Как называется поселок кочевых алтайцев
поселок у алтайцев
Аил традиционно состоял из одной или нескольких юрт, населённых родственниками.
Кроме юрты, под понятие АИЛ подпадает чум, шалаш.
На Алтае считают, что каждый коренной алтаец обязан поставить у себя во дворе аил. Это вопрос престижа, что-то вроде приметы национальной гордости и показатель исконности его корней.
Деревянные аилы – чадыр аил (из жердей, крытые берестой) или кажаан аил (шестиугольный аил) – они появились, когда на Алтай пришли русские. Алтайцы переняли у них науку делать жилища из дерева, но сохранили привычную им форму.
Сейчас аилы стоят во дворе практически каждого дома, где живет алтайская семья. Сами алтайцы живут в избах, ничем не отличающихся от русских.
Деревянные аилы – чадыр аил (из жердей, крытые берестой) или кажаан аил (шестиугольный аил) – они появились, когда на Алтай пришли русские. Алтайцы переняли у них науку делать жилища из дерева, но сохранили привычную им форму.
Сейчас аилы стоят во дворе практически каждого дома, где живет алтайская семья. Сами алтайцы живут в избах, ничем не отличающихся от русских.
Как называется поселок кочевых алтайцев
Часть алтайцы генетические родственники кыргызов.
Среди алтайцов много кыргызские рода.
1207-году Чингизхан включает страну кыргызов в империю монголов.
Показать полностью.
Тогда Алтай была частью государству кыргызов.
В алтае обитали часть кыргызы.Кроме кыргызов обитали племена кешдими,теелеси,теленгити и урасуту.
Последный раз минусинские кыргызы упоминается в 1293 году в минусине.Они из писменных источников исчезает ровно 300 лет.
Русские казаки в началу 17 в. в минусине нашли 1000 кибиток кыргызов.Они 100 лет воевали с казаками. Г.Ф. Миллер написал,что «кыргызов, сколько в старания с российской стороны ни прилагалось, совершенно покорить не могли».
Россия по договору с калмыками, побеждали кыргызов.Т.е. победа русских над кыргызами дипломатическая.Об этом написал Э.Фишер.
Но кыргызы обитавшие Алтая еще упоминается долго.
Факт существование кыргызов на Алтае потверждает писменные источники и археология.
Старшый сын Хайду хана,Чапар обратиться в 1307—1308 гг. к сыну Дувы, Куньджеку, с призывом о прекращении междоусобиц:
«Из-за вражды между нашими и вашими отцами. были опустошены многие страны. Что можно получить на этих развалинах, где из-за гребежа кыргызов и китайцев не стало спокойствия?»
Показать полностью.
(Махмуд ибн Вали, Бахр-уль-Асрар, указан, фотокопия рукописи FB—82, л. 11 а/2. Приравнивание кыргызов к китайцам объясняется, видимо, тем, что те и другие являлись подданными основанной Хубилаем империи Юань, столицей которой был Пекин. Сами великие ханы являлись китайскими императорами.)
Упорную борьбу против кыргызских племен приходилось вести в 20—30-х гг. также младшим братьям Куньджека, Ильчидаю и Дува Тимуру. Стараясь оградить свои владения от кыргызских вторжений, Ильчидай «вверил границы тех областей сведущим эмирам. Дав головомойку (гушмал) сардарам кыргызских племен, оттуда (аз ан джа) на берег реки Ардыш( т.е. Иртыш) придя, принудив откочевать лесных жителей тех пределов, которые на окраинах и в углах поднимали пыль смуты, он поселил их в центре богохранимой страны» (т.е. на Тянь-Шань переселил не кыргызских племен).
(Махмуд ибн-Вели, там же, л. 1Э-а—19-6/2.)
После него(через год) специальный поход против кыргызов предпринимал Дува Тимур, чтобы погасить пламя (грабежей) кыргызов. и разрешить дела (связанные) с этим презренным племенем. (Там же, л. 20-а/2).
Как известно, в 1407г. престол Золотой Орды достался Пулад-хану, сыну Тимур-Кутлук-хана.
«Во время его правления, потомки Тукай-Тимур-хана, которые в период войны Тимура против Токтамыша бежали в пределы Франкистана (Европы), вернулись в свой наследственный юрт Хаджитархан (Астрахан), доставшийся их предкам от самого Бату-хана. Таким же образом, из окрестностей (аз хавали) страны кыргызов, в сторону своего (прежнего) местопребывания двинулись Шейбаниды, и остановились на берегу реки Итиль»
Махмуд ибн Вали. Бахр ал-асрар. ФВ 337. Л. 25б, 26а.
Далее Махмуд ибн Вали рассказывает, что когда Пулад-хан установил свою власть в стране, он решил наказать кыргызские племена (аквам-и кыргыз), которые совершали набеги в пограничные районы Ак-Орды. Однако, Шейбаниды по той причине, что во время нашествия Тимура бежали к кыргызам и пользовались их покровительством, отказались принять участие в походе Пулад-хана. Несмотря на это, Пулад-хан сам отправился против кыргызов и очистил от них окрестности Ак-Орды. В этих же рассказах Махмуд ибн Вали сообщает, что Ак-Орда находилась в восточной части Дашт-и Кипчака и соприкасалась с землями кыргызов.
Махмуд ибн Вали.Бахр ал-асрар ФВ-337. Л. 27а, 28б.
Это подтверждается также сообщением из «Мунтахаб ат-таварих-и Муини» Муин ад-Дина Натанзи о том, что один из ханов восточной ветви потомков Джучи, правивших в низовьях Сыр-Дарьи Мубарак-Ходжа (XIV в.) был изгнан из своего ханства и блуждал два года и шесть месяцев в стране кыргызов на Алтае.