Как называлась игра прародитель судоку
За 25 секунд родилась легенда. Как «крестный отец судоку» украл идею головоломки — и она понравилась миру
Основатель издательства Nikoli Маки Кадзи ушел из жизни в возрасте 69 лет. Его называли крестным отцом судоку — популярной головоломки с числами. Японец не придумал игру, но всего за 25 секунд придумал ей название и сделал популярной.
«Маки Кадзи, которого мы называли „крестным отцом судоку“ и который распространял в мире любовь к головоломкам, скончался в 22:54 10 августа 2021 года дома в Токио», — сообщили на сайте издательства.
Причиной смерти основателя издательства стала холангиокарцинома — рак желчных протоков.
Кадзи родился в 1951 году в Саппоро. Этот город находится на японском острове Хоккайдо. В старшей школе он увлекался теннисом, а интеллектуальными играми заинтересовался во времена студенчества. Кадзи недоучился в университете, устроившись на работу в полиграфическую компанию. В 1980 году он вместе с друзьями основал издательство Nikoli.
Немного из истории судоку
Головоломку с числами придумали не в издательстве Кадзи. Ее позаимствовали из американского журнала. В 1979 году архитектор Говард Гарнс представил судоку в издании Dell Pencil Puzzles and Word Games. Головоломку он назвал Number Place, что можно перевести как «место для цифры». На числовую игру обратил внимание Кадзи, которому такое название не понравилось.
«Я сразу увидел, что это очень интересная головоломка, решать ее — одно удовольствие. Но название Number Place меня как-то не зацепило — и я сочинил японский эквивалент», — рассказывал предприниматель в 2008-м.
Кадзи придумал фразу Suuji wa dokushin ni kagiru, означавшую «число используется только один раз». По его словам, он составил заголовок всего за 25 секунд, так как очень спешил на ипподром. Со временем длинное название сократили до судоку, где «су» означает число, а «доку» — одиночное.
В своем журнале Кадзи опубликовал судоку в 1984 году. Игра стала очень популярной в Японии. Затем новозеландец Вэйн Гулд написал программу для генерации головоломок. Несколько судоку он разместил в лондонских газетах в 2004 году.
Вскоре числовые головоломки стали разгадывать по всей Англии. Затем судоку стали публиковать в США и других странах. Головоломку до сих пор разгадывают по всему миру.
Происхождение судоку
У игры судоку (sudoku), быстро распространившейся по всему миру, родины как таковой нет.
Прообразом судоку можно считать головоломку “Магический квадрат”, которая появилась Китае 2000 лет назад. Игра представляет собой квадрат размером 3х3 клетки. В каждую клетку помещается одно число от 1 до 9 причем так, чтобы сумма чисел в любом столбце, строке и по диагонали равнялась 15.
История судоку как игры восходит к имени знаменитого швейцарского математика, механика и физика Леонарда Эйлера (1707 – 1783). В бумагах его архива, датированных 17 октября 1776 года, содержатся записи о том, как образовать магический квадрат с определенным числом ячеек, особенно 9, 16, 25 и 36. В другом документе, озаглавленном «Научное исследование новых разновидностей магического квадрата» Эйлер помещал в клетки латинские буквы (Латинский квадрат), позже он заполнил клетки греческими буквами и называл квадрат греко-латинским. Исследуя различные варианты магического квадрата, Эйлер обратил внимание на проблему комбинации символов таким образом, чтобы не один из них не повторялся ни в одной строке и ни в одном столбце.
В современном виде головоломки судоку впервые были опубликованы в 1979 году в журнале Word Games magazine. Автором головоломки был Гарвард Гарис. Он использовал принцип латинского квадрата Эйлера, применил его в матрице размерностью 9х9 и добавил дополнительные ограничения, цифры не должны повторяться и во внутренних квадратах 3х3.
История судоку
Судоку – это головоломка с цифрами. Сегодня она настолько популярна, что большинство людей хорошо с ней знакомы или просто видели в печатных изданиях. В нашей статье мы расскажем, откуда появилась эта игра, а также кто придумал судоку.
Несмотря на японское название, история судоку начинается отнюдь не в Японии. Прообразом головоломки считают латинские квадраты Леонарда Эйлера – знаменитого математика, жившего в XVIII веке. Однако в таком виде, в котором она известна сегодня, ее изобрел Ховард Гарнс. Будучи по образованию архитектором, Гарнс попутно придумывал головоломки для журналов и газет. В 1979 году американское издание под названием «Dell Pencil Puzzles and Word Games» впервые напечатало на своих страницах судоку. Однако тогда головоломка не вызвала у читателей интереса.
Именно японцы первыми оценили ребус по достоинству. В 1984 году одно из японских печатных изданий впервые опубликовало головоломку. Она тут же получила широкое распространение. Тогда же головоломка и получила свое название — судоку. По-японски «су» означает «число», «доку» — «стоящее отдельно». Некоторое время спустя, этот ребус появился во многих печатных изданиях Японии. Кроме этого, выпускали отдельные сборники судоку. В 2004 году головоломку начали печатать газеты Великобритании, что положило начало распространению игры за пределами Японии.
Головоломка представляет собой квадратное поле со стороной из 9 клеток, поделенное в свою очередь на квадраты размером 3 на 3. Таким образом, большой квадрат поделен на 9 малых, общее количество ячеек которых составляет 81. В некоторых клетках изначально проставлены цифры-подсказки. Суть ребуса заключается в том, чтобы заполнить числами пустые ячейки так, чтобы ни в рядах, ни в колонках, ни в квадратах они не повторялись. В судоку используются цифры только от 1 до 9. От расположения цифр-подсказок зависит сложность головоломки. Самой сложной, конечно же, является та, которая имеет всего один вариант решения.
История судоку в наше время продолжается, причем успешно. Игра становится все более распространенной головоломкой во многом из-за того, что теперь ее можно найти не только на страницах газеты, но и в телефоне или компьютере. Кроме того, появились различные вариации этого ребуса – вместо цифр используют буквы, меняется количество ячеек и форма.
История судоку: как создавалась и развивалась известная головоломка
Что такое судоку
Судоку — это популярная числовая головоломка, которая берет свои корни с 18 века. Латинский квадрат (правильное название), или как его еще называют «магический квадрат», получил массовое распространение в 80–90-х годах прошлого века. Считается, что судоку развивает внимание, логическое и аналитическое мышление, а также является полезной формой досуга.
В классическом виде судоку представляет собой квадрат 9×9, разделенный внутри равными квадратами со стороной в 3 клетки. Таким образом логическая игра проходит на поле в 81 клетку. Уровень сложности головоломки зависит от количества вписанных цифр на начало игры и метода решения задачи. Цель игры заключается в том, чтобы расположить цифры в клетках таким образом, чтобы в каждой строке, столбце и малом квадрате они не повторялись.
Несмотря на кажущуюся однообразность игры существует масса разновидностей судоку. Помимо уровней сложностей, головоломка может иметь большее или меньшее количество клеток, разнообразные геометрические формы, дополнительные области и условия.
История судоку
Длинная и интересная история судоку — это загадка сама по себе. Название Sudoku происходит из Японии и состоит из японских символов Su (что означает «число») и Doku (что означает «единственный»). Однако головоломка не была изобретена в Японии. Судоку возникла в Швейцарии, а затем отправилась в Японию через Америку.
Судоку содержит свои глубокие корни в древних головоломках. На протяжении многих веков люди создавали их и решали.
Волшебные квадраты
Волшебные квадраты — это головоломки, которые связаны с упорядоченной последовательностью чисел в квадрате, пришли к нам из далекого прошлого.
Первое упоминание о «волшебном квадрате» встречается в Китае две тысячи лет назад. Эта головоломка — как численная, так и позиционная, так как цифры всех строк, столбцов и диагоналей квадрата должны складываться в одно и то же число. Как и в судоку, числа не должны повторятся. Цель головоломки — попытаться составить новый порядок чисел, чтобы решить головоломку, начиная с нуля. Считалось, что ее решения обладают мистическими свойствами и они стали частью китайского метода предсказания будущего.
Решение пазла 3×3 называется диаграммой Lo Shu, которая считалась подарком черепахи с реки Ло (у черепахи был волшебный квадрат, начертанный на спине). Это изображение впервые появилось в первом или втором веке н. э. Магический квадрат добрался до Европы из Китая через арабов, которые принесли с собой новости о китайском изобретении через Шелковый путь. Табиту ибн-Керре (девятый век н. э.) в Западный мир.
В Европе первое недвусмысленное появление квадрата встречается в гравюре Альбрехта Дюрера под названием «Меланхолия» в 1514 году, где четко показан магический квадрат 4×4.
Сумма чисел всех рядов, столбцов и диагоналей квадрата равна 34. Любой философ эпохи Ренессанса должен был знать и понимать свойства магических квадратов.
Китайский пазл
Стоит также упомянуть китайскую головоломку, которая состоит из девяти клеток с цифрами от 1 до 8 и одной пустой клетки.
Клетки должны сдвигаться по одной за раз, чтобы получить восходящую числовую последовательность цифр от 1 по 8. ПодобноСудоку, нужно найти стратегию, чтобы разместить клетки в определенном порядке.
Швейцарский гений
Великому математику Леонарду Эйлеру приписывают создание головоломки, которую мы теперь знаем как судоку. Он родился в швейцарском Базеле в 1707 году. После гигантского прорыва в математике, начатого Исааком Ньютоном и Готфридом Лейбницем, он объединил и освоил математические знания во многих областях. Эйлер переехал из Базеля в Санкт-Петербург, чтобы изучать там медицину, но стал главным математиком в Петербургской Академии. С 1741 году он провел 25 лет в Германии, а затем вернулся в Академию в России, где он умер в возрасте 75 лет. Леонарду Эйлер сделал важные открытия в математике.
Возможно, только как хобби, Эйлер разработал основы cудоку, которые он назвал «Греко-римские квадраты» или «Латинские квадраты». В них он использовал буквы, а не цифры.
Первые четыре буквы греческого алфавита α, β, γ, δ объединены с буквами латинского алфавита: a, b, c, d, так что каждая из них находится в каждой строке и столбце.
Французское решение
Огромное наследие Эйлера в области новаторских исследований было широко использовано математиками и учеными с тех пор, но головоломка, которую он создал, не была воспринята современниками.
Краткая и локализованная версия «Волшебных квадратов» появилась в газетах между 1890 и 1920 годами во Франции. Затем был разработан новый вариант, в котором некоторые цифры удалялись из «Волшебного квадрата», и нужно было выяснить, каких не хватает. Эта головоломка сильно отличается от обычного судоку.
Путешествие в Америку
Прошло еще пятьдесят лет, прежде чем головоломка была введена Говардом Гарнсом в американском журнале «Dell». Было введено новое правило, которое разбило сетку на 9 блоков 3×3, в каждом из них тоже должно быть уникальное появление каждого числа. Это сделало игру более сложной и интересной. Говард Гарнс назвал пазл «Number Place», когда он был впервые опубликован «Dell Puzzle Magazines» в Нью-Йорке в 1979 году.
Через Тихий океан в Японию
Переезд головоломки в Японию не заставил себя долго ждать. Хотя японцы, считают, что свойство самого японского языка заставило судоку претерпеть свою окончательную трансформацию.
Японский язык немного сложнее для кроссвордов, поскольку он символичен, а не фонетичен. Не так просто сделать сетку букв в кроссвордах на японском так же, как на английском. Таким образом, головоломка «Number Place» из журнала «Dell Puzzle Magazines» имела большой потенциал, как замена кроссвордов в японских газетах и журналах.
Американское название «Number Place» было переведено как: «Suuji wa dokushin ni kagiru», означающее, что числа должны встречаться только один раз, но его быстро сократили до «Su Doku» или «Number single». В апреле 1984 года головоломка была впервые напечатана в журнале «Monthly Nikolist», и вскоре ее разгадывание стало очень популярным занятием.
Японцы добавили еще один элемент в головоломку судоку. Они добавили правило, что расположение открытых цифр в сетке должно быть симметричным, а не просто случайным. Они также указали, что по крайней мере 32 цифры из 81 должны быть открыты, чтобы сделать достаточный уровень сложности. Хотя первая компьютерная программа для ее создания и решения была разработана в 1989 году, лучшие головоломки все еще считаются те, которые сделаны людьми.
Мировой феномен судоку
Путешествие судоку прослеживается из Китая, через Персию в Европу, а затем через Атлантику в Нью-Йорк. После того, как головоломка попала в Японию, она стала популярна в США и Европе, ее публикуют в газетах и журналах по всему миру. Судоку — одна из немногих головоломок, которые могут претендовать на то, чтобы быть поистине интернациональными по своей природе. Они не имеет никакого культурного багажа, а просто нуждается в логическом мышлении для их решения.
Разновидности судоку
Размер сетки
Оказывается, классическая головоломка 9×9 — это только начало. Нет ограничений на размер судоку. Вы можете сделать головоломку меньше и проще, или больше и сложнее, просто изменив размер сетки. Блоки судоку, в отличие от классического варианта 3×3, могут быть разных размеров, например: 2×3; 2×7; 4×5. Нет теоретического предела для размера сетки. Все те же стратегии используются для решения судоку разного размера.
Цвета, буквы, картинки и символы
Хотя в судоку нужно расставлять числа в нужные клетки, это не имеет никакого отношения к арифметике. Цифры от 1 до 9 могут быть заменены чем-либо, так, чтобы одно отличалось от другого. Для головоломки нужен набор из девяти различных объектов любого типа: цвета; буквы или фрагмента изображения.
Буквенные судоку
Если буквы используются вместо чисел, то в сетке могут быть скрыты слова, часто это слово из девяти букв в строке или столбце. Вот пример головоломки и ее решения, в которой скрытое слово находится в центральной строке.
Китайские числа
Существуют судоку, в которых вместо арабских чисел от 1 до 9 используются китайские числа от 1 до 9 (от 一 до 九).
Китайские фразы
Буквенные версии судоку могут быть на любом языке. Все, что для этого нужно — это фраза с девятью разными символами.
Абстрактные символы
В судоку используются астрологические символы знаков зодиака.
Мозаичные судоку
В обычной судоку все блоки головоломки имеют одинаковую форму — квадрата или прямоугольника. В мозаичной судоку блоки имеют разные формы, но каждая форма должна быть непрерывной и иметь такое же количество клеток, как и все остальные блоки. Стратегии для их решения нужно немного изменить. Например, стратегия «две из трех», которая так полезна для обычных головоломок, в этом случае нуждается в корректировке.
В следующем примере мозаичной головоломки блоки имеют разные цвета и симметричную структуру (180 °).
X-судоку
Возвращаясь к Эйлеру и истории судоку с магическими числами и латинскими квадратами, в его головоломках было правило для диагоналей, также, как для строк и столбцов. В X-судоку цифры от 1 до 9 должны также находиться в строках, столбцах и диагоналях сетки. Это правило дает дополнительное преимущество в решении головоломки.
Вместо заключения
Разновидности судоку отличаются по уровню сложности. Если игрок новичок, стоит начать с классического судоку, и постепенно переходить к более запутанным вариантам.
Судоку обычно решается в одиночку, но игра может быть развлечением и для всей семьи. Дети, вовлеченные в разгадывание головоломки, становятся ближе к родителям, повышается интерес к математике. Для семейных посиделок с судоку используется онлайн версия игры или судоку, распечатанное на листе бумаги. Досуг с судоку станет не только приятным, но и полезным времяпрепровождением в кругу семьи.
Судоку: изобретение великого математика
Название головоломки пришло из Страны восходящего солнца. Оно состоит двух японских символов: SU – число и DOKU – единственный. Изначально игра имела длинное название «Suuji wa dokushin ni kagiru», которое означало, что числа должны встречаться только один раз, но вскоре его решили сократить до «Su Doku».
ПО ТЕМЕ
Лучшие бесплатные игры: современные хиты
Пасьянс «Паук»: от Людовика XIV до наших дней
Любопытно, что родиной головоломки является не Япония, а Швейцария. Праобраз «Судоку» придумал швейцарский математик Леонард Эйлер, который жил в XVIII веке. Свое изобретение он назвал «Греко-римские квадраты» или «Латинские квадраты». Игровое поле имело 4 строки и 4 столбца. Вместо цифр использовались буквы греческого и латинского алфавитов. Первые четыре буквы греческого алфавита объединялись с первыми буквами латинского алфавита. Каждый из символов не должен был повторяться ни в строке, ни в столбце.
Головоломка «Судоку» была придумана швейцарским математиком Леонардом Эйлером. Фото: wikipedia.org
Лишь спустя два столетия игра была модернизирована американским архитектором Говардом Гарнсом. Он разбил сетку на девять блоков размером три на три, в каждом из которых теперь должно было стоять число, а не буква. Эти изменения значительно усложнили головоломку. Гарнс назвал такую игру «Number Place». Впервые она появилась в 1979 году в американском журнале «Dell Puzzle Magazine». Однако в то время читатели не заметили новую головоломку.
В 1984 году одно японское издание опубликовало «Судоку», и новая игра мгновенно приобрела невероятную популярность. Стали выпускаться отдельные сборники этой головоломки. В 2004 году игра впервые появилась в английской газете, и с тех пор головоломка распространилась по всему миру.