Как называется группа опрашиваемых людей
Анкетирование (опрос)
— это один из популярных методов социальных исследований. В маркетинге и рекламе анкетирование является важнейшим инструментом получения от населения необходимой информации. Проводит анкетирование человек, которого называют интервьюером. Человека, которого опрашивают, называют респондентом. Часто к анкетированию привлекают промоутеров, участвующих в проведении каких-либо промо-акций.
При анкетировании определенной целевой группе предлагается ответить на ряд вопросов на заданную тему. Человек может отвечать на вопросы как устно (тогда анкету за него заполняет интервьюер), так и письменно (тогда анкету заполняет он сам).
Вопросы в анкете могут быть открытые (требуют развернутого ответа) и закрытые (тогда нужно ответить только «да» или «нет»). Кроме вопросов по существу дела, анкета может включать в себя вопросы, помогающие установить контакт с опрашиваемым и вопросы, контролирующие правильность и подлинность ответов. Кроме этого используются статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого (например, доход, возраст и т.д.). Анкетирование может различаться по числу опрашиваемых респондентов, по типу контакта с респондентом (он-лайн анкетирование, анкетирование по месту жительства и т. д), по полноте охвата (опрашивают либо всех представителей целевой аудитории, либо, например, каждого третьего из них).
Существует два наиболее частых случая, когда компании проводят анкетирование:
а) Заблаговременно до выхода нового продукта на рынок для того, чтобы получить от потенциального покупателя пожелания по качеству продукта, его упаковке и другим факторам;
б) После выхода новой продукции на рынок для того, чтобы собрать мнение реальных покупателей о продукте, с целью изменения и дополнения продукта новыми качествами.
Зачастую компании совмещают анкетирование с проведением промо-акций, поэтому многие промоутеры имеют опыт работы и в качестве интервьюеров по различным видам анкетирования.
Работа: интервьюер
Приходишь к людям в дом, задаешь неудобные вопросы
Я занимаюсь организацией социологических исследований — подбираю интервьюеров, которые опрашивают людей на улицах, по телефону или ходят по квартирам.
Несколько лет назад я сам подрабатывал таким интервьюером и сейчас при необходимости тоже выхожу на опрос. За несколько часов интервьюер может заработать больше, чем сидя в офисе это же время.
В этой статье я расскажу, как устроиться на такую работу и получать 2000 Р в день.
Что надо знать о социологическом опросе
Компании и органы власти хотят лучше знать, что люди думают и чего хотят. Для этого проводят исследование. Для исследования нужно собрать данные. Один из способ сбора данных — опрос. Опрос — это когда спрашивают.
Человека, который проводит опрос, называют интервьюером. Тех, кого опрашивают, называют респондентами. Интервьюер опрашивает людей на улицах, по телефону или ходит по квартирам. Процесс называется работой в поле, а опрос — полевым этапом. Потому что есть и другие этапы: например, опрос нужно подготовить, а потом посчитать и проанализировать данные.
Все ответы вносятся в опросный лист. Если его заполняет интервьюер, то такой документ называется «бланк интервью», если ответы вносит сам респондент — это уже анкета. Но в статье, чтобы не писать всякий раз «бланк интервью», я использую слово «анкета», за что заранее прошу прощения у социологов.
Исследование в упрощенном виде выглядит так: социологи по специальным методикам разрабатывают опросные листы, потом нанимают интервьюеров и отправляют их проводить полевой этап. Потом анкеты обрабатываются и аналитики делают из ответов граждан какие-то выводы. Рано или поздно все умирают.
Как стать интервьюером
Чтобы быть интервьюером, никаких специальных знаний иметь не надо. Но придется быть готовым к постоянному общению с разными людьми, много ходить и испытывать стресс. Я попал в интервьюеры, когда учился на социолога — для студентов работа в поле была частью учебы. Понюхать пороху, так сказать. Вкусить простой русской жизни. Слиться с народом. Оседлать русское бессознательное…
Потом, уже на старших курсах, меня звали работать на опросах знакомые из исследовательского агентства. Когда я сам начал заниматься организацией опросов, то искал интервьюеров тремя способами: звал знакомых, желающих подзаработать, привлекал студентов в вузах и размещал объявления на сайтах с вакансиями. Так что, если вы хотите устроиться на такую работу, необязательно быть студентом или иметь знакомых социологов — ищите в интернете.
Обычно в вакансиях из интернета никаких подробностей нет — условия работы и оплата будут отличаться от опроса к опросу. Уточнят всё уже на месте: перед выходом в поле с интервьюерами проводят инструктаж, где подробно рассказывают, сколько платят за одну анкету, количество человек, которых надо опросить, поквартирный это будет опрос или уличный и так далее.
Как устроена работа
Со стороны работа интервьюера выглядит просто: вам выдают пачку анкет, вы задаете вопросы людям, вносите ответы в бланки. После чего сдаете результаты нанимателю, и вам платят деньги. На самом деле есть несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание еще на этапе инструктажа. Именно от них зависит, будет ли заработок легким или придется выложиться по полной.
Вид опроса — квартирный или уличный. Ходить по квартирам сложнее, чем опрашивать людей на улицах.
При квартирном опросе интервьюеру выдают заранее заготовленный список адресов, по которым надо пройти, и это может быть не самый приятный район. Чтобы добраться до респондентов, придется искать способы попасть в подъезд, звонить в домофоны, бегать по этажам, переговариваться с недоверчивыми пенсионерами через дверь. В конце концов ты тревожишь людей посреди дня, они выходят на тебя в трусах и со сковородкой наперевес, а за их спинами зияет бездонная пучина унылого русского быта.
С уличным опросом проще. Главное — найти не слишком шумное место с хорошей проходимостью: например, рядом с магазином, поликлиникой, почтой или детской площадкой. От локации зависит скорость работы и, соответственно, заработок. Однажды я целый день простоял на перекрестке, вокруг спешили люди, и за всё это время на вопросы ответили всего десять человек. Ближе к вечеру я догадался перейти в тихий сквер с семейными парами, мамочками и пенсионерами — и за два часа опросил 30 респондентов.
Еще перед выходом на улицу люди все-таки склонны причесываться, прилично одеваться и всячески прикрывать быт российского среднего класса.
Время на опрос одного респондента. Его не получится определить, просто взглянув на анкету: умелый социолог может скомпоновать бланк так, что он займет одну страницу, а отвечать придется четверть часа. Каждый вопрос может иметь несколько подвопросов.
Чтобы выяснить, сколько надо времени на опрос респондента, исследователи проводят так называемый пилотажный опрос, то есть тестируют анкету. Поэтому на инструктаже обязательно уточняйте, был ли такой тест и сколько времени он занял. Если пилотажный опрос не делали, то мало того, что непонятно, сколько вы потратите времени, возможно и вопросы составлены так, что респондент не сможет на них ответить.
Если анкета сложная, респонденту могут предложить подарок за участие в опросе. Обычно это какая-нибудь мелочь, например шариковая ручка. Но имейте в виду, сувениры оплачиваются из той же статьи расходов, что и работа интервьюеров, поэтому на опросе с подарками ставка оплаты за одну заполненную анкету будет ниже.
Квота. В ходе исследования опрашивают не всех подряд. Большинство опросов имеют квоты: например, нужно опросить определенное количество мужчин и женщин определенного возраста.
Если не выполните квоту, деньги могут вообще не заплатить, потому что ценности для социологов такое исследование не представляет.
Шаг — используется при поквартирном обходе: после проведения одного интервью надо пропустить несколько квартир и заходить, например, только в каждую четвертую. Еще в социологическом исследовании используется правило «одна семья — один респондент» — это значит, что в каждой квартире можно опрашивать только одного человека, а при уличном опросе запрещено интервьюировать родственников.
Сроки проведения исследования всегда ограничены. Особенно это касается предвыборной социологии, когда ситуация меняется ежедневно и данные быстро теряют актуальность. В коммерческих исследованиях, которые проводятся для разных фирм, на полевой этап обычно выделяют не больше двух недель.
Как платят
Сейчас в Омске, где я живу, интервьюер получает на руки 150—200 Р в час. Например, если заполнение одного бланка вместе с поиском респондента отнимает 15 минут, то интервьюер получит 40—50 Р за каждого опрошенного. Естественно, результат зависит от места, времени суток, коммуникабельности интервьюера и удачи.
Но за работу платят не сразу: сначала агентство должно проверить качество работы интервьюеров.
Тонкости
Работать интервьюером получится не у каждого. Главное — сделать так, чтобы человек согласился принять участие в опросе. Я считаю, что здесь основную роль играет даже не общительность, а уверенность в том, что вы имеете право отнять у человека его время.
Важен первый контакт. Например, если подойти к прохожему и сказать: «Мы проводим социологическое исследование, не уделите ли вы немного вашего времени?», то в ответ услышите: «Нет, не уделю». Но если спросить иначе: «Я провожу опрос, несколько вопросов задам?», то отказать вам будет уже сложнее. При этом при поквартирном опросе первый контакт установить проще: человек не проходит мимо, никуда не спешит, он уже открыл интервьюеру дверь и готов его выслушать.
Когда интервьюер завершает задание, ему остается опросить еще несколько редких респондентов по квоте, например всегда занятых и спешащих людей среднего возраста. Неопытный интервьюер в такой ситуации ходит по квартирам с вопросом: «Не проживает ли у вас мужчина в возрасте от 31 до 40 лет?». Бывалый старается это предотвратить и еще в начале опроса берет редких по максимуму: возможно, за открывшей дверь бабушкой промелькнет тот самый мужчина от 31 до 40. Тогда сейчас опрашивать лучше его, а бабушка потом найдется. Для успешной работы по квотам вам понадобятся терпение, внимательность и целеустремленность.
Однажды, еще будучи новичком, я работал по сложной квоте: кроме пола и возраста, важным критерием было образование. Последней в квотном задании оказалась женщина от 40 до 54 лет с высшим образованием. Всех открывших двери жильцов я спрашивал: «У вас проживает женщина в возрасте от 40 до 54 лет с высшим образованием?» В очередной квартире хозяин-мужчина, выслушал вопрос, задумчиво произнес: «Бог миловал…» — и закрыл дверь.
Безопасность
Естественно на такой работе, где приходится много общаться с разными людьми, не избежать и негативна. Причем негатив в одинаковой степени есть как на опросах по острым темам, например про политику или религию, так и на безобидных коммерческих исследованиях.
Важное профессиональное качество интервьюера — здоровый пофигизм. Грубиян в первый раз вас видит, и всё, что он говорит вам плохого, характеризует только его самого. Большинство же людей относятся к интервьюерам доброжелательно и охотно идут на контакт.
Какие-то очень уж опасные моменты при работе в поле возникают редко, но надо быть всегда готовым. Своим интервьюерам я каждый раз провожу инструктаж по технике безопасности. Вот основные правила:
Самое страшное, что случалось с моими интервьюерами за пять лет работы, — мужчина, открывший дверь, схватил девушку и потянул в квартиру. К счастью, ей удалось вырваться.
У меня тоже бывали случаи, когда мне угрожала опасность, но в каждом из них я сначала нарушал свои же правила безопасности. Например, шел прямо на компанию в подъезде или заходил на кухню. Перед началом квартирного опроса я рекомендую девушкам-интервьюерам работать по двое. Решают они сами, ведь в этом случае зарплату придется делить на двоих.
Как узнать интервьюера
Иногда интервьюеров при квартирном опросе принимают за мошенников: непонятные люди, ходят по всем соседям, что-то спрашивают и вынюхивают. Это подозрительно. Вот как выяснить, что перед вами социолог, а не жулик.
У интервьюера будет с собой пачка одинаковых анкет, ведь помимо вас ему надо опросить еще несколько десятков человек.
В конце опроса у вас спросят номер телефона для контролеров.
Социологи не опрашивают больше одного человека в квартире.
Интервьюер не задает лишних вопросов, не пытается завязать беседу, а, наоборот, старается свести постороннее общение к минимуму — у него горит план.
Он ничего не пытается продать и не зовет на бесплатные презентации.
Фальсификация данных
Все эти нюансы подталкивают многих новичков к тому, чтобы сэкономить время и усилия, заполнив анкеты самостоятельно. Но подделку легко выявить.
После заполнения анкеты респондент оставляет свой номер телефона. Проблем со сбором такой информации обычно нет, если объяснить, что контакт нужен только для оценки качества проведенного опроса. Потом по этим номерам агентство, нанявшее интервьюеров, проверяет их работу. Сами опросы — анонимные.
Телефонный обзвон — маленькая часть большой системы контроля качества. Она начинается уже с процесса приема заполненных анкет у интервьюеров. Как показывает практика, если бланки чистые, аккуратно заполненные, то высок шанс, что сдали фальсификат. По своему опыту знаю, что в поле с бумагами всегда обязательно что-нибудь происходит: на них ставят кофе, роняют в грязь. Пару раз мне сдавали анкеты с пятнами крови. Диалог на улице или лестничной площадке — стрессовая ситуация, писать красиво не получается. Поэтому ровный почерк — признак подделки.
После визуального осмотра анкет и обзвона респондентов бланки попадают на статистический контроль: социологи смотрят, не отличаются ли ответы по всей выборке в среднем от ответов, которые принес отдельный интервьюер. Обычно люди отвечают одинаково независимо от места опроса. Если же мы видим значимые отклонения у какого-то интервьюера, то обзваниваем его анкеты еще раз, уже более тщательно.
Агентства строго относятся к обманщикам. В нашей компании за одну-две «нарисованные» анкеты из двадцати я еще сохранял часть зарплаты, за большее количество полностью лишал гонорара.
Общие впечатления
Когда социологическое исследование выходит на этап сбора данных, интервьюеры становятся главными действующими лицами. От них напрямую и в наибольшей степени зависит качество материала, который после контроля, обработки и анализа получает заказчик. Поэтому работа в поле очень важна и ответственна, как бы банально это ни звучало.
Быть интервьюером сложно, а иногда даже опасно, но здесь есть и своя романтика. Например, наше агентство проводило серию опросов по национальным и религиозным группам Ямало-Ненецкого автономного округа. В рамках исследования мы побывали в мечетях и церквях северных городов, прошли на корабле по Иртышу от Омска до Северного полярного круга, познакомились с татарской культурой и кухней, меня научили совершать намаз, а одного из наших интервьюеров потом еще полгода искали девушки, с которыми он познакомился во время поездки.
Правда о соц. опросах (ВЦИОМ) не более 15 минут
Если вы читаете данный пост, вероятно вы уже слышали:
«Добрый день! Меня зовут: Как-нибудь. Я представляю Всероссийский центр изучения общественного мнения «ВЦИОМ»/ представляю Службу опросов населения »
Наверняка Вам интересно будет узнать откуда появился Ваш номер в их базе и какую цель они преследуют.
Информация из википедии гласит:
«Всероссийский центр изучения общественного мнения, ВЦИОМ (до 1992 года — Всесоюзный) — старейшая российская государственная исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения. Одна из крупнейших российских компаний на этом рынке. Создана в 1987 году. 100% акций компании принадлежат государству. «
Однако не сбивайтесь с толку, компания может быть и государственная, сам ген. директор Валерий Федоров высказался о задачах этой конторы:
«Организациям, политикам, бизнесу — нужны успех и победа. В современном мире сложно добиться поставленных целей без надежной информации, верных прогнозов и качественных рекомендаций. Наша миссия — дать эту информацию заказчикам. А их задача — достичь высоких результатов»
Организациям, бизнесам. однако какого рода информация нужна подобным юр. лицам?
К сожалению сам ВЦИОМ непосредственно опросами не занимается, он составляет ТЗ и получает результат опроса.
Для этого есть различные организации, проводящие соц. опрос для разных заказчиков, в том числе и ВЦИОМ.
Примерно так она и выглядит, не удивляйтесь. Если интересно сами можете поиграться, однако доподлинно сказать не могу. Факт, что номера генерируются, из-за этого иногда в системе случается «время неверных номеров». Поэтому не бойтесь, ваши персональные данные никто не слил, НО.
Вот тут мы уже подходим к цели опросов. Думаете пройдя соц. опрос все ваши персональные данные составит номер телефона то вы глубоко ошибаетесь.
По факту вы оставляете:
Возраст
Регион
Населенный пункт
ФИО (возможно только имя)
Образование
Работа
Доход (не всегда спрашивают, зависит от проекта)
Гражданство РФ
Номер телефона
Что произойдет с вашими данными?
Подошли к самому главному, на что вы соглашаетесь. На перепродажу персональных данных третьим заинтересованным лицам. Из-за чего вначале идут критерии отбора, такие как анкетируемый не должен был участвовать в опросах за последний месяц (или 3, или 6). Так же часто нельзя было опрашивать людей работающих в этой же сфере (сопросы, реклама и пр.) и, если опрос про товары, то в сфере производства этих товаров.
К сожалению сами операторы не знают об этом, считая важность своей работы для исследований гос. учреждений и винить их не имеет смысла, как и портить себе нервы. Из-за цели в виде перепродажи персональных данных одного отказа будет мало и вы будете еще долго получать звонки.
-Как избавиться от надоедливых звонков
Самый простой способ согласиться на опрос и сказать, что вы не гражданин РФ и звонков как не бывало. Ибо какой доход можно получить от резидентов иного государства? Или можете сказать возраст до 18, интересна реакция 😂
На ваше мнение наплевать, увы, но это так, и чудес не стоит ждать в этом капиталистическом мире, однако уведомить о новом способе сбора персональных данных я считаю необходимым. Операторов также можно понять, они уверены, что несут благо обществу, ну или хотя бы получают доход для существования, кто знает. Будьте вежливыми и просвещёнными.
Буду рад подписке и рад ответить на ваши комментарии, впереди много интересного, бесплатно и конфиденциально 😉
Как определить оптимальный размер выборки массового опроса
В каждой профессии есть свой набор любимых вопросов. Для исследователей рынка этот список возглавляет, безусловно, вопрос о размере выборки. Обычно его формулируют так:
Главное заблуждение о размере выборки
Многие уверены, что чем больше размер целевой группы, тем больше должен быть размер выборки. Поэтому, якобы, чтобы узнать мнение жителей маленького города, достаточно опросить человек 200-300, ну а для выяснения мнения по России в целом и 5000 будет мало.
Между тем, этот стереотип не имеет ничего общего с реальностью. Размер выборки не зависит от численности целевой группы (на языке статистики она называется «генеральной совокупностью») и определяется двумя совершенно другими факторами. Единственное исключение из этого правила – случаи, когда генеральная совокупность очень маленькая, например, 1-2 тысячи человек, но такие ситуации в реальной практике маркетинговых исследований встречаются редко.
Две разновидности ошибки выборки
Любое выборочное наблюдение (то есть когда мы опрашиваем не всех подряд, а делаем случайный отбор из генеральной совокупности) сопряжено с погрешностью данных. Эту погрешность обычно называют «ошибкой выборки». Она может быть двух видов:
Задача исследователя – собрать данные так, чтобы минимизировать систематическую ошибку выборки. Тогда можно будет свести статпогрешность лишь к случайной ошибке, которую можно рассчитать по формулам.
Как рассчитать размер случайной ошибки выборки
Случайная ошибка выборки зависит не только от объема выборки, но и от дисперсии, то есть степени однородности данных. Чем однороднее данные (т.е. чем меньше разброс полученных значений, или дисперсия), тем меньше ошибка выборки.
Существует формула расчета случайной ошибки выборки, однако для удобства рекомендуем пользоваться онлайн-калькуляторами, например, вот этим. Он позволяет легко провести два вида расчета:
В качестве параметра доверительной надежности (одно из полей в калькуляторе) обычно используется значение в 95%. Это означает, что в 95% случаев распределение признака в генеральной совокупности попадет в рассчитанный доверительный интервал (т.е. само значение признака в выборке плюс-минус размер статистической погрешности). Реже используется значение надежности в 97% или 99% – оно, соответственно, означает, что подобное попадание произойдет в 97% или 99% случаев. В данном случае надежность выборки повышается, но увеличивается размер выборки.
Самое сложное при определении размера выборки – поиск компромисса между требуемой точностью и стоимостью сбора данных. Этот процесс усложняется тем, что увеличение размера выборки в четыре раза приводит к увеличению точности лишь в два раза (соответствует квадратному корню от величины прироста выборки).
Кейс: определение размера выборки для оценки потенциала рынка продаж столичной недвижимости покупателям из регионов
В ноябре-декабре 2016 года мы провели исследование спроса на квартиры в новостройках Москвы и Санкт-Петербурга со стороны жителей разных городов России. Исследование включало в себя три метода сбора данных: массовый репрезентативный опрос населения в возрасте от 20 до 60 лет (проводился с использованием технологии CATI), а также серию экспертных интервью с риэлторами и глубинных интервью с потенциальными покупателями квартир.
Исследование охватывало 33 города, отличающихся повышенным спросом на петербургскую и московскую недвижимость. Плановая выборка исследования, рассчитанная по формулам, составила 21 500 респондентов. Этот объем значительно больше «стандартного» объема выборки, используемого в маркетинговых исследованиях. С чем же связан такой большой размер выборки?
Все дело в том, что клиенту были нужны оценки отдельно по каждому городу, а не просто «в целом по стране». Фактически мы работаем не с 1 выборкой, а с 33 отдельными выборками по каждому городу. Доля людей, заинтересованных в покупке квартиры в Санкт-Петербурге или Москве, была экспертно определена в рамках 5% от числа жителей опрашиваемых городов.
В зависимости от важности города для заказчика, руководитель проекта со стороны Агентства определил допустимую статистическую погрешность, в которую должны укладываться итоговые результаты. Для этого мы использовали специальный макрос в MS Excel, но эти расчеты можно также выполнить с помощью калькулятора выборки. В результате размер выборки варьировал от 500 до 1000 респондентов по каждому из городов исследования, что в сумме и дало заявленные 21 500 человек.
Резюме
Чтобы рассчитать выборку маркетингового исследования, используйте следующий алгоритм:
Социологические опросы как инструмент давления на общество
Классическая социология утверждает, что проведение социологических опросов является одним из самых эффективных способов получения объективной информации об общественном мнении по поводу того или иного события, деятельности определённой личности. Кроме того, социологический опрос, опять же в классической интерпретации, есть действенный инструмент по определению гражданских настроений на выбранном временном этапе.
Однако прикладная социология уже давно трансформировалась из классической формы в нечто особенное, и превратилась в одно из средств не учёта общественного мнения, а его формирования. Обращая внимание на опубликованные специализированными агентствами, мы порой не замечаем, как полученная информация оказывает на нас влияние. Мы далеко не всегда отдаём себе отчёт в том, что становимся своеобразной жертвой этой информации, ведь на подсознательном уровне нас так и тянет примкнуть к большинству. Но вся проблема в том, что большинство – не всегда большинство. Почему? Да потому что нередко под видом большинства подсовывается определённая обманка, которая привлекает к себе внимание и подталкивает человека к себе. Это и позволяет заказчикам (авторам) таких социологических опросов, а точнее, их результатов, решать целый круг интересующих их задач.
В качестве примера с заранее подготовленным результатом можно рассмотреть следующую ситуацию. Группе людей, проживающих на территории одного города, задаётся вопрос: как они относятся к тому, чтобы на окраине появилось нефтехимическое предприятие, которое даст городу дополнительно свыше 2000 рабочих мест.
Кстати, есть здесь и ещё один вопрос: к кому-нибудь когда-нибудь на улицах подходили специалисты, ну, скажем, Левада-Центра или других подобных агентств на улице? Вот честно, сколько лет приходится топтать эти самые улицы – хоть бы одна социологическая группа людей с толстыми блокнотамт подошла и что-то спросила по волнующему город или страну поводу. Ни разу! Не исключаю, это лишь мне могло быть суждено стать объектом интереса социологов, которые, судя по количеству опубликованных опросов и их результатов, буквально так и снуют по нашим городам? Там 1817, здесь ещё 5000, тут 4385…
Где все эти люди, которым так несказанно «везёт» создавать общероссийскую или региональную статистику? Складывается впечатление, будто бы участники подобных опросов – это определенная каста, которая сидит по своим благоустроенным квартирам и выходит на улицу только лишь для того, чтобы её представителей встретили те самые люди с блокнотами от какого-нибудь ВЦИОМа… Или же не каста, а всего лишь «мёртвые души»…
Возвращаясь к опросу горожан по поводу строительства нефтехимического предприятия. Ведь его же можно было бы задать и по-другому. Например: поддерживаете ли вы строительство нефтехимзавода, если его собираются строить на месте, которая до начала этого опроса в документах обозначалась как водоохранная зона? Согласитесь, что это уже другой коленкор. Здесь у людей, к которым подходит человек из социологической службы (если, конечно, подходит), уже возникнет повод задуматься о том, что с этим заводом какие-то нечистые дела творятся.
А можно представить и ещё более жёсткий вариант всё того же вопроса: поддерживаете ли вы строительство в городе химического предприятия, если в соседнем городе такое же полностью выгорело после взрыва цистерны с реагентами и вдобавок сожгло 500 га лесного массива? Как говорится, есть повод для размышления…
Естественно, в вопросах редко используется столь откровенная, скажем так, направляющая риторика, но случается и такое. Хотя тем же «вопрошающим» часто проще просто состряпать результат заранее в удобоваримой для них самих форме, а затем выдать за нечто массовое, народное. Зачем ходить по улицам, зачем утруждать себя использованием формул и закономерностей, если можно заранее определить, что процентов 60-70 для нужного результата – самое то. А так ведь можно выйти на ту же улицу и получить обратный эффект, потом всё равно переделывать.
Вот и недооценивай после этого наши (и не наши тоже) службы социологического мониторинга. Как тут недооценивать, если за результатами опросов СМИ буквально в очередь становятся. Мол, разве ж можно не использовать такую объективную информацию? Каемся, что и мы используем… Проводить свой – так тут же найдутся граждане, которые обвинят в том, что у нас здесь, дескать, узкоспециализированная аудитория, результаты опроса которой нельзя экстраполировать на всё российское общество. А вот упомянутые 1817 или 1555, оказывается, можно. Хотя в том случае вопрос о составе респондентов почти никто не поднимает. Но в объективности зато большинство почему-то уверено на 100%. Статистика…