В чем заключается позитивный смысл конфликта
Положительные и отрицательные стороны конфликта
Несмотря на негативную эмоциональную окраску конфликта, ситуация, в которой противоборствуют разные мнения и позиции, характеризуется плюсами и минусами. Спор возникает, когда действия, поведение одной стороны ущемляют интересы другой, препятствуют осуществлению желаний и достижению целей. В результате субъект спора испытывает отрицательные эмоции, чувство неудовлетворенности, психического напряжения, что относится к минусам распрей. Положительные моменты спорной ситуации – возможность урегулирования разногласий и стабилизация отношений между субъектами.
Определение в психологии
Конфликт – столкновение интересов, взглядов, позиций. В структуре конфликтной ситуации выделяют объект (из-за чего произошел спор), субъектов (участников спора), действия (стратегию), исход. В зависимости от вида субъектов различают социальные, политические и экономические конфликтные ситуации.
В социальной распре участвуют люди. Социальные конфликты бывают внутриличностными и межличностными. В первом случае речь идет о наличии устойчивых противоречий в системе взглядов индивида, что приводит к внутренней борьбе на бессознательном уровне. Примером может служить неудовлетворенность индивида собой, социальным статусом, результатами жизнедеятельности.
Межличностный конфликт предполагает столкновение с внешними силами – одним человеком или группой людей. В политических и экономических конфликтных ситуациях субъектами выступают государства, политические партии и экономические образования. Конфликтная ситуация всегда сопровождается негативными эмоциями. Распространенные причины межличностных споров:
Причины конфликтов всегда связаны с объективным несовпадением мнений, интересов, взглядов участников. Конфликтные ситуации в межличностных отношениях часто происходят по причине фрустрации – невозможности осуществить мечту или удовлетворить потребности.
Другие причины связаны с несоответствием выполняемой социальной роли, когда ожидания окружающих людей не соответствуют реальным возможностям и способностям индивида. Разногласия возникают из-за проблем в личной жизни. Причем в этом случае агрессия индивида нередко направлена на посторонних, а не на реальный источник психологического дискомфорта.
Функции
Распри любого характера влияют на участников и окружающих людей. Отрицательные стороны конфликта проявляются в нарушении привычного ритма жизни. Участие в распре отнимает большое количество ресурсов, требует затрат времени, материальных средств, интеллектуальных вложений.
Негативное влияние спора прослеживается в возникновении устойчивого эмоционального напряжения, неприятных чувств, которые нередко сохраняются после завершения распрей. Положительные функции конфликта связаны с его сигнальной ролью. Конфликтная ситуация указывает на наличие противоречий, расхождений во взглядах, которые присутствуют в скрытой или открытой форме.
Психологи считают, что открытая разумная конфронтация способствует выявлению причин неудовлетворенности сторон и устранению разногласий. Конструктивная реакция на наличие противоречий в виде открытого диалога и сотрудничества помогает устранить разногласия на стадии, предшествующей активному соперничеству, противоборству.
Урегулирование конфликта положительно сказывается на взаимоотношениях субъектов в отличие от ситуации, когда латентное течение распри осложняет ведение диалога на протяжении длительного времени. Скрыто протекающие конфликтные ситуации дестабилизируют деятельность, сопровождаются вспышками обострения, поэтому нуждаются в своевременном выявлении и разрешении.
Позитивная функция социальных конфликтов заключается в возможности устранения накала страстей, достижения психологической разрядки, что уравновешивает их негативные проявления в виде психоэмоционального напряжения участников. Усиление переживаний субъектов приводит к благотворному кризису, который ставит точку в споре.
Одновременно не стоит недооценивать негативные стороны спора с яркой эмоциональной окраской, которые выражаются в разрушительном влиянии на психику и здоровье. Выход из кризисной ситуации считается продуктивным, если индивид освобождается от трудностей и мучивших его противоречий, больше не возвращается к теме разногласий по данному поводу.
Среди положительных функций конфликтной ситуации отмечают возможность достижения целостности или восстановления ранее нарушенного единства. Речь идет о групповых социальных спорах, в которых яркий эмоциональный кризис нередко становится поводом для выяснения и дальнейшего налаживания отношений.
Для группы взаимодействующих людей типичны черты: соперничество требований членов коллектива, интенсивность эмоциональных проявлений. Причем эмоции и чувства людей выражены тем больше, чем теснее они взаимодействуют. Враждебность на фоне несогласия с требованиями других воспринимается как опасность, подавляется и аккумулируется. В результате неизбежна вспышка агрессии, когда предел терпимости индивида будет превышен.
Внутригрупповая ссора способствует выявлению противоречивых мнений, что обуславливает возможность согласования и восстановления равновесия, баланса интересов. Положительный характер внутригрупповых споров проявляется в запуске механизмов приспособления к новым правилам и условиям функционирования коллектива, что приобретает особое значение при недостаточном уровне коммуникации его членов или постоянно меняющихся нормах, правилах, распорядке.
Плюсы и минусы
Конфликтная ситуация отражает дисгармонию в межличностных отношениях, столкновение интересов, идей, противоположностей. Конфликт влияет на человека, который является участником, на уровне психоэмоционального состояния. Для субъектов типичны страдания, переживания, обусловленные жизненными трудностями. Психологи наряду с отрицательными сторонами конфликта выделяют положительные моменты, которые подчеркивают двойственную природу спора.
Позитивные последствия конфликта просматриваются в контексте стимуляции развития индивида. Психологи отмечают признаки ускоренного интеллектуального развития у людей, которые в конфликтной ситуации, спровоцированной разнонаправленностью взглядов, сознательно увеличивали потенциал знаний, чтобы доказать правоту.
Разные ответы на вопрос с одновременной необходимостью поиска оптимального решения стимулируют людей на интенсивную познавательную и мыслительную деятельность. Позитивные последствия конфликтной ситуации, состоящие в возможности интенсивного развития индивида, проявляются по-разному в зависимости от значимости объекта спора для сторон.
Чем больше значимость объекта, тем больше усилий прилагается для формирования научной базы, которая аргументирует позицию субъекта. Противоречия, возникающие в интеллектуальной сфере, как и процессы конкуренции, влияют на развитие личностных характеристик участников распри. Конфликты, как и феномен конкуренции, могут оказывать положительное воздействие на общество, провоцируя повышение активности и продуктивности его членов.
Положительные последствия социальных споров проявляются в их связующей, объединяющей функции. В рамках межличностных взаимодействий открытый спор позволяет выяснить причины недовольства друг другом. Определив предмет разногласий, можно устранить препятствия, мешающие достижению гармонии в отношениях.
Конфликт в личных отношениях часто становится своеобразным прорывом, началом новой позитивной стадии межличностного взаимодействия, хотя часто сопровождается негативными переживаниями и влечет непредсказуемые последствия. Например, партнерам, которые стоят на грани разрыва отношений, нечего терять, они откровенно высказывают свою позицию и причины недовольства.
В результате откровенного диалога некоторым парам удается найти компромиссные решения, достичь взаимопонимания и сохранить отношения. Психологи чикагской школы называют конфликт возможностью поговорить «начистоту», смысл такого определения состоит в том, что иногда открытый спор с искренними высказываниями рождает истину.
Позитивные и негативные последствия стратегий
Разрешение конфликтной ситуации возможно при четком выделении объекта, на который направлены интересы сторон. Для устранения разногласий применяют стратегии. Плюсы и минусы стратегий, направленных на разрешение социальных конфликтов, представлены в таблице:
Стратегия | Плюсы | Минусы |
Соперничество | Быстрое урегулирование разногласий, достижение полной победы. | Ухудшение отношений с оппонентом. У победителя возникает чувство вины, у проигравшего – чувство внутренней неудовлетворенности. |
Приспособление | Возможность частично урегулировать разногласия. | Ущемление собственных интересов в пользу оппонента. Понижение самооценки, невозможность полного разрешения конфликта. |
Уклонение | Возможность поддерживать отношения в рамках допустимых норм. Если у субъекта не хватает средств для борьбы, в случае уклонения он выигрывает время для пополнения ресурсов. | Длительное, затяжное течение конфликта. Скрытое недовольство оппонентом, что сказывается на уровне коммуникации и достижении общих целей. |
Компромисс | Частичное удовлетворение требований, сохранение с оппонентом хороших отношений. | Невозможность полного удовлетворения претензий. Вероятность повторного конфликта из-за сохранения причин для притязаний. |
Сотрудничество | Конструктивное, продуктивное разрешение разногласий, сохранение с оппонентом хороших отношений. | Необходимость тесного взаимодействия с оппонентом с целью поиска оптимального решения. |
Частота возникновения разногласий коррелирует с уровнем психоэмоционального напряжения, которое испытывает индивид при взаимодействии с другими людьми. Произойдет ли спор, зависит от психологической атмосферы, сложившейся в группе. Факторы, имеющие влияние на инициацию конфронтации: общий уровень удовлетворенности индивида, степень свободы действий, степень расхождения или схожести целей членов группы.
