Как называется магнитофон с пластинками
Как назывался магнитофон с пластинками в СССР?
По-моему, магнитофон с проигрывателем для пластинок на бытовом уровне назывался магнитола.
Но производственное название у этого устройства было магниторадиола. Магнитолой по паспорту называлось устройство, содержащее приемник и магнитофон.
Это были советские музыкальные центры. При этом все они обязательно имели радиоприемник.
Смотрите примеры подобной советской радиотехники на фото.
Магнитолы (магниторадиолы) «Романтика» и «Харьков», объединяющие в себе бабинный магнитофон, радиоприемник и секцию с проигрывателем для пластинок. Позже вместо бабинных были кассетные магнитофоны.
Электрофон это проигрыватель грампластинок со встроенным усилителем низкой (звуковой) частоты. Просто проигрыватель такого усилителя не имел и нуждался в усилителе внешнем.
Вы наверное имеете в виду патефон или. как его еще называли графофон, фонограф. позднее его заменил электрофон. патефон-это портативный граммофон. В СССР название пошло от названия фирмы, выпускавшей его в стране: Пате (Франция). Первый портативный патефон появился в 1913 году.
Патефон в середине 50-х годов был вытеснен электрофоном, в просторечии проигрывателем. Электрофоны используются до сих пор, но в дома они редки и встречаются либо у богатых людей, либо коллекционеров и любителей аналоговой музыки.
П А Т Е Ф О Н
Такого технического монстра для аудиофилов никогда не было. Потому, что эти разнородные устройства в СССР никогда не объединяли. Объясню причину:
Качественные бобинные магнитофоны (первого и высшего класса) всегда были с вертикальным положением плоскости бобин с магнитной лентой, т.н. NORMAL POSITION. А грампластинки всегда были в горизонтальном рабочем положении. Эти две большие плоскости рабочего пространства для медианосителя никогда не могли конструктивно объединить. Ведь мало того, что два отдельных электропривода для разнородных механизмов.Так ёше в магнитофонах и проигрывателях высокого класса была механическая стабилизация всего кинематического механизма. Устройства, комбинировали только в случае высокого спроса. Обычно старались максимально разделить по отдельным блокам, для удобства ремонта и обслуживания. Кассетные магнитофоны появились уже на закате эпохи грампластинок и моментально их вытеснили.
Мне кажется имеется ввиду переносной проигрыватель. Был такой у одного моего родственника. Называлось это чудо техники ЭЛЕКТРОФОН. Марка «Лидер-302. По виду напоминал бобинный переносной магнитофон. Работал от батареек. Пластинка миньон вставлялась в щель сверху. Могла проигрываться в вертикальном положении. Даже на ходу. Только звук прыгал.Пластинки портил нещадно.
ЭЛЕКТРОФОН. Но это было очень давно и такое название было у аппарата который был переходным между патефоном ( патефон это без трубы ) и проигрывателем пластинок, только магнитофона там ещё не было, они позже появились.
Бобинники: краткая история катушечных магнитофонов и рост интереса к аудиогаджету сегодня
Аналоговая музыка и не думает уходить в прошлое: возвращается спрос на винил и даже катушки. Сегодня мы подготовили краткий рассказ об истории катушечных магнитофонов в мире и СССР.
История катушечных магнитофонов
История катушечных магнитофонов берет свое начало в 1878 году, когда американский инженер Оберлин Смит знакомится с фонографом Томаса Эдисона и начинает экспериментировать с устройством. В какой-то момент он предлагает использовать для записи звука явление магнетизма.
По его задумке, носителем может выступить хлопковая нить, в которую вплетены частички стальной проволоки. Смит публикует свои идеи по совершенствованию фонографа в надежде, что кто-нибудь постарается воплотить их в жизнь, так как сам он не может выкроить время, чтобы заниматься всем этим самостоятельно. Так и случилось.
На его работу обратил внимание инженер из Дании Вальдемар Поульсен (Valdemar Poulsen), который в 1898 году получил патент на технику магнитной записи на проволоке из стали. Однако практическое применение магнитная запись получила только в 20-х годах XX века, когда инженер Фриц Пфлеймер (Fritz Pfleumer) предложил в качестве носителя использовать ленту из бумаги с напылением оксида железа. Патент на свою идею Пфлеймеру получить не удалось из-за предшествующих экспериментов Поульсена, но его технология легла в основу «Магнитофона-К1».
Его создала немецкая компания по производству электроники AEG совместно с химическим концерном BASF, который произвел пленку для устройства. Новый прибор представили публике на выставке в 1935 году. А пятью годами позже магнитофоны AEG получили апгрейд – инженер Вальтер Вебер (Walter Weber) открыл, что если подмагнитить пленку переменным током, то это повышает качество звукозаписи. Решение поспешили применить на практике.
Распространение по миру магнитофоны получили после Второй мировой войны. В 1945 году, американцу Джеку Маллину (Jack Mullin) удалось отыскать два «Магнитофона» и 50 катушек пленки на немецкой радиостанции в Бад-Наухайме. Маллин привез находки домой, и через два года экспериментов показал прототип своей машины для коммерческого использования на студии MGM в Голливуде.
На демонстрации технологии присутствовал певец Бинг Кросби, которого заинтересовали разработки инженера. Кросби инвестировал деньги в компанию Ampex, в которой Маллин начал разрабатывать коммерческую версию магнитофона. Итогом работы стали устройства Ampex Model 200, которые поступили в продажу в 1948 году.
В Ampex родилась ещё одна инновация в области звукозаписи. С 1949 годов инженеры компании работали над системой для многоканальной записи. У них уже был опыт создания подобных устройств для киноиндустрии, потому её предложили внедрить в серийные магнитофоны. Идеологом выступил менеджер компании Росс Снайдер (Ross Snyder) и разработал систему селективной синхронной записи Sel-Sync. Первый рекордер серии установили в студии легендарного гитариста-виртуоза Леса Пола.
Бобинники в Советском Союзе
Выпуском магнитофонов в Советском Союзе начали заниматься в 1949 году. Первым магнитофоном серийного производства в СССР стал «Днепр-1». У «Днепра-1» было две скорости движения ленты — 18 и 46,5 см/с, а длительность непрерывного воспроизведения составляла 45 и 20 минут соответственно. Частотный диапазон записи варьировался от 90 до 7000 Гц. Хотя производство магнитофонов было серийным, он был довольно дорогим и немногие семьи могли позволить себе новую технику.
В 1957 году в СССР вступил в силу ГОСТ 8088-56, который установил общие технические характеристики для магнитофонов разных производителей, в том числе и стандартные скорости прокрутки ленты. В ГОСТе были прописаны классы магнитофонов, на которые ориентировались производители. Они обозначались первой цифрой числового наименования модели: от высшего 0 класса до низшего 4. В то же время магнитофоны начали дешеветь. И в конце 1950-х – начале 1960-х аппараты стали становиться частью повседневной жизни советского человека.
Первый советский серийный двухдорожечный магнитофон появился в 1956 году. Это была модель «Днепр-9»: скорость движения ленты в аппарате составляла 19,05 см/с, а частотный диапазон — от 50 до 8000 Гц. Максимальная длительность записи равнялась 30 минутам.
Через несколько лет появился и первый советский стереофонический магнитофон: это была модель «Яуза-10», которая вышла в производство в 1961 году. Он поддерживал две скорости движения ленты — 19,05 и 9,53 см/с, а частотные диапазоны магнитофона составляли 40–15000 Гц и 60–10000 Гц соответственно.
Появление транзисторов сделало возможным создание портативных аппаратов. Первым батарейным проигрывателем стал «Весна», который начали делать в 1963 году. Длительность непрерывной записи или воспроизведения составляла 18 минут, время работы от батареек — 5–8 часов, а частотный диапазон устройства — от 100 до 6000 Гц.
Помимо переносных магнитофонов, среди доступных аппаратов числились магнитофонные приставки. Они отличались от полноценных стационарных устройств тем, что для воспроизведения записи такой аппарат подключался к внешнему усилителю низкой частоты. В советских домах таким усилителем был настольный радиоприемник или радиола. Популярной и недорогой маркой приставок была «Нота» — первая модель вышла в 1966 году.
Фото Andshel / CC
По причине доступности магнитофонов в 1960-х годах появилась отдельная ветвь культуры самиздата — «магнитиздат». Магнитные пленки заменили самодельные пластинки «на костях», которые советские умельцы изготавливали из рентгеновских снимков. На пленку переписывали как западные пластинки, так и музыку советских исполнителей — песни Высоцкого, Окуджавы, Галича, Визбора и других поэтов и музыкантов.
Магнитиздат на катушках выходил вплоть до 80-х. В то время на бобины записывали свои композиции популярные советские рок-группы: «Аквариум», «Зоопарк», «Машина времени», «Кино» и другие. Это были уже не просто разрозненные записи, а целые альбомы, которые так и назывались — «магнитоальбомы». Записи часто распространяли сами музыканты или их друзья, после чего альбомы буквально за несколько недель разлетались на множество копий.
Явление магнитиздата повлияло и на то, что кассетные магнитофоны, первые серийные экземпляры которых появились в СССР в 1969 году, быстро стали популярнее бобинников, так как удобство записи и воспроизведения оказались для слушателей важнее качества. Однако катушечные магнитофоны продолжали производиться массово вплоть до 90-х. Позже их популярность снизилась.
Катушечные магнитофоны сегодня
Катушечные магнитофоны снова заявили о себе в начале 2010-х. Продажи бобинников выросли как на eBay, так и на сайтах, занимающихся торговлей винтажным аудиооборудованием. Во многом этот тренд сравнивают с другим крупным возвращением в аналоговой музыке — виниловыми пластинками.
Основным плюсом катушек является максимальная близость записи к оригинальному студийному миксу. По мнению поклонников этого носителя, запись на катушке точнее всего передает изначальный замысел музыкантов. Как отметил Крис Мара (Chris Mara), владелец компании, занимающейся восстановлением магнитофонов, «катушечный» звук должен особенно понравиться любителям джаза, так как все классические джаз-композиции были записаны на бобинниках.
Сегодня тренд на катушечные магнитофоны подхватили производители, создающие новые модели проигрывателей на основе ранее выпускавшихся устройств. Это восстановленные проигрыватели Mara Machines, системы от United Home Audio, а также новые модели магнитофонов от Ballfinger. Свои катушечные магнитофоны также выпускают Revox и Metaxas. Последние обещали представить свое устройство уже в этом году.
Больше об истории аудиосистем — в нашем «Мире Hi-Fi»:
Проигрыватель грампластинок
Электрофо́н (сокращение от устаревшего термина «электропатефон») — устройство для воспроизведения звука с граммофонной пластинки.
В быту электрофон часто обозначается также термином прои́грыватель, обозначающим аналогичный прибор, но предназначенный для подключения к внешнему усилителю мощности звуковой частоты (УМЗЧ). Таким образом, на самом деле проигрыватель от электрофона отличается тем же, чем магнитофонная приставка отличается от магнитофона, и использование термина «проигрыватель» в отношении электрофона некорректно.
Электрофон отличается от граммофона и патефона принципом действия, а именно тем, что в электрофоне механические колебания иглы звукоснимателя преобразуются в электрические колебания, которые проходят через усилитель и затем преобразуются в звук электроакустической системой, включающей, в зависимости от типа электрофона, от одного до четырёх электродинамических громкоговорителей).
Электрофон мог быть рассчитан на воспроизведение моно-, стерео- или квадрафонической грамзаписи.
Почтовые марки-грампластинки Бутана, 1973 год (Скотт #152 и 152e) |
Электрофоны используются до сих пор как в домашних условиях, так и в электронной музыке в составе другого инструментария. Тем не менее, в домашних условиях их распространение практически свелось к нулю, равно как и продажа граммофонных пластинок, в силу фактически полного вытеснения их универсальными лазерными цифровыми проигрывателями. В нынешнее время, электрофон дома — скорее дань любительства т. н. «аналоговому» звучанию, которое, по мнению некоторых любителей высококачественного воспроизведения музыки, превосходит звучание цифровых носителей (более «мягкое» и сочное), что, скорее, является лишь индивидуальным «вкусом» определённого человека по отношению к качественному звучанию.
Электрофоны по-прежнему являются одним из основных инструментов работы диск-жокеев в силу специфичности использования (вращение диска руками в такт ритмам).
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Проигрыватель грампластинок» в других словарях:
ПРОИГРЫВАТЕЛЬ — ПРОИГРЫВАТЕЛЬ, я, муж. Аппарат для проигрывания грампластинок. Приёмник с проигрывателем. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
проигрыватель — проигрыватель устройство для воспроизведения звука с грампластинок (другое распространённое название проигрывателя грампластинок электропроигрыватель; см. Электрофон), компакт кассет (магнитофон проигрыватель, плейер;… … Энциклопедия «Жилище»
проигрыватель — ПРОИГРЫВАТЕЛЬ, я, м Электрическое устройство, предназначенное для воспроизведения грампластинок или компакт дисков и обычно являющееся в настоящее время частью музыкального центра. Проигрыватель был просто необходим Семену с его меломанскими… … Толковый словарь русских существительных
Проигрыватель — м. Приспособление для проигрывания грампластинок. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
проигрыватель — я; м. Электрическое устройство для проигрывания грампластинок. Выключить п. Приёмник с проигрывателем … Энциклопедический словарь
проигрыватель — я; м. Электрическое устройство для проигрывания грампластинок. Выключить прои/грыватель. Приёмник с проигрывателем … Словарь многих выражений
лазерный проигрыватель — устройство для воспроизведения информации (звуковой, изобразительной, компьютерных данных и программ их обработки), записанной на оптических дисках (компакт дисках, видеодисках). Основной узел лазерного проигрывателя – оптико механический блок,… … Энциклопедия техники
История звукозаписи — Методы и носители для звукозаписи менялись и подверглись значительным изменениям с момента записи первых звуков (для последующего их воспроизведения) до настоящего времени. Содержание 1 Механические музыкальные инструменты 2 … Википедия
музыкальный центр — комплекс радиоаппаратуры для качественной записи и прослушивания музыкальных программ в домашних условиях. В состав музыкального центра могут входить тюнер (аналоговый или цифровой), одна или две кассетные магнитофонные деки, дека для записи и… … Энциклопедия техники
Яуза (магнитофон) — У этого термина существуют и другие значения, см. Яуза (значения). «Яуза 10» «Яуза» наименование (торговый знак) советских бытовых магнитофонов, производившихся Московским электромеханическим … Википедия
Катушечные магнитофоны и бобинники: краткая энциклопедия
Основные детали о магнитной ленте, катушках и бобинах
Катушечные магнитофоны и бобинники: краткая энциклопедия
Основные детали о магнитной ленте, катушках и бобинах
Пусть катушечные магнитофоны и лента переживают сегодня не такой буйный ренессанс, как винил и проигрыватели грампластинок, однако общий интерес к аналоговой записи привел к тому, что оборудование и записи данного формата сегодня пользуются огромной популярностью. В данной статье мы расскажем историю возникновения, расцвета и постепенного увядания катушечных магнитофонов или «бобинников», как их называли у нас в стране. И коснемся темы ренессанса ленты.
Говоря об истории магнитной записи и катушечных магнитофонах, нужно разделять сам формат катушек (Reel to reel / Reel-to-reel или R2R) и магнитную ленту. Бобинные магнитофоны появились еще в 1920-х годах, однако в качестве носителя в них использовалась не хорошо известная нам пластиковая лента с магнитным слоем, а стальная проволока или стальная лента. Последняя была довольно хрупкой и ломкой, а вес каждой катушки был таков, что требовал недюжинных усилий при установке ее на шпиндель. Кроме того, качество записи и воспроизведения оставляло желать лучшего.
Первый магнитофон, в котором появилась привычная нам магнитная лента (Reel to reel или R2R), был продемонстрирован в 1935 году компанией AEG и так и назывался – Magnetophon K1. В первых образцах использовалась бумажная лента с нанесенным на нее слоем оксида железа, в более поздних образцах уже появилась подложка из поливинилхлорида – более прочная и удобная в обращении. Сам принцип магнитной записи на ленту был разработан совместными усилиями BASF и AEG.
Первая запись музыкального произведения на магнитофон состоялась в 1936 году, это было исполнение 39 симфонии Моцарта Лондонским симфоническим оркестром под управлением Томаса Бичема. Запись была произведена во время турне по Германии. Надо сказать, что результат оказался разочаровывающим, кроме того, покрытие ленты было выполнено по формуле Fe3O4, которая уже в 1939 году была заменена на вариант Fe2O3. Именно он стал окончательным стандартом для звукозаписи до появления в 1970-х годах пленки с диоксидом хрома.
Любопытно отметить, что до окончания Второй мировой войны пленочные магнитофоны оставались внутренним продуктом для немецкого рынка и играли важную роль в радиовещании, а в других странах их разработка и производство начались только после 1945 года на основе трофейных образцов. Так, в США первый серийный магнитофон Ampex Model 200 появился только в 1948 году, а в Британии компания EMI выпустила модель BTR (British Tape Recorder) в 1947 году.
Первые образцы пленочных магнитофонов демонстрировали невысокое качество записи и воспроизведения, и ситуация изменилась только с добавлением в конструкцию возможности постоянного подмагничивания, причем данная особенность была открыта инженерами AEG совершенно случайно. Они получили в ремонт якобы неисправный аппарат, который, на удивление, отличался значительно лучшим качеством записи. Выяснилось, что причиной этого был переменный ток подмагничивания, случайно попадавший на записывающие головки. С тех пор именно такое решение стало использоваться во всех катушечных магнитофонах, и до настоящего времени записанные на студиях катушки с аналоговыми версиями популярных альбомов остаются лучшими по качеству звука версиями, доступными меломанам.
Музыка на катушках
Первые катушки с записью (Reel to reel или R2R) появились в продаже в 1949 году в США, однако ассортимент был невелик. Основными лейблами, выпускавшими альбомы на ленте, были EMI и RCA Victor. В 1955 году в продаже впервые появились стереофонические записи на катушках. Несмотря на то, что качество звука альбомов, записанных на пленке, превосходило таковое виниловых аналогов, важную роль сыграла цена. Катушки стоили дороже пластинок, поэтому продажи были невысоки. Звездный час формата пришелся на 1960-е годы, однако, как уже было отмечено, появление компакт-кассет положило конец главенству катушек в качестве главного формата записи.
Тем не менее, с 1970-х и по сей день небольшие специализированные аудиофильские фирмы продолжают выпускать небольшой ассортимент альбомов на катушках, правда, цены на них стали совсем заоблачными – от 250 долларов США и выше. Мы неоднократно рассказывали о том, где и какой ассортимент музыки на катушках можно приобрести. Однако использование катушечных магнитофонов и ленты в студиях звукозаписи продолжалось непрерывно многие десятилетия, поскольку только этот формат гарантировал обеспечение нужного качества, и по сегодняшний день понятие «мастер ленты» означает его ультимативный уровень.
За все время существования катушек и ленты было испробовано множество сочетаний ширины ленты и скорости записи и воспроизведения. Общее правило такового – чем шире лента и чем выше скорость вращения при записи, тем лучше для качества. Однако слишком высокая скорость привела бы к чрезмерному расходу ленты, поэтому существует несколько компромиссных вариантов, устоявшихся за долгие годы. Скорость записи традиционно измеряется в дюймах/секундах (ips или inch per second), то есть цифры слева от единицы измерения означают, сколько дюймов ленты проходит отметку за 1 секунду. Метрическая система, при которой скорость измерялась в сантиметрах в секунду, применялась в Германии, однако в международной практике наибольшее распространение получила именно скорость в ips. И прежде всего потому, что основной вклад в развитие формата после ВМВ внесли именно США.
Основными скоростями, используемыми для профессиональной высококачественной записи в студиях, были 15 ips и 30 ips. Все, что ниже, это уже более серьезный компромисс по качеству. Достаточно сказать, что для домашней техники максимальным значением скорости было 7,5 ips, а стандартной скоростью для компакт-кассет была 1 7/8 ips. С учетом малой ширины ленты в кассетах, можно представить, насколько ниже потенциал данного формата. Коммерческие релизы записанных на студии альбомов выпускались для воспроизведения на скоростях 3,75 ips и 7,5 ips.
Стандартная ширина ленты, использовавшейся в домашних системах, была ¼ дюйма или 6,4 мм. В то же время на студиях в ходу были гораздо более широкие ленты, применявшиеся для многодорожечной записи, их размер доходил до 2-х дюймов (51 мм). Стоимость катушек с такой лентой достигала нескольких сотен долларов за штуку.
Что касается состава самой ленты, то, как говорилось, помимо магнитного слоя на основе оксида железа использовался также вариант из диоксида хрома, обеспечивавший более высокое качество звука, но более дорогой в производстве. Наиболее качественная подложка изготавливалась из майларовой пленки, она устойчива к растягиванию и дольше сохраняет свои свойства.
Цифровая запись на ленту также была очень популярна одно время, причем формат записи позволял избавиться от многих недостатков аналогового варианта, таких как шум ленты, спад на ВЧ, неравномерность вращения, и так далее. Правда, при этом необходимость проматывать катушку для доступа к нужному формату все равно сохранялась, а малейшее загрязнение поверхности ленты, не игравшее большой роли при аналоговой записи, в цифровом формате приводило к выпадению целых фрагментов. Поэтому серьезным прорывом запись на ленту в цифре не стала, тем не мене, магнитофоны формата DASH (Digital Audio Stationary Head) до сих пор можно встретить в студиях звукозаписи.
Катушечные магнитофоны или бобинники
Этот вид воспроизводящих устройств имеет множество названий – магнитофоны, катушечники, бобинники, однако общим для них является использование в качестве носителя катушек с лентой. За долгое время существования формата было выпущено огромное множество моделей, причем самого разного уровня – от бытовых и простых до профессиональных, со сложными двигателями и электронными системами управления.
Как уже было отмечено выше, развитие рынка бытовых магнитофонов началось после Второй мировой войны, первые модели появились на рынке в 1947-48 годах. Однако пика своей популярности и качества катушечники достигли в 1960-70-х годах, когда на рынке появились такие знаменитые и популярные аппараты как Revox A77 и Pioneer RT-909. Студийные «монстры» типа Studer A820 и Ampex ATR-102 лишь недавно перекочевали из аппаратных в системы класса High End, где взяли на себя роль ультимативных аналоговых источников сигнала. Бытовые же модели изначально выпускались больше в расчете покупателей, которым нужна была возможность записывать аудиосигнал с микрофона. И только по мере вытеснения катушек с этого рынка компакт-кассетами производители начали делать ставку на аудиофилов и фанатов High Fidelity.
Есть еще две категории, на которые подразделяются бобинники в зависимости от требований к эксплуатации – это полные магнитофоны и деки. Различие заключается в том, что в первых есть встроенный усилитель мощности, а во вторых он отсутствует, и для получения высокого уровня сигнала понадобится участие внешнего усилителя.
В отличие от проигрывателей винила катушечный магнитофон не столь прихотлив к окружению – создавать тепличные условия в виде механически развязанных от пола и стен полок для него необязательно, однако с точки зрения настройки повозиться с бобинником придется не меньше. Ведь помимо юстировки (установки правильной геометрии) записывающих и воспроизводящих головок надо будет также следить за их чистотой, плюс иногда подстраивать ток подмагничивания. Не говоря уже о необходимости соблюдения чистоты всего лентопротяжного механизма. Вообще, как и винил, катушки и средства для их записи и воспроизведения обычно вызывают у аудиофилов сильную привязанность, которая связана не только с тем, что они обеспечивают великолепное качество звука, но и с тем, что требуют к себе много внимания. А уж что говорить о внешнем виде работающего магнитофона со светящимися стрелочными индикаторами и клавишами!
Напоследок мы перечислим наиболее заметные модели катушечных магнитофонов европейского, американского и японского производства, не забыв и про лучшие образцы советской промышленности: