Как называется кпп на руле
Что такое подрулевые лепестки: устройство и принцип работы
Идея разместить рычаги переключения передач на руле серийного автомобиля пришла из автоспорта. В конце 80-х годов прошлого века гоночные болиды Формула-1 начали оснащать электромеханическими системами переключения передач. Первой формульной командой, выпустившей из паддока болид с лепестками, стала Ferrari. С тех пор лепестки закрепились в конструкции гоночных автомобилей. Со временем они появились и на гражданских авто.
Распространению лепестков предшествовало и появление системы типа Tiptronic.
Эта дополнительная опция автоматической коробки передач позволяет водителю изменять передаточные числа по своему усмотрению. Момент переключения выбирает водитель, а реализацией занимается Tiptronic. Селектор АКПП оснащенных Tiptronic имеет дополнительную колею, куда можно переместить рычаг, тем самым активируя ручное переключение передач. Такие коробки появились в 1990 году на 911-ой модели Porsche.
Устройство и принцип работы
По сути, такие лепестки – это два пластиковых рычага, нажимая на которые можно менять передачи. Размещаются они на рулевой колонке, что очень удобно как для водителя, так и для пассажира.
Преимущества подрулевых лепестков можно прочувствовать и при динамичном движении, к примеру, когда необходимо ускориться для обгона. В этом случае «автомат» будет переключать передачи в обычном режиме, а использование лепестков позволит раскручивать двигатель, меняя передачу на пике его мощности, что повысить интенсивность ускорения.
Учитывая, насколько часто происходят ДТП именно при обгоне, подрулевые лепестки действительно кажутся глотком свежего воздуха для автомобилиста.
Нажатие на рычаг передает сигнал блоку управления, который активирует соленоиды автоматической коробки и происходит смена передаточного числа. Водитель выбирает только момент переключения, а сам процесс изменения передачи осуществляется электроприводами под управлением компьютера. Отсутствие приводов непосредственно к лепесткам позволяет разместить их где угодно, но самое удобное расположение – именно подрулевое.
Существуют и вариации подобных систем:
Автомобили Mazda 6-ой серии оснащают рулевое колесо не только двумя лепестками, но и рычагами понижения передачи с каждой стороны. Делается это для того, чтобы водитель мог и повысить и понизить передачу, используя только одну руку.
Активация режима ручного переключения в разных конструкциях может осуществляться нажатием на лепестки, либо выбором данного режима на основном селекторе. Если подрулевые лепестки не используются водителем в течение определенного времени, то некоторые системы могут автоматически переводит коробку в режим автоматического переключения.
Подрулевые лепестки для МКПП
До недавнего времени, при упоминании подрулевых лепестков не приходилось думать о каком типе коробки передач идет речь. Однако инженеры американской компании Master Shift изменили правила игры. На тюнинг-шоу SEMA в Лас-Вегасе, в 2012 году была представлена система, которая позволяет заменить ручную коробку передач, на трансмиссию с электронными подрулевыми лепестками. Машина при этом остается с тремя педалями, но привычный рычаг МКПП не используется. Суть изобретения в том, что блок привода соединяется с коробкой через переходники. Под педалью сцепления устанавливается датчик, который фиксирует момент размыкания дисков сцепления. Щелчком лепестка выбирается нужная передача, затем электроника ждет нажатия на сцепление, и как только осуществляется разъединение дисков, электропривод подводит нужную ступень и водитель смыкает диски, отпуская педаль.
Разработчиками предусмотрены особые системы, которые блокируют электропривод при выборе передачи заднего хода при движении вперед со скоростью свыше 1,6 км/ч.
Вполне возможно, что вскоре автомобили с подобной системой переключения передач выйдут в серийное производство.
Полезно? Лайкаем и делимся со своими подписчиками!
Селектор КПП на руле. Эргономика на уровне Бог!
Ни для кого не секрет, что вместо традиционной ручки АКПП, расположенной справа внизу, Мерседес-Бенц использует подрулевой переключатель.
Как человек, который долгое время попеременно ездил на двух машинах с переключателем «по старинке» и с переключателем на руле, ответственно заявляю: рычаг на руле во сто крат удобнее!
Одним из самых распространëнных заблуждений является то, что с непривычки непременно будешь вместо передачи включать поворотник и наоборот. Но опасения не подтверждаются на практике. Потому что рычаг с поворотником как был под левую руку, так ей и остался. А переключатель АКПП — справа, просто переместился снизу на руль.
Следующее заблуждение связано с тем, что переключать рычаг может быть неудобно. Возможно, это связано со сценами из старых американских фильмов, где герои брутально хватали рычаг всей пятернëй, чтобы включить передачу.
Нет, у Мерса рычаг переключается одним пальцем.
— И задеть его случайно во время движения у вас не получится)
— И даже если попытаться специально переключить АКПП во время движения, то автокатастрофы не произойдёт))
Кто-то говорит, что ему нравится держаться за ручку КПП. Не знаю, может правда есть такая привычка у водителей с большим стажем на механике. Но зачем постоянно держать руку на рычаге АКПП и рулить одной рукой? Да и водителей, которые водили механику исключительно в автошколе всë больше. Моë личное мнение, что ручную коробку давно пора оставить для автоспорта и бездорожья. А гражданские автомобили делать исключительно на автомате.
Зато польза от такого расположения сразу двойная: во-первых, теперь стало удобнее разворачиваться «на носовом платке» когда нужно несколько раз переключить передачу с драйва на задних ход и обратно. Во-вторых, освобождается место на консоли для вместительного ящика, подстаканников, и кнопочек.
Рано или поздно к такой компоновке придут все. Даже самые упрямые. А пока остается аплодировать Мерседесу за смелость, и наслаждаться эргономикой.
Все странные способы переключения автоматической коробки передач
Топ необычных решений по управлению автоматической трансмиссией
На протяжении многих десятилетий ручки переключения коробок передач, как правило, предлагались в автомобилях только в нескольких вариантах. Причем ручка переключения механической коробки, по логике работы, была практически одинаковая в большинстве автомобилей. Ручка же переключения автоматической трансмиссии также, как правило, представляла собой обычный рычаг, который устанавливался либо в том же месте, где обычно находятся ручки МКПП, либо располагался на рулевой колонке. Но сегодня все изменилось. За короткое время автопроизводители предложили множество новых вариантов переключения автоматической коробки. Мы собрали для вас самые странные, необычные и футуристические ручки коробки передач, которые изменили наше представление о классических способах переключения трансмиссий.
Вы, наверное, знаете, что обычно механические коробки передач переключаются по H-схеме. То есть ручка переключения МКПП движется по траектории, напоминающей латинскую букву H.
В автомобилях с автоматической коробкой передач долгое время коробка оснащалась классической ручкой, которая двигалась либо взад-вперед, либо сверху вниз по зигзагообразной линии. Как правило, классическая ручка АКПП, перемещаясь вверх-вниз, включает следующие режимы: P (паркинг), R (задняя скорость), N (нейтральная передача), D (драйв). Также в некоторых автомобилях есть еще режим L (пониженная передача).
Да, в каких-то автомобилях логика переключения передач классической АКПП может быть немного другой, как и порядок расположения автоматических передач. Но в целом долгое время большинство автомобилей имели примерно одинаковую технологию управления АКПП.
Теперь же, с приходом в автопромышленность прорывных электронных технологий, автодизайнеры и конструкторы могут свободно экспериментировать и пробовать оснащать свои новые автомобили необычными системами переключения АКПП.
Хотя стоит отметить, что, несмотря на удивительные возможности в современном автомире, которые позволяют автопроизводителям создавать сложные способы переключения трансмиссий, механические коробки передач практически не претерпели каких-то изменений в этом направлении. Посмотрите на современные авто и вы увидите те же классические ручки переключения МКПП, которые были и 20, и 30, и даже 40 лет назад.
Чего не скажешь о современных автомобилях, оснащенных АКПП. Вот самые инновационные и необычные способы переключения автоматической трансмиссии в современных автомобилях.
Переключение АКПП с помощью кнопок
Начнем мы с не самой революционной технологии переключения автоматической коробки передач. Речь идет о переключении АКПП с помощью обычных кнопок. Это не новая идея. Данная технология появилась еще в 1950-е годы прошлого века, когда компания Chrysler стала оснащать некоторые свои модели кнопками, с помощью которых можно было управлять АКПП. Затем компания Edsel (дочерняя структура компании Ford) даже оснастила свои автомобили кнопками переключения автоматической коробки на рулевой колонке.
Вот тогда это действительно была революция. Но в те годы технологии в автопромышленности были не так развиты, как сегодня, а кнопки переключения АКПП быстро вышли из моды из-за ненадежности и различных проблем, возникающих у автолюбителей в процессе эксплуатации автомобилей.
Но сегодня эта технология вернулась в автомир. Сначала кнопки АКПП появились на автомобилях Aston Martin. Затем к ним присоединилась компания Lincoln, оснастив второе поколение MKZ кнопками переключения коробки. Также кнопки можно найти в модели Continental (на фото).
Сегодня кнопки АКПП можно найти в таких автомобилях, как Acura, Alfa Romeo, Ferrari, GMC и Honda.
Nub Shifter
Вот еще один странный и необычный вид переключения АКПП, который вы можете встретить на втором поколении Toyota Prius. Перед вами на фото миниатюрная модернизированная ручка переключения передач АКПП, которая, в принципе, имеет классическую логику переключения режима работы коробки.
Благодаря современной электронике инженерам и дизайнерам Toyota удалось убрать большую классическую ручку переключения передач, заменив ее маленькой сферой, которая имеет небольшой ход. Для того чтобы переключать режимы АКПП, ручку необходимо сдвинуть на несколько сантиметров.
Кстати, что-то похожее вы можете также увидеть в Nissan Leaf, в котором ручка АКПП выглядит гораздо эффектнее.
Ручка-джойстик
Это одна из самых популярных ручек переключения передач в автомобилях BMW. Эта компания использует такую ручку почти во всех своих моделях. Также этот принцип работы и стиль стали применять в компании General Motors. Например, подобную ручку-джойстик можно встретить сегодня на автомобилях Buick LaCrosse и Chevrolet Bolt EV.
В некоторых автомобилях Audi и Chrysler также можно встретить похожие ручки переключения АКПП. Как вы видите на примере BMW, эта ручка-джойстик использует классическую логику переключения передач и даже имеет форму рычага. Но это не просто ручка. Она использует современные технологии. То есть ручка-джойстик теперь – сложное электронное устройство.
Поворотный переключатель автоматической коробки
Эта поворотная ручка переключения АКПП также не революция в автомире. Похожая технология на самом деле появилась еще в 1950-е годы. Но затем эта технология ушла из автомира, как и кнопки переключения. Но, как видите, сегодня поворотные переключатели АКПП снова вернулись в автомир.
Первыми заново открыли технологию в компании Jaguar, оснастив ею свой седан XF.
Затем поворотный переключатель появился в новом Ford Fusion (Mondeo). Далее Chrysler начал оснащать некоторые свои модели таким видом переключений АКПП. Также сегодня можно встретить эту технологию и на автомобилях Land Rover.
Рычаг переключения передач на рулевой колонке
Этот подрулевой переключатель АКПП похож на классическую ручку переключения коробки, которая устанавливалась на рулевую колонку во многих старых автомобилях. В современном мире о нем первая вспомнила компания Mercedes-Benz. Этот рычаг похож на ручки переключения стеклоочистителей и поворотников. Эта ручка АКПП также имеет классическую схему режимов работы: PRNDL.
Но благодаря новым технологиям эта ручка электронная, а не механическая. Переключение передач происходит путем сдвига ручки. Правда, чтобы ее сдвинуть, нужно нажать кнопку.
Ручка переключения передач АКПП на руле
Признаться, мы не знаем, как назвать эту технологию переключения передач. Дело в том, что подобное решение вы можете увидеть только на одном автомобиле в мире. Речь идет об электрокаре BMW i3. Этот блок переключения АКПП крепится под углом на рулевом колесе.
Эта ручка может вращаться. Судя по всему, подобное решение было использовано, чтобы подчеркнуть футуристический дизайн салона i3.
В ответ на: И можно ли сломать механизм переключения, если быстро переключать?
candy is dandy, but liquor is quicker
old, but not obsolete
Все, что происходит в жизни- не случайно.
Всё надо в меру, как сказал Неру
Toyota Corolla AE-114 4A-FE 4WD
«Nell’era Delle Сamminatore»
Toyota Corolla AE-114 4A-FE 4WD
В ответ на: А нах тебе др. ь ручку АКПП? Это ж АВТОМАТ!
Один раз включил D и вперед.
Все что меня не убивает дает мне рагу
Hyundai Tucson 2.7 GLS
Vista Ardeo, 3S-FSE (D-4)
25.06.06 17:39 Ответ на сообщение Переключение. пользователя Эгоист
В ответ на: А если надо назад?На парковке несколько раз порой надо вперёд-назад. И желательно быстро.
Коробка переключения передач: виды, чем отличаются и как работают
Коробка переключения передач (КПП) — элемент трансмиссии автомобиля, который передает мощность от двигателя внутреннего сгорания (ДВС) на ведущие колеса, при этом расширяя диапазон частоты вращения и крутящего момента мотора. Этот узел отвечает за эффективную работу мотора, влияет на динамику движения и расход топлива. Базовым для КПП считается предустановленный набор передаточных чисел — это коэффициент, на который увеличивается или уменьшается крутящий момент, поступающий от двигателя.
Передача, а в современных авто их может быть от 5 до 10, помогает работе двигателя в каждом из диапазонов скоростей. Для старта обычно применяется 1-я передача, но реже — 2-я (например, на грузовиках).
В зависимости от степени участия водителя, «коробка» может быть с ручным управлением (механическая) или автоматическая, где выбор передачи выполняет электроника. К таким агрегатам, как правило, относят не только классическую гидромеханику, но также «роботов» и вариаторы [1]. Отдельный класс — секвентальные КПП, которые чаще всего используют для гоночных автомобилей. Разбираемся в устройстве каждой из них и в том, как они работают.
Механическая
Самый простой и надежный в эксплуатации тип трансмиссии. Визуально определить МКПП несложно: по третьей педали (это педаль сцепления) и рычагу переключения передач. В современных автомобилях ступеней может быть 5, 6 или даже 7, плюс нейтральное положение и режим заднего хода.
Основные рабочие элементы механической коробки, в самом упрощенном варианте, это:
Все они расположены на валах, которых может быть два или три.
Первичный или ведущий вал напрямую связан с двигателем через сцепление. Это сделано для возможности «отсоединять/присоединять» трансмиссию к ДВС. Для передачи крутящего момента на конце входного вала жестко зафиксирована шестерня, которая вращает следующий, промежуточный вал.
На нем равно числу передач установлены разноразмерные ведущие зубчатые шестерни. Каждая работает в сцепке с шестеренками (ведомыми) на вторичном или выходном валу. На нем шестерни, в отличие от первых двух валов, свободно вращаются на оси. Образованные зубчатые пары отвечают за передаточное число и динамические характеристики передачи («короткая», «длинная» итд).
В МКПП переключение происходит в ручном режиме. Переводя в салоне рычаг в нужное положение, водитель двигает в сторону соответствующей зубчатой пары муфту. Чтобы избежать удара при смыкании, нужно выровнять частоты вращения валов — для этого применяются синхронизаторы.
Плюсы: долгий опыт эксплуатации в автопроме, простое устройство и ремонт, возможность вручную влиять на динамику авто.
Минусы: утомительное «втыкание» передач и нажатие педали сцепления в плотном трафике, ограниченный набор передач.
Автоматическая
Под классической АКПП, как правило, подразумевают гидромеханическую коробку переключения передач. В этом случае у водителя всего две педали, а вместо рычага КПП — селектор, который может быть выполнен в виде шайбы или кнопок, или подрулевой переключатель режимов: P — парковка, D — движение, N — нейтральная и R — задний ход.
В отличие от «механики» передача крутящего момента здесь сложнее, а электронный блок управления (ЭБУ) отвечает за выбор передачи. В современных автоматических трансмиссиях их может быть до 10 включительно.
Принцип работы строится на силе давления трансмиссионной жидкости, отсюда и слово «гидро» в названии. Главные рабочие элементы — гидротрансформатор и планетарная КПП [2].
Плюсы: за редким исключением — надежный и проверенный временем агрегат; обычно обеспечивает плавную и тихую езду.
Минусы: очень привередлив к качеству трансмиссионной жидкости, простые агрегаты могут быть «задумчивыми», дорогой и сложный ремонт в случае поломки.
Бесступенчатая
CVT или вариатор — это кардинально другой в техническом плане тип КПП [3], который, по большому счету, даже нельзя называть коробкой передач, так как передач в нем как раз-таки нет.
В отличие от классического «автомата» или «механики», он не имеет фиксированного количества предустановленных передач и выдает по сути неограниченное количество передаточных чисел. Такая гибкость достигается за счет работы двух противоположных шкивов конической формы, которые соединены цепью или ремнем.
В бесступенчатой коробке один конус соединен с валом двигателя, а другой — направляет мощность на ведущие колеса. Передаточные числа изменяются по мере того, как шкивы перемещаются все ближе и дальше друг от друга. Решение, на сколько сдвинуть шкивы, принимает электроника.
Эти изменения теоретически происходят все время, чтобы двигатель работал на наиболее эффективных оборотах. Однако современные CVT умеют имитировать фиксированные ступени, так как такое поведение более привычно водителям.
Плюсы: теоретически вариаторы считаются более капризными, чем классические «автоматы», однако наиболее удачные варианты по сроку службы не уступают гидромеханическим КПП.
Минусы: вариаторы не любят пробуксовки и заезда на высокие препятствия, от чего цепь (или ремень) стачивает поверхность шкивов.
Роботизированная
РКПП или просто «робот» — это гибрид автоматической и механической коробки передач. Для начала движения водитель, также как и на «автомате», выбирает один из режимов (D, P, N, R).
Механическая схема в ней аналогична МКПП, но для переключения передач и смыкания/размыкания сцепления здесь отвечают сервоприводы. Момент выбора нужной ступени контролируется электроникой.
Проще говоря, вместо педали сцепления и рычага коробки стоят электромоторы, которые по команде электроники «выжимают» сцепление и меняют ступени.
Плюсы: недорогая в обслуживании; освобождает водителя от необходимости переключать передачи вручную
Минусы: электронике нужно время, чтобы понять действия водителя и включить передачу, из-за этого разгоны происходят с характерными провалами потока мощности; высокая стоимость актуаторов.
Преселективная
По сути это та же роботизированная коробка переключения передач. Главное ее отличие в количестве сцеплений — их два [4]. Этот тип трансмиссии относительно новый — активно внедрение началось с 2003 года. Сегодня их ставят на все классы автомобилей: от небольших хэтчбеков до спорткаров.
Принцип работы такой коробки заключается в том, что каждое из сцеплений управляет своим набором передач: четными и нечетными. В итоге, когда автомобиль работает на одной передаче, следующая уже выбрана и готова к включению.
Например, машина едет на второй передаче и ускоряется. В этот момент электроника подает сигнал, и автоматика двигает муфту к следующей, 3-й передаче. Когда приходит время муфта, которая была включена для 2-й передачи, отключается, и теперь включается та, на которой была предварительно выбрана 3-я передача. В это время освободившееся сцепление уже выбирает 4-ю передачу.
Плюсы: быстрое переключение передач; высокая экономичность.
Минусы: инженерам не сразу удалось сделать этот тип КПП надежным, из-за чего автомобилисты часто избегают таких коробок; «преселективы» не всегда аккуратно работают на низких скоростях — в пробках могут чувствоваться толчки.
Секвентальная
Секвентальная или последовательная коробка передач — это разновидность механической трансмиссии, которая чаще всего используется в спортивных и гоночных автомобилях.
В отличие от классической «механики», где переключение происходит по Н-образной схеме, здесь «движение» возможно только последовательно [5]. То есть водитель не может стартовать со 2-й и сразу уйти на 4-ю передачу. В случае с «секвенталкой» ему понадобится пройти все передачи по очереди: от 1-й до 4-й.
Техническое устройство такой коробки схоже с классической «механикой», но есть ряд существенных отличий:
Плюсы: очень высокая скорость переключения между передачами; нет потери мощности в момент смены; экономия топлива.
Минусы: высокий износ деталей; дорогая в ремонте.
Неисправности коробки переключения передач
Как и любой рабочий элемент, КПП подвержены износу и поломкам. Хотя при бережном уходе некоторые «коробки» готовы служить по несколько сотен тысяч километров. Причину неисправности и особенно ремонт данного узла лучше доверять проверенным мастерам, например, официальным дилерам или специалистам в клубных сервисах.