Как называется наука которая изучает фольклор

фольклористика

Полезное

Смотреть что такое «фольклористика» в других словарях:

Фольклористика — Фольклористика. Резьба по дереву в Институте народного творчества маори. Роторуа, Новая Зеландия. ФОЛЬКЛОРИСТИКА, наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика. Институт… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ФОЛЬКЛОРИСТИКА — наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества … Большой Энциклопедический словарь

ФОЛЬКЛОРИСТИКА — ФОЛЬКЛОРИСТИКА, фольклористики, мн. нет, жен. (научн.). Наука о фольклоре (см. фольклор в 1 и 2 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ФОЛЬКЛОРИСТИКА — ФОЛЬКЛОРИСТИКА, и, жен. Наука о фольклоре. | прил. фольклористический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

фольклористика — сущ., кол во синонимов: 1 • фольклор (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Фольклористика — Три богатыря, одни из самых известных былинных персонажей на картине В. М. Васнецова Фольклористика наука, изучающая народное творчество (фольклор), находящаяся на ст … Википедия

Фольклористика — наука о фольклоре (народном творчестве (См. Народное творчество)). В зависимости от научных представлений о предмете Ф. изменялись и её границы, и её место среди др. наук. Ф. определялась то как часть этнографии, то как отрасль… … Большая советская энциклопедия

фольклористика — и; ж. Совокупность наук, изучающих фольклор (2 зн.). Русская ф. Достижения фольклористики. * * * фольклористика наука о фольклоре, включающая собрание, публикацию и изучение произведений народного творчества. * * * ФОЛЬКЛОРИСТИКА ФОЛЬКЛОРИСТИКА,… … Энциклопедический словарь

ФОЛЬКЛОРИСТИКА — ФОЛЬКЛОРИСТИКА, наука о фольклоре (в т. ч. народном поэтическом творчестве). Ф. изучает словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое коллективное творчество народных масс. Возникновению Ф. предшествовал… … Литературный энциклопедический словарь

фольклористика — в Латинской Америке. История латиноамериканской Ф. связана с идеологической борьбой вокруг проблем народной культуры. Один из ранних источников знакомства с латиноамериканским народным творчеством — труды хронистов и европейских… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

Источник

Фольклористика

Наука о фольклоре (народном творчестве (См. Народное творчество)). В зависимости от научных представлений о предмете Ф. изменялись и её границы, и её место среди др. наук. Ф. определялась то как часть этнографии, то как отрасль литературоведения и музыкознания. Рассматривали её и как вспомогательную дисциплину др. наук: истории культуры, социологии. Постепенно Ф. становится самостоятельной искусствоведческой наукой, формируется её структура, разрабатываются методы исследования. Ф. изучает словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и др. коллективное творчество народных масс.

Возникновению Ф. предшествовал многовековой опыт собирания (записи) произведений фольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных стран. Научному интересу к фольклору в Европе способствовала деятельность просветителей 18 в. В России традиции просветительства по-новому возродились в фольклористической концепции революционных демократов 19 в. Изучение народного творчества стимулировалось развитием романтизма, в русле которого появляется особое направление Ф. – Мифологическая школа (братья В. и Я. Гримм). В 19 – начале 20 вв. основными направлениями мировой Ф. были: Миграционная теория (теория заимствований – Т. Бенфей), антропологическая школа («Самозарождения сюжетов теория» – Э. Б. Тайлор), Этнопсихологическая школа (В. Вундт), географо-историческая (финская) школа (Ю. и К. Круны). Крупнейшие представители Ф. в России: А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, Александр Н. Веселовский, П. В. Киреевский, А. Н. Пыпин и др. В 20 в. особенно распространено социологическое изучение фольклора, которое в России оформилось в т. н. историческую школу (См. Историческая школа) (В. Ф. Миллер). Оставаясь в методологическомотношении в пределах эволюционизма и Позитивизма, названные направления вместе с тем знаменовали последовательные ступени прогрессивного развития Ф. Идеалистические тенденции в Ф. 20 в. в наибольшей степени выражены в психоаналитических, неомифологических и магически-ритуалистических школах зап.-европ. и амер. Ф. С середины 1950-х гг. характерным направлением мировой Ф. оказался Структурализм (К. Леви-Строс), распространение которого сопровождается острой дискуссией.

Диалектико-материалистическоле изучение фольклора, берущее начало в трудах классиков марксизма, разрабатывалось П. Лафаргом, Ф. Мерингом, А. Грамши, Г. В. Плехановым, А. В. Луначарским, М. Горьким, многими сов. фольклористами, зарубежными исследователями-марксистами. Среди основоположников сов. Ф. – М. К. Азадовский, В. М. Жирмунский, К. В. Квитка, Б. В. Асафьев, В. Я. Пропп, Б. М. и Ю. М. Соколовы. Современная марксистская Ф. в СССР и социалистических странах изучает фольклор как социально обусловленный, исторически развивающийся специфический вид творческой деятельности народных масс, исследует национальное своеобразие и взаимодействие фольклора разных народов, особое внимание уделяет отражению в народном творчестве действительности, национально-освободительной и революционной борьбы, судьбам фольклора в современных условиях, способствует усвоению прогрессивных народных традиций в искусстве социалистического общества. Большой размах приобрела собирательская работа с применением новой методики, технических средств записи и расшифровки. Тенденция к комплексному изучению разных видов народного творчества создаёт перспективу для Ф. как науки синтетической. Основные современные международные фольклористические общества: Фольклорное товарищество (Folklor Fellows), Международное общество этнологии и фольклора при ЮНЕСКО (ISEF), Международный совет народной музыки (IFMC). В СССР – Научный совет по народному творчеству при Отделении литературы и языка АН СССР, Всесоюзная фольклорная комиссия при Союзе композиторов СССР.

Лит.: Чичеров В. И., Маркс – Энгельс о фольклоре, «Советский фольклор», 1936, № 4–5; Фридлендер Г. М., К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы литературы, 2 изд., М., 1968; Ленинское наследие и изучение фольклора. [Сб.], Л., 1970: Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960; Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М. – Л., 1963; Мелетинский Е., Вопросы теории эпоса в современной зарубежной науке, «Вопросы литературы», 1957, №2: Землянова Л. М., Современная американская фольклористика. Теоретические направления и тенденции, М., 1975; Путилов Б. Н., Методология сравнительно-исторического изучения фольклора, Л., 1976; Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. 1–4, СПБ, 1890–92; Азадовскпй М. К., История русской фольклористики, т. 1–2, М., 1958–63; Бандарчык В. К., Гicторыя беларускай этнаграфii XIX ст., Miнск, 1964: Дей О. I., Сторшки з icторiї українськоi фольклористики, К., 1975: Соколова В. К., Советская фольклористика к 50-летию Октября, «Советская этнография», 1967, №5; Гацак В. М., Фольклористика Советского Союза за 50 лет, «Изв. АН СССР. Отделение литературы и языка» 1972, т. 31, в. 6.

Иностр. литературу по Ф. см. Bibliographie Internationale des Arts et Traditions Populaires (Internationale Volkskundliche Bibliographie), Bale – Bonn, 1949 –,

Источник

ФОЛЬКЛОРИСТИКА

ФОЛЬКЛОРИ́СТИКА, наука о фольклоре (в т. ч. народном поэтическом творчестве). Ф. изучает словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое коллективное творчество народных масс. Возникновению Ф. предшествовал многовековой опыт собирания (записи) произведений фольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных стран. Научному интересу к фольклору в Европе способствовала деятельность просветителей XVIII в. Изучение народного творчества стимулировалось развитием романтизма, в русле которого появляется особое направление Ф. — мифологическая школа (братья В. и Я. Гримм). В XIX — начале XX вв. основными направлениями мировой Ф. были миграционная теория (теория заимствований — Т. Бенфей), антропологическая школа (самозарождения сюжетов теория — Э. Б. Тайлор), этнопсихологическая или психологическая школа (В. Вундт), историко-географическая (финская) школа (Ю. и К. Круны). В России традиции просветительства по-новому возродились в фольклористической концепции революционных демократов XIX в. Крупнейшие представители русской Ф.: А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, Александр Н. Веселовский, П. В. Киреевский, А. Н. Пыпин и др. В XX в. особенно распространено социологическое изучение фольклора, которое в России оформилось в т. н. историческую школу (В. Ф. Миллер). Оставаясь в методологическом отношении в пределах эволюционизма и позитивизма, названные направления вместе с тем знаменовали последовательные ступени прогрессивного развития Ф. Идеалистические тенденции в Ф. XX в. в наибольшей степени выражены в психоаналитической, неомифологической и магически-ритуалистической школах западноевропейской и американской Ф. С середины 1950-х гг. характерным направлением мировой Ф. оказался структурализм (К. Леви-Строс), распространение которого сопровождается острой дискуссией.

Изучение фольклора с позиций исторического материализма, берущее начало в трудах классиков марксизма, продолжено было П. Лафаргом, Ф. Мерингом, А. Грамши, Г. В. Плехановым, А. В. Луначарским, многими советскими фольклористами, зарубежными исследователями-марксистами. Среди основоположников советской Ф. — М. К. Азадовский, Б. В. Асафьев, В. М. Жирмунский, К. В. Квитна, В. Я. Пропп, А. П. Скафтымов, Б. М. и Ю. М. Соколовы. Современная марксистская Ф. в СССР и социалистических странах изучает фольклор как социально обусловленный, исторически развивающийся специфический вид творческой деятельности народных масс, исследует национальное своеобразие и взаимодействие фольклора разных народов, особое внимание уделяет отражению в народном творчестве действительности, национально-освободительной и революционной борьбы, судьбам фольклора в современных условиях, способствует усвоению прогрессивных народных традиций в искусстве социалистического общества. Большой размах приобрела собирательская работа с применением новой методики, технических средств записи и расшифровки. В 60—70-е гг. развивалось комплексное изучение разных видов народного творчества, что создало перспективу для Ф. как науки синтетической. Интенсивно ведется сравнительно-историческое изучение фольклора и его художественной специфики, а также современных процессов в области народного творчества.

Литература:
Ленинское наследие и изучение фольклора. [Сб.], Л., 1970;
Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. 1—4, СПБ, 1890 — 1892;
Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 1 —2, М., 1958 — 1963;
Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960;
Землянова Л. М., Современная американская фольклористика. Теоретические направления и тенденции, М., 1975;
Путилов Б. Н., Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976;
Актуальные проблемы современной фольклористики. Сб., Л., 1980;
Из истории русской советской фольклористики, Л., 1981.

Полезное

Смотреть что такое «ФОЛЬКЛОРИСТИКА» в других словарях:

Фольклористика — Фольклористика. Резьба по дереву в Институте народного творчества маори. Роторуа, Новая Зеландия. ФОЛЬКЛОРИСТИКА, наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика. Институт… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ФОЛЬКЛОРИСТИКА — наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества … Большой Энциклопедический словарь

ФОЛЬКЛОРИСТИКА — ФОЛЬКЛОРИСТИКА, фольклористики, мн. нет, жен. (научн.). Наука о фольклоре (см. фольклор в 1 и 2 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ФОЛЬКЛОРИСТИКА — ФОЛЬКЛОРИСТИКА, и, жен. Наука о фольклоре. | прил. фольклористический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

фольклористика — сущ., кол во синонимов: 1 • фольклор (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Фольклористика — Три богатыря, одни из самых известных былинных персонажей на картине В. М. Васнецова Фольклористика наука, изучающая народное творчество (фольклор), находящаяся на ст … Википедия

Фольклористика — наука о фольклоре (народном творчестве (См. Народное творчество)). В зависимости от научных представлений о предмете Ф. изменялись и её границы, и её место среди др. наук. Ф. определялась то как часть этнографии, то как отрасль… … Большая советская энциклопедия

фольклористика — наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика как особая область знания выделилась на рубеже 18–19 вв. в связи с большим интересом к древним мифам. Одной из первых научных школ… … Литературная энциклопедия

фольклористика — и; ж. Совокупность наук, изучающих фольклор (2 зн.). Русская ф. Достижения фольклористики. * * * фольклористика наука о фольклоре, включающая собрание, публикацию и изучение произведений народного творчества. * * * ФОЛЬКЛОРИСТИКА ФОЛЬКЛОРИСТИКА,… … Энциклопедический словарь

фольклористика — в Латинской Америке. История латиноамериканской Ф. связана с идеологической борьбой вокруг проблем народной культуры. Один из ранних источников знакомства с латиноамериканским народным творчеством — труды хронистов и европейских… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

Источник

Введение в теоретическую фольклористику

11 лекций фольклориста Сергея Неклюдова о принципах изучения устных текстов и традиций

Содержание

Фольклорист Сергей Неклюдов о космополитичности фольклора, устной традиции и аспектах теоретической фольклористики

Фольклорист Сергей Неклюдов о возникновении письменности, компрессии событий и факторе пластичности устного текста

Фольклорист Сергей Неклюдов о соотношении слова и действия, текстах заговорной традиции и ритуальной деятельности животных

Фольклорист Сергей Неклюдов о значении мифа, спонтанной и сознательной мифологии и мифах Монголии

Фольклорист Сергей Неклюдов о понятии хаоса, научной картине мира и антропогонических мифах

Фольклорист Сергей Неклюдов об античной мифологии, концепции удалившегося бога и народной религиозности

Фольклорист Сергей Неклюдов о включенности ученого в исследуемую культуру, проблеме описания обряда и интерпретации материала

Фольклорист Сергей Неклюдов о живом эпосе, технике сказительства и образе богатыря

Фольклорист Сергей Неклюдов об обреченном сыне фараона, волшебной сказке и сюжетных типах

Фольклорист Сергей Неклюдов о зарождении письменной культуры, трансформации устной традиции и текстах в интернете

Фольклорист Сергей Неклюдов о технологической революции, городской песне и интернетлоре

Что читать о компаративном изучении мифологий, рекомендует доктор филологических наук Сергей Неклюдов

Следите за прогрессом

Поделиться с друзьями

Другие гиды и курсы ПостНауки

История древней Мезоамерики

10 лекций историка Дмитрия Беляева о становлении мезоамериканской цивилизации, ее культуре и политической жизни

Проблемы современной школы

Мнения экспертов ПостНауки о проблемах школьного образования

Краткая история Земли

Как появилась планета Земля

Войны бактерий

Гонки вооружений в эволюции микробов и вирусов

Источник

ФОЛЬКЛОР КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Литература — это искусство слова. Но есть еще один вид словесного искусства — устное народное творчество (устная сло­весность, устная литература), или фольклор. Фольклор имеет специфические особенности, каких нет у художественной лите­ратуры. Первая глава посвящена их рассмотрению.

1. ФОЛЬКЛОР И ФОЛЬКЛОРИСТИКА

Международный термин «фольклор» появился в Англии в середине XIX в. Он происходит от англ. folk-lore («народное зна­ние», «народная мудрость») и обозначает народную духовную культуру в различном объеме ее видов.

Для филологов фольклор важен как искусство слова. Фило­логическая фольклористика изучает совокупность устных худо­жественных произведений разных жанров, созданных многими поколениями народа.

Народное словесное творчество хранилось в памяти людей, в процессе общения произведения переходили от одного к друго­му и не записывались. По этой причине фольклористы должны заниматься так называемой «полевой работой» — выезжать в фольклорные экспедиции, чтобы выявлять исполнителей и за­писывать от них фольклор. Записанные тексты устных народ­ных произведений (а также фотографии, магнитофонные запи­си, дневниковые заметки собирателей и проч.) хранятся в фольк-

1 Раньше эту науку принято было называть этнографией. Оба термина (этно­логия и этнография) употребляются как синонимы.

лорных архивах. Архивные материалы могут быть опубликова­ны, например в виде фольклорных сборников.

Когда фольклорист занимается теоретическим изучением фольклора, он использует как опубликованные, так и архивные записи народных произведений.

2. СПЕЦИФИКА ФОЛЬКЛОРА

Фольклор имеет свои художественные законы. Устная форма создания, распространения и бытования произведений — та главная особенность, которая порождает специфику фольклора, вызывает его отличие от литературы.

Фольклор — массовое творчество. Произведения литературы имеют автора, произведения фольклора анонимны, их автор — народ. В литературе есть писатели и читатели, в фольклоре — исполнители, и слушатели.

Устные произведения создавались по уже известным образ­цам, даже включали прямые заимствования. В речевом стиле использовались постоянные эпитеты, символы, сравнения и другие традиционные поэтические средства. Для произведений, имеющих сюжет, был характерен набор типичных повествователь­ных элементов, их привычное композиционное сочетание. В об­разах фольклорных персонажей типическое также преобладало над индивидуальным. Традиция требовала идейной направлен­ности произведений: они учили добру, содержали правила жиз­ненного поведения человека.

Общее в фольклоре является главным. Сказочники (исполни­тели сказок), песельники (исполнители песен), сказители (испол­нители былин), вопленицы (исполнительницы причитаний) стре­мились прежде всего донести до слушателей то, что соответ­ствовало традиции. Повторяемость устного текста допускала его изменения, а это позволяло отдельной талантливой личности проявить себя. Происходил многократный творческий акт, со­творчество, в котором любой представитель народа мог быть

Развитию фольклора способствовали наиболее талантливые люди, наделенные художественной памятью и творческим да­ром. Их хорошо знали и ценили окружающие (вспомните рас­сказ И. С. Тургенева «Певцы»).

Устная художественная традиция была общим фондом. Каж­дый человек мог отобрать для себя то, что ему требовалось.

Летом 1902 г. М.Горький наблюдал в Арзамасе, как две женщины — горничная и кухарка — сложили песню (рассказ «Как сложили песню»).

«Это было в тихой улице Арзамаса, пред вечерней, на лавочкеу ворот дома, в котором я жил. Город дремал в жаркой тишине июньских будней. Я, сидя у окна с книгой в руках, слушал, как моя кухарка, дородная рябая Устинья, тихонько беседует с горничной Вдруг Устинья говорит бойко, но деловито: «Ну-кось, Машутка, подсказывай. » — «Чего это?» — «Песню сложим. » И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает:

«Эх, да белым днем, при ясном солнышке,

Светлой ноченькой, при месяце. «

Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет:

«Беспокойно мне, девице молодой. «

А Устинья уверенно и очень трогательно доводит мелодию до конца:

«Все тоскою сердце мается. «

Кончила и тотчас заговорила весело, немножко хвастливо: «Вот она и началась, песня! Я те, милая, научу песни складывать, как нитку сучить. Ну-ко. » Помолчав, точно прислушавшись к заунывным стонам лягу­шек, ленивому звону колоколов, она снова ловко заиграла словами и звуками:

«Ой, да ни зимою вьюги лютые,

Ни весной ручьи веселые. «

«Не доносят со родной стороны

Сердцу весточку утешную. «

«Так-то вот! — сказала Устинья, хлопнув себя ладонью по колену. — А была я моложе — того лучше песни складывала! Бывало подруги пристают: «Устюша, научи песенке!» Эх, и зальюсь же я. Ну, как дальше-то будет?» — «Я не знаю», — сказала горничная, открыв глаза, улыбаясь.

«Жаворонок над полями поет,

Васильки-цветы в полях зацвели», —

задумчиво поет Устинья, сложив руки на груди, глядя в небо, а горничная вторит складно и смело:

«Поглядеть бы на родные-то поля!»

И Устинья, умело поддерживая высокий, качающийся голос, стелет бархатом душевные слова:

«Погулять бы с милым другом, по лесам!»

Не все вновь созданное сохранялось в устном бытовании. Многократно повторяемые сказки, песни, былины, пословицы и другие произведения переходили «из уст в уста, из поколения в поколение». На этом пути они теряли то, что несло на себе печать индивидуальности, но одновременно выявляли и углуб­ляли то, что могло удовлетворить всех. Новое рождалось только на традиционной основе, при этом оно должно было не просто копировать традицию, а дополнять ее.

Фольклор представал в своих региональных видоизменениях: фольклор центральной России, Русского Севера, фольклор Си­бири, донской фольклор и т. д. Однако местная специфика все­гда имела подчиненное положение по отношению к общерус­ским свойствам фольклора.

В фольклоре постоянно протекал творческий процесс, кото­рый поддерживал и развивал художественную традицию.

С появлением письменной литературы фольклор вступил с ней во взаимодействие. Постепенно влияние литературы на фольклор все более возрастало.

В устном творчестве народа воплощена его психология (мен-тальность, склад души). Русский фольклор родственно связан с фольклором славянских народов.

Национальное — часть общечеловеческого. Между народами возникали фольклорные контакты. Русский фольклор взаимо­действовал с фольклором соседних народов — Поволжья, Сиби­ри, Средней Азии, Прибалтики, Кавказа и проч.

Художественное начало победило в фольклоре не сразу. В древнем обществе слово сливалось с верованиями и бытовыми потребностями людей, а его поэтическое значение, если оно было,

Остаточные формы этого состояния сохранились в обрядах, заговорах и других жанрах позднего фольклора. Например, хо­роводная игра — комплекс нескольких художественных компо­нентов: слова, музыки, мимики, жеста, танца. Все они могут существовать только вместе, как элементы целого — хоровода. Такое свойство принято обозначать словом «синкретизм» (от греч. synkretismos — «соединение»).

С течением времени синкретизм исторически угас. Разные виды искусства преодолели состояние первобытной нерасчле­ненности и выделились сами по себе. В фольклоре стали возни­кать их поздние соединения — синтез.

Устная форма усвоения и передачи произведений делала их открытыми для изменений. Двух полностью одинаковых испол­нений одного и того же произведения не было даже в том слу­чае, когда исполнитель был один. Устные произведения имели подвижную, вариантную природу.

Вариант (от лат. variantis — «меняющийся») — каждое одно­кратное исполнение фольклорного произведения, а также его зафиксированный текст.

Поскольку фольклорное произведение бытовало в виде мно­гократных исполнений, оно существовало в совокупности своих вариантов. Любой вариант отличался от других, рассказанных или спетых в разное время, в разных местностях, в разной сре­де, разными исполнителями или одним (повторно).

Устная народная традиция стремилась сохранить, оградить от забвения то, что было наиболее ценным. Традиция удержива­ла изменения текста в своих границах. Для вариантов фольк­лорного произведения важно то, что является общим, повторя­ется, и второстепенно то, чем они отличаются один от другого.

Обратимся к вариантам загадки о небе и звездах. Они были записаны в разных губерниях — Московской, Архангельской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Самарской и др. (см. в Хресто­матии).

Художественную основу загадки составляет метафора: что-то рассы­палось, и его не собрать. Метафора подвижна. Из вариантов мы узна­ем, что именно могло рассыпаться. Как оказывается, рассыпался горох (горошек), бисер, ковер, корабль, собор. Обычно отмечается, где это произошло: по сту дорог; у наших у ворот; на рогожке; по всем горо­дам, по всем пригородам; по мхам, по морям; на двенадцать сторон. В одном из вариантов возникает повествовательная преамбула, разъясня­ющая обстоятельства случившегося:

Шла девица из Питера, Несла кувшин бисера; Она его рассыпала

Наконец, перечисляются те, кому рассыпавшееся не собрать: царю. Царице, красной девице, белой рыбице (символ девушки-невесты), дья­кам (думным дьякам), попам, серебреникам, князьям, умным мужи­кам, грамотным людям, нам дуракам. Упоминание серебреников наме­кает на скрытое сравнение: рассыпались деньги, монеты. Белая рыбица говорит о взаимодействии со свадебной поэзией. В одном из вариантов невозможность собрать рассыпавшееся подчеркнута парадоксально — с помощью утверждения:

В коробеечки складет.

Бог напоминает хозяйственного крестьянина с коробеечкой, не терпящего убытка и беспорядка. Поскольку собрать рассыпавшееся может только Бог — значит, больше не может никто. В другом варианте названы орудия труда <метла, лопата), которые в данной ситуации не помогут. Итак, в загадке о небе и звездах есть устойчивые и переменные эле­менты. Устойчивы функция (рассыпание) и ее следствие (невозможность собрать). Все остальные элементы переменны. Некоторые из переменных элементов обязательны (то, что рассыпалось; место, где рассыпалось; те, кто не могут собрать рассыпавшееся). Наряду с этим, единично возника­ли необязательные переменные элементы (при каких обстоятельствах что-то рассыпалось, какими средствами его невозможно собрать).

Несмотря на силу и власть традиции, варьирование все же могло зайти довольно далеко, выразить какую-либо новую твор­ческую тенденцию. Тогда рождалась новая версия фольклорно­го произведения.

Версия (от лат. versare — «видоизменять») — группа вариан­тов, дающих качественно иную трактовку произведения.

Например, среди вариантов рассмотренной нами загадки есть такой: Написана грамотка По синему бархату, И не прочесть этой грамотки Ни попам, ни дьякам. Ни умным мужикам. Это уже новая версия, поскольку устойчивый элемент загадки (рассыпалсяне собрать) приобрел иной облик (написанане про­честь).

Как видим, различия между версиями более глубоки и суще­ственны, чем различия между вариантами. Варианты группиру­ются в версии по степени близости и диапазону различий.

Вариативность — способ существования фольклорной тради­ции. Представление об устном произведении можно составить только на основании учета как можно большего числа его вари­антов. Их необходимо рассматривать не изолированно, а в со­поставлении между собой.

В устной традиции нет и не может быть «правильных» или «неправильных» вариантов — она подвижна по своей сути. По­являются варианты как высокого, так и низкого художественно­го качества, развернутые или сжатые и т. д. Они все важны для понимания истории фольклора, процессов его развития.

При записи фольклорного произведения, если она в научных целях, необходимо соблюдать определенные требования. Соби­ратель обязан точно воспроизводить текст исполнителя, а сде­ланная им запись — иметь так называемый «паспорт» (указа­ние — кто, где, когда и от кого записал данный вариант). Лишь в этом случае вариант произведения обретет свое место в про­странстве и времени, будет полезным для изучения фольклора.

Вариативность фольклора могла практически осуществлять­ся благодаря импровизации.

Импровизация (от лат. 1ПтргоУ180 — «непредвиденно, внезап­но») — создание текста фольклорного произведения, или его отдельных частей, в процессе исполнения.

Между актами исполнения фольклорное произведение хра­нилось в памяти. Озвучиваясь, текст каждый раз как бы рождал­ся заново. Исполнитель импровизировал. Он опирался на зна­ние поэтического языка фольклора, отбирал готовые художе­ственные компоненты, создавал их комбинации. Без импрови­зации использование речевых «заготовок» и применение устно-поэтических приемов было бы невозможно.

Импровизация не противоречила традиции, напротив, — она существовала именно потому, что существовали определенные правила, художественный канон.

Устное произведение подчинялось законам своего жанра. Жанр допускал ту или иную подвижность текста, устанавливал границы колебания.

В разных жанрах импровизация проявлялась с большей или меньшей силой. Есть жанры, ориентированные на импровиза­цию (причитания, колыбельные песни), и даже такие, тексты которых были разовыми (ярмарочные выкрики торговцев). В от­личие от них, имеются жанры, предназначенные для точного запоминания, следовательно, как бы не допускавшие импрови­зации (например, заговоры).

Импровизация несла в себе творческий импульс, порождала новизну. Она выражала динамику фольклорного процесса.

3. ФОЛЬКЛОР КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА

Фольклор — единая художественная система, обладающая сти­листическими канонами, богатая проявлением образного уни­версализма.

Фольклор — также система систем. Как и литература, он де­лится на поэтические роды: эпос, лирику, драму. Роды делятся на виды (песня, сказка, несказочная проза и др.), а виды — на жанры. Некоторые жанры обладают комбинацией признаков разных родов (лироэпические песни). Если в основу классифи­кации положить способ бытования произведений, то фольклор будет разделен на обрядовый и внеобрядовый. По признаку объе­ма выделяются малые жанры.

Жанр — основная единица изучения фольклора. По опреде­лению В. П. Аникина, каждый жанр — это типовая структурная модель, обладающая способностью реализовывать определенную жизненную установку. В устной народной поэтической тради­ции жанры взаимосвязаны и взаимодействуют.

Многие жанры универсальны (например: пословицы, загад­ки, сказки, предания, эпические песни). Будучи совершенными формами художественного освоения действительности, они жили на протяжении веков в фольклоре разных народов.

Фольклор развивался в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа и его сознании. Многие элементы фольклора менялись, перерабатывались, трансформировались. Происходила постепенная замена устаревшей системы жанров новой художественной системой.

Русский фольклор имеет свою историю. Его корни уходят в древнеславянский период, а затем — во времена единой древне­русской народности. Феодальная эпоха привела к расцвету клас­сического фольклора. Позже появился городской фольклор, фольклор промышленных рабочих и проч.

Раннетрадиционный фольклор, классический фольклор, по-зднетрадиционный фольклор — художественные системы, ис­торически сменявшие одна другую.

4. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ФОЛЬКЛОРА

Метод — это способ установить соотношение между действи­тельностью и ее отображением в искусстве.

Творческий метод фольклора складывался постепенно, его формирование протекало в русле преемственности устной тра­диции. Поэтический опыт народа накапливался из века в век.

Фольклор — искусство крупных обобщений, обладающее очень высоким уровнем типизации. Он сочетает прямое отражение жизни с условным. Фольклору свойственны ассоциативность, мышление по аналогиям, символичность.

Творческий метод фольклора В. П. Аникин предложил на­звать «сублимирующим»! Ученый писал: «Латинские слово

Таким образом, сублимирующий метод — это особое худо­жественное воззрение на мир, порождающее особый способ ти­пизации жизненных явлений. Творческая мысль народа отсе­кала все лишнее. Путь восхождения от жизненных фактов к их обобщению был коротким, без промежуточных звеньев. Поэ­тические обобщения приобретали в фольклоре универсальные свойства.

Воссоздавая реальную жизнь, народ-художник преображал ее в духе своего идеала.

Веселовский А. Н. Историческая поэтика / Ред., вступ. ст. и примеч. В. М. Жирмунского. — Л., 1940.

Чичеров В. Вопросы теории и истории народного творчества. — М.,1959.

Принципы текстологического изучения фольклора. — М.; Л., 1966.

Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. — М., 1971.

Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избр. статьи. — М., 1976.

Чистов К. В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. — Л., 1986.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. — М., 1990.

Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной тер­минологии / Редкол.: К. П. Кабашников (отв. ред.) и др. — Минск, 1993.

Гусев В. Е. Русская народная художественная культура (теоретичес­кие очерки). — СПб., 1993.

Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. — СПб., 1994.

Аникин В. П. Тефия фольклора: Курс лекций. — М., 1996.

1 Аникин В. П. Теория фольклора. — М., 1996. — С. 172.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *