чека Содержание Содержание Определение Виды и Понятие и юридическая природа чека Содержание чека Отношения… … Энциклопедия инвестора

Инсайдерская информация — (Insider information) Инсайдерская информация это существенная публично не раскрытая служебная информация компании Использование инсайдерской информации зачастую неправомерно, нарушение порядка доступа к бесплатной инсайдерской информации… … Энциклопедия инвестора

ГОСТ Р 53801-2010: Связь федеральная. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53801 2010: Связь федеральная. Термины и определения оригинал документа: 260 абонементный почтовый шкаф: Устанавливаемый в объектах почтовой связи специальный шкаф с запирающимися ячейками, которые абонируются на определенный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Семейный кодекс РФ — федеральный закон «Семейный кодекс Российской Федерации» Номер: 223 ФЗ Принят: Государственной думой 8 декабря 1995 Подписан: Президентом 29 декабря 1995 Вступил в силу … Википедия

Семейный кодекс — федеральный закон «Семейный кодекс Российской Федерации» Номер: 223 ФЗ Принят: Государственной думой 8 декабря 1995 Подписан: Президентом 29 декабря 1995 Вступил в силу … Википедия

Блатной жаргон — Воровской жаргон (правильнее это явление называть «арго») социальный диалект (социолект), развившийся в среде деклассированных элементов общества, как правило, преступников. Представляет собой систему терминов и выражений, призванных изначально… … Википедия

Вертухай — Воровской жаргон (правильнее это явление называть «арго») социальный диалект (социолект), развившийся в среде деклассированных элементов общества, как правило, преступников. Представляет собой систему терминов и выражений, призванных изначально… … Википедия

Воровское арго — Воровской жаргон (правильнее это явление называть «арго») социальный диалект (социолект), развившийся в среде деклассированных элементов общества, как правило, преступников. Представляет собой систему терминов и выражений, призванных изначально… … Википедия

Источник

Психология общения

Как называется человек передающий информацию. cover. Как называется человек передающий информацию фото. Как называется человек передающий информацию-cover. картинка Как называется человек передающий информацию. картинка cover

Представлены базовые знания по разделам психологии общения: «Общение как обмен информацией», «Невербальная коммуникация», «Общение как взаимодействие», «Общение как восприятие людьми друг друга», «Конфликт – неэффективное общение», «Оптимизация общения». Материал изложен в едином методологическом ключе и в лаконичной форме. Даны основы общения, раскрыты его типы и виды, психологические закономерности, приемы управления и методики измерения. Соответствует ФГОС СПО последнего поколения. [b]Рекомендовано для освоения профессий из списка ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.[/b] Для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Образование и педагогические науки».

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология общения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Общение как обмен информацией

2.1. Информация или коммуникация

Коммуникация (лат. communicatio от communico — делаю общим, связываю, общаюсь) общение, передача информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности. Говоря о коммуникативной или информационной стороне общения, мы, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми различными знаниями, представлениями, идеями, чувствами, установками и т. п.

Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших человеческих потребностей. Информационный голод, духовную жажду точно так же, как и собственно голод, и настоящую жажду мы, иначе как с помощью других людей, утолить не сможем. Посмотрите с кем вам интересно проводить время? Выбирая другого человека для общения, мы неосознанно ищем удовлетворения своей могучей потребности, потребности в информации. Поэтому выбираются, прежде всего, те, кто может, быть ее источником, кто сообщит нам что-то важное для нас.

Это подтвердилось и в ходе психологических экспериментов Якова Коломинского. Когда школьники разных возрастов выбирали себе партнеров для различных видов деятельности, он задавал им вопрос: «Почему ты хочешь играть (сидеть за одной партой и т. п.) именно с тем-то?» И вот среди ответов очень часто были заявления: «Он хорошо рассказывает», «Много знает всяких историй», «Она в курсе всех дел», «С ним интересно». Во всех этих случаях фактически осознаваемым мотивом выбора была информативность партнера, которая выражалась в речи.

В исследовании выяснилось, что наиболее популярные и занимающие более благоприятное положение в группе люди, как правило, чаще высказываются, имеют большую информированность. Интересный человек — это, действительно, прежде всего, источник информации, причем информации не любой, а новой и значимой для данного человека. Это значит, что необходимо ввести различение двух, на первый взгляд близких, понятий — информированность человека и его информативность.

Информированность — это запас знаний, имеющийся у человека. Грубо говоря, тот, кто прочел двести книг при прочих равных условиях, в 2 раза более информирован, чем тот, кто прочел сто. Совсем иначе понимается информативность.

Информативность — это ожидаемая способность личности служить источником информации для другого человека. Можно представить себе предполагаемых участников общения в виде сообщающихся сосудов. Вы, наверное, помните из курса физики, что для возникновения потока необходима разница в уровнях «информационной жидкости». Но если в случае с настоящими сообщающимися сосудами, чем больше разница уровней, тем сильнее поток, то в информационном канале Ниагара невозможна: шлюзы непонимания перекроют канал общения. Если информации слишком много или она очень сложна, она перестает восприниматься.

Пример на эту тему можно обнаружить в одном старом пособии по психологии. На лекцию профессора физики пришел отец-физик и два его сына — девятиклассник и шестиклассник. После лекции произошел обмен впечатлениями. «Лекция не содержала ничего нового», — заявил раздосадованный отец. «Да, да, мне было совсем скучно, все время хотелось спать», — поддержал младший сын. «Неправда, — возразил девятиклассник, — было очень интересно!» Не психологический ли это закон о сообщающихся сосудах с информацией — эквивалент знаменитых физических задач с трубами?

Как называется человек передающий информацию. i 006. Как называется человек передающий информацию фото. Как называется человек передающий информацию-i 006. картинка Как называется человек передающий информацию. картинка i 006

Особенно существенно подчеркнуть в этом случае важность другого, того, кто слушает. Его роль в возникновении информативности не менее важна, чем роль того, кто говорит, хотя, конечно, внешне представляется более пассивной.

Жажда познания, как и жажда общения, подразумевает совместную двустороннюю деятельность. Тот, кто выдает информацию, нуждается в человеке, способном ее воспринять не меньше, чем слушатель в ораторе. Человек, читающий лекцию в пустом зале, будет смешон. Даже так называемые монологи, которые часто встречаются в художественной литературе, в действительности это почти всегда выражение для других и высказывание, рассчитанное на слушателя, пусть даже подразумеваемого.

Недаром школьники, рисуя идеал интересного человека, много раз подчеркивали, что это тот, кто может тебя понять. «Счастье — это когда тебя понимают», — пишет в сочинении один из героев фильма «Доживем до понедельника», «Сделай чудное чудо, сделай так, чтобы поняли меня», — поет Н. Матвеева; «Чтоб кто-нибудь меня понял, не часто, ну, хоть разок. Из раненых губ моих поднял царапнутый пулей рожок», — мечтает А. Вознесенский.

И все потому, что в информативности личности слиты воедино стремление получить информацию с внутренней потребностью поделиться ею, отдать, стать источником ее для другого. Отсюда интересность человека, пишет Я. Коломинский, — это почти всегда состояние взаимного интереса или хотя бы надежда на таковой. Недаром, когда в экспериментах спрашивают у испытуемых: «Как ты думаешь, кто тебя выберет?», чаще всего они называют тех, кого выбрали сами.

Однако обмен информацией — это слишком простое, узкое понимание процесса коммуникации. В этом случае процесс коммуникации и обмен информацией — это одно и то же. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным. Здесь не учитывается то, что в условиях общения информация не просто передается и принимается. Общающиеся люди вовсе не похожи на радиопередатчики и радиоприемники с записывающим устройством. В ходе общения информация претерпевает различные изменения: она формируется, уточняется, развивается. Вспомните игру «Испорченный телефон». Участники передают друг другу шепотом одно, причем очень простое слово. Однако даже оно редко доходит до конца цепочки в первоначальном, неискаженном виде.

Как называется человек передающий информацию. i 007. Как называется человек передающий информацию фото. Как называется человек передающий информацию-i 007. картинка Как называется человек передающий информацию. картинка i 007

Общение нельзя рассматривать как простое отправление информации или ее прием еще и потому, что каждый собеседник стремится «завоевать» внимание, проявить активность, повлиять на другого. Правильно было бы говорить не о «движении»-«передаче» информации, а об обмене ею.

Информация, как таковая, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана вызвать, стимулировать какое-то действие. Побудительную информацию подразделяют на активизацию, когда слушающий начинает действовать в заданном направлении; интердикцию, запрещающую нежелательные виды деятельности, и дестабилизацию, означающую рассогласование или нарушение некоторых форм поведения. Иногда одна и та же информация вызывает разное проявление. И если учитель сообщает, что до окончания контрольной работы осталось 5 минут, то для тех ребят, которые хорошо учатся это является сигналом дописывать быстрее (активизация), для тех, кто разговаривал, ожидая возможность списать, — прекращение беседы (интердикция), а те, кто совсем ничего не знал, понимает, что уже все равно ничего не успеет, — откладывает ручку в сторону (дестабилизация).

Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения. Мы ежедневно слушаем новости по радио или телевидению, но это не значит, что в нашем поведении что-то меняется.

Как называется человек передающий информацию. i 008. Как называется человек передающий информацию фото. Как называется человек передающий информацию-i 008. картинка Как называется человек передающий информацию. картинка i 008

Для того чтобы обмен информацией состоялся, собеседники должны как минимум понимать друг друга, говорить на одном языке. В легенде о строительстве Вавилонской башни говорилось, что люди возгордились и решили бросить богу вызов — построить башню до самого неба. Бог испугался, что люди могут преуспеть в этом, ибо «…у всех их один язык… и все, что они решат сделать, будет возможно для них». Стремясь не допустить этого, Бог сошел с неба и смешал языки людей, «чтобы они не могли понять речь друг друга».

Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения чувств.

Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. В легенде утверждается, что с тех именно пор люди и говорят на разных языках. Таким образом в древности объясняли разноязычие народов, и по сей день затрудняющее общение между ними.

Нередко бывает, что, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково.

Значение — обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Поэтому, услышав слово «корень», ботаник представит себе корень растения, математик — квадратный корень из числа, врач — корень зуба, учитель русского языка — корень слова. В результате процесс коммуникации значительно усложняется.

2.2. Коммуникаторы и реципиенты

Во время разговора каждый участник попеременно является то говорящим — отдающим информацию, то слушающим — принимающим ее. Казалось бы, все находятся в одинаковом положении. Однако это не так. Поэтому человека, передающего информацию, называют коммуникатором, а того, кто информацию принимает — реципиентом. Коммуникатор имеет некоторые временные преимущества перед реципиентом, который должен воспринять информацию и внутренне ее переработать. В это время коммуникатор имеет возможность подготовить новую информацию, и мысли реципиента опять заняты расшифровкой сообщения. У каждого из нас были случаи, когда услышав чьи-то обидные высказывания, сразу не находишь нужных слов для ответа. И только через какое-то время появлялась мысль: «Эх, надо было вот это сказать!» Чтобы этого не случилось надо стараться из реципиента стать коммуникатором — перехватить инициативу в свои руки. Сделать это не так сложно. Например, можно задать какой-нибудь вопрос, который заставит собеседника задуматься, а вам даст возможность оценить ситуацию и принять правильное решение.

Как называется человек передающий информацию. i 009. Как называется человек передающий информацию фото. Как называется человек передающий информацию-i 009. картинка Как называется человек передающий информацию. картинка i 009

Чтобы не попасть в затруднительное положение, возможно, следовало бы создать какую-нибудь модель или формулу правильной коммуникации. И тут на помощь психологам пришли математики. В 1948 году малоизвестный в ту пору Клод Шеннон опубликовал в одном из американских технических журналов «математическую теорию коммуникации». Шеннон исходил из четкой схемы — «универсальной системы коммуникации», в которой выделялись:

• источник информации и передатчик;

• место назначения информации и приемник;

• канал связи (средство перехода информации от передатчика к приемнику);

• источник шума («шум» — любой вид помех при переходе информации от передатчика к приемнику).

Всякая схема — лишь упрощенное приближение к реальности; главное, чтобы не слишком «извратить» при этом живую картину мира.

Как называется человек передающий информацию. i 010. Как называется человек передающий информацию фото. Как называется человек передающий информацию-i 010. картинка Как называется человек передающий информацию. картинка i 010

Рис. 2.1. Схема процесса передачи информации по техническим каналам Клода Шеннона

Мера упрощения, найденная Шенноном, оказалась удачной, во всяком случае, применительно к коммуникации технических устройств, к общению между машинами (рис. 2.1).

Вскоре после статьи Шеннона социолог Гарольд Лассуэлл, анализируя общение между людьми, создал модель коммуникативного процесса, которая включала следующие элементы: Кто-Что-Как-Кому-С каким эффектом. Эту схему можно усложнить следующим образом (рис. 2.2).

Как называется человек передающий информацию. i 011. Как называется человек передающий информацию фото. Как называется человек передающий информацию-i 011. картинка Как называется человек передающий информацию. картинка i 011

Рис. 2.2. Модель коммуникативного процесса Гарольда Лассуэлла

Добрович А.Б. приводит пример использования подобных схем. «Кто» и «Кому» — это абстрактные партнеры по диалогу: «коммуникатор», лицо А, и «реципиент», лицо Б. Канал связи — речь, жестикуляция, мимика. Услышав что-то от А, партнер Б отвечает ему, т. е. сам становится коммуникатором, делая А реципиентом (участники диалога поменялись местами). Можно записать их разговор на пленку, а потом положить ее на стол: «Вот что А передал Б, затем Б — А и т. д.». Если в итоге Б, скажем, упал замертво, а А расхохотался, то все это как будто отвечает на вопрос, «с каким эффектом» протекало общение… Но работает ли схема Лассуэлла?

Как узнать, например, Что передано?

Предположим, А обращается к Б: «Дыр булщил… Убещур».

Со стороны это кажется бессмысленным набором звуков. Но у него нет доказательств, что передавалась «нулевая» информация. В конце концов, если бы А сказал Б: «Поздравляю, вы приняты», то и это показалось бы наблюдателю набором звуков — не знай он русского языка. Следовательно, вопросу «что» логически предшествует вопрос «на каком языке», или «с помощью какого кода» передается информация.

Можно представить себе бесконечное множество условных языков. Я могу договориться со своим приятелем, что «дыр» — это значит «вы», «булщил» — «приняты», а «убещур» — «поздравляю».

Но договоренность, предшествующая общению, касается не только кода. Есть еще понятие «контекста».

Контекст (от лат. contextus — «соединение», «связь») — законченная мысль, выраженная письменно или устно, общий смысл которой позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений и проч.

Поэт-футурист А. Крученых, сочинивший «дыр булщил», не страдал ложной скромностью. «В этих стихах, — заявлял он, — больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». По-видимому, он надеялся с помощью выдуманных слов передать ни больше ни меньше как «дух» русского языка. Для читателя такая информация приобретает смысл в одном только случае: если он согласен «не принимать во внимание» содержательную основу слов, а оценивать лишь их звуковую выразительность, соотнося ее с национальными (мелодическими, интонационными) особенностями русской речи. В эту игру можно играть, если она затевается в контексте всеобщих и популярных поисков «нового», «самовитого» слова. В эпоху, когда общество считает традиции словоупотребления и словопонимания неприкосновенными, А. Крученых воспринимался бы как фигляр или помешанный. Однако наш футурист выступил со своими стихами в те годы, когда для его опытов существовала определенная литературно-общественная атмосфера.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

1) открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения (так на выборах представители различных партий стремятся показать, что их позиция самая правильная);

2) отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не заявляя открыто своих предпочтений (с такой позицией мы чаще всего сталкиваемся во время контрольных и экзаменов, когда учитель не хочет подсказать какой вариант решения лучше);

3) закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее (вспомните Штирлица из кинофильма «Двенадцать мгновений весны»).

Источник

Общение как обмен информацией

Содержание:

Как называется человек передающий информацию. 464615. Как называется человек передающий информацию фото. Как называется человек передающий информацию-464615. картинка Как называется человек передающий информацию. картинка 464615

Введение

Основной формой передачи информации для человека является общение.

Таким образом, общение – это сложный многогранный процесс, представленный тремя сторонами: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная и явилась предметом нашего изучения.

Целью нашей работы стало изучение проблемы соотношения вербальных и невербальных средств коммуникации в деятельности.

Реализации цели послужили следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие «общение».

2.Охарактеризовать основные типы коммуникации: вербальные и невербальные.

3. Изучить вопрос соотношения вербальных и невербальных средств передачи информации.

Глава 1. Общение как средство передачи информации

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.

Цель общения – здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – это способы кодирования, передачи и переработки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции общения: организация совместной деятельности; управление поведением и деятельностью; контроль.

2. Психологические функции общения: функция обеспечения психологического комфорта личности; удовлетворение потребности в общении; функция самоутверждения.

Общение может происходить на различных уровнях:

1. Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
3. Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов:

В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:

1) коммуникативная; 2) интерактивная; 3) перцептивная.

По критерию цели общения выделяется восемь функций общения:

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди. Средствами процесса коммуникативного являются различные системы знаковые:

4) система организации пространства и времени коммуникации;

5) наконец, система «контакта глазами».

Таким образом, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение – это также специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, которая имеет свою структуру, особенности, функции.

Глава 2. Виды общения: вербальное и невербальное

2.1. Вербальные коммуникации

Чтобы человека поняли, ему мало иметь хорошую дикцию. Он должен ясно осознавать, что собирается сказать. Кроме того, говорящий должен выбрать такие слова, чтобы мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Именно поэтому развитые вербальные способности в настоящее время, в век рыночной экономики, имеют решающее значение в успешности социально-направленной деятельности.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Таким образом, процесс общения построен по схеме: «коммуникатор – сообщение – реципиент». Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатор и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Такая форма коммуникативного взаимодействия называется диалогом.

В общем, речь выполняет две основные функции – сигнификативную и коммуникативную.

Благодаря сигнификативной функции, для человека (в отличие от животного) становится возможным произвольно вызывать образы предметов, воспринимать смысловое содержание речи. Благодаря коммуникативной функции речь становится средством общения, средством передачи информации.

Выделяют следующие виды вербальной коммуникации: внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь, в свою очередь, – на диалогическую и монологическую. При подготовке к устной речи и особенно – к письменной, индивид «проговаривает» речь про себя. Это и есть внутренняя речь. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь может быть непосредственной (например, обмен записками на совещании, на лекции) или отсроченной (обмен письмами). К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дак-тильная речь. Это – ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении глухих и слепых людей между собой и лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют буквы (похожие на буквы печатного шрифта).

Важным составляющим коммуникативного процесса, является умение слушать, которое, в первую очередь, оказывает влияние на верное восприятие принимаемой информации.

Естественно, что вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий.

2.2. Невербальные коммуникации

Невербальная коммуникация — это система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности. К. н. имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система. Конвенциальные, интенциональные, произвольные жесты, телодвижения, позы, выражения лица кодируются и декодируются, выступают в роли знаков, имеющих ограниченный круг значений, и выполняют функции сообщения.

Невербальную коммуникацию по признаку средств предъявления информации можно разделить на кинестетику, пара– и экстралингвистику, проксемику и «контакт глаз» (визуальное общение).

Кинестетика – это один из видов невербальной коммуникации, основанный на восприятии общей моторики различных частей тела человеческого организма. Если мы имеем в виду в основном руки, то это – жестикуляция (язык жестов). Если мы имеем в виду мускулы лица, то это – мимика. Если же позы человека, то это – пантомимика (язык тела).

Общая моторика различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека. Однако следует иметь в виду, что употребление одних и тех же кинестетических приемов (жестов, поз, выражений лица и т. п.) в разных народных культурах может иметь различное толкование. К примеру, V-образ-ный знак пальцами рук во многих странах означает цифру 2. В большинстве стран Европы этот знак означает «Победа!» – неважно, повернута ли ладонь к себе или к зрителю. Таких примеров различного толкования определенных жестов в разных национальных культурах можно привести множество.

Паралингвистика – это система вокализации (тембр голоса, его диапазон, тональность и др.).

Экстралингвистика – это система, определяющая темп речи и включающая «добавки» к вербальной информации (темп речи, паузы, покашливание, плач, смех и т. п.).

Проксемика – это область пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики Э. Холл предложил методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, размеры личной пространственной территории человека (имеются в виду нормы сближения человека с партнером по общению, свойственные для американской культуры) составляют: интимная зона – 15–46 см; личная зона – 46-120 см; социальная зона – 1,2–3,6 м; общественная зона – более 3,6 м.

Глава 3. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации

Целенаправленное изучение взаимодействия вербальных и невербальных средств общения, восходит к эпохе расцвета ораторского искусства в древнем Риме (II-I вв. до н.э.). Цицерон считал, что все чувства оратора должны быть «выражены или, лучше сказать, выжжены на его собственном лице». В I в. до н.э. теоретик ораторского искусства Квинтилиан разработал теорию жеста, мимики, осанки, а также правила движения плеч, рук и головы, постановки дыхания и голоса оратора.

