Как называется крюк с защелкой
Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
1.9. Крюковые подвески кранов
Крюк— универсальное захватное средство, которое широко применяют как рабочий орган грузоподъемного механизма в качестве самостоятельных грузозахватных устройств (грузовых кранов), концевых элементов строп и других грузозахватных приспособлений. Крюковая подвеска крана представлена на рис. 1.7.
Чтобы предотвратить самопроизвольное выпадение съемного приспособления грузозахватного устройства из зева крюка, его снабжают замыкающим устройством.
Такими устройствами не снабжают крюки портальных кранов, работающих в морских портах; кранов, транспортирующих расплавленный металл или жидкий шлак, а также крюки, на которые навешивают груз с помощью гибких грузозахватных устройств. Предохранительные замыкающие устройства могут быть выполнены в виде пружинных или самоопускающихся защелок, предотвращающих самопроизвольное выпадение съемного захватного приспособления. Предохранительными устройствами (рис. 1.8) должны оборудоваться в обязательном порядке крюки грузоподъемных кранов, работающих на монтаже или при транспортировке грузов в контейнерах, бадьях и другой таре, а также при работе с жесткими стропами, захватами.
Крюковая подвеска состоит из двух боковых щек, соединенных между собой распорными трубками и стяжными болтами. В верхней части щек на неподвижно закрепленной с помощью ригельных планок оси вращаются один или несколько канатных блоков. На некоторых кранах для обеспечения минимальной длины подвески применяют крюк с длинным хвостовиком, который крепят непосредственно на оси блоков. Такая подвеска называется укороченной. На нижней части подвески на траверсе закрепляется грузовой крюк с помощью гайки. Траверса может свободно вращаться в отверстиях боковых щек. Крюк, установленный на шарикоподшипниках помимо вращения вокруг оси может еще качаться вместе с траверсой, что облегчает строповку и ориентирование грузов. В зависимости от числа осей крюковые подвески бывают одно-, двух- и трехосными (рис. 1.9).
Рис. 1.7. Крюковая подвеска крана:
1 — блок; 2 — ось; 3 — щека; 4 — траверса; 5 — крюк; 6 — защелка; 7 — крышка; 8 — шарикоподшипник; 9, 10 — резиновые уплотнения; 11 — болт; 12 — гайка
Рис. 1.8. Крюки с предохранительными устройствами (а — с предохранительной планкой; б — с предохранительной скобой; в — с поворотным козырьком; г — с предохранительной пружиной) и установка крюка в проушине (д — неправильная установка; е — правильная установка)
Различают однорогие и двурогие грузовые крюки. Их изготавливают ковкой или штамповкой из малоуглеродистой стали 20, что исключает внезапное разрушение крюка.
На грузовом крюке указывается номер крюка по государственному стандарту, товарный знак, заводской номер крюка, наименование завода-поставщика, номер плавки, год изготовления. Без маркировки устанавливать крюк на кран нельзя.
Все о спецтехнике
Крюк крана. Типы, назначение
Ни один кран, будь то башенный кран или автоманипулятор самогруз, невозможно представить без крюка. Крюк — один из основных грузозахватных приспособлений для грузоподъемных машин.
Как и ранее, начнем с базовых элементов и перейдем к более сложным.
Материал крюка
А, собственно, из чего делают крюк крановой? Если говорить в общем, то из металла. Различают литые, кованные и пластинчатые крюки. Отличия заключаются в весе, цене и надежности. Литые крюки стараются не использовать по причине возможных скрытых дефектов и полостей. Хотя для небольших работ и они подойдут, так как цена крюка в данном случае будет низка из-за дешевизны материала и относительной простоты изготовления.
Назначение крюка
Вообще крюк используют для быстрого соединения и рассоединения грузового крана с грузом. Простейшим способом использования можно назвать соединение крюка напрямую к основному тросу крана и грузу. Какие проблемы могут возникнуть при этом?
Во-первых, вес крюка может быть недостаточен. Простые краны, а вернее их механизм выпуска троса, рассчитаны на «самотёк». Т.е. бобина с тросом может разматываться только под воздействием груза. Данную проблему можно решить, выбрав более массивный крюк либо подвесив небольшой дополнительный груз на канат. Параметр «самотёка» троса нужно смотреть в спецификации к крану.
Во-вторых, существуют грузы, которые необходимо перемещать в определенном положении. Например, лестничный пролет при строительстве высотного дома. Такие грузы требуют многоточечного захвата. В этом случае уже необходимо использование строп. На концах этих строп крепятся чалочные крюки. Т.е. одновременно на одном кране используются несколько крюков. Для распределения нагрузки зачастую используют двурогий крюк.
В-третьих, стальной канат крана вещь, плохо поддающаяся рукам человека. Изменить угол стыка крюка и груза зачастую крайне сложно. И тут мы переходим к следующему пункту:
Типы крепления крюка
У базового крюка сверху располагается ухо. В него продевается канат. Если же у вас цепь, то нужно использовать вилочное соединение крюка.
Для удобства зачастую необходимо использовать вертлюг. это верхняя часть крюка которая свободно крутиться вокруг своей оси значительно упрощая работу стропальщика.
Есть еще крайние варианты. Например «S»-образный крюк. Он имеет идентичные верхнюю и нижнюю части.
Типы крюков
Теперь более детально рассмотрим нижнюю часть подъемного крюка. Как я уже рассказывал, кроме стандартного однорогового крюка существуют двурогие, которые используются для более стабильной транспортировки грузов.
Крюк с широким зевом редко используется, но бывает незаменим, когда проушины груза имеют нестандартные габариты. Обычно крюки с широким зевом или с большим загибом крюка не имеют замка или серьги. И тут мы переходим к следующему пункту.
Замок крюка
Вещь крайне необходимая не только с точки зрения сохранности груза, но с точки зрения ГОСТов и безопасности труда. Крюк без какого-нибудь предохранителя самопроизвольного отсоединения груза используется только в случае крюка с большим зевом и только если груз не перемещается над людьми. Во всех остальных случаях замок необходим.
Отдельно стоит заметить, что крюковые приспособления используются не только для кранов. Существуют приварные крюки, которые привариваются к ковшу экскаватора. Последний в этом случае может поднимать и перемещать грузы как манипулятор.
Как устроены грузовой крюк и крюковая подвеска?
|
Грузовой крюк (рис. 2.10) предназначен для подвешивания грузов с помощью съемных грузозахватных приспособлений, например стропов, которые размещаются в его зеве 1. Предохранительный замок 2 удерживает стропы от самопроизвольного выпадения из зева.
Крюки изготовляют из малоуглеродистой стали (сталь 20), которая пластична, не склонна к хрупкому разрушению под нагрузкой. По способу изготовления крюки бывают следующих видов: кованые, штампованные, пластинчатые.
Краны грузоподъемностью более 30 т комплектуются двурогим крюком (рис. 2.10, б), имеющим два зева для размещения большего числа стропов.
Крюковая подвеска изображена на рис. 2.11. Она соединяет крюк 8 с грузовыми канатами 1 крана. Подвеска состоит из двух щек 2, соединенных болтами. В верхней части подвески располагается ось 4 канатных блоков 3, в нижней части — траверса 7, на которой установлен крюк.
Крюк крана устанавливают на упорном подшипнике 6, что позволяет ему вращаться и исключает закручивание грузовых канатов при перемещении груза. Гайка 5 крепления крюка должна быть укреплена стопорной планкой для исключения самопроизвольного свинчивания.
Работа крана не допускается при следующих неисправностях крюка:
Ø трещины и надрывы на поверхности крюка;
Ø крюк не вращается;
Ø отсутствует или неисправен предохранительный замок;
Ø износ зева составляет более 10% от первоначальной высоты h (см. рис. 2.10) рабочего сечения крюка.
Как устроены грузоподъемные электромагниты?
Грузоподъемные электромагниты предназначены для перемещения проката черных металлов, чугунных чушек, стружки, металлолома и других грузов, обладающих магнитными свойствами.
Грузоподъемный электромагнит (рис. 2.12) подвешивают с помощью цепей 4 на крюк крана. В корпусе 1 расположены электромагнитные катушки 2, на которые по кабелю 3 подается постоянный электрический ток напряжением 220 В. Электрический ток создает сильное магнитное поле, удерживающее груз.
ВНИМАНИЕ! В качестве грузозахватных органов электромагниты недостаточно надежны из-за возможного отключения электроэнергии, поэтому при их использовании необходимы дополнительные меры безопасности.
Какие бывают грейферы?
Грейфер — это двухчелюстной или многочелюстной ковш для перемещения сыпучих, крупнокусковых грузов и круглого леса. Грейферы различаются по конструкции и типу привода.
1. По конструкции различают следующие виды грейферов:
Ø двухчелюстные, предназначенные для сыпучих грузов (рис. 2.13);
Ø многочелюстные, предназначенные для крупнокусковых грузов и металлолома;
Ø трех- и четырехлапые, предназначенные для круглого леса.
2. По типу привода механизма замыкания челюстей:
Ø канатные (см. рис. 2.13);
Грейферы с канатным замыканием челюстей бывают одноканатные и двухканатные.
Двухканатные грейферы устанавливают на грейферных кранах, которые предназначены для перегрузки больших объемов сыпучих грузов. Одноканатные грейферы применяют в случае перемещения небольших объемов сыпучих грузов, например в строительстве. Такой грейфер навешивается на крюк крана и является съемным грузозахватным приспособлением.
Каждый грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием предприятия-изготовителя, номера, объема, собственной массы, вида материала, для которого он предназначен, и наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала. При утрате таблички она должна быть восстановлена. Масса грейфера с грузом не должна превышать грузоподъемность крана на рабочем вылете.
Как называется крюк с защелкой
ЗАМКИ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ОДНОРОГИХ КРЮКОВ
Safely locks for single hooks. Type and dimensions
Дата введения 1981-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР
А.С.Липатов, Н.И.Ивашков, Н.М.Колпаков
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.01.80 N 491
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, приложения
3, приложение (пп.2, 2.13)
Приложение (пп.2.2, 2.4)
Приложение (пп.2, 2.12)
Приложение (пп.2, 2.12)
Приложение (пп.1.2, 2.9)
Приложение (пп.1.2, 2.9)
5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 25.07.90 N 2262
6. ИЗДАНИЕ (май 2005 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в марте 1982 г., июле 1990 г. (ИУС 7-82, 11-90)
1. Настоящий стандарт распространяется на предохранительные замки для однорогих кованых и штампованных крюков климатического исполнения У по ГОСТ 15150, применяемых в грузоподъемных машинах общего назначения.
Стандарт не распространяется на предохранительные замки для крюков, предназначенных для работы во взрывоопасной среде, а также для грузоподъемных машин специального назначения.
2. Предохранительные замки должны быть изготовлены следующих типов:
3. Присоединительные размеры замка типа 1 к крюку по ГОСТ 6627 (исполнение 2) должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1.
Примечание. Чертеж не определяет конструкцию замка.
Портал газовиков
Всё для безаварийной работы
Всё для безаварийной работы
Эксплуатация подъемных сооружений
Грузовые крюки
Захватные и навесные стропальные звенья
Для строповки грузов, снабженных захватными устройствами, например рым-болтами, скобами, проушинами и другими применяют гибкие стропы. Они оснащены звеньями- захватами, принцип действия, конструкция и размеры которых различны и зависят от типа перемещаемого груза.
К захватным и навесным звеньям относятся: крюки всех типов для соединения стропов с грузом; скобы; карабины; серьги; кольца; и др. Концевые звенья съемных грузозахватных устройств изготавливают по ГОСТ 25573-82, следующих типов (рис.6.6):
Звенья типов Рт, Ров, Т, О, Ов служат для навешивания стропов на грузоподъемный орган крана и соединения частей грузозахватных приспособлений между собой. Звенья типов К1, К2, К3 и Кр используют для соединения стропов со специальными приспособлениями на грузе (петлями, рым-болтами и т. п.).
Крюки относятся к наиболее распространенному виду грузозахватных звеньев. Их изготавливают ковкой, штамповкой или вырезают из пластинчатой стали в соответствии с ГОСТ 2105, ГОСТ 6627 и ГОСТ 25573. Для обеспечения техники безопасности каждый стропальный крюк снабжают предохранительным замком (К1), закрывающим зев и исключающим самопроизвольное выпадение крюка из захватных устройств грузов или петель грузовых канатов и цепей
Применение крюков без предохранительных замков может быть допущено при условии применения гибких грузозахватных устройств исключающих возможность выпадения их из зева крюка. В этом случае применяют крюки типа К2 (без замка). В случаях возможной самопроизвольной расстроповки груза целесообразно применять крюки типа К3, форма которых предотвращает возможность самопроизвольной расстроповки. Звено типа К3 — крюк с утопленным носком. Размеры крюков К1, К2 и К3 даны в ОСТ 24.090.49-79 и ГОСТ 25573-82.
При осмотре крюков надо обращать внимание на то, чтобы износ проушин под коушем был не более 10%. Болты, крепящие защелку, должны быть плотно, затянуты, а защелка прижата к рогу, при этом защелка не должна выскакивать из зева крюка. Стропальщик обязан следить за тем, чтобы на теле крюка не было трещин или надрывов.
Крюки и другие концевые звенья стропов подлежат браковке: при наличии трещин; износе поверхностных элементов или местных вмятин уменьшающих площадь поперечного сечения на 10% и более; остаточных деформациях, изменяющих первоначальный размер на 5%.
Гайки на звеньях типа Р, Ров должны быть плотно затянуты и законтрены отгибной шайбой.
При обнаружении неисправностей элементов стропов, стропальщик обязан прекратить работу и доложить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами.