Как называется расписная посуда деревянная
Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.
Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.
Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.
Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.
Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.
Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детскинаивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле.
Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.
Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.
Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.
Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.
В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.
Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.
Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.».
В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.
Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
История посуды на Руси
С древних времён люди использовали в быту посуду. Она использовалась не только как ёмкость для приготовления и хранения пищи, но и была отражением богатой и многообразной культуры нашего народа.
Сначала в Древней Руси посуду изготавливали из дерева – берёзы, липы и рябины. Наши предки считали, что их древесина обладает полезными свойствами. Ещё причинами использования данного материала для изготовления посуды также является лёгкость его обработки.
Как считают историки, точёная на специальных станках деревянная посуда появилась на Руси примерно в 10 веке. Из дерева делали ложки, миски, солонки, кувшины и другую посуду.
Рис.1. Деревянная солонка
Рис. 2. Деревянный ковш
Рис. 3. Деревянная ложка (12 век)
Рис. 5. Солонка утица
Затем на Руси появилась глиняная посуда. Она тесно перекликается с развитием гончарного ремесла.
В глину добавляли кварцевый песок и обжигали. Керамика получалась необычайно прочной. Посуду из глины делали из отдельных частей.
Еду варили в горшках различной формы. В опарницах наши предки готовили тесто, а в кашнике – каши и супы. В самом большом горшке «корчага» варили квас, брагу и пиво, а также кипятили воду. Жарили и пекли на глиняных сковородах и противнях. В них же и подавали пищу на стол.
Рис. 8.Глиняный горшок
Рис. 9. Керамическая ендова
Расцвет посуды из глины приходится на средние века. Керамическая посуда Древней Руси стала прародительницей современной посуды.
В 10-11 вв. на Руси стала появляться посуда из стекла. Сначала её покупали только князья и богатые купцы, так как она дорого стоила. Наши стеклодувы делали чаши и кубки, которые имели маленькое и неустойчивое дно и тонкую ножку. Поэтому стеклянная посуда часто билась. Но к концу 12 в. мастера на Руси начали изготавливать кувшины, стаканы и бутыли, используя стеклодувные трубки и стекловаренные печи. Так в нашем языке появилось слово «скляница». Оно стало обозначать любые стеклянные изделия. Из-за того, что в таких ёмкостях чаще всего хранили и подавали алкоголь, это слово приобрело ещё одно значение – «пьянство».
Рис. 11. Стеклянная посуда
Также на Руси изготавливали металлическую посуду. Её использовали зажиточные люди. Ещё до нашествия монголо-татарского ига в котлах варили супы и напитки. Из бронзы делали фляжки и черпаки, украшенные различными орнаментами.
Рис. 12. Металлическая посуда
Рис. 13. Посуда из металла
Самой дорогой считалась посуда, изготовленная из серебра и золота. Из них производили кубки, чаши и рога.
Рис. 14. Серебряная посуда
Рис. 15. Медная посуда
Во времена Петра I в России появились много новой утвари, среди которых были формы для пудингов и венчики для взбивания яиц. Начали появляться привезённые из-за границы фаянсовые и фарфоровые изделия. Их покрывали ручной росписью и покрывали позолотой.
Из-за высокого спроса на такую посуда в 1744 году в Петербурге построили Императорский фарфоровый завод, на котором изготавливали сервизы и предметы интерьера для царской семьи.
Рис. 16. Императорский фарфоровый сервиз (18 век)
Рис. 17. Фарфоровый императорский сервиз (18 век)
Рис. 18. Императорский сервиз
Рис. 19. Царскосельский сервиз, ИФЗ
Благодаря шотландскому купцу Францу Гарднеру в 1763 году в селе Вербилки Московской губернии открылся завод, где производили не только изделия из фарфора, но и из фаянса. А в начале 19 века открылись и другие фарфоро-фаянсовые фабрики.
Рис. 20.Фарфоровая сахарница «Барбарис», Вербилки
Рис. 21. Чайная пара, Вербилки
С тех пор посуда из фарфора и фаянса стала самой популярной в Российской Империи и практически полностью вытеснила глиняные и деревянные изделия.
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Традиционная русская деревянная ложка: техники, сюжеты, виды орнамента, центры изготовления
Деревянная посуда была самой популярной на Руси.
История
Первое упоминание о русских ложках встречается в «Повести временных лет», где описан пир у князя Владимира. Этот пир знаменит тем, что дружинники возмутились, когда их стали потчевать не с серебряных ложек, а с деревянных.
До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами. Пищу употребляли прямо руками. В целях повышения культурного уровня православного люда, великий князь издал приказ, в котором повелевал отныне пищу подносить только с их помощью.
С этих времен и началась история создания деревянной ложки. Появились мастера, которых называли «ложкари», искусно вырезавшие их разной длины, формы и объема. Из чурбана делалась грубая заготовка, которую впоследствии отшлифовывали специальными растениями и камнями. Обычно они изготавливались из липы и плодовых деревьев, таких как вишня, слива, яблоня, рябина.
Со временем, помимо обычных изделий с толстой ручкой, стали появляться более изящные творения, с резными узорами и росписью. Не каждый мог сотворить красивую, легкую и удобную ложку. Мастерство оттачивалось годами и передавалось как ценное наследие подмастерьям или сыновьям.
Расписывать «под хохлому» их стали только спустя столетия, в начале 19 века. На золотистом или черном фоне искусные умельцы рисовали веточки рябины, сказочных птиц и животных. Сейчас это изделие скорее служит подарочным сувениром, особенно полюбившаяся приезжим иностранцам. Размеры таких приборов поражают воображение – от маленьких чайных, до литровых половников-великанов. В последнее время обычаи наших предков стали возвращаться, всё чаще можно увидеть свадьбы, фестивали и праздники, проводимые в народных костюмах, с традиционными русскими гуляньями. Существует даже целый день, который назван в честь данного столового прибора.
Археологические памятники, связанные с обработкой древесины, представлены в основном инструментами и непосредственно продукцией мастеров. В то же время мастерских было найдено мало, значительная часть их была обнаружена во время раскопок в Новгороде Великом. В частности, там были мастерские токарей по дереву, бондарей, гребенников, ложкарей, резчиков посуды и т. д.
Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.
Техники
Резная и расписная.
Традиционная русская ложка могла иметь разную форму: овальную, круглую, объемную, плоскую или граненую.
Процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши», у опытного мастера занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы — раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне — доверяли детям, а заключительные — скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку — женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время.
Самое первая автоматизация в этом непростом промысле — лучковый станок. Он позволял обтачивать черенок ложи.
Материалы
Материалом для ложек служили липа, осина, берёза, отчасти ольха и рябина, изредка клён и пальма (самшит), а в западных губерниях и на Кавказе — груша. Довольно широко использовались клён и ясень. Из клена делались резная посуда, ковши, ложки и т. д. Ясень шёл на производство точеной посуды, которую изготовляли на токарных станках.
Одни из самых дорогих были ложки из клена — их редко расписывали, так как они сами по себе имели очень красивую фактуру. Самыми дорогими были ложки из фруктовых деревьев.
Сюжет и орнамент
Хохлома
В давние времена в лесах Заволжья, неподалёку от села Хохлома Новгородской губернии первые поселенцы были беглецами, укрывшимися здесь от гонений помещичьего гнета за «старую веру». Некоторые из них были художниками-иконописцами и мастерами рукописной миниатюры. Неплодородные земли не давали возможности прокормиться крестьянам, и беженцы стали применять своё мастерство, расписывая деревянную посуду, изготовляемую местными мастерами. Такая неизвестная до селе роспись чудесно украсила скромную деревянную кухонную посуду. Краски заиграли золотистыми и красными солнечными лучами. Слава о такой праздничной посуде разнеслась не только по всей округе, но и приобрела известность на всей Руси.
Каждый ремесленник обладал своей спецификой, но изделия выполнялись вручную. Ведь изготовление деревянных ложек – нелёгкий процесс. Сначала необходимо вырезать деревянную заготовку будущей ложки, потом высушить ее, покрыть тоненьким слоем глины и пропитать маслом льна. Изюминкой такой росписи является то, что на дерево наносят не золотой, а серебристый порошок, поверх которого выполняют рисунок. Потом изделия лакируют и закаливают в печи при высокой температуре. В результате появляется медово-золотистый цвет, свойственный только хохломе.
Для росписи изделий используют либо чёрно-красный рисунок на золотом фоне или золотой орнамент на красном, зеленом, черном фоне. В росписях Хохломы художники изображают растительные формы в виде ярких красных ягод рябины, земляники, и цветов, также встречаются рыбы, птицы и зверьки. Гибкими, волнистыми стеблями с листьями, ягодками и цветами украшают мастера поверхность ложек, придавая им неповторимый нарядный облик.
Центры изготовления
Деревянные ложки в России в XIX веке изготавливались в количестве не менее 150 миллионов штук в год, преимущественно в Нижегородской, Костромской и Вятской губерниях. Две трети ложкарей занимались своим промыслом от Покрова до Пасхи (150 дней).
Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как ее еще называли, керженская.
Самым известным центром по производству деревянных ложек ещё с XVIII в. стал Семёнов, который тогда был маленьким селом в Нижегородской области.
На Нижегородской земле издавна ловко резали ложки. Но популярными они стали, благодаря уникальной
Ложкари в Семеновском уезде
технологии — хохломской росписи. Такие ложки не боялись ни воды, ни горячего и служили очень долго.
Семеновские мастера делали ложки «такие приглядные да ловкие, – пишет современный сказочник С. В. Афоньшин, – что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали».
Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей – в далекой Персии. Особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполняли нижегородцы.
Известно, что в Семеновском уезде в начале ХХ века вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек, а в 1910 году было достигнуто рекордное число – 170 миллионов штук.
Производили ложкарную продукцию тысячи крестьян-кустарей, живущих в самом городе и в окрестных селах. У каждого была своя специализация: ложкари-резчики, красильщики, занимавшиеся росписью «белья» (долбленой или выточенной на станке посуды), и лачилы, те, кто покрывал расписную посуду лаком.
Северодвинская деревянная ложка вырезалась для себя, а не на продажу. Поэтому она грубее и проще новгородской. Такая ложка вырубается топором, и ножом доводится в самую последнюю очередь.
Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить
В детстве мне казалось, что русские народные промыслы остались в далеком прошлом вместе с лаптями, коромыслами и балалайкой.
На самом деле многие промыслы процветают и сегодня, а некоторые из них — вовсе не такие древние, какими казались на первый взгляд.
В этом материале — популярные и известные примеры русской народной культуры: расскажу, когда они появились, где их купить и как увидеть процесс создания.
Гжель
Когда появилось: в 1944 году
Где делают: в Раменском районе Московской области
Где купить: на сайте Гжельского фарфорового завода
Гжель — голубая роспись по белому фарфору, которую выполняют в одноименном селе и близлежащих деревнях: всю эту местность называют гжельским кустом.
Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки.
Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.
Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.
Посмотреть на производство гжели можно на экскурсиях по Гжельскому фарфоровому заводу: там покажут, как создают посуду необычной формы, а на мастер-классе предложат расписать заготовку характерным гжельским рисунком.
Например:
✨ Тарелка «Синички» — 1290 Р
✨ Кашпо — 1790 Р
✨ Чайник — 3280 Р
Хохлома
Когда появилось: в 17 веке
Где делают: в городе Семенове Нижегородской области
Где купить: на сайте фабрики «Хохломская роспись»
Хохлома — яркая роспись по дереву, известная своими золотыми элементами. Чтобы получить такой эффект без использования драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком. Другие характерные цвета хохломы — красный и черный, хотя встречаются и дополнительные: например, зеленый или голубой.
Традиция так расписывать деревянную утварь появилась на севере нижегородских земель, где было много леса и мало плодородных земель: товары со всей округи продавали в селе Хохлома. Теперь центр производства хохломы располагается в городе Семенов, где работает крупнейшая хохломская фабрика. Мастера там работают по старинным технологиям, вручную контролируя каждый этап — от изготовления основы до финального покрытия лаком.
Для туристов фабрика «Хохломская роспись» проводит экскурсии на предприятия и в музеи. Там можно увидеть образцы-эталоны, коллекцию росписи конца 19 — начала 20 века, а в Музее народного быта покажут, как жили и работали мастера, стоявшие у истоков хохломской росписи. Попробовать свои силы в создании хохломы тоже можно: художники фабрики проводят для посетителей экспресс-уроки и мастер-классы.
Например:
✨ Ложка — 150 Р
✨ Детский стул как в садике — 1725 Р
✨ Ковш-утка — 5070 Р
Городецкая роспись
Когда появилось: в середине 19 века
Где делают: в Городце Нижегородской области
Где купить: на «Вайлдберриз»
Городецкая роспись — еще один вид украшения деревянной утвари родом из нижегородских земель. Главные отличительные черты этого промысла — яркие, разнообразные цвета и сюжетные сценки. В отличие от растительных узоров хохломы, городецкая роспись изображает людей, животных и знакомые элементы деревенской жизни: избы, колодцы и увитые цветами заборы.
Этот стиль росписи заменил традиционную резьбу по дереву, которой украшали донца прялок: когда инструмент не использовали, донца снимали и вешали на стену в качестве декора. А потом стали расписывать и другие бытовые предметы из дерева: например, сундуки, разделочные доски и шкатулки.
Сейчас такие изделия производит фабрика «Городецкая роспись»: в ее стенах мастера вручную украшают каждый предмет. На экскурсии туристам покажут рабочие места художников и проведут по музею: в экспозиции собраны разные изделия с городецкой росписью — от подсвечников и ложек до столов, ваз и картин.
Например:
✨ Шкатулка — 604 Р
✨ Сахарница — 1100 Р
✨ Фигурки купца и купчихи — 1260 Р
Как победить выгорание
Федоскинская миниатюра
Когда появилось: в конце 18 века
Где делают: в селе Федоскино Московской области
Где купить: в магазине Федоскинской фабрики миниатюрной живописи
Федоскинская миниатюра — техника лаковой живописи, которую наносят поверх заготовок из папье-маше, в основном небольших шкатулок и табакерок. Мастера пишут миниатюры масляными красками в несколько слоев, чтобы картины выглядели объемно, а для эффекта свечения заранее наносят на заготовку светоотражающие материалы — металлический порошок и сусальное золото — или делают перламутровые вставки.
Такие изделия появились в конце 18 — начале 19 века и переняли стилевые особенности живописи того времени. В основном федоскинская миниатюра изображает пейзажи или бытовые сюжеты в реалистическом стиле: например, скачущую тройку с пассажирами, беседу соседок у колодца или игры молодых крестьян друг с другом. На современных изделиях кроме традиционных деревенских мотивов появляются и приметы 20—21 веков: танки или Красная площадь с мавзолеем.
На фабрику можно попасть с экскурсией: посмотреть на производственные цеха и экспозицию образцов, а еще попробовать самостоятельно расписать шкатулку на мастер-классе.
Например:
✨ Шкатулка «Цапли» — 13 400 Р
✨ Шкатулка «Пляски» — 25 000 Р
✨ Шкатулка «Садко» — 27 000 Р
Жостовская роспись
Когда появилось: в начале 19 века
Где делают: в деревне Жостово Московской области
Где купить: на сайте Жостовской фабрики