Как называется преувеличение в былинах
Как называется преувеличение в былинах
Гипербола и литота.
Гипербола (oт гp. — преувеличение, излишек) —
образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.
Примеры.
«И сосна до звезд достаёт.» (О. Мандельштам)
«Во сне дворник сделался тяжелым, как комод.» (И.Ильф и Е. Петров)
«Я видывал, как она косит: / Что взмах, то готова копна»
(А.Некрасов)
«В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это». (В.Маяковский)
Гипербола часто встречается в устном народном творчестве, например, в былинах.
Гипербола может «наслаиваться», налагаться на другие тропы — эпитеты, сравнения, метафоры, придающие образу черты грандиозности. B соответствии c этим выделяются гиперболические эпитеты.
ЛИТОТА (др.-греч. — простота, малость, умеренность) — образное выражение, противоположное гиперболе.
Это художественное преуменьшение величины, значения изображаемого, имеющего своей целью эмоционально воздействовать на читателя.
Примеры.
«Страна была до того малюсенькой, что весь ее общественный транспорт состоял из автобуса без мотора».
(Р. Рождественский)
«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
Его я гладил всё — как шелковая шерстка!»
(А.С.Грибоедов)
«Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки!» (А.И. Крылов)
Мужичок с ноготок, Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка.
Литота создается также намеренным двойным отрицанием,
с помощью которого ослабевает свойство или качество предмета: небесполезный, сделать не без умысла;
не лишенный обаяния. Этот прием широко используется в аллегориях, сказках, притчах и устойчивых выражениях.
Литота чаще всего принимает форму сравнения.
Например:»Лошадку ведёт под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… a сам c ноготок!» (А. Н. Hекрасов)
Гипepбoлa и литoтa имeют oбщyю ocнoвy — oтклoнeниe oт oбъeктивнoй кoличecтвeннoй oцeнки пpeдмeтa, явлeния, кaчecтвa, — пoэтoмy мoгyт в peчи coвмeщaтьcя.
Дpyгaя ocoбeннocть гипepбoлы и литoты зaключaeтcя в тoм, чтo oни мoгyт и нe пpинимaть фopмy тpoпa, a пpocтo выcтyпaть кaк пpeyвeличeниe или пpeyмeньшeниe.
Как называется преувеличение в былинах
Гипе́рбола (из др.-греч. ὑπερβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение»), стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление; употребляется в целях усиления художественного впечатления. Конечно, гиперболическое выражение нельзя понимать буквально.
Гипербола — любимый прием в русской народной поэзии. В «Слове о полку Игореве» говорится: «Тому в Полотске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша». На гиперболе построена известная русская песня «Дуня-тонкопряха». В песне рассказывается, что куделюшку Дуня «три часа пряла, три нитки напряла», а нитки «потоньше полена, потолще колена»; затем она нитки «в огород вдевала, колом притыкала».
Часто встречается гипербола в русских частушках:
В духе народного приема пользовался гиперболой в своих стихах Н. Некрасов:
Пройдет — словно солнцем осветит!
Посмотрит — рублем подарит!
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна.
В народном эпосе широкая типизация персонажей не исключала элементов индивидуализации. А. Ф. Гильфердинг отметил: «. Облик каждой физиономии. везде сохраняет типические черты. Ни разу князь Владимир не выступит из роли благодушного, но не всегда справедливого правителя, который сам лично совершенно бессилен; ни разу Илья Муромец не изменит типу спокойной, уверенной в себе, скромной, чуждой всякой аффектации и хвастовства, но требующей себе уважения силы; везде Добрыня явится олицетворением вежливости и изящного благородства, Алеша Попович — нахальства и подлости, Чурила — франтовства и женолюбия, везде Михаиле Потык будет разгульным, увлекающимся всякими страстями удальцом, Ставер — глупым мужем умнейшей и преданной женщины, Василий Игнатьевич — пьяницей, отрезвляющимся в минуту беды и который тогда становится героем, Дюк Степанович — хвастливым рыцарем, который пользуется преимуществами высшей цивилизации и т.д.; словом сказать, типичность лиц в нашем эпосе выработана до такой степени, что каждый из этих типов стал неизменным общенародным достоянием».
Один из важных принципов эпической типизации — изображение множественного в обобщенном единичном (синекдоха). Былины переносили качество массы людей на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных воинов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов.
Вражеская сила также могла изображаться в единичных фантастических образах (Тугарин Змеевич, Идолище). Иногда выделялся предводитель вражеского войска (Калин-царь).
Главный художественный прием народных эпических песен — гипербола. А. Ф. Гильфердинг и другие собиратели засвидетельствовали, что певцы воспринимали гиперболы не как поэтический вымысел, а как достоверное изображение реальных качеств в их максимальном проявлении.
С помощью гипербол рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает русский богатырь. В былине «Илья Муромец и Калин-царь», записанной от Т. Г. Рябинина:
Гиперболы применялись для развенчания врагов. Чудовищный облик врага передавали гиперболы, которые показывали его отвратительно безобразным. Они насмешливо изображали огромные размеры врага.
В былине «Илья Муромец и Идолище»:
Подобным образом был нарисован и Тугарин:
Гиперболически и одновременно сатирически изображалось количество съедаемой врагом пищи. В былине «Алеша Попович»:
Русские богатыри на пиру у князя Владимира также выпивают чарочку в полтора ведра, и не одну. Но в данном случае гипербола передавала чувство восхищения героем:
Гиперболы усиливали общее место (locus communis), изображающее устрашающий крик врага. В былине «Илья и Соловей», записанной от Т. Г. Рябинина:
В былине «Иван Гостиной сын», записанной в XVIII в., устрашающий крик и гиперболическое изображение его невероятных последствий отнесены к чудесному коню Ивана. Иван, пировавший у князя Владимира, побился с ним за своего коня о велик заклад:
Чудесный конь бурочко-косматочко, троелеточко не подвел хозяина. Он привел в ужас не только соперничавших с ним жеребцов, но и весь княжеский двор, а также самого Владимира со княгинею:
У Ильи Муромца лук в двенадцать пуд, клюка сорок пудов, палица три тысячи пуд. У Добрыни Никитича палица буёва — шестьдесят пудов, Добрыня берет вяз в девяносто пуд. Алеша Попович берет палицу булатную в девяносто пуд; у Екима-парубка палица в три тысячи пуд; у калики перехожей шепальпа подорожная. в тридцать пуд; у Василия Буслаева вяз во двенадцать пуд.
Столь же весомо (в прямом и переносном смысле) все богатырское снаряжение.
У Михаила Казаринова в колчане полтораста стрел. У Святогора шляпонька — сорок пуд; у Добрыни Никитича шляпа — сорок пудов. Нательный крест у Самсона-богатыря на вороте шести пудов; у Ильи Муромца — полтора пуда.
Гиперболически подчеркивалась цена богатырского снаряжения.
У Михаила Казарина кольчуги цена сорок тысячей, шелому цена — три тысячи, куяку и панцырю цена на сто тысячей, цена луку — три тысячи, стрелы — по пяти рублев, коню — цены-сметы нет. Как видим, самое дорогое для богатыря — его конь.
Гиперболы, отлитые в поэтическую формулу, изображали необычайную скорость богатырской поездки на коне:
Конь Настасьи королевичны:
Высшей степени гиперболы достигали в кульминации былинного сюжета — изображении боя. Здесь появлялась типическая формула (locus communis): богатырь хватает то, что подвернулось ему под руку (шапку со буйной головы, палицу боевую, дуби-ночку и даже татарина) и начинает этим помахивать.
В былине «Калин-царь», записанной в XVIII в., предводитель несметного вражеского войска велел татарам сохватать Илью. Приказание было исполнено:
Связали ему руки белыя
Во крепки чембуры шелковыя.
Даже связанный, Илья добром предлагает Калину отойти прочь с татарами от Киева, или им не быть живыми.
В отдельных случаях гиперболы подчеркивали необычайную продолжительность битвы. Так, в былине «Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем», записанной А. Д. Григорьевым, богатыри бились палочками буевыми, сабельками вострыми, копьями по семь сажен, а дальше
В былинах с мирным содержанием появлялись свои гиперболы. Например, в былине «Дюк», записанной от П. А. Воинова, мать Дюка Степановича — жена старо-матерна — одета столь роскошно, что не много шелку ведь, вся в золоте. Она так была представлена Добрыне Никитичу:
В былине «Вольга», записанной от И. Касьянова, пахарь Микула Селянинович также имел необычайно прекрасный внешний вид: его кудри рассыпались как скатный жемчуг, глаза были ясна сокола, брови — черна соболя. Но особенно поразительна одежда Микулы Селяниновича, вовсе не предназначенная для пахоты:
Столь же роскошна сошка кленовая: у нее гужики шелковый, омешики булатнии, присошечек серебряный, а рогачик — красна золота. Прекрасна по своему виду и кобылка соловая — т. е. рыжая, с белым хвостом и белой гривой. За внешним великолепием пахаря, его сошки и кобылки скрыта их внутренняя мощь и сила, которая обнаруживается по мере развертывания сюжета.
С какой целью употребляются в былине гиперболы, повторения, эпитеты?
С какой целью употребляются в былине гиперболы, повторения, постоянные эпитеты?
Средства художественной выразительности, такие как гиперболы, эпитеты и прочее, в былинах используются с такой же целью как и в других жанрах литературы. То есть, для более красивого звучания текста; точной передачи мысли; развития воображения у читателей.
Угол между асимптотами гиперболы определяется соотношением ее полуосей. Гиперболы называют коэффициенты a и b, входящие ее каноническое уравнение: x^2/a^2 − y^2/b^2 = 1. Через эти коэффициенты угол между асимптотами гиперболы выражается следующим образом:
Гипербола оказывается тесно связанной с жанром гротеск, в котором написано произведение Салтыкова-Щедрина «История одного города». Все, что описывает писатель предстает перед нами в искаженном, преувеличенно уродливом облике. Будь то сами глуповцы, чья глупость была выше всего на свете, это явное преувеличение и следовательно гипербола, или будь то многочисленные градоначальники, каждый из которых был по своему оригинальным.
Но обратимся непосредственно к тексту произведения и подтвердим эту мысль цитатами о подвигах, которыми так гордились глуповцы:
Обратная гипербола (или литота) представляет собой литературный прием, предполагающий усиление значения слова за счет двойного отрицания. В качестве примера можно привезти слово «небезизвестный».
Гипербола и гротеск используются создания определенного комического эффекта. Роли этих фигур речи могут варьироваться, в зависимости от авторского замысла. Чаще всего их используют для:
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЯн Нестеров
Похожие презентации
Презентация на тему: » Былины – произведения русской народной поэзии о богатырях. Слово былина происходит от слова быль. В былинах, как вы догадываетесь, рассказывается о том,» — Транскрипт:
2 Былины – произведения русской народной поэзии о богатырях. Слово былина происходит от слова быль. В былинах, как вы догадываетесь, рассказывается о том, что было. Былины создавались в глубокой древности и пронесли через столетия до наших дней много такого, что требует объяснения. Былину можно прочесть, если читаешь неторопливо и вдумчиво, бездумного чтения она не терпит. Поскольку былины создавались в далеком прошлом, их называют также старинами. Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Мы же прочтем былину о богатыре пахаре, оратае Микуле Селяниновиче. Селянинович – от существительного село. Отчество, а вернее, прозвище Селянинович указывает на то, что Микула – сельский житель, крестьянин. Былины создавались и передавались от поколения к поколению простым трудовым народом, который на своих плечах выносил и тяготы военных подвигов, и тяжкий повседневный крестьянский труд. Через былины простые труженики пытались скрасить хотя бы в своем воображении непомерное бремя трудовых и ратных подвигов, показать величие человека труда и его превосходство над остальными. В народе любили былинных богатырей. Сейчас увидим, с какой гордостью за богатыря пахаря сказители былин рассказывали о работе Микулы на поле.
3 Андрей Рябушкин. Микула Селянинович Микула Селянинович персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь. Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
6 Микула орет (пашет) сошкой. «Сошка у оратая кленовая» Из какого дерева сделана сошка? «Омешики на сошке булатные». Металлические наконечники сохи называются омешиками. У сохи, которой пашет Микула, омешики булатные, то есть сделаны из самого хорошего металла, из булата. Вот «при сохе» присушек, лопатка для отворота земли, для того, чтобы землю «в борозду валить». «Присошечек у сошки серебряный». Рогачик – рукоятка сохи. «А рогачик-то у сошки красна золота». Это обжи, между ними находилась лошадь. На шею лошади надевали хомут, обжи привязывались к хомуту гужами. «Гужики у нее да шелковые».
8 Как орет в поле оратай – посвистывает, А бороздочки он да поматывает, А пенья-коренья вывертывает, А большие-то каменья в борозду валит. У оратая кобыла соловая, Гужики у нее да шелковые, Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, А рогачик-то у сошки красна золота. А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются. «Скачен жемчуг», или «скаченный жемчуг» – отборный жемчуг, круглый, ровный, высшего сорта. Представьте себе: высыпали из мешочка жемчуг, и покатились жемчужные шарики по столу. Любовь народа к былинному богатырю пахарю проглядывает и в описании внешности Микулы.
10 Теперь послушайте описание сапог, которые на богатыре пахаре: У оратая сапожки зелен сафьян: Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати. С чем сравниваются глаза Микулы?С глазами сокола. А брови какие?Соболиные – как мех черного соболя. У Микулы сапоги сшиты из сафьяна. Сафьян – выделанная козлиная кожа, мягкая, эластичная. «У оратая сапожки зелен сафьян». Заметьте: не «сапоги», но «сапожки».
11 Однажды рыбаки, ловившие рыбу на Ильмень- озере, что у Новгорода, в сетях обнаружили сапог из необычного для нашего времени материала и совершенно непривычной формы. Сапог был из сафьяна ( искусно обработанной кожи), с тонким изогнутым каблуком и высоко загнутым кверху носком. Ученые – археологи сначала решили: подделка! Каково же было их изумление, когда изучая былины, они обнаружили такое описание сапог богатыря: …Сапожки из зелена сафьяна, Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту воробей пролети, Около носка хоть яйцо прокати!
12 Пяты значит «каблуки»; существительные пята и пятка – родственные слова. «Шилом пяты» – с чем сравниваются пяты, то есть каблуки? «Шилом пяты» – то есть каблуки тонкие, как шило. «Носы востры» – какие носы у сапожек? Вот под пяту-пяту воробей пролетит. Если «под пяту воробей пролетит» – значит, каблуки у Микулиных сапожек какие: низкие или высокие? (Высокие.) Каблуки такие высокие, что может воробей пролететь. «Шилом пяты, под пяту воробей пролетит», – каблуки у Микулиных сапожек очень тонкие и высокие. Около носа хоть яйцо прокати. «Носы востры. около носа хоть яйцо прокати», – носы у сапожек острые и такие ровные, что можно яйцо прокатить. У оратая шляпа пуховая, А кафтанчик у него черна бархата. Как видите, пахарь вышел на работу в поле в нарядной одежде, словно бы на праздник.
14 А лошадь у Микулы соловая. Соловая лошадь – это лошадь такой масти: сама светло- коричневая, но хвост и грива белые. Кобыла у богатыря пахаря тоже богатырская. Микула на своей лошади «пенья- коренья вывертывает» и большие каменья не объезжает стороною, как это обычно делается, а валит их в борозду вместе со вспаханной землей, словно бы и не замечая их. Если Микулина кобыла степью идет (от глагола ступать), то другим лошадям приходится уже скакать, чтобы не отстать от нее; а если она грудью пойдет, за ней уже никакому коню не угнаться. Купил ее Микула «жеребеночком из-под матушки», то есть жеребенком-сосунком, и заплатил за нее очень дорого – пятьсот рублей. Если бы его лошадь не кобылой была, а конем, то ей и совсем цены не было бы.
16 Мимо того места, где «орет оратай» Микула, проезжает князь Вольга Святославович. Былинный князь Вольга Святославович тоже не прост: богатырь, да к тому же еще обладает колдовской силой, волшебными мудростями. Он может обращаться в птиц, рыб, зверей, причем, став птицей, рыбой или зверем, он продолжает обладать необыкновенной, богатырской силой.
18 В былине князь Вольга и пахарь Микула встречаются, и мы получаем возможность сопоставить, сравнить князя и пахаря, выявить, в ком из них больше достоинств – достоинств не внешних, а истинных, таких, которые и человека делают героем, и окружающим людям на благо служат. Князь Вольга получил от своего дяди, столь но киевского князя Владимира, три города и отправился в эти города, чтобы получить дань, за получкою поехал. С ним «хоробрая дружинушка» в «тридцать молодцев без единого» – то есть сколько дружинников с ним. А что значит хоробрая. Более двух дней Вольге пришлось добираться до Микулы после того, как был услышан Вольгою голос Микулы и скрип его сошки – вот каким могучим богатырем был пахарь! Конечно, сила человека, его возможности, его могущество явно преувеличены в этом описании. Почему в былине допущено такое преувеличение. Чтобы подчеркнуть, каких колоссальных усилий требует от человека его основная деятельность – обработка земли. Чтобы показать, какие могучие люди ходят за сошкою, перепахивая родные поля. Чтобы, наконец, выразить гордость за могучих в работе землепашцев.
20 Почему Вольга приглашает Микулу поехать с ним «во товарищах»?
22 Какие особенности построения былины, ее языка вы заметили?
23 Существительные и прилагательные в уменьшительно- ласкательной форме. Прилагательные нередко употребляются в краткой форме. Глаголы в неопределенной форме с древним окончанием –ти. Постоянные эпитеты. Гиперболы.
24 Существительные обычно употребляются в уменьшительно-ласкательной форме. Дружинушка, дядюшка, батюшка, матушка, оратаюшко, земелька, бороздочка, сошка (а не «соха»), у Вольги жеребчики (а не «жеребцы»), даже мужики-разбойники названы мужичками-разбойничками. Прилагательные также иногда встречаются в уменьшительно-ласкательной форме. Кобыла соловенькая (вместо «соловая»), сошка кленовенькая (вместо «кленовая»).
25 Прилагательные нередко употребляются в краткой форме. Например, в сравнениях при описании внешности Микулы: скачен жемчуг (вместо «скаченный жемчуг», что значит «круглый, ровный, отборный жемчуг»), глаза ясна сокола (вместо «ясного сокола»), брови черна соболя (вместо «черного соболя»), сапожки зелен сафьян (вместо «зеленый сафьян»), кафтанчик черна бархата (вместо «черного бархата») и так далее.
Как называется художественный прием преувеличения часто используемый в былинах?
Как называется прием преувеличения?
Как называется художественный прием основанный на преувеличении в данном случае физических возможностей врага )?
Гипербола — художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления. Ответ: гипербола.
Как называется прием преувеличения предметов и явлений в художественном произведении?
Что такое прием гротеска?
grotta — «грот», «пещера») — способ художественного формообразования, а также отдельный жанр в искусстве, в котором комически или трагикомически обобщаются и заостряются жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.
Что такое гипербола и примеры?
Гипербола – стилистическая фигура, преувеличение. Она используется не только в художественных текстах, но и в ораторском искусстве, и в разговорной речи. Примером гиперболы могут служить следующие выражения: «я не видел тебя тысячу лет», «ты напугал меня до смерти», «кажется он накупил еды на год вперед».
Как называется средство художественной выразительности при котором внутреннее состояние персонажей характеризуется при помощи описания их внешнего состояния т е их действий и поступков?
Пояснение. Такое средство характеристики персонажа называется портретом.
Что такое средство художественной выразительности?
Средства художественной выразительности языка, или языковые средства, – это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.
Какие есть выразительные средства?
Выразительные средства лексики, или тропы, основываются на использовании переносных значений слов. К тропам относятся аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, оксюморон, синекдоха, сравнение, эпитет.
Как называется прием основанный на употреблении одинаковых слов в художественном тексте?
Ответ: повтор или лексический повтор.
Какие приемы используются в литературе?
Как в литературоведении называется чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета?
ГИПЕРБОЛА в Большом современном толковом словаре русского языка: I ж. 1. Художественно-стилистический прием, заключающийся в чрезмерном преувеличении каких-либо качеств или свойств изображаемого предмета, явления и т.
Где используется гротеск?
Наряду с гиперболой, используется широко в сказках, легендах и мифах гротеск. Примеры его в этих жанрах весьма многочисленны. Один из самых ярких в сказке — это образ Кощея Бессмертного. Писатели, создавая персонажей, основанных на гротеске, используют как художественную условность преувеличение.
Что такое Гротеск в литературе простыми словами?
Гротеск (ударение на «е») это, в изначальном смысле, художественный приём, в основе которого лежит странное и причудливое сочетание реальности и сказочности, красоты и кошмара, мудрости и безумия. Французское слово «гротеск» происходит от Grot — «пещера».