Как называется наука изучающая материальные источники
История. 5 класс
Конспект урока
Урок 1. История и её помощницы
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
История – это наука о жизни человека в прошлом.
Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторических наук.
Археология – это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.
Вспомогательные исторические дисциплины – это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования.
Исторический источник – сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект (запись, предмет, здание, сказание и т. д.), несущий в себе сведения (информацию) о жизни в прошлом.
Этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Само слово «история» – греческое. Им обозначали рассказы очевидцев о событиях. В этом значении оно до сих пор живёт в обиходной речи, мы говорим «со мной случилась такая вот история» или «я попал в неприятную историю». «Первым историком» называют Геродота (V в. до н. э.). Он видел смысл истории в том, «…чтобы… великие и дивные дела, эллинами и варварами совершенные, не остались бесславными». Другими словами, древние историки занимались сбором рассказов, а сама история – хранением памяти о событиях.
В наше время история – наука, изучающая прошлое. Главная задача исторической науки – попытаться воссоздать и понять ход событий. Однако реконструкции поддается только часть прошлого, отразившаяся в сохранившихся источниках. Поэтому все формы исторического знания содержат лишь большую или меньшую часть истины.
Сведения о прошлом историки получают из исторических источников. Именно они помогают нам отделить факты от выдумки.
Когда историк работает с источником, он сначала выясняет его происхождение: при каких обстоятельствах он возник. Затем устанавливает автора, выясняет: оригинал это или чей-то пересказ? Как он попал в руки историков? После этого учёный анализирует исторический источник, извлекая из него прямую информацию и косвенную. Прямая информация – это те сведения, которые автор вложил специально, целенаправленно. В то же время вольно или невольно автор наряду с этой прямой информацией передаёт косвенную. Косвенная информация – это то, что он передал из прошлого как бы “случайно”, попутно с прямой информацией.
Например, житель древнего Новгорода написал своему брату записку на бересте, и в ней попросил его одолжить 3 гривны. Прямая информация – сам факт просьбы, а косвенная – то, что новгородцы писали на бересте, выцарапывали буквы (а не писали попросил его одолжить 3 гривны.
Работа историка очень сложная. И на помощь приходят смежные, или вспомогательные дисциплины. Это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования. Например, вспомогательной дисциплиной является геральдика – наука о гербах, генеалогия изучает родственные связи, метрология – наука о единицах площади, длины, объёма. Кроме вспомогательных дисциплин существуют тесно связанные с историей отдельные науки. Это в первую очередь археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам, и этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.
Как же работает ученый-историк? Сначала он определяет актуальный вопрос. Это может быть любое неизученное событие или явление, любое незнание или непонимание. После этого надо сформулировать цель своего исследования и выдвинуть рабочую гипотезу (научное предположение). После того, как стало ясно, что и зачем предстоит сделать, историк принимается за изучение работ предыдущих исследователей. Совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе называются историографией.
Учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории и культуры, называется музеем. В современном мире насчитывается около 100 тысяч музеев, но это цифра примерная, так как сосчитать все музеи мира просто невозможно – их бесчисленное множество.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».
Генеалогия – наука о гербах.
Хронология – наука об измерении времени.
Ономастика рассматривает денежные купюры как исторический источник.
Нумизматика –- наука, извлекающая информацию из монет.
ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: § 1 Что изучает история
Стр. 4. Ключевые вопросы
№ 1. Для чего нужно знание истории?
История помогает понять, как изменялась жизнь людей с течением времени и почему она стала такой, как сейчас. Знать историю важно всем людям, чем бы они ни занимались. Без неё мы бы не знали о том, что было создано предыдущими поколениями, как и когда возникла наша Родина, и не понимали бы, что происходит в мире вокруг нас. Без интереса к истории нельзя быть настоящими гражданами своей страны.
№ 2. Как историки узнают о жизни людей в далеком прошлом?
Благодаря сохранившимся останкам людей мы знаем, как выглядели предки. Изучать и восстанавливать облик древних людей помогает наука антропология (от греческого антропос — человек). Ещё важнее письменные источники — надписи на камне, глине, металле, дереве и, конечно, древние книги. Правда, письменные источники рассказывают не обо всей истории человечества, потому что люди изобрели письменность не сразу, а около 5 тысяч лет назад.
Таким образом, историки узнают о прошлом человечества, исследуя письменные и вещественные источники, стараясь точно установить время и ход исторических событий, понять, почему именно так, а не иначе развивалась история разных народов и стран. Если данных источников недостаточно для определённых выводов, историки выдвигают научные предположения — гипотезы.
Стр. 7. Итоговые вопросы
№ 1. Объясните, какие значения имеет слово «история»
Слово «история» греческого происхождения. В переводе оно означает «рассказ о событиях», «описание», «исследование». Историей называют прошлое всего человечества. Но история — это еще и наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом.
№ 2. Выскажите мнение, для чего современному человеку нужно знание истории. Приведите примеры ситуаций, когда оно важно для вас.
Изучая историю, современный человек может понять, как изменялась жизнь людей и почему она стала такой, как сейчас. Без неё люди бы не знали о том, что было создано предыдущими поколениями и не понимали бы, что происходит в мире. Без интереса к истории нельзя быть настоящими гражданами своей страны. Для каждого человека особенно важна история своего Отечества. История каждого государства, в том числе и России, является частью мировой истории. Каждый образованный и культурный человек должен знать не только о своей Родине, но и о жизни других народов, чтобы лучше понимать их, жить с ними в мире и согласии.
Благодаря знанию истории я могу узнавать о происхождении праздников (9 мая, Новый год), развитии города, в котором я живу, о том, как жили бабушки и дедушки и очевидцами каких исторических событий они были.
№ 3. Какие разделы выделяются в истории Древнего мира? Покажите на карте, расположенной на форзаце учебника, территории государств, существовавших в древние времена на Востоке и в Европе.
История Древнего мира — самая ранняя часть истории человечества. Самый первый и наиболее длительный ее период — первобытная эпоха (от появления на Земле людей до возникновения первых государств).
Второй раздел истории Древнего мира называется историей Древнего Востока. Около 5 тысяч лет назад в долинах крупных рек возникли древнейшие государства. Это огромный район, протянувшийся от Египта в Африке до Китая в Азии. На этой территории тысячи лет назад возникали, развивались и исчезали древние государства. Некоторые из них были обширными державами, на территории которых проживало множество разных народов.
Третий и четвёртый разделы истории Древнего мира носят названия история Древней Греции и история Древнего Рима. Это история первых государств Европы. Историческое развитие древних греков и римлян, или, как ещё говорят, народов Античности (от латинского антиквус — древний), отличалось от развития народов Древнего Востока и заложило основу современной цивилизации. Первые греческие государства возникли около трёх с половиной тысяч лет назад, а закончилась история Древнего мира падением Западной Римской империи в 476 году.
Древняя Греция, Македония (2)
Хеттское царство (3)
Палестина, Финикия (5)
Месопотамия: Шумер, Аккад, Вавилон (6)
Персидское государство (8)
№ 4. Представьте в таблице информацию об источниках, из которых историки узнают о прошлом.
№ 5. Составьте словарик названий наук, которыми пользуются историки при изучении прошлого. Укажите, что изучает каждая наука.
Изучать прошлое историкам помогают следующие науки:
Антропология – наука, изучающая облик древних людей
Археология — наука, изучающая прошлое по вещественным источникам: остаткам строений, обломкам посуды, оружию, монетам, украшениям, костям людей и домашних животных.
Картография – наука, изучающая исторические карты, по которым можно узнать о военных походах и местах сражений, о расположении городов, о торговых маршрутах, о границах государств
Нумизматика – наука об истории монетной чеканки и денежного обращения
Хронология – наука, изучающая историю счета времени и древние календари
Этнография – наука, изучающая образ жизни, быт, хозяйство, обычаи и традиции различных народов
№ 6. На основе текста и иллюстрации на с. 6 объясните, как работают археологи. Какие знания и умения необходимы в их работе?
Археологам необходимы знания по истории, этнографии, антропологии, нумизматике и другим наукам. Археолог должен уметь рисовать, чертить, фотографировать, быть в хорошей физической форме.
Археологи изучают карты, узнают, где примерно мог находиться древний город. Они определяют его примерные границы и проводят раскопки, используя как лопаты, так и кисточки для очистки найденных вещественных источников.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАндрей Аксаков
Похожие презентации
Презентация на тему: » Задания Как называется наука о языке? Как называется наука, изучающая историческое прошлое по памятникам материальной культуры? Как называется наука,» — Транскрипт:
2 Задания Как называется наука о языке? Как называется наука, изучающая историческое прошлое по памятникам материальной культуры? Как называется наука, изучающая народное творчество? Какие исторические источники вы знаете?
3 Проверь себя Лингвистика Археология Фольклористика Исторические источники письменные вещественные устные художественные
6 Цель урока: Представив себя в роли путешественников, познакомиться с древними славянами и их достижениями.
8 План : Происхождение и расселение восточных славян. 2. Занятия славян. 3. Верования. 4. Быт и нравы. 5. Управление.
9 Повесть временных лет, ХII век «…и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ…»
10 Земледелие СкотоводствоОхота Рыболовство БортничествоРемесло Торговля
11 Система земледелия: Подсечно-огневая Переложная Выращивали: рожь ячмень пшеницу овёс просо горох репу редьку чеснок капусту лук лён коноплю 1-й год яровыепар 2-й год парозимые Орудия труда секира – железный топор Борона- суковатка Плуг с лемехом соха
12 На кого охотились? Лось КабанОлень МедведьЛисица КуницаБелка Бобёр
15 Ремесло Скорняжное дело Ткачество Плотничество Кузнечное дело Гончарное дело
20 Физминутка Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
21 Древние славяне Реконструкция М.М. Герасимова
22 Славянский посёлок Реконструкция
23 Домашнее задание: Прочитать параграф 1. Выписать и выучить новые понятия. составить экскурсию в прошлое, а именно составить экспозицию из рисунков и сочинить текст для экскурсовода.
Как называется наука, изучающая структуру и общие свойства информации?
Содержание:
Наука, изучающая информацию, появилась во второй половине XX века. Это были интересные времена: шла Холодная война, частота смены поколений (25 лет) сравнялась с активностью смены технологий, развивалась электроника. Эти факторы дали толчок становлению науки, изучающей структуру и общие свойства информации. Проследим путь её возникновения, появление названий в разных языках.
Происхождение слова информатика
Многие люди со словом «информатика» связывают компьютерные науки, что отчасти ошибочно. Дисциплина посвящена изучению информации (данных, сведений) в различных сферах человеческой деятельности: социальная, техническая, экономическая; закономерностей её трансформации, передачи, создания, использования, хранения. С развитием электроники появилось отдельное направление, изучающие обработку данных с помощью компьютерной техники.
По одним источникам, термин “информатика” возник как гибрид двух французских слов: information и automatique в 70-х годах XX века. По другим, он появился ещё в первой половине 1950-х годов благодаря немцу Карлу Штейнбуху. В 1963 году Ф. Е. Темников с коллегами даёт определение информатике – наука, изучающая преобразование информации, состоящей из трёх направлений. Это теории:
Из-за публикации в малоизвестном издании значение исследования многие годы не было оценено. Внимание к труду Темникова начало проявляться в 1968 году, когда появилась работа о научно-технических данных, методиках их обработки.
Встречаются сведения, что термин «информатика» или informatique возник во Франции. Хоть это было в 1970-х годах, объясняется просто: французы – одни из лидеров в нише информационных наук и технологий.
Обширное объяснение слову дали японцы в 1978 году с появлением необходимости в материально-техническом обслуживании систем для обработки данных: оборудования, математических аспектов преобразования сведений.
В 1982 году свет увидела монография Глушкова об основах безбумажной информатики, где она определяется как совокупность методов и средств информационной теории, удовлетворяющей потребности человечества. В следующем году АН СССР создаёт отдел информатики.
Считается, что в английский язык слово informatics ввёл Уолтер Бауэр.
В большинстве языков, в том числе русском, аналог понятия informatics применяется по отношению к наукам, которые в английском называются computer science – связаны с обработкой, хранением данных с помощью электронной вычислительной техники. То же значение у понятия в тезаурусе ЮНЕСКО.
Структура
С развитием информатики в ней возникло множество направлений, разделов. Её разделяют на:
Расскажите, в каких годах термин «информатика» возник в разных странах: CCCP, Западной Европе, Японии.
Тест на тему: «Введение. Основы исторического знания».
Тест на тему: «Введение. Основы исторического знания».
Тест состоит из ЗАКРЫТЫХ и ОТКРЫТЫХ вопросов.
Что изучает история как наука?
Дайте определение понятию «исторический источник»
Какая наука изучает надписи на твердых материалах?
4. Как называется наука, которая изучает культуру, быт и нравы различных народов?
6. Напишите плюсы и минусы цивилизационного подхода, применительно к историческому процессу.
7. В чем заключается важность исторической науки для современного человека?
Тест на тему: «Введение. Основы исторического знания».
Тест состоит из ЗАКРЫТЫХ и ОТКРЫТЫХ вопросов.
Назовите имя «отца истории», когда (век) и где он жил?
Что изучает лингвистика?
4. Как называется наука, которая изучает измерение времени?
6. Напишите плюсы и минусы цивилизационного подхода, применительно к историческому процессу.
7. В чем заключается важность исторической науки для современного человека?
Тест на тему: «Введение. Основы исторического знания».
Тест состоит из ЗАКРЫТЫХ и ОТКРЫТЫХ вопросов.
Что изучает топонимика?
Поясните формационный подход к пониманию истории.
Как называется наука, которая изучает историю человечества по вещественным памятникам?
5. Почему историку для достоверности знания нужно опереться на целый комплекс исторических источников?
6.На какие периоды делится всемирная история (общеисторическая периодизация)?
7. В чем заключается важность исторической науки для современного человека?
Тест на тему: «Введение. Основы исторического знания».
Тест состоит из ЗАКРЫТЫХ и ОТКРЫТЫХ вопросов.
1. Как называется наука, которая изучает монеты?
2. Дайте определение понятию «Общественно-экономическая формация» (ОЭФ)
3.Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю возникновения исторической науки?
5. Комплекс документов и предметов материальной культуры; является результатом человеческой деятельности и содержит в себе информацию о прошлом?
А) Исторический процесс
В) Исторические источники
Г) Историческая ретроспектива
6. Особая ступень развития общества, где общество начинает развиваться и функционировать на своей собственной основе в соответствии с социально-культурными предпосылками?
7. Локальная (экзистенциональная) история- это…
Тест на тему: «Введение. Основы исторического знания».
Тест состоит из ЗАКРЫТЫХ и ОТКРЫТЫХ вопросов.
Как называется наука, которая изучает культуру, быт и нравы различных народов?
Напишите основные признаки рабовладельческой формации.
Как называется наука, которая изучает гербы?
История отдельно взятых регионов изучает…
Поясните цивилизационный подход к пониманию истории.
Почему историку для достоверности знания нужно опереться на целый комплекс исторических источников?
Тест на тему: «Введение. Основы исторического знания».
Тест состоит из ЗАКРЫТЫХ и ОТКРЫТЫХ вопросов.
Как называется наука, которая изучает гербы?
Напишите основные признаки капиталистической формации.
Что такое периодизация?
4. Особая ступень развития общества, где общество начинает развиваться и функционировать на своей собственной основе в соответствии с социально-культурными предпосылками.
5. Как называется наука, которая изучает измерение времени?
Тест на тему: «Введение. Основы исторического знания».
Тест состоит из ЗАКРЫТЫХ и ОТКРЫТЫХ вопросов.
Как называется наука, которая изучает историю человечества по материальным остаткам его жизнедеятельности?
Поясните цивилизационный подход к пониманию истории.
Что такое «фальсификация исторического факта»?
4. Как называется наука, которая изучает монеты?
7. В чем состоит особенность истории как науки?
Тест на тему: «Введение. Основы исторического знания».
Тест состоит из ЗАКРЫТЫХ и ОТКРЫТЫХ вопросов.
Что изучает сфрагистика?
Дайте определение понятию «цивилизация»
Какая наука изучает надписи на твердых материалах?
Систематизация и деление исторического процесса на определенные хронологические периоды
А) Исторический факт
Г) Исторический источник
5. Напишите все стадии развития человечества (общественно-экономические формации) в рамках формационного подхода.
6. Дайте определение понятию «вещественный источник»
7. Поясните теорию М. Бахтина «Диалог культур»
Тест на тему: «Введение. Основы исторического знания».
Тест состоит из ЗАКРЫТЫХ и ОТКРЫТЫХ вопросов.
Какие исторические источники вам известны?
Напишите плюсы и минусы формационного подхода, применительно к историческому процессу.
Что изучает генеалогия?
А) происхождение фамилий и родов
Б) географические названия
Г) прошлое по вещественным памятникам
Что изучает история?
А) измерение времени
Б) прошлое человечества
Г) надписи на твёрдых материалах
5. Особая ступень развития общества, где общество начинает развиваться и функционировать на своей собственной основе в соответствии с социально-культурными предпосылками.
6. Мировоззрение- это…
7. Что такое периодизация?
Тест на тему: «Введение. Основы исторического знания».
Тест состоит из ЗАКРЫТЫХ и ОТКРЫТЫХ вопросов.
1. На какие периоды делится всемирная история (общеисторическая периодизация)?
2. Напишите плюсы и минусы цивилизационного подхода, применительно к историческому процессу.
3. Какая наука изучает надписи на твердых материалах?
5. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю возникновения исторической науки?
6. С др. греч. это слово переводится как «рассказ о прошлом, об утерянном». О чём идет речь?
7. Почему историку для достоверности знания нужно опереться на целый комплекс исторических источников?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1479598
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.