Как называется наука которая изучает фольклор
фольклористика
Полезное
Смотреть что такое «фольклористика» в других словарях:
Фольклористика — Фольклористика. Резьба по дереву в Институте народного творчества маори. Роторуа, Новая Зеландия. ФОЛЬКЛОРИСТИКА, наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика. Институт… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФОЛЬКЛОРИСТИКА — наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества … Большой Энциклопедический словарь
ФОЛЬКЛОРИСТИКА — ФОЛЬКЛОРИСТИКА, фольклористики, мн. нет, жен. (научн.). Наука о фольклоре (см. фольклор в 1 и 2 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ФОЛЬКЛОРИСТИКА — ФОЛЬКЛОРИСТИКА, и, жен. Наука о фольклоре. | прил. фольклористический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
фольклористика — сущ., кол во синонимов: 1 • фольклор (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Фольклористика — Три богатыря, одни из самых известных былинных персонажей на картине В. М. Васнецова Фольклористика наука, изучающая народное творчество (фольклор), находящаяся на ст … Википедия
Фольклористика — наука о фольклоре (народном творчестве (См. Народное творчество)). В зависимости от научных представлений о предмете Ф. изменялись и её границы, и её место среди др. наук. Ф. определялась то как часть этнографии, то как отрасль… … Большая советская энциклопедия
фольклористика — и; ж. Совокупность наук, изучающих фольклор (2 зн.). Русская ф. Достижения фольклористики. * * * фольклористика наука о фольклоре, включающая собрание, публикацию и изучение произведений народного творчества. * * * ФОЛЬКЛОРИСТИКА ФОЛЬКЛОРИСТИКА,… … Энциклопедический словарь
ФОЛЬКЛОРИСТИКА — ФОЛЬКЛОРИСТИКА, наука о фольклоре (в т. ч. народном поэтическом творчестве). Ф. изучает словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое коллективное творчество народных масс. Возникновению Ф. предшествовал… … Литературный энциклопедический словарь
фольклористика — в Латинской Америке. История латиноамериканской Ф. связана с идеологической борьбой вокруг проблем народной культуры. Один из ранних источников знакомства с латиноамериканским народным творчеством труды хронистов и европейских… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Фольклористика
Наука о фольклоре (народном творчестве (См. Народное творчество)). В зависимости от научных представлений о предмете Ф. изменялись и её границы, и её место среди др. наук. Ф. определялась то как часть этнографии, то как отрасль литературоведения и музыкознания. Рассматривали её и как вспомогательную дисциплину др. наук: истории культуры, социологии. Постепенно Ф. становится самостоятельной искусствоведческой наукой, формируется её структура, разрабатываются методы исследования. Ф. изучает словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и др. коллективное творчество народных масс.
Возникновению Ф. предшествовал многовековой опыт собирания (записи) произведений фольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных стран. Научному интересу к фольклору в Европе способствовала деятельность просветителей 18 в. В России традиции просветительства по-новому возродились в фольклористической концепции революционных демократов 19 в. Изучение народного творчества стимулировалось развитием романтизма, в русле которого появляется особое направление Ф. – Мифологическая школа (братья В. и Я. Гримм). В 19 – начале 20 вв. основными направлениями мировой Ф. были: Миграционная теория (теория заимствований – Т. Бенфей), антропологическая школа («Самозарождения сюжетов теория» – Э. Б. Тайлор), Этнопсихологическая школа (В. Вундт), географо-историческая (финская) школа (Ю. и К. Круны). Крупнейшие представители Ф. в России: А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, Александр Н. Веселовский, П. В. Киреевский, А. Н. Пыпин и др. В 20 в. особенно распространено социологическое изучение фольклора, которое в России оформилось в т. н. историческую школу (См. Историческая школа) (В. Ф. Миллер). Оставаясь в методологическомотношении в пределах эволюционизма и Позитивизма, названные направления вместе с тем знаменовали последовательные ступени прогрессивного развития Ф. Идеалистические тенденции в Ф. 20 в. в наибольшей степени выражены в психоаналитических, неомифологических и магически-ритуалистических школах зап.-европ. и амер. Ф. С середины 1950-х гг. характерным направлением мировой Ф. оказался Структурализм (К. Леви-Строс), распространение которого сопровождается острой дискуссией.
Диалектико-материалистическоле изучение фольклора, берущее начало в трудах классиков марксизма, разрабатывалось П. Лафаргом, Ф. Мерингом, А. Грамши, Г. В. Плехановым, А. В. Луначарским, М. Горьким, многими сов. фольклористами, зарубежными исследователями-марксистами. Среди основоположников сов. Ф. – М. К. Азадовский, В. М. Жирмунский, К. В. Квитка, Б. В. Асафьев, В. Я. Пропп, Б. М. и Ю. М. Соколовы. Современная марксистская Ф. в СССР и социалистических странах изучает фольклор как социально обусловленный, исторически развивающийся специфический вид творческой деятельности народных масс, исследует национальное своеобразие и взаимодействие фольклора разных народов, особое внимание уделяет отражению в народном творчестве действительности, национально-освободительной и революционной борьбы, судьбам фольклора в современных условиях, способствует усвоению прогрессивных народных традиций в искусстве социалистического общества. Большой размах приобрела собирательская работа с применением новой методики, технических средств записи и расшифровки. Тенденция к комплексному изучению разных видов народного творчества создаёт перспективу для Ф. как науки синтетической. Основные современные международные фольклористические общества: Фольклорное товарищество (Folklor Fellows), Международное общество этнологии и фольклора при ЮНЕСКО (ISEF), Международный совет народной музыки (IFMC). В СССР – Научный совет по народному творчеству при Отделении литературы и языка АН СССР, Всесоюзная фольклорная комиссия при Союзе композиторов СССР.
Лит.: Чичеров В. И., Маркс – Энгельс о фольклоре, «Советский фольклор», 1936, № 4–5; Фридлендер Г. М., К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы литературы, 2 изд., М., 1968; Ленинское наследие и изучение фольклора. [Сб.], Л., 1970: Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960; Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М. – Л., 1963; Мелетинский Е., Вопросы теории эпоса в современной зарубежной науке, «Вопросы литературы», 1957, №2: Землянова Л. М., Современная американская фольклористика. Теоретические направления и тенденции, М., 1975; Путилов Б. Н., Методология сравнительно-исторического изучения фольклора, Л., 1976; Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. 1–4, СПБ, 1890–92; Азадовскпй М. К., История русской фольклористики, т. 1–2, М., 1958–63; Бандарчык В. К., Гicторыя беларускай этнаграфii XIX ст., Miнск, 1964: Дей О. I., Сторшки з icторiї українськоi фольклористики, К., 1975: Соколова В. К., Советская фольклористика к 50-летию Октября, «Советская этнография», 1967, №5; Гацак В. М., Фольклористика Советского Союза за 50 лет, «Изв. АН СССР. Отделение литературы и языка» 1972, т. 31, в. 6.
Иностр. литературу по Ф. см. Bibliographie Internationale des Arts et Traditions Populaires (Internationale Volkskundliche Bibliographie), Bale – Bonn, 1949 –,
ФОЛЬКЛОРИСТИКА
ФОЛЬКЛОРИ́СТИКА, наука о фольклоре (в т. ч. народном поэтическом творчестве). Ф. изучает словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое коллективное творчество народных масс. Возникновению Ф. предшествовал многовековой опыт собирания (записи) произведений фольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных стран. Научному интересу к фольклору в Европе способствовала деятельность просветителей XVIII в. Изучение народного творчества стимулировалось развитием романтизма, в русле которого появляется особое направление Ф. мифологическая школа (братья В. и Я. Гримм). В XIX начале XX вв. основными направлениями мировой Ф. были миграционная теория (теория заимствований Т. Бенфей), антропологическая школа (самозарождения сюжетов теория Э. Б. Тайлор), этнопсихологическая или психологическая школа (В. Вундт), историко-географическая (финская) школа (Ю. и К. Круны). В России традиции просветительства по-новому возродились в фольклористической концепции революционных демократов XIX в. Крупнейшие представители русской Ф.: А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, Александр Н. Веселовский, П. В. Киреевский, А. Н. Пыпин и др. В XX в. особенно распространено социологическое изучение фольклора, которое в России оформилось в т. н. историческую школу (В. Ф. Миллер). Оставаясь в методологическом отношении в пределах эволюционизма и позитивизма, названные направления вместе с тем знаменовали последовательные ступени прогрессивного развития Ф. Идеалистические тенденции в Ф. XX в. в наибольшей степени выражены в психоаналитической, неомифологической и магически-ритуалистической школах западноевропейской и американской Ф. С середины 1950-х гг. характерным направлением мировой Ф. оказался структурализм (К. Леви-Строс), распространение которого сопровождается острой дискуссией.
Изучение фольклора с позиций исторического материализма, берущее начало в трудах классиков марксизма, продолжено было П. Лафаргом, Ф. Мерингом, А. Грамши, Г. В. Плехановым, А. В. Луначарским, многими советскими фольклористами, зарубежными исследователями-марксистами. Среди основоположников советской Ф. М. К. Азадовский, Б. В. Асафьев, В. М. Жирмунский, К. В. Квитна, В. Я. Пропп, А. П. Скафтымов, Б. М. и Ю. М. Соколовы. Современная марксистская Ф. в СССР и социалистических странах изучает фольклор как социально обусловленный, исторически развивающийся специфический вид творческой деятельности народных масс, исследует национальное своеобразие и взаимодействие фольклора разных народов, особое внимание уделяет отражению в народном творчестве действительности, национально-освободительной и революционной борьбы, судьбам фольклора в современных условиях, способствует усвоению прогрессивных народных традиций в искусстве социалистического общества. Большой размах приобрела собирательская работа с применением новой методики, технических средств записи и расшифровки. В 6070-е гг. развивалось комплексное изучение разных видов народного творчества, что создало перспективу для Ф. как науки синтетической. Интенсивно ведется сравнительно-историческое изучение фольклора и его художественной специфики, а также современных процессов в области народного творчества.
Литература:
Ленинское наследие и изучение фольклора. [Сб.], Л., 1970;
Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. 14, СПБ, 1890 1892;
Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 1 2, М., 1958 1963;
Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960;
Землянова Л. М., Современная американская фольклористика. Теоретические направления и тенденции, М., 1975;
Путилов Б. Н., Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976;
Актуальные проблемы современной фольклористики. Сб., Л., 1980;
Из истории русской советской фольклористики, Л., 1981.
Полезное
Смотреть что такое «ФОЛЬКЛОРИСТИКА» в других словарях:
Фольклористика — Фольклористика. Резьба по дереву в Институте народного творчества маори. Роторуа, Новая Зеландия. ФОЛЬКЛОРИСТИКА, наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика. Институт… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФОЛЬКЛОРИСТИКА — наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества … Большой Энциклопедический словарь
ФОЛЬКЛОРИСТИКА — ФОЛЬКЛОРИСТИКА, фольклористики, мн. нет, жен. (научн.). Наука о фольклоре (см. фольклор в 1 и 2 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ФОЛЬКЛОРИСТИКА — ФОЛЬКЛОРИСТИКА, и, жен. Наука о фольклоре. | прил. фольклористический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
фольклористика — сущ., кол во синонимов: 1 • фольклор (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Фольклористика — Три богатыря, одни из самых известных былинных персонажей на картине В. М. Васнецова Фольклористика наука, изучающая народное творчество (фольклор), находящаяся на ст … Википедия
Фольклористика — наука о фольклоре (народном творчестве (См. Народное творчество)). В зависимости от научных представлений о предмете Ф. изменялись и её границы, и её место среди др. наук. Ф. определялась то как часть этнографии, то как отрасль… … Большая советская энциклопедия
фольклористика — наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика как особая область знания выделилась на рубеже 18–19 вв. в связи с большим интересом к древним мифам. Одной из первых научных школ… … Литературная энциклопедия
фольклористика — и; ж. Совокупность наук, изучающих фольклор (2 зн.). Русская ф. Достижения фольклористики. * * * фольклористика наука о фольклоре, включающая собрание, публикацию и изучение произведений народного творчества. * * * ФОЛЬКЛОРИСТИКА ФОЛЬКЛОРИСТИКА,… … Энциклопедический словарь
фольклористика — в Латинской Америке. История латиноамериканской Ф. связана с идеологической борьбой вокруг проблем народной культуры. Один из ранних источников знакомства с латиноамериканским народным творчеством труды хронистов и европейских… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Введение в теоретическую фольклористику
11 лекций фольклориста Сергея Неклюдова о принципах изучения устных текстов и традиций
Содержание
Фольклорист Сергей Неклюдов о космополитичности фольклора, устной традиции и аспектах теоретической фольклористики
Фольклорист Сергей Неклюдов о возникновении письменности, компрессии событий и факторе пластичности устного текста
Фольклорист Сергей Неклюдов о соотношении слова и действия, текстах заговорной традиции и ритуальной деятельности животных
Фольклорист Сергей Неклюдов о значении мифа, спонтанной и сознательной мифологии и мифах Монголии
Фольклорист Сергей Неклюдов о понятии хаоса, научной картине мира и антропогонических мифах
Фольклорист Сергей Неклюдов об античной мифологии, концепции удалившегося бога и народной религиозности
Фольклорист Сергей Неклюдов о включенности ученого в исследуемую культуру, проблеме описания обряда и интерпретации материала
Фольклорист Сергей Неклюдов о живом эпосе, технике сказительства и образе богатыря
Фольклорист Сергей Неклюдов об обреченном сыне фараона, волшебной сказке и сюжетных типах
Фольклорист Сергей Неклюдов о зарождении письменной культуры, трансформации устной традиции и текстах в интернете
Фольклорист Сергей Неклюдов о технологической революции, городской песне и интернетлоре
Что читать о компаративном изучении мифологий, рекомендует доктор филологических наук Сергей Неклюдов
Следите за прогрессом
Поделиться с друзьями
Другие гиды и курсы ПостНауки
История древней Мезоамерики
10 лекций историка Дмитрия Беляева о становлении мезоамериканской цивилизации, ее культуре и политической жизни
Проблемы современной школы
Мнения экспертов ПостНауки о проблемах школьного образования
Краткая история Земли
Как появилась планета Земля
Войны бактерий
Гонки вооружений в эволюции микробов и вирусов
ФОЛЬКЛОР КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
Литература — это искусство слова. Но есть еще один вид словесного искусства — устное народное творчество (устная словесность, устная литература), или фольклор. Фольклор имеет специфические особенности, каких нет у художественной литературы. Первая глава посвящена их рассмотрению.
1. ФОЛЬКЛОР И ФОЛЬКЛОРИСТИКА
Международный термин «фольклор» появился в Англии в середине XIX в. Он происходит от англ. folk-lore («народное знание», «народная мудрость») и обозначает народную духовную культуру в различном объеме ее видов.
Для филологов фольклор важен как искусство слова. Филологическая фольклористика изучает совокупность устных художественных произведений разных жанров, созданных многими поколениями народа.
Народное словесное творчество хранилось в памяти людей, в процессе общения произведения переходили от одного к другому и не записывались. По этой причине фольклористы должны заниматься так называемой «полевой работой» — выезжать в фольклорные экспедиции, чтобы выявлять исполнителей и записывать от них фольклор. Записанные тексты устных народных произведений (а также фотографии, магнитофонные записи, дневниковые заметки собирателей и проч.) хранятся в фольк-
1 Раньше эту науку принято было называть этнографией. Оба термина (этнология и этнография) употребляются как синонимы.
лорных архивах. Архивные материалы могут быть опубликованы, например в виде фольклорных сборников.
Когда фольклорист занимается теоретическим изучением фольклора, он использует как опубликованные, так и архивные записи народных произведений.
2. СПЕЦИФИКА ФОЛЬКЛОРА
Фольклор имеет свои художественные законы. Устная форма создания, распространения и бытования произведений — та главная особенность, которая порождает специфику фольклора, вызывает его отличие от литературы.
Фольклор — массовое творчество. Произведения литературы имеют автора, произведения фольклора анонимны, их автор — народ. В литературе есть писатели и читатели, в фольклоре — исполнители, и слушатели.
Устные произведения создавались по уже известным образцам, даже включали прямые заимствования. В речевом стиле использовались постоянные эпитеты, символы, сравнения и другие традиционные поэтические средства. Для произведений, имеющих сюжет, был характерен набор типичных повествовательных элементов, их привычное композиционное сочетание. В образах фольклорных персонажей типическое также преобладало над индивидуальным. Традиция требовала идейной направленности произведений: они учили добру, содержали правила жизненного поведения человека.
Общее в фольклоре является главным. Сказочники (исполнители сказок), песельники (исполнители песен), сказители (исполнители былин), вопленицы (исполнительницы причитаний) стремились прежде всего донести до слушателей то, что соответствовало традиции. Повторяемость устного текста допускала его изменения, а это позволяло отдельной талантливой личности проявить себя. Происходил многократный творческий акт, сотворчество, в котором любой представитель народа мог быть
Развитию фольклора способствовали наиболее талантливые люди, наделенные художественной памятью и творческим даром. Их хорошо знали и ценили окружающие (вспомните рассказ И. С. Тургенева «Певцы»).
Устная художественная традиция была общим фондом. Каждый человек мог отобрать для себя то, что ему требовалось.
Летом 1902 г. М.Горький наблюдал в Арзамасе, как две женщины — горничная и кухарка — сложили песню (рассказ «Как сложили песню»).
«Это было в тихой улице Арзамаса, пред вечерней, на лавочкеу ворот дома, в котором я жил. Город дремал в жаркой тишине июньских будней. Я, сидя у окна с книгой в руках, слушал, как моя кухарка, дородная рябая Устинья, тихонько беседует с горничной Вдруг Устинья говорит бойко, но деловито: «Ну-кось, Машутка, подсказывай. » — «Чего это?» — «Песню сложим. » И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает:
«Эх, да белым днем, при ясном солнышке,
Светлой ноченькой, при месяце. «
Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет:
«Беспокойно мне, девице молодой. «
А Устинья уверенно и очень трогательно доводит мелодию до конца:
«Все тоскою сердце мается. «
Кончила и тотчас заговорила весело, немножко хвастливо: «Вот она и началась, песня! Я те, милая, научу песни складывать, как нитку сучить. Ну-ко. » Помолчав, точно прислушавшись к заунывным стонам лягушек, ленивому звону колоколов, она снова ловко заиграла словами и звуками:
«Ой, да ни зимою вьюги лютые,
Ни весной ручьи веселые. «
«Не доносят со родной стороны
Сердцу весточку утешную. «
«Так-то вот! — сказала Устинья, хлопнув себя ладонью по колену. — А была я моложе — того лучше песни складывала! Бывало подруги пристают: «Устюша, научи песенке!» Эх, и зальюсь же я. Ну, как дальше-то будет?» — «Я не знаю», — сказала горничная, открыв глаза, улыбаясь.
«Жаворонок над полями поет,
Васильки-цветы в полях зацвели», —
задумчиво поет Устинья, сложив руки на груди, глядя в небо, а горничная вторит складно и смело:
«Поглядеть бы на родные-то поля!»
И Устинья, умело поддерживая высокий, качающийся голос, стелет бархатом душевные слова:
«Погулять бы с милым другом, по лесам!»
Не все вновь созданное сохранялось в устном бытовании. Многократно повторяемые сказки, песни, былины, пословицы и другие произведения переходили «из уст в уста, из поколения в поколение». На этом пути они теряли то, что несло на себе печать индивидуальности, но одновременно выявляли и углубляли то, что могло удовлетворить всех. Новое рождалось только на традиционной основе, при этом оно должно было не просто копировать традицию, а дополнять ее.
Фольклор представал в своих региональных видоизменениях: фольклор центральной России, Русского Севера, фольклор Сибири, донской фольклор и т. д. Однако местная специфика всегда имела подчиненное положение по отношению к общерусским свойствам фольклора.
В фольклоре постоянно протекал творческий процесс, который поддерживал и развивал художественную традицию.
С появлением письменной литературы фольклор вступил с ней во взаимодействие. Постепенно влияние литературы на фольклор все более возрастало.
В устном творчестве народа воплощена его психология (мен-тальность, склад души). Русский фольклор родственно связан с фольклором славянских народов.
Национальное — часть общечеловеческого. Между народами возникали фольклорные контакты. Русский фольклор взаимодействовал с фольклором соседних народов — Поволжья, Сибири, Средней Азии, Прибалтики, Кавказа и проч.
Художественное начало победило в фольклоре не сразу. В древнем обществе слово сливалось с верованиями и бытовыми потребностями людей, а его поэтическое значение, если оно было,
Остаточные формы этого состояния сохранились в обрядах, заговорах и других жанрах позднего фольклора. Например, хороводная игра — комплекс нескольких художественных компонентов: слова, музыки, мимики, жеста, танца. Все они могут существовать только вместе, как элементы целого — хоровода. Такое свойство принято обозначать словом «синкретизм» (от греч. synkretismos — «соединение»).
С течением времени синкретизм исторически угас. Разные виды искусства преодолели состояние первобытной нерасчлененности и выделились сами по себе. В фольклоре стали возникать их поздние соединения — синтез.
Устная форма усвоения и передачи произведений делала их открытыми для изменений. Двух полностью одинаковых исполнений одного и того же произведения не было даже в том случае, когда исполнитель был один. Устные произведения имели подвижную, вариантную природу.
Вариант (от лат. variantis — «меняющийся») — каждое однократное исполнение фольклорного произведения, а также его зафиксированный текст.
Поскольку фольклорное произведение бытовало в виде многократных исполнений, оно существовало в совокупности своих вариантов. Любой вариант отличался от других, рассказанных или спетых в разное время, в разных местностях, в разной среде, разными исполнителями или одним (повторно).
Устная народная традиция стремилась сохранить, оградить от забвения то, что было наиболее ценным. Традиция удерживала изменения текста в своих границах. Для вариантов фольклорного произведения важно то, что является общим, повторяется, и второстепенно то, чем они отличаются один от другого.
Обратимся к вариантам загадки о небе и звездах. Они были записаны в разных губерниях — Московской, Архангельской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Самарской и др. (см. в Хрестоматии).
Художественную основу загадки составляет метафора: что-то рассыпалось, и его не собрать. Метафора подвижна. Из вариантов мы узнаем, что именно могло рассыпаться. Как оказывается, рассыпался горох (горошек), бисер, ковер, корабль, собор. Обычно отмечается, где это произошло: по сту дорог; у наших у ворот; на рогожке; по всем городам, по всем пригородам; по мхам, по морям; на двенадцать сторон. В одном из вариантов возникает повествовательная преамбула, разъясняющая обстоятельства случившегося:
Шла девица из Питера, Несла кувшин бисера; Она его рассыпала
Наконец, перечисляются те, кому рассыпавшееся не собрать: царю. Царице, красной девице, белой рыбице (символ девушки-невесты), дьякам (думным дьякам), попам, серебреникам, князьям, умным мужикам, грамотным людям, нам дуракам. Упоминание серебреников намекает на скрытое сравнение: рассыпались деньги, монеты. Белая рыбица говорит о взаимодействии со свадебной поэзией. В одном из вариантов невозможность собрать рассыпавшееся подчеркнута парадоксально — с помощью утверждения:
В коробеечки складет.
Бог напоминает хозяйственного крестьянина с коробеечкой, не терпящего убытка и беспорядка. Поскольку собрать рассыпавшееся может только Бог — значит, больше не может никто. В другом варианте названы орудия труда <метла, лопата), которые в данной ситуации не помогут. Итак, в загадке о небе и звездах есть устойчивые и переменные элементы. Устойчивы функция (рассыпание) и ее следствие (невозможность собрать). Все остальные элементы переменны. Некоторые из переменных элементов обязательны (то, что рассыпалось; место, где рассыпалось; те, кто не могут собрать рассыпавшееся). Наряду с этим, единично возникали необязательные переменные элементы (при каких обстоятельствах что-то рассыпалось, какими средствами его невозможно собрать).
Несмотря на силу и власть традиции, варьирование все же могло зайти довольно далеко, выразить какую-либо новую творческую тенденцию. Тогда рождалась новая версия фольклорного произведения.
Версия (от лат. versare — «видоизменять») — группа вариантов, дающих качественно иную трактовку произведения.
Например, среди вариантов рассмотренной нами загадки есть такой: Написана грамотка По синему бархату, И не прочесть этой грамотки Ни попам, ни дьякам. Ни умным мужикам. Это уже новая версия, поскольку устойчивый элемент загадки (рассыпался — не собрать) приобрел иной облик (написана — не прочесть).
Как видим, различия между версиями более глубоки и существенны, чем различия между вариантами. Варианты группируются в версии по степени близости и диапазону различий.
Вариативность — способ существования фольклорной традиции. Представление об устном произведении можно составить только на основании учета как можно большего числа его вариантов. Их необходимо рассматривать не изолированно, а в сопоставлении между собой.
В устной традиции нет и не может быть «правильных» или «неправильных» вариантов — она подвижна по своей сути. Появляются варианты как высокого, так и низкого художественного качества, развернутые или сжатые и т. д. Они все важны для понимания истории фольклора, процессов его развития.
При записи фольклорного произведения, если она в научных целях, необходимо соблюдать определенные требования. Собиратель обязан точно воспроизводить текст исполнителя, а сделанная им запись — иметь так называемый «паспорт» (указание — кто, где, когда и от кого записал данный вариант). Лишь в этом случае вариант произведения обретет свое место в пространстве и времени, будет полезным для изучения фольклора.
Вариативность фольклора могла практически осуществляться благодаря импровизации.
Импровизация (от лат. 1ПтргоУ180 — «непредвиденно, внезапно») — создание текста фольклорного произведения, или его отдельных частей, в процессе исполнения.
Между актами исполнения фольклорное произведение хранилось в памяти. Озвучиваясь, текст каждый раз как бы рождался заново. Исполнитель импровизировал. Он опирался на знание поэтического языка фольклора, отбирал готовые художественные компоненты, создавал их комбинации. Без импровизации использование речевых «заготовок» и применение устно-поэтических приемов было бы невозможно.
Импровизация не противоречила традиции, напротив, — она существовала именно потому, что существовали определенные правила, художественный канон.
Устное произведение подчинялось законам своего жанра. Жанр допускал ту или иную подвижность текста, устанавливал границы колебания.
В разных жанрах импровизация проявлялась с большей или меньшей силой. Есть жанры, ориентированные на импровизацию (причитания, колыбельные песни), и даже такие, тексты которых были разовыми (ярмарочные выкрики торговцев). В отличие от них, имеются жанры, предназначенные для точного запоминания, следовательно, как бы не допускавшие импровизации (например, заговоры).
Импровизация несла в себе творческий импульс, порождала новизну. Она выражала динамику фольклорного процесса.
3. ФОЛЬКЛОР КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА
Фольклор — единая художественная система, обладающая стилистическими канонами, богатая проявлением образного универсализма.
Фольклор — также система систем. Как и литература, он делится на поэтические роды: эпос, лирику, драму. Роды делятся на виды (песня, сказка, несказочная проза и др.), а виды — на жанры. Некоторые жанры обладают комбинацией признаков разных родов (лироэпические песни). Если в основу классификации положить способ бытования произведений, то фольклор будет разделен на обрядовый и внеобрядовый. По признаку объема выделяются малые жанры.
Жанр — основная единица изучения фольклора. По определению В. П. Аникина, каждый жанр — это типовая структурная модель, обладающая способностью реализовывать определенную жизненную установку. В устной народной поэтической традиции жанры взаимосвязаны и взаимодействуют.
Многие жанры универсальны (например: пословицы, загадки, сказки, предания, эпические песни). Будучи совершенными формами художественного освоения действительности, они жили на протяжении веков в фольклоре разных народов.
Фольклор развивался в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа и его сознании. Многие элементы фольклора менялись, перерабатывались, трансформировались. Происходила постепенная замена устаревшей системы жанров новой художественной системой.
Русский фольклор имеет свою историю. Его корни уходят в древнеславянский период, а затем — во времена единой древнерусской народности. Феодальная эпоха привела к расцвету классического фольклора. Позже появился городской фольклор, фольклор промышленных рабочих и проч.
Раннетрадиционный фольклор, классический фольклор, по-зднетрадиционный фольклор — художественные системы, исторически сменявшие одна другую.
4. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ФОЛЬКЛОРА
Метод — это способ установить соотношение между действительностью и ее отображением в искусстве.
Творческий метод фольклора складывался постепенно, его формирование протекало в русле преемственности устной традиции. Поэтический опыт народа накапливался из века в век.
Фольклор — искусство крупных обобщений, обладающее очень высоким уровнем типизации. Он сочетает прямое отражение жизни с условным. Фольклору свойственны ассоциативность, мышление по аналогиям, символичность.
Творческий метод фольклора В. П. Аникин предложил назвать «сублимирующим»! Ученый писал: «Латинские слово
Таким образом, сублимирующий метод — это особое художественное воззрение на мир, порождающее особый способ типизации жизненных явлений. Творческая мысль народа отсекала все лишнее. Путь восхождения от жизненных фактов к их обобщению был коротким, без промежуточных звеньев. Поэтические обобщения приобретали в фольклоре универсальные свойства.
Воссоздавая реальную жизнь, народ-художник преображал ее в духе своего идеала.
Веселовский А. Н. Историческая поэтика / Ред., вступ. ст. и примеч. В. М. Жирмунского. — Л., 1940.
Чичеров В. Вопросы теории и истории народного творчества. — М.,1959.
Принципы текстологического изучения фольклора. — М.; Л., 1966.
Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. — М., 1971.
Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избр. статьи. — М., 1976.
Чистов К. В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. — Л., 1986.
Потебня А. А. Теоретическая поэтика. — М., 1990.
Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии / Редкол.: К. П. Кабашников (отв. ред.) и др. — Минск, 1993.
Гусев В. Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). — СПб., 1993.
Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. — СПб., 1994.
Аникин В. П. Тефия фольклора: Курс лекций. — М., 1996.
1 Аникин В. П. Теория фольклора. — М., 1996. — С. 172.