Конфликтная ситуация характеризуется плюсами и минусами. Доминирование положительных или отрицательных влияний зависит от вида и значимости объекта спора для конфликтующих сторон, особенностей взаимоотношений субъектов до момента развития конфликта и других обстоятельств.
Позитивные функции конфликтов
Современное понимание конфликтов в социальных науках исходит из представления о позитивных функциях конфликта.
Это легко принимается, когда речь идет о теоретических рассуждениях социологов о процессах, происходящих в социальных системах. Но психолог имеет дело с живыми людьми и видит перед собой страдающего человека, тяжело переживающего жизненные сложности, что эмоционально бывает трудно совместить с рассуждениями о пользе конфликтов.
Однако и для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли.
Конфликт — источник развития. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития. Чем значимее конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие. Также общепризнанным можно считать тезис о противоречиях как источнике развития группы, включая и возможные конкурентные процессы. Так, Б. Ф. Ломов считает, что в совместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей». Аналогичную функцию стимулирования активности и развития конкуренция играет в группе.
Конфликт — сигнал к изменению. Из других позитивных функций конфликта наиболее очевидной является сигнальная функция. Обсуждая типы критических ситуаций, Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни: «Они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих отношений, чреватого пагубными последствиями».
Аналогичную сигнальную функцию конфликты выполняют и в межличностных отношениях. Возьмем для примера взаимоотношения родителей с ребенком. Если родители воспринимают несогласие ребенка, его новые притязания и попытки их обсуждения с родителями исключительно как неповиновение, то они будут бороться с его непослушанием, настаивать на своем и тем самым скорее всего ухудшат, а может быть, и разрушат свои отношения с ребенком. Постепенно накапливающееся напряжение подобно пару, давление которого разрывает плотно закрытый котел.
Конструктивной реакцией будет восприятие происходящего не как неповиновения, но как сигнала о необходимости изменений. Возможно, здесь будет уместна аналогия с болью. Боль неприятна, но любой врач скажет, что она выполняет важную и полезную функцию. Боль есть сигнал о том, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болезнью. Конфликт, подобно боли, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в ответ на этот сигнал пытаемся внести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состоянию адаптации в отношениях. Если мы на каждом этапе своих отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечивает сохранение, «выживание» наших отношений.
Конфликт — возможность сближения. На психологическом материале могут быть найдены примеры, иллюстрирующие и другие позитивные функции конфликта, например «коммуникативно-информационную» и «связующую» (в терминологии Козера).
В качестве примера приведем рассказ одной молодой женщины. Она вышла замуж очень рано, ей не было еще и девятнадцати лет. Ее избранник был старше ее на несколько лет, и, хотя был тоже молод, ей казалось, что он мудрее и опытнее. Возможно, именно это привело к тому, что, несмотря на хорошие отношения с ним, она чувствовала в душе какую-то стесненность, ощущала разделявшую их дистанцию. После рождения ребенка их отношения стали ухудшаться и наконец подошли к той опасной черте, после которой, возможно, их ждало расставание. Однако произошел тот, часто неожиданный прорыв, на который всегда остается надежда. Они стали выяснять свои отношения и в ходе этого откровенного разговора поняли друг друга. Рассказав эту довольно банальную историю, женщина добавила в конце: «Я так рада тому, что этот конфликт тогда был между нами. Потому что с тех пор мы с мужем стали абсолютно близкими друг другу людьми. Я могу ему все-все сказать, что у меня на душе».
Этот новый уровень отношений между ними она связывает именно с происшедшим конфликтом. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу, может стать для них последней возможностью взаимопонимания. Недаром социологи чикагской школы говорили: «Конфликт — это возможность разговора начистоту».
Позитивные функции внутригрупповых конфликтов. Традиционная точка зрения не только социологов, но и психологов, работавших с группами, состояла в том, что конфликты являются негативным явлением для группы и задача состоит в их устранении. Тенденция к поиску социальной гармонии в группах берет свое начало еще от школы «человеческих отношений»: избегание конфликта, рассматриваемого как «социальная болезнь», и способствование «равновесию» или «состоянию сотрудничества». Однако благодаря конфликту оказывается возможным первичное установление единства или его восстановление, если оно было ранее нарушено. Конечно, не каждый тип конфликта будет способствовать укреплению группы, равно как и не во всех группах конфликт может реализовывать подобные функции. Наличие этих позитивных потенций конфликта определяется его типом, равно как и особенностями группы.
Каждая группа содержит потенциальные возможности конфликта в силу периодически возникающего соперничества между требованиями индивидов. Характер группы будет существенно влиять на особенности этих конфликтов, в частности на их функции. Так, Козер полагает, что чем группа теснее, тем конфликт интенсивнее. Если все же в такой сплоченной группе возникает конфликт, то протекать он будет с особенной интенсивностью в силу «накопленного» недовольства и полного личностного вовлечения, характерного для группы с тесными связями. Конфликт в группах этого типа будет угрожать самим их основам, а следовательно, носить разрушительный характер.
Существенное значение для внутригруппового конфликта будет иметь и характер отношений группы с внешней средой. Так, группы, находящиеся в состоянии более или менее постоянного противоборства с другими группами, будут иметь тенденцию к более полному личностному вовлечению своих членов в общую деятельность и к подавлению отклонений от группового единства и разногласий. Большая терпимость к внутригрупповым конфликтам будет характерна для групп, отношения которых с внешней средой более уравновешены.
Внутренний конфликт также служит средством выявления у членов группы противоречивых интересов и тем самым способствует возможности нового согласования, обеспечивая восстановление необходимого равновесия.
Конфликты часто обусловливают создание ассоциаций и коалиций внутри групп, благодаря чему обеспечивается взаимодействие между членами всего объединения, уменьшается изоляция, создается почва для реализации индивидуальной активности членов группы.
В целом, указав на позитивные возможности конфликта в гибких социальных структурах, Л. Козер называет его важнейшим стабилизирующим механизмом, механизмом приспособления норм к новым условиям.
Конфликт — это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, может целенаправленно использоваться в педагогической практике. Например, А. С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средство влияния на отношения людей.
Интересно, что тот же прием усиления переживаний для инициирования благотворного кризиса Р. Мэй считает возможным использовать в психотерапевтической практике. Он пишет о том, как однажды получил чрезвычайно эмоциональное письмо от молодого человека, который просил его о помощи: «В ответном письме я поставил целью предельно обострить его переживания и вызвать кризис. Я написал, что он привык к своему положению избалованного ребенка, с которым всегда носились, а сейчас в его страданиях нет ничего, кроме жалости к самому себе и полного отсутствия мужества справиться с создавшимся положением. Я специально не оставил никакой лазейки для спасения престижа его «Я». Мэй считает, судя по ответной реакции, что его цель была достигнута и привела к конструктивным шагам.
Подчеркивание потенциальных позитивных возможностей конфликта не должно заставить нас забыть о его вероятной деструктивной роли в жизни личности. Можно считать общепризнанным представление не только о позитивном значении эффективного разрешения и преодоления личностью возникающих внутриличностных кризисов, конфликтов, противоречий, но и о негативном, а то и разрушительном влиянии, которое может иметь для развития здоровой личности их непреодоление. Мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если в результате он действительно «освобождается» от породившей его проблемы таким образом, что переживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.
Эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире — обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д.
Напротив, те стратегии, которые, в сущности, являются психологически неэффективными, как бы их ни оценивал сам индивид, реально оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса и сопровождающих его эмоциональных состояний. Если вспомнить ранее использованную медицинскую аналогию, то можно сказать, что в первом случае человек, почувствовав боль, пытается выяснить ее причину и справиться с ней, вылечив болезнь, а во втором случае он просто принимает таблетки, пытаясь заглушить неприятные ощущения.
Общая практическая позиция может быть выражена уже приводившимися словами Р. Мэя: «…Нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные».
Наталия Гpишинa
По материалам «Elitarium»
Позитивные и негативные функции конфликта: примеры
Особенности межличностного конфликта: функции, структура и элементы, динамика.
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу.
Функции межличностного конфликта
К конструктивным функциям относят:
Деструктивные функции конфликта связаны с:
Конфликты могут выполнять функции как позитивные, так и негативные, которые представлены в таблице 4.
Позитивные функции | Негативные функции |
1. Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами 2. Получение новой информации об оппоненте 3. Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом 4. Стимулирование к изменениям и развитию 5. Снятие синдрома покорности у подчиненных 6. Диагностика возможностей 7. оппонентов 8. Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. | 1. Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте 2. Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе 3. Представление о побежденных группах как о врагах 4. Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе 5. После завершения конфликта — уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива 6. Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта») |
Структура и элементы межличностного конфликта
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
Конструктивные функции конфликта
Среди них выделяют:
Введение
Конфликт, являясь одним из типов социального взаимодействия, которому присущи противоположность ценностей, интересов и целей социальных субъектов, присутствует в любом обществе.
В научной литературе освещаются проблемы управления конфликтами в организациях, приводится большое количество классификаций, разделов, описаний типов и видов конфликтов с определенными экономическими, психологическими, социальными и другими признаками. Изучая конфликты, основной проблемой выступает использование информации об их разновидности с целью управления ими, а также то, что основной вклад в исследование конфликтов в организациях сделала не управленческая наука, а психология и социология. Этим обусловлены доминирующие психологический и социальный взгляды на конфликты и на управление ими, что встречается в литературе по исследованию управления.
В соответствии с этим, крайне важное значение приобретают функциональные особенности конфликтов, не владея информацией, касательно которых разрешить конфликт крайне сложно. Однако, специфику данного вопроса так же составляет и то, что в научной литературе на сегодняшний день до сих пор отсутствует единый перечень функций конфликтов, что делает данную тему для исследования весьма актуальной.
Цель работы заключается в теоретическом исследовании различных подходов к определению функций конфликтов.
Для достижения данной цели в ходе работы необходимо выполнить такие задачи, как:
— рассмотреть понятие и сущность категорий кадрового управления «функция» и «конфликт»;
— исследовать функции конфликтов, определяемые современными исследователями теории управления персонала.
Причины и последствия конфликтов
Одним из важных показател ей социально-психологического климата в коллективе являются конфликт ные ситуации.
Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители.
Конфликты имеют процессуальный характер, т.е. представляют собой определенный, имеющий начало и завершение процесс. В зависимости от особенностей протекания конфликта выделяются его различные стадии, этапы:
Приведенная классификация может использоваться при анализе конфликтов.
Не останавливаясь детально на каждой из существующих сегодня многочи сленных классификациях конфликтов, отметим лишь те из них, которые касаются прежде всего конфликтов в организациях. Так, в зависимост и от количества и уровня участников конфликты делятся на:
В классификациях по ранговым различиям конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт), например, между двумя рядовыми сотрудниками или двумя начальниками отделов ; между ниже стоящими и выше стоящими на социальной лестнице субъектами ( вертикальный конфликт), например, конфликт между руководителем и подчиненным.
В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, когда в основе конфликта лежит одна причина, и многофакторные, возник ающие в силу двух и более причин, а также кумулятивные конфлик ты, когда несколько причин накладываются одна на другой, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.
В рамках типологии, составленных, исходя из временных параметров, конфликты делятся на единичные, периодические и частые, а также на скоротечные и длительные, затяжные. В зависимости от форм проявления различаются открытые, с явно выраженными агрессивными действиями, и скрытые, характеризующиеся отсутствием такого рода действий и косвенным, закамуфлированным противоборством.
Негативные последствия конфликта
В общем, можно выделить следующие негативные последствия конфликта:
Позитивные последствия конфликта
При определенных условиях конфликты имеют позитивные результаты:
Методы и типология конфликтного поведения
К структурным методам относятся:
Понятие и сущность категорий кадрового управления «функция» и «конфликт»
Анализ современных исследований позволяет рассматривать конфликт как движущую силу развития личности, как результат взаимодействия субъективных и объективных детерминант и свидетельствует о необходимости более детального рассмотрения собственно проблемы конфликта, конфликтных форм поведения, их психологической сущности и условий детерминации [3, с. 165].
Там, где есть человек, всегда есть конфликты, потому что они — постоянные спутники жизни и развития человечества. Общественная жизнь не может существовать без столкновения идей, жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и малых и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мнений и различного рода противоречия, которые нередко перерастают в конфликты.
Следует отметить, что термин «конфликт» происходит от латинского слова «Conflictus», что в точном переводе означает «столкновение», а в произвольном — «противодействие», «противоборство» [1, с.81]. Сегодня выделяют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Рассмотрим значение термина «конфликт». Конфликт – это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок) [4, с. 85].
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом, тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, которое (столкновение) сопровождается негативными эмоциональными переживаниями [5, с. 8].
С философской точки зрения конфликт можно рассматривать как предельное обострение противоречий. По нашему мнению, наиболее приемлемым является определение, сформулированное М. Х. Месконом, М. Альбертом, Ф.Хедоури — «конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом, тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, которое (столкновения) сопровождается негативными эмоциональными переживаниями».
Что же касается определения термина «функция» с точки зрения взаимосвязи с категорией теории управления «конфликт», следует отметить, что функция – это роль, выполняемая объектом, в определенной сфере деятельности, с наличием установленных заранее правил.
Кроме того, функции объектов, элементов, процессов и т. д. определяют назначение таковых и основные задачи, которые та или иная категория, на которую направлено раскрытие особенностей функционального назначения, выполняют.
Таким образом, функция конфликта – определённое назначение конфликта в зависимости от принятых норм в группе, коллективе, обществе. Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния.
Типология конфликта
С учетом организации общества формирование конфликтных ситуаций происходит на определенном уровне:
В социальной психологии выделяют следующие виды конфликтов отдельной личности. При этом возникают острые негативные переживания человека, которые порождаются противоречивыми желаниями.
Например, в психоанализе Фрейда такой конфликт рассматривается как результат противоречия между моральными чувствами, инстинктивными побуждениями, реальными требованиями. По своей природе и содержанию такие ситуации вызываются противоречиями мотивов, интересов, самооценки личности. Они сопровождаются негативными переживаниями, серьезным эмоциональным напряжением.
Межличностный конфликт может иметь конструктивный и деструктивный характер, приводить к позитивным или негативным последствиям для отдельной личности.
Его базой могут стать различные причины:
Функции политических конфликтов связаны с серьезным недопониманием между государственными органами и структурами.
Примером подобных конфликтов можно считать вооруженное вторжение одного государства на территорию другой страны. Причины, которые приводят к подобным ситуациям, могут быть разными:
Специфика деструктивных функций
Отрицательные функции социального конфликта в том, что противоречия мешают достигать поставленных целей. Деструкция приводит к следующим последствиям:
Вывод
Конфликт – это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).
Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния.
В современной теории управления персоналом, и теории управления организацией в целом, представление о функциях конфликта весьма неоднозначное. Некоторые учёные насчитывают около 30 функций конфликта, некоторые ограничиваются пятью, однако существует определённый набор функций, которые безоговорочно признают все современные исследователи рассмотренного вопроса.
В соответствии с этим, в ходе работы было рассмотрено 3 основных подхода к определению и градации функций конфликта, а именно, функциональная классификация Л. Козера, функции конфликтов, определённые М.А. Юлюм и Н.В. Молоткова на основе работ классиков, а так же функциональная классификация по позитивному и негативному влиянию соответствующих функций на коллектив и деятельность организации в целом.
В процессе данного исследования было выяснено, что наиболее эффективным и оптимальным подходом к определению функций конфликтов, применительно к управлению персоналом, является подход конструктивно-диструктивного определения функций, в котором объективно представлены как позитивные, так и негативные функции конфликта.