Как называется египетская кошка богиня
Богиня Бастет (Баст) – богиня Древнего Египта с кошачьими коготками
Бастет самая чувственная из богинь Древнего Египта
Пожалуй, всем известно, что отношение к кошкам в Древнем Египте было особенным. Да, священные животные действительно пользовались особым почтением у этой цивилизации, но далеко не все знают, что у кошек была своя богиня-покровительница, Бастет (или Баст).
Эта богиня помогала не только четвероногим мурлыкам, но и людям любого возраста и пола. А как же иначе – Бастет воплощала саму любовь, причём чувственную её сторону, а также тепло домашнего очага. Как выглядела богиня, у которой был свой город? Какие легенды о Бастет дошли до нашего времени?
Бастет – покровительница кошек
Верования древних египтян для нас во много остаются загадкой, хотя учёные изучают их уже не одно столетие. Дело в том, что точно расшифровать иероглифы нельзя, а потому о настоящих именах божеств мы можем только догадываться.
В разных источниках Бастет называют Баст, Пушт, Убастет. Несмотря на различие названий, речь идёт об одной и той же богине. Согласно легендам, Бастет имела лёгкий нрав, обожала праздники и развлечения, игры и веселье. В целом, она напоминает игривую кошку, которая могла быть и ласковой, и свирепой.
Анубис и Бастет / © Ahmed Karam / ahmedkaram.artstation.com
Историки считают, что культ Бастет появился в эпоху Среднего Царства. Причины появления новой богини были вполне реальными, а не мифическими. К тому моменту в Древнем Египте уже процветало земледелие, однако сложные условия превращали зерно в главную ценность, его нередко приравнивали к золоту.
Появление большого количества мышей и крыс грозило гибелью запасам урожая, и именно тогда древний народ обратил внимание на кошек. Эти маленькие хищники ловко расправлялись с грызунами, после чего и приобрели всеобщее уважение, а заодно получили собственную богиню.
Бастет – древнеегипетская богиня женщин, здоровья, плодородия, семьи и кошек
© Fiona Hsieh / fionahsieh.artstation.com
Внешность богини
О том, что Бастет – покровительница кошек, явно свидетельствует её облик. Археологи нашли два типа изображений этой богини. Один из портретов олицетворяет положительную сторону Бастет, другой – тёмную часть её натуры.
Если говорить о первом варианте, Бастет предстаёт на рисунках и скульптурах женщиной с головой кошки. Иногда её показывали чёрной кошкой, украшенной драгоценностями и священными символами. Я думаю, что в данном случае чёрный цвет является ассоциацией с ночным временем и луной, которую тоже символизировала Бастет.
Сехмет, Египетская Богиня войны со стены храма Ком Омбо, Египет
Но если вы интересуетесь египетской мифологией, то наверняка знаете о богине Сехмет, которая соответствует этому описанию – полуженщина-полульвица. Конечно, одно божество вполне могло превращаться в иное, однако в данном случае я бы не стала приравнивать её к образу Бастет.
Могущественная и весёлая Бастет
Всё-таки чаще всего Бастет ассоциировалась с радостью, гармонией, весельем и наслаждениями. На рисунках она держит в руках скипетр и систр (священный музыкальный инструмент Древнего Египта). Также её часто изображали вместе с котятами, что говорит о материнской направленности и образе богини-матери. Бастет воплощала силы плодородия и плодовитости, домашнего уюта и тепла.
Центром культа Бастет был крупный город Бубастис, который наполнялся людьми во время празднеств в честь богини. Именно там располагалось главное святилище божества, где обитало множество кошек. В этом храме были найдены тысячи мумий кошек, которых после смерти предавали тем же процедурам, что и умерших знатных людей.
Не только в Бубастисе, но и во всём древнеегипетском государстве издевательство или убийство кошки считалось страшным преступлением, за которое виновный мог поплатиться жизнью, а чужестранец должен был покинуть земли Египта.
Богиня кошек – Баст / © Harriet Eden / harrieteden.artstation.com
Бастет – образ любви, гнева и красоты
Празднества в честь Бастет приходились на месяц, который соответствует нашему апрелю. В то время по Нилу на ладье проплывала огромная статуя Бастет, которой поклонялись люди на берегах.
Надо сказать, что лёгкий нрав богини предполагал развлечения, которые не соответствовали общепринятым нормам морали. Порой праздник в честь Бастет превращался в массовую оргию, однако это считалось призывом к богине чувственности и плодородия.
Бастет помогала женщинам найти любовь и обрести счастье в семейной жизни
© Samantha Wells / ninthnation.artstation.com
Самое известное предание о Бастет рассказывает о её гневе на людей. По просьбе бога Ра, которого народы земли хотели свергнуть, она превратилась в львицу и спустилась к людям, уничтожая и убивая всех, кто появлялся на её пути.
Дошло до того, что боги сами испугались Бастет, решив её успокоить с помощью вина. Приняв напиток за кровь, Бастет начала жадно пить его, опьянела и уснула. Проснувшись, она снова превратилась в ласковую и нежную кошку.
Бастет была покровительницей кошек и богиней любви
Местонахождение: Зал Древнего Египта, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Фото © Денис Якимов / drive2.ru
В первую очередь, Бастет была покровительницей женщин и юных девушек. Они просили у неё подарить им красоту и способность очаровывать мужчин, семейное счастье и молодость. Именно с появлением культа Бастет египтянки стали использовать свой знаменитый макияж, обводя глаза таким образом, чтобы они напоминали кошачий взгляд богини.
Увы, Бастет не выдержала римского вторжения на египетские земли. После прихода новой культуры божество оказалось лишним в принесённых верованиях. Упадок культа богини отразился и на кошках – неприязнь к чёрным представителям этих животных тоже берёт начало во времена расцвета Римской империи. Тем не менее, изображения Бастет явно говорят нам о том, что «золотой век» был и у этой красавицы с изящной фигурой и кошачьим профилем.
Бастет – древнеегипетская богиня-кошка
В Древнем Египте кошки были не просто домашними любимцами, а объектом поклонения. Их владычицей была Бастет – богиня с головой кошки, образ которой активно эксплуатируется современной массовой культурой.
Бастет – мать всех кошек
В Древнем Египте Бастет или Баст почиталась как богиня кошек, любви, красоты, веселья, домашнего очага и плодородия. Это божество связывали благополучными родами у женщин. Баст являлась главной защитницей семьи и дома. Она также считалась всевидящей, поэтому входила в стражу бога Ра.
У Бастет было 2 воплощения: доброе – женщина с кошачьей головой и злое – женщина с головой львицы. Находясь в агрессивной форме, богиня превращалась в Сехмет – львицу, однажды едва не уничтожившую жителей земли. Греки отождествляли Бастет с такими влиятельными богинями, как Афродита и Артемида.
Как изображали Бастет?
Чаще всего можно встретить её изображение в виде кошки или изящной женщины с головой кошки. Правда, до одомашнивания кошки, она выглядела как львица. Цветом богини был черный.
Главным атрибутом Бастет выступал систр – ударный музыкальный инструмент, символ веселья и счастья. Именно его богиня, как правило, держит в руках. Сам сист нередко украшали изображениями кошек. У ног богини часто рисовали четырех котят, которых связывали с плодородием, процветанием и покровительством детям.
Как почитали Бастет?
Расцвет культа Бастет приходится на период с 10-го по 8-й века до нашей эры. В то время она считалась общенациональным божеством. Хотя храмы, посвященные богине, существовали в разных городах, главным местом поклонения был город Бубастис. Он являлся паломническим центром, в который стремились попасть тысячи людей. Храм в Бубастисе был огражден стеной, богато украшенной рельефами. Внутри находилась огромная статуя Баст. В дар богине было принято приносить маленькие кошачьи фигурки.
Почитание Бастет выражалось в отношении к кошкам. К примеру, в память об умершей кошке хозяин мог сбрить брови. Возницу, случайно переехавшего кошку, толпа могла забить камнями. Мера наказания за ущерб животному определялась значимостью кошки. Кроме того, археологами обнаружены тысячи кошачьих мумий.
Едва ли не при каждом храме был свой «страж кошек». Эти жрецы внимательно наблюдали за храмовыми кошками, чтобы ни в коем случае не пропустить тайного сообщения от Бастет. В домах египтян нередко хранились статуэтки кошек, которые должны были противостоять злым силам. Египтяне также верили, что после смерти душа хозяйки дома переселяется в кошку. Амулеты с изображениями кошек являлись залогом плодородия.
В «Историю» Геродота вошло описание ежегодных древнеегипетских торжеств, проводившихся в честь Бастет. Они приходились на 15 апреля. В этот день принято было танцевать и веселится. Жрецы же погружали статую богини в лодку и торжественно провозили её вдоль берегов Нила. По словам Геродота, в период праздника в город Бубастис стекалось 700 тыс. людей. И хотя число паломников, скорее всего, преувеличено, оно указывает на значимость праздника.
Даже фараоны ну чуждались совершать жертвоприношения в храме богини. Интересно, что стрелки, которыми египтянки подчеркивали глаза, также были попыткой подражания Бастет. Правда, любовь к кошкам однажды сыграла злую шутку с египтянами. Это случилось в 525 г. до н.э. Тогда персидский царь Камбиз взял штурмом египетский город Пелусий. Чтобы ослабить сопротивление египтян, он поставил впереди войска кошек. Эта история, скорее всего, является анекдотической, но отмечает важность кошек для египтян.
Мифы о Бастет
Все значимые египетские боги были связаны между собой тесными узами родства. Не обошла эта участь и Бастет. Она была дочерью бога Солнца и богини Луны. Её сестрой была весьма почитаемая в Египте богиня небес Нут. Правда, в мужья Бастет достался шут богов Бес.
У божественной четы был сын Махес – львиноголовый бог, который следил за соблюдением порядка и был воином-защитником. Современные почитатели богини Бастет любят связывать её с Анубисом. По крайней мере, в сети можно найти огромное количество картинок, изображающих этих богов вместе. Но подтверждения этим представления в египетской мифологии ученые пока не нашли.
До нашего времени дошла легенда, повествующая об огромной услуге, которую Бастет оказала своему отцу богу Ра. Когда люди ополчились против бога Солнца, он обратился за помощью к дочери. Чтобы покарать людей Бастет превратилась в грозную львицу, убивавшую всех подряд. И лишь хитростью Ра сумел усмирить её гнев.
Культ Бастет процветал в Египте вплоть до 4 века нашей эры. С распространением христианства он был запрещен. Мало того, началось истребление черных кошек, предвзятое отношение к которым сохранилось до сих пор.
Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет.
Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет.
«О чудесная кошка, дарованная навеки.»
Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.
Египтяне на протяжении всей истории своего существования к животным относились с трепетным благоговением, почитая некоторых из них, как святыни. Кошки в древнем Египте в иерархии таких святынь занимали первые места.
Нигде кошка не почитается так, как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям – таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.
В Древнем Египте существовал весьма значительный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как деву с кошачьей головой или в виде львицы. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды.
Этой богине посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире.
Статуя богини Бастет (Баст) в храме Бубастиса
Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, с то тысяч жрецов собирались в храме в Бубастисе на большое поминовение
божественной кошки. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Там же разводили этих священных животных и именно там сохранилось большое количество мумий кошек.
Баст (Бастет)
Богиня-кошка. Богиня солнца, радости и веселья. Олицетворяла тепло. Считалась всевидящей и занимала место стража при боге солнца Ра. Воплощала женские и материнские качества: изящество, красоту и ласку.
Т ак олицетворялась египтянами богиня плодородия.
Бастет (Баст), как правило, на изображениях была облачена в одеяние зеленого цвета. Традиционно связывалась с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества.
Баст была богиней огня, Луны, деторождения, плодородия, удовольствия, благожелательности, веселья, сексуальных обрядов, музыки, танца, защиты от болезней и злых духов, интуиции, врачевания, брака и всех животных (особенно кошек).
Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).
Согласно другим источникам в Египте кошка была связана и с Баст, и с Пашт (Луной). Пашт была темным аспектом Баст, Госпожой Востока, матерью всех кошек, женой бога Птаха. Хотя она считалась воплощением живительной энергии и нежного тепла Солнца, через своих священных кошек она была связана и с Луной.
Баст также была покровительницей детей и охранительницей урожая. В домах хранились ее статуэтки, отгонявшие злых духов.
Генеалогия : Дочь и жена бога солнца Ra, жена Птаха, мать Махеса и Хенсу.
Иконография: Изображалась в виде женщины с головой кошки.
Атрибут: Музыкальный интрумент систр.
Священными кошками самой Баст были кошки черной масти; изображение черной кошки помещали на своих домах египетские врачи, как символ своей профессии. Изображение кошки украшало систрум и, иногда, зеркало Хатор. Это животное представляло Луну.
Эта кошка олицетворяла божественность, недоступную простому смертному. Даже верховного бога солнца Ра называли «великим котом». Влияние освещения на размеры кошачьего зрачка ассоциировалось у древних египтян с движением солнечного бога на колеснице по небесным рекам. И горящие в темноте кошачьи глаза, согласно верованиям египтян, излучают дневной свет — свет огненной колесницы.
Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу». Транскрипция иероглифов «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).
До нас дошли многочисленные рисунки и статуэтки, изображающие кошек. Восходящее солнце олицетворял жук скарабей, обязательно присутствовавший на груди у животных.
В гелиополисском святилище символом верховного бога была статуя кошки гигантских размеров, зрачки которой изменялись в зависимости от направления солнечных лучей. Статуя, выпускающая водную струю каждый час, служила и для определения времени. По легенде статуя кошки изображала животное, которое погибло в схватке со злым змеем Апопом.
Предположительно, одомашнивание кошки произошло в Египте в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где Египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа.
Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.
Но подлинной богиней кошек стала львиноголовая Бастет.Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге «Эволюция символизма»: «Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью.
Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Бронзовые статуэтки кошек отличаются тончайшей моделировкой поверхности.
Мягкие контуры подчёркивают пластичность тела, изящный силуэт. Мастерски переданы естественность и грациозность зверя.
Сделанные с любовью, эти статуэтки изысканны и в то же время они сдержанно отстранёны, даже строги. как бы напоминая всем, что Бастет — это милостивая ипостась грозной львиноголовой богини Сохмет, дочери бога солнца Ра, поддерживающей Маат — вселенскую гармонию — и карающей тех, кто нарушает ее.
Фигурки кошек, как правило, богато украшались египтянами. У статуэток из Эрмитажа ожерелья на шее, скарабеи на темени и глаза инкрустированы золотом.
Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.
Египетские кошки обожествлялись. Для них строились роскошные храмы, их тела мумифицировали, к ним устремлялись тысячи паломников со всех концов страны.
Египетские кошки испокон веков были окружены мисти- ческим ореолом. Глаза их считались окнами в другой мир, и, благодаря их переменчивости, животные нередко сравнивались с Солнцем.
Египетские жрецы находили много аналогий между природой кошки и солнца. Прежде всего – это глаза Кошки.
Солнце поднимается, зрачки глаз кошки становятся меньше. Солнце клонится к вечеру, глаза кошки расширяются.
Когда Солнце скрылось, кошка смотрит на мир широкими зрачками, круглыми и светящимися. Глаза кошки – два уменьшенных солнца. Глаза кошки – волшебные окна в другие миры, в которых можно увидеть очень много.
Кошки – это гости мира мертвых в нашем, проявленном мире.
Считается, что в дом, где живут кошки, никогда не ступит нога вампира или другой темной сущности. Дело в том, что кошки видят их.
Нередко можно заметить «странности» поведения кошки, когда она вдруг замирает и пристально смотрит в какую-то точку. Так она общается с невидимым для нас миром.
В Бубастисе, главном центре культа Баст в Нижнем Египте, священные кошки жили во дворе храма. Ухаживать за ними считалось особой честью, это право передавалось от сына к отцу.
Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался.
За кошками внимательно наблюдали жрецы, стараясь не пропустить малейшего поданного ими знака. послания богини Баст, чтобы потом истолковать это сообщение.
Верующий, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, обривал часть головы своего ребенка и относил настриг в храм. Волосы клали на чашу весов и уравновешивали серебром. Затем верующий дарил это серебро смотрителю священных кошек, который отрезал от рыб, служивших им кормом, соответствующую порцию и отдавал кошкам.
В семьях простых египтян кошек также почитали священными, их окружали заботой и вниманием.
Египтяне любили своих домашних кошек, которые изображались лежащими на коленях у хозяина или под его сиденьем. Плутарх описывает, как тщательно занимались египтяне разведением кошек, подбирая подходящие по характеру пары.
Священных кошек кормили молоком с хлебом, для них специально разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Сурово карался тот, кто покушался на жизнь кошек. Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее руку, грозила смертная казнь.
Кошек называли «добрыми духами жилища». Этим грациозным животным люди повсюду уступали дорогу. Кошки в Египте первыми выносились из домов при пожарах, причём владельцы спасали их, нередко рискуя при этом собственной жизнью.
Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями.
После смерти кошек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку.
Тело умершей кошки обворачивали льняной тканью, умащивали травами и мумифицировали, используя бальзам. Чтобы кошки не голодали в загробной жизни, вместе с ними в саркофаг уклады вались мумифицированные мыши и землеройки.
Кошки богачей заворачивались в цветное льняное полотно с замысловатыми узорами. На ее морду накладывалась маска с ушами, изготовленными из стеблей пальмовых листьев. Мумия помещалась в деревянный или плетенный из соломы ящик, иногда украшавшийся золотом, хрусталем или обсидианом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых гробах.
Самыми почитаемыми кошками были те, которые жили в храмах. Их похороны были иногда такими помпезными и дорогими, что для того их оплаты с населения взимались специальные пошлины.
Саркофаг с мумией и помещали в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации. Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).
При раскопках в городе Бени-Хасана археологи обнаружили целое кошачье кладбище, на котором упокоилось сто восемьдесят тысяч кошек.
Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка).
Почитание кошки не заканчивалось на уровне семьи. Оно было всенародным. Государственные законы охраняли кошек как могли.
Например, строго- настрого было запрещено вывозить кошек за пределы страны. Наверное, египтяне хотели быть монополистами в области разведения кошек. 🙂 Однако запретный плод всегда сладок. И чем строже были законы, тем больше охотников находилось вывезти кошку из Египта. Для финикийцев это даже стало делом чести. Благодаря из желаю выбесить египтян кошки вскоре распространились по всему Средиземноморью.
Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее «святости», плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина.
Некоторые ученые утверждают, что еще до эпохи расцвета культуры Древнего Египта, существовала цивилизация, научные и технологические достижения которой превосходили даже современный уровень.
Однако, после того, как природные катаклизмы стерли с лица земли великую цивилизацию, от нее остались лишь легенды, мифы и предрассудки.
Возможно, многих, как и меня, интересует вопрос происхождения кошек. Откуда они пришли? Где их родина? Ответ на этот вопрос может быть здесь в наших воспоминаниях о прошлом.
В лодке видны две фигуры в белом, они стоят рядом: зрелый мужчина, высокий, подтянутый. Одной рукой он держится за высокий нос лодки, положив вторую руку на плечо своего сына, совсем еще мальчика. Они медленно приближаются к великолепному городу.
Кругом продают статуэтки кошек, а в храме обитает множество кошек. Для того, чтобы заботиться об их благосостоянии, организована почти военизированная каста жрецов. Слуги Баст занимают государственные посты.
В обязанности жрецов входят исцеление, отправление культов, мумификация умерших кошек. Жрецами могли быть как мужчины, так и женщины.
Сам фараон присутствовал на церемониях в честь богини-кошки. Древнегреческий историк Геродот в V в. до н.э. посетил храм в Бубастисе, о котором он написал: «Нет храма настолько приятного для глаз, как этот в Бубатисе».
Культ кошек был настолько велик, что продолжался более 2 тысяч лет и был отменен только в 390 г. н.э. Каждый город Древнего Египта имел свой тотем, т.е. божество-охранителя.
Кошка имела несколько городов, где она почиталась превыше других богов. Да простят меня любители собак, но хотя собака и была одним из любимых животных египтян, ее никогда не считали божеством.
Древние египтяне, тибетцы, таитяне и др. народы прошлого, обладавшие мудростью и знанием, хорошо осознавали этот факт.
Любой, кто захочет заглянуть в историю Древнего Египта, сразу заметит особое внимание к животным из семейства кошачьих.
Египтяне смотрели на кошку не только как на любимое существо, а как на представительницу божества. И поэтому относились к ней с уважением и почтением.
. ..тогда то, что они от нее получали, имело иное качество, несло в себе больше чистоты и света, она становилась для них передатчиком божественных энергий.
П ри этом эти богини рассматривались в качестве хранителей местности, собственности, а резные статуэтки имели глубокое символическое значение. Греки называли эти скульптурные изображения «сфинксами». Именно так называли бессмертную кошку, появившуюся в 1966 году в штате Онтарио, в Канаде, за ее сходство с древнеегипетскими статуэтками и теми кошками, которые в те далекие времена «охраняли» пирамиды и фараонов.
Кошка, ассоциировавшаяся с женственностью и тайной, стала для египтян излюбленной обитательницей храмов и домов.
Кошка была так популярна у египтян, что среди населений побережья Нила были широко распространены теофорные имена, в которые включалось имя богини Бастет, например Падибаст – «Тот, кого дала Бастет», Ташенубаст – «Дочь Бастет», Нахтбастетру – «Сильна Бастет против них», Анхбастет – «Да живет Бастет».
Древнейшие изображения кошки в религиозном контексте (амулеты из кости или фаянса) были найдены в некрополе Бадари и датируются концом Древнего царства. Их ношение на теле обеспечивало постоянную защиту от любых опасностей.
На протяжении всей истории Египта фараонов кошка никогда не исчерпала своего символического образа защитника, порой также связанного с целительством.
Кошка в этих случаях изображается с некоторыми львиными чертами, что явно говорит о ее грозной роли и о том, что как мирная обитательница дома и всеобщая любимица уживалась в облике богини Бастет с яростной львиноголовой покровительницей царя, чье имя которой впервые было упомянуто на каменном сосуде из Саккары, сохранившем имя царя II династии Хетепсехмуи. Символическая связь между кошкой и ее грозным собратом – львом присутствует, спустя века, на ложных дверях в фиванских гробницах вельмож XVIII династии Кенамона и Аменемхета Сурера, которые охраняют симметрично изображенные над дверным «проемом» в иной мир кошки, стражи рубежа двух пространств. Эту роль в египетском искусстве чаще занимали именно львы или же гибридные существа с львиным телом – сфинксы.
Созвучие между словесным обозначением кошки (миит) и именем Маат – богини истины, возможно, привело к тому, что в ряде поздних бронзовых статуэток священных кошек изображение богини становится частью ожерелья животного, а ее священное перо – символом, по форме которого стилизовали тонкую шерсть внутри кошачьих ушей.
Связь между кошкой и львицей – двумя аспектами грозной и предсказуемой природы женского божества – всячески подчеркивалась.
Так, одна из статуэток изображает львиноголовую Сехмет сидящей на престоле и поставившей ноги на простертые фигуры пленных иноземцев, в то время как кошка Бастет уселась на их ноги. Детородные функции Бастет, часто окруженной котятами, и ее сексуальная сила были теми ключами, посредством которых богиня становилась умиротворенной и ласковой матерью царя, защитницей заблудившихся в ночи и, в целом, «обратной» стороной Сехмет, вторя словам знаменитого «Поучения Анхшешонка»:
«Когда мужчина пахнет миррой, жена перед ним – словно кошка. Когда мужчина в страдании – жена перед ним подобна львице».
Тот же Анхшешонк, вероятно, намекая на то, что характер кошки непредсказуем и ее трансформация в Сехмет очень быстра, напоминает:
«Не смейся над кошкой».
Существовавший в Египте культ кошек коснулся и других стран. Так, следы его влияния можно обнаружить в Галлии, в частности в Тулузе, где были найдены амулеты, статуэтки, музыкальные инструменты — систры — с изображением кошек (местные археологиче¬ские находки датируются скорее всего I в. до н.э.), и в Великобритании: в Бадбери, Гассед-же, Олл-Сейнтсе и Дэнбери археологи раскопали массовые захоронения кошек.
Египетские художники изобразили сотни кошек на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Девушки молили богов об исполнении желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.
Кошка — удивительное создание. Нет животного с более сложным характером и столь противоречивой и богатой историей. Сначала ей поклонялись как божеству, потом видели в ней слугу дьявола, а сейчас она снова идол.
По численности кошка вскоре станет самым популярным домашним животным на Земле.
Даже самая ленивая домашняя кошка — прирожденный охотник. «Я — кошка, которая гуляет сама по себе». Этими словами Киплинг обессмертил присущий кошке дух независимости. Пусть она живет в нашем доме, принимает наш образ жизни, но приручить себя позволила лишь на своих условиях. Да и была ли домашняя кошка по-настоящему приручена?
Египетская мау (мао) считается старейшей в природе естественной породой. Она имеет полное право считаться прямым потомком первых одомашненных кошек древнего Египта.
В Египте человека и кошку связывают давние узы. Ее почитали как богиню еще до того, как она стала домашней. Более тысячелетия она была национальным божеством. Поклонение кошкам уходит корнями в эпоху еще более далекую, чем времена сфинксов с их человеческой головой и туловищем льва.