Как называется подставка для катаны
Как называется подставка для катаны
Кабэ какэ-дай, настенная резная подставка- крепление для двух японских мечей.
Дерево, лак, резьба.
Современная авторская работа, Япония
Катана-дай, антикварная резная подставка для трех мечей с изящной инкрустацией и резьбой.
Дерево, инкрустация перламутром и слоновой костью, резьба, лак.
Катана-дай, резная разборная подставка для трех самурайских мечей или для открытого клинка, саи (ножен меча) и широсаи.
Дерево, резьба, лак, бархатная ткань в прорези для меча.
Современная авторская работа, Япония
Тачи-татэ, подставка вертикальная, разборная для японского меча.
Дерево, лак, резьба.
Современная работа, Япония
Куми-татэ, подставка резная, разборная для двух мечей с выдвижным ящичком.
Дерево, лак, резьба.
Современная авторская работа, Япония
Тачи-татэ, уникальная антикварная резная подставка для самурайского меча с золотой росписью в виде самурайского шлема.
Дерево, роспись, резьба, золочение, лак, роспись.
1820-50-е гг., конец эпохи Эдо
Высота: 66 см
Катана-дай, резная разборная, горизонтальная подставка для двух самурайских мечей или для открытого клинка и саи (ножен меча).
Дерево, резьба, лак, бархатная ткань в прорези для меча.
Современная авторская работа, Япония
Тачи-татэ, инкрустированная перламутром антикварная резная подставка для самурайского меча.
Дерево, резьба, лак, инкрустация перламутром.
1920-30-е гг.
Высота: 66 см
Тачи-татэ. Антикварная японская подставка для одного меча. Дерево, инкрустация перламутром, резьба, лак. Япония, эпоха Эдо
Высота: 66 см
SD-026 Антикварная подставка с золотой росписью для трех японских мечей
Катана-дай, роскошная резная, золоченая, расписная антикварная подставка для трех самурайских мечей.
Дерево, резьба, авторская роспись золотом, лак.
1850-90-е гг. начало эпохи Мэйдзи
Кабэ какэ-дай, настенная резная подставка- крепление для одного японского меча.
Дерево, лак, резьба.
Авторская современная работа, Япония
Вакидзаси-дай, современная резная подставка для вакидзаси или кинжала танто
Дерево, резьба, лак Современная авторская работа, Япония
Тачи-татэ. антикварная подставка для самурайского меча с росписью в виде пейзажа.
Дерево, золотая роспись, резьба, лак, 1930-е гг. Япония.
Высота: 66 см
Катана-дай, старинная подставка для трех самурайских мечей, украшенная открытой резьбой.
Дерево, авторская резьба, лак.
1960-е гг., Япония
SD-015 Подставка для пяти японских мечей
для первичной полировки клинка японского меча. Природный «Алмазный» камень из Киото #200.
для тонкой полировки клинка японского меча. Природный «водяной» камень из Кумамото #400.
порошок природного камня учико (Uchiko), масло для меча (Choji oil), комплект японской бумаги нугуи-гами (Nuguigami), мекугицучи (Mekugitsuchi)-инструмент для извлечения мекуги из рукояти (цука).
форма заказа
Вы можете связаться по всем вопросам с нашим московским менеджером
по телефону (495)222-7030
Как называется подставка для катаны
Женщинам из самурайских семей разрешалось носить меч, только когда они находились в дороге одни. Кроме того, меч надевали придворные дамы в случае пожара во дворце.
Заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя меч означал доверие к собеседнику, так как из этого положения было труднее всего привести меч в боевую готовность (все японские фехтовальщики были правшами). Именно поэтому во многих школах иай-до и кэндо до сих пор сохраняется традиция держать меч для приветствия в таком положении, из которого его очень трудно выхватить. Например, стоя его полагается держать в правой руке за ножны возле гарды острием вперед и лезвием вверх. Сидя — меч кладут справа рукоятью вперед и лезвием к себе (лицевая сторона омотэ направлена вниз).
В дом самурая с длинным мечом за поясом мог войти только глава клана (даймё) или самурай, стоящий рангом выше хозяина. В других случаях длинный меч необходимо было снять (в знак добрых намерений) и оставить в прихожей или отдать слуге, который относил и с соответствующими почестями клал его на специальную подставку. При длительном визите, протекающем в исключительно дружественной обстановке, короткий меч также снимался и располагался справа от сидящего, рукоятью к владельцу, а клинком в ножнах к хозяину дома. Поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. Любые движения в сторону меча гостя считались недостойными, а попытка коснуться его или тем более оттолкнуть в сторону воспринимались как вызов.
Мечи всегда занимали самое видное место в доме самурая — в специальной нише токонома в главном углу комнаты на подставке для мечей. Горизонтальная подставка для мечей называлась катана-какэ, а вертикальная — тати-какэ.
Как называется подставка для катаны
Тачи-татэ, подставка вертикальная для японского меча.
Дерево, лак, резьба.
Современная работа, Япония
Кабэ какэ-дай, настенная резная подставка- крепление для двух японских мечей.
Дерево, лак, резьба.
Современная авторская работа, Япония
Куми-татэ, подставка резная разборная для двух мечей с выдвижным ящичком.
Дерево, лак, резьба.
Современная авторская работа, Япония
Катана-дай, резная разборная, горизонтальная подставка для двух самурайских мечей или для открытого клинка и саи (ножен меча).
Дерево, резьба, лак, бархатная ткань в прорези для меча.
Современная авторская работа, Япония
Катана-дай, антикварная подставка для двух самурайских мечей с золоченым изображением фамильных гербов.
Дерево, резьба, роспись, лак.
1920-30-е гг., Япония.
Кабэ какэ-дай, настенная резная подставка- крепление для одного японского меча.
Дерево, лак, резьба.
Авторская современная работа, Япония
Тачи-татэ. Антикварная инкрустированная подставка для самурайского меча.
Дерево, инкрустация перламутром, резьба, лак, эпоха Эдо
Высота: 66 см
Катана-дай, старинная подставка для трех самурайских мечей, украшенная открытой резьбой.
Дерево, авторская резьба, лак.
1960-е гг., Япония
Катана-дай, резная разборная, горизонтальная подставка для трех самурайских мечей или для открытого клинка, саи (ножен меча) и широсаи.
Дерево, резьба, лак, бархатная ткань в прорези для меча.
Современная авторская работа, Япония
Вакидзаси-дай, современная резная подставка для двух вакидзаси, или для вакидзаси и кинжала танто
Дерево, резьба, лак.
Современная авторская работа, Япония
Тачи-татэ, антикварная резная подставка для самурайского меча или кинжала танто в виде ДРАКОНА.
Дерево, резьба, роспись, лак.
Авторская работа, конец эпохи Эдо
Катана-дай, резная подставка из японского эбена
Эбеновое дерево, резьба, лак, тонировка
1980-е гг., Япония.
Тачи-татэ, инкрустированная перламутром антикварная резная подставка для самурайского меча.
Дерево, резьба, лак, инкрустация перламутром.
1920-30-е гг.
Высота: 66 см
Тачи-татэ, уникальная антикварная резная подставка для самурайского меча с золотой росписью в виде самурайского шлема.
Дерево, роспись, резьба, золочение, лак, роспись.
1820-50-е гг., конец эпохи Эдо
Высота: 66 см
Катана-дай, антикварная резная подставка для трех мечей с изящной инкрустацией с обеих сторон и резьбой.
Дерево, инкрустация перламутром и слоновой костью в технике сибаяма, резьба, лак.
Начало эпохи Мейдзи.
Тачи-татэ. японская антикварная подставка для самурайского меча с росписью в виде пейзажа.
Дерево, золотая роспись, резьба, лак, 1930-е гг. Япония.
Высота: 66 см
Как называется подставка для катаны
Касира — головка рукояти у мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури.
Кодзири — наконечник ножен у мечей в стиле букэ-дзукури; может отсутствовать, тогда оконечность ножен просто закруглена и отлакирована так же, как и все ножны.
Коигути — «рот карпа»; вход в ножны (или кутиганэ, если устье ножен охватывается металлическим кольцом).
Куриката — выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длины меча ниже коигути на лицевой стороне ножен омотэ, через который проходит шнур сагэо.
Мэкуги — крепежный штырь, проходящий через рукоять и хвостовик меча.
Мэнуки — орнамент на рукояти меча.
Сагэо — шнур на ножнах меча.
Самэ — кожа ската, которой покрывалась пука.
Сэппа — пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды.
Фути — муфта на рукояти.
Цука-ито — обмотка рукояти
Длина лезвия меча рассчитывается следующим образом: чтобы получить предельную длину, нужно из вашего роста вычесть 90 см. Чтобы также учесть вопросы удобства обращения с мечом, обычно отнимают еще 8 см из полученной величины. Например, 175 — 90 = 85 см, 85 — 8 = 77 см.
Наиболее известный вид мечей стиля букэ-дзукури — это катана (дайто) и вакидзаси (сёто). Вакидзаси являлся просто уменьшенной копией катана. Вместе они образовывали дайсё («большой и малый»). Если же все детали оправы дайсё были выдержаны в едином стиле, то эта пара называлась дайсё-сороимоно.
Ножны (сая) меча делаются обычно из хо-но-ки (магнолии) и состоят из двух половинок. В сечении они почти всегда имеют форму удлиненного овала такой же формы и размера, как и сэппа (шайбы), находящиеся рядом с ними, и остаются одинаковыми на протяжении всей длины. Ножны для меча, как правило, были покрыты очень прочным лаком. У дайсё — пары мечей, носившихся самураями, — этот лак обычно спокойных тонов, как правило, черный, и все остальные украшения выдержаны в том же спокойном стиле. Яркие броские цвета предпочитались щеголями, а ярко-красный лак, ввозимый из Китая, был на мечах, носившихся самураями из провинций Сацума и Хюга, которые славились отвагой и большой горячностью.
Поверхность, на которую накладывается лак, либо простая гладкая, либо на ней могут быть широкие или узкие бороздки, идущие диагонально или поперечно. Сама лакируемая основа может быть как зернистой, так и хорошо отшлифованной, одноцветной или украшенной насидзи (золотой пылью), гури-бори или в других стилях, или даже полосатой двухцветной. Довольно часто также встречается лакировка типа рыбы ската (самэ-нури). Эти основы могут далее получать любую фор му украшения, но для дайсё изощренный маки-э (свободный узор) не соответствует японскому вкусу. Однако в отношении кинжалов мастер мог допустить свободный полет фантазии, и здесь часто встречаются инкрустированные металлические орнаменты (канамоно).
Следующие шесть частей ножен мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури, могли иметь особые детали украшений:
кольцо, охватывающее вход в ножны — кои-гути («рот карпа») или кутиганэ, если оно металлическое;
урагавара — укрепляющий брусок, идущий поперек основания прорези для ко-гатана;
облицовка прорезей для ко-гатана и когай. Обычно бывает из полированного черного лака, полированного натурального рога, либо из мягкой буйволовой кожи;
куриката («форма каштана») — выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длинны меча ниже кои-гути на стороне омотэ, через который проходит шнур сагэо;
сори-цуно («возвращающий рог»), или ориганэ, — маленький крючкообразный выступ еще ниже на той же стороне, направленный в сторону эфеса. Он служит для того, чтобы не дать ножнам выскользнуть вперед из-за пояса. Встречается довольно редко и обычно на вакидзаси, но его присутствие часто говорит о хорошем
клинке;
кодзири — наконечник ножен. Его часто не бывает, особенно у вакидзаси, и оконечность ножен просто закруглена и отлакирована также, как и все ножны. По форме, материалу и украшению он очень часто соответствует касира.
Все эти детали (за исключением облицовки прорезей для ко-гатана и когай) обычно металлические, более или менее одинаково украшенные. Но в неброских оправах они могут быть из полированного черного рога простейшей формы и наи меньшего размера, необходимого для их предназначения.
Рукоять (цука) всегда делалась из двух склеенных вместе половинок дерева, предпочтительно хо-но-ки (магнолии). Между ними оставалось отверстие для хвостовика (накаго), называемое цука-гути. Дерево обычно покрывалось единым куском белого самэ — узловатой кожи ската. Шов шел по центру стороны ура, и обычно кусок подбирался так, чтобы центральный ряд из трех или четырех большего размера узелков оказался сверху стороны омотэ.
Сверху накладывалась обмотка цука-ито («нить эфеса»), состоящая из полоски крепкой плоской шелковой (реже кожаной или хлопковой) ленты ути-химо шириной до 0,6 см. Довольно редко вместо плоской ленты встречается шнур, обмотанный рядами. Как правило, цука-ито была черной, изредка мягкого коричневого, темно-синего или зеленого цвета. Иногда даймё использовали катаны с белой обмоткой; это было также чертой определенного типа тати. Изредка находят кожаный шнур и китовый ус. Центр ленты помещали вплотную к муфте рукояти фути на стороне омотэ, а два конца оборачивали вокруг рукояти соответственно справа и слева и на одинаковых расстояниях дважды перекручивали. В результате самэ оказывалась полностью закрытой, кроме ряда ромбовидных промежутков на обоих сторонах рукояти. После того, как ленту пропускали через стороны головки рукояти касира, ее закрепляли на обеих сторонах рукояти плоским компактным узлом. Немного ниже центра рукояти на стороне омотэ и немного выше него на стороне ура обмотка частично закрывала и крепила на месте два украшения мэнуки.
Японский меч: все глубже и глубже… (часть 4)
Мы можем бесконечно «копаться» в деталях японского меча и… это будет все также интересно. В общем, это настоящий «ящик Пандоры», недаром у японских мечей столько поклонников. Но это и неудивительно. Каждая деталь в них не только функциональна, но еще и красива. А вот этого добиться совсем нелегко. За этим столетия размышлений о прекрасном, постижение меры вещей, умения чувствовать материал и работать с ним.
Давайте еще раз посмотрим вот на это – линию на острие, которая называется боси. Как красивы эти волны на полированной стали! Вот такая линия закалки имеет тоже свое название – мидари-коми, то есть «волнистая». Хотя, казалась бы, перед нами совершенно утилитарная вещь. Кстати, здесь мы видим клинок нагинаты, а не тати или катаны.
А вот на этом фото показано киссаки – собственно острие, закаленная часть клинка (якиба), и линия закалки – боси, разделяющаю закаленное лезвие ха (или ха-саки) от самого клинка – дзи-цуя. Она более темная, а вот закаленная часть – более светлая и японцы их, естественно, различают. Светлая часть называется ха-цуя и это практически то же самое, что и якиба. Во всяком случае мы не ошибемся, назвав эту часть клинка и так, и так. Но тут же присутствует и линия ёкоте – разделяющая острие и клинок. Как видите – в японском мече все очень и очень сложно. Масса терминов, описывающих ширину клинка (михаба), его поверхностный узор (дзихада), название обуха клинка у острия (мунэ-саки) и так далее.
Узор хада. По нему опытный мастер мог узнать автора меча, даже не читая его подпись на хвостовике накаго.
Естественно, что хвостовик клинка накадо у нихонто тоже не был совсем уж утилитарной деталью. На фото вы видите такой хвостовик от клинка вакидзаси с подписью мэи. Обращают на себя внимание насечки на поверхности хвостовика. Они тоже имели специальное название – ясури-мэ. Их существует 13 типов и все они не похожи друг на друга. А делались они не просто так, а для того, чтобы обеспечить более прочный контакт деревянной рукояти с хвостовиком. На хвостовике могло быть выбито имя кузнеца – као, «имя с титулом» (дзурё-мэй), если кузнец работал при дворе, возраст кузнеца, его псевдоним, имя помощника (дай-мэй), стихи (!), назван храма, которому клинок посвятили, и результат испытания – сколько трупов и сколькими ударами этим мечом было рассечено. Хорошо, что все вместе это никогда на одном хвостовике не писали. С десяток иероглифов – это уже большой текст!
На этом фото изображен прекрасный кинжал хамидаси длиной 25,1 см с эмблемой клана Токугава. Очень похож на танто… но не танто. Отличие в отсутствии цубы. Вместо нее небольшой валик и все. В ножны вставляется ко-готана с гравированной металлической рукоятью. Обращает на себя внимание его клинок с долом (хи). Встречалось восемь видов долов, идущих вдоль всего клинка и четыре дола у хвостовика.
Кинжал танто из фондов Британского музея в разобранном виде. Клинок с длинным долом – куитигаи-хи. Слева направо: цуба, сэппа, хабаки, кари-когай – разделенный посредине когай (о нем было в прошлом материале), и «ножик» ко-готана.
Тоже вроде бы неприметная деталь на клинке японского меча или кинжала, но имеющая важное значение – хабаки – крепежная муфта клинка. Здесь же мы видим мекуги-ано – отверстие для крепежного штырька.
И здесь хорошо видна эта деталь (хабаки), прочно закреплявшая цубу.
Муфта хабаки менее всего обладает художественными достоинствами, но она совершенно необходима, и она есть на каждом японском мече, кинжале и даже на копьях. Представляет собой толстую муфту из металла, которая устроена таким образом, что ее внутренняя сторона плотно прилегает к нескольким последним сантиметрам клинка меча или кинжала и также его хвостовика (накаго). У нее несколько функций: прежде всего, она исключает трение клинка и в первую очередь его закаленной части о поверхность ножен. Клинок меча под хабаки следует слегка смазывать маслом, чтобы предохранить это место от коррозии. Но главная функция хабаки в том, что именно она позволяет перенести отдачу от удара через гарду цубу на всю рукоять, а не на колышек мэкуги, сделанный из бамбука или рога.
Хабаки было принято делать из меди, покрывать серебром или позолотой, или же золотой, или серебряной фольгой, а также фольгой из сплава сякудо. Поверхность ее либо полируют, либо покрывают косыми штрихами нэко-гаки («скребки кошка»). Фольга может быть украшена штампованным узором. Хабаки с фамильным гербом мон обычно являются принадлежностью хороших мечей.
Хабаки крупным планом.
Две сеппы и цуба. Хабаки упиралась в сэппу и таким образом прижимала ее к рукоятке цуке. Но не сразу к рукоятке…
Иногда на хабаки выбивался мон – герб.
Хабаки с гладкой полировкой.
Непосредственно за сэппой, обращенной лицевой стороной к рукоятке, находилась еще одна муфта – фути. Фути охватывает рукоять в том месте, где она соприкасается с сэппой. Эта деталь легко снимается. Но несмотря на все свое утилитарное назначение – упрочить торец рукояти, она является маленьким произведение искусства. Отделывается она в паре с другой деталью, которая называется – касира (яп. «голова»). (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)
Прорезь для хвостовика клинка в фути. Поскольку фути делал отдельный мастер (вместе с касирой), то она подписывалась им на внешней стороне, прилегавшей к муфте сэппа. (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)
Отверстие в рукоятке для головки касира.
Касира – «Воробей и орхидея». (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)
И фути, и касира, и цуба должны были оформляться в едином стиле. Но это правило соблюдалось не всегда. Цуба «Зайцы». (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Очень важная вещь – крепежный штырек мекуги. Именно на нем держалась вся оправа японского меча! Он не дает клинку выпасть из рукояти. Материал – обычно дерево (!), бамбук, но иногда делается из рога носорога. На одной стороне рукояти скрыт обмоткой, на другой виден.
Цука кинжала танто. И на ней мэнуки. Хорошо видны также и все вышеназванные детали оправы клинка.
Мэнуки крупно. Их любили дарить друг другу самураи (понятно, что в комплекте с другими деталями). Как говорится, мелочь – а приятно.
Очень оригинальный кинжал танто-яри – «копейный кинжал» эпохи Эдо. Показаны все детали косираэ – оправы: ножны, рукоять, оплетка, вари-когай, го-готана.
Кинжал дзюттэ в оправе кинжала танто.
Японцы обожали чехлы и футляры. Перед вами футляр для меча, в котором его хранили во время путешествия. Назывался катана-дзуцу.
Но футляры (сая) японцы надевали и на наконечники своих копий, в том числе и самых необычных. Например, для наконечника копья дзюмондзи-яри.
Меч в оправе хранили вот в таких пеналах – катана-бако.
Подставка под мечи катана-какэ. На ножнах дайсё характерная оплетка шнуром – сагео.
Подставка под мечи – катана-какэ 1861 г. (Государственный музей Мюнхена)
Точильщик мечей 1915 года за работой. Фото Элстнера Хилтона.
Да, японский меч – это целая история, погружаться в которую можно долго и… очень глубоко. Но мы на этом наше «погружение» пока закончим.
- Как искать рекламодателей в телеграмме
- Rock and play что с каналом