Как называется лунка в бильярде

Терминология в Бильярде

Данный словарь терминов бильярда будет полезен для начинающих бильярдистов и для тех, кому приходится общаться с заядлыми бильярдистами, поскольку данная категория граждан нередко переносит терминологию любимой игры в обычную жизнь. Многие слова взяты из официальных терминов, многие пришли из блатной «фени». Они довольно часто употребляются, потому их следует знать каждому любителю бильярда.

Биллия – серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванием шаров.

Биток – шар, которым ударяют по другим шарам. Иное определение битка – «свой».

Бортовик (бортовой шар) – шар, стоящий плотно у борта.

Бриллиант – одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде.

Бриллиантовая система – научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах «бриллиантов», которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.

Вестись – поддаваться на заманивание, исполнение, развод. Например, в фильме «Цвет денег» в эпизоде «два брата и незнакомец» бармен повелся, сказав «Ставлю тысячу!».

Выгон – смежная с домом зона бильярда.

Вырез лузы – определенный вырез в игровой поверхности стола, являющийся частью лузы.

Губа лузы – скошенная часть борта, являющаяся частью лузы.

Двойной удар – один из запрещенных в бильярде ударов.

Дом – место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.

Дуговик – специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую.

Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

Задняя отметка – точка на продольной линии, равноудаленная от центральной отметки и заднего борта.

Зайцы – два стушеванных шара.

Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.

Заманивать – создавать на столе такую игровую ситуацию, при которой соперник вынужден совершать какие-либо действия, на первый взгляд, выгодные для него, а на самом деле, выгодные тому, кто заманивает. Например, поставить биток так, чтобы соперник вынужден был играть очевидный целый шар, при том, что расклад для полосатых шаров намного выгодней, либо после этого шара нет продолжения серии

Заказная луза – называемая игроком луза, в которую он намерен положить заказной шар.

Застрял в «губах» – шар, остановившийся в самом растворе лузы.

Засаживать – проигрывать (см. также сливать, сдавать).

Играть с рук – играть с любого места дома, предварительно поставив на это место биток руками.

Игровая поверхность стола – покрытая сукном между бортами поверхность стола.

Исполнять – совершать различные неспортивные действия с целью повлиять на игру соперника. К классическим приемам исполнения относятся: разговоры с соперником «под руку», намеливание своего кия перед трудным ударом соперника, переспрашивание о заказе в случае очевидных шаров, советы сопернику как играть, и многое другое.

Карамболь – два последовательных соударения шаров.

Катрбан – отражение шара от четырех бортов.

Киксовать – сделать промах (кикс), то есть ударить кием по битку вскользь таким образом, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.

Кладка – падение в лузу прицельного шара.

Коридор лузы – расстояние от середины створа лузы до ее выреза.

Король – так на сленге называется бильярдист, играющий один против двух игроков.

Круазе – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Такой дуплет называется также оборотный.

Лох – любитель бильярда с невысоким уровнем игры.

Мазик – предмет бильярдного инвентаря, которым вместо кия ударяют по битку.

Маска – ситуация, при которой шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком.

Машинка – предмет бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при некоторых ударах и помогающий играть шары, которые невозможно достать обычным способом.

Мертвый шар – шар, который стоит в губах лузы и для падения которого достаточно малейшего толчка.

Нажим – один из запрещенных ударов.

Наклейка – кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.

Начало игры – момент, при котором центр битка переходит линию, ограничивающую дом.

От шара – ситуация, при которой прицельный шар или биток опадают в лузу, коснувшись другого шара.

Партионный шар – шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.

Передняя линия – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.

Передняя отметка – точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.

Перескок – способ удара.

Пирамида – шары, поставленные на бильярдный стол плотно друг к другу в виде равностороннего треугольника.

Пистолетом – способ игры одной рукой.

Подставка – положение шаров, при котором сыграть результативно не представляет труда.

Положить – отправить биток в лузу.

Поставить на точку – поставить шар на одну из трех основных точек бильярда.

Принц – каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного соперника.

Прицельный шар (чужой шар или шар-мишень) – любой шар, кроме битка.

Продольная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.

Промах – случай, когда биток не касается друг их бортов.

Пропих – один из запрещенных ударов.

Прямой шар – ситуация, при которой биток, прицельный шар и луза, в которую играют, находятся на одной прямой линии.

Проставить (поставить) – выиграть деньги у кого-либо. Звучит как «поставить на деньги».

Расход – прекращение незаконченной партии по обоюдному согласия игроков.

Резка – смещение точки прицеливания в сторону от центра прицельного шара. Правильная резка – основа хорошей кладки. От того, на какой резке играется прицельный шар, зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.

Розыгрыш – процедура определения участника, вступающего в игру первым.

Рокамболь – рикошет по нескольким бортам.

Русский бильярд – литературное название отечественного лузного бильярда.

Свой (биток) – 1) шар, по которому наносят удары кием; 2) ненумерованный шар, отличающийся от остальных шаров разметкой или цветом.

Сделать или сыграть шар – ударить битком в другой шар таким образом, чтобы он упал в лузу.

Сдавать – проигрывать. Нередко употребляется в значении «намеренно проигрывать». Например, «сдать одну-две партии в сете чтобы соперник не соскочил».

Серия – последовательность результативных ударов одного из участников.

Скиксовать – ударить кием в бок своего шара неудачно из-за чего шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении.

С кия – ситуация, когда играющий заканчивает партию или играет несколько шаров одной серией ударов.

Смазать шар – не положить в лузу легкий шар

Снимание шаров рукой – при игре в пирамиду – кием, причем если один из игроков не положит шар, другой снимает любой шар в свою пользу.

Створ лузы – минимальное расстояние между губами лузы.

Стойка – позиция игрока у стола.

Сухая партия – партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.

Сыграть воздухом – очень тонко задеть битком прицельный шар.

Тренировочные игры – перекатка одного шара другим, кладка шаров битком в лузы, кладка шаров по порядку номеров, «Финская партия», «Американка в одну линию».

Треугольник – бильярдный инвентарь: деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.

Триплет – отражение шара от двух бортов.

Труабан – отражение шара от трех бортов.

Туз – шар, обозначенный цифрой «1» (при игре в «Пирамиду» означает 11 очков).

Турняк – толстый конец кия.

Туш – всякое прикосновение к другому шару.

Упругий борт – покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов.

Фол – любое нарушение правил.

Фукс (дурак) – шар, упавший неожиданно.

Фуксовая партия – партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.

Центральная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.

Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

Шаром – играть так, чтобы биток ударил по шару, который положит в лузу другой шар.

Штос – вид удара.

Источник

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ БИЛЬЯРДА

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Если вас интересует укр хостинг, то получить всю необходимую информацию вы сможете на интернет-ресурсе tophosting.in.ua.

Данный словарь терминов бильярда будет полезен для начинающих бильярдистов и для тех, кому приходтся общаться с заядлыми бильярдистами, поскольку данная категория граждан нередко переносит терминологию любимой игры в обычную жизнь.

Г
Губа лузы – скошенная часть борта, являющаяся частью лузы.

З
Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.
Задняя отметка – точка на продольной линии, равноудаленная от центральной отметки и заднего борта.

Зайцы – два стушеванных шара.
Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.
Заказная луза – называемая игроком луза, в которую он намерен положить заказной шар.
Застрял в «губах» – шар, остановившийся в самом растворе лузы.

И
Играть с рук – играть с любого места дома, предварительно поставив на это место биток руками.
Игровая поверхность стола – покрытая сукном между бортами поверхность стола.

Л
Лох – любитель бильярда с невысоким уровнем игры.

Н
Нажим – один из запрещенных ударов.
Наклейка – кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.
Начало игры – момент, при котором центр битка переходит линию, ограничивающую дом.

Т
Тренировочные игры – перекатка одного шара другим, кладка шаров битком в лузы, кладка шаров по порядку номеров, «Финская партия», «Американка в одну линию».
Треугольник – бильярдный инвентарь: деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.

Ф
Фол – любое нарушение правил.
Фора – дача одним партнером другому вперед условленного количества очков, шаров, ударов и т.д.
Фукс (дурак) – шар, упавший неожиданно.
Фуксовая партия – партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.

Ц
Центральная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.
Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

Ш
Шаром – играть так, чтобы биток ударил по шару, который положит в лузу другой шар.
Штос – вид удара.

Источник

О бильярде

Разновидности бильярда. Правила игры.

Русский бильярд. Общие правила.

Русский бильярд имеет около сорока разновидностей. Русский бильярд в нашей стране долго существовал полулегально, никаких соревнований официально не проводилось. В каждом городе и в каждой бильярдной играли по-своему. После создания в конце 80-х годов Федерации бильярдного спорта возникла необходимость унифицировать правила игры, выработать единую систему проведения турниров, судейства. Были обобщены сами правила ведения игры, как общие, характеризующие свойственные всем видам русского бильярда игровые моменты, так и относящиеся к каждому из трех традиционных видов — «русской» и «московской» пирамидам, «американке».

Правила игр и проведения соревнований по русскому бильярду были официально утверждены Национальной Федерацией бильярдного спорта в 1994 году.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

Удар по битку

Должен производиться передней частью наклейки кия в направлении его продольной оси, при этом, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола. Выполнение удара каким-либо иным способом штрафуется.

Розыгрыш начального удара

Розыгрыш считается автоматически проигранным, если биток не коснулся заднего борта, зашел на половину соперника, упал в лузу или выскочил за борт. Если правила нарушили оба соперника или оба битка остановились на одинаковом расстоянии от борта, то розыгрыш повторяется.

В последующих партиях соблюдается очередность. Перед последней решающей партией розыгрыш повторяется заново.

Расстановка шаров

Перед началом игры пятнадцать прицельных шаров с помощью треугольника устанавливаются вплотную друг к другу в форме пирамиды с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.

Как называется лунка в бильярде. rastanovka sharov. Как называется лунка в бильярде фото. Как называется лунка в бильярде-rastanovka sharov. картинка Как называется лунка в бильярде. картинка rastanovka sharov

При выполнении этого удара запрещается выносить корпус за продолжение внешней стороны длинного борта, а также располагать биток за линией дома.

Сыгранные шары

Шары считаются сыгранными (забитыми), если они в результате правильного удара падают в лузы.

Шар, отразившийся от лузы на игровую поверхность стола, остается в игре. Прицельный шар, упавший в лузу в результате преднамеренного скатывания его по борту, не засчитывается и выставляется в соответствии с правилами конкретной игры, при этом штраф не налагается.

Выскочившие шары

Выскочившими за борт считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т. д.). Шар остается в игре, если он, ударившись о какую-либо стационарную бильярдную принадлежность (верхнюю часть борта, скобу лузы, осветительный прибор и т. п.), самостоятельно возвращается вновь на игровую поверхность. Если же шар задевает за пределами стола какой-либо иной объект (кий, мел, одежду и т. п.), то он считается выскочившим даже в том случае, если он после этого вновь возвращается на игровую поверхность.

Выскочившие прицельные шары выставляются после завершения удара в соответствии с правилами каждой конкретной игры. при этом штраф не налагается, а правильно забитые шары засчитываются.

Выставление шаров

Все неправильно забитые и выскочившие шары выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

Все выставленные шары считаются прицельными.

Положение шара

Оно определяется положением шара центра. Шар, стоящий в точности на линии дома, считается расположенным вне дома.

Начало и завершение удара

Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Вращающийся на месте шар считается движущимся.

Удар по близкостоящему

прицельному шару (не более 1/2 радиуса шара), а также рас положенному вплотную к битку должен выполняться на резке под углом 45° и более в сторону от линии центров либо таким образом, чтобы биток после соударения остановился на месте, откатился назад или ушел в сторону, не пересекая линии штрафной зоны. За выполнение неправильного удара игрок штрафуется.

Вступление в игру соперника

Соперник вступает в игру после того, как в результате предыдущего удара не был сыгран ни один шар либо имело место нарушение правил.

Штрафы

Штрафы налагаются в следующих случаях:

Если при выполнении одного удара совершено несколько нарушений правил, то штраф взимается в одинарном размере.

Шары, забитые с нарушениями правил, не засчитываются и выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

Зависшие шары

Если шар, зависший над лузой в положении неустойчивого равновесия, остается неподвижным в течение пяти секунд и более после завершения удара, а затем падает в лузу, то судья восстанавливает его на прежнее место и игра продолжается. Так же поступают и в том случае, если зависший шар падает в лузу после явного толчка или сотрясения бильярдного стола.

Если же зависший шар падает в лузу до истечения пяти секунд после завершения удара, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара и игра продолжается на общих основаниях.

«Глухая» позиция

Если шары сгруппировались возле одной из луз и при этом луза оказалась блокированной, а также в иных случаях, когда после продолжительной серии отыгрышей позиция на столе принципиально не изменяется, что ведет к неоправданному затягиванию игры, то судья, после предупреждения игроков, имеет право расставить оставшиеся на столе прицельные шары в форме пирамиды (укороченной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается с руки из дома.

Вмешательство постороннего

Если посторонний вмешивается в игру умышленно, то игра приостанавливается до тех пор, пока он не покинет место проведения соревнований.

Вмешательство соперника

Вмешательством считаются также любые действия соперника, направленные на отвлечение внимания играющего и на создание ему помех при выполнении удара.

Если же соперник вмешивается в игру умышленно, то судья действует согласно разделу «Неспортивное поведение».

Умышленное затягивание игры

Если играющий, по мнению судьи, умышленно затягивает игру, то судья после предупреждения имеет право ввести одноминутное временное ограничение на подготовку и выполнение удара.

Малая русская пирамида (71 очко)

«Пирамида» — игра более серьезная, вдумчивая. Она требует достаточного уровня мастерства. Игра проводится одним «своим» шаром, который должен направить другой шар в лузу. На каждом из шаров есть номер. Перед ударом необходимо заблаговременно сообщить, в какую лузу должен попасть шар. Если оповещения не было, а шар попал, он считается недействительным. Нужно не только положить шар в лузу, но и отвести «свой» в сторону, неудобную для противника.

При игре в «русскую пирамиду» следует руководствоваться «Общими правилами», а также нижеследующими правилами.

Цель игры

Первым набрать 71 очко.

Используемые шары

Биток и пятнадцать прицельных шаров с номерами от единицы до пятнадцати. Биток номера не имеет и должен отличаться от прицельных шаров по цвету или особой разметкой.

Расстановка шаров

Прицельные шары расставляются в форме треугольной пирамиды с вершиной на задней отметке. Шары становятся вплотную друг к другу в следующем порядке: 1-й лобовой шар — 4; 2-й ряд — 5, 6; 3-й ряд-7, 15, 8; 4-й ряд-9, 14, 13, 10; 5-й ряд— 2, 1, 12, 11, 3. Шар, помеченный цифрой «1», называется тузом, потому что он имеет не одно очко, а одиннадцать.

Основанием такого расположения шаров в пирамиде служит то соображение, что при разбивке пирамиды, как правило, крайние шары с мелкими номерами раскатятся, а шары с крупными номерами останутся в середине, т. е. не на игре.

Ведение счета

Если сложить все написанные цифры (очки) на белых шарах, то получится сумма 120 очков. К номеру шара с единицей прибавляется 10 и к последнему оставшемуся на бильярде шару, вне зависимости от написанной на нем цифры, прибавляется тоже 10. Таким образом, общая сумма очков будет 140. В пределах этой суммы может быть всевозможное комбинирование очков между партнерами при игре в «малую русскую пирамиду».

Начальный удар

Фактически началом игры считается тот момент, когда шар-биток перейдет линию, ограничивающую «дом». Поэтому касание своего шара (битка) или сдвиг его с места в пределах «дома» разрешается.

При игре из «дома» запрещается выходить за линию продолжения длинного борта

При разбивке пирамиды ни первый, ни второй промах не карается штрафом. И только после третьего промаха взимается штраф 5 очков и право разбить пирамидку переходит к партнеру.

Способы разбивки пирамидки

Жребий выпал вам разбивать пирамиду. Для этого есть несколько способов. Все зависит от степени изношенности стола и опытности вашего противника.

Если бильярд очень «восприимчив», то разбивку следует делать весьма осторожно. Иначе ваш партнер может нанести вам значительный ущерб. Даже если он и не очень сильный спортсмен.

Как называется лунка в бильярде. ruspyr. Как называется лунка в бильярде фото. Как называется лунка в бильярде-ruspyr. картинка Как называется лунка в бильярде. картинка ruspyr

Удар, нанесенный с исходной точки № 2, еще больше разрушит пирамиду, а с точки N 1 — разобьет ее довольно основательно.

Если вы знаете силу своего противника, а он не знает вашей, то можно пойти на риск. Существует очень хороший прием разбивки. Он производится ударом прямо в лоб. Но с оттяжкой. Шары все рассыпаются между угловыми и средними лузами, а биток отходит назад и прижимается к короткому борту «дома».

Эта разбивка морально подавляет противника, ибо такой прием трудновыполним, и партнер невольно думает:

«Как же он играет, если делает такую рискованную и трудную разбивку»?

Если ваш противник силен, то разбивать в лоб не рекомендуется. Если же он слабоват, то риск такого разбоя оправдан. После вашего удара какой-либо из шаров может подставиться к одной из угловых или средних луз. Но на этот риск можно пойти. Если партнер промажет, то биток неизбежно запутается в шарах и тогда можно будет «снять обильную жатву».

Если же партнер положит подставленный шар, то это вовсе не значит, что он «сделает» еще несколько шаров. Ошибка же будет ему стоить дорого.

Заказ

При игре в «пирамидку» существует два вида правил: «шар в лузу» и строгий заказ «по чистому назначению».

При заказе «шар в лузу» называется только номер играемого шара и луза, в которую кладут шар, но не указывается, каким образом он будет положен. Штраф взимается только за туш «своего». Например, девятку в угол налево. Если же играемый шар окажется не девяткой, а шестеркой, — игрок ошибся. Штраф пять очков. Шар выставляется на прежнюю точку.

При строгом заказе «по чистому назначению» требуется, чтобы игрок назвал не только номер шара и лузу, в которую намерен положить шар, но и сказал, каким приемом он намеревается положить шар. Например: «Играю четверкой двенадцатого в середину налево от шестерки».

Чтобы оправдать такой заказ, двенадцатый шар, получивший поступательное движение от удара четверки, должен перед своим падением стукнуться еще об шестерку. Если он упадет «чисто», не коснувшись шестерки, — не засчитывается и ставится на точку.

При строгом заказе штрафуется не только туш битка, но и каждого шара. И не только кием, рукой, телом, но и рукавом.

Разрешается всякий комбинированный заказ без ограничения количества шаров. При участии в заказанной комбинации одного или нескольких шаров для назначенного шара заказ «абриколью» (удар битком в играемый шар от борта) необязателен. Если объяснение падения заказанного шара в лузу для судьи неясно или настолько запутано, что в нем трудно разобраться, то судья имеет право подобный заказ не принять, не разрешить делать.

Когда на бильярде остается один шар (кроме битка), называть его номер не требуется.

Перед выполнением удара играющий должен дать заказ. Заказ адресуется судье и должен быть четким и ясным. До удара заказ может быть изменен и объявлен заново. Изменение заказа в процессе удара не допускается.

При правильном сыгрывании заказанного шара все шары, упавшие в лузы вследствие произведенного удара, засчитываются.

Выставление шаров

Все неправильно забитые, незаказанные и выскочившие прицельные шары выставляются на заднюю отметку. Если выставляется несколько прицельных шаров, то они располагаются в порядке возрастания номеров вплотную друг к другу на продольной линии в сторону заднего борта. Если задняя отметка занята, то шар выставляется на продольной линии со стороны заднего борта как можно ближе к мешающему прицельному шару, но не вплотную.

Штрафы за нарушения

Штраф взыскивается в следующих случаях:

Во всех поименованных случаях штраф взыскивается в размере пяти очков, которые вычитаются из суммы очков оштрафованного и прибавляются к очкам его партнера.

Если оштрафованный не положит ни одного шара, то его партнер должен набрать шарами не 71 очко, а меньше на число полученных штрафных очков. Например, при получении пяти штрафных очков должен набрать шарами 66 очков, при получении десяти штрафных очков — набрать шарами 61 очко и т. д.

При одновременном нарушении нескольких правил штраф соответственно не увеличивается, а взимается в одинарном размере (пять очков). Например, играющий промахнулся и положил биток в лузу, или коснулся какого-либо шара и промахнулся, и т. д. — штраф пять очков.

При всяком штрафном ударе положенный шар не засчитывается и ставится на бильярд на общих основаниях. Если играющий сыграет чужим шаром, налагается штраф.

Упавший при этом в лузу шар выставляется на бильярд на общих основаниях, а все другие шары остаются в положении, получившемся вследствие неправильного удара.

Если играющий сыграет чужим шаром, несмотря на предупреждение судьи, то, кроме штрафа, судья по своему усмотрению, но не в ущерб партнеру, восстанавливает прежнее положение шаров.

Московская пирамида

Еще эту игру называют «сибирской», «комбинированной». При игре в «московскую» следует руководствоваться «Общими правилами», а также, нижеследующими правилами.

Цель игры

Первым забить восемь шаров.

Используемые шары

Биток и пятнадцать прицельных шаров. Биток должен отличаться от прицельных шаров цветом или особой разметкой (обычно полосатый или розовый). Всего шестнадцать.

Расстановка шаров

Пятнадцать прицельных шаров расставляют в форме пирамиды с вершиной на задней отметке.

Начальный удар

Ведение игры

Играть можно любой прицельный шар или биток от прицельных шаров. Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитывается любое количество шаров, упавших в лузы.

Выставление шаров

Все неправильно забитые, выскочившие, а также выставленные штрафные прицельные шары ставятся вплотную к середине заднего борта. Если же это место занято, то шар выставляется вплотную к борту как можно ближе к мешающему прицельному шару.

Штрафы за нарушения

Штраф в виде одного шара взыскивается:

а) при всяком касании играющим любого шара рукой, одеждой и т. п. до, после или при выполнении удара;

б) при ударе по битку турником или боковой частью кия;

в) при ударе во время не завершившегося движения шаров от предыдущего удара;

г) при промахе, когда «свой» не коснулся ни одного из шаров:

д) при вылете за борт «своего» шара;

е) при отрыве обеих ног от пола во время удара. Если при нарушении по пунктам а), д) и е) были сыграны один или несколько шаров, то последние не засчитываются, вынимаются из луз и устанавливаются у короткого борта в районе третьей точки

Если на момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после первого забитого им шара.

Особые случаи

Предоставление форы

Фора в «московской» дается следующими способами:

Американка

Среди игр наиболее популярна и распространена «американка», когда любой, даже случайный шар, закатившийся в лузу, может считаться призовым. Эта игра длится относительно недолго. Есть мастера, которые с удара «делают партию», то есть забивают все восемь требующихся для победы шаров, не давая противнику произвести ни одного удара.

При игре в «американку» руководствуются «Общими правилами», а также нижеследующими правилами.

Цель игры

Первым забить восемь шаров.

Используемые шары

Игра ведется шестнадцатью шарами, каждый из которых может быть битком или прицельным шаром.

Расстановка шаров

Пятнадцать прицельных шаров расставляются в форме пирамиды с вершиной на задней отметке без учета их номеров.

Начальный удар

Если после удара шар в лузу не попал, в игру вступает партнер.

Ведение игры

Играть можно любой прицельный шар или биток от прицельных шаров. Заказывать лузу и назначать шары нет необходимости. При правильном ударе засчитывается любое количество шаров, упавших в лузы.

Соревнование в «американку» может иметь три конца: выигрыш, проигрыш и ничью.

Ничья

Ничья может быть при условии, если оба спортсмена положили по 7 шаров, а по предварительной договоренности последний шар не играется, так как он почти всегда подставляется благодаря неудачному удару.

Опытные игроки поэтому обычно соглашаются в этом случае на ничью.

Если условия соревнования в «американку» должны быть обязательно результативными, то «ничья» переигрывается.

Предоставление форы

Если играют различные по классу соперники, более слабый может попросить фору.

Есть несколько способов предоставления форы: игрок, дающий фору, имеет право разбить пирамиду и после окончания удара снимает со стола договорное количество шаров. При таком раскладе игрок по своему усмотрению выбирает, какие шары снимать. Игроки договариваются, сколько шаров играть каждому, например, сильному игроку — десять шаров, а слабому — шесть и т. д.

Отыгрыш

Отыгрыш считается правильным в следующих случаях:

Выполнение отыгрыша какими-либо другими способами штрафуется.

Отыгрыш при игре в «американку» сложнее выполнить, чем при игре, например, в «Малую русскую пирамиду». Даже незначительная ошибка при постановке шаров в положение, неудобное для игры, может привести к сыгрыванию их партнерами.

Выставление шаров

Все неправильно забитые, выскочившие, а также выставляемые штрафные шары ставятся вплотную к середине заднего борта. Если же это место занято, то шар выставляется вплотную к короткому борту как можно ближе к мешающему шару.

Штрафы за нарушения

За каждое нарушение правил с игрока взимается штраф в размере одного шара. Если на момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после первого забитого им шара.

Играть партнеру выставленными штрафными шарами не разрешается, за исключением случая, когда на столе остаются только штрафные шары.

При игре в «Американку» запрещено пользоваться машинкой, мазиком и длинным кием.

Американский бильярд. Общие правила.

Американский бильярд во многом отличается от русского.

Стол. Все американские столы — стандартные. Их длина 3,6 м, ширина 1,85 м и высота 85 см. Русские мастера изготавливали столы длиной от 3 до 4 м, а длина современных — от 1,5 до 3 м.

Отличаются они и настилом. У американских и наших старинных столов настил состоит из каменных плит. Сегодня американцы используют для этой цели металл и пластмассы. Основанием наших столов служит древесностружечная плита, в лучшем случае — бетонная. Для покрытия столов мы до сих пор применяем шерстяное сукно, а американцы давно перешли на синтетику, по которой шар катится, практически не встречая сопротивления. Борта американских столов обрезинены упругой эластичной резиной, отбрасывающей шар на большие расстояния. Наша резина очень жесткая.

Самое большое отличие американских столов заключается в размерах луз. У нас ширина лузы 72–76 мм, у американцев стандартная — 88,9 мм. (Мы играем в основном шарами диаметром 70 мм, а американцы — 52,5 мм). На наших столах губки луз острые, на американских — закругленные (к тому же американцы подрезают резину на 2–3 мм по глубине на расстоянии до 100 мм от лузы, что способствует лучшему заходу шара в лузу).

Много новшеств внесли американцы и в разметку стола. От нашей разметки бильярда сохранились только две точки — центральная и точка, на которую ставится пирамида. Точка «дома» расположена на продольной линии стола и находится на расстоянии 73,6 см от короткого борта. На этом расстоянии поперек бильярда проведена линия «дома». Из точки «дома» проведена полуокружность радиусом 29,2 см до пересечения с линией «дома». Образовавшиеся на пересечении линии две точки необходимы для игры в «снукер», а площадь полукруга — это место, куда ставится биток при игре «с руки». Имеется еще точка, расположенная на центральной продольной линии на расстоянии 32,4 см от короткого борта. На нее ставится красный шар при игре в американский бильярд.

Шары изготавливаются из пластмассы. Диаметр — 52,5 мм. В бильярд играют 3 шарами. 2 белых (битки), один из них с точкой, и красный. В «снукер» играют 22 шарами — 15 красных, 6 цветных (желтый, зеленый, коричневый, синий, розовый, черный) и 1 биток белого цвета.

Кий изготавливается из дерева, чаще всего из клена. Наименьшая длина — 91 см, средняя — 1,5 м. Кии часто делают складными из двух половин. Диаметр турника до 30 мм, а тонкого конца — 10 мм. Наклейки применяют разных типов. Мелят их после каждого удара. Класть мел на стол строго запрещается — американцы держат его в кармане.

Основные понятия при игре в «пул»

Начало стола — короткий борт со стороны «дома», а также тот борт, где установлен счетчик очков.

Конец стола — короткий борт, противоположный началу стола. Точка пирамиды—точка, находящаяся в центре линии, соединяющей вторые ромбы на длинных бортах от конца стола.

Линия — линия, соединяющая вторые ромбы на длинных бортах от начала стола.

Дом — область, находящаяся за «линией» со стороны начала стола.

Точка дома —точка, находящаяся в центре «линии».

«Накат», «оттяжка», «боковик» — виды ударов.

Дуплет, триплет, труабан, катрбан —удары, при которых прицельный шар отражается от одного, двух, трех и четырех бортов.

«Заказ» — перед каждым ударом игрок должен указать, каким шаром и в какую лузу он играет.

Pool & 8-ball

«Восьмерка» — игра по заказу. Игра ведется битком (белым шаром). Один игрок забивает одноцветные шары (1–7), другой — полосатые (9–15). Побеждает игрок, забивший все шары своей группы и положивший по заказу шар N 8.

Восьмой шар ставят в центр пирамиды. Цветные и полосатые шары чередуют, устанавливая в углах пирамиды шары разной группы.

Битком необходимо из-за линии «дома» забить шар или довести минимум 4 шара до бортов. Невыполнение этого условия — ошибка.

Партнер может тогда:

— продолжить игру с этой позиции;

сделать разбой заново или попросить об этом партнера. Попадание битка в лузу при разбое — ошибка.

Прицельный шар при разбое вылетел за борт — ошибка. В этом случае партнер или продолжает игру, или играет из-за «линии дома».

Если при разбое падает 8-й шар в лузу, то партнер ставит заново пирамиду и разбивает шары, или ставит 8-й шар на заднюю точку и играет из этого положения.

Если одновременно падают 8-й шар и биток, то партнер может заново разбить пирамиду или поставить 8-й шар на заднюю точку и играть из-за «линии дома».

После разбоя стол всегда «открыт». Выбор происходит тогда, когда игрок забьет шар по заказу.

Необходимо забить шар в лузу или довести до борта биток или прицельный шар.

Если биток попадает сначала в борт, затем в прицельный шар, то необходимо, чтобы биток или прицельный шар после этого коснулись бортов.

Выскочившие прицельные шары — ошибка. Их устанавливают на заднюю точку по возрастанию номера шара вдоль продольной линии к короткому борту.

Ошибка будет считаться, если:

биток не попал в прицельный шар;

при ударе битком в прицельный шар ни тот, ни другой не касаются бортов; биток падает в лузу; биток вылетает за борт;

партнер задевает чем-либо любой шар; игрок бьет по шару, когда шары еще не остановились.

При любой ошибке партнер играет «с руки», то есть ставит биток на любое место стола.

Игрок проигрывает партию, если:

Pool & 9-ball

При отсутствии явных расхождений с нижеследующими дополнительными правилами следует руководствоваться «Общими правилами лузных бильярдных игр».

«Девятка» играется битком и девятью прицельными шарами с номерами от единицы до девяти. При любом ударе биток должен коснуться вначале шара с наименьшим номером, однако шары необязательно забивать по порядку номеров. Если при правильном ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок остается у стола и продолжает игру до тех пор, пока не совершит промах, нарушит правила или одержит победу, положив в лузу девятку. Вступая в игру после промаха, партнер принимает сложившуюся на столе позицию, однако после совершения его соперником какого-либо нарушения правил, он имеет право играть «с руки», установив биток в любом месте стола. Объявлять заказ не требуется, матч оканчивается после того, как один из игроков выиграет заданное число партий.

Правильный начальный удар

игрок должен попасть по единице и при этом либо забить в лузу какой-либо прицельный шар, либо довести до борта, «по крайней мере», четыре прицельных шара;

если биток упал в лузу или выскочил за борт, а также если не выполнены требования к начальному удару, то это является нарушением правил, при этом вступающий в игру соперник имеет право играть «с руки» с любого места стола;

если при выполнении начального удара за борт выскакивает прицельный шар, то это также является нарушением, и вступающий в игру соперник играет «с руки» с любого места стола. Прицельный шар при этом не выставляется (исключение: если за борт выскакивает девятка, то она выставляется).

При выполнении удара, непосредственно следующего за начальным, игрок имеет право на «пуш-аут» (см. Пуш-аут). Если игрок при выполнении правильного начального удара положил в лузу хотя бы один прицельный шар, то он продолжает игру до промаха, нарушения или победы в партии. Если игрок промахивается или совершает нарушение, то вступающий в игру соперник начинает свою серию и в свою очередь продолжает игру до промаха, нарушения или победы. Игра заканчивается, если при правильном ударе забита девятка, или если одному из игроков засчитывается поражение за серьезное нарушение правил.

Удар считается неправильным, если первое касание битка произошло с шаром, номер которого не является наименьшим на столе.

Недоведение до борта

Удар считается неправильным, если ни один из прицельных шаров не забит в лузу, а после касания прицельного шара ни биток, ни какой-либо из прицельных шаров не доведен до борта.

При выполнении удара с руки игрок может располагать биток в любом месте на игровой поверхности стола, но не вплотную к прицельному шару. Он может изменить положение битка до нанесения удара.

Выскочившие прицельные шары

Незабитый шар считается выскочившим, если он остановился где угодно, но не на игровой поверхности стола. Выскакивание за борт прицельного шара считается нарушением. Выскочившие прицельные шары не выставляются (за исключением девятки) и игра продолжается.

Нарушение при выполнении перескока и массе

Если встреча проводится без судьи, то признаком нарушения правил при выполнении перескока или массе (огибания) является смещение мешающего прицельного шара (независимо от того, смещается ли он под действием руки, кия или упора).

Три нарушения подряд

Если игрок нарушает правила три раза подряд при выполнении трех последовательных ударов (без промежуточных правильных ударов), то ему засчитывается поражение в партии. Три нарушения должны быть совершены в одной партии. Между вторым и третьим нарушением должно последовать предупреждение. Серия начинается с момента получения игроком права на совершение удара и заканчивается вместе с ударом, при выполнении которого он либо промахивается по лузе, либо нарушает правила, либо одерживает победу, а также если игрок нарушает правила в перерыве между ударами.

Партия начинается после того как биток при выполнении начального удара пересекает переднюю линию. При этом необходимо попасть по единице. Партия завершается после того как в результате правильного удара забита девятка, а также если одному из игроков засчитано поражение.

Снукер

Игру придумали в Индии в 1875 году. Игра оказалась сложнее, чем известные «американка» и «пирамида». Пробуждает интерес больше к сложным движениям шаров, чем к выигрышу.

Раньше снукерами называли курсантов первого курса, которые не имели житейского опыта. И вот однажды в игре один из офицеров Невил Чемберлен назвал этим словом своего партнера, оказавшегося в трудном положении и не знавшего, как из него выйти. Ему предстояло сыграть цветной шар, который был закрыт другими. Такое положение на бильярде и стали называть «снукером».

Затем эта игра перешла в Англию, но популярности не имела до 1920 года, пока не появился Джо Девис. Он ввел контроль за битком и дал оценку шаров, что значительно усложнило игру. Кроме за-бития шаров в лузу, теперь надо было следить еще за битком.

Особенно популярным «снукер» стал в 60-х годах. Большую роль в этом сыграли цветное телевидение и два игрока — Рэй Риардон и Джон Спенсер, которые устраивали показательные игры, разъезжая по всей Англии. Затем «снукер» развился как спорт. Начали проводиться соревнования, для победителей учреждались дорогие призы, которые привлекли новое поколение игроков. В 1980–1981 году Стив Дэйвис стал первым чемпионом Великобритании. Он совершенствовал игру и через некоторое время победил на первенстве мира. Этот спортсмен и до сих пор считается одним из сильнейших игроков.

Скоро в снукер начали играть японцы, китайцы, американцы. Появились новые таланты — Джон Пэрот, Нил Фоулдз, Стивен Хендри.

В 1973 году была создана Международная организация бильярда и «снукера». С 1985 года она стала управляющим органом.

В «снукер» играют на том же столе, что и в бильярд, только 22 шарами — 15 красных, 6 цветных и 1 биток белого цвета.

Шары цветные, оцениваются в зависимости от цвета: пятнадцать красных шаров — по одному очку каждый, один желтый — по 2 очка, один зеленый — 3 очка, один коричневый −4 очка, один синий — 5 очков, один розовый — 6 очков, один черный — 7 очков.

Белый шар — это биток. Только им можно бить по остальным шарам.

Игра проводится на обычном бильярдном столе, который нужно подготовить для «снукера». Через середину одной половины стола по линейке мелом прочерчивается поперек жирная линия. Затем нужно полукругом отметить зону «дома» для битка. Радиусом должна быть треть расстояния от линии до ближайшего узкого края стола. Ровный полукруг можно легко нарисовать при помощи тонкой веревочки. Ее нужно сложить пополам, в петлю просунуть кусочек мела, а концы прижать к середине прямой линии. Шары расставляются, как показано на рисунке.

Для удобства установки пирамиды в середине верхней части стола — так называется сторона, противоположная «дому», — можно прочертить мелом по бортам три черточки.

Разбивающий пирамиду может поставить биток на любом месте в зоне дома — там, откуда удобнее бить. Первым ударом он должен сыграть только красный шар, а если заденет за какой-нибудь другой, то ему засчитывается ошибка и списываются очки в зависимости от ценности затронутого шара. Самым первым ударом важно не только удачно разбить пирамиду, но и отогнать биток как можно дальше от нее, создавая другому игроку позицию посложней.

Шары кладутся в любую из шести луз. За уложенный красный шар засчитывается одно очко. После этого бильярдист имеет право удара по любому цветному шару (цветными называются все шары, кроме красных и битка). Если начинающий игрок более уверен в каком-нибудь шаре, то может бить и красный — один, другой, а потом, подогнав биток к цветному, уложить его в одну из луз. Нужно твердо запомнить, что перед каждым цветным шаром должен быть забит красный. Асы бильярда иногда усложняют игру тем правилом, что после красного можно играть только цветной шар. Такая тактика всегда помогает набирать «крупные серии». (Сумма выигранных очков, в течение одной очереди называется серией.) Вот какая может получиться серия, если было уложено в лузу несколько шаров: красный (1 очко), зеленый (3 очка), снова красный (1 очко), розовый (6 очков), красный (1 очко), синий (5 очков) и так далее.

Положенный в лузу красный шар выходит из игры. До тех пор, пока на столе есть хотя бы один красный шар, можно забивать цветные шары в любом порядке по своему выбору, но всякий раз перед цветным бильярдист должен класть в лузу красный шар. Забитые цветные шары на этой стадии игры выставляются на те точки стола, где они стояли в начале игры. Может случиться и так, что это место уже занято каким-нибудь другим шаром, тогда цветной шар выставляется на самую верхнюю точку. Если забит зеленый шар, а на его месте стоит красный, то этот зеленый ставится на место черного, если же и туда перекатился какой-то другой шар, то зеленый устанавливается на точку розового и так далее.

Игра подходит к завершению, когда на столе остаются лишь два шара: «последний черный» и биток. Бывает, что у партнеров примерно равное количество очков, поэтому все решают эти семь очков за черный шар. Когда сыгран «последний черный» или совершена ошибка, игра заканчивается. Редко, но может случиться и ничья. В этом случае для определения выигрыша разыгрывается повторение «последнего черного». Черный шар выставляется на свое место и по нему играют битком из дома.

Если был поставлен «снукер», но бильярдисту засчитали ошибку, очередной игрок имеет право объявить «свободный шар»; любой шар на столе может заменить тот, который оказался закрытым. Проиллюстрируем это примером на втором рисунке. Если бы вам был оставлен «снукер» после неправильного удара по желтому шару, то вы могли бы назначить синий шар на замену желтому и попытаться уложить его в боковую лузу или, поставив биток за каким-нибудь другим шаром, тоже сделать «снукер».

Когда играют знатоки, вся партия занимает минут 20, любители могут завершить одну игру за 30 минут. Классные бильярдисты стремятся набрать серию в 100 очков. Крупные серии лучше всего идут в начале игры, когда много красных шаров, а цветные могут укладываться по несколько раз. Опытные игроки в «снукер» подсчитали, что пределом является максимальная серия в 155 очков, но требуется немалое искусство, чтобы набрать в серии хотя бы 100 очков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *