Как называется храм в питере
10 знаменитых соборов Санкт-Петербурга
Город Санкт-Петербург трижды менял название. Во время революции и советской власти он был Петроградом и Ленинградом, а с 1991 года снова стал Санкт-Петербургом. Горожане любовно зовут его просто — Питер. И хотя есть исторические данные, что город хотели назвать в честь апостола Петра, все связывают его название с именем царя Петра І, который принимал непосредственное участие в строительстве города.
Питер сравнительно молод. В нем не найдешь доисторических и средневековых древностей, но все самое лучшее петровских и последующих времен представлено во всей красе. Особенно это касается архитектуры, ведь здесь трудились по-настоящему гениальные архитекторы.
Невозможно не посетить улицу Росси, Невский проспект, Зимний дворец и Петергоф. Петербург – это город музей. Вся его историческая часть занесена в список ЮНЕСКО. Главная артерия – Нева, оживляет город, превращая его в северную Венецию. Здесь не меньше каналов, чем в прославленном городе, но точно больше мостов. Например, с Троицкого моста видно еще семь, а с Кашиного – девять. Их проектировали умнейшие инженеры.
Соборы Санкт-Петербурга — ФОТО
1. Казанский собор
Казанский собор – это собор-памятник воинской славы России. Здесь похоронен М. И. Кутузов, хранятся знамена разгромленной французской армии. Главная святыня храма – казанская икона Божьей Матери. Перед ней молились русские солдаты и сам Кутузов во время Отечественной войны 1812г. На площади перед собором стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толи. Благодаря архитектурному решению Воронихина, собор словно раскрывает объятья. Полукруглая колоннада насчитывает 96 мраморных колон.
2. Исаакиевский собор
Один из символов Петербурга — Исаакиевский собор, одновременно удивляет и восхищает. Монолитные колонны, огромный купол, статуи 12 апостолов и скульптуры на фронтоне, множество барельефов говорят о том, что в строительство вложило душу множество людей. Скромную церквушку, в которой венчался Петр І, перестраивали и украшали все российские монархи. Последняя версия архитектора Монферанна в стиле классицизма радует горожан по сей день. Внутри собор отделан малахитом, золоченой бронзой, лазуритом, искусно выложенной мозаикой. Здесь трудились такие живописцы как Брюллов, Бруни, Рисс. В одном из окон почти 30м витраж, изображающий Воскресшего Христа. В 1922г богатство храма было изъято на нужды бедных. Большевики нагрузили 2т серебра и почти 50кг золота. Сегодня можно забраться на купол собора и наслаждаться великолепными видами Петербурга.
3. Владимирский собор
Владимирский собор – памятник архитектуры барочного стиля. Сама церковь была задумана архитектором Трезини, но строительство затянулось, и в разные годы над ее возведением трудились Кварнеги, Мельников, Руска, Гольмом. Церковь имеет пять куполов, отдельно стоит колокольня. Главная святыня храма – икона 18 века Владимирской Божьей Матери. Эту церковь любил посещать Достоевский, здесь отпевали няню Пушкина. В советское время храм был закрыт, и заработал только в 90г. В 2000г. он получил статус собора.
4. Петропавловский собор
Петропавловская церковь строилась 19 лет. Ее пестовал Петр І, Екатерина ІІ, Петр ІІ, императрица Анна. Петропавловский собор входит в архитектурный ансамбль Петропавловской крепости, и является самым высоким зданием Петербурга. Отчасти это из-за 40м шпиля, который украшает многоярусную колокольню. На самой его верхушке прикреплен золоченый трехметровый ангел-флюгер. Говорят, что на него ушло 8 кг золота. А кровельщику, который однажды спас ангела после бури, водрузив его на место, царь разрешил пить бесплатно в любом заведении до конца жизни. Петропавловская церковь – храм-мавзолей. Здесь захоронена вся династия Романовых за малым исключением. Кроме отпеваний и поминальных служб в храме не проводилось других обрядов. В Петропавловской церкви интересно посмотреть на уникальный музыкальный инструмент – карильон. Его клавиатура связана с 51 колоколом. Посещение открыто для туристов.
5. Собор Воскресения Христова на Крови
Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) было решено построить после покушения на царя Александра ІІ. Камни, на которые упал смертельно раненый царь, считаются одной из реликвий собора. На реализацию проекта ушло 24 года. Девятиглавый храм является памятником мозаичного искусства. Во внешнем убранстве собора прослеживаются мотивы московских церквей, формы древнерусского зодчества. Впервые мозаичная техника была применена для внешних работ, а несколько куполов были покрыты декоративной эмалью. Внутреннее оформление храма богато и необычно тем, что почти все пространство покрывают мозаичные картины из Евангелие, искусные узоры. Мозаичные композиции создавались мастерами гранильных фабрик по эскизам Васнецова, Беляева, Харламова и др. В храме стоят колонны из фиолетовой яшмы и крест из топаза, а при декорировании иконостаса, потолка, пола были использованы полудрагоценные камни.
6. Никольский морской собор
Никольская церковь – памятник барочного стиля. Полностью она называется Николо-Богоявленской и состоит из двух церквей – нижней — во имя Николая Чудотворца, и верхней – во имя Богоявления. Храм был задуман как главный памятник и святыня военно-морского флота России. Екатерина ІІ подарила церкви 10 икон в честь победы родного флота над турками и шведами. Рядом с храмом установлен памятник погибшим при Цусиме, мемориальные доски в честь погибших моряков во время японской войны, и доски, относящиеся к современным событиям: морякам «Комсомольца» и «Курска». Вокруг разбит великолепный парк. Храм двухэтажный, имеет пять золотых куполов. Чуть в стороне – колокольня, которую украшает высокий шпиль. Храм великолепно сочетает золотые и небесные (или морские) цвета в отделке. Издавна здесь проводились поминальные и победные службы, посвященные русскому флоту.
7. Троице-Измайловский собор
Монументальный белоснежный храм был построен в честь измайловского полка российской армии. Пять синих куполов с золотыми звездами и крестами заметны на 20 км расстоянии. С западной стороны можно увидеть скульптуры ангелов, отлитых из бронзы. По преданию цвет куполов соответствовал цвету мундиров измайловского полка. Внутреннее убранство храма отличается искусными росписями, украшено коринфскими колоннами. На стенах висели турецкие знамена в знак того, что победу в войне даровал Бог. В 2005г. перед храмом восстановлена колона Славы, сложенная из трофейных турецких пушек.
8. Смольный собор
Бело-голубой пятикупольный собор стал пятиглавым по настоянию Елизаветы ІІ. Изначально Растрелли задумывал его с одним куполом. В принципе, к собору и относится только один купол – остальные четыре принадлежат колокольне. Собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. В конце 18 в. Екатериной ІІ был построен первый в России женский институт благородных девиц. А в революцию тут располагался штаб большевиков. В наши дни здесь часто звучит классическая музыка. Храм имеет статус концертного зала.
9. Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор никогда не прекращал своей религиозной службы, и оставался действующим даже в советские времена. В наши дни здесь можно послушать выступление солистов Академической капеллы. Главная святыня храма – это икона «Всех Скорбящих Радосте» и образ Спаса Нерукотворного. До революции в храме хранились трофеи российско-турецкой войны, которые в настоящее время хранятся в Эрмитаже. На своем веку храм пережил сильный пожар, и архитектор, который отстраивал его заново, получил от царя бриллиантовый перстень за работу. Во время войны в подвале церкви действовало бомбоубежище.
10. Андреевский собор
Действующий православный собор расположен на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Эта церковь стала местом проведения радостных и торжественных служб, которые посещали члены царской семьи и знаменитости того времени. Эту церковь считали своей кавалеры ордена Андрея Первозванного. Позднее даже был установлен барельеф с изображением ордена. Не смотря на такую любовь богатых людей, церковь всегда ставила своей главной задачей заботу о бедных. Из достопримечательностей храма выделяются 17 метровый резной трехъярусный иконостас, серебряное облачение в алтаре.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Самые красивые храмы Санкт-Петербурга — 10 православных культовых зданий разных стилей
Санкт-Петербург — молодой город, по сравнению со многими другими старинными городами России, взять хотя бы столицу страны. Однако по духовности город на Неве уже достаточно зрелый.
Аналогично можно сказать и про архитектуру Петербурга, которая способна так же искренне восхитить любого туриста, как и известные исторические ансамбли в городах и столицах мира, которые постарше города Петра.
Северная столица обладает самыми уникальными храмами, всемирными наследиями, бесценными сокровищами города и святыми источниками жизни петербуржцев.
В Санкт-Петербурге 268 конфессий и религиозных объединений. В Русской православной церкви насчитывается — 131 храм. Мы подобрали для вас 10 самых красивых соборов и церквей города, выполненных в самых разных стилях.
1. Смольный собор
Смольный собор возводил Растрелли для Елизаветы Петровны на территории Смольного монастыря, куда мечтала удалиться от дел мирских императрица. Но строительство затянулось, и было завершено лишь при Екатерине II. Хотя стоит отметить и не полностью, 140-метровая колокольня так и осталась в проектах, и в макете.
Воскресения Христова Смольный собор — православный храм, который входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, расположенного на левом берегу Невы на Смольной набережной.
Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для 120 девиц из благородных семей. Это строительство предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней.
Для себя, как будущей настоятельницы, она велела строить отдельный дом. Это место было выбрано неспроста. Будучи молодых лет отроду Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.
Составление планов, фасадов и смет было поручено архитектору Бартоломео Франческо Растрелли в 1744 г. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней, а также институт для девушек из дворянских семей.
Архитектор решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен, заменив их стенами с лепниной и вазами. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигнуть 140 м. И, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.
Для колокольни императрица Елизавета велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метров. Этим колоколом она хотела перещеголять московский Царь-колокол.
Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.
Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали «Смольным», по названию самого места — бывшего смольного двора.
Строительство монастыря велось с небывалым размахом, финансирование из казны было щедрым и регулярным. Собор строился очень быстро. Уже готовили церковную утварь. В Москве отлили колокола. Растрелли выполнил проекты иконостасов.
Благодаря своеобразию взглядов Растрелли, Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко — в отличии от европейских фасадных стилей, Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.
Однако, из-за того, что началась война с Пруссией, строительные работы замедлились. Проект не был завершён, а победа России развеяла желание императрицы уйти в монастырь. Елизавета Петровна так и не увидела освящение собора.
Соборная церковь Воскресения при Елизавете Петровне была выполнена вчерне, безо всякой отделки. После отъезда Растрелли в Италию с 1762 года главным архитектором Смольного собора был назначен архитектор Юрий Матвеевич Фельтен.
Достраивать корпуса собора стали в 1765 году и закончили в 1775 под руководством Фельтена. Однако из-за отсутствия денег интерьеры так и не были завершены. Было окончательно решено не строить колокольню на уже подготовленных фундаментах. Собор оставался недостроенным почти 70 лет, и его состояние постоянно ухудшалось.
В конце 1820-х годов по указанию Николая I начались работы по окончательной достройке Смольного собора по переработанному проекту В. П. Стасова. Фасады собора были окрашены в желтый цвет; купола храма и угловых церквей, по желанию царя, лазоревой краской с золочеными звёздами. В дополнение к 8-ми старым колоколам, которые служили звоном в малых церквах монастыря, были отлиты 12 новых.
«С величайшим трудом», как вспоминал позже Стасов, в стенах пробивали трубы для печей. По проекту Растрелли собор строился холодным. Полы выстлали ревельской плитой, мраморные ступени и площадки для алтарей выполнили на екатеринбургских заводах.
Из лиственницы изготовили двери и оконные рамы, установили чугунные хоры с решетками. Стены оштукатурили и окрасили в белый цвет, колонны и цоколи пилонов облицевали белым искусственным мрамором. Все работы были выполнены за 3 года, собор был достроен в 1835 году.
Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени. Храм строился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составила около 6 000 человек. Собор был украшен мрамором. Колокольне Растрелли так и не было суждено быть построенной.
В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Собор построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Высота собора — 93,7 метра.
Пятиглавие собора выполнено необычным образом. Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Верхняя часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.
Даже не испытывающие симпатию к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.
Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» «Вот это храм!»
2. Чесменская церковь
Удивительная по красоте церковь, выполненная в стиле псевдоготики или неоготики, находится на улице Ленсовета, недалеко от станции метро «Московская». Чесменская Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи — действующий православный храм, памятник архитектуры.
Церковь возвели в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 г. Являлась капитульным храмом ордена Святого Георгия, Чесменская церковь и Чесменский дворец некогда составляли своеобразный ансамбль, обращённый к бывшему Царскосельскому тракту.
Инициатива строительства этой композиции недалеко от Путевого дворца принадлежит Екатериной II. Как утверждают историки, бытует предание, согласно которому императрица получила от гонца добрую новость о победе России в Чесменском бою на этом самом месте, где позднее повелела возвести храм.
Торжественная закладка церкви состоялась 6 (17) июня 1777 г. На церемонии присутствовали Екатерина Великая, весь двор и шведский король Густав III, дабы напомнить последнему о военном могуществе Российской империи.
Храм был построен по проекту архитектора Юрия Фельтена. Завершение строительства Чесменской церкви было приурочено к 10-й годовщине победы русского флота в Чесменском сражении. Торжественное освящение прошло 24 июня (5 июля) 1780 г. На торжестве, вместе с Екатериной II под именем «графа Фалькенштейна» присутствовал император Священной Римской империи Иосиф II. В память о победе Екатерина II «повелела именовать церковь и дворец Чесменскими».
При входе в церковь установлена мраморная доска с надписью:
Сей храм сооружен во имя святого пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна в память победы над турецким флотом одержанной при Чесме 1770 года в день его рождества. Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии короля шведского Густава III под именем графа Гогландского и освящен 1780 года июня 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна.
Вскоре после освящения храм был передан капитулу ордена Святого Георгия Победоносца. В связи с этим некоторое время Чесменскую церковь именовали «Георгиевской». Екатерина II часто посещала храм, в котором для неё находилось царское место.
Церковь была построена в камне, в псевдоготическом стиле. Она имеет компактный центрический план, представляющий собой «четырёхлистник». Основа внутреннего пространства — квадрат, перекрытый куполом.
К квадрату с четырёх сторон примыкают полукруглые помещения. Стрельчатые арки, опираются на 4 пилона и объединяют эти помещения с центральным в единое целое. На храме — узкие вертикальные тяги на красноватом фоне стен, высокие стрельчатые окна.
Фасад церкви украшен ажурным белокаменным орнаментом, барельефом на фронтоне, стрельчатыми арочками, зубчатым парапетом и остроконечными башенками: пинаклями.
Пять барабанов заканчиваются небольшими куполами с укрепленными на них миниатюрными шпилями. Каждый шпиль несет яблоко с изящным ажурным крестом. В одном из барабанов был помещён большой колокол весом около 100 килограммов, остальные 7 малых колоколов укреплены в другой главе.
Внутреннее убранство церкви отличается строгостью и простотой. Иконостас — восстановленная копия иконостаса, созданного по рисунку Ю. М. Фельтена. В настоящее время церковь является памятником архитектуры федерального значения. Вблизи церкви расположено Чесменское воинское кладбище.
3. Исаакиевский собор
Главный храм Санкт-Петербурга восхищает своей необыкновенной красотой всех петербуржцев и приезжих — от мала до велика. Силуэт золоченого купола Исаакиевского собора является одним из самых узнаваемых объектов архитектуры и одним из символов города на Неве.
По своему величию и великолепию, главный православный кафедральный собор находится на 4-м месте в мире, уступив первенство собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Высота Исаакия достигает 101,5 метров, диаметр купола равняется 26 метрам, а вес колонны из отесанных гранитных блоков – 114 тонн.
Исаакиевский собор начал сооружаться по приказу царя Петра І в знак почтения святому покровителю государя — святому Исаакию Далматскому. Первый храм был выполнен из дерева, однако такой материал был весьма недолговечен и в 1717 году Петр дал поручение немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить деревянные стены на каменные. В
Внешне новая церковь во многом копировала Петропавловский собор. Даже куранты на колокольне не отличались индивидуальностью и в точности повторяли куранты храма Петропавловской крепости.
Второму варианту постройки не суждено было долго стоять во славу святого Петра Великого. Молния, ударившая в нее в 1735 году, привела к пожару. Третья попытка возродить собор была предпринята Екатериной ІІ.
Исаакий символически поставили за «спиной» «Медного всадника». Строительство было поручено итальянскому архитектору Антонио Ринальди, однако из-за своей болезни он был вынужден вернуться на родину.
Следующим, кто предпринял попытку достроить собор, стал сын Екатерины ІІ — император Павел I. Работу по строительству он поручил другому итальянцу — Винченцо Бренне. В 1816 году во время службы на головы верующих рухнула большая часть потолочной штукатурки. Собору требовался капитальный ремонт.
Император Александр І решил глобально подойти к этому вопросу и приказал построить новый собор. Для этого был объявлен конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. Вариант французского архитектора Огюста Монферрана поразила Александра І. Его работа обещала сделать не просто красивый собор, а нечто особенное, чем бы по праву можно было гордиться.
Строительство собора по проекту Монферрана было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Оно проходило при трех императорах Александре I, Николае I и Александре II. Возведение собора было окончено в 1848 году, но еще около десяти лет было потрачено на отделку интерьера. Освящение собора, по случаю его открытия, было проведено 11 июня 1858 г.
Исаакиевский собор являет собой яркий образец эклектики: в его убранстве сливаются воедино строгость форм и холодность гранита и мрамора, округлость куполов и богатство позолоты, яркость витражей, сверкание люстр и насыщенность красок росписи.
Для убранства храма использовался мрамор различных цветов, малахит, лазурит и другие ценные породы камня. Кроме икон, его стены украшали уникальные мозаики. Алтарь был сделан в форме витража. На нем изображен «Воскресший Христос». Эта работа является одной из самых крупных витражных работ в Европе.
Парящий под куполом голубь символизирует Святой Дух. На первый взгляд хрупкая птица являет собой посеребренную бронзовую фигуру с размахом крыльев около 2-х метров. Важное значение имеют позолоченные люстры-паникадила, весом по 3 тонны каждая — они удачно поддерживают ощущение торжественности и величия.
К внутреннему оформлению собора приложил руку живописец Карл Брюллов. Мастер расписал плафон площадью 816 м2. Рисунок идет по кругу, центр художник оставил свободным, что придает ощущение легкости и бесконечности небесного пространства. В итоге, Исаакиевский собор — замечательный образец не только монументального, но и декоративного искусства.
4. Казанский собор
Ещё один из ярчайших символов города православный храм — Казанский кафедральный собор расположен в самом сердце Санкт-Петербурга — на Невском проспекте. Храм занимает особое место в истории города на Неве и всей России.
Казанский кафедральный собор был построен в 1811 году, в этом же году он был освещен в честь Казанской иконы Божией Матери. Особым временем в истории собора стал 1812 год. После окончания Отечественной войны именно Казанский собор стал памятником русской воинской славы. В его стенах покоится с миром великий полководец Михаил Илларионович Кутузов, здесь же хранятся различные военные трофеи, а также ключи от взятых городов.
Этот величественный Божий храм ознаменовал начало золотой эпохи градостроительного искусства не только Петербурга, но и всей России. Именно с момента построения Казанского собора город Петра начал преображаться и превращаться в достойную столицу великой империи.
Появление храма, кардинально отличающегося от типичных православных церквей, и по своим масштабам, и по оформлению фасадов, и во внутреннем убранстве, стало стартом новой жизни Петербурга. Однокупольный собор высотой почти в 72 метра, да ещё и с огромными гранитными внешними колоннами, — такого русский народ еще никогда не видел.
Поразительно, но все это грандиозное великолепие было возведено за достаточно короткий срок — всего за 10 лет, с 1801 по 1811 гг. А изначально на этом самом месте стояла обычная скромная церквушка, в стенах которой хранилась самая ценная святыня Православного Петербурга — икона Казанской Божией Матери.
Именно для этой чудотворной иконы Павел I пожелал отстроить целый кафедральный собор, который внешне напоминал бы Римский храм Святого Петра. Таким образом, в тяжелейших условиях труда, практически при отсутствии какой-либо техники, простые русские мужики, а также лучшие русские мастера, объединили все свои усилия во имя православной веры. Итогом стал этот грандиозный памятник российского зодчества, а Невский проспект получил статус парадной городской магистрали.
Казанский кафедральный собор был построен по проекту российского архитектора, Воронихина Андрея Никифировича. Безусловно, этот собор стал его главным творением. По настоянию императора Павла I архимтектор воплотил в Казанском соборе прототип собора святого Петра в Риме.
Таким образом, подражая особенностям Римского зодчества, Воронихин стал одним из основоположников российского ампира, или, по-другому этот стиль еще называют русским классицизмом. Ампир прославился как «королевский стиль», так как он характеризуется театральностью, помпезностью в оформлении. Это обязательно колонны, лепные карнизы, античные образцы скульптуры.
Главной особенностью Казанского собора, как раз-таки, являются наружная и внутренняя колоннады. Внешне храм предстает нам в виде четырехконечного латинского креста, середина которого увенчана куполом. Снаружи храм украшают бронзовые скульптуры святых, выполненные лучшими российскими скульпторами.
Особенной гордостью и достопримечательностью внешнего облика собора являются его северные двери. Они полностью повторяют двери, которые Гиберти выполнил специально для Флорентийского крестильного дома еще в XV в. Не менее прекрасен интерьер Казанского собора. Внутренняя форма храма — римская базилика.
Интерьер собора также богат самыми разными рельефными скульптурными работами, но особое место в его убранстве занимает чудесная живопись. Лучшие российские художники Конца XVIII- начала XIX века расписали собор в блестящей академической манере эпохи Итальянского Возрождения.
Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга — памятник российского церковного зодчества особой значимости. Именно здесь было положено начало золотой эпохи российского храмового искусства. Именно над этим храмом работали, отдавая все свои силы, лучшие мастера своего дела того времени, а также многочисленный простой русский народ.
Этот храм дал рождение целому поколению лучших градостроителей и архитекторов. Именно Казанский кафедральный собор стал вдохновением и образцом для таких мастеров XIX века, как Росси, Стасов, Монферран и многих других зодчих Отечества и мира.