Как называется пение одного человека
Как называется пение одного человека?
Как называется пение одного человека?
Соло, дуэт, трио, квартет, хор.
Почему пение ОЛОНХОСУТОВ манасчи можно назвать ТЕАТРОМ ОДНОГО АКТЕРА?
Почему пение ОЛОНХОСУТОВ манасчи можно назвать ТЕАТРОМ ОДНОГО АКТЕРА.
Назовите двух композиторов (классиков), написавших свои произведения под одним и тем же названием?
Назовите двух композиторов (классиков), написавших свои произведения под одним и тем же названием.
Как называются эти произведения?
Характерные особенности знаменный распевов ; А)мужское пение Б)многоголосие В)пение без инструментального сопровождени?
Характерные особенности знаменный распевов ; А)мужское пение Б)многоголосие В)пение без инструментального сопровождени.
Как называется одно из из славянских имен солнечного божества?
Как называется одно из из славянских имен солнечного божества.
Написать мини рассказ, что возникло раньше хоровое пение или церковное пение?
Написать мини рассказ, что возникло раньше хоровое пение или церковное пение?
Как называются техника горлового пения?
Как называются техника горлового пения.
Какие арфы относятся к поперечному виду?
Какие арфы относятся к поперечному виду?
Как называется техника горлового пения?
Почему пение олонхосутов и манасчти можно назвать театром одного октера?
Почему пение олонхосутов и манасчти можно назвать театром одного октера.
Что такое партесное пение в музыке?
Что такое партесное пение в музыке.
Лирическая опера : «Иоланта», «Евгений Онегин», «Черевички», «Ромео и Джульетта»Эпическая опера : «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Руслан и Людмила», «Садко»Драматическая опера : «Франческа да Римини», «Скупой рыцарь», «Пиковая дама», «Хованщина».
БОЖЕСТВЕННЫЙ ДАР ИЛИ ДЬЯВОЛЬСКОЕ ИСКУШЕНИЕ В 1841 году малоизвестный композитор Джузеппе Верди, морально раздавленный провалом своих первых опер и трагической гибелью жены и двух детей, в отчаянии швыряет на пол рабочее либретто. Мистическим образом..
Танцует на балу вальс.
Воина летят листья с дерева жених мелодия думка грустная река весна моя милочка колечко литовская песенка прочь с моих глаз.
Они видели небо, видели вместе, Падали в воду, зажигали гирлянды И тратили деньги, и прятали слёзы.
Петр Ильич Чайковский великий композитор ОН любит сочинять песни это его талант и ему самому нравится его дар сочинять песни в детстве он знал что унего такой замечательный талант повзраслевшись понял и был этому очень рад с тех пор он начал сочинять..
Знаменное пение
Зна́менное пе́ние (крюковое пение) – тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а также развития в рамках осмогласия.
Само название знаменного пения происходит от слова «знамена» и его синонима «крюки» (отсюда крюковое пение). Дело в том, что в богослужебных книгах звуковые интервалы было принято обозначать с помощью специальных знаков, называемых «знамена» или «крюки», которые ставились над каноническим текстом. Эти знаки несли информацию о мелодическом обороте (попевке, напеве). Для певца такие мелодические обороты образовывали своеобразные образцы, которые он мог использовать для составления мелодий, смотря по времени и чину службы.
Знаменное пение было распространено на Руси с 11 по 17 век. Источник знаменного пения – византийская литургическая практика. В 17 веке знаменное пение сменяется партесным. Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др. Сейчас в Православной Церкви наблюдается интерес к знаменному пению и его возрождение.
Из книги «Храм, обряды, богослужения»
Знаменный распев – основной распев древнерусской монодической музыки (11–17 вв.). Название получил от общего наименования использовавшихся для его записи знаков – «знамен». Источником для знаменной послужила поздневизантийская (так называемый «Coislin») нотация; из византийской литургической практики был заимствован и принцип организации музыкального материала – система осмогласия. Мелодика Знаменного распева основана на Обиходном звукоряде, отличается плавностью, уравновешенностью волнообразных линий.
В процессе развития Знаменного распева возникло несколько его типов. Столповой Знаменный распев принадлежит невматическому стилю – на один слог приходится 2–3, реже 4 тона (наиболее типичное число тонов в одном знамене — невме); встречаются и мелизматические вставки (Фита). Он имеет богатейший фонд мелодий – попевок, связь и последовательность которых подчиняется определённым правилам. Разнообразна ритмика столпового Знаменного распева. Им распеты основные певческие книги – Ирмологион, Октоих, Триодь, Обиход, Праздники. Малый знаменный распев – силлабического стиля, речитативный – предназначен для ежедневных служб. Ему близки подобны старого Знаменного распева, встречающегося в рукописях с 11 в. Большой Знаменный распев мелизматического стиля возник в 16 в.; среди его создателей – распевщики Федор Крестьянин, Савва Рогов и их ученики. Большой Знаменный распев отличают широкая внутрислоговая распевность, свободная изменчивость мелодического рисунка (чередование поступенного движения и скачков).
Знаменный распев послужил источником путевого распева и демественного распева; развитие знаков письменной нотации лежит в основе путевой и демественной нотаций. Мелодии Знаменного распева использовались в многоголосном строчном пении, партесном пении (3‑х и 4‑х голосные гармонизации). В 1772 Синодальной типографией были изданы нотолинейные одноголосные певческие книги с песнопениями знаменного и других распевов, послужившие основой для обработок и гармонизаций 19–20 вв. К гармонизации Знаменного распева обращались М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский; новые принципы обработки Знаменного распева, найденные А. Д. Кастальским и основанные на русском народно-песенном многоголосии, оказали влияние на творчество П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова, С. В. Рахманинова (Литургия, Всенощное бдение и др.). Знаменный распев в одноголосном варианте сохранился поныне у старообрядцев.
Фита – мелодическая формула мелизматического стиля, применявшаяся в византийской и древнерусской музыке. В музыкальных памятниках разного времени встречаются Фиты, обозначавшиеся сокращённо («тайнозамкненные» Фиты) – с помощью буквы греческого алфавита «фита». С 16 в. Фиты стали выписываться полностью с помощью ряда простых знамён; такая запись использовалась и как расшифровка сокращённых обозначений, получив название «развод». Мелодическое содержание Фиты составляют, как правило, развитые напевы разной продолжительности (например, 17 звуков в Фите «поводной», 67 – в «утешительной»), которые распеваются на 2–3 слога текста. Фиты используются только в начале или середине песнопений. Наиболее широкое распространение Фиты получили в стихирах особо торжественных праздников. Название Фит, их начертания, а также разводы содержатся и в древнерусских музыкально-теоретических руководствах – азбуках музыкальных и фитниках.
Крюки, знамёна (славянский знамя – знак; латинский neuma), знаки древнерусской безлинейной нотации. Крюковая (по названию одного из её основных знаков) нотация (также знаменная, или столповая) ведёт происхождение от ранневизантийской (палеовизантийской) нотации и является основной формой древнерусской музыкальной письменности. В развитии знаменной нотации выделяют 3 периода – ранний (11–14 вв.), средний (15 – нач. 17 вв). и поздний (с сер. 17 в.). Нотация первых двух периодов пока не расшифрована. В 17 в. записи звуковысотной линии появились киноварные пометы, затем тушевые признаки, что сделало знаменную нотацию доступной для расшифровки. Различают беспометные, пометные, одновременно пометные и призначные крюковые рукописи.
Знаменная нотация имеет идеографический характер. Существуют 3 типа графической фиксации мелодий, соответствующие мелодическим формулам разных масштабных уровней: собственно крюковой – Крюки, обозначающие 1–3 тона (иногда и более) в определённой последовательности; попевочный – включает относительно краткие мелодические формулы, записанные простыми знамёнами, часто с элементами тайнописи («тайнозамкненности»); фитный – содержит пространные мелодические построения, целиком зашифрованные.
Знаменный распев
[ Против известных заблуждений ]
В настоящее время можно говорить о возрождении в русской Православной Церкви канонического богослужебного пения. Знаменный распев снова звучит во многих монастырях и приходах, организуются школы знаменного пения, съезды головщиков (регентов) и т. д. В то же время опыт практического восстановления знаменного распева показывает, что по отношению к русскому богослужебному пению накопился целый ряд заблуждений.
Прежде всего, знаменный распев часто связывают со старообрядческой церковью, называя его пением раскольников. Это неверно. Знаменное пение – это пение единой Русской Церкви, звучавшее в ней 7 веков. У его истоков стояли такие подвижники, как прп. Феодосий Печерский, такое пение слышал прп. Сергий Радонежский. Богослужебное пение рассматривалось как продолжение монашеского молитвенного делания. Только знаменный распев обладает полнотой – дошедшие до нас крюковые книги включают полный круг песнопений, которые удивительно соответствуют богослужению по ритму, характеру, продолжительности, так как складывался распев в нерасторжимом единстве с богослужением. Второе заблуждение: знаменный распев считают одним из стилей музыки, включенным в линию эволюционного развития музыкальных стилей. Как будто знаменный распев имеет предшественником какой-то музыкальный стиль и со временем естественно переходит в более развитые формы, например, в многоголосие. Это также неверно. В основе смены стилей в светской музыке стоит прежде всего смена содержания. Но для богослужебного пения содержание неизменно, вечно, а во времени происходит не развитие, а выявление, приближение к Истине в периоды духовных подъемов, или искажение, замутнение при спадах. Вершинные точки, связанные с молитвенным подвигом русских православных людей, отпечатались, закрепились в знаменном распеве. Это и есть Предание – собранный опыт великих подвижников Церкви, становящийся достоянием всей Церкви, всех ее членов.
Отличие богослужебного пения от музыки видно и в используемых знаменным распевом средствах. Главная функция его – ясное и сильное произнесение слова – диктует использование монодии, отсутствие метрической пульсации и периодичности в форме. Богослужебному пению свойственна ровность, беспорывность, соответствующие постоянству молитвенного подвига. В нем нет собственно музыкальных формальных эффектов, кульминаций, динамических и темповых контрастов. Нет изоляции, завершенности, характерной для музыкального произведения. Песнопения разомкнуты, включены в целое богослужения. Евангельская стихира большого знаменного распева, звучащая в конце продолжительной службы, слушается совсем не так, как исполненная отдельно. Ее восприятие подготовлено всем предыдущим звучанием службы, и не только мелодически. В воскресной утрени она возвращает внимание молящегося к уже пережитому – сначала при чтении Евангелия, затем при его повторе-пересказе в эксапостиларии. Только особое сосредоточенное внимание к Слову Божиему на богослужении может объяснить само явление большого знаменного распева. Еще один неверный уклон в отношении к знаменному распеву – музейный. Знаменный распев с такой точки зрения – явление исторически локализованное, к современной практике никакого отношения не имеющее. Исследователями ставится задача точно реконструировать исполнение прошлых веков. Но при этом упускается из виду, что богослужебное пение есть лишь один план в сложной целостности богослужения, определяется этой целостностью и несет на себе ее отпечаток.
При «музейном» взгляде теоретикам трудно отличить принципиальные черты от случайных и неважных, а практики начинают искать архаичную «манеру», впадают в стилизацию, убивающую знаменный распев как средство богообщения. Музейный подход совершенно исключает продолжение живой традиции русского богослужебного пения, возможность появления новых знаменных песнопений, какими, например, являются сегодня канонично распетые службы новопрославленным святым…
Елена Нечипоренко
(из выступления на Кирилло-Мефодиевских чтениях
(Новосибирск, май, 2002)).
Источник Фонд знаменных песнопений
Архиепископ Феофан Полтавский: “Недостаток внутренней молитвы чувствуется не только в новом, но и в старом восточном пении. Если там он выражается в концертном характере пения, то здесь – в чисто внешнем исполнении древних напевов, вследствие чего пение становится крайне заунывно-бездушным.”
письма будущему архиеп. Аверкию (Таушеву)
Урок 7. Пение и вокальное искусство
Что общего между арией из оперы и рок-концертом? Что общего между зажигательной попсой и грустным блюзом? Что объединяет интеллектуальный джаз и простейший рэп? Конечно же, голос исполнителя! Музыкальное произведение любого жанра способно покорить сердце и тронуть душу, если голос исполнителя донес до слушателя каждую ноту произведения, смысл и настроение композиции, красоту звучания и богатство эмоций.
Вы можете к ней приблизиться, если поработаете над развитием певческого голоса, хотя бы в рамках нашего курса. Разумеется, мы не обещаем, что через пару занятий вы соберете стадион (если только не идете к этому последние 10 лет).
Однако вы вполне сможете сформировать свой собственный репертуар, адекватный вашему голосовому диапазону, силе и тембру голоса, с которым вполне сможете выступить в караоке, на корпоративе, концерте к вашему профессиональному празднику или принять участие в концертной самодеятельности вашей школы или вуза.
Цель урока – дать представление о вокале, вокальных техниках, вокальных приемах и вокальных украшениях, познакомить с основными способами отработки приемов пения. На этом уроке мы рассмотрим виды вокала, техники и приемы вокала, вокальные украшения, а также попробуем освоить некоторые из них.
Содержание:
Итак, мы определили наш путь от теории к практике. Давайте же приступим к делу!
Виды, техники и приемы вокала, вокальные украшения: общее понятие
Первое, с чего хотелось бы начать, – это с пояснения разницы между вокальной техникой, приемом, украшением и видами вокала. А также с объяснения разницы в употреблении этих терминов, с которой вы можете столкнуться в специальной литературе или на специализированных онлайн-курсах вокала.
Во-вторых, хотелось бы напомнить, что работу над вокалом следует начать с развития музыкального слуха, который позволит попадать в ноты. Без попадания в ноты никакая вокальная техника не сделает ваше пение красивым, а вокальные украшения уместны только тогда, когда есть что украшать. Это относится ко всем видам вокала без исключения.
Виды вокала
Каждый певец по-своему индивидуален, каждый голос по-своему уникален. И каждый, кто вышел на сцену, привносит в искусство вокала что-то свое. Но при всем многообразии вокальных стилей и направлений вокальное искусство можно классифицировать по нескольким основным видам.
Виды вокала:
Уточним два момента. Момент первый: многие классификации не выделяют рок- и экстрим-вокал в отдельное направление, а относят его к эстрадному вокалу.
Момент второй: знак равенства между рок- и экстрим-вокалом относится исключительно к западной музыке. В русском роке приемы экстремального вокала используются редко, поэтому отнесение русского рока к эстрадному вокалу вполне справедливо. Просто потому, что большой разницы в технических приемах исполнения русского рока или русской поп-музыки не наблюдается, а разница звучания достигается за счет других компонентов – мелодии, текста и т.д.
Вокальные приемы и техники
Вокальная техника – это то, без чего никак нельзя, потому что без нее пение как таковое невозможно. Можно, конечно, душевно декламировать стихи под музыку или что-то там пропищать на высоких нотах, но к пению как таковому это не будет иметь отношения.
Вокальные приемы – это то, как достигается та или иная техника пения, как формируется тот или иной вид вокала. Так, для оперного вокала присущи свои приемы, для народных песен – другие, для попсы – третьи. Хотя и в опере, и народных песнях, и даже в попсе мы слышим высокие и низкие ноты, встречаем медленные и быстрые произведения и т.д.
Вокальная техника и вокальные приемы тесно взаимосвязаны, и одно без другого невозможно. Поэтому термины «вокальная техника» и «вокальные приемы» почти всегда употребляются как синонимы. Иногда к этой же категории относят и так называемые вокальные украшения.
Вокальные украшения
Вокальные украшения (иногда их называют расширенные вокальные техники) – это то, без чего, в принципе, можно обойтись, но лучше все-таки, освоить, если вы желаете развиваться на вокальном поприще.
Некоторые преподаватели вокала (особенно девушки) искренне полагают, что без украшений обойтись никак нельзя, поэтому вокальные украшения называют вокальными приемами. Это никак не умаляет их квалификации как преподавателей, а разделение приемов и украшений, по большому счету, нужно лишь для определения последовательности изучения: сначала – приемы и техники, потом – украшения.
Другими словами, это примерно такая же условность, как принять за основу наличие у человека 4 резонаторов: головного, грудного, носового и ротового, как мы это сделали ранее. Некоторые педагоги не считают ротовую полость самостоятельным резонатором, т.к. она может быть задействована только вместе с еще каким-либо из резонаторов. Формально это так, однако для более эффективной работы над красивым голосом лучше сначала поработать над резонансом звука в каждой из резонирующих полостей.
Продолжим тему вокальных украшений. Украшения в вокале – это как украшения в любой другой сфере, будь то мода или дизайн интерьера. Можно отказаться от цепочек, кулонов и браслетов, но такой образ будет слишком банальным. Можно не задумываться, какую вазу или картину приобрести для гостиной, однако такая гостиная будет совсем уж неуютной.
Если же вы поклонник минимализма во всем, одежду, интерьер и репертуар нужно подбирать в соответствующем стиле, который не предполагает избытка украшений. И помнить, что отсутствие украшений нужно будет компенсировать другими вещами.
К примеру, авторская песня под гитару не предполагает особых украшений в вокале, однако там повышенные требования к дикции. Так, для кавера на известную композицию некоторые прегрешения в произношении допустимы ввиду того что слушатели прекрасно знают текст. А вот в авторской песне зрительская аудитория слушает текст композиции в первый раз. И, возможно, последний, если вы поете неразборчиво и что вы хотели донести до аудитории – непонятно.
Минимум вокальных украшений используют рэперы, однако там очень высокие требования к дыханию. Произнести речитатив в быстром темпе под быструю мелодию без тренированной «дыхалки» практически невозможно, в чем легко может убедиться каждый, кто попробует это сделать.
Теперь, когда мы разобрались с теорией и терминами, можно перейти к практике.
Техники и приемы вокала, вокальные украшения: как научиться
Сразу уточним, что все советы и упражнения, которые будут в этом разделе, относятся исключительно к эстрадному вокалу. Просто потому, что за один урок невозможно научить оперному академическому вокалу, который изучают 5 лет в консерватории и потом совершенствуют всю жизнь. А прочие виды вокала – джазовый и особенно экстрим – можно начинать изучать только после того как вы освоили чистое пение и у вас начало что-то получаться в обычном эстрадном вокале.
В то же время, приблизиться к пониманию основ эстрадного вокала и улучшить свое пение в караоке или кругу близких людей вполне реально даже за наш курс, если вы тщательно занимались и делали все упражнения. Более того, если вы освоили все упражнения из урока 2, вы уже сможете спеть лучше, чем пели раньше. И сможете совершенствоваться дальше, когда освоите базовые вокальные техники, приемы и украшения.
Базовые вокальные приемы и техники:
Популярные вокальные украшения:
И прежде чем мы перейдем к их освоению, следует вспомнить анатомию голосового аппарата и освоить положение органов звукоизвлечения для пения.
Положение голосового аппарата при пении
Вы уже начали осваивать положение органов звукоизвлечения, когда отрабатывали четкость дикции, артикуляции, соединение резонаторов для красивого звучания речи. Разница в том, что для красивого вокала контроль положения органов звукоизвлечения еще актуальнее, чем для речи.
Для наглядности мы дадим ссылки на открытые бесплатные уроки и мастер-классы действующих вокалистов и преподавателей вокала. Из всего океана знаний, бушующего на просторах Интернета, мы выбрали материалы, изложенные наиболее доступным и понятным для начинающих вокалистов языком. Кроме того, мы отдаем предпочтение преподавателям, которые уважительно относятся к коллегам по цеху, популярным певцам и исполнителям и своим ученикам. Итак, приступим.
Вы уже знаете, что для красивого голоса очень важно давать простор звуку, широко открывая рот. Так вы можете добраться до высоких нот, добиться его полетности. В то же время, для более сдержанного звука рот не стоит открывать слишком широко. Более наглядно смотрите в уроке Ольги Афанасьевой, посвященном положению ротовой полости:
Челюсть
Следующий важный момент – положение челюсти. На нем следует остановиться более подробно, особенно после того как мы рассмотрели положение ротовой полости. В целом, нужно запомнить два главных момента:
Как это контролировать, можно наглядно посмотреть в уроке, который записал Иван Радьков. Все изложено максимально кратко и доступно. И обязательно вымойте руки перед отработкой рекомендуемых действий:
Примерно те же мысли, но более подробно и без необходимости засовывать палец в рот для контроля положения челюсти – у Ольги Афанасьевой:
Гортань
Следующий элемент звукоизвлечения – гортань. Оптимальное положение гортани для красивого звукоизвлечения на большей части голосового диапазона – обычное среднее, не приподнятое и не опущенное. Для достижения самых низких нот вашего диапазона гортань можно слегка опустить. При пении на высоких нотах гортань естественным образом может уйти вверх, поэтому важно следить, чтобы она не поднималась слишком сильно, не сдавливала звук и не превращала его в писк. Более наглядно смотрите в уроке Ольги Афанасьевой, посвященном положению гортани:
Мягкое небо
Следующий элемент голосового аппарата, позволяющий контролировать звук – мягкое небо, иногда его называют небной занавеской. Это там, где у вас во рту свисает «язычок». Оно потому и называется мягким, что мы можем менять его положение. Подняв небо, можно дать дополнительное место для движения выдыхаемого воздуха и легче выйти на высокие ноты, а также избавиться от гнусавого призвука в голосе, если он у вас есть. Опустив небо, мы можем заглушить звук или добиться назальности (носового джазового призвука), если нам это нужно в ходе исполнения песни. Подробнее в специальном уроке Ольги Афанасьевой:
Язык
И, наконец, положение языка. Его тоже следует контролировать отдельно, иначе все ваши предыдущие усилия пойдут насмарку. Для красивого звукоизвлечения нужно, в первую очередь, освоить базовое положение, когда кончик языка находится у нижних зубов, а полотно языка плоское. Для высоких нот полезно вогнутое положение языка, когда на верхней части языка образуется как бы вмятинка или ложбинка. Для достижения красивого назального звучания спинка языка чуть приподнимается, перенаправляя поток воздуха в нужном направлении. Подробнее – у Ольги Афанасьевой:
Теперь, когда мы изучили положение всех органов голосообразования, мы вплотную подошли к тому, чтобы понять, что такое вокальная или певческая позиция.
Вокальная или певческая позиция
Как уже ясно из названия, вокальная или певческая позиция – это позиция, которая нужна для пения. Другими словами, это позиция всех составляющих голосового аппарата, начиная от диафрагмы и брюшной полости и заканчивая кончиком языка.
Для разных способов пения нужна разная вокальная позиция. В общем и целом различают два основные певческие позиции: высокую и низкую. Высокая позиция нужна для высоких нот, низкая – для низких нот и назального джазового призвука.
Высокая певческая позиция:
Все вышеперечисленные манипуляции, проделанные синхронно, дают специфический эффект, называемый в среде вокалистов «вокальной маской».
Важный момент: вокальная маска – это не какой-то единый для всех образец. Вокальная маска может иметь разный вид даже у одного и того же человека в пределах одного выступления. Также на приведенной выше картинке вы можете заметить, что для удержания вокальной маски и нужного для высоких нот напора воздуха вокалисты могут помогать себе телом.
Например, сжимать кулак (картинка слева сверху), как бы «поднимать» рукой свой голос на нужную высоту (справа сверху) или «опираться» рукой на воздух (картинка справа внизу). В профессиональной среде вокалистов это называется анкеровка (от английского anchor – якорь), т.е. использование мышц тела для поддержания (якорения) звукового потока.
Теперь пару слов о так называемой «низкой» певческой позиции, которая нужна для пения более низких нот вашего диапазона.
Низкая певческая позиция:
Как видите, даже в пределах одной певческой позиции возможны вариации положения органов звукоизвлечения. Поиск оптимального положения органов голосообразования для конкретной песни – это дело работы над собой и постоянной практики. Эта работа включает в себя, в том числе, освоение базовых вокальных техник и приемов.
Микст
Начнем с микста. Микст – это базовая вокальная техника, которая обеспечивает яркое и качественное совместное звучание грудного и головного резонаторов. Само собой, ротовой и носовой резонаторы должны в этот момент тоже работать. Без ротового резонатора невозможен качественный звук, а носовой резонатор нужен для соединения всех резонаторов.
С работы над микстом начинается работа над вокальными техниками в большинстве школ вокала. Более того, многие преподаватели вокала и действующие вокалисты считают, что именно тут проходит рубикон между певцом-любителем и профессиональным вокалистом. Другими словами, если вы научились смешивать головной и грудной резонаторы, вас можно считать начинающим профессионалом. Если вы можете звучать либо только «грудью», либо только «головой», вы пока что любитель.
Итак, вы помните, что соединение резонаторов происходит с помощью носового резонатора, но для начала нужно поработать над раскрытием каждого резонатора в отдельности. Если вы тщательно проработали все упражнения урока 2, вы уже готовы работать над микстом. Как вы поймете, что нашли микст в своем голосе? Вы должны ощутить одновременную работу всех резонаторов. Напомним, как это сделать.
Как почувствовать работу резонаторов:
Как работать над микстом? Сегодня можно найти множество рекомендаций, как найти в голосе микст, как научиться петь микстом и т.д. Среди них есть несколько наиболее действенных упражнений.
Как искать микст:
Последнюю технику Иван Радьков называет еще «интонацией вежливости» и подробно рассказывает, как с этим работать и как это поможет найти микст, в своем видео:
Как тянуть звук «н-н-н» по всему своему диапазону снизу вверх и сверху вниз, показывает Александра Стройцева. Кстати, Александра демонстрирует универсальный вариант упражнения, который поможет не только разработать носовой резонатор для достижения микста, но сделать шаг к расширению диапазона голоса:
И еще несколько более сложных упражнений на микст от Ивана Радькова. Рекомендуется делать тогда, когда стали получаться более простые упражнения:
Если вы ранее не занимались пением, у вас вряд ли получится найти микст за одно занятие. Скорее всего, вам потребуется несколько недель ежедневных тренировок. Тренируйтесь, а заодно обращайте внимание на плаксивые и мяукающие интонации певцов в различных эстрадных песнях. По сути, это и есть микст.
Белтинг
Еще одна важная для красивого пения техника – это белтинг. Если в двух словах, белтинг – это пение высоких нот грудным голосом без примеси или с минимальной примесью головного голоса.
Сразу скажем, что сегодня можно встретить множество определений белтинга и массу споров относительно того, считать ли легкую примесь «головы» в грудном звучании еще белтингом или уже микстом. А также не массовое, но имеющее место быть мнение, что белтинг – это основа микста, и начинать изучение вокальных техник нужно именно с него. Мы не будем спорить ни с кем, а просто пойдем по намеченному нами плану и разберемся, как тренировать белтинг.
Как тренировать белтинг:
Не забывайте про вдох в нижнюю часть легких, не выдыхайте резко воздух во время упражнений. Более подробно про белтинг, а также демонстрацию того, как петь гласные сверху вниз для развития белтинга, можно посмотреть в уроке Ольги Афанасьевой:
«Проходку» голосом снизу вверх и сверху вниз, а также технику крика без напряжения можно увидеть в уроке Ивана Радькова:
Напоминаем, что упражнения для голоса не должны вызывать напряжения в голосовых связках, в шее, плечах, челюсти. Если при выполнении упражнений вы ощущаете дискомфорт, немедленно прекратите их выполнять и сделайте любое упражнение на расслабление верхней части туловища из предыдущих уроков.
Тванг
Тванг – это еще одна из базовых техник пения. Если обобщить все встречающиеся определения, тванг – это специфический звук «в нос», который образуется при сужении гортани. Достигается этот эффект путем сужения надгортанника и приподнятой спинки языка. Для тех, кто подзабыл материал урока 1, напомним в общих чертах строение голосового аппарата:
Важный момент: гортань не нужно поднимать, гортань нужно сужать! На этапе наработки тванга важно достичь максимально гнусавого противного звука, как у капризного ребенка или вредного истошно орущего кота. Это не значит, что нам нужно петь в песнях таким образом 1 к 1. Это значит, что так мы обучаемся управлять органами звукоизвлечения, и нарабатываем острый резкий звук, который украшает эстрадный вокал.
Как тренировать тванг:
Упражнения подобного рода можно найти в книге Сета Риггса «Как стать звездой» [С. Риггс, 2000]. В аудиосборнике упражнений к этой книге есть аккомпанемент для всех основных диапазонов голосов, под который можно делать упражнения [С. Риггс, 2000].
Можно также воспользоваться сокращенным вариантом тренировки, адаптированным для людей, привыкших общаться преимущественно на русском языке. Адаптированный вариант позволит русскоговорящим людям быстрее найти носовой призвук, свойственный носителям английского языка, для которых эта назальность является естественной:
Также можно тренировать уже знакомые нам звуки мяуканья или нытья, которые мы тренировали при работе над микстом, но уже с гнусавым призвуком. И другие звуки, которые советует Иван Радьков, считающий, что тванг – это даже не техника или прием вокала, а намного проще – наша анатомическая способность, которую нужно поставить на службу пению:
К слову, наработка тванга помогает со временем проще перейти к изучению экстрим вокала и расширенных вокальных техник расщепления. Как именно – смотрите в специальном видео:
И теперь мы подошли к теме вокальных украшений или дополнительных вокальных техник.
Основные вокальные украшения
Еще раз напомним, что переходить к изучению вокальных украшений или дополнительных вокальных техник можно лишь тогда, когда вы научились попадать в ноты, освоили чистое пение и у вас начали получаться базовые вокальные техники. В случае если данные параметры пока находятся в стадии проработки, этот раздел будет иметь для вас ознакомительный характер с тем, чтобы вы имели общее представление о том, над чем вам работать дальше, когда наработаете вокальную базу.
Вибратто
Вибратто – это периодические изменения высоты, силы или тембра мелодии или пения. Это одно из самых востребованных украшений в пении. Мало у кого есть в голосе врожденная способность вибрировать красиво; обычно у нетренированного певца получается что-то среднее между козлиным блеяньем и болтающимся звуком.
Как наработать вибрато:
Движение голосом по полутонам лучше контролировать с помощью приложения, скачав Pano Tuner и разрешив ему доступ к микрофону. Или же любого другого с аналогичным функционалом. Берете любую удобную для вас ноту – например, «ре» 1-й октавы – и двигаетесь голосом в сторону «ре-диез» или «ре-бемоль». Для не знакомых с музыкальной грамотой уточним, что диез – это полтона вверх, бемоль – полтона вниз.
Постепенно пытайтесь делать все более мелкие шаги голосом – на ½, а затем на ¼ полутона. Это очень легко контролировать: если вы всмотритесь в интерфейс приложения, то увидите, что расстояния между нотами поделены как раз на 4 части. По умолчанию тюнер предустановлен на 440 Гц, что равно высоте ноты ля 1-й октавы, но принцип одинаков для любой выбранной вами ноты:
Так вот, ваша задача – контролировать голос так, чтобы опевать ноту (периодически менять высоту ноты) на четверть полутона вверх и четверть полутона вниз в темпе мелодии. Это и будет ваше идеальное вибратто в абсолютном большинстве песен.
Своим опытом, как двигаться по полутонам и как тренировать вибратто, поделился Иван Радьков. Возможно, вам его опыт тоже пригодится:
Более сложные упражнения можно увидеть в мастерской вокала Ольги Афанасьевой:
Глиссандо
Глиссандо – это вариант звучания, когда певец непрерывно пропевает несколько нот подряд, не фиксируя голос и не останавливаясь ни на одной из них. Образно это можно представить так, будто певец «проскальзывает» по всем нотам, находящимся между начальной и конечной нотой. Специальных упражнений для глиссандо нет. Это просто умение держать ровный звук, который вы уже отработали на дыхательных упражнениях, и музыкальный слух, позволяющий провести голос по нужным нотам.
Мелизмы
С точки зрения теории музыки, мелизмы – это высокотехничные опевания, не меняющие темп песни. В классической музыке и оперном пении различают множество разновидностей мелизмов: форшлаги, морденты, трели и т.д. Ввиду того, что мы изначально договорились обсуждать только эстрадный вокал, представим вам упрощенное понимание мелизмов.
Мелизм – это четкое обозначение голосом каждой ноты в отличие от глиссандо, когда голос скользит по всем нотам, не задерживаясь ни на одной. Внятного объяснения, что такое мелизмы в пении, в бесплатном сегменте Интернета пока нет, поэтому попытаемся объяснить сами.
Как сделать мелизм:
Рисунок мелизма может быть любым: только вверх, только вниз, вверх-вниз. Важный момент: мелизм вниз делается всегда без воздуха, при движении к верхним нотам допустимо выдать чуть-чуть воздуха. Мелизмы широко используются и в западной, и в отечественной музыке.
Нетренированному слуху зачастую тяжело уловить мелизм в пении, особенно если песня быстрая. Чтобы облегчить вам задачу, приведем пример, где мелизм слышен очень четко, а именно песню Полины Гагариной «Меланхолия». Обратите внимание на слово «края», которое звучит с 01:11. Там есть сначала скачок вверх на ноту до 2-й октавы, которую Полина искусно тянет пару секунд, и затем на звуке «а-а-а» четкий спуск по нотам «си бемоль», «ля», «соль»:
Если у вас есть настойчивое желание украсить свое пение мелизмами, нужно, во-первых, натренировать общую схему исполнения мелизмов. Во-вторых, нужно далее развивать музыкальный слух, чтобы точно слышать движение по нотам в песне, которая вам понравилась, и которую вы хотели бы спеть. Далее вам останется записать для себя рисунок мелизма с нотами и тренировать попадание в ноты и красивый звук, контролируя себя через Pano Tuner.
Расширенные вокальные техники расщепления
И, наконец, расширенные вокальные техники расщепления. Под ними подразумевается присоединение к чистому звуку других дополнительных звуков, в том числе немузыкального характера. Например, таких как треск, сип, рык, хрип и прочие. Другими словами, звук получается из двух ранее расщепленных потоков дыхания.
Такое расщепление возможно за счет ложных голосовых связок. Они находятся над голосовыми складками (связками), участвующими в обычном звукоизвлечении. В обычном режиме мы ложные связки не задействуем, поэтому мы не затрагивали их устройство, когда изучали строение голосового аппарата и звукоизвлечение в обычном режиме.
Итак, что же такое ложные связки? Это две складки слизистой оболочки, которые покрывают подслизистую ткань и небольшой мышечный пучок. Эти складки не подходят друг к другу, поэтому звуковой поток, формируемый с их участием, получается расщепленным. Именно поэтому вокальные украшения, выполненные с их участием, называются расширенными вокальными техниками расщепления:
Для справки: помимо названия «ложные связки» можно встретить термины «вестибулярные складки» или «складки преддверия». Это одно и то же.
Еще раз напомним, что переходить к вокалу, связанному с расщеплением, можно только после того как вы освоили чистое пение и научились пользоваться дыханием так, чтобы вообще не нагружать связки. Вопреки принятому заблуждению, экстрим-вокал, для которого свойственно расщепление, получается вовсе не за счет напряжения голосовых связок, ложных или истинных. Мощный звук получается за счет мощного потока воздуха и правильного звукоизвлечения с участием ложных связок.
Если вам кажется, что вы уже готовы к этому, начните с относительно простых, но весьма популярных в современном эстрадном вокале вариантов. Не забывайте вдыхать воздух в нижнюю часть легких, следите, чтобы бока и живот были раздуты.
Основные расширенные техники расщепления:
К слову, любимое многими пение с хрипотцой тоже относится к расщеплению. Важно при этом не давить на связки, а четко держать опору для голоса. Прочие вокальные украшения, практикуемые на основе расщепления, намного сложнее и требуют достаточно серьезной предварительной подготовки. Лучше, если вы будете их осваивать под присмотром опытного педагога по вокалу, поэтому здесь мы о них говорить не будем. Это наилучшая гарантия того, что вы не сорвете себе голос. К слову, что делать, если у вас возникли проблемы с голосом, мы расскажем на следующем уроке.
А пока подведем итоги. На этом уроке вы получили представление о видах вокала, вокальных техниках, вокальных приемах и вокальных украшениях, познакомились с основными способами отработки приемов пения. Самые смелые даже попробовали подступиться к вокальным украшениям, и мы уверены, что у многих кое-что получилось. А теперь – традиционный проверочный тест в конце урока!
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
И, наконец, пришло время рассмотреть тему проблем с голосом.