Как называется описание природы в литературе
Как называется описание природы в литературе
В стихотворении воссозданы сменяющие картины русской природы. Как называется описание природы в художественном произведении?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
M. Ю. Лермонтов, 1837
Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («ландыш серебристый», «таинственную сагу» и т. п.)?
Такие образные определения называются эпитетами. Дадим определение.
Эпитет — художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п.
Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?
Анализ стихотворения когда «Когда волнуется желтеющая нива» помогает понять человека, способного оценить тончайшие оттенки природы. По внешним признакам стихотворение со-здает радостную картину умиротворения, благополучия и спокойствия: «Ландыш серебристый приветливо кивает», «Студеный ключ играет», «Вечер румяный», «таинственную сагу про мирный край». Но на самом деле все произведение пропитано трагизмом, невидимым на первый взгляд.
Автор не находит места в этом мире ликования и радости, ему все чуждо. Единственное, на что он надеется, это в гармонии с природой найти свое место.
В стихотворении прослеживается отвлеченность персонажа от людей, его одиночество, безысходность, которые отступают лишь на короткое время, давая автору забыться. Лирический герой познает Бога. Но прежде он любуется лесом, ключом, нивой. Многообразие и красота природы предстают перед поэтом как отражение божественного начала.
В каких произведениях русских поэтов отображена духовная связь человека и природы и как эти произведения соотносятся с лермонтовским стихотворением?
В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Лирический герой стихотворения М. Ю. Лермонтова связан с природой незримыми узами, в единстве с природой находит гармонию и покой:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами природа у Тютчева. Его лирика проникнута восторгом перед величием и красотой природы:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Таким образом, в стихотворениях Лермонтова, Тютчева, Фета тема природы имеет сходное звучание: человек связан с природой духовно, природа живо откликается на внутренне состояние человека, а человек черпает в ней силы и вдохновение.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?
10.2. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова играют эпитеты?
10.1. Анализ стихотворения когда «Когда волнуется желтеющая нива» помогает понять человека, способного оценить тончайшие оттенки природы. По внешним признакам стихотворение создает радостную картину умиротворения, благополучия и спокойствия: «Ландыш серебристый приветливо кивает», «Студеный ключ играет», «Вечер румяный», «таинственную сагу про мирный край». Но на самом деле все произведение пропитано трагизмом, невидимым на первый взгляд.
Автор не находит места в этом мире ликования и радости, ему все чуждо. Единственное, на что он надеется, это в гармонии с природой найти свое место.
В стихотворении прослеживается отвлеченность персонажа от людей, его одиночество, безысходность, которые отступают лишь на короткое время, давая автору забыться. Лирический герой познает Бога. Но прежде он любуется лесом, ключом, нивой. Многообразие и красота природы предстают перед поэтом как отражение божественного начала.
10.2. Эпитеты — это образные определения, служащие для создания индивидуально-авторских художественных образов. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» звучит философская тема сущности бытия и месте человека в этом мире.
Эпитеты работают на раскрытие идейного замысла стихотворения. Так, автор создаёт прекрасную картину мира, используя яркие эпитеты: сладостная тень, румяный вечер, мирный край, час златой. На этом фоне сильнее чувствуется одиночество лирического героя, который надеется в природе найти гармонию. И эта мысль центральная в стихотворении. Таким образом, эпитеты — важная составляющая художественного замысла в стихотворении.
Пейзаж в литературе: художественное пространство и художественное время
При создании, изучении, анализе художественной литературы часто пользуются термином «пейзаж».
Пейзаж (франц. paysage) – описание в литературном произведении природы или любого незамкнутого пространства внешнего мира; это один из компонентов содержания и композиции художественного текста.
Виды пейзажей как характерные пространственно-временные картины жизни природы
Пейзажи годового и суточного природного цикла: весенние, летние, осенние, зимние, картины утра, дня, вечера, ночи.
Географические пейзажи: лес, степь, горы, море, река, болото, пустыня, джунгли и пр.
Пейзажи вертикального и горизонтального пространства: небо, солнце, луна, земля, овраг, яма, равнина, луг, поле и пр.
Спокойные и бурные пейзажи: штиль на море, шторм, описание спокойного дня, вечера; буря, ураган, смерч и т. д.
Естественные и искусственные пейзажи: пейзаж земной, привычный глазу; пейзаж, созданный фантазией человека.
Национальный, экзотический, «свой и чужой», земной, космический и фантастический пейзажи.
Особое место в художественном произведении занимают пространство и время, являющиеся основой модели любого художественного мира.
Художественное пространство – воссозданная с помощью слов картина места и местности, где происходит действие, живут персонажи, размещается предметный мир.
Основные характеристики видов пространства
Художественное пространство включает в себя различные образы, формы и виды пространства, которые соотносятся между собой и создают целостную визуально-чувственную картину.
Вертикальные пространства – это образы верхнего (небо, горы, крыша дома), среднего (земля, море) и нижнего (морское дно, овраг, обрыв, подвал) пространств.
Горизонтальное пространство включает в себя протяжённость четырёх сторон света (север, юг, запад, восток) или четырёх пространственных ориентиров относительно говорящего (правое, левое, впереди, сзади).
Внешние и открытые пространства не имеют определённых и чётких границ (поле, море, пустыня).
Внутренние и закрытые пространства имеют строго определённые и постоянные границы (дом, сундук, шкаф, коробка).
Динамические пространства пребывают в движении, изменчивы (дорога, река, фонтан, водопад, смерч).
Статические пространства неподвижны относительно своего первоначального состояния (горы, степь).
Географические пространства включают в себя виды ландшафтов, различные рельефы местности, природные и климатические пояса (степь, горы, море, лес, пустыня, болото).
Пространство цивилизации включает в себя пространственные формы, порождаемые человеком в процессе эволюции (пространства государства, города, деревни, аула; архитектурные ансамбли).
Макро- и микропространства различаются величиной, объёмом и протяжённостью (макропространства – степь, город, улица, комната; микропространства – шкатулка, зёрнышко, чашечка цветка, листик).
Различают также жизнеподобные, воображаемые и фантастические пространства. Первые имеют аналоги в действительности, вторые возникают в мечтах, воспоминаниях, третьи созданы фантазией конкретного автора (научно-фантастические произведения).
Художественное время – это одновременно то представление о течении времени, которое характерно для автора-человека, и само время, изображённое в литературном произведении.
Основные характеристики видов времени
Настоящее, прошедшее и будущее время являются проявлениями линейного времени.
Циклическое время движется не по прямой, как линейное, а по кругу. Это время солнечного, лунного, годового, суточного, биологического циклов.
Историческое время – разновидность линейного времени, рассмотренного в ретроспекции как совершённое и прошедшее.
Бытовое время – время, измеряемое категориями человеческого быта: время труда и отдыха, завтрака, обеда и ужина, сна и бодрствования, праздника и будней.
Время человеческой жизни – время, отведённое для человеческого бытия, состоящее из периодов детства, юношества, зрелости, старости.
Фантастическое время – вымышленные формы времени, созданные фантазией человека в искусстве и встречающиеся в литературной сказке, научно-фантастических произведениях.
Сновидное время – особое время, существующее в сновидениях и мечтах человека.
Вечность – это остановленное настоящее время, которое не имеет прошедшего и будущего
Приёмы передачи движения времени
Ретардация – замедление движения времени с помощью введения в текст описаний или диалогов.
Стяжение – сжатие времени, его ускорение за счёт пропусков отдельных временных отрезков.
Приём пунктирного времени – фрагментарное, прерывистое воспроизведение только главных временных отрезков.
Приём нарушения линейной последовательности – забегание в будущее или возвращение из настоящего в прошлое. Возвращение из настоящего в прошлое называют ретроспекцией.
Общее представление об организации художественного времени складывается из соотнесенности различных видов времени и используемых автором приемов передачи движения времени.
Виды пейзажа в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Перемещение «Атлантиды» в пространстве: Новый Свет – Старый Свет – Новый Свет в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» символизирует
Многозначный художественный образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме
Воссозданная с помощью слов картина места и местности, где происходит действие, живут персонажи
Описание природы или другого незамкнутого пространства внешнего мира
«Солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели», «Солнце едва выказалось. и слияние первой теплоты его лучей с. прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление». Идея пейзажных зарисовок (М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени») показать
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой…
Художественное время, отражённое в этом фрагменте из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», называется
Воссозданная с помощью слов картина места и местности, где происходит действие, живут персонажи, размещается предметный мир, – это
Настоящее, прошедшее и будущее – это три проявления времени
Где в темной лазури,
В этом фрагменте из стихотворения И. Никитина изображён пейзаж
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
Пейзаж в этих строках стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
К пейзажу вертикального пространства относится описание
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Пейзаж в этих строках стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Описание природы или любого незамкнутого пространства в художественном произведении – это
К географическому пейзажу относится описание
К пейзажу горизонтального пространства относится описание
Какое внутреннее состояние охотника отражают пейзажные зарисовки в начале рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»?
Природа в творчестве русских писателей
Многие поэты (А. А. Фет, А. С. Пушкин, С. Есенин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев и др.) и писатели (И. С. Тургенев, С. Аксаков, В. Бианки, К. Паустовский и др.) писали о величии русской природы.
Спрос человека на природные ресурсы растет, и вопрос заботы о природе особенно актуален, потому что экологически безграмотному человеку сопутствуют сверхмощные технологии, наносящие неправильный ущерб окружающей среде.
Для писателей природа – это не только источник жизни, но и добра и красоты. По их мнению, природа связана с истинным человечеством (что неотделимо от осознания собственной связи с природой). К сожалению или к счастью, остановить научно-технический прогресс нельзя, но важно думать о вечных ценностях человечества.
Человек и природа
В литературе встречаются различные формы природы. Это мифологические проявления его способностей, особенностей и эмоциональных суждений поэта (будь то отдельные крики или все монологи). И изображения животных, растений, их портреты. И, наконец, сами пейзажи — описание больших пространств.
Природа имеет огромное влияние на человека: дает ему силы, раскрывает его секреты, отвечает на многие вопросы. Творческих людей вдохновляют простые, но совершенные образы природы. Писатели и поэты рано или поздно обязательно обращаются к проблематике человека и природы, потому что чувствуют с ней связь.
Природа — неиссякаемая часть практически любой прозы.
Неудивительно, что многие писатели много внимания уделяют теме природы. Среди прозаиков — П. Байхов, М. Пришвин, Г. Скребицкий, И. Соколов-Микитов, Г. Троепольский, В. Астафьев, В. Белов, Ч. Айтматов, С. Залыгин, В. Распутин, В. Шукшин, В. Солоухин и другие.
Многие писатели и поэты писали о красоте своей Родины и уважении к матери-природе: А. Яшин, С. Евтушенко, Н. Заболоцкий, А. Т. Твардовский, Д. Кедрин, С. Есенин, В. Луговской, Н. Рубцов и другие поэты.
Природа была и должна быть учителем человека, а не противоположностью тому, что думают люди. Для нас ничто не может заменить живую, изменяющуюся природу, то есть проснуться по-новому, быть более осторожными, более заботливыми, чем раньше.
В результате, хотя мы окружены каменными стенами городов, мы являемся их частью. Если природа будет уничтожена, то нам точно будет плохо.
В последние два столетия в литературе неоднократно говорилось о человеке как о преобразователе и покорителе природы. В трагическом мире эта тема представлена в «Медном всаднике» А.С. Пушкин (Нева, одетая в гранит, восстает против воли самодержца Петербурга).
Образы природы в литературе 18–19 вв
Такая идея существует и встречается в литературе 18–19 вв. Вспомните «Сказку о спящей царевне и 7 богатырях» Пушкина, где Елисейский князь обращается к солнцу, луне и ветру в поисках невесты и отвечает ей. Или стихотворение Лермонтова «Тучки небесные», в котором характер поэта описан как говорящий с облаками.
Пейзажи до XVIII века в литературе встречаются редко. Это были исключения, а не «правила» воссоздания природы. Опираясь на природу, писатели по-прежнему подвержены стереотипам, клише и обществу, которые все еще характерны для определенного жанра, будь то путешествия, элегия или описательная поэзия.
В первые десятилетия XIX века характер пейзажа резко изменился. Основоположник создания образов природы в русской литературе является А.С. Пушкин. Картины природы всё больше перестают подчиняться определенным правилам: теперь каждый раз, когда они появляются, то это выглядит дерзко и неожиданно.
Каждый великий писатель XIX-XX веков. создает особый, специфический мир природы, преждевременно представленный в виде пейзажа.
В произведениях И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевский и Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, И. А. Бунина и А. А. Блока, М. М. Пришвин и Б. Л. Пастернак обладал природой, имеющей личное значение для авторов и их героев.
Мы говорим не об универсальной природе и явлениях природы, а о ее уникальных индивидуальных проявлениях: именно то, что мы видим, слышим, чувствуем здесь и сейчас — от тех, кто реагирует на умственное действие, данное природой и человеческим состоянием, или создает его.
В то же время природа часто оказывается в неизбежно меняющихся, неравных, разных ситуациях.
Образы природы в лирике 20 века
В литературе двадцатого века, особенно в лирической поэзии, субъективный взгляд на природу выходит за рамки объективности, так что точность конкретных ландшафтов и пространства исправляется или исчезает вовсе. И много стихов. Специфика квартального пейзажа словно разрешается в тумане и сумерках.
Каждый русский знает С. Есенина. Всю свою жизнь он поклонялся природе родной земли.
«Мои слова живут большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — главное в моей работе», — сказал Есенин.
Для Есенина все люди, животные и растения — природа, а человек её неотъемлемая часть, однако природа тоже наделяется человеческими качествами. Например, стихотворение «Зеленая причёска». Внутри образ похож на березку, и он похож на человека.
Еще один любимый многими русский писатель И. А. Бунин вошел в литературу как поэт. Он писал о гармонии природы. В его творчестве присутствует настоящий вкус к природе. Поэт хочет воссоединиться с ним.
Лучшее его поэтическое произведение — поэма «Листопад» занимает не только в русской, но и в мировой поэзии почетное место.
Изображения природы (как пейзажи, так и другие) имеют глубокую и совершенно уникальную содержательную ценность. Идея о добре и значении единства человека с его природой и их глубоких и неразрывных связей уходит в корни многогранной культуры человека. Эта тема воплотилась в различных художественных формах.
Мотив сада природа, возделанная и украшенная человеком — существует в литературе практически всех стран и периодов. Изображение сада в целом символизирует мир природы.
«Сад, — сказал Д.С. Лихачев, — всегда выражает определенную философию, представление о мире, отношение человека к природе, являющейся идеальным микромиром».
Картины природы в прозе 20 века
Писатели 20 столетия продолжили лучшие традиции своих предшественников. В своих работах они показывают, как человек может взаимодействовать с природой в смутные времена научно-технической революции.
Все писатели, как убедительные ценители истинной красоты, утверждают, что влияние человека на природу не должно быть для него разрушительным, ведь каждая встреча с природой — это встреча с красотой, очарование. Любить природу — значит не только наслаждаться ею, но и заботиться о ней.
Мир природы становится для писателя источником вдохновения и художественной мысли. Образы природы, иногда видимые, ощутимые, а затем трансформируемые образом автора, органично встраиваются в текст его произведений, играют ключевую роль во многих сюжетах, участвуют в описании рассказа.
Во второй половине 20 века человечество столкнулось с необходимостью пересмотреть сложившиеся отношения с природой. Романтизация противостояния человека и природы сменяется осознанием потребности в единстве и поиском пути единства.
В повседневной жизни человек не всегда осознает свое единство с миром природы. И только приближение к так называемым границам заставляет его по-новому взглянуть на мир, понять загадки человечества, понять смысл союза природы с единым целым и физически почувствовать себя частью великого.
Моральные, философские и экологические вопросы актуальны в литературе, особенно в «деревенской» прозе.
Работы, в которых «философия природы» в 60–70‑е годы стала доминирующей семантикой, сгруппированы в три основных направления: философия природы — мифология природы — поэтика.
Изучение «естественных» основ жизни в литературе, по мнению критиков, свидетельствовало о решении проблем органического развития общества и человека, а не о «рисовании на природе».
Тема природы часто затрагивается писателями в шестидесятых: В. Астафьев, В. Белова, С. Залыгина, Е. Носов, В. Чивилихина, В. Бочарников и др.
Понятие «натурфилософская поэзия и проза» прочно вошло в литературный уклад.
Определение «натурфилософской прозы» в связи с литературным процессом второй половины ХХ века было использовано одним из первых критиков Ф. Кузнецов в рецензии на «Царскую рыбу». В. Астафьева.
В русской прозе о деревне 60–70‑х годов читатель знакомится с крестьянином, унаследовавшим многовековую народную мораль (В. Распутин «Прощание с матерой»).
Обращаясь к основам человеческого существования, эта проза могла помочь задуматься о «вечных» вопросах: о жизни и смерти, о смысле людей, «кто это придумал, тот придумал». На страницах прозы образ деревенской природы, как и космоса, создавался как единое целое, объединенное глубокой древностью.
«Естественность» мировоззрения таких писателей, как В. Белов и В. Распутин выражен как главный образ в совпадении трагических событий с естественным периодом года: пробуждающейся (весна), цветущей (летом) и убывающей (осенью) природой. Человеческая жизнь написана в важнейших проявлениях этого периода.
Таким образом, натурфилософская проза второй половины ХХ века создает неповторимый образ многогранного человека, творящего свою природу. Это не только кажется ему близким, но и ощущается его частью – атомом.
Как называется описание природы в литературе
Каким термином обозначается описание природы в художественном произведении («Высокий дуб. Глубокая вода. / Спокойные кругом ложатся тени…»)?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сёл не слыхивали грома!
Не встрепенётся ветер у пруда,
И на дворе не зашуршит солома,
И редок сонный коростеля крик.
Вернулся я – былое не вернётся!
Ну что же? Пусть хоть это остаётся,
Продлится пусть хотя бы этот миг,
Когда души не трогает беда,
И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в жизни потрясений,
И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром.
Укажите классический лирический жанр, черты которого присутствуют в стихотворении Н. М. Рубцова «Ночь на родине».
Элегия (др.-греч. ἐλεγεία) — жанр лирического рода литературы; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение с характером задумчивой грусти.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в любом порядке).
Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнение состоит из двух частей, которые соединяются чаще всего посредством союзов. Пример сравнения в стихотворении:
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
Эпитет — образное определение. Примеры: спокойные тени, светлая печаль и др.
Инверсия — необычный порядок слов в предложении. Примеры: «Спокойные кругом ложатся тени», «Не встрепенётся ветер у пруда».
Что такое, по Н. М. Рубцову, «чувство родины»?
Родина для Рубцова — приют в минуты горя и бурь, в минуты душевного неспокойствия и социальных потрясений. Только здесь можно ощущать себя в безопасности, сюда стремится душа:
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в жизни потрясений.
Здесь все родное, знакомое, самое дорогое. Поэт умеет дорожить и криком коростеля, и неповторимым лунным светом, и высоким дубом — всем тем, что узнаваемо всегда, что живет в человеке, по-настоящему любящего свою Родину.
В каких произведениях русских поэтов звучит тема родины и в чём эти произведения созвучны стихотворению Н. М. Рубцова?
Тема Родины волновала русских поэтов как истинных патриотов своей страны. Эта тема звучит в творчестве Пушкина и Лермонтова, Блока и Некрасова, Есенина и Рубцова.
В стихотворении «Ночь на Родине» Родина для поэта — это приют в минуты горя, социальных потрясений и катаклизмов, здесь, в родном уголке, отвлекаешься от суеты мира и чувствуешь себя защищенным. Родина для Рубцова — это знакомый с детства дуб, и пруд, и лунный свет.
В творчестве Есенина можно проследить такое отношение к Родине: «хаты, в ризах образа», перелески («Гой ты, Русь моя родная»), розовые степи, тихая речка («Я иду долиной. На затылке кепи. »). И у Есенина, и у Рубцова Родина — это не отвлеченное понятие, а очень родное, знакомое с детства и очень личное.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Что такое, по Н. М. Рубцову, «чувство родины»?
10.2. Какую роль в раскрытии идейного замысла стихотворения играет композиция?
10.1. Родина для Рубцова — приют в минуты горя и бурь, в минуты душевного неспокойствия и социальных потрясений. Только здесь можно ощущать себя в безопасности, сюда стремится душа:
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в жизни потрясений.
Здесь все родное, знакомое, самое дорогое. Поэт умеет дорожить и криком коростеля, и неповторимым лунным светом, и высоким дубом — всем тем, что узнаваемо всегда, что живет в человеке, по-настоящему любящего свою Родину.
10.2. Композиционно стихотворение Н. Рубцова «Ночь на Родине» состоит из двух частей. В первой лирический герой описывает умиротворенные окрестности, во второй — состояние своей души. Природа и человек взаимосвязаны. Их состояния под стать друг другу.
Зачарованный пейзаж, давно забывший, что есть на свете потрясения, бури: не слыхивали, не встрепенется, не зашуршит, не трогает, не жаль. «Вернулся я, — былое не вернется!»: в одну реку нельзя войти дважды. Все стало сложнее, мучительнее. Наедине со своими мыслями, как гость, но все же свой и старому знакомому «высокому дубу», домикам, глубокому пруду.
Так композиция стихотворения помогает раскрыть его идейный замысел.