Как называется магазин не самообслуживания
Виды магазинов
Розничная торговля является одним из наиболее перспективных видов бизнеса, позволяющих быстро получить высокую прибыль. Наиболее распространенным видам магазинов розничной торговли и их специфике в зависимости от ассортимента посвящена эта статья.
Классификация
В основе классификации магазинов, занимающихся розничной коммерцией, лежат следующие признаки:
Каждый из них оказывает существенное влияние на прибыль бизнеса, но в зависимости, например, от региона, экономической ситуации в данный период времени и прочих субъективных факторов, содержит те или иные риски.
Виды по типу ассортимента
По этому критерию различают следующие коммерческие предприятия:
Торговые точки первой категории предлагают потребителям обширный выбор разнообразных изделий в рамках узкого спектра: одежда, аксессуары, спортивное снаряжение, мебель, цветы (комнатные растения), книги. В свою очередь они классифицируются по широте номенклатуры в рамках конкретной товарной линии. Так:
Специалисты рекомендуют бизнесу обратить особое внимание на варианты последней категории, так как ожидается, что в будущем именно они будут обеспечивать быструю прибыль.
Коммерческие предприятия со смешанной номенклатурой предлагают промышленные товары и продукты питания. Их популярность связана со стремлением потребителей закупаться в одном месте, снижая тем самым свои транспортные и временные затраты.
Универмаги
Универмаги — коммерческие предприятия с довольно большим или со средним товарооборотом, которые предлагают ограниченную товарную номенклатуру (одежда, украшения, обувь, мебель и пр.). Каждый вид товара реализуется в своем отделе, управляемом специалистами по общению с покупателями, либо мерчендайзерами. Наряду с индивидуальным обслуживанием, в некоторых коммерческих предприятиях торговля организуется на принципах самообслуживания. Возможно использование и других форм: обслуживание по образцам или по каталогам.
Супермаркеты
Под таким названием понимают сравнительно большие заведения розничной торговли, работающие по низким наценкам. Их главной задачей является удовлетворение основных потребностей населения в продовольствии, в конкретных видах промышленной продукции и в услугах для дома. В качестве формы коммерции в супермаркетах используется самообслуживание, от чего не в последнюю очередь зависит их популярность среди населения.
Для таких коммерческих предприятий характерна широкая выкладка расфасованных товаров, минимизирующая необходимость в персонале. В крупных супермаркетах покупателям предлагают 4–6 тысяч номенклатурных наименований, из которых 1,5-2,5 тысячи относятся к продовольственным, а 2–3,5 тысячи составляют продукты промышленной группы. Супермаркеты закупаются у дистрибьюторов, а самые престижные из них импортируют составляющие своего ассортимента из-за рубежа.
Магазины шаговой доступности
Торговые точки этого типа расположены непосредственно в жилых кварталах и предлагают небольшой ассортимент предметов и пищевых продуктов первой необходимости. Они работают до глубокой ночи и в любой день недели. Из-за ограниченной номенклатуры владельцы таких коммерческих предприятий вынуждены применять повышенную наценку. Основной их задачей является не увеличение среднего чека, а рост числа постоянных покупателей. Популярность этого вида розничной торговли объясняется тем, что потребители стремятся тратить как можно меньше времени на покупку предметов и продуктов повседневного спроса, и выбирают торговые точки, расположенные вдоль их пути с работы домой.
Магазины «бросовых цен»
Подобные коммерческие точки устанавливают более низкие цены, чем у большинства. Потребителей привлекает обширный и регулярно обновляемый ассортимент продукции высокого качества, закупаемой по сниженным ценам у других розничных продавцов или у компаний-производителей. Условно такие предприятия принято подразделять на 3 группы:
Супермагазины
Сравнительно недавно в нашей стране стали появляться гигантские специализированные коммерческие предприятия, предназначенные для обслуживания рядовых потребителей. Эта категория включает относительно большие заведения торговли площадью 3000-5000 кв. м, которые предназначены для удовлетворения потребностей населения в регулярных покупках продовольственных и других товаров. Наряду с этим, супермагазины нередко предлагают различные бытовые услуги (химчистка, ремонт обуви, стирка белья). Принято различать две категории супермагазинов:
Выставочные залы
Такая разновидность деятельности магазина направлена на обеспечение больших объемов продаж, достигаемого установлением низких цен и путем сокращения затрат.
Выставки предлагают обширный ассортимент брендовых товаров, пользующихся высоким и устойчивым спросом, таких как драгоценности, электроинструменты, фотоаппараты, спортивное снаряжение и прочие.
Посетителям таких торговых заведений предлагается познакомиться с их свойствами по выставленным образцам или изучить их по фото и другой информации из каталогов, и сделать заказ.
Оптовые клубы
Это сравнительно малораспространенный в РФ способ организации коммерции. Подобные заведения — это гигантские складские помещения. Там предлагают узкую товарную номенклатуру с низкими накладными расходами, по причине их оптовой закупки на торгах и минимизацией расходов на зарплату персонала, в роли которого выступают складские рабочие.
Дискаунтеры
Так называют тип магазинов розничной торговли, реализующих стандартный набор продуктов и промышленных изделий по сниженным ценам, так как большой оборот, дает возможность осуществлять предпринимательскую деятельность с небольшой наценкой. К этой категории относятся только торговые заведения, постоянно реализующие товары по сниженным ценам. Принято отличать магазины-дискаунтеры со специализированной или широкой номенклатурой предлагаемого продовольствия или промышленных изделий.
Специфические виды розничных магазинов
Представленные выше типы магазинов относятся к наиболее распространенным. Наряду с ними встречаются и другие торговые заведения, в том числе осуществляющие виды деятельности необычные для нашей страны. Это:
Теперь вы знаете основные принципы организации коммерческого бизнеса (розница) и сможете выбрать максимально подходящий вам вариант.
Прощай, прилавок?
Торговля через прилавок воспринимается как анахронизм, особенно в том случае, если речь идет о большом продовольственном магазине площадью 500 кв. метров и больше. Но что делать владельцам магазина с торговым залом площадью 100-200 кв. метров, решившимся провести переоборудование своего магазина. Окупят ли себя инвестиции в организацию на такой площади магазина самообслуживания? Каково наименьшее значение площади магазина, при котором торговли «через прилавок» менять не стоит? С этими вопросами мы обратились к руководителям сетей, состоящих из магазинов небольшой площади, к магазиностроителям и экспертам рынка.
В советское время розничная торговля воспринималась как конечное звено в цепи распределения потребительских товаров, но никак не самостоятельный бизнес. С такой позиции и планировалось развитие отрасли, размещение торговых объектов и величина отдельных предприятий. В результате — повсеместно превалируют объекты площадью менее 300 кв. метров.
Пока количество наименований продуктов, представленных на региональных рынках, было невелико, а покупатель не требователен, в том числе по причине достаточно ограниченного дохода, розничная торговля развивалась медленно. Теперь же рынок пришел в движение. В столице профессиональную публику все серьезнее в настоящее время волнует приход иностранных ритейлеров, а в провинциях — экспансия как иностранцев, так и столичных и межрегиональных розничных сетей. Причем ситуация на большинстве региональных рынков еще более критичная, чем в столице: местные сети только начали развиваться.
Считается, что перевод магазина на самообслуживание способен увеличить товарооборот как минимум в три раза. Практики же торговли называют более скромные результаты. По данным Олега Хабибулина, главы екатеринбургской сети «Купец», включающей как магазины самообслуживания, так традиционной торговли, товарооборот нескольких магазинов сети после перевода их на форму самообслуживания повысился примерно на 30 процентов. Речь идет о небольших по площади магазинах.
Большинство опрошенных специалистов уверены, что перевод на самообслуживание увеличит эффективность работы магазина в любом случае, если им грамотно управлять. Но величина прироста выручки зависит от множества факторов: места расположения магазина, площади и организации торгового помещения, ассортимента.
Стоит ли переводить на самообслуживание небольшие магазины с торговым залом площадью 100-200 кв. метров? Если он будет позиционироваться как магазин у дома, то выигрыш от новой формы торговли кажется на первый взгляд незначительным.
Прилавочная торговля не покинет полностью и перестроенный магазин. Гастрономию, салаты и полуфабрикаты (если они имеются в ассортименте магазина), т.е. все, что требует индивидуального взвешивания, будет выгоднее по-прежнему продавать через прилавок. Так делают даже в жестких дискаунтерах (например, в «Дикси»).
Что же остается в торговом зале полностью доступным для покупателя? Cпиртное, хлеб, бакалея, замороженные продукты и т.п. Все эти продукты продаются ныне в достаточно качественной упаковке, снабженной штриховым кодом. Стоит ли ради этого приобретать новое торговое оборудование или можно ограничиться автоматизацией магазина начального уровня: купить, например, пассивные системные кассы с возможностью загрузки с компьютера товарного справочника, и таким образом несколько повысить скорость обслуживания покупателей, уменьшить возможность ошибок?
Следует учесть, что часть торговой площади отойдет под создание входного пространства и кассовой зоны. Нужно будет установить камеры для хранения вещей покупателей, выделить место под корзинки и тележки. Кроме того, согласно ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», ширина прохода между кассовыми кабинами и стеллажами должна быть не менее 1,7 метра, между параллельно расположенными островными горками — не менее 1,4 метра, а между островными горками и пристенным охлаждаемым оборудованием — не менее 1, 6 метра.
Затраты на покупку оборудования для магазина самообслуживания выше, чем для оснащения магазина традиционной торговли. Возрастают расходы на приобретение холодильного оборудования, кассового и охранного оборудования. Например, для прилавочного магазина потребуются лишь охлаждаемые витрины: погонный метр среднетемпературных витрин бизнес-класса стоит в пределах от 800 до 1200 долларов (витрины класса люкс, к которому относят оборудование ведущих европейских производителей обойдется на 50-70% дороже), а также холодильные шкафы и морозильные лари. В магазине самообслуживания также используют охлаждаемые стеллажи и низкотемпературные ванны. Это недешевое оборудование. Например, модуль среднетемпературных стеллажей, изготовленных итальянскими фирмами, длиной 3,75 см обойдется в 7-9 тысяч долларов.
По подсчетам Владислава Сердюка, продакт-менеджера Группы «Торговое оборудование», финансовые вложения в магазин самообслуживания в среднем в два раза больше, чем в магазин традиционной торговли. «Чем меньше площадь торгового зала магазина, тем меньше разница между затратами на оснащение его как магазина самообслуживания и предприятия традиционной формы обслуживания из-за небольшого количества холодильного оборудования.», — отметил коммерческий директор компании «Интерфуд» Сергей Моисеев.
По мнению Сергея Моисеева, часто предприниматели опасаются самообслуживания по другой причине. Они боятся резкого увеличения случаев краж товаров персоналом магазинов. Однако при грамотном управлении и постоянным контролем за магазином процент потерь «на забывчивость» персонала в среднем составляет не более одного процента от оборота.
Бизнес — нелинейное уравнение
Тем не менее у опрошенных нами экспертов нет единого мнения: какова же минимальная торговая площадь магазина, которая служила бы границей, определяющей неэффективность перевода магазина на самообслуживание. Оценки тех, кто назвал конкретные цифры, резко отличилась: от 50 до 150 кв. метров. Например, специалисты Группы «Торговое оборудование» и компании «Купец» считают, что и на площади в 50 кв. метров можно организовать конкурентоспособный магазин самообслуживания. Исключения существуют. «Форма помещения влияет на организацию торговли в магазине. Помещение может быть площадью и 300 кв. метров, но если при этом оно вытянуто в длину и вход находится в середине, то практически становится невозможным открытие на данной площади магазина самообслуживания», — отмечает Владислав Сердюк.
Но некоторые специалисты считают подобную постановку вопроса неправильной. «Площадь магазина никак не связана с формой торговли — можно торговать через прилавок в огромном универсаме, доставшемся от советских времен, а можно использовать самообслуживание и на нескольких квадратных метрах. Нижнего предела площади для магазина самообслуживания не существует», — считает председатель Совета директоров сети универсамов «АБК» Владислав Егоров.
А начальник отдела архитектурного проектирования и дизайна компании «Олекс холдинг» Арина Пономаренко считает, что площадь магазина — лишь один из нескольких аргументов при решении задачи создания магазина. Зная только площадь торгового зала, можно найти решение, которое будет ограниченным и все же множеством.
Схожее мнение высказывают и эксперты компании «Котэкс-Торг»: «Розничный бизнес — постоянное решение нелинейных уравнений. Надо использовать матричный метод, а не пытаться решать все с помощью несложных линейных уравнений».
Три кита магазиностроения
Какие же еще неизвестные присутствуют в данном нелинейном уравнении? «Владельцу магазина нужно четко определить нишу, в которой он собирается работать, ее емкость и в результате сформировать формат предложения», — так считают в компании «Котэкс-Торг».
Сегодня, продолжают эксперты компании, средний потребитель с доходом уровня «до дефолтового» потребляет 600-700 наименований продуктов в месяц, это его привычный набор. Потребитель с высоким уровнем доходов потребляет до 1100 видов продуктов. Конечно же, речь здесь идет не о количестве покупаемого, а о разнообразии видов потребляемых продуктов. Учитывая коэффициент семейности в РФ равный 3,5, определяя ассортимент, магазин должен рассчитывать на удовлетворение спроса по нижней потребительской группе в размере 950-1050 наименований товаров на семью в месяц, в средней на 1350-1550 наименований и в верхней потребительской группе на 2800-3200 наименований. Дискаунтеры торгуют товарами основной потребительской группы, в то время как супермаркеты стараются удовлетворить спрос каждого из членов семьи.
Магазин с площадью торгового зала 200-300 кв. метров может работать как в том, так и в другом формате. «Площадь 300 кв. метров — это уже не мало. Ассортимент подобного магазина может составлять от 2500 наименований при варианте дискаунт и до 10 тысяч наименований при организации супермаркета. Это проверенно на собственном опыте», — рассказали нам в «Котэкс-Торге».
«Вариантов форматов при организации торговли методом самообслуживания больше по сравнению с традиционной торговлей, — считают эксперты компании. — При переходе на форму самообслуживания появляется возможность дальнейшего совершенствования ведения бизнеса; при ведении прилавочной торговли — развития практически не будет».
Главный плюс самообслуживания
Совершение покупателем незапланированных покупок — главное преимущество использования формы самообслуживания. Кроме того, за счет более рационального использования выкладки товара возможно увеличить ассортимент, представленный в торговом зале как минимум на 30 процентов. Это позволит получать гораздо больший доход от предприятия. По данным компании «Котэкс-Торг», оборот в магазинах площадью 200 кв. метров может достигать 230-300 тыс. рублей в день. Таким образом, большие затраты на оснащение магазина принесут и большую отдачу. «Предприниматели склонны учитывать абсолютную стоимость оборудования, не соотнося с отдачей, которую можно от него получить. Это неверный подход. Основной вопрос бизнеса — сколько предприниматель может заработать с единицы вложенных средств», — отмечают эксперты «Котэкс-Торг».
Главная причина, почему «Самохвал» использует выбранный формат, по мнению PR-менеджера компании Александра Пермякова, такова: «Торговля через прилавок позволяет сохранить момент человеческого общения между покупателем и продавцом, что повышает привлекательность наших магазинов». Экономические причины, позволяющие «Самохвалу» не только выживать, но и достаточно успешно развиваться, на взгляд автора статьи, следующие.
Во-первых, магазины «Самохвал» — не привычные, советские гастрономы. Здесь нет выделенных кассиров и продавцов, и покупателю не приходится тратить время на отдельную очередь в кассу. К тому же в мясном, гастрономическом отделах, где производится нарезка и взвешивание продуктов, работают одновременно два продавца.
Во-вторых, поскольку продавцы в «Самохвале» — важный элемент торговой технологии, подбор персонала происходит очень тщательно. В основном в магазинах сети продавцами работают женщины до 40 лет, которые по молодости не успели проникнуться атмосферой советских магазинов.
В-третьих, вряд ли к «Самохвалу» подойдет определение «магазин у дома». До сих пор в компании склонны считать свои магазины винными. Ассортимент винной продукции составляет 3 тыс. наименований. В отделе алкоголя особенно заметна искусная работа мерчендайзеров. Однородность полок с товаром нарушают товары-магниты, например, выставленные в красных рамках «Водка месяца» и «Пиво месяца». Кроме этого «Самохвал» предлагает спиртные напитки под собственной маркой, что также притягивает внимание покупателя. Здесь же в винном отделе можно попробовать фирменное пиво.
В марте компания «Самохвал» сообщила об открытии собственных отделов всей продуктовой группы. Сегодня все технологические проблемы не решены. Например, продажа замороженных полуфабрикатов, которые как правило реализуются в заводской упаковке из остекленных морозильных ванн. Покупатель затрачивает на их покупку больше времени, чем в магазине самообслуживания.
«Самохвалу» без сомнения помогает неравномерность расположения крупных торговых объектов в Москве. «Самохвал» может разместиться практически в любом помещении, в то время как сети супермаркетов нужны площади от 500 кв. метров, и желательно с удобной архитектурой торгового зала.
А сеть «АБК», позиционирующая себя как сеть «соседских» магазинов, напротив, придерживается противоположного мнения. Средняя площадь универсамов «АБК» составляет всего 250-300 кв. метров. Сеть была создана в 1997 году и сейчас насчитывает 16 магазинов. В нынешнем году планируется открыть еще 5-10 магазинов. Ассортимент товаров составляет 3-3,5 тыс. наименований. Среднестатистический универсам сети обслуживает около 1000 покупателей в день, совершающих покупки в среднем на 120 рублей.
Свой выбор в пользу самообслуживания Владислав Егоров определяет так: «Самообслуживание удобно и прятно для покупателя — на кассовом узле универсама «АБК», по статистике, тратится всего 40 секунд при средней стоимости покупки 120 рублей. С другой стороны самообслуживание выгодно для магазина, обеспечивая ряд бесспорных преимуществ — экономит персонал, торговое пространство, позволяет увеличить пропускную способность». Отметим, что магазины «АБК», как правило, размещены на сложных для организации торговли площадях.
Самый маленький магазин самообслуживания, который я встречал в Москве, расположен рядом с метро «Рижская». Его площадь не превышает 50 кв. метров, причем складские площади отсутствуют. Обходятся всего пятью холодильными горками и морозильными ваннами. Магазин расположен по соседству с Торговым комплексом «Крестовский» и ему же принадлежит. По всей видимости, магазин чувствует себя неплохо. Покупатели забегают в магазинчик по пути к станции метро, приобретают два-три товара. Здесь продают пиво, овощи, замороженные полуфабрикаты, хлеб.
Вряд ли организация подобного магазина была бы возможной, если бы не было «материнского» супермаркета, который оберегает от дополнительных расходов на ведение компьютерного учета и обработку товаров. Симбиоз гиганта-супермаркета и мини-маркета оказался очень эффективен. Торговая компания получает дополнительный доход от тех покупателей, которые вряд ли бы зашли в «Крестовский».
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Приложения
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Классификация торговых точек
Деление торговых точек по видам не является простой темой, как может показаться с первого взгляда. Ведь практически в каждой компании применяются собственные подходы к определению какая торговая точка к какому типу относится и зачастую различаются сами критерии. А в полях еще сложнее! Подходы к работе с различными типами торговых точек серьезно различаются!
1. Гипермаркеты
Большие магазины самообслуживания с площадью торгового зала более 1000 кв.м. и ассортиментом до 80000 наименований. Гипермаркеты располагаются на крупных трассах, имеют автостоянку. Основной принцип работы – все покупки в одном шаге. Стандартный покупатель посещает гипермаркет не чаще одного раза в неделю, однако наполняемость его тележки часто ограничена только возможностями кошелька. Здесь клиента на каждом шагу подстерегают искусные ловушки и в результате половина и выше покупок заранее не планируются и являются следствием психологического импульса. Гипермаркеты сочетают политику низких цен на наиболее ходовые и сезонные товары, при вполне стандартной наценке на остальные. Очень часто в данных магазинах реализуется продукция собственного производства.
Администрация гипермаркетов предпочитает иметь дело с производителями, требуя с них значительные скидки. Поставки осуществляются в соответствии с ассортиментной матрицей, каждая позиция которой дополнительно оплачивается. Продажи в основном осуществляются на собственном оборудовании. Менеджеры гипермаркетов занимают довольно жесткую позицию при переговорах, что, говоря честно, оправданно, ведь они действительно гарантируют значительный объем продаж.
2. Супермаркеты
Магазины самообслуживания с торговой площадью от 300 до 3000 кв.м. Супермаркеты обычно располагаются в спальных районах или зонах с большим трафиком (например, возле станций метро). В классических супермаркетах присутствует широкий ассортимент продуктов питания, напитков, бытовой химии и товаров для дома, однако бывают и специализирующиеся на продаже непродовольственных товаров. Если в магазине установлена высокая наценка, то она компенсируется политикой постоянных скидок, стимулирующих покупателей к посещению. Данная категория торговых точек имеет более двух касс для расчетов с покупателями.
Поставка продукции в супермаркеты осуществляется как производителями, так и официальными дистрибьюторами. Как правило, существует оплачиваемая ассортиментная матрица. В супермаркетах от поставщиков часто требуют значительных скидок и отсрочек оплаты, но при переговорах могут проявлять гибкость.
3. Универсамы
Торговая площадь не меньше 300 кв. м. Магазины традиционной формы обслуживания покупателей, через прилавок. Обычно расположены в спальных районах. Продажи ведутся по секциям, с отдельными ассортиментными группами: напитки, бакалея и т.д. Специализируются как на продуктах питания, так и на хозяйственных товарах. Часто встречаются универсамы смешанного типа с преобладанием продуктов в товарообороте. Ценообразование нерегулируемое (но очень низкое на хлеб и молоко). Расчеты могут вестись через кассы, расположенные непосредственно в секциях или общую кассу, но товар оказывается в руках у покупателей только в момент оплаты.
Наполнение универсамов товарами достаточно хаотично. Здесь продают практически любую продукцию, которая может показаться перспективной с точки зрения оборота и входной цены. При этом универсамы поддерживают широкий ассортимент товаров, что открывает большие возможности для торговых представителей.
4. Традиционные магазины
5. Павильоны
6. Киоски
Торговые точки без торгового зала, с небольшой площадью. Продажи ведутся только через окно. Основная доля товарооборота приходится на импульсные товары, сигареты и напитки. Могут иметь специализацию: продовольственные, непродовольственные, смешанного типа, специалисты (газетные, табачные). Закупки товара в основном производятся самостоятельно на рынках и базах. Мерчендайзинг слабый.
Основанием для следующей классификации является формат обслуживания покупателей.
1. Прилавочные торговые точки
Универмаги, павильоны, традиционные магазины и киоски. Выкладка товаров осуществляется на витрине, к которой покупатель не имеет доступа. Продажи ведутся через кассу в отделе или через общую кассу магазина. Подобный формат в больших городах вымирает по ряду причин: во-первых, многие покупатели привыкли выбирать, а этого они лишены в прилавочных магазинах; во-вторых, подобные торговые точки ассоциируются с низким качеством обслуживания и товаров (что часто справедливо!); в-третьих, из-за высоких цен (поставщики обычно получают наибольшую прибыль от работы именно с данным форматом. К этому добавляется необходимость содержания персонала и семьи владельца, что накладывается на скромный оборот и в результате мы получаем гигантскую наценку до 50% на отдельные позиции); в-четвертых, в связи с естественными процессами старения уменьшается доля населения, которой здесь психологически комфортно покупать. Однако прилавочные торговые точки имеют важное преимущество как предоставляющие возможность быстрой покупки, что наглядно демонстрируют процветающие киоски возле станций метро и это их ресурс для выживания.
2. Магазины самообслуживания
Гипермаркеты, супермаркеты, минимаркеты, cash & carry). Работа подобных торговых точек основывается на принципе свободного выбора и доступа к товарам (за исключением нескольких групп продукции). Продажи ведутся через кассовые узлы. Существенная часть покупок в магазинах самообслуживания незапланированные, что требует от владельцев наличия широкого товарного ассортимента и, следовательно, больших площадей и оборотных средств, что приводит к широкому распространению сетевых супермаркетов.
Торговые точки отличает и ценовая политика.
А) Дискаунтеры – торговые точки, позиционирующие себя как магазины эконом-класса, и отличающиеся низкой торговой наценкой (не более 20% или, при условии больших скидок от поставщиков меньше средней по региону), простотой оформления торгового зала (экономия на оборудовании, примитивная выкладка) и ограниченным ассортиментом.
Дискаунтеры в свою очередь бывают двух видов: жесткий и мягкий.
Жесткий дискаунтер имеет небольшую для супермаркета площадь (в среднем 800 кв.м.), ассортимент не больше 1000 позиций, значительную часть которых составляют товары, покупаемые регулярно, минимальное оформление, выкладка осуществляется на паллетах и часто в транспортной упаковке.
Мягкий дискаунтер. Основной недостаток магазинов предыдущего типа это не слишком привлекательный имидж: теснота, очереди на кассах, маленький выбор товара и как следствие их не посещает самый желаемый и массовый покупатель, с доходом приближающимся к среднему и выше. Однако эта группа населения также желает экономить и мягкие дискаунтеры преподносят себя как магазины для людей, не любящих переплачивать. Здесь уже более широкий ассортимент (до 2000 позиций), не роскошный, но вполне приличный зал, в котором можно встретить и живых сотрудников.
Отдельный и редко встречающийся тип дискаунтера – убийца категории. Торговые точки, относящиеся к нему, как правило, имеют ограниченный ассортимент товаров с чрезвычайно низкой наценкой, поэтому одновременно с появлением убийцы продажи соответствующей продукции в окрестных магазинах и киосков практически прекращаются.
Б) Деятельность масс-маркетов основывается на принципе: качественные товары по разумным ценам. К ним относятся большинство существующих супермаркетов.
В) Премиум. В данном сегменте находятся торговые точки, продающие, по заявлениям, исключительно высококачественную, эксклюзивную и дорогую продукцию, что, впрочем, не мешает устанавливать огромную наценку и на обычные товары. Они позиционируются как магазины для состоятельных людей и расположены на престижных улицах и в дорогих районах. Наиболее распространенные виды – супермаркеты и бутики.
Сразу оговорюсь, что данная классификация применима лишь к крупным и сетевым торговым точкам. В традиционной рознице ценообразование не системное, с высокой наценкой. Исключение составляют лишь торговые точки, позиционирующиеся как оптовые.
Еще одна классификация учитывает специализацию торговой точки. В этом случае она может являться как универсальной, то есть продающей широкий ассортимент товаров, так и специалистом, ограничивающейся узкими ассортиментными рамками (специалистом может быть классическая булочная, табачный киоск, винный бутик, колбасная лавка).
Наконец, последняя классификация делит торговые точки по каналам сбыта.
1. Сетевая (организованная) розница. Торговые точки сетей имеют характерные признаки:
2. К независимой рознице относятся торговые точки всех типов, от киосков до супермаркетов, не обладающие вышеперечисленными признаками.
3. Оптовые торговые точки (английское название – wholesale). Работают с обычным покупателем, а не только с юридическими лицами (как это делают дистрибьюторы). Реализуют мелкооптовые партии продукции (обычно от упаковки) по более низкой, чем розничная цене. Могут иметь различные форматы, ассортимент и специализацию (cash & carry, оптовый киоск на рынке, оптовая база). При выборе источника поставок руководствуются минимальной входной ценой.
Теперь рассмотрим ситуацию из полевой практики.
Некто Алик Гусейнов владеет шестью палатками в Южном округе г. Москвы. Сеть это или нет? Сам Гусейнов считает что да, а потому требует скидок и прочих преференций. Давай подумаем… Палатки? В больших городах подобные сети не редкость. Офиса у него нет, но централизованное управление, несомненно, есть. Продавцы в киосках никогда ничего не решают, ссылаясь на свирепый характер Алика. Значит, и второй признак сети налицо. Централизованное снабжение также имеет место. Хозяин каждое утро на “ГАЗели” едет на оптовый рынок и развозит товар по точкам. Самостоятельных поставщиков немного и они все у него “на крючке”. И все-таки это не сеть. Выкладка и ассортимент в различных палатках разные, и зависят только от воли владельца. Цены также различаются как между киосками, так и внутри товарных категорий. Главное, что практически все договоренности держатся на честном слове Гусейнова и настойчивости торговых представителей. И стоит завтра другому поставщику пообещать хозяину ценный подарок как в один миг твоя выкладка будет сметена с витрины. Сотрудничество же с сетями подразумевает долговременные партнерские отношения.
Не являются сетями и содружества независимых магазинов, объединяющихся с целью получения единого выгодного контракта с поставщиком. Ведь кроме этого у них нет ничего общего, и они остаются все теми же самостоятельными “Березками”, ИП Давыдова и т.д.
Кроме общепринятых классификаций торговых точек внутри компаний применяются собственные, применяемые для более точного планирования и контроля результатов работы. Зачем это нужно? Заметил ли ты, но встречаются супермаркеты, еще при входе в которые, создается ощущение полной заброшенности? Нет, поставки товаров туда, несомненно, ведутся. Но посмотри по сторонам, оборудование от производителей старое, выкладка в них небрежная, не видно снующих туда-сюда мерчендайзеров, а в прикассовой зоне победно разместилась продукция третьестепенных компаний. И это в супермаркете! И в тоже время бывают небольшие прилавочные магазинчики, до невозможности тесные, с капризными хозяевами, но именно там разворачиваются настоящие схватки за каждый сантиметр площади, за каждую позицию в ассортименте между торгпредами.
Так в чем же дело? В приоритетах. Торговые точки могут значительно различаться по степени значимости для компании в зависимости от объема продаж, специализации, наценки, трафика покупателей, территориального расположения, окружения и т.п. Например, табачный киоск-специалист, несомненно, окажется приоритетным для представителей любой табачной компании, даже если он находится во дворе заводского общежития. А крохотный продуктовый магазинчик на “Тверской” (не уверен, что такие остались, но все же предположу для красочности примера), неужели туда не направят свои усилия абсолютно все торгпреды на территории?
Наиболее распространенным является деление торговых точек на категории: А, В, С и D, хотя в практике я встречал и другие варианты: вроде superior quality, high quality, medium и low. Именно к магазинам и киоскам типа «А» приковано максимальное внимание руководства, туда в первую очередь направляются маркетинговые бюджеты и там тебе труднее всего будет сражаться с конкурентами.