Как называется мантия у королей
м а н т и я
королевский плащ
• Парадное одеяние царей, папы римского, судей
• Шиpокая длинная одежда, одеваемая повеpх дpугого платья
• Широкая и длинная одежда в виде плаща
• В биологии: складка кожи у моллюсков
• Внутренняя сфера Земли
• внутренняя сфера Земли
• внутренняя сфера Земли, находящаяся под ее корой и доходящая до ее ядра
• ж. нарядный плащ, широкий или безрукавый охабень, присвоенный иному сану или званию. царская, парчовая, с вышитыми орлами, на горностае; архиерейская, шелковая, гиацинтового цвета, с бархатными скрижалями на груди; архимандритская, черношелковая, с зелеными или красными бархатными скрижалями; монашеская, вся черная; кавалерская, бархатная, по цвету ордена. Мантийный, к ней относящ. Манта ж. южн. молдаванская, подольская свита, у которой вместо кобеняка (видлоги, куколя) род висячего ворота, лоскут падающий на спину; в него при непогоде завертывают голову. Манто ср. несклон. или мантон м. женский плащ особого покроя. Мантилья, женская накидная епанечка, особ. употреб. в Испании. Мантильница ж. щеголиха, которая ходит в этом наряде. Мантелет м. воен. подвижной щит, обитый войлоками и листовым железом, или тур, для защиты от пуль, при осадных работах. Плащик римско-католических епископов
• и орган моллюска, и одежда кардинала, и оболочка Земли
• оболочка Земли под корой
• одежда короля, академика и планеты
• одежда участников «Своей игры»
• парадное одеяние монарха
• складка в виде кармашка у моллюска
• складка кажи у некоторых беспозвоночных животных, охватывающая тело
• складка кожи у беспозвоночных
• слои Земли между ядром и корой, от 5—70 до 2900 км в глубину
• спецодежда судьи в суде
• судейская «тога» и плащ кардинала
• хламида судьи и бакалавра
• часть костюма Древнего мира и средневековья, широкая длинная одежда в виде плаща, надеваемая поверх другого платья
• что окружает ядро Земли
• что окружает ядро в центре Земли
• широкая длинная (до земли) одежда
• широкая, ниспадающая до земли торжественная или ритуальная одежда монархов, священнослужителей, судей, адвокатов, членов академий
м а н т и я
одежда короля, академика и планеты
• Парадное одеяние царей, папы римского, судей
• Шиpокая длинная одежда, одеваемая повеpх дpугого платья
• Широкая и длинная одежда в виде плаща
• В биологии: складка кожи у моллюсков
• Внутренняя сфера Земли
• внутренняя сфера Земли
• внутренняя сфера Земли, находящаяся под ее корой и доходящая до ее ядра
• ж. нарядный плащ, широкий или безрукавый охабень, присвоенный иному сану или званию. царская, парчовая, с вышитыми орлами, на горностае; архиерейская, шелковая, гиацинтового цвета, с бархатными скрижалями на груди; архимандритская, черношелковая, с зелеными или красными бархатными скрижалями; монашеская, вся черная; кавалерская, бархатная, по цвету ордена. Мантийный, к ней относящ. Манта ж. южн. молдаванская, подольская свита, у которой вместо кобеняка (видлоги, куколя) род висячего ворота, лоскут падающий на спину; в него при непогоде завертывают голову. Манто ср. несклон. или мантон м. женский плащ особого покроя. Мантилья, женская накидная епанечка, особ. употреб. в Испании. Мантильница ж. щеголиха, которая ходит в этом наряде. Мантелет м. воен. подвижной щит, обитый войлоками и листовым железом, или тур, для защиты от пуль, при осадных работах. Плащик римско-католических епископов
• и орган моллюска, и одежда кардинала, и оболочка Земли
• оболочка Земли под корой
• одежда участников «Своей игры»
• парадное одеяние монарха
• складка в виде кармашка у моллюска
• складка кажи у некоторых беспозвоночных животных, охватывающая тело
• складка кожи у беспозвоночных
• слои Земли между ядром и корой, от 5—70 до 2900 км в глубину
• спецодежда судьи в суде
• судейская «тога» и плащ кардинала
• хламида судьи и бакалавра
• часть костюма Древнего мира и средневековья, широкая длинная одежда в виде плаща, надеваемая поверх другого платья
• что окружает ядро Земли
• что окружает ядро в центре Земли
• широкая длинная (до земли) одежда
• широкая, ниспадающая до земли торжественная или ритуальная одежда монархов, священнослужителей, судей, адвокатов, членов академий
Мантия
Мантия (греч. μανδύη — «шерстяной плащ») — часть торжественного облачения монарха, служителей церкви, некоторых категорий чиновников (в частности, у судей — судейская мантия), а также учёных и преподавателей (академическая одежда).
Содержание
Королевская (императорская) мантия
Королевская (императорская) мантия – торжественное облачение монарха. Как правило, шилась из бархата и подбивалась горностаевым мехом. Цвет бархата зависел от основного геральдического цвета государственного герба, но в большинстве случаев был пурпурного (тёмно-красного) цвета. Бархатная поверхность мантии расшивалась золотом. Узор был наполнен глубоким символическим смыслом. Также использовались геральдические фигуры государственного герба. По своей форме мантия представляет полукруг, без рукавов, с длинным шлейфом.
Российская императорская мантия
Мантия золотого бархата подбитая горностаевым мехом с длинным шлейфом. Расшита геральдическими орлами государственного герба Российской империи.
Австрийская императорская мантия
Мантия пурпурного бархата, подбитая горностаевым мехом, по подолу расшитая золотыми лавровыми и дубовыми ветвями, а по поверхности небольшими изображениями золотых двуглавых коронованных орлов. Украшена золотыми шнурами с золотыми же кистями.
Российская императорская мантия
Австрийская императорская мантия
Мантия королей Сербии
Мантия Ломбардо-Венецианских королей
Мантия Португальских королей
Мантия императоров Священной Римской империи
Облачение монашествующих
В православии мантия является верхним одеянием для всех монашествующих как имеющих церковный сан (архиеерев, архимандритов, иеромонахов и др.), так и простых монахов (не ниже малосхимников); а также архиереев которые не являются монахами (греческая традиция). Представляет из себя длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте, у архимандритов и архиереев — со шлейфом, (у архиереев шлейф длиннее), покрывающую подрясник и рясу. Возникла как монашеское облачение в IV—V вв. Впоследствии, когда установилась практика избирать архиереев из монашествующего духовенства, мантия стала также архиерейским облачением.
Мантия символизирует отрешённость монахов от мира, а также всепокрывающую силу Божию.
Монашеская мантия (игуменская, а также иеромонаха, иеродиакона), называемая «палием» в основном, чёрная. Имеет сорок складок, по числу дней поста Господня, символизируя постническую жизнь монаха. В чинопоследовании пострига мантия называется одеждой нетления и чистоты. В древности для келейного пользования применялась полумантия (до пояса), которую ещё можно в некоторых монастырях встретить и сейчас.
У старообрядцев, мирянин, надевший мантию даже в шутку, считался уже постриженным в монахи.
Коронационная мантия
Содержание
Форма, орнамент и символика
По краю пальто вышита куфическая надпись с добрыми пожеланиями владельцу пальто. Хотя его легко читать, письменный и устный перевод по-прежнему вызывает вопросы, на которые нет полного ответа. Один из возможных переводов:
«(Эта мантия) принадлежит тому, что было сделано в королевской мастерской (izāna), в которой находятся счастье и честь, процветание и совершенство, заслуги и отличия, здесь, в королевской мастерской, может наслаждаться хорошим приемом, великолепным процветанием, великим щедростью и великолепием, славой и великолепной обстановкой, а также исполнением желаний и надежд; здесь, где дни и ночи могут проходить в удовольствии, без конца и без перемен; в чувствах чести, привязанности и поддерживающего участия в счастье и в поддержании благополучия, поддержки и должной активности; в столице Сицилии в 528 году Хиджры ».
Значение мантии в церемонии коронации
В средние века облачение в плащ во время церемонии коронации имело большое символическое значение.
сказка
Происхождение и первые упоминания
Неизвестно, носил ли Роджер это пальто и в каких случаях. Никаких особых торжественных событий с года создания пальто до нас не дошло. Дизайн и использованные материалы позволяют предположить, что он был создан как репрезентативный предмет одежды, но это великолепное изделие не упоминается в источниках нормандского периода.
Передача во владение императора
Пальто впервые упоминается в описи замка Трифельс с 1246 года как «императорский герб с драгоценными камнями».
Тот факт, что пальто находилось под сильным влиянием исламского искусства и культуры, не помешало использовать его при коронации христианского римско-германского императора. Вероятно, это связано с его высокой материальной ценностью и великолепным исполнением, но прежде всего с цветом шерсти. Потому что фиолетовый был зарезервирован для императора во времена Римской империи из-за его редкости и драгоценности.
Спустя столетия знания о происхождении пальто снова были частично утеряны. В немецкоязычном документе о передаче императорских регалий императору Карлу IV от 1350 года пальто упоминается со следующим описанием:
«Красный плащ Сан-Карла с двумя хлебами из хорошего камня, жемчуга и золота»
Хранение в Нюрнберге
Дальнейшая история пальто неразрывно связана с историей других императорских регалий (см. Там).
3 апреля 1764 года Иосиф II был коронован во Франкфурте еще при жизни и в присутствии своего отца, императора Франца I. По этому случаю для Франциска I был изготовлен второй коронационный плащ, который был скопирован с первого. Успешное выполнение этой работы подтверждается описанием очевидца Иоганна Вольфганга фон Гете в его труде « Поэзия и правда I, 5» :
«Домашнее платье императора из пурпурного шелка, богато украшенное жемчугом и камнями, а также корона, скипетр и держава, попало в глаза: все в нем было новым, и имитация старины со вкусом».
Хранение в Вене
Почему королевские мантии подбивали мехом горностая
По хорошему, мех горностая никак нельзя назвать ценным – износостойкость его минимальная, чуть получше белки. Да и шкурка крошечная, как у котенка.
Тем не менее, мех именно этого хищного зверька считается верхней ступенью иерархической лестницы в мире мехов. И этому есть сразу несколько причин.
Горностай – маленький родственник куницы, очень распространенный во всех климатических зонах Северного полушария, от Арктики до зоны умеренного климата. Летом горностай бурый, а зимой он обрастает белейшим мехом, только кончик хвоста остается черным.
Мех пушных зверей издавна использовался в Европе в качестве утепления для постели и верхней одежды. В эпоху Средневековья спрос на меховые пледы и покрывала был огромен, но хороший и красивый мех был очень дорог, так что покрывало из нескольких сотен шкурок стоило астрономических денег.
Поэтому королевская или герцогская мантия, то есть накидка, вся нижняя часть которой представляла собой единое меховое полотно, была символом богатства и могущества правителя.
А мех горностая ценился из-за своей белизны и невероятной мягкости и легкости. Ведь королевские мантии могли иметь несколько метров в длину, так что тяжелые шкурки сделали бы такую накидку неподъемной.
Например, коронационная горностаевая мантия Александры Федоровны, хранящаяся в Оружейной палате, имеет вес 13 кг. Но при этом длина мантии почти семь метров, и только мех горностая позволял сделать такую большую вещь вполне выносимой тяжести.
Кроме того, горностаевый мех невероятно приятен на ощупь, шелковистый, с тонкими и мягкими густыми волосками, не зря именно горностай стал символом пятого чувства – осязания.
Но самое главное – цвет шкурки. Белый цвет всегда символизировал непорочность и чистоту, божественную силу. А с горностаем еще и связана средневековая легенда.
Некий бретонский герцог, живший в 10 веке, терпел разгром в бою и решил спасаться бегством с остатками своего воинства. Преследуемый противником, герцог вдруг увидел маленького горностая, который бежал впереди, чтобы не попасть под копыта лошадей. Но у ручья горностай вдруг застыл, рискуя жизнью.
С тех пор горностай стал символом Бретани, в геральдике мех горностая стал обозначаться приколотыми тремя булавками черными кисточками на белом фоне. А меховое полотно из горностаевого меха шили с обязательными черными хвостиками, которые пришивали посередине каждой шкурки.
С герба Бретани геральдический символ меха горностая разошелся по всей Европе вместе с девизом «лучше умру, чем запятнаю себя». Поэтому белый горностаевый мех символизировал не только чистоту, но и стойкость и мужество.
Хотя геральдический символ горностая есть на очень многих европейских гербах, к 14-му веку право носить мантию из горностая оставили за собой только самые высшие слои аристократии – монархи и верховное духовенство. Эта традиция дожила и до наших времен, хотя с 19-го века аксессуары с мехом горностая стали носить не только особы королевской крови, а просто состоятельные дамы.
Для коронации короля Георга VI в 1937 году (это отец нынешней королевы Елизаветы II) из Канады и США выписали 50 тысяч шкурок горностая на мантии новой королевской четы – можно представить, во что обходится драгоценный королевский меховой наряд.
Правда, сама Елизавета II в традиционных дорогих мехах появляется все реже, не желая подвергаться осуждению защитников природы.
Изготовление коронационного облачения Георга V, фото 1911 года