Как называется инструмент работы сэв

Синдром эмоционального выгорания: причины и способы лечения

Как называется инструмент работы сэв. vygoranie. Как называется инструмент работы сэв фото. Как называется инструмент работы сэв-vygoranie. картинка Как называется инструмент работы сэв. картинка vygoranie

Солнце светит не так, ноги на работу не идут, хобби тоже не приносит радости. Весь день вы чувствуете изматывающую усталость, вам тяжело двигаться, у вас абсолютное безразличие ко всему. Это синдром эмоционального выгорания (СЭВ). С ним ежедневно сталкиваются десятки тысяч человек по всему миру.

Опасность СЭВ в том, что человек не считает его серьезной болезнью. Он думает, что просто немного устал из-за перегрузок на работе. Стоит собрать волю в кулак, и откроется второе дыхание. Увы, с каждым днем ему становится только хуже.

Как распознать синдром эмоционального выгорания?

Вам пора бить тревогу, если:

Как называется инструмент работы сэв. golovnaya bol. Как называется инструмент работы сэв фото. Как называется инструмент работы сэв-golovnaya bol. картинка Как называется инструмент работы сэв. картинка golovnaya bol

Категории людей, которые больше других рискуют столкнуться с СЭВ

Этапы СЭВ

На первом этапе эмоциональное выгорание распознать сложно. Человек начинает быстрее уставать, в какой-то момент взбодриться не помогает даже кофе. Согласитесь, что каждый из нас хотя бы раз в жизни оказывался в таком состоянии. Ему находятся десятки объяснений: давно не был в отпуске, весенний авитаминоз, осенняя депрессия, хронический недосып.

Как называется инструмент работы сэв. ustalost. Как называется инструмент работы сэв фото. Как называется инструмент работы сэв-ustalost. картинка Как называется инструмент работы сэв. картинка ustalost

Поэтому эмоциональное выгорание остается не вылеченным и плавно переходит на вторую стадию. У человека возникает апатия, начинается бессонница.

Третья стадия СЭВ уже имеет симптомы, которые трудно пропустить: раздражительность, слезливость, желание уйти как можно дальше от людей, ощущение загнанности в угол.

Если вовремя не остановиться, идет обострение многих хронических заболеваний, организм быстрее подхватывает простуду. Это уже четвертая стадия.

Наконец, на пятой человек понимает, что не может больше работать. Психическое и физическое состояние становится настолько тяжелым, что можно потерять работу и оказаться на больничной койке.

Методы лечения выгорания

Первое, о чем стоит подумать, – это о прогулках на свежем воздухе. Врачи рекомендуют проводить на улице не менее полутора часов в день. При этом речь не идет об отдыхе на лавочке. Необходимо давать нагрузку организму: умеренная ходьба, пробежки, езда на велосипеде и так далее. Два раза в неделю рекомендуется давать организму более серьезную физическую нагрузку: тренироваться в спортзале, ходить в бассейн.

Обязательно соблюдайте режим сна. Сейчас модным стало рассуждать о «совах» и «жаворонках», проходить всевозможные тесты и высчитывать, кому в какое время нужно ложиться спать. Но, как показывает практика, идеально, если человек засыпает с девяти до десяти вечера. Более позднее время ухудшает качество сна, поэтому к утру человек чувствует себя не отдохнувшим, а измотанным.

Обратите внимание на то, что находится у вас в холодильнике. Скажите «нет» газировке, компотам и сокам. Пейте как можно больше обычной воды. Именно она выводит из организма токсины и питает мозг. Постепенно приучите себя к тому, что раз в два часа нужно выпивать стакан воды. Введите в рацион как можно больше овощей. Они укрепляют защиту организма, помогают справляться с депрессивным состоянием осенью и зимой.

А теперь самый важный момент – психологические способы лечения СЭВ:

Профилактика СЭВ

Вы уже справились с эмоциональным выгоранием и вернулись к прежней полноценной жизни? Теперь необходимо предостеречь себя от повторного СЭВ. Для этого нужно:

Наконец, самое главное. Для того, чтобы избежать эмоционального выгорания (а если уж случилось им заболеть, то быстро выздороветь), научитесь возводить воображаемые барьеры между собой и излишне эмоциональными людьми. Представьте, что между вами и неприятным человеком находится зеркало. В нем оппонент видит свое лицо, его отрицательные эмоции возвращаются к нему. Вы же надежно защищены от его провокаций. Такая методика позволит вам абстрагироваться от стрессов и воспринимать жизнь проще.

Источник

Профилактика СЭВ и поддержание психического здоровья педагогов с помощью НЛП

Называют две формы стресса: продуктивный (эустресс) позволяет справиться с затруднением и накопить полезный опыт по преодолению сходных ситуаций. Деструктивный (дистресс) источник неприятных переживаний и болезней. Дистресс необходимо предотвращать или лечить.

Если стрессы становятся слишком частыми и очень сильными, то психика и организм человека начинают защищаться.

Выгорание очень быстро распространяется. Человек, становится циником, негативистом и пессимистом. Профессор К. Чернисс в своей статье говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе. Профессиональное выгорание провоцируется внешними и внутренними факторами.

Внешние факторы — высокая эмоциональная загруженность, неблагополучная психологическая атмосфера. Нервозная обстановка побуждает одних людей растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии психических ресурсов. Человек с крепкими нервами будет держаться от всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь «нервы» т. е. склоняться к тактике эмоционального выгорания.

Выделяют три стадии СЭВ.

2. Усталость, сменяется разочарованием, снижением интереса к работе. Формируется сопротивление нарастающему стрессу — фаза резистенции. Человек в ходе рабочих контактов за счет выборочного реагирования на запросы других людей ограничивает эмоциональную отдачу. Общение становится формальным, отстраненным. Коллеги воспринимаются негативно, должностные обязанности выполняются в зависимости от настроения. Перерывы в работе становятся длиннее, начало работы немного позже, а конец работы «пораньше».

3. Фаза истощения— падение общего энергетического тонуса организма, главная отличительная черта. Отрицательные эмоции, преобладают над положительными, эмоциональная составляющая исключается из профессионального общения. Защитная реакция организма выражается в виде болезней. Человек не может расслабиться, снижается иммунитет и появляется бессонница. Развиваются психосоматические заболевания, в виде сексуальных расстройств, женских заболеваний, расстройства пищеварения, повышенное артериальное давление, тахикардия, головные боли.

Сидоров П. Подчеркивает, что “главная причина СЭВ — психологическое переутомление, которое связано с возрастающими требованиями профессии и снижающимися внутренними ресурсами”.

СЭВ характерен для высокострессовых профессий таких как, профессия педагог. Эмоциональное (психическое) выгорание педагога может привести к тяжёлым последствиям: потеря здоровья и социальных связей, уход из профессии.

Очень важным направлением работы с педагогами является, сопровождение учебно-воспитательного процесса. Это связанно с переходом на ФГОС, поскольку введение любых инноваций для многих педагогов сопровождается стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Педагогам бывает трудно адаптироваться к условиям современного образования, особенно тем, кто имеет большой стаж работы. Новые требования к оформлению документации, открытые уроки, участие в конкурсах, ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность.

Эмоционально уравновешенный педагог, более доброжелателен в общении. Спокойный педагог способен сформировать и развивать УУД, используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально личностного подхода в обучении каждого ребенка, такой, педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности.

На сегодняшний день используется целый арсенал методов, помогающих преодолеть СЭВ. Самый эффективный способ снижения уровня СЭВ — профилактика. Базовой частью профилактики СЭВ является личностно-психологическая подготовка специалиста, имеется в виду практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости педагога.

Как предотвратить развитие СЭВ или остановить его на начальных стадиях?

Не впадайте в гнев, вспышка гнева не принесёт облегчения, а создаст неприятности. Сделайте паузу, нормализуйте дыхание, это поможет переосмыслить ситуацию. Не оставайтесь наедине со своими неприятностями. Расскажите рассудительному и доброжелательному человеку и почувствуете огромное облегчение. Важны не столько советы собеседника, сколько само участие. Умейте отвлечься от забот, старайтесь избавляться от гнёта тяжёлых мыслей. Будьте разумны и практичны, старайтесь видеть в окружающих достоинства и в общении опирайтесь на эти качества. Согласитесь: нельзя быть совершенством абсолютно во всём, некоторые люди постоянно боятся быть хуже других. Их усилия удовлетворить вашим требованиям ведут к болезненным переживаниям. Для чувства собственной удовлетворённости вполне достаточно выполнять свою работу добросовестно, не ниже оптимального уровня.

Практические психологи в работе с педагогами используют совокупность приемов, помогающих справиться с СЭВ. Психокоррекционная работа может осуществляться индивидуально и в группе.

В нашем дошкольном учреждении мною реализуется программа профилактики СЭВ и поддержка психического здоровья педагогов. Основой, является метод НЛП — «искусство и наука совершенствования личности» и релаксационные техники.

Нейролингвистическое программирование является действенным инструментом, который можно эффективно использовать в образовании. Особенно действенными, эти приемы и техники оказываются в групповой работе по развитию самосознания.

Данная разработка содержит в себе как известные методики, так и авторские наработки. Срок реализации программы соответствует одному учебному году. Занятия проводятся один раз в неделю по 15-20 минут.

Цель занятий: создать условия для профилактики СЭВ и поддержание психического здоровья педагогов.

Задачи:

• познакомить с приемами саморегуляции;

• актуализировать процесс самоанализа;

• снять эмоциональное напряжение;

• сформировать позитивное мышление.

Методы и приемы работы:

• Медитативные и релаксационные техники

• Метод рефлексии (обсуждение).

Вместо эпилога.

Однажды Учитель взял кувшин и наполнил его камнями.

– Полон ли кувшин? – спросил он у своих учеников.

– Конечно, – не задумываясь, ответили те.

Тогда Учитель насыпал поверх камней гальку, и она заняла свободное пространство в кувшине.

– А теперь полон ли кувшин? – спросил Учитель.

– Теперь-то уж наверняка, – не сомневаясь, ответили ученики.

Тогда Учитель насыпал в кувшин мелкий речной песок, и он занял пространство между камнями и галькой.

– А теперь полон ли кувшин? – спросил Учитель.

– Теперь, наверное, полон, – неуверенно сказали ученики.

И тогда Учитель взял стакан воды и налил его в кувшин.

– А теперь полон ли кувшин? – снова спросил Учитель.

– Ну, вроде как полон, – раздались нестройные голоса.

И тогда учитель добавил в кувшин пару ложек соли. Соль растворилась и заполнила кувшин…

– А теперь полон ли кувшин? – вопросил Учитель.

И тогда Учитель сказал:

– А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что кувшин – это ваша жизнь. Камни – это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, дети – все то, что необходимо, чтобы ваша жизнь все-таки оставалась полной даже если все остальное потеряется. Галька – это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок – это все остальное, мелочи.

Если сначала наполнить кувшин песком, не останется места, где могли бы разместиться галька и камни. И также в вашей жизни, если тратить все время и всю энергию на мелочи, не остается места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что действительно вам приносит счастье: играйте с детьми, уделяйте время супругу, встречайтесь с друзьями, заводите новые знакомства и дорожите тем, что имеете. Всегда будет еще время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное – это только песок.

Тогда один ученик поднял руку и спросил, какое значение имеют вода и соль…

– Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья – это вода. И всегда есть время, чтобы найти смысл вашей жизни – это соль.

Как бороться со стрессом Современный мир изменчив, сложен и полон ситуаций, которые приводят к тому, что стрессы становятся обыденностью в жизни каждого человека.

Как называется инструмент работы сэв. 5b2ea57aec35e45459629ed8e5a70c0c.jpg. Как называется инструмент работы сэв фото. Как называется инструмент работы сэв-5b2ea57aec35e45459629ed8e5a70c0c.jpg. картинка Как называется инструмент работы сэв. картинка 5b2ea57aec35e45459629ed8e5a70c0c.jpgПолезное увлечение. Где-то в 80-х годах прошлого века медики и психологи начали связывать многие недомогания со стрессом. Заговорили о том, что неконтролируемый.

Источник

ВДОХновение. Инструменты работы с эмоциональным выгоранием

На Летней всероссийской выездной школе педагогов и директоров-2019 психологи поговорили с учителями и школьными руководителями об эмоциональных тонкостях работы в образовании. Корпорация «Российский учебник» проводила трансляции лекций, и сейчас их можно посмотреть на нашем YouTube-канале. На одной из лекций федеральный тренер Анастасия Хищенко разобрала актуальную проблему — эмоциональное выгорание: как его признать и преодолеть.

Эмоциональное выгорание в современной психологии

Многие люди сегодня так или иначе сталкиваются с эмоциональным выгоранием. Кто-то слышит об этой проблеме от знакомых, то есть является наблюдателем. Ну а кто-то становится непосредственным участником ситуации, потеряв страсть к работе и вкус к жизни. И хотя сейчас есть много источников информации об эмоциональном выгорании, оказавшись внутри проблемы бывает сложно признать ее и подобрать подходящую для себя методику.

Эмоциональное выгорание — это нарастающее эмоциональное истощение, для которого характерны чувство бессмысленности, отвращение к деятельности и коммуникации и другие негативные явления. Психологическое осложнение часто перерастает в физическое и выражается в постоянной усталости (из-за которой уже действительно невозможно работать), в психосоматических заболеваниях. Термин ввел в науку американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году — так появилось лаконичное объяснение, что происходит с людьми, работа которых связана с большой ответственностью, постоянным общением и сопереживанием.

Психологи К. Маслач и С. Джексон выделили три вида выгорания:

Есть ли «плюсы» в эмоциональном выгорании? С позитивной точки зрения можно сказать: так человек приходит к осознанию, что находится не на своем месте. Однако от эмоциональной усталости не застрахованы и те, кто занимается «своим» делом.

Работа с выгоранием — это важный навык в современном мире. Человек может сменить работу, окружение, но снова столкнуться с той же проблемой. Почему? Потому что не изменился сам, не разобрался с внутренними противоречиями. Душевная апатия идет рука об руку с депрессией, и задача диагностики понять, в чем настоящая причина выгорания и как действовать дальше. Может, требуется основательная психологическая помощь, а, может, просто пора в отпуск.

Причины выгорания

Распространенные внешние факторы в работе педагога

Распространенные личные факторы в работе педагога

Отдельно стоит сказать про идеализм, а, точнее, про внутреннего критика, который мешает радоваться успехам и постоянно ищет недостатки. Данное явление характерно для ответственных идейных людей, которые любят свою работу — то есть, для многих учителей. Повышенные требования к себе быстро приводят к редукции достижений. Для борьбы с этим обратимся к опыту бизнеса.

Сегодня набирает популярность понятие MVP (minimum viable product) — минимально жизнеспособный продукт. В условиях беспрерывной гонки, компаниям нужно постоянно представлять что-то новое, нет времени каждый раз собирать команду, придумывать логотип и т.д. Бывает так, что необходимо быстро выпустить продукт, который удовлетворит хотя бы минимальные запросы потребителей — и это принесет больше пользы, чем затянутая или сверхурочная работа над проектом. Совет идеалистам: задумайтесь, что в вашей работе можно низвести до формата MVP?

Как вернуть интерес к жизни и профессии?

Приведем 16 простых методик:

Рассмотрим подробнее последний пункт. Речь в нем идет об определении своей миссии. Работа учителя часто сопряжена с нетворческими, «маленькими» делами — составлением отчетом, проверкой тетрадей и т.д. Случаются и настоящие катаклизмы: проведение экзаменов, кадровые перестановки. Миссия — это то, что помогает пережить шторм и не потеряться в рутине. Человек, понимающий глобальный смысл своей работы, делает ее гораздо эффективнее.

Вот три действия, которые помогут определить свою миссию и просто поднимут настроение.

Теперь остается только объединить написанное в следующую форму:

Благодаря моим ___________ и ___________, я буду ______________________, для того, чтобы ________________________.

Например: Благодаря креативности и оптимизму, я буду помогать другим раскрывать свой потенциал, для того, чтобы люди стали счастливыми и реализованными, а мир добрым, открытым и интересным.

Если вы обнаружили у себя эмоциональное выгорание — это не значит, что с вами «что-то не так», что вы хуже своих коллег. От этой проблемы страдают многие. Главное вовремя заметить ее и вступить борьбу с ней.

Источник

Эмоциональное выгорание и его профилактика

«Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда»

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).

В конечном итоге резко ухудшается качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой.

Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.

Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.

Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми — у врачей, психологов, педагогов, людей, чья профессия относится к «помогающему» типу профессий, работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т.д.

По наблюдениям психотерапевтов, эмоциональному выгоранию особенно подвержены интроверты. Людям с таким психотипом рекомендуется тщательно дозировать уровень общения, избегать излишнего воздействия текущих новостей и принимать другие меры, ограничивающие нагрузку на эмоциональную сферу.

При эмоциональном выгорании отмечается три фазы стресса:

2) резистенция, то есть сопротивление,- человек пытается более или менее оградить себя от неприятных впечатлений;

Рассматривая противодействие синдрому выгорания в контексте субъектно-личностного подхода, важно, чтобы у человека была активная позиция и заинтересованность в саморазвитии и самоуправлении. Высокая мотивация, своевременное позитивное подкрепление (как внешнее, так и внутреннее) помогают наиболее эффективно овладеть техниками и приемами саморазвития, укрепить ресурсы преодоления синдрома выгорания.

Помощь «выгорающему» человеку может быть оказана не только специалистом. Возможно помочь самому себе. Однако системная помощь будет намного эффективнее. Она включает в себя самопомощь (подробнее будет описана ниже), оптимизация гигиенических и мотивационных условий труда, а также организационной культуры, и, конечно же, оказание специализированной профессиональной помощи консультирующих психологов, социально-психологической, морально-психологической, профилактико-реабилитационной, деловой и др.

Для того, чтобы помочь самому себе, необходимо

В случае недостаточности самопомощи требуется профессиональная консультативная или коррекционная помощь специалистов, владеющих методами стресс-менеджмента.

Основные направления профилактики

1. Забота о себе, снижение уровня стресса: здоровый образ жизни. Общение. Положительные эмоции, своевременное переключение от «рабочих переживаний».

2. Позитивное мышление: умение радоваться жизни, управлять негативными эмоциями, находить позитив в любых жизненных событиях.

3. Повышение уровня профессионального мастерства.

— Сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка, приготовить что-то вкусное, сходить в театр и многое другое- естественные способы регуляции.

Дыхательная гимнастика— закрыв глаза дышите медленно и глубоко. Сделать вдох и на секунд 10 задержать дыхание. Выдох не торопясь, расслабиться. Повторить пять-шесть раз. Обхватить себя руками, медленно раскрывая руки, сделать глубокий вдох, на 2-3 секунды задержать дыхание и вновь охватить себя руками, произвести медленный выдох. Сделать 5-7 раз.

Глубоко вдохнуть и выдохнуть, расправить плечи, представить, что за спиной крылья. Почувствовать, как вас наполняет свет. Подумать, как прекрасен мир, ощутить легкость внутри себя.

Музыка – при переутомлении и нервном раздражении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;

— при меланхолическом настроении- ода Бетховена «К радости», Шуберта «Аве Мария»;

— при раздражительности – «Сентиментальный вальс» Чайковского;

— расслабляющее действие- Сен-Санс «Лебедь», Чайковский «Баркарола»;

— тонизирующее действие – «Чардаш» Кальмана, «Шербурские зонтики» Леграна;

Кроме указанного, рекомендуется использовать приемы звуковой гимнастики, аромотерапии.

Материал подготовлен зав. отделом ГО и В Стром Ф.К. с использованием информации Центра медицинской профилактики и реабилитации МЗ Калининградской области и сети Internet.

Источник

Синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Может характеризоваться нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью к соматическим заболеваниям, употреблению алкоголя или других психоактивных веществ, суицидальному поведению.

Развитие данного синдрома характерно, в первую очередь, для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Также предрасполагает к выгоранию работа с «тяжелыми» клиентами (геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные, суицидальные больные, пациенты с зависимостями.

СЭВ рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте.

Анкета

Фазы развития СЭВ (по Селье).

Метастазы «выгорания» проникают в систему ценностей личности. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

Профилактика и лечение синдрома выгорания.

То, что защищает от развития СЭВ, может быть использовано и при терапии уже развившегося синдрома.

Здесь можно выделить два аспекта: индивидуальная защита и организационный подход.

Рассмотрим качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания.

Во первых, это следующие индивидуально-личностные особенности человека:

Во-вторых, выгорания избегают люди, имеющие, опыт успешного преодоления профессионального стресса; способные конструктивно меняться в напряженных условиях.

В-третьих, важной отличительной чертой людей, не подверженных СЭВ, является способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. В завершении краткого обзора индивидуальных средств защиты хочется сказать, что «Бессердечье к себе – это тоже увечье».

Будьте внимательны к себе. При первых проявлениях СЭВ начинайте действовать: отдохните, встретьтесь с друзьями, смените обстановку, откройте в себе творческие способности. Если подручные средства не помогают, ищите помощи. Это может быть посещение тренингов (от тренинга личностного роста до тренинга креативности), индивидуальная или групповая работа с психотерапевтом. Помните, СЭВ самостоятельно не уйдёт, необходимо предпринимать шаги для своей защиты. Если чувствуете, что не можете справиться с проблемой сами, не затягивайте поход к специалисту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *