Как называется подсвечник с тремя свечами
pro-vosk.ru
Сайт о восках и их свойствах
Подсвечник на три свечи
от katechka
Три подсвечника образуют собой прекрасный предмет, который ранее широко использовался в быту и в некоторых религиозных действиях. В средневековье такой предмет могли себе позволить только особые люди — элита и привилегированные слои общества. Подсвечник для 3 свечей на подставке часто можно видеть на картинах великих художников — его использование было поистине популярно. Одно из названий подсвечника для трех свечей — трикирий. Читайте следующую статью на страницах pro-vosk.ru, и вы узнаете, как еще называется подсвечник на 3 свечи.
Три подсвечника
Подсвечник — символ поэзии, загадочности, романтики. Красивый подсвечник и горящая свеча в нем — образ влюбленных. Интерьерные подсвечники, такие словосочетание встречаются все чаще и чаще.
Подсвечники и свечи одно целое, они дополняют друг друга. Подсвечник — это романтичный и приятный сувенир для каждого. Подсвечники можно дарить как женщинам так и мужчинам. Важно только подобрать подсвечники которые смогут затронуть их чувства. На каждый праздник люди украшают и зажигают свечи, это дарит дому тепло и уют.
Подсвечник для 3 свечей на подставке тарелке с декоративными камнями
Подсвечник на три свечи
В Средние века одиночный канделябр на 3 свечи и более продолжал оставаться атрибутом элиты. Их устанавливали в храмах и домах знати. Зачастую подсвечник имел довольно крупные габариты. Высота могла достигать от 1,5 до 2,7 м. Наряду с этим, церковь использовала и маленькие светильники, с которыми передвигались по территории обители священнослужители.
В 16-17 вв. деревянные подсвечники сменились металлическими, с которыми риск пожаров существенно сократился. Их делали из олова, бронзы и серебра, зачастую украшали позолотой и драгоценными камнями. Гнезда аксессуаров выполнялись в виде раскрытых цветочных бутонов, что было символом зарождения новой жизни, а также разделения тьмы и света.
Особенно яркий период в истории канделябров – Эпоха Возрождения. Именно она сделала подставки под свечи такими изящными и красивыми. На чашах и ножках появились причудливые завитки растений, ангелочки, цветы и лепестки, которые вместе представляли собой настоящие произведения искусства.
Подсвечник на три свечи для церкви
Подсвечники на 3 свечи — символ мудрости и красоты и силы. Трикирий — «трехсвечник» подсвечник для трех свечей — принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, три свечи соответствуют трем Лицам Святой Троицы. Во время богослужения архиерей трикирием и дикирием благословляет народ.
Подсвечник с тремя свечами как называется
Трикирий, или тройной подсвечник – это канделябр, рассчитанный на три свечи. Такие подсвечники выполнены в основном под старину и отлично подходят к классическому интерьеру, придавая ему особую атмосферу.
Главное различие между трикириями в материале, из которого они изготовлены:
Подсвечник для трех свечей название
Большие декоративные подставки для свечей с несколькими ответвлениями или рожками называются канделябрами. Они рассчитаны на несколько свечей – от двух до семи – и представляют собой более сложные конструкции.
Если рожки расположены по окружности, канделябр называют жирандоль, напольный канделябр часто называют торшером, а подвесной канделябр под потолком – люстрой. Сегодня канделябры являются скорее украшением интерьера, нежели держателями свечи.
Советуем почитать: Свечи ангелу-хранителю
Канделябр представляет собой менее сложную конструкцию, содержащую от двух свечей и больше. Ножка подсвечника может быть выполнена из натурального камня, дополняться статуэтками, художественным литьем. Это очень красивый аксессуар. В основном, канделябры ставят на стол или подставку.
Жирандоль – царица подсвечников, или в чем ошиблась Википедия
Почему каждый подсвечник мечтает стать жирандолью, а не канделябром; зачем шандалу кривая ручка и вообще, «Кто все эти люди?» (с). Обычно ответ дает Википедия, но в данном вопросе сведения явно лукавят… Простой рассказ с красивыми иллюстрациями по теме. Итак:
Что такое подсвечник
Если говорить «вообще», то все понятно. Приспособление для освещения свечами. Которое помимо утилитарной приобрело функции украшения, статуса, а также восстановления мировой справедливости (читайте раздел «Кого били канделябром»). В ходе развития украшательно-статусной функции появились группы подсвечников со своими собственными именами. Поэтому сейчас подсвечником принято называть настольное приспособление для одной свечи. Независимо от уровня навороченности дизайна. Среди подсвечников с историей есть исключение – читайте в разделе Жирандоль.
Что такое канделябр
Подсвечник может возвыситься до звания канделябра двумя способами. Увеличить количество креплений (рожков) для свечей или «залезть на стену». Википедия пишет только об одном варианте «классического» канделябра – это ошибка №1.
Классический канделябр и торшер
Классический канделябр – это настольный подсвечник, у которого не один рожок для свечи, а несколько, причем все они имеют общее основание. Массивный канделябр, который ставят на пол, именуют торшером. За исключением тех случаев, когда этот напольный канделябр – жирандоль. В России в бытовой речи слово «торшер» применительно к напольному канделябру не очень распространено. И ассоциируется исключительно с ламповыми светильниками. Впрочем, не слишком распространены и напольные канделябры, поэтому их чаще называют именно так, в два слова.
Настенные канделябры
Согласно Википедии, на канделябре всегда несколько рожков, и это ошибка №2. Настенные канделябры могут быть и однорожковые. Справедливости ради отметим, что это особенность русского языка. Английский язык делает различия между candelabre с несколькими рожками и sconce (бра) с одним рожком.
Рояльные канделябры
Рояльные канделябры являются разновидностью настенных. Особенность: ограничение по размерам, так как они должны освещать, но не мешать игре. И практически все – поворотные, что тоже закономерно. Чаще бывают парные, хотя встречаются и одиночные. И практически все – однорожковые.
Сколько рожков у канделябра
У настольного канделябра чаще всего 3 или 5 рожков. У настенных канделябров не редкость два и даже один рожок, в этом случае они, как правило, парные. Еврейский ритуальный подсвечник менора — по сути 7-рожковый канделябр характерной формы. Ну а больше всего рожков у массивных напольных канделябров.
За что бьют канделябром?
Во времена возникновения традиции канделябром били исключительно за шулерство в карточной игре. Впоследствии призыв остался, но в качестве обвинения в жульничестве вообще. В дальнейшем красивое слово запомнилось лучше некрасивого подтекста. Но если кто-то рядом с вами упоминает вместе слова канделябр и битье, присмотритесь повнимательнее. Возможно это не просто так.
Жирандоль – вершина эволюции подсвечника, или еще 3 ошибки Википедии
По версии Википедии, жирандоль – это канделябр с круговым расположением рожков, украшенный хрустальными подвесками. Это утверждение содержит целых три ошибки, как с исторической точки зрения, так и для современного прочтения. Во-первых, жирандолью действительно начали называть украшенные хрустальными подвесками светильники. Только это были не многорожковые канделябры, а серебряные однорожковые бра – те самые sconces. Во-вторых, в настоящее время жирандолью именуют подсвечники, украшенные не только хрустальными подвесками, но также деталями из цветного стекла и/или фарфора. За примерами отсылаю в Государственный Эрмитаж полюбоваться на настольную жирандоль
Или великолепные напольные торшеры-жирандоли
И в третьих, главный признак жирандоли – это украшения из хрусталя и стекла, а отнюдь не количество рожков. За примерами отсылаю в тот же Эрмитаж. Вот великолепная жирандоль, где вся красота и «навороты» — ради одной-единственной свечи.
Жирандолью или жирандолем?
Если вам посчастливилось стать владельцем этого раритета, то ему надо как минимум соответствовать и склонять правильно. Красивое слово girandole женского рода. А значит, склонять его следует как слово «обитель», а не как «учитель» (смайл).
«Посчастливилось» употреблено потому, что жирандоли массово производили в период увлечения стилем рококо и частично – неоклассицизмом. То есть совсем недолго сравнительно с прочими подсвечниками, известными со времен охоты на мамонта. И обилие хрупких стеклянных деталей не способствовало сохранности. Особенно в странах, где революционные массы имели обыкновение врываться в замки и дворцы, круша все на своем пути. Но если вдруг в ваши руки попадет антикварная жирандоль, вы сможете украсить ею не только классический интерьер, но и квартиру в стиле фьюжн.
Подсвечники, канделябры, тапперты, браны, киндилы: от «времен Адамовых» до наших дней
Подсвечник — древний и вечно молодой
Подсвечник — это, по большому счету, приспособление, куда помещается свеча. Основное предназначение подсвечника — удерживать горящую свечу, чтобы она более-менее ровно освещала помещение, а также чтобы свеча не упала и не натворила бед.
Это, пожалуй, самый первый осветительный прибор в истории человечества. Лучинка, воткнутая в какую-нибудь каменную расщелину — уже подсвечник. Глиняная плошка с плавающим в жире фитильком — тоже подсвечник. Ну, а о тех подсвечниках и их разновидностях, о которых мы читали в книжках, которые видели в кино (а некоторые из читателей, что постарше, пользовались ими собственноручно) и говорить не приходится. Подсвечник — вещь заслуженная. Не зря он пережил века и тысячелетия и дожил до наших дней.
Подсвечники в современном мире
В настоящее время подсвечники во всех их разновидностях уже не служат своему основному предназначению — освещению помещений. Сейчас они используются большей частью как декоративное украшение или как особенность интерьера…
А также — в храмах многих номинаций во время проведения служб.
Когда возник и как развивался подсвечник
Никто в доподлинности не может сказать, когда именно возник первый подсвечник, и уж тем более никто не назовет имени гениального первобытного дизайнера, придумавшего этот, без сомнения, великий предмет. Хотя как именно он возник, можно легко догадаться: в пещере было темно, вот он и возник. Как говорится, нужда заставила.
Самые первые — глиняные подсвечники были обнаружены на территории Древнего Египта и датируются они 400 г. до н. э. Примерно тогда же и в том же самом месте начали изготавливаться и восковые свечи — необходимое дополнение к подсвечнику.
Что касается более поздних исторических времен, то известно, что подсвечниками пользовались предки современных греков — эллины, древние римляне.
Широкое применение подсвечник нашел у древних славян и у других народов. И общем и целом, подсвечник во всех мыслимых разновидностях был незаменимым предметом вплоть до изобретения и широкого распространения электричества — то есть, до конца 19-го начала 20-го века. Подсвечниками и их разновидностями — канделябрами и люстрами освещались жилища простолюдинов и знати…
Без подсвечников не могло быть и речи о проведении церковных служб. До сей поры в православных и католических храмах используются подсвечники.
Можно сказать, что подсвечник — один из немногих древних предметов, который имеет для человечества сакральное значение, а потому — он пережил века и, судя по всему, будет жив и впредь. А уж какое применение, помимо украшения интерьера и ритуальных служб найдут наши потомки, можно долго фантазировать.
Материал для изготовления подсвечников
Необходимое примечание. С самого начала подсвечники рассматривались в двух ипостасях: как подставка для свечей и как украшение интерьера. Поэтому большей частью они изготавливались с разнообразными украшениями и всяческих форм. Были подсвечники витые, со всяческими изгибами, узорами, в виде мифических или сказочных фигур — всего и не перечислить.
Издревле подсвечники изготавливались из различных материалов. В первую очередь, это металлы: бронза, медь, чуть позднее — сталь. Начищенный металл, особенно бронза и медь, это красиво, а потому придает интерьеру помещения особенную красоту и торжественность.
Дерево. Когда-то это был самый простой и доступный материал для изготовления подсвечников. Но, вместе с тем, и опасный из-за легкой воспламеняемости. Впрочем, это не помешало деревянному подсвечнику дожить до наших времен.
Фарфор и керамика. Подсвечники из этих материалов обычно разрисовываются цветными узорами.
Стекло. Это — самый поздний (и самый дешевый) материал. Обычно такие подсвечники изготавливаются из цветного стекла. Но и из прозрачного стекла — тоже.
Разновидности подсвечников и их применение
За всю историю человечество изобрело множество разновидностей подсвечников, а также придумало целый перечень способов их применения. Поговорим об этом подробней.
Собственно подсвечник. Это — подставка для одной свечи.
Канделябр. Это — подсвечник для нескольких свечей. Чем больше в канделябре было свечей, тем, соответственно, светлее было в помещении.
Люстры. По сути, это тот же канделябр, но подвешенный к потолку. Но — гораздо пышнее больше объемом. Из классической литературы известно, что бывали люстры и на 10, и на 50 и даже на 100 и более свечей. Такими люстрами в основном оборудовались большие помещения: бальные залы, галереи, театры. Украшались такие люстры серебром, позолотой, хрусталем и даже драгоценными камнями.
Кандил и паникадило. Это — разновидности подсвечников для церковной службы. Кандил — это подсвечник (или канделябр, стоящий по полу или возвышенности). Паникадило — это большая люстра под потолком, предназначенная для освещения всего помещения. Чем больше помещение храма, тем, соответственно, больше было и паникадило. Паникадило — это, по сути, та же люстра.
Брана. Это подсвечник, рассчитанный на одну или несколько свечей, прикрепленный к стене (от этого слова произошло современное «бра»).
Тапперт — небольшой, для одной свечи, подсвечник на тонкой короткой ножке. Тапперт предназначался для освещения небольшого пространства. В частности, барышни минувших веков пользовались таким подсвечником, когда вечером играли на рояле, чтобы лучше видеть ноты.
Шампань. Такой подсвечник во многом похож на тапперт. Но — у него было несколько иное назначение. При нем барышни не играли на роялях, а использовали его в своих спальнях, когда отходили ко сну. Соответственно его ножка была длиннее.
Менора. По сути, это прообраз более позднего канделябра. Первые упоминания о меноре встречаются еще в Ветхом Завете. Меноры использовались в церковных ритуалах, но и для освещения обыкновенных жилищ также.
Нельзя не упомянуть и о других, гораздо более нетрадиционных применениях подсвечников — в основном, канделябров. Но поскольку это — часть нашей истории и культуры, то придется вкратце сказать. В 17-19 веках канделябры в России (и в некоторых европейских державах) применялись в качестве ритуального наказания. Вид наказания, в общем, был однообразным: бронзовым или медным канделябром провинившегося били по физиономии.
Такие наказания практиковались в основном в светских салонах. Наказывали всяческих хулиганов, либо лиц, непочтительно относящихся к дамам, а также изобличенных карточных шулеров. Наказанный таким образом господин терял все светские права: он больше не мог посещать балы и театры, с ним никто не садился за стол и не здоровался за руку… На дуэль побитый канделябром господин также не имел права никого вызывать. Канделябром по физиономии — это было наказание окончательное и пересмотру не подлежащее. Говорят, что такой обычай переняли во Франции бравые русские гусары — и распространили его в русских светских салонах. Может, и так…
В настоящее время (о чем уже отчасти упоминалось) подсвечники во всех своих разновидностях не забыты. Канделябрами по физиономиям нахалов сейчас, к сожалению, не бьют, а вот в качестве интерьерного украшения подсвечники применяются широко и повсеместно. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Подсвечники богослужебные (ручные и выносные)
Что такое богослужебный подсвечник?
Выносные подсвечники для клира представляют собой рукоять, в которую вставляется одна или несколько свечей.
Обычно церковные подсвечники изготавливают из латуни, иногда – из алюминия. История знает золотые и серебряные подсвечники для священнослужителей. Нередко их изящно декорируют: эмалью, позолотой, вставками из камней.
Встречаются дьяконские и иерейские подсвечники с деревянной ручкой, реже – полностью деревянные.
Разновидности богослужебных подсвечников
Выносной подсвечник выносят из алтаря и ставят перед Царскими вратами в определенные моменты богослужения. Он представляет собой высокий тонкий цилиндр на устойчивой подставке, в верхней части которого располагается лунка для одной толстой свечи. Высота его обычно составляет около полутора метров.
Остальные богослужебные подсвечники являются ручными. Подсвечники определенного вида используются носителями разных служений: архиереями, священниками, диаконами.
Дьяконский подсвечник рассчитан на толстую свечу – обычно диаметром четыре сантиметра. Он имеет длинную ручку, благодаря которой свеча оказывается приподнята значительно выше рук держащего ее. В старину на Руси дьаконскую свечу именовали ослопной, от слова «ослоп» – дубина, палка. Действительно, дьяконский подсвечник значительно массивнее того, который несет в руке священник. Обычно его длина превышает 40 сантиметров, а иногда приближается и к метру. Такой подсвечник представляет собой длинную ровную рукоять, как правило, полую внутри. Благодаря длине диаконского подсвечника вставленная в него свеча выглядит торжественно, даже если большая часть ее уже сгорела. Такой подсвечник можно держать как одной, так и двумя руками. Подобные подсвечники в определенные моменты службы держат в руках и алтарники (пономари).
Ручной иерейский подсвечник рассчитан на свечу среднего размера (диаконский на порядок больше). У него удлиненная ручка, за которую подсвечник держат одной рукой.
В некоторых женских монастырях существует традиция, по которой игумения в определенные моменты службы стоит на своем моленном месте, держа в руке свечу, вставленную в рукоять той же формы, что и у священников.
На Пасху на архиерейской службе используется пасхальный трикирий, несущий на себе изображение Воскресшего Христа. Не следует путать его с пасхальным трехсвечником, с которым служат священники.
Примикирий – подсвечник на одну свечу, являющийся атрибутом Предстоятеля поместной Церкви. Как и дикирий с трикирием, он имеет подставку. Примикирий с горящей свечой торжественно несет перед Святейшим Патриархом иподиакон. В переводе с греческого языка слово «примикирий» означает «первенствующий».
В богослужебных указаниях термином «примикирий» иногда обозначают и выносной напольный подсвечник (см. выше). Изначально же, в Византии, примикирием именовали самого церковнослужителя, который нес свечу перед архиереем.
Пасхальный трехсвечник используется священником на Пасху. Ручной подсвечник представляет собой крест, от которого отходит трисвечник – как бы некие ветви, несущие на себе три перекрещенных между собой свечи. Как правило, композиция дополняется образом Воскресения Христова.
Особенности оформления богослужебных подсвечников
Ручные подсвечники, как правило, имеют манжеты, призванные защитить руки и облачение священнослужителей от расплавленного воска.
Подсвечник может быть как простым и функциональным, так и богато украшенным: например, позолоченным, со вставками из камней, травлением.
Полезный совет
Выбирая дьяконский или иерейский подсвечник, следует обратить внимание на его вес, ведь при совершении службы к нему добавится большая свеча. В этом смысле преимущество находится на стороне подсвечников из алюминия. Деревянный подсвечник хорош во время совершения молебнов под открытым небом, особенно в холодное время года: он не будет холодить руки даже в мороз. Еще одно преимущество дерева – оно не скользит, так что его легче удерживать в руках продолжительное время. И все же, наиболее распространены в современном церковном обиходе подсвечники из латуни. Скорее всего, они обязаны этим своим эстетическим свойствам, ведь из этого золотистого металла, как правило, выполняется значительная часть предметов храмового убранства и утвари.
В храме может быть несколько дьяконских подсвечников, имеющих разные размеры. Это особенно важно, если в качестве свещеносцев в богослужениях участвуют дети: для них стоит предусмотреть варианты поменьше и полегче.
Из истории подсвечников для богослужения
Символика подсвечника сложилась в Церкви в столь отдаленные времена, что осталась практически общей у православных, старообрядцев и даже католиков. Убедиться в этом можно, взглянув на фотографии, где фигурируют практически одинаковые предметы церковной утвари.
Очевидно, что как только распространилась традиция использовать во время богослужения свечи (а это произошло уже в первохристианские времена), появились и подсвечники. Назначение подсвечника, который держит в руках священно- или церковнослужитель – не только удобство держащего, но и стремление поднять свечу достаточно высоко, в соответствии со словами Спасителя: «Не ставят светильник под спудом, но на свещнице, и светит всем в доме».
Духовно-символическое значение подсвечников для богослужебных свечей
В подсвечнике можно увидеть метафору благоговения: мы прикасаемся к источнику света (который символизирует благодать) не напрямую, а держа его с помощью благолепно украшенной утвари. Впрочем, никогда не существовало запрета на то, чтобы держать свечу во время богослужения без подсвечника.
Трикирий – подсвечник на три свечи, символизирует Пресвятую Троицу.
Дикирий – несет в себе две свечи и напоминает верующим о двух природах Господа Иисуса Христа: Божественной и человеческой.
Примикирий – говорит о единстве Церкви, о том, что ее Предстоятель является образом Христа.
Горящая свеча в руках священника и диакона символизирует свет Евангельской проповеди.