Как называется скульптура на носу корабля
Как появились носовые скульптуры на кораблях, и для чего они были предназначены
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Хороша была галера: румпель был у нас резной,
И серебряным тритоном нос украшен был стальной.
Кандалы нам терли ноги, воздух мы хватали ртом,
Полным ходом шла галера. Шли акулы за бортом.
(Редьярд Киплинг, перевод Е. Дунаевской)
Вначале эти фигуры в виде мифических животных размещали на носу судна, на специальном выступе.
Зачастую их устанавливали с целью устрашения врагов, особенно это касалось викингов. На высоких носах своих драккаров они размещали еще и высоко поднятые головы драконов. И когда эти головы выплывали из тумана в сопровождении ревущих боевых рогов, на европейских жителей это производило весьма устрашающее впечатление.
Примитивные суденышки часто оказывались бессильными перед морской стихией, и для успешного плавания капитаны старались установить на кораблях фигуры богов – укротителей морской стихии, надеясь таким образом получить от них защиту и покровительство для своей команды.
Но, как оказалось, эти тяжелые статуи на носу корабля, наоборот, делали его менее устойчивым на волнах, поэтому для них нашли другое, более подходящее место – под бушпритом, именно там мы и привыкли их видеть.
К середине 16 века скульптуры становятся уже весьма совершенными в художественном плане, резчики по дереву, умело используя структуру дерева, научились искусно передавать контуры тел этих фигур. Все эти носовые фигуры устремлены вперед, будто помогая судну идти быстрее.
И вскоре уже на всех крупных парусных судах под бушпритом красовались великолепные скульптуры.
Носовые фигуры корабля: морские символы
Носовые фигуры корабля: морские символы
Гальюнная фигура — носовое украшение на парусном судне. Фигура устанавливалась на гальюн (свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях. Тщательно продуманные резные декоративные работы из дерева, известные как носовые фигуры, были весьма популярны с шестнадцатого по девятнадцатый век.
Вверху: резное украшение «Кати Сарк», 1896 год, фото Алексея Сулоева
Носовая фигура этого судна была первоначально датирована периодом викингов, но в настоящее время ее происхождение определяют периодом с 350 по 650 год, когда германские племена распространялись по Европе после распада Западной Римской империи (левая фотография внизу).
Несколько столетий спустя суда викингов часто демонстрировали устрашающие головы драконов во время своих набегов, приблизительно между 800 и 1000 годами нашей эры (средняя и правая фотография сверху).
Голландские носовые украшения: слева и посередине – линейный корабль 1787 года «Саелэнд». Справа: корабль 1811 года «Финикс»
Тем не менее, общая практика использования носовых украшений достигла рассвета в 1500-ых годах, с развитием галеонов, которые могли пересекать океан. Как и вывески для трактиров, которые использовались для рекламы во времена, когда большинство людей не умели читать, носовые фигуры часто служили для обозначения имени судна для наименее грамотных слоев общества. Они также использовались для демонстрации богатства и социального положения владельца судна, а на военных кораблях олицетворяли могущество и силу страны.
Голландские и российские носовые украшения 1739-1741-ых годов:
Носовые фигуры также служили своего рода приносящим удачу талисманом для команды корабля. В Германии, Бельгии и Голландии считалось, что носовые украшения заключали в себе духа по имени Кабоутермананкес. Этот дух защищал судно и команду от жестоких штормов, предательских ветров, неотмеченных на карте скал, немочей и болезней и, в конечном счете, в случае если судно тонуло, этот дух проводил души моряков в загробную жизнь. Если бы моряки потеряли свои жизни в море без такой защиты, считалось, что их души обречены скитаться по морю вечно.
Носовые фигуры, почти полностью исчезнув к 1800-ым годам, вновь приобрели популярность после наполеоновских войн. Но они были меньшего размера в сравнении с полноразмерными фигурами, популярными в предыдущих столетиях.
Вот носовая фигура флагмана адмирала Нельсона «Виктория» начала девятнадцатого века (слева).
Британский фрегат с поразительным украшением «Единорог» был спущен на воду в 1824 году (на фото вверху справа).
Слева: принц Генри Мореплаватель украшает нос «Сагреша Второго» Португалия, 1937 год.
Справа: носовое украшение фигура монаха с «Америго-Веспуччи», 1931 год.
Клиперы, которые плавали под парусами по торговым маршрутам всего земного шара в середине девятнадцатого века обычно имели полноразмерные носовые фигуры, но их делали не столь сложными в исполнении. До того как отправиться на реставрацию, чайный клипер «Кати Сарк» в Лондонском Гринвиче хранил огромное количество носовых фигур:
У первых пароходов иногда были носовые фигуры, но носовые украшения в большинстве своем вымерли с упадком парусного судостроения.
Корабль королевского флота Великобритании «Родни», спущенный на воду в 1884 году, был последним британским линкором украшенным носовой фигурой, хотя некоторые суда меньших размеров продолжали украшаться ими до первого десятилетия двадцатого века. Украшение носа британского корабля «Воин» той же эпохи (фото слева):
Германский океанский лайнер «Император» спущенный на воду в 1912 году использовал большого бронзового орла в качестве носовой фигуры (фото вверху справа). Он придавал дополнительные футы длины кораблю и обеспечил возможность признать «Император» самым длинным судном того времени, победив британский корабль «Олимпик», того же типа что и «Титаник».
Носовые украшения обычно изображали людей, но здесь есть лев (внизу слева)… И даже король морей Нептун собственной персоной (фото посередине), чье лицо кажется полностью идентичным носовому украшению «Аякса», построенным в 1809 году и участвовавшим во многих боях во время длительного конфликта с Наполеоном (внизу справа).
И раз уж разговор зашел об Азии, вот примеры носовых фигур из Таиланда. Они украшают баркас королевской семьи. Первая датируется серединой шестнадцатого столетия.
Сегодня образцы продуманно украшенных носовых фигур, найденные в музеях и коллекциях, остаются не более чем захватывающим напоминанием об ушедших эпохах.
Носовые фигуры старинных кораблей
Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен.
В древнем Риме носовое украшение именовалось рострой, в древней Греции- кариатидой.
Распростертая над бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов.
Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи.
Сейчас ее называют «галеонной фигурой» по имени кораблей, но в морской терминологии ее называют «гальюнной» фигурой, поскольку она устанавливается на гальюн (свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях.
История
Древняя Греция
Украшения в обличье богов характерны для Древней Греции, причем отдавали предпочтение богине победы Нике.
Также в убранстве кораблей часто обнаруживаются мифологические персонажи. Преимущественно это были древнеримские боги, покровители мореплавания и торговли, Нептун и Меркурий.
Викинги
Уходя в море, моряки всегда совершали жертвоприношения, а чтобы показать, что своих покровителей никогда не забывают, на судах стали устанавливать в виде украшения культовые предметы и изображения богов.
Чаще всего на первых порах это были изображения мифических животных. Жители Норвегии, например, для своих дракаров вырезали из дерева фигуры в виде головы дракона, располагавшиеся на носу судна. Славяне украшали свои ладьи головами баранов или козлов, а другие народы украшения на носу судна предпочитали делать в виде птиц, например павлинов.
Встречались фигуры монахов, святых, женщин и дев разных видов.
С середины XVI века испано-португальские корабельные мастера начали устанавливать на галеонах — больших трехмачтовых парусных судах, приспособленных для перевозки ценных грузов, — весьма совершенные в художественном отношении скульптуры.
Со второй половины XVI века и особенно в XVII веке богатый скульптурный декор становится обычным атрибутом всех парусных кораблей.
По пышности отделки подобные суда подчас не уступали роскошным дворцам своих властителей, а порой даже превосходили их.
В случае военно-морских кораблей- была цель- продемонстрировать богатство и могущество владельца.
В расцвете барокко, некоторые корабли имели исполинские фигуры, весящие несколько тонн.
Изначально проектные модели носовых фигур выполнялись скульптором из дерева и воска в небольшом масштабе и лишь после получения одобрения комиссии и короля они вырезались из дерева в натуральную величину.
Как появились носовые скульптуры на кораблях, и для чего они были предназначены
Хороша была галера: румпель был у нас резной,
И серебряным тритоном нос украшен был стальной.
Кандалы нам терли ноги, воздух мы хватали ртом,
Полным ходом шла галера. Шли акулы за бортом.
(Редьярд Киплинг, перевод Е. Дунаевской)
Вначале эти фигуры в виде мифических животных размещали на носу судна, на специальном выступе.
Зачастую их устанавливали с целью устрашения врагов, особенно это касалось викингов. На высоких носах своих драккаров они размещали еще и высоко поднятые головы драконов. И когда эти головы выплывали из тумана в сопровождении ревущих боевых рогов, на европейских жителей это производило весьма устрашающее впечатление.
Драконы
В те времена мало кто умел читать и писать, поэтому и названия кораблей на их бортах никто не писал.
Примитивные суденышки часто оказывались бессильными перед морской стихией, и для успешного плавания капитаны старались установить на кораблях фигуры богов – укротителей морской стихии, надеясь таким образом получить от них защиту и покровительство для своей команды.
Но, как оказалось, эти тяжелые статуи на носу корабля, наоборот, делали его менее устойчивым на волнах, поэтому для них нашли другое, более подходящее место – под бушпритом, именно там мы и привыкли их видеть.
Как называется скульптура на носу корабля
Украшать нос парусного судна скульптурной фигурой – одна из самых старых и почитаемых традиций
Текст Сергея Балакина, фото автора
И сстари моряки считали носовую фигуру символом, талисманом, вместилищем души корабля. Ее берегли, ибо повредить и тем более потерять свой оберег считалось крайне плохой приметой.
Носовые фигуры появились на судах еще в античные времена. Мореплавание тогда было сопряжено с немалым риском, и судовые скульптуры играли прежде всего сакральную роль. Особенно характерно это для древних египтян, которые отдавали предпочтение богам и священным птицам. Они полагали, что изображение всемогущих мифологических существ поможет защитить судно и его команду в море от различных неприятностей. Впрочем, религиозными символами дело не ограничивалось. Финикийцы, например, нередко устанавливали на носу судна резную деревянную голову лошади, что символизировало быстроходность, а греки и римляне – разъяренных кабанов и драконов, призванных запугать потенциального неприятеля. Голова дракона была чрезвычайно популярна и у викингов, украшавших ею свои быстроходные дракары, а также у корабелов Индокитая и Индонезии.
В XVII-XVIII веках наиболее распространенным «персонажем», изображаемым на носу военных судов,
стал лев.
Ярыми приверженцами оснащения боевых кораблей резными львами были англичане, голландцы и шведы. Через них эта мода перешла и в Россию – при Петре I «царь зверей» как элемент декоративного оформления присутствовал почти на всех парусниках только что созданного флота.
Здесь уместно немного коснуться терминологии. В Российском Императорском флоте обычно применялось словосочетание «носовая фигура» (вероятно, оно происходит от английского figurehead), хотя в документах петровской эпохи также использовался термин «болван». Иногда носовые фигуры именуют гальюнными – это перевод немецкого слова galionsfigur. Название вполне логичное, так как первоначально слово «гальюн» обозначало площадку под бушпритом в носу судна, то есть как раз там, где и устанавливалась скульптура. Изредка можно встретить термины «ростральная», «ростровая» или «ростерная» фигура (от латинского слова rosеrum – таран) и «кариатида» (так носовую фигуру называли древние греки). А в итальянском языке она именуется polena, что можно перевести как «подставное лицо».
В парусную эпоху декоративному убранству военных кораблей уделялось очень много внимания, ибо флот во все времена был любимой игрушкой монархов и президентов.
Роскошная отделка, обилие золота, резных орнаментов и фигур олицетворяли мощь и богатство. Неудивительно, что на украшение военных парусников денег не жалели. Носовые фигуры нередко заказывали самым известным скульпторам. Так, в России в 1724 году поясной портрет Петра I для 54-пушечного корабля «Не тронь меня» изготовил знаменитый ваятель Бартоломео Карло Растрелли, отец еще более знаменитого скульптора и архитектора Франческо Растрелли. Позже к работам по украшению русских кораблей привлекались Матвей Чижов, Петр Клодт, Михаил Микешин.
Начиная с XVIII века, носовые фигуры парусников становятся более разнообразными – здесь встречаются античные герои, животные, скульптурные портреты, а иногда и многофигурные композиции.
На торговых парусниках моделями для носовых скульптур нередко служили жены и дочери судовладельцев. Для многих резчиков по дереву это был прибыльный бизнес – скупиться здесь считалось дурной приметой.
Одно из древних поверий гласит, что любой шторм утихнет, если женщина предстанет перед Нептуном обнаженной. Поэтому русалки и нагие красотки в качестве носовых украшений во все времена были очень популярны.
Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №6 (75), 2015 г.