Как называется дворец французских королей
Дворцы французских королей – Версаль и Фонтенбло
Там красота царит, там лишь порядок властен,
Там роскошь благостна и отдых сладострастен…
Шарль Бодлер
Когда, в свое время, мы готовились к поездке в столицу Франции, то обязательно хотели побывать в Версале. Уж слишком знаковое это место. Значение версальского дворцового ансамбля для истории мировой архитектуры сложно переоценить Построенный в 17 веке Версаль стал новым чудом света и настоящим шедевром классического искусства, по образцу которого в дальнейшем строились дворцы по всей Европе.
В начале XVII века Версаль был затерянной среди болот деревенькой с пятьюстами душ населения. На холме высилась ветряная мельница, рядом стоял феодальный замок. Кругом простирались дубово-буковые леса Иль-де-Франс, бывшие испокон веков королевскими охотничьими угодьями. Страсть французских королей к охоте определила будущую судьбу Версаля.
Чуть ли не с детства увлекался охотой король Людовик XIII. Ни за какие сокровища он не согласился бы отказаться от двойного наслаждения, которое давали ему, с одной стороны, азарт, погоня с громким улюлюканьем, травля зверя борзыми, а с другой — блаженное погружение в природу.
Людовик XIV стал королем в возрасте 4 лет. Регентшей при нем была назначена его мать Анна Австрийская, а управление государством перешло в руки ее первого министра, кардинала Мазарини. В 1661 году, сразу после смерти Мазарини, двадцатидвухлетний король объявил Государственному совету, что отныне будет единолично руководить правительством. В том же году Король-Солнце отдает приказ приступить к созданию роскошной резиденции в парижском пригороде Версаль. К осуществлению грандиозного замысла были привлечены лучшие зодчие: архитектор Луи Лево, садовых дел мастер Андрэ Ленотр и художник Шарль Лебрён.
Начинались беспрецедентные по своему размаху работы. Пришлось осушать болота, выкорчевать деревья, корректировать рельеф, выравнивать почву, выкапывать котлованы для водоемов. 35 тыс. рабочих и сотни лошадей рыли и перемещали с места на место груды развороченной земли, скрывая под ними несчетное количество дренажных труб. В строительстве принимали участие техники, инженера, топографы, геодезисты. С юга Европы и Азии шли обозы с деревьями — апельсиновыми и померанцевыми, лимонными и гранатовыми. Со всей страны в Версаль везли редкие сорта мрамора.
Сооружение основных зданий было закончено в 1664 году, но формирование ансамбля растянулось более чем на столетие. В 1678 году скончавшегося Лево сменил зодчий Жюль Ардуэн-Мансар. Именно при нём Версаль приобрёл тот вид, который имеет сегодня. Реализация проекта требовала баснословных денежных сумм. Особенно ощутимыми были расходы на систему водоснабжения.
Даже при самом бережливом режиме фонтаны потребляли около 13 тысяч кубометров воды в сутки. Однако высота струй была низкой, воды не хватало и включить все многочисленные фонтаны разом не могли. Сказать об этом королю — тоже. Поэтому, когда монарх выходил погулять, включали тот фонтан, к которому он приближался. О перемещении короля работники сигнализировали друг другу свистом. Как только его величество удалялся от фонтана, воду выключали.
К 1682 году версальский ансамбль превратился в миниатюрный блистающий город и туда из Лувра переехал весь королевский двор. Версаль стал официальной королевской резиденцией. Парадные залы и апартаменты обставлялись дорогой мебелью и украшались скульптурой и живописью.
Двор жил в роскоши и увеселениях. Нескончаемой вереницей сменяли друг друга праздники, театральные представления, гастрономические удовольствия, фейерверки, балы и маскарады.
Большинство ютилось в тесных, душных комнатах без каких-либо санитарных условий. Люди практически не мылись. Кроме того, в ночных горшках накапливались нечистоты. Их выносили несвоевременно и часто содержимое просто выливали за окно, так как нести их до некоторого подобия выгребной ямы было далеко. Зачастую справляли нужду где придется: за колоннами и занавесками, в темных углах и на лестничных клетках. Чтобы заглушить неприятный запах духами обливали всё, что только можно — одежду, носовые платки, парики и веера. Ко времени царствования Людовика XV Версаль настолько пропитался смесью миазмов и духов, что его прозвали «парфюмированным двором».
Приписываемое Людовику XIV выражение «государство — это я» приобрело особое значение в период правления его преемника. Людовик XV не горел желанием заниматься государственными делами и жил по принципу «после меня хоть потоп». Прозванный «Возлюбленным» он вошел в историю как монарх, позволивший своим фавориткам руководить страной. Это время назвали «правлением трех юбок». Чтобы оградить свою личную жизнь от придворного этикета король приказал оборудовать в версальском дворце отдельные апартаменты. Также появились новые столовые, библиотеки, лаборатории. Облагораживается территория садово-паркового ансамбля. В полутора километрах от Версальского дворца архитектор Анж-Жак Габриэль Габриель начинает строительство Малого Трианона. Об этом очаровательном замке мечтала маркиза де Помпадур, но уютно устроилась там уже следующая возлюбленная — куртизанка мадам дю Барри. Впрочем, ненадолго.
В отличие от своих предков, слабохарактерный Людовик XVI не стремился к глобальному созиданию. Вместе с короной шестнадцатый Луи унаследовал ворох нерешенных проблем: политические неурядицы, экономическое разорение страны и бедственное положение рабочих и крестьян. Сложную ситуацию усугубил неурожай 1788 года, который привел к голоду. Народ устал от пустых обещаний и фраз типа «денег нет, но вы держитесь». В 1789 году началась Великая французская революция, лозунг которой «Свобода, Равенство, Братство» воспринимался как формула желаемого будущего. По решению «чрезвычайных трибуналов» король Людовик XVI и его жена, королева Мария — Антуанетта были казнены на гильотине. Буря социальных потрясений не обошла стороной Версаль и дворец утратил часть своего внутреннего убранства. Почти вся мебель ушла с молотка на аукционе. Были снесены знаменитые Золотые ворота.
В 1804 году состоялась коронация Наполеона I как императора Франции. В соборе Нотр-Дам он сам надел себе корону на голову, а затем короновал Жозефину. Насчёт Версаля планы у Бонапарта были наполеоновские и дворец привели в относительный порядок. Но безумные мечты и непомерные амбиции влекли к подвигам и громким победам. Решая судьбы народов и перекраивал Европу на свой лад, Наполеон так увлёкся, что лишился трона.
Сменившие Наполеона представители династии Бурбонов в лице Людовика XVIII и Карла X продолжили восстановительные работы.
В 1830 году революция вернулась в Париж. За «три славных дня» уличных волнений возмущенные толпы свергли Карла. Пришедший к власти Луи Филипп I решил в знак национального примирения создать в Версале музей, посвященный истории Франции. Для этого архитекторы Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен и Фредерик провели необходимые преобразования в Южном крыле дворца. Торжественное открытие музея состоялось10 июня 1837 года. Сегодня Версаль сохраняет этот статус и является одним из самых притягательных туристических мест. По разным оценкам ежегодно сюда приезжает от трех до 10 миллионов человек. Чтобы осмотреть все достопримечательности Версаля понадобится не один день.
Доминантой всего архитектурного ансамбля является великолепный королевский дворец. Он занимает более 63 тыс. квадратных метров и насчитывает 2300 помещений, из которых для осмотра доступна лишь малая часть. Нас встречает бесконечная анфилада парадных комнат с настенной росписью, позолоченной резьбой, лепниной и аллегорическими фресками.
Весь западный фасад дворца занимает 73-метровая Зеркальная галерея (Galerie des Glaces). Строгую величественность зала подчеркивает голубоватый цвет мраморной отделки. Арочным высоким окнам на внутренней продольной стене отвечают такие же по форме и размерам зеркала. Всё вместе даёт ощущение безграничного пространства. Живописные композиции на сводчатом потолке иллюстрируют славные исторические страницы царствования Людовика XIV.
В Зеркальной галерее устраивали особо торжественные приемы, свадьбы и балы. Здесь же подписывались важные договора. 18 января 1871 года в Зеркальном зале было провозглашено создание Германской империи. 28 июня 1919 года был подписан Версальский договор, поставивший Германию на колени и ознаменовавший конец первой мировой войны.
Общее впечатление от осмотра портит невероятное число туристов. Вавилонское столпотворение мешает передвигаться и попав в плотный людской поток волей-неволей приходится медленно ползти от зала к залу. Вдобавок, дворец показался немного запущенным. В глаза бросаются мутноватые стекла, потерявшие блеск паркеты, запыленность статуй. Всё давно требует генеральной уборки.
Ярким, зелёным ковром раскинулся возле дворца парк. Его идеальные цветочные партеры, симметричные дорожки и четкие линии подстриженных деревьев образуют организованное, гармоничное пространство. Подобно солнечным лучам во все стороны расходятся аллеи.
Видную роль играют бассейны, каскады и фонтаны. К сожалению, фонтаны работают по расписанию. Российские туристы часто вздыхают: «Это вам не Петергоф!». Во всей красоте взору открывается Большой канал. Он замыкает уходящую в даль перспективу и теряется где-то в голубой дымке.
Если шумный Версаль поражает необычайным размахом и помпезностью, то Фонтенбло (Fontainebleau) подкупает тишиной и романтичностью. Расположенный всего в 55 км от Парижа замок на протяжении восьми столетий служил пристанищем нескольких поколений французских монархов.
Свой след здесь оставили Фрэнсис I, Людовик VII, Генрих IV, Людовик XV и Наполеон III. Каждый вносил свою лепту в облик замка, постоянно что-то обновляя и совершенствуя.
В начале XII века здесь стоял невзрачный охотничий домик. Король Людовик VI возвёл на его месте крепость. Франциск I полностью перестроил его в ренессансном стиле и превратил в поистине королевское жилище.
Знаменитые дворцы Парижа. История французских королей
В истории Парижа есть много романтичного, необычного и неожиданного. Основали Париж римляне в 52 г. до нашей эры. Столицей Франкского, а позже — Французского государства — город стал, начиная с 987 г. На сегодня в столице сохранилось девятнадцать замков и дворцов, где в разные годы жили французские короли. Замок Консьержери (Conciergerie) – главная резиденция династии […]
В истории Парижа есть много романтичного, необычного и неожиданного. Основали Париж римляне в 52 г. до нашей эры. Столицей Франкского, а позже — Французского государства — город стал, начиная с 987 г. На сегодня в столице сохранилось девятнадцать замков и дворцов, где в разные годы жили французские короли.
Замок Консьержери (Conciergerie) – главная резиденция династии Капетингов – строился при Филиппе Августе II. Консьержери — самый старый королевский дворец Франции. Его стены видели немало знаменательных исторических событий; главное из них – казнь Марии-Антуанетты. Эта казнь стала переломным моментом для Франции, точнее — для абсолютной французской монархии. Сейчас в Консъержери находится Министерство юстиции.
Филипп Август II стал первым монархом, который озаботился благоустройством столицы. При нём началось строительство Лувра (Louvre). Замок изначально был задуман как защитное сооружение. В Лувре хранилась сокровищница короля, которую привёз он из Крестового похода. (Традиция хранить в Лувре главные сокровища государства осталась и сегодня). Ещё в 1793 году, когда замок был действующей королевской резиденцией, публике уже демонстрировали сокровища и редкости, которые в нём содержались.
У многих при слове «Лувр» возникают ассоциации с дворцовыми тайнами и интригами, о которых столько написано в романах. Вспоминаются сердечные тайны Маргариты Валуа, секретные встречи Анны Австрийской с английским герцогом, приключения прекрасной Анжелики… Ходят слухи, что на территории дворца существовали зловещие колодцы, куда сбрасывали тайных возлюбленных, прогневивших королевские особы.
Тайн больше нет. Есть Лувр – обычный музей, богатый и роскошный во все времена. В нём замурованы тайные проходы и лестницы; для посетителей работают обычные современные эскалаторы. Стены его прикрыты серыми панелями.
Восточный фасад знаменитого дворца строил сам Людовик XIV – «Король Солнце». Он мечтал, чтобы его столица стала прекраснее всех столиц мира и не жалел на это денег. Для французской архитектуры время правления Людовика XIV стало Золотым веком. Чтобы увековечить свои военные триумфы, «Король Солнце» решил создать Вандомскую площадь (Place Vendôme). Масштабный проект был поручен архитектору Ардуэн-Мансару. Он задумал прямоугольную площадь, по периметру которой должны были встать одинаковые дворцы. Довольно быстро были возведены фасады дворцов, но на этом в казне закончились деньги. Тогда финансист — шотландец Джон Лоу — впервые предложил выпустить бумажные деньги, не имевшие обеспечения драгоценными металлами.
Идею Лоу вначале не поддержали аристократы, но предприимчивый шотландец скупил все земли в районе площади и начал продавать их за бумажные деньги. Среди состоятельных парижан нашлось немало желающих совершить выгодную сделку. Снова началось строительство, а бумажные купюры вошли в наш обиход навсегда. В 1898 г на Вандомской площади был открыт «Ritz Paris Palace» — великолепный «Отель Ритц» — самая знаменитая гостиница мира.
Ещё одну резиденцию французских монархов — Пале-Рояль (Palais Royal) – можно увидеть, если пройти от Вандомской площади к Лувру по Сент-Оноре. Этот дворец строился для некоронованного правителя Франции — кардинала Ришелье. Первым названием дворца было — Пале-Кардиналь. Ришелье прожил во дворце 18 лет. По завещанию кардинала замок перешёл королевской семье. Немного позже Пале-Рояль был подарен герцогу Орлеанскому.
В этом дворце с 1873 г. разместился Государственный Совет Франции. Замок закрыт для посещений, но публику пускают в Кардинальский сад. Сейчас в саду удивительная атмосфера спокойствия, но во времена герцога Орлеанского всё было по-другому. Герцог запретил полиции входить на территорию своего владения, и сад быстро стал пристанищем парижских проституток — здесь их никто не мог арестовать.
Улица, соединяющая дворец Пале-Рояль с Лувром, называется rue de Richelie (улица Ришелье). На Рю де Ришелье есть несколько небольших и уютных кафе. Сидя за столиком одного из этих заведений можно выпить по чашечке кофе и спокойно побеседовать о парижских дворцах, об их знаменитых владельцах, и об истории великолепного Парижа.
Замок Консьержери (La Conciergerie)
2 Boulevard du Palais 75001 Paris, France
monuments-nationaux.fr
Лувра (Louvre)
99 Rue de Rivoli 75004 Paris, France
louvre.fr
Пале-Рояль (Palais Royal)
1 Place du Palais Royal 75001 Paris, France
Как я экономлю на отелях?
Самый большой выбор отелей со скидками на сайте Booking. Он предлагает отели и апартаменты по всему миру.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
До правления Людовика XIV резиденцией французских монархов был Лувр, но, спустя некоторое время, «король-солнце» задумал построить новый дворец в пригороде Парижа. Официальной причиной начала строительства называлась боязнь короля за свою жизнь. Он неоднократно повторял, что политические интриги не дают ему спокойно спать, поэтому резиденцию нужно перенести подальше от парижских заговорщиков.
На самом деле причина заключалась в другом. Побывав на новоселье у министра финансов Фуке, Людовик XIV увидел дворец, который был гораздо красивее и роскошнее Лувра. А монархи не любят, когда кто-то демонстрирует свое превосходство.
В тот же вечер Людовик XIV приказал явиться к нему архитекторам Луи Лево, Жюлю Ардуэн-Мансару и парковому планировщику Андре Ленотру. Они получили задание: создать неслыханный по красоте дворец, который отражал бы все величие французского короля. Так началась история Версаля. А Фуке поплатился за уязвленное самолюбие Людовика XIV и был арестован в том же 1661 году.
Людовик XIV настойчиво акцентировал внимание архитекторов на том, что дворец должен был построен качественно и в кратчайшие сроки. Но так не получалось. В Версаль отправили тысячу рабочих. Потом эта цифра выросла в 30 раз. Когда страна ни с кем не воевала, то на возведение дворца отправлялись и солдаты. Люди в буквальном смысле работали и днем, и ночью. Из-за этого в темное время суток участились несчастные случаи со смертельным исходом. Поначалу эту информацию утаивали от короля, но когда правда всплыла на поверхность, монарх приказал выплатить семьям погибших щедрую компенсацию.
Деньги на возведение комплекса брались из казны. Но постепенно поток средств уменьшался. Тогда король переложил эту миссию на придворных. Каждый дворянин, которому выделялись апартаменты в Версале, во время Девятилетней Войны должен был самостоятельно оплачивать их строительство.
Спешное возведение и недостаток средств имели и обратную сторону. Множество каминов не функционировали, на окнах и дверях виднелись зазоры, из-за чего в помещениях «гулял» ветер, да и весь дворец был очень холодным.
Но самое удивительное то, что, при всем великолепии дворца, архитекторы не спроектировали ни одного туалета! У короля с королевой были для «этих» дел передвижные кабинки, а придворные справляли нужду, где придется. В галереях Версаля можно отыскать немало закоулков, ниш. Раньше они закрывались тяжелыми портьерами. Именно там аристократия устраивала «общественные туалеты».
Кстати, именно тогда «король-солнце» издал указ о том, чтобы в Версаль все являлись, щедро залитые духами. Одни крепкие «ароматы» перебивали другие. Многие экскурсоводы утверждают, что в отдаленных уголках Версаля до сих пор стоит смрадный запах.
Работы по возведению Версаля продолжились и после кончины Людовика XIV. Содержание дворца обходилось последующим монархам в копеечку. А во время Французской Революции 1789 года великолепный комплекс был безжалостно разграблен. Правда, когда к власти пришел Наполеон, он задумал возродить величие Версаля, но ему это не удалось.
Возвращение Бурбонов к власти самым положительным образом отобразилось на судьбе дворцового комплекса. Его восстановили, а затем сделали музеем.
Как бы комично это не звучало, но при королевском дворе самая желанная должность звучала как «Хранитель королевского стула». В обязанности этого придворного входило не что иное, как подтирание королевских ягодиц после выполнения естественных потребностей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Версальский дворец
История строительства Версальского дворца, где он находится, что обязательно нужно знать туристу при посещении и интересные факты о Версале.
В ерсальский дворец (фр. Château de Versailles) – один из важнейших исторических объектов Франции. Королевская резиденция была построена в городе Версаль по приказу Людовика XIV. Дворцово-парковый ансамбль составляет несколько «малых» дворцов, которые образуют целостную архитектурную композицию. Комплекс Версальского дворца поражает своей помпезностью, не оставляя равнодушным ни одного посетителя.
История создания Версальского дворца
Грандиозное строительство Версальского дворца началось в 1661 году – Людовик XIV решил расширить Большой дворец в Версале. Французскому королю необходима была постоянная резиденция, поскольку после восстания Фронды проживание в Лувре больше не казалось ему безопасным. Чтобы ускорить процесс сооружения комплекса, между войнами «король-солнце» Людовик XIV даже привлекал к строительным работам солдат и моряков.
Согласно историческим данным, в строительных работах было задействовано порядка 30 тысяч строителей. На сооружение Версальского дворца было потрачено более 25 млн лир, и это при том, что в это время экономили буквально на всем – материалы закупались по самым низким ценам. Расходы исполнителей, превышающие смету, равно как и сверхурочное время, проведенное на стройке, не оплачивались. Но такие «мелочи» Людовика XIV не особо волновали.
Строительством Версальского комплекса руководили архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар – они не только расширили бывший «охотничий домик» Людовика XIII, но и оформили его в стиле французского барочного классицизма. Официально новая резиденция короля была открыта в 1682 году, но на этом строительные работы не закончились. Из-за частых войн строительство дворца проводилось в четыре этапа, каждый из которых «наращивал» новую часть комплекса.
На первом этапе дворец и парк были расширены – теперь король имел возможность устраивать приемы с большим количеством гостей (до 600 человек). Второй этап включал полную перестройку центральной части, именуемой «охотничьим домиком». В это время северное крыло дворца было переделано в апартаменты короля, а южное – покои королевы. В западной части была «намечена» терраса, которая позже приобрела несколько иной вид.
Третий этап начался со строительства самой известной залы – Зеркальной галереи, которая была оборудована на месте террасы. Она славится своим детальным оформлением в стиле барокко, которое отличается изобилием настенной лепнины, огромных окон и зеркал. В это же время были возведены два крыла с оранжереей и дополнительными комнатами для гостей. На последнем этапе была построена пятая часовня, которая стала завершением ансамбля.
После смерти Людовика XIV строительство дворца продолжил Людовик XV, который внес ряд существенных изменений в планировку комплекса. В этот период была снесена Лестница Послов, чтобы соорудить просторные покои для дочерей короля. По настоянию мадам Помпадур французский король также построил Малый Трианон. Последние годы жизни Людовик XV посвятил реконструкции фасадов – реализация проекта длилась не одно десятилетие.
https://commons.wikimedia.org/
Устройство Версальского дворца
Знаменитый Версальский дворец был построен в «большом стиле» барочного классицизма, что прослеживается не только в его внешнем облике и оформлении прилежащих парков, но и внутреннем убранстве. Масштабность комплекса просто поражает – площадь только одних дворцовых помещений составляет около 67 тыс. квадратных метров. Внутри установлено более 25 тысяч окон, 67 лестниц и 372 статуи. Версальский парк включает порядка 1400 фонтанов.
Главное здание Версаля получило название «шато», что с французского языка переводится как «дворец». Внутрь двора ведут украшенные золотом ворота, с королевскими гербом и короной. Оказавшись во внутреннем дворике, можно попасть непосредственно в шато, после чего посетить знаменитый парк. Всего Версальский дворец насчитывает более 700 комнат, каждая из которых имеет свое предназначение.
Ключевой достопримечательностью Версальского дворца считается Зеркальная галерея – огромный зал, оформленный в стиле французского барокко. Именно в этом помещении проводились значимые приемы и роскошные балы. Оформление королевского зала поражает обилием позолоченной лепнины и помпезностью настенной росписи. Но главная особенность галереи – огромное количество зеркал, созданных венецианскими мастерами.
Стиль барокко в архитектуре отличается легкостью, воздушностью и иллюзорностью. Именно эти черты прослеживаются в знаменитом Зеркальном зале – напротив каждого из 17-ти окон галереи расположены огромные зеркала. Таким образом, проникающие через окна солнечные лучи отражаются в зеркалах, благодаря чему создается иллюзия «размытия границ». Кажется, будто стены «растворяются» и создается бесконечное пространство.
Также стоит посетить другие постройки Версальского комплекса – Большой Трианон, Малый Трианон и Ферма Марии-Антуанетты. Возвращаясь в шато, стоит отметить, что внутри его помпезных залов хранятся сотни произведений искусства. Здесь можно увидеть огромные масляные полотна, каменные статуи и роскошные предметы мебели. Кстати, многие залы дворца названы в честь античных богов и богинь: Венеры, Меркурия и Марса.
Из окон Версальского дворца открывается потрясающий вид на парк. Сады Версаля простираются на сотню гектаров – здесь расположены многочисленные террасы, искусственные водоемы и огромные фонтаны. На идеально ровной местности парковый ландшафт выглядит безупречно, в особенности из-за правильных геометрических форм. Кроме традиционных для Франции растений, на территории парка также произрастают тропические плодовые деревья.
Продолжением ухоженного сада становится огромный парк с густыми насаждениями, дорожками и уютными местами для отдыха. Практически на всей парковой территории Версаля есть фонтаны, каждый со своей уникальной композицией. Самый знаменитый – «Фонтан Латона», отличающийся изобилием позолоченных статуй, которые загадочно поблескивают на солнце. В сочетании с прозрачными дугами воды, композиция выглядит завораживающе.
Photo by Hailey Wagner on Unsplash
Где находится Версальский дворец
Версальский дворец находится в 20 километрах от Парижа. Добраться от столицы до Версаля можно на скоростном поезде RER (линия C-5). Стоимость проезда в одну сторону – около 5 евро, но лучше купить билеты сразу туда и обратно. Поездка займет не более 40 минут, во время которой турист сможет насладиться удивительными пейзажами Франции. По прибытии на остановку «Versailles Rive Gauche» придется прогуляться до дворца около 20 минут.
Также сюда можно добраться на автобусе №171, который отправляется от станции Pont de Sevres в Париже. Такой вариант обойдется немного дешевле, что простому туристу только на руку. Кроме того, поездка на автобусе имеет еще одно преимущество – конечная остановка находится недалеко от входа в Версальский дворец. Таким образом, турист не будет тратить слишком много времени на пеший путь до Версаля – нагуляться по здешнему парку он еще успеет.
Поскольку Версальский дворец остается одной из самых главных достопримечательностей Франции, ежедневно сюда съезжаются тысячи людей. Избежать общества шумных туристов хотя бы в транспорте вполне реально, арендовав самый простой автомобиль в одном из столичных сервисов. Конечно, такое удовольствие обойдется несколько дороже, чем путешествие на автобусе или поезде, но зато поездка будет максимально спокойной и комфортной.
В тихом буржуазном городке Версаль есть и другие достопримечательности кроме самого Версальского комплекса. За время пребывания в городе можно посетить Музей Ламбине и Дворец мадам Элизабет. Чтобы все успеть, лучше остановиться в одном из местных отелей. К тому же, как говорят местные жители, полностью обойти Версальский дворец можно не меньше чем за два дня, поэтому комната в отеле туристу точно понадобится.
Flickr
Что нужно знать туристу при посещении Версальского дворца
Посетить Версальский дворец можно в любое время года, но не в любые дни – понедельник остается единственным выходным. Вторник также не самый удачный день для посещения достопримечательности, поскольку по вторникам многие музеи не работают, а значит, многие туристы с радостью отправятся осматривать Версаль. Если экскурсия по парку точно пройдет без особых проблем, то пытаться рассмотреть внутреннее убранство дворца из толпы туристов будет сложно.
Стоимость билета варьируется в зависимости от программы экскурсии. Стандартный абонемент стоит 20 евро и включает проход ко всем объектам комплекса. Во дни проведения специальных шоу стоимость билета увеличивается до 27 евро. А вот двухдневный абонемент обойдется туристу в 25 евро в обычный день и 30 евро во время шоу. Прогулка по садам также входит в стоимость билета и не имеет никаких ограничений по времени.
В летнее время Версальский дворец открыт для посещения с 9-00 до 18-30, а в период с ноября по март часы работы меняются – с 9-00 до 17-30. Забронировать билет на экскурсию можно заранее, используя функционал официального сайта достопримечательности. Если отправиться в тур по Европе организованной группой, то полная экскурсия по дворцу обойдется вполовину дешевле. Но в таком случае время пребывания на территории Версаля будет ограничено.
Для туристов на территории Версаля проводятся увлекательные мероприятия. Например, каждые выходные здесь можно наблюдать шоу «Музыкальные фонтаны» – все фонтаны включаются на полную мощность, что в сопровождении эпичной музыки выглядит потрясающе. В туристический сезон такое же шоу проводится вечером, при этом для большей эффектности фонтаны подсвечиваются. Уместным завершением «Ночного шоу фонтанов» станет фейерверк.
Ежедневно в парке работают кафе с террасами, где можно не только купить холодные напитки, но и вкусно пообедать. В жаркое время особой популярностью пользуется французское мороженое. Рядом с Большим каналом расположено несколько ресторанов. К числу основных удобств также относится аренда сигвея или велосипеда. Нередко туристы арендуют лодки для водной прогулки по Большому каналу.
Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»
Интересные факты про Версальский дворец
Факт 1: Знаменитый зал, получивший название «Galerie des Glaces» (Зеркальная галерея) считается одним из самых запоминающихся помещений Версальского дворца. Но мало кто знает, что его внутреннее оснащение насчитывает 357 зеркал, которые изготавливались мастерами-стеклодувами. Особое расположение зеркал позволило не только создать иллюзию расширения пространства, но и подчеркнуть красоту золотых скульптур, сверкающих на солнце.
Факт 2: На территории Версаля расположена так называемая «Деревушка Марии-Антуанетты». Согласно историческим данным, королева Франции построила небольшую деревню, которая была для нее настоящим спасением. Здесь она проводила много времени, стремясь ощутить все прелести более скромной жизни, для чего даже одевалась как обычная крестьянка. Деревушка для королевы было устроена прямо возле местного водоема.
Факт 3: Начиная с 1904 года на территории дворца сняли более 200 кинокартин. Одними из первых работ стали документальные фильмы и исторические драмы французских режиссеров. В 2006 году вышел биографический фильм Софии Копполы «Мария-Антуанетта», получивший «Оскар» за лучший дизайн костюмов. Но самым символическим остается фильм «Тайны Версаля», снятый режиссером Сашей Гитри. Именно он помог восстановить популярность дворца.
Факт 4: Во время проектирования Версальского дворца была допущена оплошность – кухню и столовые разместили в разных частях комплекса. Даже над обычным ужином для 5 000 человек ежедневно трудились более сотни слуг. Общее расстояние от кухни до столовой было настолько большим, что королю приходилось есть холодные блюда. Так продолжалось до тех пор, пока Людовик XV не приказал соорудить рядом с королевскими покоями дополнительную кухню.
Факт 5: Мало кому известно, но внутри Версальского дворца был создан целый зверинец, куда привозили птиц и животных со всего мира. Уникальный проект разработал архитектор Луи Лево, который впервые представил специальные вольеры. В центре размещен павильон с балконами, с которых королевские гости могли наблюдать за экзотическими животными. Так идея «перекочевала» в другие страны Европы, где зверинцы начали называть зоопарками.
Популярность Версальского дворца с каждым годом только растет, «притягивая» к себе все больше любопытных туристов. Достопримечательность стоит посетить хотя бы из-за необычайно красивого парка, который с первого взгляда поражает своей безупречностью и помпезностью. Масштабность парковой территории не сравнится ни с одним другим парком или садом, а его уникальное оформление считается самым узнаваемым в мире.