Определить четко, какие функции закреплены за данным фонационным средством сложно, потому что в большинстве случаев их компоненты используются одновременно, например, тон и характерное свойство голоса. Но природные свойства голоса имеют субъективную интерпретацию, равно как и темп. Наиболее «нагруженным» в функциональном плане является тон, который способен передавать разнообразные признаки оценочной информации. Отмечено, что по тону лучше распознаются эмоции страха и гнева, но слабо различаются такие чувства, как любовь и печаль, гордость и удовлетворенность. В рамках высказывания вербальные и фонационные средства функционируют синхронно, и это обусловливает их тесное взаимодействие в интерпретации смысловой и оценочной информации.

Кинесические средства, включающие и мимику, используются в трех базовых функциях, в пределах которых актуализируются разнообразные частные функции. К информационным функциям относятся: сообщения о кем-либо или чем-либо (поднятые вверх большой и средний пальцы образуют начальную букву английского слова Victory «Победа», ладонь при этом должна быть развернута к аудитории), сообщения о свойствах кого-либо или чего-либо (широко расставленные ладони, показывающие большой размер, поднятый кверху большой палец, обозначающий высокое качество), сообщения о действиях (засучить рукава перед тем, как приступить к действию, работе), указания местонахождения кого-либо или чего-либо (указать в нужном направлении пальцем, движением головы, взглядом).

Прагматическую направленность имеют следующие частные функции:

1. Установление контакта (при помощи взгляда); установление обратной связи;

2. Самопрезентация (стоять, скрестив руки на груди в знак своей независимости);

3. Социальная ориентация;

4. Побудительная (заставить взглядом замолчать, призвать к тишине хлопком ладоней);

5. Регулирующая (взгляд, обозначающий начало и конец высказывания, жесты рукой) К экспрессивным функциям относятся:

6. Эмфатическая (поднятый вверх указательный палец подчеркивает важность информации, помахивание пальцем из стороны в сторону подчеркивает категорическое несогласие или отрицание чего-либо);

7. Эмотивная (при помощи выражения лица, взгляда, раз личных жестов и поз демонстрируются разнообразные чувства и эмоции);

8. Адаптирующая (жесты и телодвижения, часто неосознанные, выражающие смущение, нервозность, сомнение и т.п.).

Жесты, кроме (само)адаптеров и иконических, функционируют чаще в тесном взаимодействии с вербальными средствами. В связанном функционировании жесты могут использоваться: а) синхронно, одновременно с вербальными средствами, б) предваряя вербальные средства и в) следуя за ними.

Таким образом, одновременное использование вербальных и невербальных средств обусловлено стремлением конкретизировать информацию, сделать ее более выразительной и значимой с тем, чтобы воздействовать на собеседника. Несмотря на то, что в связанном употреблении невербальные средства занимают «вторичный план» коммуникации, они выполняют функцию воздействия с большей эффективностью.

Заключение

Общение – это искусство социального взаимодействия. Оно выражается в процессе последовательного коммуникативного «приема – передачи» информации.

Общение происходит на трех уровнях: манипулятивном, примитивном и высшем уровнях и выполняет социальные и психологические функции.

Все эти средства объединяются в две группы: вербальные и невербальные способы передачи информации.

Речь выполняет две основные функции – сигнификативную и коммуникативную. Она может быть внешней (устной, письменной, дактильной) и внутренней.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.

Невербальную коммуникацию делят на кинестетику, пара– и экстралингвистику, проксемику и «контакт глаз» (визуальное общение).

В межличностной коммуникации происходит нечто большее, чем просто передача и восприятие слов и обмен жестами. Точное значение слов возникает из единого комплекса речевых и невербальных средств, которые используются для усиления и подтверждения.

Взаимодействие вербального и невербального компонентов общения имеет большое значение для адекватного восприятия информации и установления межличностных отношений коммуникантов.

В нашей жизни вербальные и невербальные способы передачи информации неотделимы друг от друга. Общение максимально информативно благодаря лишь целостному действию коммуникативных средств.

Список литературы

Как называется человек передающий информацию. 464596. Как называется человек передающий информацию фото. Как называется человек передающий информацию-464596. картинка Как называется человек передающий информацию. картинка 464596

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *