Как называется наука о семье
Возникновение науки о семье
Е. М. Черняк
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
Учебное пособие
Издание второе, переработанное
И дополненное
УДК 316
ББК 60.5
Рецензенты:
Е. И. Холостова, доктор исторических и философских наук, профессор;
Ю. И. Рысъ, кандидат философских наук, профессор.
Автор:
Е. М. Черняк, доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации, заведующая кафедрой социологии Социально-технологического института Московского государственного университета сервиса.
Черняк Е. М. Социология семьи:Учебное пособие.
4492-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,
В учебном пособии показаны структурные и функциональные изменения семьи на протяжении ее исторического развития. Проанализированы современные тенденции функционирования семьи. Социологический анализ института семьи дается на большом историографическом материале.
Для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов социологии и социальной работы.
ISBN 5-94798-070-3 © Е. М. Черняк 2003
Глава I.
Социологические теории семьи
Возникновение науки о семье
Научные исследования семьи служат прочным основанием для выработки государственной социальной политики.
Научное изучение семьи начинается с первой половины XIX в., когда вышла в свет книга швейцарского историка Иоганна Якоба Бахофена «Материнское право», поразившая всех своей оригинальностью. Бахофен проанализировал классическую литературу древности как исторический источник по истории семьи и одним из первых увидел, что древние мифы отражают исторические изменения во взаимном общественном положении мужчины и женщины. В соответствии с этим Бахофен толкует «Орестею» Эсхила как драматическое изображение борьбы между гибнущим материнским правом и возникающим отцовским. Изыскания Бахофена означали целую революцию во взглядах на семью как на неизменный, раз и навсегда установленный божественным промыслом союз.
Особое место в его работах занимает концепция моногенизма – единства происхождения человечества, направленная против расистских теорий. Официальная наука и печать устроили заговор молчания вокруг произведений Моргана, которые не укладывались в общепринятые тогда рамки. С момента выхода в свет «Системы родства и свойства в человеческой семье» на Моргана начались ожесточенные нападки. Особенно они усилились после публикации «Древнего общества». В этих произведениях впервые была разработана научная теория развития семьи. Учение Моргана опровергало догматы теологической антропологии о божественном происхождении семьи, единобрачии как единственно возможной и неизменной форме семейных отношений. Л. Морган впервые отнес семью к историческим категориям, выделив несколько последовательно сменивших друг друга форм семейно-брачных отношений – от группового брака до моногамии.
Древний мир давно исчез, а церковники до сих пор предают анафеме тех, кто не признает библейской сказки о происхождении рода человеческого. Между тем ясно, что легенда об Адаме и Еве отражает определенный этап в истории семьи – складывание патриархальных отношений с выраженной подчиненностью женщины главе семьи – мужчине. Науке уже в XIX в. стало известно, что Библия уходит своими корнями к месопотамским и шумерским мифам
и легендам. Знаменитый археолог Джордж Смит, известный своими раскопками на территории Древней Ассирии, прочитал на клинописных табличках целую вавилонскую поэму о райских кущах, в которых произошло грехопадение первых людей. Изображение месопотамского прототипа Адама и Евы – плод шумерской фантазии.
Клинописные таблички, выкопанные в развалинах Вавилона, помогли разгадать загадку «Адамова ребра». Веками богословы недоумевали, почему понадобилось Богу сотворять Еву из ребра Адама. Бог мог вылепить женщину, так же как и Адама, из глины. Оказалось, что иудейские мудрецы спутали при переводе с шумерского выражения «женщина от ребра» и «женщина, дающая жизнь»[3].
Библейское повествование о сотворении мира и потопе является отрывком из религиозных сказаний древних иудеев, вавилонян, халдеев и ассирийцев. Впоследствии все христианские церкви утверждали незыблемый авторитет библейских свидетельств о происхождении людей, которые несут якобы неисчерпаемое божественное откровение. История семьи до работ Л. Моргана полностью находилась под влиянием Пятикнижия Моисея. Патриархальную семью, подробно изображенную в Библии, безоговорочно считали самой древней и неизменной формой брака, которая воспроизводит из века в век основные нравственные ценности в их вечной сущности. Церковь всегда утверждала, что семья – освещенный Богом, союз мужчины и женщины, который не переживал никакого исторического развития.
В специальной энциклике Папа Пий XII писал: «Верующие не могут придерживаться учения, сторонники которого утверждают, что на земле имеются настоящие люди, не происходящие от Адама как праотца всех путем естественного рождения. В самом деле, нет никакого способа согласовать подобные учения с тем, что сказано о первородном грехе в источниках божественной истины и что разъяснено в церковных постановлениях. Этот грех ведет свое начало от действительно личного греха, совершенного Адамом, и, распространившись на всех путем рождения, вновь пребывает в каждом»[4]. Эта сказочка повторяется через сто лет после того, как Л. Морган научно опроверг представление о семье, почерпнутые из Библии.
Исходным моментом социологического изучения семьи является исторический метод, предложенный Л. Морганом, так как семейные отношения с самого начала человеческой истории были включены в ход исторического развития. Без изучения семьи как исторической категории нельзя понять ее социальную сущность. Современная наука полностью подтвердила правильность основных положений происхождения семьи Моргана, его парадигмальная концепция выдержала испытание временем и может быть отнесена к классической. Л. Морган как создатель науки о семье стоит особняком. В классической социологии семейные отношения анализировались в общем контексте общественного развития. Наука о семье становится отдельной дисциплиной лишь с развитием отраслевого уровня социологии в XX столетии. Феминистика является одной из самых молодых наук, возникших в последнее время в процессе дифференциации социологического знания.
Основатель социологии Огюст Конт рассматривал семью с точки зрения социальной статики как универсальное общечеловеческое явление. В «Курсе позитивной философии» семья рассматривается как подлинный социологический элемент. Общество образуется из совокупности семей. Человечество прошло последовательные исторические фазы от семьи, племени, нации до государства.
Семья – это союз, основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях. Это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других.
Важнейшая функция семьи – передача традиции, которая обеспечивает в обществе социальную преемственность. Благодаря семье прошлое связывается с настоящим и будущим. Семья должна воспитывать понимание зависимости людей от прошлых поколений. Чрезвычайно важно, чтобы человек не думал, что он родился вчера, за его спиной целая цепочка жизни его предков. В основе социального организма лежит разделение труда, которое обеспечивает общественную солидарность, так как развивает социальный инстинкт, заставляя каждую семью чувствовать зависимость от общества и участвовать в общественной кооперации труда. Семья подчиняется неустранимому закону социальной иерархии и субординации: женщина должна в ней повиноваться мужчине, а младший – старшим.
Конт был сторонником частной собственности и права наследования имущества. Вместе с тем собственность имеет социальную природу. Семья, владея собственностью, ответственна перед обществом за то, как она ею распоряжается. Конт был решительным противником обобществления собственности, рассматривая семью основной хранительницей собственности. В обществе, как в живом организме, все части согласованы между собой. Семья органически связана со всеми сферами социальной жизни. Семья – основной социальный элемент, по образцу которого строится общество. Семья включена в систему социальной динамики, так как она подвержена изменению, развитию. Фундаментальным законом человеческого порядка является смена и преемственность поколений. В этом смысле человечество в гораздо большей степени состоит из мертвых, чем из живых, социальная связь нарушается в случае бунта живых против мертвых. Человечество должно свято соблюдать закон преемственности, не разрывать его революционным разрушением. Особенно тяжело такое отклонение от прогресса сказывается на судьбах семьи.
При нормальном развитии общества одни поколения передают другим накопленные материальные и духовные богатства. Каждое новое поколение должно обладать большим материальным и духовным потенциалом, чем предыдущие, тогда обеспечивается нормальное прогрессивное развитие человечества.
Таким образом семья, несущая функции передачи традиций предшествующих поколений, обеспечивает важнейший социальный механизм прогресса.
Эмиль Дюркгейм, продолжая контовские идеи позитивистского функционализма, рассматривает институт семьи как часть социальной реальности, включенной в универсальный природный порядок. Семья – устойчивое, основательное явление, подчиненное объективным законам бытия. Семья – форма коллективной жизни, форма ассоциации индивидов. Общество как социальная реальность всегда автономно по отношению к индивиду.
Социальная реальность всегда первична по отношению к индивидуальной реальности.
Тема социальной солидарности – главная в социологической теории Дюркгейма. Без солидарности общество и его институты теряют устойчивость. Социальные институты, включая семью, соответствуют определенным потребностям и обладают такой же высокой прочностью и устойчивостью, как сама природа. Поэтому ими нельзя произвольно манипулировать. Нарушение общественной солидарности происходит в условиях кризиса социальной системы. Э. Дюркгейм ввел в социологию понятие аномии.Состояние аномии наступает в обществе, когда резко прерывается традиционный ход развития, быстро разрушаются старые ценности, а новые еще не возникли, не утвердились. Создается общественный вакуум, социальная воронка, исчезает социальная солидарность.
Знаменитый представитель классического направления социологии Макс Вебер не изучал семью как специальный объект социологического анализа, но его методологические подходы весьма плодотворны для социологии семьи.
Основная идея веберовской социальной философии – рационализация социальной жизни – предполагает возможность оптимизации межчеловеческих взаимоотношений и культуры семейных отношений. Веберовское понятие социального действия сделало его учение «понимающей социологией». Вебер выделяет специфику человеческого поведения, отличающегося осознанностью и учетом ожиданий других людей. Понимающая социология Вебера – классический фундамент позитивистских теорий семьи.
Классические четыре типа социального поведения, выработанные Вебером, имеют современное звучание и вполне применимы для типизации внутрисемейных отношений.
Целерациональноедействие ориентировано на ожидание других, оно предполагает рациональный расчет для достижения поставленной цели. Целерациональное поведение членов семьи выявляет мотивы их действий. Набор целей, которые ставит перед собой семья, универсален. Для обеспечения семейного благополучия достаточно достигнуть материального достатка, здоровья всех членов семьи, психологического комфорта. В зависимости от конкретных социальных ролей каждого члена семьи ставится своя целерациональная задача. Можно говорить о совокупности целерациональных устремлений различных по длительности и сложности содержания. Очевидно, существует общественный целерациональный стержень, который традиционно воспроизводит усилиями всех членов семьи некую норму семейного бытия.
Ценностно-рациональноедействие раскрывает арсенал средств достижения целей через ценностно-нравственные ориентиры, среди которых наибольшее значение имеют представления о человеческом достоинстве, красоте, благочестии, правах человека и т. д.
Вебер считал ценностно-рациональное поведение образцовым типом социального действия, имеющим культурно-исторические особенности. Этот тип социального поведения особенно важен в системе семейного воспитания для выработки у подрастающих поколений чувства справедливости, долга, чистоты убеждений, сострадания и т. д.
Если целерациональное поведение характеризуется максимальной осмысленностью – рациональным осознанием целей, средств и взаимосвязей между ними в каждом конкретном случае, то традиционноедействие противопоставлено целерациональному поведению. Традиционное поведение основано на привычке, отличается автоматизмом и минимально опосредовано мысленным целеполаганием. Традиционное поведение связано с принципом «так надо». Традиционное действие диктуется однажды усвоенной традиционной установкой, основанной на обычае, общепринятых в повседневном поведении людей нормах. Традиционное поведение особенно свойственно семейной сфере взаимодействия людей. Традиционное поведение окрашивает семейные отношения в национальные и субкультурные краски. Традиционное поведение личности вырабатывается в процессе семейной социализации.
Главное в аффективном действии – стремление к немедленному удовлетворению страсти, владеющей индивидом, что исключает конструктивный, рациональный подход к достижению цели. В реальной жизни семьи вряд ли преобладает какой-нибудь из четырех типов социального действия. Внутрисемейное взаимодействие представляет собой некий сплав всех типов поведения, при этом в зависимости от конкретно сложившейся ситуации на первый план выступает тот или иной тип поведения.
Краткий обзор классического социологического наследия в области изучения института семьи позволяет сделать некоторые выводы.
Контовская социология рассматривала семью как универсальный социологический элемент. Общество образуется из совокупности семей. Важнейшая функция семьи – обеспечение преемственности поколений.
Продолжая позитивистские идеи Конта, Дюркгейм включает семью в универсальный природный порядок.
Велика роль семьи в системе общественной солидарности. Аномия наносит огромный ущерб внутрисемейной солидарности и грозит нарушением целостности института семьи.
Методология Вебера, определившая типы социального действия, серьезно углубила представление о внутрисемейном взаимодействии. В классической социологии основательно разработан вопрос о месте семьи в общественном разделении труда.
Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.
Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.
Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.
Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию) – отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, – прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия – свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия (от греч. «екзо» – вне и «гамос» – брак) – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.
Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.
Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).
Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.
Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.
В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.
Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.
В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.
Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям.
В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.
Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж.Пиаже, З.Фрейда и их последователей).
Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.
Тест с ответами на тему: “Семейный бюджет”
1. Как называется наука о повседневной экономической жизни семьи?
а) предпринимательская деятельность;
б) расход;
в) семейная экономика.+
2. Выберите, что относится к источникам информации о товарах:
а) книги;
б) наружная реклама;+
в) затраты.
3. Постоянные расходы это:
а) приобретение украшений
б) покупка лекарств,
в) плата за квартиру.+
4. Определите, что такое семейная экономика:
а) наука о повседневной жизни.
б) ведение домашнего хозяйства.+
в) общественное производство.
5. Деятельность по обнаружению и подтверждению соответствия продукции установленным требованиям – это:
а) лицензия.
б) этикетка.
в) сертификация.+
6. Источник массовой информации:
а) штрих код.
б) потребность.
в) реклама.+
7. Постоянные расходы – это:
а) расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются; +
б) расходы на материалы для ремонта квартиры или дачи;
в) затраты на закупку семян и садового инвентаря.
8. Что такое сбалансированный бюджет?
а) доходы больше расходов;
б) расходы равны доходам; +
в) расходы превышают доходы.
9. Что относится к свойству товара?
а) практичность, удобство, красота, новизна и т.д.; +
б) надежность в использовании, полезность, соответствие своему назначению;
в) соответствие эстетическим вкусам.
10. Что такое обязательные платежи?
а) расхода на посещение театра
б) расходы на коммунальные услуги +
в) расходы на транспорт
11. Ситуация, когда доходы превышают расходы, называют так:
а) сбалансированный бюджет
б) дефицит
в) избыточный бюджет +
12. Что такое дефицитный бюджет?
а) расходы равны доходам;
б) расходы превышают доходы; +
в) доходы больше расходов.
13. Выберите, что такое сертификат:
а) документ, удостоверяющий качество товара;+
б) инструкция о мерах предосторожности для сложной и опасной продукции;
в) комплекс обозначений, состоящих из текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимых на изделие, упаковку, ярлык или этикетку.
14. Выберите категории, на которые можно разделить вещи в соответствии с потребностями:
а) необходимые (обязательные), желательные, престижные; +
б) рациональные, качественные, ложные;
в) дешевые, оригинальные, дорогие.
15. Какие основные функции выполняет штрихкод?
а) оригинальность товара;
Б) соответствие моде;
в) контроль качества продукции. +
16. Источники доходов школьников, кроме, конечно, карманных денег от родителей:
а) индивидуальная трудовая деятельность;
б) коммерческая деятельность;
в) оказание услуг;
г) все варианты верны.+
17. Что такое маркировка товара?
а) детальная инструкция с указанием о мерах предосторожности для сложной или опасной продукции;
б) контроль качества продукции;
в) комплекс обозначений, позволяющих определить изготовителя продукции, условия и сроки её хранения. +
18. Ложные потребности заключаются в следующем:
а) потребность в алкоголе +
б) потребность в одежде
в) потребность в курении +
г) потребность в общении
д) потребность в продуктах питания.
19. Потребность в еде, жилье, одежде это такой вид потребности:
а) материальная потребность.+
б) духовная потребность.
в) желание.
20. Расходы, которые не меняются в течение года.
а) переменные.
б) постоянные.+
в) непредвиденные.
21. Выберите функции, которые выполняет семья:
а) экономическую;
б) коммуникативную;
в) А и Б.+
22. Что такое маркировка?
а) деятельная инструкция с указанием о мерах предосторожности для сложной или опасной продукции;
б) комплекс обозначений, состоящих из текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимых на изделие, упаковку, ярлык или этикетку;+
в) контроль качества продукции.
23. Что такое потребность?
а) осознанная необходимость иметь что-либо, материальное или духовное;+
б) разницу между суммой денег от продажи товаров или услуг и затратами на их производство;
в) вид предпринимательской деятельности.
24. Выберите, что такое вкладыш:
а) контроль качества продукции;
б) комплекс обозначений, состоящих из текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимых на изделие, упаковку, ярлык или этикетку;
в) деятельная инструкция с указанием о мерах предосторожности для сложной или опасной продукции.+
25. Определите, что такое бюджет семьи:
а) структура всех доходов и расходов за определенный период времени;+
б) наука о повседневной экономической жизни семьи;
в) важнейший источник социального и экономического развития общества;
г) то чем располагает человек, семья, предприятие, общество, государство.
26. Виды потребностей:
а) материальные и духовные;+
б) начальные;
в) конечные.
27. Расходы, которые связаны с определенными сезонными явлениями:
а) постоянные;
б) временные;
в) сезонные+
28.Что входит в обязательные платежи?
а) ЖКХ (свет, газ, вода);+
б) зимние сапоги;
в) тетрадь.
29. Уровень потребностей, к которому относится группа вещей, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена:
а) срочные
б) обязательные+
в) желательные
г) престижные
30. Коммунальные платежи – это:
а) плата за отопление+
б) оплата кредита
в) подоходный налог