Как называется инструмент работы сэв
Синдром эмоционального выгорания: причины и способы лечения
Солнце светит не так, ноги на работу не идут, хобби тоже не приносит радости. Весь день вы чувствуете изматывающую усталость, вам тяжело двигаться, у вас абсолютное безразличие ко всему. Это синдром эмоционального выгорания (СЭВ). С ним ежедневно сталкиваются десятки тысяч человек по всему миру.
Опасность СЭВ в том, что человек не считает его серьезной болезнью. Он думает, что просто немного устал из-за перегрузок на работе. Стоит собрать волю в кулак, и откроется второе дыхание. Увы, с каждым днем ему становится только хуже.
Как распознать синдром эмоционального выгорания?
Вам пора бить тревогу, если:
Категории людей, которые больше других рискуют столкнуться с СЭВ
Этапы СЭВ
На первом этапе эмоциональное выгорание распознать сложно. Человек начинает быстрее уставать, в какой-то момент взбодриться не помогает даже кофе. Согласитесь, что каждый из нас хотя бы раз в жизни оказывался в таком состоянии. Ему находятся десятки объяснений: давно не был в отпуске, весенний авитаминоз, осенняя депрессия, хронический недосып.
Поэтому эмоциональное выгорание остается не вылеченным и плавно переходит на вторую стадию. У человека возникает апатия, начинается бессонница.
Третья стадия СЭВ уже имеет симптомы, которые трудно пропустить: раздражительность, слезливость, желание уйти как можно дальше от людей, ощущение загнанности в угол.
Если вовремя не остановиться, идет обострение многих хронических заболеваний, организм быстрее подхватывает простуду. Это уже четвертая стадия.
Наконец, на пятой человек понимает, что не может больше работать. Психическое и физическое состояние становится настолько тяжелым, что можно потерять работу и оказаться на больничной койке.
Методы лечения выгорания
Первое, о чем стоит подумать, – это о прогулках на свежем воздухе. Врачи рекомендуют проводить на улице не менее полутора часов в день. При этом речь не идет об отдыхе на лавочке. Необходимо давать нагрузку организму: умеренная ходьба, пробежки, езда на велосипеде и так далее. Два раза в неделю рекомендуется давать организму более серьезную физическую нагрузку: тренироваться в спортзале, ходить в бассейн.
Обязательно соблюдайте режим сна. Сейчас модным стало рассуждать о «совах» и «жаворонках», проходить всевозможные тесты и высчитывать, кому в какое время нужно ложиться спать. Но, как показывает практика, идеально, если человек засыпает с девяти до десяти вечера. Более позднее время ухудшает качество сна, поэтому к утру человек чувствует себя не отдохнувшим, а измотанным.
Обратите внимание на то, что находится у вас в холодильнике. Скажите «нет» газировке, компотам и сокам. Пейте как можно больше обычной воды. Именно она выводит из организма токсины и питает мозг. Постепенно приучите себя к тому, что раз в два часа нужно выпивать стакан воды. Введите в рацион как можно больше овощей. Они укрепляют защиту организма, помогают справляться с депрессивным состоянием осенью и зимой.
А теперь самый важный момент – психологические способы лечения СЭВ:
Профилактика СЭВ
Вы уже справились с эмоциональным выгоранием и вернулись к прежней полноценной жизни? Теперь необходимо предостеречь себя от повторного СЭВ. Для этого нужно:
Наконец, самое главное. Для того, чтобы избежать эмоционального выгорания (а если уж случилось им заболеть, то быстро выздороветь), научитесь возводить воображаемые барьеры между собой и излишне эмоциональными людьми. Представьте, что между вами и неприятным человеком находится зеркало. В нем оппонент видит свое лицо, его отрицательные эмоции возвращаются к нему. Вы же надежно защищены от его провокаций. Такая методика позволит вам абстрагироваться от стрессов и воспринимать жизнь проще.
Профилактика СЭВ и поддержание психического здоровья педагогов с помощью НЛП
Называют две формы стресса: продуктивный (эустресс) позволяет справиться с затруднением и накопить полезный опыт по преодолению сходных ситуаций. Деструктивный (дистресс) источник неприятных переживаний и болезней. Дистресс необходимо предотвращать или лечить.
Если стрессы становятся слишком частыми и очень сильными, то психика и организм человека начинают защищаться.
Выгорание очень быстро распространяется. Человек, становится циником, негативистом и пессимистом. Профессор К. Чернисс в своей статье говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе. Профессиональное выгорание провоцируется внешними и внутренними факторами.
Внешние факторы — высокая эмоциональная загруженность, неблагополучная психологическая атмосфера. Нервозная обстановка побуждает одних людей растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии психических ресурсов. Человек с крепкими нервами будет держаться от всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь «нервы» т. е. склоняться к тактике эмоционального выгорания.
Выделяют три стадии СЭВ.
2. Усталость, сменяется разочарованием, снижением интереса к работе. Формируется сопротивление нарастающему стрессу — фаза резистенции. Человек в ходе рабочих контактов за счет выборочного реагирования на запросы других людей ограничивает эмоциональную отдачу. Общение становится формальным, отстраненным. Коллеги воспринимаются негативно, должностные обязанности выполняются в зависимости от настроения. Перерывы в работе становятся длиннее, начало работы немного позже, а конец работы «пораньше».
3. Фаза истощения— падение общего энергетического тонуса организма, главная отличительная черта. Отрицательные эмоции, преобладают над положительными, эмоциональная составляющая исключается из профессионального общения. Защитная реакция организма выражается в виде болезней. Человек не может расслабиться, снижается иммунитет и появляется бессонница. Развиваются психосоматические заболевания, в виде сексуальных расстройств, женских заболеваний, расстройства пищеварения, повышенное артериальное давление, тахикардия, головные боли.
Сидоров П. Подчеркивает, что “главная причина СЭВ — психологическое переутомление, которое связано с возрастающими требованиями профессии и снижающимися внутренними ресурсами”.
СЭВ характерен для высокострессовых профессий таких как, профессия педагог. Эмоциональное (психическое) выгорание педагога может привести к тяжёлым последствиям: потеря здоровья и социальных связей, уход из профессии.
Очень важным направлением работы с педагогами является, сопровождение учебно-воспитательного процесса. Это связанно с переходом на ФГОС, поскольку введение любых инноваций для многих педагогов сопровождается стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Педагогам бывает трудно адаптироваться к условиям современного образования, особенно тем, кто имеет большой стаж работы. Новые требования к оформлению документации, открытые уроки, участие в конкурсах, ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность.
Эмоционально уравновешенный педагог, более доброжелателен в общении. Спокойный педагог способен сформировать и развивать УУД, используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально личностного подхода в обучении каждого ребенка, такой, педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности.
На сегодняшний день используется целый арсенал методов, помогающих преодолеть СЭВ. Самый эффективный способ снижения уровня СЭВ — профилактика. Базовой частью профилактики СЭВ является личностно-психологическая подготовка специалиста, имеется в виду практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости педагога.
Как предотвратить развитие СЭВ или остановить его на начальных стадиях?
Не впадайте в гнев, вспышка гнева не принесёт облегчения, а создаст неприятности. Сделайте паузу, нормализуйте дыхание, это поможет переосмыслить ситуацию. Не оставайтесь наедине со своими неприятностями. Расскажите рассудительному и доброжелательному человеку и почувствуете огромное облегчение. Важны не столько советы собеседника, сколько само участие. Умейте отвлечься от забот, старайтесь избавляться от гнёта тяжёлых мыслей. Будьте разумны и практичны, старайтесь видеть в окружающих достоинства и в общении опирайтесь на эти качества. Согласитесь: нельзя быть совершенством абсолютно во всём, некоторые люди постоянно боятся быть хуже других. Их усилия удовлетворить вашим требованиям ведут к болезненным переживаниям. Для чувства собственной удовлетворённости вполне достаточно выполнять свою работу добросовестно, не ниже оптимального уровня.
Практические психологи в работе с педагогами используют совокупность приемов, помогающих справиться с СЭВ. Психокоррекционная работа может осуществляться индивидуально и в группе.
В нашем дошкольном учреждении мною реализуется программа профилактики СЭВ и поддержка психического здоровья педагогов. Основой, является метод НЛП — «искусство и наука совершенствования личности» и релаксационные техники.
Нейролингвистическое программирование является действенным инструментом, который можно эффективно использовать в образовании. Особенно действенными, эти приемы и техники оказываются в групповой работе по развитию самосознания.
Данная разработка содержит в себе как известные методики, так и авторские наработки. Срок реализации программы соответствует одному учебному году. Занятия проводятся один раз в неделю по 15-20 минут.
Цель занятий: создать условия для профилактики СЭВ и поддержание психического здоровья педагогов.
Задачи:
• познакомить с приемами саморегуляции;
• актуализировать процесс самоанализа;
• снять эмоциональное напряжение;
• сформировать позитивное мышление.
Методы и приемы работы:
• Медитативные и релаксационные техники
• Метод рефлексии (обсуждение).
Вместо эпилога.
Однажды Учитель взял кувшин и наполнил его камнями.
– Полон ли кувшин? – спросил он у своих учеников.
– Конечно, – не задумываясь, ответили те.
Тогда Учитель насыпал поверх камней гальку, и она заняла свободное пространство в кувшине.
– А теперь полон ли кувшин? – спросил Учитель.
– Теперь-то уж наверняка, – не сомневаясь, ответили ученики.
Тогда Учитель насыпал в кувшин мелкий речной песок, и он занял пространство между камнями и галькой.
– А теперь полон ли кувшин? – спросил Учитель.
– Теперь, наверное, полон, – неуверенно сказали ученики.
И тогда Учитель взял стакан воды и налил его в кувшин.
– А теперь полон ли кувшин? – снова спросил Учитель.
– Ну, вроде как полон, – раздались нестройные голоса.
И тогда учитель добавил в кувшин пару ложек соли. Соль растворилась и заполнила кувшин…
– А теперь полон ли кувшин? – вопросил Учитель.
И тогда Учитель сказал:
– А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что кувшин – это ваша жизнь. Камни – это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, дети – все то, что необходимо, чтобы ваша жизнь все-таки оставалась полной даже если все остальное потеряется. Галька – это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок – это все остальное, мелочи.
Если сначала наполнить кувшин песком, не останется места, где могли бы разместиться галька и камни. И также в вашей жизни, если тратить все время и всю энергию на мелочи, не остается места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что действительно вам приносит счастье: играйте с детьми, уделяйте время супругу, встречайтесь с друзьями, заводите новые знакомства и дорожите тем, что имеете. Всегда будет еще время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное – это только песок.
Тогда один ученик поднял руку и спросил, какое значение имеют вода и соль…
– Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья – это вода. И всегда есть время, чтобы найти смысл вашей жизни – это соль.
Как бороться со стрессом Современный мир изменчив, сложен и полон ситуаций, которые приводят к тому, что стрессы становятся обыденностью в жизни каждого человека.
Полезное увлечение. Где-то в 80-х годах прошлого века медики и психологи начали связывать многие недомогания со стрессом. Заговорили о том, что неконтролируемый.
ВДОХновение. Инструменты работы с эмоциональным выгоранием
На Летней всероссийской выездной школе педагогов и директоров-2019 психологи поговорили с учителями и школьными руководителями об эмоциональных тонкостях работы в образовании. Корпорация «Российский учебник» проводила трансляции лекций, и сейчас их можно посмотреть на нашем YouTube-канале. На одной из лекций федеральный тренер Анастасия Хищенко разобрала актуальную проблему — эмоциональное выгорание: как его признать и преодолеть.
Эмоциональное выгорание в современной психологии
Многие люди сегодня так или иначе сталкиваются с эмоциональным выгоранием. Кто-то слышит об этой проблеме от знакомых, то есть является наблюдателем. Ну а кто-то становится непосредственным участником ситуации, потеряв страсть к работе и вкус к жизни. И хотя сейчас есть много источников информации об эмоциональном выгорании, оказавшись внутри проблемы бывает сложно признать ее и подобрать подходящую для себя методику.
Эмоциональное выгорание — это нарастающее эмоциональное истощение, для которого характерны чувство бессмысленности, отвращение к деятельности и коммуникации и другие негативные явления. Психологическое осложнение часто перерастает в физическое и выражается в постоянной усталости (из-за которой уже действительно невозможно работать), в психосоматических заболеваниях. Термин ввел в науку американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году — так появилось лаконичное объяснение, что происходит с людьми, работа которых связана с большой ответственностью, постоянным общением и сопереживанием.
Психологи К. Маслач и С. Джексон выделили три вида выгорания:
Есть ли «плюсы» в эмоциональном выгорании? С позитивной точки зрения можно сказать: так человек приходит к осознанию, что находится не на своем месте. Однако от эмоциональной усталости не застрахованы и те, кто занимается «своим» делом.
Работа с выгоранием — это важный навык в современном мире. Человек может сменить работу, окружение, но снова столкнуться с той же проблемой. Почему? Потому что не изменился сам, не разобрался с внутренними противоречиями. Душевная апатия идет рука об руку с депрессией, и задача диагностики понять, в чем настоящая причина выгорания и как действовать дальше. Может, требуется основательная психологическая помощь, а, может, просто пора в отпуск.
Причины выгорания
Распространенные внешние факторы в работе педагога
Распространенные личные факторы в работе педагога
Отдельно стоит сказать про идеализм, а, точнее, про внутреннего критика, который мешает радоваться успехам и постоянно ищет недостатки. Данное явление характерно для ответственных идейных людей, которые любят свою работу — то есть, для многих учителей. Повышенные требования к себе быстро приводят к редукции достижений. Для борьбы с этим обратимся к опыту бизнеса.
Сегодня набирает популярность понятие MVP (minimum viable product) — минимально жизнеспособный продукт. В условиях беспрерывной гонки, компаниям нужно постоянно представлять что-то новое, нет времени каждый раз собирать команду, придумывать логотип и т.д. Бывает так, что необходимо быстро выпустить продукт, который удовлетворит хотя бы минимальные запросы потребителей — и это принесет больше пользы, чем затянутая или сверхурочная работа над проектом. Совет идеалистам: задумайтесь, что в вашей работе можно низвести до формата MVP?
Как вернуть интерес к жизни и профессии?
Приведем 16 простых методик:
Рассмотрим подробнее последний пункт. Речь в нем идет об определении своей миссии. Работа учителя часто сопряжена с нетворческими, «маленькими» делами — составлением отчетом, проверкой тетрадей и т.д. Случаются и настоящие катаклизмы: проведение экзаменов, кадровые перестановки. Миссия — это то, что помогает пережить шторм и не потеряться в рутине. Человек, понимающий глобальный смысл своей работы, делает ее гораздо эффективнее.
Вот три действия, которые помогут определить свою миссию и просто поднимут настроение.
Теперь остается только объединить написанное в следующую форму:
Благодаря моим ___________ и ___________, я буду ______________________, для того, чтобы ________________________.
Например: Благодаря креативности и оптимизму, я буду помогать другим раскрывать свой потенциал, для того, чтобы люди стали счастливыми и реализованными, а мир добрым, открытым и интересным.
Если вы обнаружили у себя эмоциональное выгорание — это не значит, что с вами «что-то не так», что вы хуже своих коллег. От этой проблемы страдают многие. Главное вовремя заметить ее и вступить борьбу с ней.
Эмоциональное выгорание и его профилактика
«Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда»
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).
В конечном итоге резко ухудшается качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой.
Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.
Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.
Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми — у врачей, психологов, педагогов, людей, чья профессия относится к «помогающему» типу профессий, работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т.д.
По наблюдениям психотерапевтов, эмоциональному выгоранию особенно подвержены интроверты. Людям с таким психотипом рекомендуется тщательно дозировать уровень общения, избегать излишнего воздействия текущих новостей и принимать другие меры, ограничивающие нагрузку на эмоциональную сферу.
При эмоциональном выгорании отмечается три фазы стресса:
2) резистенция, то есть сопротивление,- человек пытается более или менее оградить себя от неприятных впечатлений;
Рассматривая противодействие синдрому выгорания в контексте субъектно-личностного подхода, важно, чтобы у человека была активная позиция и заинтересованность в саморазвитии и самоуправлении. Высокая мотивация, своевременное позитивное подкрепление (как внешнее, так и внутреннее) помогают наиболее эффективно овладеть техниками и приемами саморазвития, укрепить ресурсы преодоления синдрома выгорания.
Помощь «выгорающему» человеку может быть оказана не только специалистом. Возможно помочь самому себе. Однако системная помощь будет намного эффективнее. Она включает в себя самопомощь (подробнее будет описана ниже), оптимизация гигиенических и мотивационных условий труда, а также организационной культуры, и, конечно же, оказание специализированной профессиональной помощи консультирующих психологов, социально-психологической, морально-психологической, профилактико-реабилитационной, деловой и др.
Для того, чтобы помочь самому себе, необходимо
В случае недостаточности самопомощи требуется профессиональная консультативная или коррекционная помощь специалистов, владеющих методами стресс-менеджмента.
Основные направления профилактики
1. Забота о себе, снижение уровня стресса: здоровый образ жизни. Общение. Положительные эмоции, своевременное переключение от «рабочих переживаний».
2. Позитивное мышление: умение радоваться жизни, управлять негативными эмоциями, находить позитив в любых жизненных событиях.
3. Повышение уровня профессионального мастерства.
— Сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка, приготовить что-то вкусное, сходить в театр и многое другое- естественные способы регуляции.
Дыхательная гимнастика— закрыв глаза дышите медленно и глубоко. Сделать вдох и на секунд 10 задержать дыхание. Выдох не торопясь, расслабиться. Повторить пять-шесть раз. Обхватить себя руками, медленно раскрывая руки, сделать глубокий вдох, на 2-3 секунды задержать дыхание и вновь охватить себя руками, произвести медленный выдох. Сделать 5-7 раз.
Глубоко вдохнуть и выдохнуть, расправить плечи, представить, что за спиной крылья. Почувствовать, как вас наполняет свет. Подумать, как прекрасен мир, ощутить легкость внутри себя.
Музыка – при переутомлении и нервном раздражении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
— при меланхолическом настроении- ода Бетховена «К радости», Шуберта «Аве Мария»;
— при раздражительности – «Сентиментальный вальс» Чайковского;
— расслабляющее действие- Сен-Санс «Лебедь», Чайковский «Баркарола»;
— тонизирующее действие – «Чардаш» Кальмана, «Шербурские зонтики» Леграна;
Кроме указанного, рекомендуется использовать приемы звуковой гимнастики, аромотерапии.
Материал подготовлен зав. отделом ГО и В Стром Ф.К. с использованием информации Центра медицинской профилактики и реабилитации МЗ Калининградской области и сети Internet.
Синдром эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Может характеризоваться нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью к соматическим заболеваниям, употреблению алкоголя или других психоактивных веществ, суицидальному поведению.
Развитие данного синдрома характерно, в первую очередь, для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Также предрасполагает к выгоранию работа с «тяжелыми» клиентами (геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные, суицидальные больные, пациенты с зависимостями.
СЭВ рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте.
Анкета
Фазы развития СЭВ (по Селье).
Метастазы «выгорания» проникают в систему ценностей личности. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.
Профилактика и лечение синдрома выгорания.
То, что защищает от развития СЭВ, может быть использовано и при терапии уже развившегося синдрома.
Здесь можно выделить два аспекта: индивидуальная защита и организационный подход.
Рассмотрим качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания.
Во первых, это следующие индивидуально-личностные особенности человека:
Во-вторых, выгорания избегают люди, имеющие, опыт успешного преодоления профессионального стресса; способные конструктивно меняться в напряженных условиях.
В-третьих, важной отличительной чертой людей, не подверженных СЭВ, является способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. В завершении краткого обзора индивидуальных средств защиты хочется сказать, что «Бессердечье к себе – это тоже увечье».
Будьте внимательны к себе. При первых проявлениях СЭВ начинайте действовать: отдохните, встретьтесь с друзьями, смените обстановку, откройте в себе творческие способности. Если подручные средства не помогают, ищите помощи. Это может быть посещение тренингов (от тренинга личностного роста до тренинга креативности), индивидуальная или групповая работа с психотерапевтом. Помните, СЭВ самостоятельно не уйдёт, необходимо предпринимать шаги для своей защиты. Если чувствуете, что не можете справиться с проблемой сами, не затягивайте поход к специалисту.