Как называется первая опера чайковского

Какие оперы написал Чайковский?

Как называется первая опера чайковского. opery chajkovskogo. Как называется первая опера чайковского фото. Как называется первая опера чайковского-opery chajkovskogo. картинка Как называется первая опера чайковского. картинка opery chajkovskogoЕсли спрашивать случайных людей о том, какие оперы написал Чайковский, многие вам назовут «Евгения Онегина», быть может, даже напоют что-нибудь оттуда. Некоторые вспомнят «Пиковую даму» («Три карты, три карты!!»), возможно, в памяти всплывёт и опера «Черевички» (автор сам дирижировал, потому и запомнилась).

Всего же композитор Чайковский написал десять опер. Какие-то, конечно, широко не известны, но добрая половина этой десятки постоянно радует и волнует публику всех стран мира.

Вот все 10 опер Чайковского:

1. «Воевода» – опера по пьесе А.Н. Островского (1868)
2. «Ундина» – по книге Ф. Мотта-Фуке об ундине (1869)
3. «Опричник» – на основе повести И.И. Лажечникова (1872)
4. «Евгений Онегин» – по одноимённому роману в стихах А.С. Пушкина (1878)
5. «Орлеанская дева» – по разным источникам истории о Жанне д’Арк (1879)
6. «Мазепа» – по поэме А.С. Пушкина «Полтава» (1883)
7. «Черевички» – опера по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1885)
8. «Чародейка» – написана по одноимённой трагедии И.В. Шпажинского (1887)
9. «Пиковая дама» – по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» (1890)
10. «Иоланта» – по драме Х. Херца «Дочь короля Рене» (1891)

Свою первую оперу «Воевода» сам Чайковский признал неудачной: она казалась ему невстроенной и по-итальянски сладкой. Русские боярышни заливались итальянскими руладами. Постановка не возобновлялась.

«Опричник» – первая из самобытных опер Чайковского, в ней появляются обработки русских мелодий. Она имела успех, ставилась разными оперными коллективами, в том числе и зарубежными.

История такова: здесь появляются шинкарка-ведьма Солоха, красавица Оксана, влюблённый в неё кузнец Вакула. Вакуле удаётся оседлать Чёрта и заставить его лететь к царице, за черевичками для любимой. Оксана оплакивает пропавшего кузнеца – и тут он появляется на площади, бросает к ее ногам подарок. «Не надо, не надо, я и без них!» – отвечает влюблённая девушка.

Музыка произведения перерабатывалась несколько раз, с каждой новой версией становясь всё более самобытной, проходные номера опускались. Это единственная из опер, дирижировать которой брался сам композитор.

А какие же оперы самые известные?

«Евгений Онегин» – опера, либретто которой в подробном пересказе не нуждается. Успех оперы был потрясающим! Она до сего дня остаётся в репертуаре абсолютно всех (!) оперных театров.

«Пиковая дама» тоже написана по одноимённому произведению А.С. Пушкина. Влюблённому в Лизу Герману (у Пушкина он Германн) друзья рассказывают историю трёх выигрышных карт, которые ведомы её опекунше, графине.

Лиза хочет встретиться с Германом и назнает ему свидание в доме старой графини. Он же прокравшись в дом, пытается узнать секрет волшебных карт, но старая графиня со страху умирает (позже, ему будет открыто призраком, что это «тройка, семёрка, туз»).

Лиза, узнав, что её возлюбленный – убийца, в отчаянии бросается в воду. А Герман, выиграв две партии, в третьей вместо туза видит пиковую даму и призрак графини. Он сходит с ума и закалывается, вспоминая в последние минуты жизни светлый образ Лизы.

Балада Томского из оперы “Пиковая дама”

Случайно проникший в замок рыцарь Водемон объясняется красавице в любви и просит на память красную розу. Иоланта срывает белую – ему становится ясно, что она слепа… Водемон поёт настоящий гимн свету, солнцу, жизни. Появляется разъяренный король, отец девушки…

Боясь за жизнь рыцаря, которого успела полюбить, Иоланта выражает страстное желание прозреть. Свершилось чудо: королевна видит! Король Рене благословляет брак дочери с Водемоном, все вместе славят солнце и свет.

Монолог врача Ибн-Хакиа из “Иоланты”

Источник

Оперы Чайковского: от «Евгения Онегина» до «Пиковой дамы»

7 мая исполняется 181 год со дня рождения Петра Ильича Чайковского, одного из величайших композиторов мира. Еще при жизни в газетах писали о его «внушительной силе мастерства». В историю мировой классической музыки Чайковский вошел как автор десяти опер, трех балетов и семи симфоний. В день рождения композитора Точка ART вспоминает произведения того жанра, который, по словам Чайковского «делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа».

Как называется первая опера чайковского. portrat des komponisten pjotr i. tschaikowski 1840 1893 min. Как называется первая опера чайковского фото. Как называется первая опера чайковского-portrat des komponisten pjotr i. tschaikowski 1840 1893 min. картинка Как называется первая опера чайковского. картинка portrat des komponisten pjotr i. tschaikowski 1840 1893 minН. Д. Кузнецов «Портрет Петра Ильича Чайковского», 1893 Государственная Третьяковская галерея

«Воевода»

С тех пор, как Чайковский посвятил себя музыке, его заветной мечтой было написать оперу на сюжет «Грозы» Островского. Но этой мечте не суждено было осуществиться, и первой оперой композитора стал «Воевода», созданный по другой пьесе Островского — «Воевода, или Сон на Волге». Примечательно, что Островский же должен был написать и либретто. Колоритные сцены из русской народной жизни XVII века привлекли Чайковского, в то время живо интересовавшегося фольклором.

Премьера оперы состоялась 30 января 1869 года в Большом театре, была принята публикой и критиками благосклонно, однако сам Чайковский был недоволен своим произведением, поэтому уничтожил большую часть партитуры. Только лишь в ХХ веке партитура оперы была восстановлена П. А. Ламмом и В. Я. Шебалиным по сохранившимся оркестровым голосам, партиям действующих лиц и некоторым другим материалам. Таким образом эта версия «Воеводы» была поставлена в 1949 году в Малом оперном театре в Ленинграде.

«Ундина»

Поэма немецкого писателя Фридриха де ла Мотт Фуке в переводе В.А. Жуковского была одним из любимейших произведений в семье Чайковских. Романтическая сказка легла в основу второй оперы Чайковского, точнее — либретто, написанного Владимиром Александровичем Соллогубом.

Чайковский приступил к работе, обнадеженный обещанием Дирекции Императорских театров поставить оперу, если партитура будет готова к осени 1869 года. В результате обещание было нарушено — в мае 1870 года «Ундина» была отвергнута коллегией дирижеров императорских театров, поэтому композитор забрал партитуру и в 1873 году уничтожил, не дав «Ундине» увидеть света рампы.

Впервые вторая опера Чайковского прозвучала лишь в 2015 году: восстановленная по сохранившемуся музыкальному материалу, она была исполнена Большим симфоническим оркестром под управлением Владимира Федосеева в Клину, в доме-музее Чайковского, а сразу вслед за этим — в столичном концертном зале им. Чайковского. Кроме того, два года спустя, в 2017-м, Федосеев привез «Ундину» в Вену, где исполнил в главном музыкальном зале австрийской столицы — Золотом зале Wiener Musikverein.

«Опричник»

В 1870 году Чайковский приступает к написанию своей третьей оперы, взяв за основу трагедию писателя И. И. Лажечникова (1792-1969) «Опричник», повествующую о временах Ивана Грозного. Композитор работал над оперой в течение двух лет. В результате премьера состоялась в Мариинском театре 12 апреля 1874 года. Несмотря на успех, сам композитор не был ею вполне доволен, считая, что в ней «мало драматического движения, неровность стиля и видны живые нитки». В последующие годы «Опричник» ставился на российских сценах достаточно регулярно, но позже, после смерти Чайковского, оказался вытеснен из театрального репертуара. Первая и единственная зарубежная постановка с тех пор состоялась в январе 2003 года в итальянском городе Кальяри. Оперу исполнил оркестр и хор оперного театра Кальяри, дирижировал Геннадий Рождественский.

Как называется первая опера чайковского. oprichnik. Как называется первая опера чайковского фото. Как называется первая опера чайковского-oprichnik. картинка Как называется первая опера чайковского. картинка oprichnik«Опричник» в постановке Мариинского театра © mariinsky.ru

В 2015 году опера вернулась в Мариинский театр, правда, не на историческую сцену, а в Концертный зал театра: постановщиком нового «Опричника» стал Виктор Высоцкий, за дирижерским пультом стоял Валерий Гергиев.

«Евгений Онегин»

К написанию «Лирических сцен» по роману в стихах А.С. Пушкина Чайковский приступил в 1877 году. Идея, подсказанная певицей Елизаветой Лавровской, поначалу показалась Чайковскому абсурдной: он относился к первоисточнику почти со священным трепетом. И все же брошенное зерно дало ростки, и в течение 1877 года Чайковский создает своего «Евгения Онегина». Премьера оперы, ставшей вершиной исканий раннего Чайковского, и ознаменовавшей наступление его творческой зрелости, состоялась 17 (29) марта 1879 года в Малом театре в Москве, ее исполнителями стали студенты Московской консерватории. В то время как в московском Большом театре опера была поставлена лишь двумя годами позже — в январе 1881 года, а первое исполнение в Мариинском театре состоялось 19 (31) октября 1884 года.

Как называется первая опера чайковского. onegin min. Как называется первая опера чайковского фото. Как называется первая опера чайковского-onegin min. картинка Как называется первая опера чайковского. картинка onegin min«Евгений Онегин» с Анной Нетребко на сцене Metropolitan opera © МЕТ

Первое зарубежное представление «Евгения Онегина» состоялось в 1888 году в Праге, и дирижировал сам Чайковский. 29 ноября 2016 года опера вернулась в чешскую столицу: в Рудольфинуме состоялась премьера ее концертного исполнения, в которой приняли участие солисты Пражской оперы и Мариинского театра. Американская премьера на сцене Метрополитен Оперы состоялась в 1921 году — на итальянском языке. Следующим событием музыкальной жизни Нью-Йорка стала постановка канадского режиссера Роберта Карсона в 1997 году. Десятью годами позже, в 2007 году, спектакль был возобновлен, главную партию в нем исполнил Дмитрий Хворостовский. Сезон 2013 года вновь открывал «Евгений Онегин» с Анной Нетребко в роли Татьяны. А 25 октября 2020 года в Венской опере состоялась премьера «Евгения Онегина» в постановке Дмитрия Чернякова — совершенно новое прочтение классического сюжета.

«Орлеанская дева»

Почти в одно время с «Евгением Онегиным» Чайковский создает «Орлеанскую деву» — одно из самых величественных своих оперных творений. В ее основе — либретто самого композитора, написанное по одноименной романтической драме Фридриха Шиллера в переводе и с сохранением многих стихов В. А. Жуковского. Примечательно, что Чайковский-либреттист лишь дважды отступил от первоисточника: первый раз в начале, создавая декоративную жанровую сцену первого действия, и второй раз в финале — героиня оперы гибнет не в бою, а на костре.

Как называется первая опера чайковского. orleanskaya deva yurgenson titul min. Как называется первая опера чайковского фото. Как называется первая опера чайковского-orleanskaya deva yurgenson titul min. картинка Как называется первая опера чайковского. картинка orleanskaya deva yurgenson titul min© imslp.org

«Орлеанская дева» написана в духе grand opéra — большой французской исторической оперы: мощные хоровые сцены, балет, пышные ансамбли, торжественные процессии. Безусловно самая монументальная и амбициозная оперная работа Чайковского после премьеры в Мариинском театре в 1881 году не задержалась в репертуаре и вернулась на театральные подмостки лишь в XX веке.

«Мазепа»

Идея написать оперу по поэме А.С. Пушкина «Полтава» пришла к Чайковскому летом 1881 года. В его распоряжении было либретто, написанное литературным критиком и драматургом Виктором Бурениным, в которое композитор внес некоторые изменения, вернув в него многое из первоисточника, поэтому в ряде сцен пушкинские стихи звучат без изменений. В 1883 году опера была закончена и заняла в творчестве Чайковского особое место. «Поэма в поэме», личная драма героев и грандиозные исторические события переплетены и связаны в тугой узел, распутывание которого неизменно ведет к катастрофической развязке.

Премьера шестой оперы композитора в Большом театре состоялась 3 февраля 1884 года, в то время как в Мариинском театре спектакль прошел тремя днями позже, 6 февраля 1884 года.

«Черевички»

В 1870 году Чайковский пишет оперу «Кузнец Вакула» на сюжет «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя. С этой оперой композитор принимает участие в конкурсе, организованном Петербургским русским музыкальным обществом. Авторитетное жюри присудило Чайковскому сразу две премии, а в 1874 году опера была поставлена на сцене Мариинского театра и шла с неизменным успехом. Несмотря на это, спустя десять лет Чайковский вернулся к старому сюжету и переработал его. В новой редакции опера получила и новое название — «Черевички».

Действие этой «комико-фантастической оперы» и лейтмотив — история любви Оксаны и Вакулы — разворачиваются на фоне украинской природы и народного быта. Прежде всего это одно из немногих произведений Чайковского, главные герои которого — простые люди. Поэтизация народной жизни, предлагаемая Гоголем, оказалась близка и Чайковскому. Привлекла композитора и возможность отразить украинский колорит, неповторимость природы Украины, ее песенности, традиций, говора, обычаев.

Премьера «Черевичек» состоялась в январе 1887 года и именно с этой оперы началась регулярная и систематическая деятельность Чайковского в качестве дирижера. На память о его дебюте как оперного дирижера у Чайковского сохранился замечательный сувенир — серебряные черевички с гравировкой основных музыкальных тем главных действующих лиц оперы. В настоящее время эти туфельки хранятся в Клину, в доме-музее композитора.

«Чародейка»

«Чародейка» — любимое детище Чайковского, ей он отдал два года напряженной работы с 1885 по 1887 год. У композитора не было готового либретто: автор пьесы Ипполит Шпажинский присылал его частями, поэтому Чайковский в письмах выражал ему свои пожелания. Несмотря на то, что Шпажинский, переписывая либретто и шел на все уступки, большие изменения оно претерпело и во время репетиций. 20 октября 1887 года состоялась премьера в Мариинском театре, примечательно, что четырьмя первыми представлениями дирижировал автор. Несмотря на это, успеха опера не имела и выдержала только 12 постановок. Чайковский переживал неудачу очень тяжело. В письме к Надежде фон Мекк композитор писал: «Я непоколебимо убежден, что „Чародейка“ — лучшая моя опера, а между тем ее скоро сдадут в архив».

«Роман о русской девичьей душе», так называл оперу Борис Асафьев, еще и о любви — во всех ее проявлениях, потому что любовь Кумы к Княжичу — безоглядная, всеохватывающая любовь независимой молодой женщины; любовь Княжича к Куме — первая пылкая любовь юноши; а любовь Князя к Куме — мучительная страсть немолодого жестокого человека. В итоге, супружеская любовь Князя и Княгини растоптана обоими: его похотливостью, ее мстительной ревностью. Любовь Княгини к Княжичу — материнская, переворачивает ей душу, и, возможно, самая сильная.

«Пиковая дама»

Чайковский начал работать над своей предпоследней оперой — «Пиковой дамой» — в январе 1890 года. В отличие от «Евгения Онегина», сочинение которого началось с письма Татьяны, композитор писал музыку последовательно. Возможно поэтому либретто в большой степени отличается от оригинала: произведение Пушкина прозаическое, либретто — стихотворное. Следовательно, множество изменений претерпели и характеры персонажей, и события, и время действия, и даже финал.

Чайковский был так глубоко захвачен всей атмосферой действия и образами героев «Пиковой дамы», что воспринимал их как реальных живых людей. Он писал брату Модесту: «Я испытываю в иных местах, например, в четвертой картине, которую аранжировал сегодня, такой страх, ужас и потрясение, что не может быть, чтобы и слушатель не испытывал хоть часть этого».

В результате, опера была написана в рекордный срок — за сорок четыре дня. Ее премьера состоялась в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) декабря 1890 года и имела огромный успех. И по сей день «Пиковая дама» остается одной из непревзойденных вершин классического оперного наследия.

«Иоланта»

Последняя опера Чайковского впервые увидела свет рампы за год до смерти композитора, в 1892-м. Задумывалась она как часть смешанного представления, которое делила с двухактным балетом «Щелкунчик». Очарование сольных номеров, малая форма и сказочный сюжет со счастливым концом скрывала символистскую драму: в центре истории — героиня, лишенная зрения, которой, «чтобы знать красу вселенной», не нужен свет.

Как называется первая опера чайковского. iolanta min. Как называется первая опера чайковского фото. Как называется первая опера чайковского-iolanta min. картинка Как называется первая опера чайковского. картинка iolanta min«Иоланта» Андрия Жолдака на сцене Михайловского театра © Михайловский театр

Пьеса датского поэта Хенрика Херца «Дочь короля Рене» (1845) русской публике была знакома в переводе Владимира Зотова. Она отвечала высказанному в последние годы желанию Петра Ильича написать оперу на «сюжет не от мира сего», по этой причине композитор находил поэтичными и саму историю, и либретто, сделанное его братом Модестом. Должно быть, Чайковского пленяла героиня, которая не считает себя несчастной, потому что ее согревает вера, и которая готова пожертвовать собой ради любви.
Одноактная, «слишком короткая, чтобы заполнить вечер», по желанию автора она должна была ставиться вместе с оперой «Алеко» Сергея Рахманинова.

Об истории создания трех лучших балетов Петра Ильича Чайковского читайте здесь

Еще больше интересных материалов ищите на нашем канале в Яндекс.ДЗЕН

Источник

Петр Ильич Чайковский

Оперы: «Пиковая дама» и другие

«Евгений Онегин» и «Пиковая дама» — главные оперы Чайковского. Узнаем их историю и особенности и послушаем другие произведения.

Чайковский начал писать оперы довольно рано — с 1868 года. Далеко не все из них остались в репертуаре до наших дней.

🧝‍♂️ В операх «Воевода», «Ундина», «Опричник» Чайковский наследует сложившиеся традиции русской оперы — эпико-героический или сказочный сюжет, наследующий принесенной и укрепленной Глинкой благородной традиции раннего романтизма.

📙 Написать оперу на пушкинский текст уговорила контральто Елизавета Лавровская. Чайковский сначала отказывался браться — «Евгений Онегин» по Пушкину казался выбором странным, диким. Советскими музыковедами это объяснялось так, что «Евгений Онегин» был для Чайковского «святой книгой», и он даже во сне не осмелился к ней прикоснуться.

✉️ Эта версия стала широко известна, появившись в музыкальном энциклопедическом словаре Юрия Келдыша, но письма Чайковского свидетельствуют об обратном, в них он вовсе не говорит о причинах замешательства.

😇 Культ «святости» Пушкина возник много позже. Со времени создания Глинкой «Руслана и Людмилы» пушкинские тексты использовались в качестве основы оперных либретто — можно вспомнить «Русалку» Даргомыжского, «Кавказского пленника» Цезаря Кюи, «Бориса Годунова» Мусоргского.

🤨 Судя по всему, дело было совсем в другом — светская драма положений, близкая по времени к 1878 году, без капли экзотики и героики считалась просто неподходящим сюжетом для оперы. К тому же, «Онегин» сам по себе не соответствовал канонам оперного жанра — один из главных героев умирает в середине, в конце — никакой сцены с народом и всеми героями, все «положения» существуют по законам литературной, а не оперной драматургии. Оперная сцена не считалась подходящим местом для выражения тонких лирических чувств, такое было гораздо более уместно в салонах — романсы, квартеты, небольшие пьесы.

👨‍🎓 Опера и была задумана как камерная, исходя из сюжета, и впервые была поставлена с участием студентов московской консерватории в 1879 году. Состав петербургской премьеры в 1883 году тоже состоял из студентов.

🌍 Она не получила громкой славы, но с конца 1880-х начала ставиться в Европе и вошла в репертуар мировых оперных театров, хотя и не была самой популярной оперой.

🎭 В первые ряды мирового репертуара она вошла благодаря Константину Сергеевичу Станиславскому. Начиная с 1918 года он работал с артистами Большого театра, очень быстро эти встречи образовались в оперную студию, которая в 1920 году отделилась от Большого театра и начала самостоятельное существование (сейчас она известна как театр имени Станиславского и Немировича-Данченко). Задачей студии было создать новую школу оперного искусства, где русские певцы воспитывались бы в традициях русского театра. Первой поставленной в студии оперой и стал «Онегин», имевший колоссальный успех. С этого времени и постепенно «Евгений Онегин» становится одной из самых исполняемых русских опер.

→ Сергей Мигай — ария Онегина. Сергей Мигай был членом оперной студии Станиславского, на этой записи можно услышать трактовку совершенно выдающуюся и в драматическом, и в вокальном отношении.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/lM9KUaygEpaBzQ

→ Великий бас Марк Рейзен поет арию Гремина в 90-летнем возрасте.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/iTPexoQFNnqgnw

→ Сцена письма Татьяны, поет Галина Вишневская.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/efL4s-RRRfWekg

→ Финал в исполнении Дмитрия Хворостовского и Рене Флеминг
Видео-пример: https://yadi.sk/i/hs-Qb6iKAM7gRg

За десять лет, которые прошли до «Пиковой дамы», Чайковский написал три оперы и переоркестровал одну. Две из них на украинские темы, две других — про преданья старины глубокой, их действие происходит в 15 веке.

👩🏻 За «Онегиным» сразу последовала «Орлеанская дева». Взяв запрещенную в то время к постановке на театральной сцене, но прекрасно известную как текст драму Шиллера, он принялся за создание оперы. Несмотря на цензурные препятствия, получилось добиться ее постановки в Мариинском театре, но в репертуар она вошла только в советское время — тогда ставились и записывались все оперы Чайковского.

→ Ирина Архипова поет арию Иоанны из оперы «Орлеанская дева».
Видео-пример: https://yadi.sk/i/1WNKwoqfB_Hykw

🦹‍♂ Опера «Воевода» по пьесе Островского «Сон на Волге» была достаточно неудачной. Ни одна из двух редакций этой любовной драмы из Новгорода 15 века не удержалась на сцене.

👠 Опера «Черевички» несколько выходит из этого ряда совершенно другим настроением музыки. Дело в том, что этот экскурс в сказочную украинскую реальность — переработанная опера «Кузнец Вакула» 1870 года, написанная на сюжет гоголевской «Ночи перед Рождеством».

🇺🇦 В этой опере много мелодий, взятых из красочных украинских народных песен, а в сценах — все веселье, на которое был способен молодой тридцатилетний Чайковский.

→ Счастливый финал оперы, бас — Максим Михайлов.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/ceHiy3qWXPdlmw

👨🏻 «Мазепа» — эпическая опера Чайковского на текст Пушкина-Кандаурова. Ставилась она регулярно, но нечасто, известна из нее более всего ария Мазепы «О, Мария» — сложный по структуре монолог, где музыка, меняя темп, ритм, мелодику передает сложную гамму чувств гетмана, попавшего в тиски между любовью и политикой.

→ Алексей Иванов — Ария Мазепы. Фильм-опера 1969 года
Видео-пример: https://yadi.sk/i/Z8HtU2hIOAwCxg

Как называется первая опера чайковского. . Как называется первая опера чайковского фото. Как называется первая опера чайковского-. картинка Как называется первая опера чайковского. картинка Как называется первая опера чайковского. bf2021. Как называется первая опера чайковского фото. Как называется первая опера чайковского-bf2021. картинка Как называется первая опера чайковского. картинка bf2021

→ Антон Рубинштейн (вероятно) аккомпанирует певцу в своем романсе «Сомнение» и романсе Чайковского «Серенада Дон Жуана».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/GFDL4IoS3DxjvA

«Ваша дама бита». Поговорим о «Пиковой даме» — самой известной опере Чайковского, и, возможно, самой лучшей. В некотором отношении она предсказала весь двадцатый век.

🇮🇹 Написать «Пиковую даму» Чайковского дирекция императорских театров уговаривала два года, и он специально для работы над оперой уехал во Флоренцию, чтобы ему ничего не мешало. Опера была написана вчерне за полтора месяца, и поставлена в Мариинском театре в 1890 году.

📚 «Пиковую даму» принято сравнивать с «Онегиным», она оказалась в одной группе с ним из-за пушкинского общего знаменателя, места (хотя Петербург и появляется в конце «Онегина»), относительно — времени, а также одного уровня популярности.

⚖️ На этом, пожалуй, сходства заканчиваются. Текст «Онегина» — пушкинский оригинал с купюрами. Либретто к «Пиковой даме» написал брат Чайковского, Модест, обладавший если не совсем посредственным, то уж точно несоизмеримо меньшим литературным даром, чем Пушкин. Также несколько текстов — арию Лизы «Уж полночь близится» и арию Елецкого «Я вас люблю» написал сам Петр Ильич, достаточно в этой опере и цитат. Если поставить рядом текст «Онегина» и «Пиковой», то пушкинский оригинал, конечно, выиграет.

💸 Но роль здесь играет глубина темы, Онегин — светская драма, привязанная ко времени, про байронического героя (Онегина большим персонажем делает музыка), драма положений, а «Пиковая» — гораздо глубже: про алчность, деньги, азарт, силы тьмы, живущие в душе человека. И про мистику, которая интересна всем.

🕰 Хотя Пушкин в общем знаменателен, «Онегин» — это строго 1820-е годы, а «Пиковая дама» — несмотря на Пушкинский сюжет, уже совсем другой Петербург. Текст был написан во время и под влиянием Гоголя и Достоевского, здесь и безумие, и страдание, и маленький человек, и вообще всяческая мистика совсем не пушкинского свойства.

💡 Заслуга Модеста была не в том, что он написал лучший, чем у Пушкина текст, а в том, что придал городской легенде новое измерение. В то же время, если взглянуть на репертуар театров, то «Онегина» можно встретить гораздо чаще, чем «Пиковую».

🤨 В чем же дело, почему она ставится реже? В сложности партии Германа, который почти всю оперу не сходит со сцены.

→ Николай Фигнер поет арию Германа «Прости, небесное созданье». Фигнер был выбран на эту роль Чайковским и готовил партию вместе с ним. Здесь можно услышать тот интерпретационный замысел, который был у Петра Ильича.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Z6IbsyXjZtkU0Q

♠️ Образ Германа у Чайковского сильно отличается от пушкинского. У Пушкина это немец, инженер, не богатый, но и далеко не бедный. Он расчетливый, совершенно рациональный, механистичный, который и с ума сходит так же механистично — его попросту заклинивает, и, сидя в Обуховской больнице, он бормочет «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!».

♣️ Герман у Чайковского — офицер, довольно бедный, подверженный страстям, которых сам не понимает и не может держать в узде. Он горяч, импульсивен, влюбляется без памяти, стремится во что бы то ни стало завладеть объектом своей любви, над ним с самого начала висит рок, и даже не вполне понятно, когда именно он сходит с ума — не то после убийства Графини, не то после явления призрака, не то на балу его сводят с ума недобрыми шутками, не то он вообще изначально безумен.

♦️ С точки зрения своего внутреннего устройства «Пиковая дама» наполнена удивительными композиционными ходами, большим количеством внутренних связей, цитат, отсылок. Так редко писали в 19 веке.

📑 Вставные номера в опере существовали, в этом нет ничего необычного — можно вспомнить очаровательные куплеты Трике в том же «Онегине». Были и цитаты, еще сто лет назад Моцарт вставил в финал своего «Дон Жуана» мелодии из других своих опер.

☄️ Но так свободно и так тонко используемые приемы «сцены в сцене» и «музыки в музыке» поражают своей смелостью, даже, можно сказать, современностью.

📜 Романс Полины «подруги милые», дуэт Лизы и Полины написаны в салонном стиле 1820-х, для слов использованы и популярные тогда стихотворения «Вечер» Жуковского и «Надпись на гробе пастушки» Батюшкова.

🐏 Пастораль «Искренность пастушки» — на стихи Петра Карабанова, написана в моцартовском стиле, популярном в свете во времена действия оперы. В этой сцене бала, разбавляющей тревожный колорит музыки оперы, есть один изящный сюжетный ход. Нужно показать бал императрицы — но членов императорской фамилии было запрещено изображать на сцене, как бы не вышло крамолы, поэтому толпа торжественно замирала, и занавес опускался перед открытыми дверями декораций, показывающих Зимний. Сейчас, впрочем, императрицу чаще всего выводят.

🇫🇷 Графиня, вспоминая свою молодость, в единственной большой своей сцене напевает арию композитора Андре Гретри из оперы «Ричард Львиное Сердце», которая была любима при французском дворе и стала гимном роялистов во времена французской революции.

🗣 Если говорить о влиянии Вагнера на эту оперу, то нужно отметить два момента. Первый — партия тенора. Для тенора так осмеливался писать только Вагнер, вся партия Германа сосредоточена в среднем регистре, написана, к тому же, довольно неудобно для голоса, да еще и он, как героические тенора Вагнера, постоянно находится на сцене.

🃏 Второй — лейтмотивы и символизм. Чайковский знал и слушал Вагнера, даже рецензировал его сочинения, и, естественно, как и вся европейская музыка, оказался под его влиянием. Здесь это выразилось в использовании лейтмотивов, пронизывающих всю ткань оперы, и вообще глубокого, почти мистического символизма, который строится вокруг тройки, семерки и туза.

В опере три действия и семь картин.

👨‍🦱 Первые ноты вступления — это тема Томского, внука графини у Пушкина, который и затевает всю интригу. С них же и начинается его баллада, рассказ про три карты. Первые слова арии «Я имени ее не знаю» звучат на тот же мотив, на который звучат слова «три карты, три карты, три карты» в балладе Томского.

→ В том же вступлении к опере появляется фанфарная тема трех карт (фа#-ми-ля соль-фа#-до). Сергей Леферкус — «Баллада Томского».
Видео-пример: https://yadi.sk/i/NqEc0tHbCQwPMQ

3️⃣ Также в опере и три основных тональности, в которых происходят самые важные ее моменты — ми, си, и фа-диез минор. Если расположить эти ноты в обычной гамме до-мажор, то получится, что ми — это третья ступень, си — седьмая. А фа-диез здесь тоже совершенно не случаен — расстояние от ноты до до него имеет ровно три тона. Этот интервал имеет в культуре дьявольские коннотации и в средние века считался дьявольским — нечистая сила скрылась за третьей картой.

→ Постановка Большого Театра 1982 года с великолепным составом. Тамара Милашкина, Владимир Атлантов, Юрий Мазурок, Елена Образцова.
Видео-пример: https://yadi.sk/d/mgHC1JjFD37czQ

Как называется первая опера чайковского. bf label 50. Как называется первая опера чайковского фото. Как называется первая опера чайковского-bf label 50. картинка Как называется первая опера чайковского. картинка bf label 50 Как называется первая опера чайковского. 61b11e97a1d76. Как называется первая опера чайковского фото. Как называется первая опера чайковского-61b11e97a1d76. картинка Как называется первая опера чайковского. картинка 61b11e97a1d76

Как устроена музыка: от Баха до Моргенштерна

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *