Как называется партия президента россии
Единая Россия (партия)
газета «Единая Россия» (закрыта в 2008 году)
«Еди́ная Росси́я» — российская правоцентристская [2] политическая партия. Создана 1 декабря 2001 года на учредительном съезде общественно-политических объединений «Единство» (лидер — Сергей Шойгу), «Отечество» (Юрий Лужков) и «Вся Россия» (Минтимер Шаймиев) как Всеросси́йская политическая па́ртия «Еди́нство и Оте́чество — Еди́ная Росси́я». [3]
Содержание
Аппаратные перемены
На учредительном съезде Сергей Шойгу, Юрий Лужков и Минтимер Шаймиев были избраны сопредседателями номинального управляющего органа партии — высшего совета. Председателем генерального совета партии, осуществлявшего практическое руководство, и Центрального исполнительного комитета партии стал Александр Беспалов.
20 ноября 2002 года председателем высшего совета становится министр внутренних дел Борис Грызлов. [4] Полномочия Беспалова как председателя генсовета были урезаны, а 27 февраля 2003 он вообще ушёл, возглавив департамент информационной политики компании «Газпром». Председателем генерального совета партии стал Валерий Богомолов, а главой центрального исполнительного комитета — Юрий Волков.
27 ноября 2004 года на V съезде была проведена реформа управления — ликвидирован центральный политический совет и введено единоначалие. Председателем «Единой России» был избран Борис Грызлов.
22 апреля 2005 года новым секретарём президиума генсовета «Единой России» был избран вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он сменил Валерия Богомолова.
23 апреля 2005 года в должность руководителя центрального исполкома вступил 35-летний депутат Госдумы Андрей Воробьёв, руководитель Фонда «Единая Россия».
Ключевые управления в центральном исполкоме (политическое и по связям с общественностью) возглавил Константин Костин, советник заместителя главы администрации президента России Владислава Суркова.
26 ноября 2005 года в Красноярске состоялся очередной съезд партии, одобривший новую редакцию устава. Согласно одной из поправок, в случае невыполнения решений центральных и региональных партийных органов может быть прекращена деятельность регионального политического объединения, не выполняющего эти решения. Изменений в программу партии на съезде не было сделано. Борис Грызлов заявил, что комплексная программа модернизации России будет представлена лишь в 2007 году. В докладе также была упомянута необходимость повышения нравственного здоровья общества (через усиление контроля над СМИ) и решения демографических проблем.
Численность
Идеология
Официальная идеологическая платформа партии, описанная её лидерами как центризм и консерватизм, предполагает «государственническую» позицию, заявленный прагматизм, противопоставление себя более радикальным движениям. [6] Ряд активных членов фракции в начале 2005 года одновременно выступили с публичным изложением новых подходов к развитию экономики и общества России — так называемому «социально ориентированному» и «праволиберальному», или «либерально-консервативному». Речь шла о создании внутри партии двух «крыльев» и «центра» («социального консерватизма»). Инициатива, однако, заглохла сразу же, как только стала ясна негативная реакция президентской администрации. Дискуссию членам партии разрешили лишь на уровне неформальных «клубов».
Партия поддерживает курс действующего правительства и президента. На парламентские выборы 2007 года Единая Россия шла под лозунгами поддержки курса президента Владимира Путина — плана Путина.
Перед партией была поставлена задача «не просто победить на парламентских выборах в 2007 году, а думать и о том и делать всё, чтобы обеспечить доминирование партии в течение минимум 10—15 предстоящих лет». Для того, чтобы сохранить позиции, Сурков посоветовал её членам «овладевать идеологией» — а для этого создавать в регионах «постоянные группы по пропагандистскому обеспечению борьбы с политическими противниками».
Стержневым понятием идеологической платформы Суркова стал термин «суверенная демократия». Впоследствии, этот термин был раскритикован вице-премьером Дмитрием Медведевым за использование определения «суверенная».
Руководящие органы
Первоначально руководящими органами партии являлись генеральный совет (15 человек), центральный исполнительный комитет, высший совет и Центральный политический Совет (ликвидирован в ноябре 2004 года).
Высший Совет определяет стратегию развития партии.
Генеральный Совет (152 члена) является высшим политическим руководящим органом партии в период между съездами. В компетенцию генсовета входит принятие заявлений по наиболее важным вопросам общественно-политической жизни страны, назначение и освобождение от должности главы центрального исполкома по предложению председателя партии, а также взаимодействие с органами власти и местного самоуправления.
Президиум Генерального Совета (23 члена) — постоянно действующий руководящий орган партии. Президиум руководит политической деятельностью партии — от разработки проектов предвыборной программы до организационно-партийных и идеологических документов. В его компетенцию входит принятие решений о созыве внеочередного съезда, создание и ликвидация региональных отделений. Президиум вправе утверждать бюджет партии, а также по представлению бюро высшего совета вносить на съезд предложение по выдвижению кандидата на должность президента России и выдвижению списков кандидатов в депутаты Госдумы.
Секретарь президиума генсовета руководит деятельностью президиума и уполномочен делать политические заявления от имени партии, ставить первую подпись на финансовых документах партии, подписывать документы, относящиеся к компетенции президиума генсовета и генсовета.
Секретарь президиума генсовета «ЕР» (с 22 апреля 2005 года) — Вячеслав Володин.
Заместители — Олег Морозов (курирует вопросы идеологии), Владимир Катренко, Владимир Пехтин и Валерий Рязанский (курирует региональные отделения), возглавляющие подгруппы фракции «Единая Россия» в Госдуме. С ноября 2006 года к ним добавились Андрей Исаев (агитация и пропаганда), Константин Косачёв (международные связи и контакты с другими партиями) и Александр Карелин (молодёжная политика).
Члены генсовета и вице-спикеры Госдумы — Олег Морозов, Владимир Пехтин, Вячеслав Володин, Георгий Боос, Артур Чилингаров, Владимир Катренко.
Первый вице-спикер Госдумы — Любовь Слиска.
Символика
На логотипе партии изображён медведь, поэтому членов партии зачастую называют «медведями». Съезд партии, прошедший 26 ноября 2005, принял решения по изменениям в символике партии: вместо бурого медведя коричневого цвета символом партии стал бурый медведь белого цвета, по контуру очерченный синим цветом. Над медведем развевается российский флаг, под медведем — надпись «Единая Россия».
Партийная пресса
В Челябинской области вышло два выпуска детского журнала «Единоросик», ставшего в начале сентября 2007 года одной из самых обсуждаемых тем в российской блогосфере. Журнал раздавался школьникам и вызвал негативную реакцию у некоторых родителей и у детей. [9]
Именование членов партии
Члены партии на современном политическом жаргоне именуются «единоросами», «едросами».
Государственная дума
Приняв в состав своей фракции большинство независимых депутатов, прошедших по одномандатным округам, всех депутатов от Народной партии и «перебежчиков» из других партий, «Единая Россия» получила абсолютное большинство, что позволило ей проводить в Думе свою собственную линию, не принимая во внимание мнения и возражения оппозиции (КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР), хотя для реализации конституционных решений квалифицированным большинством ей потребовалась бы некоторая поддержка иных партий.
После думских выборов 2007 года «Единая Россия» располагает большинством, достаточным для единоличного принятия любых решений без учёта мнения других депутатов.
В связи с многочисленностью фракции и для повышения эффективности управления ею, в составе фракции были созданы четыре группы, руководителями которых являются Олег Морозов, Вячеслав Володин, Владимир Пехтин, Владимир Катренко.
Антифашистский пакт
20 февраля 2006 года в Москве по инициативе «Единой России» состоялась церемония подписания так называемого «антифашистского пакта», в которой участвовали 12 российских политических партий. Соглашение о противодействии национализму, ксенофобии и религиозной розни заключили «Единая Россия», ЛДПР, АПР, СПС, СЕПР, Российская партия пенсионеров, «Патриоты России», Российская объединённая промышленная партия, Российская партия мира, партия «Свободная Россия», Партия социальной справедливости и Демократическая партия России.
Секретарь генсовета «Единой России» Вячеслав Володин призвал все партии объединяться вокруг пакта, подчеркнув, что те, кто этого не сделает, «должны уйти из политической жизни и стать изгоями». Единственным из подписавших, кто выразил отрицательное отношение к документу, стал руководитель СПС Никита Белых, который назвал происходящее «спектаклем» и «фарсом».
Вне пакта остались КПРФ, «Родина», «Яблоко». Руководители этих партий указывают, что таким образом политическим партиям «предложено пройти тест на лояльность к власти», при этом те, кто его не прошёл, могут быть под любым предлогом не допущены к выборам.
Региональное представительство
2003−2004
На губернаторских выборах единоросы потерпели три очевидных поражения: в Магаданской области 16 февраля 2003 независимый кандидат Николай Дудов выиграл у представителя «Единой России» Николая Карпенко; в Рязанской области 28 марта 2004 кандидат от «Родины» Георгий Шпак выиграл у члена «Единой России» Игоря Морозова; в Алтайском крае 4 апреля 2004 Михаил Евдокимов победил поддержанного единоросами Губернатора Александра Сурикова.
По состоянию на октябрь 2004, из 89 российских регионов «Единая Россия» имела подавляющее преимущество лишь в девятнадцати:
/по данным «Независимой газеты» и информационно-аналитического центра «Регион», опубликованным 28 октября 2004 г./
По данным руководства «Единой России», по состоянию на октябрь 2005, в 47 регионах России партия имела более 50 % депутатских мандатов в местных парламентах, а ещё в 14 парламентах она располагает подогнаным большинством.
С начала 2005 ни одна из 33 кандидатур на посты руководителей регионов, предлагавшихся президентом России, не была отвергнута местными парламентами — даже в тех случаях, когда депутаты от «Единой России» в том или ином регионе имели свою собственную кандидатуру.
С тех пор как региональные парламенты стали избираться по смешанной системе, «Единая Россия» проиграла голосование лишь в следующих регионах:
При этом абсолютное большинство оппозиция имеет лишь в Корякском АО.
Весной 2006 года «единоросы» победили на всех выборах в региональные парламенты. Перед местными отделениями ставится задача получать не менее 40 % — 50 % мест.
По данным руководства «Единой России», по состоянию на конец 2005, в партии состояли 65 глав субъектов федерации из восьмидесяти восьми, к середине 2006 — уже 67, в начале 2007 — 70.
В 2005 году в ряды партии «Единая Россия» вступили 15 действовавших (на тот период) руководителей субъектов федерации:
Ещё восемь членов ЕР в 2005 году назначены губернаторами:
Выборы в Мосгордуму
4 декабря 2005 состоялись выборы в Московскую городскую думу. Первое место в голосовании по партийным спискам заняла «Единая Россия», получившая 47,25 % голосов (13 мест). 10-процентный барьер преодолели ещё две партии — КПРФ (16,75 %, 4 места) и «Объединённые демократы», участвовавшие в выборах под эгидой партии «Яблоко» (11,11 %, 3 места).
Представители «Единой России» также победили во всех 15 одномандатных округах. Таким образом, партия получила в Мосгордуме 28 мест из 35.
Список «Единой России» возглавил мэр Юрий Лужков, который помог партии улучшить результаты в Москве по сравнению с думскими выборами 2003 (в декабре 2003 партия получила 34,44 % голосов).
Субъект РФ | Результаты на выборах в Государственную Думу России в декабре 2003 года, % | Результаты на региональных выборах в марте 2007 года, % |
---|---|---|
Мурманская область | 39,19 | 42,19 |
Республика Коми | 32,95 | 36,43 |
Вологодская область | 38,94 | 41,90 |
Ленинградская область | 38,10 | 35,24 |
Санкт-Петербург | 30,67 | 37,37 |
Псковская область | 37,14 | 45,48 |
Московская область | 33,85 | 49,55 |
Орловская область | 44,62 | 39,02 |
Самарская область | 32,58 | 36,45 |
Ставропольский край | 32,01 | 23,85 |
Дагестан | 65,69 | 68,63 |
Омская область | 32,74 | 56,15 |
Тюменская область | 49,66 | 65,61 |
Томская область | 34,03 | 46,80 |
Региональные выборы 2009 года
Региональные выборы в России в 2009 году прошли 1 марта в 79 субъектах Российской Федерации. Всего состоялось более 3 тысяч выборов различного уровня и местных референдумов. В девяти субъектах федерации проходили выборы депутатов законодательных собраний. По итогам голосования в большинстве регионов победу одержала «Единая Россия», второе место заняла КПРФ. В ходе выборов были зафиксированы отдельные факты нарушений.
«Единая Россия» против «Справедливой России»
В феврале 2006 на официальном веб-сайте партии опубликована стенограмма выступления заместителя руководителя Администрации Президента России Владислава Суркова перед слушателями Центра партийной учёбы и подготовки кадров «Единой России», в котором он сделал попытку «описать новейшую историю в оценках и под тем углом зрения, который в целом соответствует курсу Президента, и через это сформулировать наши основные подходы к тому, что было раньше, и к тому, что будет с нами в будущем». [10]
Тем самым Сурков впервые публично признал, что в России создаётся политическая система с «Единой Россией» как единственной стабильно доминирующей партией. Перед ней ставится задача «не просто победить [на парламентских выборах] в 2007 г., а думать и о том и делать всё, чтобы обеспечить доминирование партии в течение минимум 10—15 предстоящих лет». Для того, чтобы сохранить позиции, которые партия смогла получить за счёт использования щедрого административного ресурса, Сурков посоветовал её членам «овладевать идеологией» — а для этого создавать в регионах «постоянные группы по пропагандистскому обеспечению борьбы с политическими противниками».
В 2006 в России появилось новое политическое объединение — «Справедливая Россия», призванное стать конкурентом «Единой России» в рамках потенциальной двупартийной системы в России.
Лидер «Справедливой России» — председатель Совета Федерации России Сергей Миронов. Партия выставила своих кандидатов на выборах в местные законодательные собрания и в марте 2007 смогла одержать победу над «Единой Россией» в Ставропольском крае.
30 марта 2007 Сергей Миронов, переизбранный председателем СФ, предложил региональным парламентам обсудить поправки в Конституцию России, увеличивающие срок полномочий президента до 5-7 лет и позволяющие ему занимать свой пост три срока подряд.
Руководство партии «Единая Россия» сразу же заявило, что не допустит изменения Конституции, поскольку это расходится с мнением самого президента Владимира Путина, которого руководство ЕР рассматривает как «морального лидера» партии.
«Единая Россия» и предвыборная кампания 2007—2008
Как стало известно в конце августа 2007 г., Андрей Писарев, бывший генеральный директор «Третьего телеканала», советник политического департамента исполкома партии «Единая Россия» и один из идеологов её «Русского проекта», назначен заместителем генерального директора «Первого канала», курирующим освещение предвыборной кампании в Государственную думу 2007 году. Кандидатуру Писарева рекомендовало Главное управление президента РФ по внутренней политике. До этого Писарев был главным редактором еженедельной информационно-аналитической программы «Воскресное „Время“». Он также известен как организатор и продюсер всех крупнейших телетрансляций церковных служб.
«Мы официально будем выдвигать кандидатуру Дмитрия Медведева на съезде», — заявил Борис Грызлов. «Думаю, остальные партии «Справедливая Россия», «Аграрная партия» и «Гражданская сила» обеспечат поддержку кандидата, выдвинутого «Единой Россией»», — добавил Грызлов. Согласно российскому законодательству одна партия может выдвинуть одного кандидата, вследствии чего «Справедливая Россия», «Аграрная партия» и «Гражданская сила» не могли официально выдвинуть Медведева в кандидаты на пост президента.
«План Путина»
План Путина — идеологическое клише, введенное для обозначения политической и экономической программы второго президента России Владимира Путина, для его последующего использования его в избирательной кампании Единой России на думскимх выборах 2007 года. Использовалось в лозунге «План Путина — победа России». [12] Позже вышла также иллюстрированная брошюра «План Путина», которая начала распространяться бесплатно как предвыборная реклама Единой России.
«Русский проект»
«Русский проект» с технической точки зрения заключается в проведении круглых столов на ряд тем. Самой партией он позиционировался как своеобразная дискуссионная площадка для обсуждения десяти «русских вопросов». [13]
1. Россия — для русских?
2. Что такое русская нация?
3. Русский мир. Территория и границы.
4. Сохранение национальной идентичности в условиях глобализации.
5. Русский национализм и расизм.
6. Национализм как идеология.
7. Русские и православие.
8. Сосуществование религий в России — перспективы.
9. Русский мир.
10. Русская политическая культура как способ построения русской власти.
Проект был встречен однозначно в среде самой партии, в частности, получив крайне нелицеприятную оценку от представителей многонациональных регионов. [14]
Мнения о партии
Что же такое «Единая Россия», является ли она идеальной политической структурой — конечно, нет. Там нет пока устойчивой идеологии, принципов, за которые подавляющее большинство членов этой партии готовы бороться и положить свой авторитет. Но тем не менее она близка к власти. А к таким структурам, как правило, стараются примазаться всякие проходимцы и частью им это удается. Цель для этих людей — не благо народа, а личное обогащение. И, конечно, такой деятельностью они только компрометируют власть и партию… Возникает вопрос — зачем я возглавил список «Единой России»? Потому, что лучше у нас все равно ничего нет. [15]
В 2003 году политолог В. Белый назвал партию «колоссом на глиняных ногах», поскольку, по его мнению, основной источник её сил — опора на Владимира Путина и власть. [16]
Некоторые наблюдатели считают, что «Единая Россия» либо стала, либо становится похожей на КПСС. [17] [18] [19] [20] [21] [22]
Критика
Федеральном собрание России при поддержке «Единой России» приняло ряд законов, которые, по мнению некоторых критиков, призваны помешать подлинной электоральной борьбе и закрепить господствующее положение партии. [23] Согласно принятым законам, партии должны иметь свои организации по всей стране и насчитывать не менее 50 тыс. членов. Регистрацию партий контролирует министерство юстиции РФ, в адрес которого выдвигаются обвинения в запугивании тех, кто выступает против правительства. Для того чтобы обеспечить себе представительство в парламенте, любая партия должна получить поддержку не менее 7 % избирателей, а если это ей не удастся, поданные за партию голоса распределяются между более крупными партиями, что увеличивает пропорциональную долю отданных этим партиям парламентских мест. Некоторые политологи считают, что наибольшую выгоду от введения 7-процентного барьера получила «Единая Россия». [23]
Некоторым оппозиционным партиям не разрешили участвовать в предвыборной гонке. [24] [25] Некоторым оппозиционным кандидатам, например, Владимиру Рыжкову, было запрещено баллотироваться на выборах. [24] [25]
Приводя в пример итоговые данные голосования по Чечне, где за «Единую Россию» по официальным данным проголосовали 99 % избирателей, «The Wall Street Journal» писала, что лидеры Чечни «превратили в посмешище саму идею свободных и честных выборов». Газета считает, что истинный масштаб фальсификаций на выборах 2007 года никогда не станет известен, так как, по утверждению газеты, «серьезные международные и российские организации по наблюдению за выборами не были допущены на участки для голосования». [24] [25]
Утверждения о подкупе избирателей, подлоге итогов выборов, использовании административного ресурса
В ходе региональных выборов в марте 2009 года были зафиксированы факты подкупа избирателей и фальсификации итогов голосования в пользу партии «Единая Россия». Так 1 марта 2009 года в Мурманске милиция задержала группу граждан, раздававших избирателям по бутылке водки в обмен на голосование за кандидата от «Единой России» действующего мэра Мурманска Михаила Савченко. Один из задержанных написал в милиции заявление о том, что лично получил на организацию подкупа 600 тыс. рублей. [26]
В Карачаево-Черкессии по данным протокола участка № 50 из 2664 избирателей за «Единую Россию» проголосовали 1272 избирателя (47,8 %), а в протоколе республиканского избиркома (РИК) на том же участке значилось уже 2272 голоса за «Единую Россию» (85,3 %). [27] Голоса были отобраны у КПРФ и партии «Патриоты России». В соответствии с решением городского суда г. Черкесска у партии «Единая Россия» было снято 1000 голосов, которые были распределены между КПРФ и «Патриотами России». [28]
На муниципальных выборах в Санкт-Петербурге, по данным ЦИК РФ, «Единая Россия» набрала 77,3 % голосов. 30 марта 2009 года член «Единой России» Антон Чумаченко, якобы победивший в одном из округов Санкт-Петербурга, был шокирован подлогом, с помощью которого он и его коллеги получили свои мандаты. В открытом письме жителям округа «Морской» Чумаченко назвал методы своих однопартийцев «циничным глумлением над правом»: [29]
— Антон Чумаченко, партия «Единая Россия»
Кандидат от партии «Яблоко», член Союза журналистов России Борис Вишневский, информация о победе которого появлялась на сайте ЦИК в ночь после выборов, [30] но затем исчезла, заявил:
— Борис Вишневский, партия «Яблоко»
Партию неоднократно обвиняли в незаконном применении административного ресурса (например, так называемые агитационные задания по вербовке сторонников). [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] Одним из известных случаев стало признание мэра Хабаровска Александра Соколова перед думскими выборами 2007 года: [38] «Учитывая особую роль „Единой России“, мы рекомендовали председателям участковых комиссий вступить в партию».
Почему у Путина нет официального статуса в «Единой России»
Главный политтехнолог ЕР: «Нас ждет десятилетие очень интересных выборов»
Поддержка президента РФ Владимира Путина критически важна для «Единой России» на выборах в Госдуму-2021, однако глава государства предпочитает не иметь в партии официального статуса. Об этом в интервью URA.RU заявил политтехнолог Константин Костин, которого называют куратором думской кампании единороссов. Кроме того, политолог объяснил, от чего зависит, возглавит ли президент список ЕР на выборах и что это может дать партии.
— «Единая Россия» провела волонтерский форум вместо традиционного съезда. Почему партия не стала проводить съезд?
— В крайне непростое, коронакризисное время ЕР, на мой взгляд, приняла абсолютно верное решение — сместить акценты повседневной работы с политики как таковой на прямую и понятную помощь тем, кто с пандемией борется и тем, кто от нее страдает больше всего. Иногда о политике можно и нужно забывать. Это как раз та самая ситуация. Партия развернула широкую волонтерскую сеть и стала помогать врачам, одиноким и пoжилым, детям — организация горячего питания, продукты, лекарства, СИЗы и многое другое.
Кроме того, у съезда в разгар ограничительных мер было бы два неприятных «побочных» явления — проблемы с моральным обоснованием крупного партийного мероприятия и проблемы с требованиями санитарными. Это было бы неуместно. Поэтому решение перенести мероприятие на другое время мне кажется абсолютно логичным. В два ли этапа оно пройдет или в один — это вопрос тактический, зависит от ситуации, которая сложится на конкретный момент времени.
— После выступления Владимира Путина на волонтерском форуме «Единой России», многие сделали вывод, что президент считает ЕР своей опорой, а руководство партии — частью своей команды. Как вы трактуете слова Путина?
— Комментируя волонтерский форум «Единой России» и выступление Владимира Путина на нем вы заявили, что «опыт волонтерской деятельности станет главным элементом кадрового обновления и перезагрузки партии накануне выборов в Госдуму». Можно ли сделать вывод, что волонтеры получат поддержку ЕР на праймериз и на выборах?
— Ответ на вопрос, «что ты делал в период пандемии, насколько ты соответствовал ожиданиям и запросам избирателей», станет, пожалуй, ключевым для всех участников предстоящего электорального цикла, а в ЕР еще и для участников праймериз, политических тяжеловесов, в том числе. Если мы посмотрим на волонтерскую работу ЕР, то увидим три направления.
Первое — это то, что ЕР сама делает, когда члены партии, актив, сторонники и депутаты различных уровней непосредственно занимаются волонтерской работой. А есть еще вторая составляющая — партия обладает большими ресурсами и оказывает содействие работе других волонтерских организаций. Единая Россия становится открытой партией, и, готова к участию добровольцев из других организаций в праймериз и выборах от ЕР — это будет хороший полезный опыт. Но это не значит, что партии следует вводить какую-то квоту для волонтеров — это неправильно. Просто специфика будущей кампании такова, что те, кто непосредственно занимался добровольчеством, помогал людям в период пандемии, получают конкурентное преимущество в глазах избирателей. И хотя партия заинтересована в том, чтобы наиболее ярких представителей этого замечательного движения видеть среди своих кандидатов, надо понимать, далеко не всегда и не все волонтеры хотят и готовы заниматься политикой.
— Есть ли вероятность, что президент возглавит список кандидатов ЕР на выборах в Госдуму?
— Для партии важен любой формат участия и поддержки Владимира Путина. А каким он будет — это зависит от политической конъюнктуры, от обстоятельств и условий, которые сложатся на момент начала активной фазы кампании.
— Поддержка президента безусловно добавит ЕР голосов избирателей, поможет консолидации внутри самой партии, и повышению качества работы единороссов в рамках избирательной кампании. Что касается оценки — рейтинг Путина социологи фиксируют на уровне 64% плюс-минус. Но не стоит забывать, что среди тех, кто его поддерживают, есть сторонники и других партий. Поэтому надо говорить сейчас не столько о цифрах, сколько о содержании партийной кампании, насколько ее сообщения гражданам будут пересекаться с их запросами и ожиданиями.
— Вы стали одним из тех, кто объясняет позицию «Единой России». Насколько обоснованно вас называют главным политтехнологом избирательного штаба ЕР?
— Последние несколько лет я являюсь координатором экспертного совета ЕР. Это достаточно большая структура, которую возглавляет [председатель Высшего совета партии] Борис Грызлов. Я отвечаю за взаимодействие с политическими экспертами. Члены совета по разным направлениям активно сотрудничали с партией на выборах в рамках двух последних ЕДГ. Точно эта работа продолжится и на федеральной кампании.
— В октябре вы говорили, что завершен первый этап отбора ЕР, кто с максимальной вероятностью победит в одномандатных округах (71 человек). Но при этом шансы переизбраться, по вашей оценке, имеют более 70% из нынешних одномандатников. Почему не согласована еще треть депутатов?
— У партии действительно очень много сильных одномандатников. И позиции ЕР в значительной части регионов, позволяют ее кандидатам выступить достойно. Но есть еще и предварительное голосование, через которое предстоит пройти и опытным политикам, и новичкам. А вот здесь могут быть неожиданности. Многое будет зависеть от работы каждого конкретного депутата. Например, кто-то решил, что все проблемы позади и отправился отдыхать на новогодних каникулах, а кто-то все каникулы работал, в том числе и в рамках волонтерских центров партии. А мы уже говорили, что это даёт серьезное преимущество в глазах избирателей.
Так что исключать нелинейные сценарии было бы неправильно.
— Рассматривает ли «Единая Россия» возможность увеличения числа территориальных групп? Если да, то с чем это связано, будут ли территориальные группы совпадать с регионами, где губернаторы возглавили отделения ЕР?
— Число терргрупп будет существенно увеличено. Идея логична — сделать список максимально дискретным и приближенным к региону. Это правильно, учитывая федеративное устройство страны. Важно, чтобы не только депутат-одномандатник чувствовал связь с территорией, где избрался, но, и чтобы те, кто, кто пройдет в Госдуму по спискам, понимали ответственность перед жителями субъекта федерации, которые них проголосовали. Это повышает мотивацию и ответственность. Вопрос же представительства и позиционирования тех или иных персон в списках — это пока вопрос перспективы.
— Есть регионы, губернаторы которых и депутаты Госдумы представляют другие партии. Возможны ли какие-то договоренности в таких регионах, чтобы не выставлять там своих кандидатов?
— ЕР везде будет бороться за максимально возможный результат. В каких-то территориях партия возможно уступит первенство. Но в любом случае, задача — получить максимальный результат. Расторговки, как правило, имеют негативные последствия. Перед глазами пример Хабаровского края, где подобного рода договоренности привели к кризису в реготделении и плачевному результату партии на выборах в заксобрание. А учитывая, что на выборах 2021 года будет определяться политический ландшафт на ближайшие пять лет, играть в поддавки было бы стратегической ошибкой. Есть округа, где у единороссов высокая вероятность подтвердить мандат, а есть зоны войны, где будет несколько фаворитов или нет очевидного. Думаю, что конкурентная кампания пройдет в 50-60 округах.
— В последние пару месяцев называлось несколько результатов, на которые якобы в администрации президента настраивают ЕР. Есть ли какие-то установки, рекомендации по минимальному количеству мандатов, которое должна получить партия?
Если и есть какие-то рекомендации, то мне о них неизвестно. Но в целом политическое прогнозирование и проектирование всегда основывается на электоральной статистике и динамике рейтингов. Пропрезидентская партия всегда должна бороться за большинство. А каким оно будет — простым или конституционным — зависит от качества кампании и от решения избирателей. Если судить по последним региональным выборам и текущим рейтингам, ЕР находится в хорошей политической форме и имеет возможность получить более 300 мандатов.
— В последние годы появилось несколько политических проектов. Например, «Лидеры России. Политика». Или партийный проект ЕР «ПолитСтартап». Существуют ли какие-то квоты для участников проектов на выборах?
— Участники «ПолитСтартапа» и «Лидеров России» будут иметь определенное преимущество, потому что в отличие от других коллег обладают опытом партийной работы, политическими компетенциями и навыками работы в электоральных кампаниях. На этом преимущества заканчиваются и начинаются законы свободной конкуренции. Квотирования точно ждать не стоит. При этом замечу, что среди непартийных участников «Лидеров России» есть интересные кандидаты с хорошим потенциалом.
Достаточен ли их уровень, чтобы выиграть праймериз и после этого выборы, посмотрим — решают избиратели. Но то, что два этих проекта добавили конкуренции, новых лиц, современной стилистики и подходов — безусловно. В этом, кстати, и была на мой взгляд одна из главных целей этих проектов. Конечно, политика нельзя вырастить в пробирке, но можно создать условия, чтобы у человека появились дополнительные возможности для входа в политику. Давайте немного подождем, чтобы оценить реальную эффективность этих проектов. Но я уже вижу несколько десятков молодых политиков, которые имеют хороший потенциал для работы в самых разных сферах политической деятельности.
— Рассматривает ли партия варианты, при которых нынешние депутаты Госдумы от других партий выйдут из них и пойдут на праймериз ЕР? В случае победы партия поддержит их на выборах?
— Тут все просто. Есть положение о предварительном голосовании. Любой, кто соответствует критериям отбора, может принять участие в праймериз. ЕР в этом смысле самая открытая партия. Но такого подхода, когда кандидат поддерживает другую партию, а использует инфраструктуру ЕР, чтобы попасть в Госдуму или региональное заксобрание, быть не может. С другой стороны, если человек поработал в другой партии и понял, что программа ЕР больше соответствует его взглядам, то смена, если так можно выразиться, «порта приписки», понятна. Так бывает. В истории есть случаи, когда даже главы государств меняли партию. Например, Черчилль. Но нельзя забывать, что ведущая политическая организация — это не конструктор «Лего», с которым можно делать все, что угодно. Когда говорят про обновление партии, надо понимать, что любое обновление должно быть органичным. Иначе базовый электорат скажет — это не та партия, которую мы поддерживаем.
— Складывается ощущение, что кандидатура спикера Госдумы Вячеслава Володина уже согласована на новый срок, но при этом его обкладывают людьми, которые ориентируются на АП. Согласны ли вы с прогнозом, что в следующем созыве Володин сохранит пост, но контроль над Госдумой в большей степени, чем сейчас, перейдет к АП?
— А почему у Путина нет официального статуса в ЕР?
Но формальный статус дал бы много дополнительных поводов упрекать власть в излишнем перекручивании админресурса в пользу одной партии.
— Эта кампания будет отличаться тем, что в ней будет участвовать большое количество непарламентских партий. Часто их называют проектами Кремля. Какую роль этих проектов вы видите?
— Среди партий, имеющих думскую лицензию, есть те, кого мои коллеги из-за периодически-эпизодической активности относят к спойлерам, а есть и серьезно работающие организации. Ведь чем спойлер отличается от реально работающей партии — последняя решает задачу политического представительства граждан. А решать это можно только одним способом — активно участвуя в выборах разного уровня. Если мы посмотрим на победы малых партий на региональном уровне, то увидим, что свой вклад в развитие партийного сегмента они вносят. Достаточно ли у них ресурсов чтобы побороться за парламентский статус, покажет время. У «Новых людей», например, очень короткий разбег. «Родина», «За правду» и Партия пенсионеров работают в очень конкурентной и узкой нише. Давайте посмотрим, кто возглавит списки малых партий — это будет иметь существенное значение. И тогда прогноз можно будет скорректировать.
В целом появление, а порой и яркие выступления новых партий в разных странах — следствие снижения доверия к традиционным партийным институтам. Это общая тенденция последнего времени, которая проявляется и в старых и в новых демократиях. Новые, другие, альтернативные левые, консерваторы, либералы пытаются воспользоваться этим трендом. Агрессивный популизм, социальные медиа, контрстилистика — основные инструменты борьбы за аудиторию. Как будет пройдена эта развилка — покажет время. Где-то старые электоральные машины перехватят у новичков повестку, заберут избирателей и восстановят статус-кво, а где-то у дерзких дебютантов получится закрепиться в высшей лиге.
В любом случае, нас ждёт десятилетие очень интересных парламентских выборов. И предстоящая кампания не исключение.
— В последнее время много говориться о возможном внешнем вмешательстве в российские выборы. На чем основывается это предположение?
— Это основывается на опыте и анализе тех выборов, которые проходили в России ранее. Существенное число провокационных действий извне мы фиксировали, это правда. Было финансирование партий, отдельных политиков, наблюдателей из-за рубежа. Что, кстати, запрещено в РФ, как и в большинстве современных демократических стран. Отдельным форматом вмешательства были и остаются попытки негативных интерпретаций происходящего в России, работа на снижение социального самочувствия, на повышение критичности к действиям власти. Понятно, что чиновников надо критиковать больше, чем хвалить — это нормально. Но это не может происходить по «темникам», подготовленным далеко за пределами России, и не должно вести к аномальному перекосу, потому что тогда начинаются манипуляции, у населения возникает искаженная картина, что вредно для государства и людей.
— Ситуация в Белоруссии, на Кавказе, как-то повлияет на выборы? Какие выводы мы сделали из событий 2020 года на постсоветском пространстве?
— Напрямую не повлияет. Кризисы, которые мы наблюдали в прошлом году в ходе различных выборов на постсоветском пространстве связаны с двумя причинами: первая — внешнее воздействие, обусловленное интересами глобальных игроков и вторая — неспособность национальных элит эффективно и своевременно отвечать на вызовы как внешние, так и внутриполитические.
— То есть нам не грозит белорусский сценарий?
— Не грозит. У нас может быть только один сценарий, наш собственный. Который вытекает из состояния и структуры нашего общества, экономики, политической системы. А самое главное из того опыта, который мы вынесли из нашей новейшей истории. Мы как государство повзрослели быстрее соседей и поэтому не стоит смотреть на них, чтобы понять наше будущее.
— Трехдневное голосование в России вызвало некоторое количество вопросов. Эффективно ли оно? Несет ли эта практика риски?
— Главное — многодневное голосование удобно людям. И в России, и в США, например, где в 2020 году такая же практика на выборах президента обеспечила рекордную явку. Это одно из неизбежных направлений развития электоральных процессов. Жестко привязать человека и сказать, что у него есть только один день для волеизъявления — это как-то не очень вяжется с современной жизнью. Должен быть выбор и дополнительные возможности. Не говоря уже про эпидемиологическую безопасность и элементарный комфорт.