Как называется служба судебных приставов
ФССП — что это такое и чем занимается?
ФССП — это Федеральная служба судебных приставов, которая работает в каждом регионе России, имеет представительства практически в каждом населенном пункте страны. Служба имеет различные направления деятельности от взыскания задолженности до контроля над коллекторскими агентствами.
Главенствующим звеном в структуре ФССП является центральный аппарат. Следом идут территориальные органы. Это представительства ФССП в разных городах, которые отвечают за ту или иную область, округ, регион, район в зависимости от местности.
Какой закон регулирует деятельность ФССП?
Деятельность ФССП регулируется сразу несколькими законами:
В указанных ФЗ подробно описывается понятие службы судебных приставов, ее предназначение, задачи, деятельность, функции и т.п.
Задачи ФССП
ФССП — исполнительный орган власти. Сотрудники службы осуществляют фактическое исполнение решений разных инстанций. Например, суд постановил взыскать алименты с отца ребенка, но сам этого сделать не может, поэтому соблюдением выполнения постановления занимаются судебные приставы.
У ФССП есть и другие задачи, но основной считается исполнение решений российских судов, что указано в законодательной базе.
К другим задачам ФССП можно отнести:
Как ФССП взыскивает задолженность?
Взыскание задолженности начинается с возбуждения исполнительного производства. Для этого приставу нужен исполнительный лист, который взыскатель получает в суде после рассмотрения дела.
Как только пристав начинает ИП по делу должника, он направляет письмо с постановлением о возбуждении ИП должнику. В этом письме указывается, что должник может оплатить задолженность единовременно в течение 5 дней с момента получения без оплаты исполнительного сбора.
Если в течение 5 дней должник не оплачивает указанную сумму, начисляется исполнительный сбор в размере 7% от задолженности. Так складывается окончательная сумма, которую придется оплатить должнику для завершения ИП.
Далее судебный пристав может наложить дистанционный арест на банковскую карту должника, принадлежащее ему имущество (недвижимость, автомобиль). В этом случае должник продолжит пользоваться автомобилем и квартирой, но не сможет произвести с ними никакие имущественные сделки (продать, подарить, обменять и т.п.)
При аресте банковской карты автоматически списывается сумма долга, указанная в постановлении. Если на карточке недостаточно средств для погашения всей задолженности, баланс карты уходит в минус на эту недостающую сумму.
Например, судебный пристав направил в банк постановление на арест на сумму 10000 рублей. На карте должника было 8000 рублей. Текущие 8000 рублей будут списаны с карты и направлены банком на погашение долга по постановлению, а баланс карты станет отрицательным еще 2000 рублей.
Дальше все будет зависеть от судебного пристава исполнителя. В первую очередь они прессингуют должников по алиментам и только потом берутся за банковских должников.
Если у пристава очень много работы (большое количество должников-алиментщиков, большая зона ответственности), то в состоянии арестованных карт и имущества можно жить долгие годы без последствий. Например, оформить карту в другом банке и пользоваться ей.
Если пристав принципиальный и ответственный, вскоре за бездействием должника последует приезд пристава с проверкой на дом. В ходе посещения дома будет произведена опись имущества и наложен арест на личный вещи должника, которые разрешены к взысканию ФЗ «Об исполнительном производстве».
Арест имущества происходит при понятых в количестве не менее 2-х человек. Арест личных вещей еще не значит, что их заберут и увезут. Нет, эти вещи останутся в квартире должника, он сможет ими пользоваться, но в любой момент пристав сможет обратить на них взыскание — забрать и продать на специальном аукционе.
Если такая мера не произведет на должника никакого впечатления, в следующий раз приставы приедут обращать взыскание на арестованное имущество. В этом случае они заберут все арестованное имущество и отправят на склад, после чего выставят на торги. Продажа происходит в формате аукциона.
Аналогичная последовательность действий происходит при аресте недвижимости и последующем обращении взыскания. Только в этом случае должник должен будет освободить свою квартиру.
Как узнать о своей задолженности на сайте ФССП?
На главной странице официального сайта ФССП есть небольшая анкета под названием «Узнайте о своих долгах».
Здесь нужно указать ФИО должника, выбрать регион проживания и нажать на кнопку «Найти».
Далее система предложит ввести капчу — код в специальное поле.
После ввода буквенно-цифрового кода высветится таблица со списком всех исполнительных производств, которые возбуждены в отношении конкретного должника.
В таблице будет указана ФИО, дата рождения и адрес регистрации, причина для возбуждения ИП, дата, сумма, данные пристава исполнителя и другая информация.
Что будет, если не платить долг в ФССП?
Самое большое, чего можно лишиться из-за долга в ФССП — жилье. Судебный пристав-исполнитель может арестовать недвижимость должника и обратить на него взыскание, но лишь в том случае, если недвижимость не является единственным жильем должника.
Если не платить долг в ФССП обязательно арестуют банковскую карту на сумму долга. Приставы могут приехать по месту постоянной регистрации должника для описи и ареста имущества. Должнику придется долго и упорно доказывать, что та или иная вещь ему не принадлежит и была куплена родителями, если, например, он проживает вместе с ними.
Приезд судебных приставов — не самое приятное посещение, особенно когда в той же квартире проживают другие члены семьи. Здесь придется доказывать, что те или иные вещи принадлежат не вам, были куплены другими людьми и т.п. Это докажут чеки строгой отчетности, гарантийный талон или кредитные документы, если ценная вещь была оформлена в POS-кредит.
Если не платить долг в ФССП добровольно, об этом могут узнать на работе, потому что в этом случае пристав может обратиться на работу с постановлением об отчислении конкретного процента от заработной платы в счет погашения долга.
Роль ФССП в законе о коллекторах
Не стоит забывать, что с 2017 года ФССП была назначена контролирующим органом за деятельностью коллекторских агентств в России. С того момента каждый заемщик может подать жалобу на действия коллекторов в территориальный орган ФССП.
Историческая справка и правовые основы деятельности
«Кредитная» история или как это было.
Из истории института судебных приставов
Исполнение судебных решений – это показатель уважения к государству. Ведь правосудие считается свершенным, когда выполнено решение суда. ФССП России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим принудительное исполнение судебного решения. Служба обеспечивает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Но история долговых отношений насчитывает не одно тысячелетие. На разных этапах развития государства применялись различные методы взимания долгов и всегда были люди, которые в частном порядке или на законных основаниях боролись с должниками. Потребность в решительных действиях с целью взимания долга и предотвращения недобросовестного поведения заемщиков возникла в глубокой древности. В частности, всегда был актуален вопрос регулирования долговых обязательств по налогам и сборам. Но как таковой институт принудительного исполнения в России складывался постепенно, его совершенствование шло параллельно с развитием правовой системы и зависело от многих экономических, политических и социальных процессов. Каков же портрет тех, кто являлся предшественниками или прототипами современных судебных приставов?
Дружинники
В Древней Руси дань являлась формой налогов, а сборщиком дани выступал сам князь. С ноября по апрель выезжал он с дружиной на полюдье собирать дань и вершить суд в подвластных ему племенах. К поселенцам, которые отказывались или не имели возможности платить, применялись силовые методы. Волю князя приводили в исполнение верные дружинники. Поскольку не был установлен четкий размер повинности, княжеская дружина нередко встречала ожесточенное сопротивление. После гибели князя Игоря в походе на древлян, его вдова княгиня Ольга провела налоговую реформу, – она установила «уроки» (фиксированный размер повинности) и создала новую форму получения дани – «повоз» (дань свозилась на специально устроенные «погосты» и становища). Во времена правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054) общественные отношения, в том числе имущественные, регулировались сводом законов Русская Правда. Уже в ХI веке в Русской Правде был прописан определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника. Там же упоминались посадниковые или княжеские дружинники – отроки, мечники и детские, которые выступали в роли «исполнителей», защитников интересов истца, – они собирали судебную пошлину и содействовали в получении назад заемного имущества. В период с конца XI века по XV век были приняты нормативные правовые акты, закрепившие введение специальных должностных лиц, призванных обеспечивать исполнение судебных решений и содействовать судебному процессу.
Первые приставы феодальной Руси и Московского государства
Изначально под словом «пристав» не подразумевали какую-либо определенную должность, скорее, так называли исполнителя различных судебных обязанностей. В договорных и судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XIII – XV веками упоминаются приставы, которые призывались на должность князем или городским вече и обладали различными полномочиями в области судебной и следственной деятельности: вызывали ответчиков на великокняжеский суд, осуществляли досудебное исследование обстоятельств дела, собирали доказательства в пользу истца; разыскивали и принудительно приводили в суд ответчика; обеспечивали установленный порядок ведения дел в суде, следили за своевременной уплатой судебных пошлин и пр.). В документах Московского государства упоминание о судебных приставах встречается в Судебниках 1497, 1550 годов. Судебники закрепляют разнообразие функций и форм деятельности приставов. Так, для розыска беглых холопов приставы могли устраивать обыски, а для получения информации о «лихих» людях – применять расспрос и пытку. Кроме этого, Судебники вводят новый институт – «отдача за пристава»: теперь обвиняемые во время следствия и суда находятся под надзором и на ответственности того пристава, за которым они числятся. Если пристав упускает своего «подопечного», он обязан стеречь ответчика у двора «и день, и два, и три». В XVI – XVII веках формируется единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативных правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, и функции приставов закрепляются законодательно.
Недельщики
В допетровской Руси, с начала XV по XVII век, судебный пристав назывался недельщиком, т.к. исполнял свои обязанности неделями, «быть в неделях». Вступление недельщика в должность регистрировалось дьяком в особой книге.
В обязанности недельщиков входило оповещение сторон о вызове в суд, а также содействие в розыске обвиняемого и доставление его в суд. При этом сам недельщик осуществлял возложенные на него функции только в пределах города, если же возникала необходимость вызова в суд ответчика из уезда, недельщик посылал с приставными грамотами так называемых ездоков. При недельщике могло числиться до семи ездоков, с каждым из которых он заключал договор взаимной ответственности. В случае ущерба, нанесенного делу ездоком, все убытки возмещал недельщик. Если же сам недельщик нарушал свои обязательства, пени и взысканию пошлин подвергались те лица, которые при вступлении недельщика в должность поручились за него. Таким образом, уже в XV – XVI веках начал формироваться институт ответственности приставов за противоправные действия. Более широкие полномочия приставы получили благодаря Соборному Уложению царя Алексея Михайловича 1649 года. В частности, в случае сопротивления должника, приставу предоставлялось право взять себе в помощь у воеводы «стрельцов, пушкарей и защитников», – столько, сколько необходимо для ареста ответчика. Но вместе с расширением полномочий, повысилась и ответственность: за ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подвергался дисциплинарной (увольнение со службы), уголовной (битье батогами) и материальной (возмещение убытков) ответственности.
В это время, согласно Соборному Уложению, за недоимки крестьяне и мелкий посадский люд отвечали «правежом» – их привязывали к позорному столбу и секли. В петровскую эпоху правеж был заменен принудительными работами, также была отменена мера пресечения «отдача за пристава». Постепенно исполнительное производство как вспомогательный институт при судах сдает свои позиции, и в XVIII веке должность судебного пристава упраздняется.
Полицейские приставы
После упразднения института судебных приставов судебно-вспомогательные функции перешли в ведение полиции. Однако такое переложение обязанностей не оправдало себя. Если, скажем, недельщикам за исправную службу по обеспечению явки в суд приглашенных лиц полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с самих вызываемых, то у полицейских приставов не было никакой материальной заинтересованности. По этой причине установленный порядок ведения судебных дел постоянно нарушался, судебные разбирательства из-за несвоевременного вызова в суд участников процесса затягивались не на одно десятилетие, а исполнение решений суда откладывалось на годы.
В XVIII – XIX веках в Российской империи стали повсеместно появляться «долговые ямы»; действовала круговая порука; за неуплату подушной подати продавали имущество должника, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы. Но недоимки росли, и с 1769 года в безнадежных случаях они стали списываться: царское правительство «складывало» долг, приурочивая это к каким-либо видным политическим событиям.
В таких условиях очевидной стала необходимость кардинального реформирования судебной системы и восстановления института судебных приставов.
Судебные приставы Российской империи
В ходе судебной реформы 1864 года институт судебных приставов был восстановлен в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда. 20 ноября 1864 года императором Александром II были утверждены «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». Судебные уставы определили новые принципы судоустройства и судопроизводства в России, кроме того, в соответствии с ними при судебных местах должны были находиться судебные приставы.
Вопрос о реализации уставов был решен «Высочайше утвержденным Положением о введении в действие Судебных Уставов 20 ноября 1864 г.», которое содержалось в именном императорском указе от 19 октября 1865 года. При этом новые установления планировалось вводить в действие с 1866 года в течение четырех лет. В первую очередь они были введены в округах Санкт-Петербургской и Московской судебных палат, а в подведомственных им судах были назначены судебные приставы в количестве 203 человек.
Деятельность приставов, состоявших при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам. В отношении кандидатов на должность судебного пристава действовал определенный перечень требований и цензов. В соответствии с «Учреждением судебных установлений» эту должность не могли занять иностранцы, лица, не достигшие двадцати одного года, лица, подвергшиеся судебным приговорам или состоящие под следствием. Большое внимание уделялось морально-нравственным качествам кандидата: чтобы обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве, судебный пристав должен быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью». Утверждение пристава в должности происходило только по истечении года успешной службы. Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание (лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача в арестантские роты и др.). Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность судебного пристава в случае ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.
Таким образом, с момента подписания в 1865 году императором Александром II Положения о введении в действие судебных уставов правовой статус и компетенция судебного пристава получили законодательную регламентацию. Институт судебных приставов становится ядром «исполнительного» судебного механизма, а законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи признается образцовым документом в европейской законотворческой практике второй половины XIX века. Судебные приставы, с которыми история российской государственности была неразрывно связана на протяжении многих веков, заняли достойное место в системе государственной службы.
Поэтому дата 19 октября 1865 года считается отправной точкой в истории Российского института судебных приставов.
После перехода России на новое летоисчисление указанной исторической дате стала соответствовать (по новому стилю) дата 1 ноября. Именно она легла в основу Указа Президента Российской Федерации от 08.09.2009 № 1019, которым был установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов – День судебного пристава.
Судебные исполнители СССР
В период 1917 – 1991 годов дореволюционная система исполнения судебных решений постепенно разрушалась. Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года, вместе с ликвидацией прежней судебной системы, упраздняется также институт судебных приставов. Для реализации исполнений судебных решений учреждается институт судебных исполнителей. А функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников советской милиции. Судебные исполнители состояли в штате суда и в своей деятельности подчинялись непосредственно суду. Этот факт, безусловно, свидетельствует о некоторой преемственности между дореволюционной службой приставов и советской.
Возрождение службы судебных приставов
Возрождение службы судебных приставов началось с 1997 года, когда были приняты федеральные законы от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Эти законы кардинальным образом изменили систему исполнительного производства и явились законодательной основой для организации самостоятельного института судебных приставов. Их применение привело к определенным положительным результатам в деле укрепления гарантий защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.
Значительно обновленное за истекшее время законодательство Российской Федерации также потребовало корректировки ряда норм федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» и внесения изменений в эти законы, поскольку вопросы исполнения судебных и иных актов касаются практически каждого правоприменителя, гражданина и организации, осуществляющих свою деятельность в нашей стране.
Потребности в изменении законодательства об исполнительном производстве, в последнее время находившегося в центре внимания, как законодателя, так и общества в целом, обусловили разработку и принятие нового Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вступившего в силу 1 февраля 2008 года.
Судебные приставы в России стали госслужащими, или О новой силовой структуре
В соответствии с Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ была создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Положение о ФССП утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316.
Данный закон, с 1 января 2020 г. претерпел значительные изменения в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. С 1 января Федеральная служба судебных приставов становится полноценной силовой структурой, а её сотрудники получат офицерские звания и соцпакет, как в других правоохранительных органах.
Последствия
Судебные приставы, получив погоны силовиков, теперь обязаны будут платить из своего кармана за собственные ошибки. Вопросы службы в данном ведомстве регулируются Федеральным законом от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При этом усиливаются и требования к самим судебным приставам. Думается, что гражданскому обществу будет интересно узнать, что теперь фактически вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми. Если по вине судебного исполнителя человек понесёт потери, казна возместит по суду убытки, а потом взыщет деньги с виновного офицера.
Судебные приставы имеют полномочия, схожие с теми, что имеет полиция, однако до сих пор не было точной законодательной ясности, кем именно являются судебные приставы, их нельзя было назвать в чистом виде гражданскими служащими, тем не менее, они не являлись и военнослужащими. Не было у них и того статуса, которым обладают сотрудники правоохранительных структур: прокуратуры, полиции, Росгвардии и других.
Работу, которая возложена на приставов, могут делать только дисциплинированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. Поэтому закон, с одной стороны, вводит привлекательный соцпакет (гарантии), чтобы достойные кадры приходили и оставались подольше на службе. С другой стороны, предусматриваются серьёзные ограничения. Например, судебным приставам нельзя будет иметь двойное гражданство. Не получат мундиры с погонами судимые. Кроме того, сотрудников ведомства регулярно будут проверять на алкоголь и наркотики.
Реформа затронет почти 62 тысячи человек. Денежное довольствие сотрудников ведомства будет увеличено. По расчетам экспертов, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в новом году более 6,2 миллиарда рублей. Появится льготный возраст выхода на пенсию после 20-25 лет выслуги.
Прочитав такую цифру от эксперта, я был сильно удивлён, поскольку, большинство приставов в настоящее время не получает 49,1 тысячи рублей.
В связи с введением законом специальных званий сотрудникам данной системы, теперь с нами будут общаться люди в погонах от младшего сержанта внутренней службы до полковника внутренней службы.
В настоящее время управления ФССП многих регионов возглавляют государственные советники юстиции Российской Федерации 3 класса, что приравнивается к воинскому званию генерал-майора юстиции. Новый закон предусматривает для начальников управлений спецзвания полковников внутренней службы, за исключением руководителей крупнейших региональных подразделений ФССП – руководителей главных управлений ФССП по Краснодарскому и Красноярскому краям, Московской и Свердловской областям, по Москве и Санкт-Петербургу. В данных регионах главные управления будут возглавлять генерал-майоры внутренней службы. Обращает на себя внимание то, что остался обиженным один из регионов – город федерального значения Севастополь.
Руководителю Федеральной службы судебных приставов России Дмитрию Аристову президент РФ своим указом присвоил первое специальное звание генерал-полковника внутренней службы. Высшим званием для данной должности является генерал внутренней службы, что приравнивается к воинскому званию генерала армии.
Кстати. Аналогичное звание существовало до недавнего времени в Украине и присваивалось министру внутренних дел государства. В России такое спецзвание введено впервые.
Всем руководителям региональных управлений планируется присвоение звания полковника внутренней службы.
Обязанности ФССП
Хотелось бы образно сказать, что «силы» у ФССП и полномочий прибавится, а обязанностей – вряд ли. Как планирует руководство Федеральной службы судебных приставов (ФССП), в ближайшие годы предполагается ликвидировать очереди граждан на личный приём к судебным приставам. Для этого будет реализовано сразу несколько масштабных проектов, основной из которых – создание информационного суперсервиса. Такой сервис предполагает поэтапное внедрение новшеств в институт исполнения. Поэтому будут расширены объём и способы информирования сторон исполнительного производства, а также решены проблемы идентификации должника. Планируется перейти не только на электронный документооборот с судами, но и подключить к ФССП России более 60% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются сторонами исполнительного производства (например, организации топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, организации, осуществляющие перевозки, и другие).
Одним из ключевых мероприятий при реализации суперсервиса станет внедрение реестровой модели принудительного исполнения, ведение реестра исполнительных документов и отказ от оборота исполнительных документов как в бумажном, так и в электронном виде. Выдача на руки исполнительного документа в дальнейшем и направление в службу судебных приставов для исполнения органом, его выдавшим, будут исключены.
Внедрение реестра запланировано не ранее 2021 года. Однако в качестве прототипа реестра исполнительных производств уже рассматривается возможность введения упрощённого механизма для исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушение правил дорожного движения, которые были зафиксированы в автоматическом режиме. Как правило, это взыскание штрафов, не превышающих 3000 рублей. Предполагается, что эта категория исполнительных документов будет исполняться без возбуждения исполнительного производства за счёт электронного формирования процессуальных документов и списания денежных средств со счёта должника.
Как юрист, выскажу сомнение в пользе такого механизма. Бывают случаи, когда штрафы приходят людям, не совершившим правонарушение на дороге – за полного тёзку, либо за двойной регистрационный номер на автомобиле. Думается, что беготни нам предстоит больше, чем было раньше. Хотя, поживём – увидим.