Как называется нападение на школу
Стрельба в школах: от индейцев до Колумбайна
18 мая 2018 г. в городе Санта-Фе (Техас) произошел очередной инцидент со стрельбой в школе. CNN заявили, что ранения получили не менее 12 человек, а шериф округа Харрис Эд Гонсалес так и не смог назвать точное количество жертв (заявил о 8-10 погибших).
Нападавшего удалось задержать, а также полиция допрашивает человека, который мог быть его соучастником. По предварительной информации, оба они — ученики школы.
Сегодня мы попытаемся разобраться, почему же за более чем 250 лет так и не найдено однозначного средства для предотвращения стрельбы в школах.
Содержание
18-19 век
Гринкасл, Пенсильвания
26 июля 1764 года произошла (возможно) самая первая стрельба. Учитель – Енох Браун и 9 учеников были убиты и скальпированы индейцами. Енох умолял не трогать детей, но был застрелен. Двоим ученикам, присутствующим во время бойни, удалось выжить.
В следующий раз выстрелы раздадутся в стенах учебного заведения только 12 ноября 1840 года в Шарлоттсвилле, Вирджиния. Профессор права в университете по имени Джон Энтони Гарднер Дэвис был ранен выстрелом студента и скончался через 3 дня.
Конфликты с преподавательским составом становились одной из основных причин стрельбы. Ученики мстили преподавателям за плохие отметки или физические наказания, преподаватели стреляли в учеников за непослушание. Жертвы и зачинщики присутствовали с обеих сторон примерно в равных пропорциях. Кроме этого фиксировались случаи случайной стрельбы принесенных пистолетов и различного рода бытовые конфликты, нашедшие свою развязку в стенах школ.
Как правило, эти случаи не насчитывают больше 1-2 жертв, а чаще и вовсе обходились только ранеными.
20 век
Пасадена, Калифорния
6 мая 1940 г. Верлин Спенсер был уволен из школы после многочисленных конфликтов с другими сотрудниками. Результатом такого освобождения от должности стали 5 трупов и 2 раненых. Во время задержания Спенсер попытался покончить жизнь самоубийством, но не скончался от полученных ран и был осужден после лечения. Полицейские обнаружили предсмертную записку, которую Спенсер составил для своей жены Полли. За своё преступление он получил 5 пожизненных сроков.
В какой-то мере Верлин – образ нового поколения шутеров (стрелков). Это человек, который не совершал преступление под действием импульса или порыва гнева, а тщательно подготовил и спланировал всё, включая своё самоубийство.
Остин, Техас
В своей предсмертной записке Уитмен написал:
Также Уитмен просил о вскрытии и исследовании тела перед его захоронением, что сыграло немалую роль. Личность Чарльза стала объектом для исследования с целью обнаружения триггеров. Было выяснено, что его отец злоупотреблял рукоприкладством, от чего его родители разошлись; Чарльз испытывал стресс, связанный с трибуналом (за азартные игры и угрозы) и последующим увольнением из корпуса морской пехоты, а также после вскрытия была обнаружена опухоль головного мозга, о влиянии которой на действия Чарльза и по сей день не сделано однозначных выводов.
Керчь, Крым, Россия
17 октября 2018 года этот печальный список пополнился трагедией в Керченском политехническом колледже. Местный студент Влад Росляков ходил и планомерно расстреливал учащихся заведения из охотничьего ружья 12-ого калибра, разрешение на которой он только-только получил.
По официальным данным его жертвами стали 20 человек. Судя по фотографии Влада, его образ был явно заимствован у одного из участников расстрела в школе “Колумбайн”.
Казанский стрелок
В ходе этой атаки на школу погибли 7 школьников и 2 учителя. Убийца сдался властям и во время первого же допроса дал понять, что у него отклонения в сознании. Он объявил себя богом и сказал, что ненавидит людей.
Исследования
Секретная служба США (USSS) и Департамент образования начали составлять и изучать психологические портреты после массового расстрела в школе «Колумбайн» (Эрик Харрис и Дилан Клиболд убили 15 и ранили 21 человека) в 1999 году. В мае 2002 года был опубликован отчет, в котором были рассмотрены 37 случаев расстрелов в школах США (с 1974 по 2000 год) и сделаны следующие выводы:
В предыдущем докладе на основе 18 школьных перестрелок, эксперты пытались выявить тип нападающих. Итоговый профиль описывал стрелков как «представитель среднего класса, одинокий или отчужденный, неловкий, белый мужчина, который имеет доступ к оружию».
Отчет 2002 года предостерёг от предположения, что преступник может быть идентифицирован определенным «типом» или профилем. Результаты исследования показали, что преступники пришли из разных слоев общества, некоторые были детьми из неполных семей, были приемными (5%) или из полностью благополучных семей. Большая часть никогда не имела проблем с обучением (хорошая успеваемость у 41%) и имела здоровую социальную жизнь.
Возможные причины
Вывод
Пока СМИ навязывают мифы и при этом сами формируют информационную среду, взращивающую школьных стрелков, идут исследования, спорят политики, устанавливаются металлоискатели, школьников обязывают носить прозрачные рюкзаки – ничего по большому счету не меняется. Совершенно ясно, что невозможно к каждому приставить по полицейскому и что вопрос личной безопасности ты должен решать сам. В качестве одной из самых действенных мер профилактики предлагается не оставлять без внимания поведенческие аномалии и мотивировать людей сообщать о подозрительных поступках их знакомых.
Самые известные случаи стрельбы в школах России
Москва, 15 октября. Участившиеся случаи стрельбы в российских школах побудили министерство образования разработать инструкцию по поведению в случае вооруженного нападения. СМИ составили список из самых громких трагедий.
Вооруженные нападения на учебные заведения называют скулшутингом (в переводе с английского языка — «школьная стрельба»). Еще подобные инциденты называют «колумбайн» — по названию старшей школы Колумбайн в штате Колорадо (США), где 20 апреля 1999 года два подростка убили 12 учеников и учителя, а потом застрелились.
Издание «Вести Подмосковья» вспоминает самые резонансные случаи стрельбы в школах России.
В 2017 году он был переведен на амбулаторное лечение, после чего вернулся в Москву.
15 января 2018 года, Пермь. Двое подростков, Александр (15 лет) и Лев (16 лет), вооруженные охотничьими ножами, ворвались в школу и устроили там настоящую резню. В результате пострадали 15 человек: 12 учеников младших классов, учительница и сами нападавшие, которые пытались после нападения лишить себя жизни, но не смогли. Лев получил девять лет и восемь месяцев колонии. Александр — семь лет колонии. Также ему было назначено принудительное наблюдение у психиатра. Учительница, которая защищала детей, была награждена медалью «За отвагу».
20 сентября 2021 года, Пермь. Студент первого курса университета Тимур устроил стрельбу в своем вузе. В результате нападения погибли шесть человек, еще 47 получили ранения. Сам стрелок был ранен при задержании, ему ампутировали ногу. Он выписан из больницы и дает показания.
Психологи считают, что причиной участившихся случаев, когда подростки устраивают нападения на свои учебные заведения, стало то, что в семьях и особенно в школах уделяется недостаточно внимания воспитанию детей. Учителя, поглощенные своими предметами, стали обращать меньше внимания на свои функции педагогов как воспитателей. Специалисты уверены в необходимости наличия в школах штатных психологов.
Ранее ФАН рассказывал о стрельбе в одной из школ в штате Техас (США). К счастью, там никто не погиб, четыре человека получили ранения.
Скулшутинг: почему подростки устраивают массовые расстрелы в школах?
Еще совсем недавно школа была одним из самых безопасных и защищенных мест в мире. Отправляя ребенка на уроки, родители могли не волноваться, что в школе с ним что-то случится, ведь на протяжении всего учебного дня он будет находиться в компании своих сверстников под присмотром учителей, школьного психолога, директора и т.д. Но сейчас ситуация изменилась самым кардинальным образом:
В феврале 2014 года произошел первый на территории Российской Федерации громкий случай стрельбы в школе.
С тех пор, если верить подсчетам «Новой Газеты», произошло около 30 нападений с участием подростков и школьников, в результате которых пострадало 42 человека.
Для граждан России «шутинг» или «скулшутинг» – понятие совершенно новое, тогда как для жителей зарубежных стран данное явление если и не стало обыденностью, то и не является чем-то из ряда вон выходящим.
Первый случай массового расстрела в школе в США произошел в 1927 году. Тогда погибло 44 человека, а 56 человек получили тяжелые травмы. С начала двадцатого века прослеживается четкая тенденция: стрельба в школе – явление, которое постепенно распространяется по всему миру.
Массовое убийство в школе «Бэт»
Шутинг или скулшутинг: что это такое простыми словами?
Шутинг или скулшутинг (в переводе с английского «school shooting» – «школьная стрельба», «стрельба в школе») – вооруженное нападение, применение вооруженного насилия на территории школы и/или внутри учебного заведения к учащимся или работникам, которое может перерасти в массовые убийства.
Чаще всего нападение совершает ученик школы, бывший ученик (выпускник или подросток, который в текущий период времени учится в другой школе) или посторонний человек, который к данной школе сейчас или вообще никакого отношения не имеет. Скулшутинг может устроить как один человек, так и вооруженная группа из нескольких подростков или подростков и взрослых людей. Человека, который совершает вооруженное нападение на школу, называют шутером или скулшутером.
Скулшутинг как явление не имеет ничего общего с террористическими актами, для осуществления которых применяются разные виды вооружения (захват учебного заведения в Беслане в 2004 году). Так как цели скулшутеров практически никогда не конкретизированы, то стрельба очень быстро становится хаотичной и беспорядочной.
Скулшутинг: с чего все началось в США и других странах мира?
20 апреля 1999 года два ученика этой школы, Дилан Клиболд и Эрик Харрис, поднялись по лестнице входа школьного здания с западной стороны и совершили вооруженное нападение. Они без какого-либо предупреждения открыли огонь по ученикам. Первыми жертвами стрелков стали Ричард Кастальдо и Рейчел Скотт. Девушка погибла сразу же, парень же сумел выжить, невзирая на восемь тяжелейших огнестрельных ранений.
Массовое убийство в школе «Колумбайн»
Трагические события, произошедшие в учебном заведении «Колумбайн», стали основой для сценариев нескольких художественных фильмов, таких как «Слон», «Класс», «Нулевой день», «Боулинг для Колумбины», «Черный дрозд», «Что-то не так с Кевином». В 2003 году писатель Дуглас Коупленд опубликовал одно из своих самых успешных и известных произведений «Эй, Нострадамус!», где центральными фигурами стали не стрелки, а те люди, которые смогли пережить стрельбу в школе. В своем романе автор пытается разобраться, какое же влияние оказывает шутинг на выживших.
Произошедшая в Колорадо трагедия в массовой культуре и общественном сознании стала символом скулшутинга. С развитием интернет-технологий и социальных сетей возникла целая интернет-субкультура колумбайнеров в среде подростков. Они обсуждают стрелков на форумах, создают видеоролики, рисуют фан-арты, пишут фанфики и т.д., тем самым непрерывно создавая новый контент для колумбайн-сообществ.
У Дилана Клиболда и Эрика Харриса, вооруженное нападение на школу которых стало частью американской культуры, со временем появились поклонники и последователи во всем мире. Многие из этих последователей если пока и не планируют совершить что-то подобное, то уж точно мечтают об этом.
Массовые убийства на территории учебных заведений происходили не только в Соединенных Штатах Америки, но и в Канаде (в 1975 году в школе Сентенниэл), Германии (в 2002 году в гимназии Гуттенберг), Финляндии (в 2007 году в школе Йокела), Японии (в 2001 году в начальной школе Икэда), Азербайджане (в 2009 году в Баку) и многих других странах.
Скулшутинг: с чего все началось в России?
Стрельба в школе № 263
Нападение на школу в Ивантеевке
С наступлением 2018 года нападения на учебные заведения стали совершать чаще. В январе 2018 года было зафиксировано сразу два случая шутинга. Первый случай произошел 15 января 2018 года, когда между двумя учениками пермской школы №127 завязалась драка. Школьники были вооружены ножами, а в результате этой драки в той или иной степени пострадали 15 человек. Учеников признали вменяемыми и виновными: одного лишили свободы на 9 лет и 8 месяцев, а второго – на 7 лет.
Второй случай произошел 19 января 2018 года в поселке Сосновый Бор (под Улан-Удэ). Ученик 9-го класса школы № 5 и два его сообщника напали с топором на учительницу и детей, а затем пытались при помощи «коктейля Молотова» поджечь здание школы. В результате их действий пострадали учитель и шесть детей. Стрелка признали невменяемым, он получил направление на принудительное лечение.
Нападение на школу в Бурятии 19 января
Массовое убийство в Керченском политехническом колледже
Стрельба в Амурском колледже строительства и ЖКХ
Скулшутинг в России в 2021 году
Массовое убийство в казанской гимназии № 175
Правоохранительным органам удалось задержать скулшутера. Во время допроса он рассказал, что, осознав себя в апреле богом, понял, что может делать все, что ему угодно, поэтому начал заниматься подготовкой к массовому убийству в родной школе. Галявиев признался, что никакой вины по этому поводу не испытывает, так как просто очищал мир от биомусора.
Второй случай произошел 20 сентября 2021 года в Пермском государственном университете. Тимур Бекмансуров, восемнадцатилетний студент первого курса юридического факультета, устроил стрельбу на территории и внутри восьмого корпуса университета. В результате 47 человек получили ранение, а 6 человек погибли. Стрелок был ранен и обезврежен. Его в тяжелом состоянии доставили в больницу, где оказали экстренную помощь и ампутировали ногу из-за образовавшихся тромбов.
20 сентября 2021 года в Пермском государственном университете
Почему шутинг в России становится частым явлением?
Виноваты компьютерные игры? Буллинг в школе? Жестокие и бездушные учителя? Отсутствие компетентного и неравнодушного психолога? Низкий уровень жизни в стране? Проблемы в семье? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как его нужно рассматривать в комплексе.
Основная причина, по словам Алины Алиевой, кроется в отсутствии психологического благополучия, о котором обязаны заботиться родители. Она подчеркивает, что причины нужно искать во взрослых людях, а не в детях или подростках.
У многих родителей наблюдается искаженное представление о том, как нужно правильно воспитывать детей. Они направляют на детей слишком много агрессии, контроля, ожиданий и т.д., а в итоге получают агрессию и «неблагодарность» в ответ. Родители не понимают, что то, что посеешь, то и пожнешь. Они требуют от детей многого, но сами не хотят тратить время и силы на их воспитание.
Еще одна причина заключается в том, что если подросток стреляет в других людей, то он чувствует себя бессильным, отвергнутым, ничтожным, никому ненужным, а взрослые этого не замечают или не хотят замечать. Если в школе над ребенком издеваются одноклассники или старшие ученики, игнорируют его, обзывают, бьют, прячут или выбрасывают его вещи и снимают все это на видео, чтобы потом выложить в интернет, то ребенок, хоть и не обращается за помощью к учителям и родителям, но на подсознательном уровне все равно ждет от них помощи. Когда учителя и родители не делают ничего, чтобы помочь такому ребенку, то он осознает, что только он сам может спасти себя и восстановить справедливость.
Психологический портрет скулшутера: типичные паттерны поведения
Проект «Киберлаборатория по вопросам медиабезопасности» создал брошюру «Скулшутинг. О чем должен знать каждый», в которой описаны поведение потенциального стрелка, его внешний вид, увлечения, вербальные маркеры и виртуальная жизнь.
☑ Поведение подростка меняется:
Меняется не только поведение, но и внешний вид и увлечения.
☑ Стиль одежды становится более мрачным и агрессивным:
☑ У подростка появляются новые увлечения:
☑ В своей речи он часто упоминает имена совершивших скулшутинг фигур:
Подросток оправдывает преступников, серийных убийц, нацистов, скулшутеров и т.д.
☑ У потенциального шутера меняется и виртуальная жизнь.
В названии своего аккаунта он использует имена организаторов шутинга и выбирает такую аватарку (основная фотография аккаунта), которая демонстрирует его положительное отношение к скулшутингу и шутерам. Это могут быть фотографии реальных скулшутеров или же их изображения в формате тематических комиксов.
✔ Что делать родителям?
⚑ Когда у ребенка не все в порядке в школе, он становится задумчивым, апатичным и отстраненным, теряет интерес к учебному процессу, не хочет идти в школу, имеет несчастный или депрессивный внешний вид. Успеваемость подростка, который стал жертвой буллинга, резко снижается, а сам он демонстрирует внезапные вспышки гнева или резкие перепады настроения.
⚑ Родителям ни в коем случае нельзя отмахиваться от проблем ребенка, насмехаться над ним («Ты что, не мог дать сдачи?», «Почему ты не отбивался?», «Нужно было действовать, а не смотреть по сторонам и ждать, когда тебя ударят!») и относиться к его переживаниям высокомерно или снисходительно. Очень часто родительский неглект становится тем спусковым крючком, который заставляет ребенка поверить в то, что ему не стоит ждать помощи от взрослых, так как они все равно не только его не понимают, но и не пытаются понять.
⚑ Поговорите с классным руководителем, обсудите то, что происходит с вашим ребенком, вместе подумайте, как можно исправить ситуацию. Обратитесь за помощью к детскому психологу. Специалист разберет сложившуюся ситуацию по полочкам и поможет подростку справиться с последствиями школьной травли.
Природа скулшутинга: почему происходят массовые расстрелы в школах и как их предотвратить
Российские СМИ уже окрестили эти события «Казанским Колумбайном», ссылаясь на один из самых громких случаев массового расстрела — в американской старшей школе «Колумбайн». Ему «ставят диагнозы» и приписывают участие в неизвестной секте.
Совместно с экспертами Forbes Life разбирался, что в действительности может толкнуть подростков на массовую стрельбу, помогут ли в решении проблемы многочисленные запреты, как на ситуацию влияют психофобия и буллинг и при чем здесь «Колумбайн».
Что такое «скулшутинг» и кто такие «колумбайнеры»
Во многом такой пристальный интерес к «Колумбайн» возник благодаря СМИ. Журналист Дэйв Каллен, анализируя освещение событий в Колорадо в средствах массовой информации, выяснил, что CNN и Fox News получили тогда самые высокие рейтинги в истории, The Times упоминали «Колумбайн» на первых полосах около двух недель подряд. Происшествию посвящали десятки сюжетов и статей, а журнал Time поставил фотографии Эрика Харриса, Дилана Клиболда и их жертв на обложку майского номера 1999 года.
Вместе со СМИ к изучению и освещению темы «Колумбайн» подключилась поп-культура. В 2002 году Гас Ван Сент выпустил вторую часть своей «трилогии о смерти» — фильм «Слон», отсылающий к событиям в Колорадо. В тот же год вышел фильм «Нулевой день», большую часть хронометража которого занял видеодневник стрелков Андре и Кэлвина (списанных с Киболда и Харриса) с описанием подготовки к преступлению. Отголоски «Колумбайн» дошли до Эстонии, и в 2007 году режиссер Ильмар Рааг представил ленту «Класс» — историю двух подростков Йозепа и Каспара, ставших жертвами школьной травли и устроивших стрельбу в школьной столовой. Как и в случае с «Колумбайн», герои решают покончить с собой, но в последний момент Каспар передумывает — в конце фильма его закадровый голос возвещает обидчикам: «Я не умру вам назло».
Иначе к теме «Колумбайн» подошел писатель Дуглас Коупленд, который в 2003 году опубликовал один из самых успешных своих романов «Эй, Нострадамус!», где перенес события из Колорадо 1999 года в канадский Ванкувер 1988 года. Центральными фигурами книги Коупленд выбрал тех, кто смог пережить школьную стрельбу. По словам писателя, ему было неинтересно рассказывать историю убийц — он хотел понять, какое влияние скулшутинг оказывает на выживших.
Скулшутинг в России
«Вы надо мной смеялись, теперь я над вам посмеюсь»
В октябре того же года произошла стрельба в Керченском политехническом колледже. Трагедия в Керчи стала самой массовой в истории России: в результате взрыва и стрельбы, устроенных 18-летним Владиславом Росляковым, погиб 21 человек, еще 67 были ранены. СМИ окрестили произошедшее «Керченским Колумбайном» — считается, что Росляков скопировал атаку на школу в Колорадо, а также внешний вид Эрика Харриса: высокие армейские ботинки, брюки-карго и белую футболку с надписью «Ненависть» (на футболке Харриса было написано Natural Selection — «Естественный отбор»).
Психологический портрет убийцы
Американский психолог Питер Лэнгман в своем исследовании Rampage school shooters: A typology делит стрелков на три типа: психотики, травматики и психопаты. Первые ощущают себя изгнанниками, которые отличаются от других. Вторые — жертвы эмоционального, физического или сексуального насилия. Третьи не чувствуют связи с другими людьми, не испытывают чувства вины за содеянное и могут наслаждаться, причиняя боль другим людям. «Психопат — сложный профессиональный термин. Он включает как генетическую предрасположенность развития личности, так и особенности воспитания, контакта со среды, в которой растет человек. — комментирует психопатический тип Владимир Брылев. — Человек может быть генетически предрасположен к психопатии, но если в семье есть сложности с эмоциональным контролем, контактом с родителями или окружающая среда является достаточно патологической, то все эти факторы могут усугублять первоначальные предрасположенности».
Заведующий кафедрой психологической помощи и ресоциализации факультета психологии МГУ, доктор психологических наук Мадрудин Магомед-Эминов объясняет, как формируется образ исключительности у человека, взявшегося за оружие: «На основе кровожадных сцен в масскультуре и соцсетях и внутренних обид возникает навязчивое состояние: человек становится монстром, одержимым своей исключительностью и превосходством. Обычные бытовые обиды вызывают жажду мести, наполняющую его сознание. В этот момент два фактора активируют «монстра» к действиям: примеры похожих ситуаций и стремление показать, что «Я сам право имею». По мнению Магомед-Эминова, свой вклад вносит и современная культура, в которой человек утрачивает целостность, становится фрагментарным, мелким, незначительным: «Оторванный от семьи и корней, лишенный бога, человек стремится предстать в божественном образе. Гротескным мышлением он выводит себя из общей массы людей, из бытия и наделяет себя правом наказания или, как называют это психологи, «травматического вымещения». Идет напряженная внутренняя работа по самоактивации от монструозного переживания к агрессивным действиям».
«Обществу проще списать случившееся на ментальные расстройства — так легче живется»
В своем исследовании психолог Денис Давыдов и его коллега Кирилл Хломов приходят к выводу, что изучение стрелков с точки зрения психопатологий не обосновано фактами и не продуктивно для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Давыдов говорит, что не существует точного психологического портрета стрелка, а любые отклонения не позволяют выявить склонность к скулшутингу у подростка. Обсуждение ментального состояние шутеров в СМИ и удаленная постановка диагнозов приглашенными экспертами порождают стереотипы о том, что любой другой человек со схожими проблемами может устроить стрельбу. Современные исследования показывают, что люди с психическими заболеваниями чаще становятся жертвами агрессии, а не выступают агрессорами. «Обществу проще списать случившееся на ментальные расстройства — так легче живется. Это стигматизирует людей с психическими заболеваниями и отвлекает внимание от действительно важных проблем», — комментирует Давыдов. — Все, что происходит с шутером, с точки зрения психиатра не представляет особых диагностических признаков».
Владимир Брылев добавляет, что стрелки — вменяемые люди с юридической точки зрения. Они отдают себе отчет в том, что делают и какие последствия это несет: «Ни у одного из массшутеров поведение не укладывается в состояние аффекта: они планируют преступления, чего не сделает человек в аффекте, они последовательны — подготовка занимает много времени и требует средств».
Есть ли опасность подражаний
Американская статистика показывает, что после скулшутинга возрастает риск следующих вооруженных атак на школы в том же или соседнем штате. В российском исследовании о массовых убийствах в образовательных учреждениях говорится, что подражание часто упоминается как один из мотивов скулшутеров.
«Колумбайн» действительно повлиял на несколько случаев школьной стрельбы, но причины феномена гораздо глубже, чем слепое копирование или желание превзойти Харриса и Клиболда. «Надо понимать, что стрелки могут устроить шутинг, не имея при этом каких-либо «исторических» опор. Они скорее копируют стиль одежды, походки — перенимают внешнюю сторону, но «начинка» остается их собственная», — рассказывает врач-психотерапевт Владимир Брылев.
Психолог и автор вышеупомянутого исследования Денис Давыдов отмечает, что сам интерес подростка к онлайн-сообществам колумбайнеров — еще не повод бить тревогу. «Обычно они [подростки] играют с темой смерти, чем-то запретным и страшным. Они ищут адреналин через экстремальные виды спорта или на форумах, где могут обсуждать то, чего боится социум. При увлечении случаями массовой стрельбы в школах это также присутствует, — объясняет Давыдов. — Сами по себе игры подростков в образы, слова, терминологию скулшутинга — это нормальное явление, определенный бунт. Главное здесь — различить реальный риск. Первое время стрелок может быть похож на того, кто просто примкнул к субкультуре, но со временем его поведение начинает отличаться».
Виноваты ли фильмы и видеоигры
С мнением Давыдова согласна клинический психолог Ульяна Скорнякова: «Дети, подростки и даже взрослые с помощью игр, фильмов и музыки находят для себя безопасносное пространство для проживания таких чувств, как злость, агрессия и гнев. Это помогает им чувствовать себя принятыми и менее подавленными и значительно снижает риск того, что человек однажды решится на реальный поступок».
«Существует общая культурная среда, в которой человек впитывает насилие»
Денис Давыдов отмечает, что проблема скулшутинга не в жестокости видеоигр — на подростков в целом оказывает влияние культура насилия, которая существует в обществе уже долгие годы: «Дети растут в условиях, где родители и педагоги используют насильственную лексику. Они смотрят фильмы — например, веселое кино про мушкетеров, где жестокие действия приводят к каким-либо положительным последствиям. Существует общая культурная среда, в которой человек впитывает насилие».
Какую роль играет школа и родители
В своей книге «Общество хулиганов: скулшутинг и кризис буллинга в школах Америки» профессор социологии Джесси Клейн называет травлю основной причиной стрельбы. Такой же позиции, если верить опросу Университета Альфреда, придерживаются сами ученики: 87% респондентов считают, что действия скулшутеров продиктованы местью обидчикам, а 86% опрошенных отмечают, что корень проблемы — травля. Психолог Денис Давыдов в разговоре с Forbes Life также отметил, что буллинг — один из важнейших факторов скулшутинга.
52% российских школьников сталкивались с буллингом и травлей в учебных заведениях, в Америке каждый пятый ученик (20,2%) становился жертвой буллинга. «Буллинг повышает вероятность негативных последствий в плане личностного развития. Они касаются нарушений психического, физического здоровья, проблем в социализации. Успешность в учебе снижается, риск совершения правонарушений повышается», — рассказывает Наталья Горлова, практикующий психолог, исследователь в области психологии буллинга и психологии подросткового и юношеского возраста.
По словам Горловой, для изучения причин травли необходимы долгосрочные исследования — на основании единовременно собранных данных сделать выводы невозможно. В качестве предикторов такого поведения у потенциальных булли (тех, кто организует травлю) исследователи рассматривают личностные (например, не развитые навыки решения социальных проблем, агрессия, депрессивные симптомы) и средовые (например, школьный и внутрисемейный климат, влияние сверстников) составляющие. «Сегодня исследователи отдельно выделяют такое понятие, как «преследование на основе предрассудков» (prejudice-based harassment). Это буллинг, основанный на индивидуальных характеристиках: расе или этнической принадлежности, религии, сексуальной ориентации. Такое преследование является распространенным и полагается даже более разрушительным, чем обычный буллинг», — добавляет Горлова.
По словам психолога, существуют первичные и вторичные сигналы, свидетельствующие о том, что ребенок подвергается травле. Первичные — ребенок возвращается из школы с испорченной одеждой и учебниками, у него есть синяки или царапины, появление которых не объяснить естественным путем. Среди вторичных сигналов — нежелание идти в школу, потеря интереса к учебе, снижение успеваемости. Ребенок, ставший жертвой травли, может выглядеть несчастным и депрессивным или демонстрировать резкие перепады настроения и вспышки гнева.
В 2017 году платформа «Дети Mail.ru» проводила опрос о травле в российских школах, где 21% респондентов ответили, что ее инициаторами часто выступают не ученики, а сами учителя. В США, согласно статистике, 30% учеников средней школы сталкивались с постоянным буллингом со стороны педагогов. «Со временем учителя выгорают, если не проходят специальные тренинги или не посещают психологические поддерживающие группы, — рассказывает Владимир Брылев. — В нашей стране педагогам, как и ученикам, предлагают мало инструментов для нормального психообразования и поддержки. Здесь также имеет место профессиональная деформация. Подросток, который не укладывается в стандарты школьной программы, может вызвать у педагога агрессию. Он подает пример буллинга другим ученикам, и запускается порочный круг».
Даже если учителя не стимулируют буллинг, они могут пропускать тревожные сигналы о начавшейся травле или относиться к ним легкомысленно, добавляет Денис Давыдов: «Многие педагоги не умеют разговаривать с детьми: кто-то считает, что это не их работа, другим банально не хватает на это времени».
Свою роль в проблеме школьной травли играют и родители подростков. «При доверительных отношениях родители узнают о ситуации притеснений, травли, унижений и принимают меры по обеспечению безопасности своих детей, — рассказывает Наталья Горлова. — Конечно, встречаются родители, которые отмахиваются от проблем подростков — в том числе и в ситуациях буллинга. Не хочется верить, что они намеренно оставляют детей в опасности и хотят им навредить. Скорее, виной тому отсутствие понимания такими родителями самого явления травли, серьезности его последствий для психики детей и подростков, а также возможности влияние на подобные ситуации».
Низкая самооценка
Дэйв Каллен считает, что образ бывших жертв, ставших мстителями, — миф, созданный усилиями журналистов. Психиатр Владимир Менделевич пишет, что не все известные в мире случаи скулшутинга были связаны с буллингом. С этим мнением согласен психотерапевт Владимир Брылев — он рассказывает, что жертвами буллинга часто становятся обладатели низкой или ложно высокой самооценки. «Как правило, у человека изначально есть определенные сложности в виде низкой самооценки, которые приводят к проблемам контакта с социумом, — объясняет психотерапевт. — В случае со стрелками, нужно иметь склонность быть не просто не успешным — здесь присутствует склонность к выраженной злобности. Гнев стрелка — это то, что называют нарциссическим гневом. У многих шутеров есть установка: «Меня не принимают, вы все недостойны. Я испытываю сильный гнев и сейчас вас покараю». Нужно понимать, что это признаки ложно заниженной самооценки. Стрелки оценивают себя низко — они часто пытаются покончить с собой, не видя ценности собственной жизни и возможного разрешения внутреннего конфликта в будущем».
Журналисты, освещавшие стрельбу в «Колумбайн», называли Харриса и Клиболда «тихими одиночками с репутацией чужаков», Washing Post писал, что в старшей школе округа Джефферсон существовал культ спортсменов — награды за спортивные достижения были выставлены в коридорах, атлеты пользовались популярностью и издевались над остальными учениками, поэтому стрелки решили им отомстить. Фанаты-колумбайнеры также считают Харриса и Клиболда жертвами хулиганов, токсичной атмосферы в школе и самого общества, которое позволяет безнаказанно мучить подростков — согласно исследованию Техасского университета в Остине.
«Общество не предлагает дополнительных механизмов самоконтроля, а только выдвигает дополнительные требования»
Возможной причиной, способной толкнуть подростка на стрельбу, могут стать стереотипы, связанные с идентичностью. «Наступает возраст, когда у человека возникает потребность в идентичности. Подросток задается вопросами: «Кто я? Мальчик или девочка? Кто я в этом мире?». Найти ответы на эти вопросы — важная задача подросткового возраста, — рассказывает Давыдов. — В случае скулшутинга у человека, возможно, возникла неудовлетворенность между неустойчивым образом себя и тем, как его воспринимает общество. Обратите внимание, что стрелки — это всегда (за крайне редким исключением) мальчики. Это их ответ социуму на субъективное чувство неприятия, который связан с потребностью в стереотипном мужском поведении. Скулшутинг — это месть обществу, которое, по мнению стрелка, не дало ему выработать собственную идентичность». «Социум ожидает от мужчин избыточного самоконтроля, — добавляет Владимир Брылев. — Это совершенно нереалистично, потому что общество не предлагает дополнительных механизмов этого контроля, а только выдвигает дополнительные требования».
Можно ли предотвратить трагедию
Также американское правительство поощряет школьное руководство в проведении тренировочных учений, во время которых ученикам и персоналу учебных заведений объясняют, как действовать в случае нападения вооруженных людей.
Известно, что после событий в Керчи по периметру территории колледжа установили систему охранного освещения, парковочные барьеры на подъезде к учреждению и систему управления контролем доступа в студенческом общежитии. Школы и детские сады в Керчи, по решению властей, охраняли сотрудники Росгвардии.
«Школа должна быть не бетонной однотипной коробкой, а удобным пространством»
После 2010 года в большинстве американских штатов приняли законы, касающиеся создания положительного психологического климата в школах. На 2019 год в 22 штатах рассматривали или уже внедрили системы анонимных сообщений о случаях насилия в школах. «На Западе во многих учебных заведениях распространена нулевая толерантность к буллингу: с младших классов ведется просветительская и психологическая работа не только со школьниками, но и с их родителями. Дети с раннего возраста понимают, что такое травля, и знают, как важно обратиться за помощью к взрослым, если возникла такая ситуация», — говорит клинический психолог Ульяна Скорнякова. Один из примеров — программа «No Bully», которая сотрудничает со школами по всей Америке. Создатели программы помогают разрабатывать и внедрять протоколы борьбы с травлей в учебных заведениях, обучают педагогов и родителей, как распознать буллинг и правильно предотвращать конфликты среди детей и подростков. Также в США действует программа No Bullying Schools, созданная группой американских преподавателей, ученых и экспертов по предотвращению травли. Команда «No Bullying Schools» также разработала специальное бесплатное приложение Report Bullying, которое позволяет ученикам оперативно и анонимно оповещать администрацию школы о случаях травли. Согласно отчетам за 2019 год, 87% подростков заявили, что программа помогла создать более позитивную атмосферу в их учебных заведениях.
По словам Дениса Давыдова, после случившегося в Казани общество ищет способы избежать повторения трагедии, но озвученные предложения часто основаны на личном опыте и чтении публикаций СМИ — люди транслируют свои стереотипы и мнения. «Любое решение должно быть основано на исследованиях. В Америке, когда шутинг в школах стал массовым, работу с ним поручили Секретной службе США (федеральное агентство, подчиненное Министерству внутренней безопасности США. — Forbes Life). Представители службы курируют каждый отдельный случай, разбираются с ним — на ее платформе организована работа десятков ведущих психологов, социологов, педагогов, проходят обсуждения. Это целенаправленная попытка найти ответ на вопрос: «Что делать?», — рассказывает Давыдов. По его словам, ни Российское психологические общество, ни Российская академия образования не работают системно совместно с силовыми структурами над предотвращением случаев скулшутинга. «Хотелось бы, чтобы эта работа началась, чтобы решения, которые мы принимаем, были основаны на экспертной оценке и исследовательской работе, открытой для научного сообщества», — говорит Давыдов.
«Мы не можем предугадать конкретный случай скулшутинга, но мы можем бороться с этим явлением эффективно, устраняя причины, которые порождают это зло, с помощью профилактики и обеспечения мер безопасности, — считает Мадрудин Магомед-Эминов. — Главное — работать над формированием личности детей и подростков без назидания и нравоучения, а вступая в человеческие отношения, личностно. Воспитывать детей так, чтобы они не становились ни объектом, ни субъектом насилия».